roe мультипликатор что это простыми
ROE – что это такое и как рассчитать показатель инвестору для принятия решения о покупке ценных бумаг
Для принятия решения о том, какие акции купить, рассчитывают различные мультипликаторы. Если вы решили самостоятельно выбирать ценные бумаги в свой портфель, то без знания формул и интерпретации полученных значений не обойтись. В статье простыми словами разберем один из основных показателей – ROE. Что это такое и как рассчитать разберем на конкретных примерах предприятий, акции которых можно купить на российском фондовом рынке.
Понятие и значение для инвестора
ROE – финансовый показатель эффективности деятельности компании. Расшифровывается как return on equity. На русском языке чаще называют “коэффициент рентабельности собственного капитала”. Показывает, сколько рублей чистой прибыли приносит каждый вложенный в бизнес рубль собственного капитала.
Любой человек, который покупает акции предприятия, становится ее акционером и владельцем бизнеса пропорционально своей доле. Ему принадлежат чистые активы компании (активы за вычетом обязательств). Но они представляют интерес только в случае прекращения деятельности предприятия. В этом случае акционер может рассчитывать на возмещение ему средств пропорционально доле владения активами.
В ситуации, когда бизнес работает и развивается, для инвестора интереснее тот доход, который он может ему принести. Поэтому важнее становится не сама рыночная стоимость собственного капитала, а его рентабельность. Именно ее и показывает коэффициент ROE.
Есть похожий мультипликатор – ROA, который характеризует отдачу от вложения всех активов, тогда как ROE – только от чистых активов, т. е. очищенных от обязательств.
Формула расчета и интерпретация значения
Формула расчета:
Чистая прибыль – это прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты обязательных платежей. Ее можно направить на развитие, выплату дивидендов, реализацию социальных мероприятий.
Собственный капитал – активы компании (денежные средства и их эквиваленты, основные средства, инвестиции и пр.) за вычетом обязательств (например, кредитов и займов, кредиторской задолженности).
Значение показателя в 30 % будет означать, что каждый рубль собственного капитала, вложенного в производство, будет приносить акционерам 30 копеек чистой прибыли. Чем выше этот процент, тем лучше компания генерирует прибыль за счет собственных средств и тем выгоднее ее ценные бумаги для инвесторов.
Отрицательное значение означает, что предприятие в убытках, т. е. его чистая прибыль ушла в минус, нерентабельно и вкладывать деньги в покупку его акций нецелесообразно.
Инвестор может получить прибыль, которую приносит собственный капитал двумя способами:
Компоненты формулы можно найти и в российской (РСБУ), и в международной (МСФО) отчетности. Методика расчета пришла в нашу страну из-за рубежа, поэтому чаще всего показатель рассчитывают по второй отчетности. Все публичные компании обязаны в свободном доступе предоставлять отчетность по МСФО на своем официальном сайте, поэтому рассчитать рентабельность не составляет труда.
Чистая прибыль находится в Консолидированном отчете о прибылях и убытках и в прочем совокупном доходе. Собственный капитал можно получить двумя путями:
Особенности коэффициента рентабельности собственного капитала:
Примеры расчета
Рассмотрим расчет ROE на примере трех компаний – представителей металлургической отрасли России:
За расчетный период возьмем 2019 год. Источник исходных данных – консолидированная отчетность по МСФО. По НЛМК данные представлены в долларах США, по двум другим компаниям – в рублях. Приводить к единым единицам измерения нет смысла, потому что мы рассчитываем относительный показатель рентабельности в процентах.
При сравнении рентабельности собственного капитала трех металлургических компаний наиболее эффективной является Северсталь. Но всегда помним, что нельзя основывать свое решение о покупке или продаже акций только на одном показателе. И желательно анализировать динамику минимум за 3 последних года.
На примере Северстали посмотрим, где искать исходные данные для расчета:
Модель Дюпона
Более сложной формулой для расчета ROE является модель Дюпона. Она раскладывает показатель на 3 фактора для того, чтобы оценить влияние каждого на конечный результат.
Если немного дружите с математикой, то легко увидите, что эта формула есть не что иное, как отношение чистой прибыли к собственному капиталу.
Пофакторная раскладка позволяет оценить сильные и слабые стороны компании более детально и скорректировать экономическую политику.
Заключение
В экономике показателей рентабельности существует очень много. И все они характеризуют эффективность какой-то стороны деятельности компании, поэтому важны для ее акционеров и менеджмента. ROE является одним из основных мультипликаторов, которые используют инвесторы для анализа эмитента и выбора ценных бумаг в свой инвестиционный портфель.
Надеюсь, что у вас не возникнет сложностей в его расчете, если захотите сделать это самостоятельно. Но можно воспользоваться уже готовыми значениями, которые публикуют некоторые специализированные сайты, например, BlackTerminal.
Коэффициент рентабельности собственного капитала ROE (Return on Equity) отражает соотношение чистой прибыли компании к ее собственному капиталу и выражается в процентах.
ROE позволяет инвесторам оценить, насколько эффективно компания использует собственный капитал.
Очевидно, что чем выше данный показатель, тем лучше рентабельность собственного капитала у компании.
Если ROE = 25% это говорит, что на вложенные 100 рублей денег, бизнес компании генерирует 25 рублей чистой прибыли.
Это в свою очередь означает, что уровень данной процентной ставки не должен быть в долгосрочной перспективе меньше, чем ставка по низкорискованным активам (депозит, облигации), так как последние несут намного меньше рисков, чем бизнес.
В общем случае можно считать, что долгосрочный показатель ROE меньший 10% является низким и не желательным. Далее лучше сравнить показатели компаний в рамках средних значений для их отраслей.
Формула расчета ROE (Return on Equity)
ROE считается по следующей формуле:
Формула ROE для отчетности на английском языке:
Как пользоваться коэффициентом ROE (Return on Equity)
Рентабельность собственного капитала полезно применять в следующих случаях:
Сравнивать компании из разных отраслей по показателю ROE не представляет смысла, так как специфика бизнеса и его рентабельность, в зависимости от отрасли, могут сильно отличаться.
Особенности показателя рентабельности собственного капитала ROE (Return on Equity)
В отличии от показателя рентабельности активов ROA (Return on Assets) в расчете ROE (Return on Equity) задействован только собственный капитал компании, из-за чего данный коэффициент часто дает более качественную оценку рентабельности.
Между показателями ROE и ROA существует зависимость:
Чем больше заемных средств у компании, тем бОльшая разница между показателями ROE и ROA. При увеличении долгов компании, ее ROE будет расти, а ROA будет падать.
При увеличении собственного капитала, показатель ROE будет уменьшаться.
Риски высокого значения ROE (Return on Equity)
Правило «чем выше ROE, тем лучше» работает не всегда. Отрицательный эффект в высоком ROE может дать низкий собственный капитал.
Вот 2 возможных негативных сценария, при которых у компании будет высокий ROE.
Исходя из данных рисков, можно сделать 2 дополнительных вывода:
Избежать ошибок в данном случае также поможет анализ ROE компании в динамике по годам.
Показатель ROE (Return on Equity) на FinanceMarker
На FinanceMarker.ru показатель ROE доступен по всем компаниям Московской биржи, а также бирж NASDAQ, NYSE и других.
Показатель доступен для:
Данные о рентабельности собственного капитала ROE доступны на
FinanceMarker.ru как в табличном, так и в графическом виде.
Справочник
Мультипликатор ROE относится к категории мультипликаторов, отражающих рентабельность бизнеса. Вот другие мультипликаторы из этой же категории:
Перейти ко всем статьям блога FinanceMarker, посвященным мультипликаторам, можно по этой ссылке.
6 мультипликаторов для начинающих инвесторов
Инвесторы в поисках наилучшей компании изучают мультипликаторы. Это безразмерные показатели, у них нет величин по типу млн, трлн или шт. Мультипликаторы нужны, чтобы быстро оценить состояние бизнеса компании и сравнить с другими.
В этой статье разберём самые популярные мультипликаторы, которые чаще остальных встречаются в инвестировании.
P/E (Price to Earnings) — показывает отношение цены компании к её годовой прибыли. Это один из самых простых мультипликаторов.
Он нужен, чтобы понять, за сколько лет окупится инвестиция в компанию. Чем он выше, тем больше лет придётся ждать возвращения вложенных денег.
Вот формула его расчёта.
Норма P/E для компаний РФ считаются значения от 15 до 20, а в США — от 30 до 40
Из чего состоит P/E
Чтобы его посчитать, надо знать:
Допустим, у компании «Умные телевизоры» годовая прибыль равна ₽10 млн, а капитализация — ₽100 млн. Выходит, что P/E такой компании равен 10. Именно столько лет потребуется, чтобы вложения в акции окупились.
Удобно то, что ничего не надо считать ручками. Мультипликатор P/E автоматически высчитывают различные сервисы. Например, сервис для фундаментальной аналитики Wolf Street.
Высокие значения P/E говорят о перекупленности компании, а низкие — наоборот, о недооценённости. То есть чем меньше показатель, тем лучше. Потому как перекупленные акции имеют склонность быстро расти или падать, тогда как недооценённые расти, если инвесторы обратят на них внимание.
Чтобы понять, хороший ли у компании мультипликатор P/E или нет, надо сравнивать с её конкурентами из одной отрасли. Посмотрим на примерах:
1. У «Магнита» P/E за 2020 — 17,3
2. У X5 Retail Group — 23
Если так бегло посмотреть, то акции «Магнита» выглядят интереснее, потому что менее перекуплены.
Недостатки мультипликатора P/E
1. Всё зависит от отрасли. Например, P/E в районе 30 многовато для ритейлеров, но для IT-компаний вполне нормальный показатель.
2. Единой нормы нет. Везде вы встретите разные данные, какие значения и для какой отрасли считать нормальными.
3. Высокие значения — не 100% гарантия, что акция просядет. У Tesla, например, P/E равен 366, но акции всё равно растут.
Поэтому к P/E надо относится так: увидели большие значения, сравнили с другими компаниями и попытались понять, в чём дело. То есть инвестору нужно смотреть не только на один P/E, но и в целом отслеживать другие мультипликаторы. И уже вкупе с этими данными принимать решение о покупке.
ROE (Return on Equity) — показывает отношение чистой прибыли компании к её собственному капиталу. Он помогает понять, сколько денег она может потратить на дивиденды или развитие. Чем больше значения, тем лучше.
Мультипликатор ROE считается вот так
Эффективность компании зависит от того, сколько ей денег приносят инвестиции в своё развитие
Из чего состоит ROE
С чистой прибылью мы уже разобрались. Напомним, что это сколько компания заработала за отчётный период.
Собственный капитал компании — это активы за вычетом обязательств (займы, кредиты, собственные облигации). Эти данные можно посмотреть в отчётах компании.
gazprom.ru / Как считается капитал компании на примере отчёта «Газпром» за 1-й квартал 2021 года»
Посчитаем на примере всё той же компании «Умные телевизоры». Вот как она закончила 2020:
— Чистая прибыль составила ₽0,5 трлн
— Активов у неё на ₽10 трлн
— Обязательств на ₽4 трлн
ROE = 0,5 / (10 — 4) *100% = 8,3%. Получается, что ROE у «Умные телевизоры» по итогам 2020 года составил 8,3%. То есть каждые ₽100 компании генерируют ₽8 чистой прибыли.
Чтобы понять, много это или мало, нужно сравнить эти значения:
1. С конкурентами. Так вы найдёте, какая компания эффективнее использует свой капитал.
2. С собственными показателями компании за несколько лет. Если ROE растёт, то это сигнал, что компания развивается.
3. С доходностью низкорисковых активов. Если ROE компании ниже, чем, например, у ОФЗ, то выгоднее вложиться в облигации.
А теперь примеры из жизни. Возьмём две популярных компании из российского нефтегазового сектора. Вот их ROE за 2020 год :
На первый взгляд, «Роснефть» выглядит интереснее. Но опять же — надо смотреть на динамику этого показателя в целом.
Недостаток мультипликатора ROE
Он не отображает реальное состояние бизнеса. Если у компании дела идут плохо, то она может использовать капитал на покрытие расходов. Размер капитал будет снижаться, а ROE расти. Поэтому ROE лучше изучать вместе с другими коэффициентами.
P/S (Price to Sales) — это отношение стоимости компании к её выручке.
Мультипликатор P/S отражает, сколько инвестор платит за единицу выручки. Нормой считаются значения 2 или меньше. Чем меньше, тем лучше. А значения меньше 1 означают недооценку компании. Как раз и в этом задача, чтобы найти недооценённые компании.
Считается очень просто.
Если у компании значение мультипликатора равно, например, 4, то её акции слишком переоценены, и вы переплачиваете за них
Из чего состоит P/S
Капитализация компании — это её рыночная стоимость.
Выручка — это, по сути, доходы компании. Важный момент: прибыль и выручка — разные вещи. После того, как компания заработала деньги, ей нужно ещё рассчитаться по долгам, закупиться товарами, оплатить работу сотрудникам и так далее. Прибыль компании — это то, что осталось после всех расходов.
Посчитаем P/S на примере компании «Умные телевизоры». По итогам 2020 года выручка составила ₽50 млн. А рыночная цена сейчас — ₽100 млн. Итого P/S равен 2. Вполне неплохо и неперекуплено.
Сравним с реальными компаниями. Возьмём две компании из банковского сектора РФ:
1. У «Ростелекома» P/S равен 0,47
По этому мультипликатору P/S акции «Ростелекома» выглядят интереснее.
Что нужно учесть при анализе P/S
Как и в случае с P/E, чётких закономерностей, будут ли компании с высоким P/S падать, нет. Например, у AMD P/S — 9,7. Но акции всё равно растут.
Да и P/S нужно использовать только в совокупности с другими мультипликаторами.
Net Debt/EBITDA
Net Debt/EBITDA — показывает отношение чистого долга к EBITDA компании.
Помогает оценить, сколько лет потребуется компании, чтобы погасить свои долги. Чем ниже значение, тем лучше. Норма — 3.
Если мультипликатор отрицательный, то компания убыточная. Если отрицательный чистый долг, то у компании либо нет кредитов и займов, либо большое количество денежный средств, а это позитив.
Если у компании Net Debt/EBITDA равен 4, то ей надо 4 прибыли, чтобы погасить долги
Из чего состоит Net Debt/EBITDA
Чистый долг компании — это задолженность по кредитам за вычетом денежных средств и их эквивалентов: что-то, что можно быстро обменять на деньги. Например, краткосрочные облигации или акции.
EBITDA — это прибыль компании до выплаты процентов, налогов и амортизации. По сути, сколько бы компания зарабатывала в идеальных условиях: если бы все заводы у неё уже были, станки не изнашивались, а государство ввело для неё нулевую налоговую ставку.
Попробуем посчитать Net Debt/EBITDA на примере компании «Умные телевизоры».
Net Debt/EBITDA = (10 + 20 — 10) / 1 = 20. Получается, что Net Debt/EBITDA у «Умных телевизоров» равен 20.
Вот Net Debt/EBITDA у реальных компаний:
2. У «Ростелекома» — 1,93
Что важно учесть при работе с Net Debt/EBITDA
Норма мультипликатора чистый долг/EBITDA может меняться. Это зависит от того, где работает компания (страна и отрасль). Поэтому нужно учитывать «среднюю температуру по больнице».
P/B — это отношение рыночной цены акции к её балансовой стоимости.
Он показывает, сколько вы получите имущества компании, если купите её акции. Если мультипликатор больше единицы, то компания цена стоит дороже, чем её имущество, и вы переплатите. Если меньше, то компания недооценена.
Если у компании значения мультипликатора P/B меньше 0, то высок риск её банкротства
Из чего состоит P/B
Капитализация нам уже знакома. На балансовой стоимости остановимся подробнее. Это чистые активы компании (её имущество) за вычетом долгов. Узнаёте? Да, всё верно, это собственный капитал по своей сути.
Посчитаем P/B на условных примерах:
1) АО «Уральские Вагоны»
• Капитализация — ₽10 млрд
• Собственные активы компании — ₽30 млрд
• P/B у «Уральских Вагонов» = 0,33
• Капитализация — ₽1 млрд
• Собственные активы компании — ₽0,1 млрд
• P/B у «РосВагона» = 10
Капитализация у «Уральских вагонов» в 10 раз превышает стоимость её активов. Это значит, что если компания разорится, то её имущества не хватит, чтобы вернуть акционерам деньги.
А у «РосВагон» много дорогих активов — вероятно, в случае банкротства компания рассчитается и с кредиторами, и с акционерами.
Вот два примера P/B у компаний России:
Что важно учесть при анализе P/B
P/B применять к тем компаниям, которые владеют чем-то материальным. Например, землей зданиями, помещениями, оборудованием. При анализе компаний, у которых много нематериальной собственности: технологий, программ и так далее, он неэффективен.
EV/EBITDA
EV/EBITDA — показывает отношение стоимости компании к её прибыли до уплаты налогов, амортизации и других обязательных платежей. Работает как P/E, но более точно.
Если у компании EV/EBITDA равен 5, то ей понадобится 5 прибылей до уплаты налогов, процентов и амортизации, чтобы окупить себя
Из чего состоит EV/EBITDA
С EBITDA мы уже знакомы. EV — это стоимость компании. Считается как капитализация + чистый долг компании. Ведь когда вы покупаете компанию, то вы покупаете и её долги. EV это учитывает, в отличии от обычной капитализации.
Посчитаем EV/EBITDA на всё той же условной компании «Умные телевизоры»:
1. Капитализация — ₽100 млн
2. Чистый долг — ₽20 млн
EV/EBITDA = (100 + 20) / 10 = 1, 2. Получается, что EV/EBITDA составляет 1,2. Вполне неплохо.
Теперь примеры мультипликатора живых компаний:
Выходит, что Mail.ru выглядит привлекательнее.
Что важно учесть при анализе EV/EBITDA
Этот мультипликатор похож на P/E, но более точен. Используйте его, чтобы сравнить компании без учёта налоговых ставок в разных странах и амортизации.
Вывод
Если нужно быстро оценить и сравнить компанию, то вам помогут мультипликаторы. Их превеликое множество, но на базовом уровне стоит использовать эти 5 показателя:
Мультипликаторы не надо считать руками — их легко найти с помощью сервиса для анализа акций.
Но помните, что эти мультипликаторы работают, только если сравнивать компании из одного сектора. Кроме того, нужно оценивать компанию по разным мультипликаторам. И чем их будет больше, тем точнее будет анализ и его результаты.
Что такое мультипликаторы
И как ими пользоваться
Может ли инвестиция в «М-видео» быть примерно такой же по прибыльности, как в автомойку?
В прошлой статье мы узнали, что да, может. Чтобы окончательно в этом убедиться, нужно сравнить их мультипликаторы.
Пример сравнения компаний по мультипликатору
Компания «Большой холдинг» стоит 10 млрд рублей и приносит 20 млн прибыли в год. Это большие числа, но мультипликатор P/E у компании 500. Это значит, что если целиком купить «Большой холдинг» за 10 млрд рублей, то инвестиции окупятся за 500 лет.
Компания «Маленькая лавочка» стоит 200 млн рублей и приносит те же 20 млн прибыли в год. Всё еще большие числа, но мультипликатор P/E уже не 500, а 10 — соотношение стоимости и прибыли лучше, чем у «Большого холдинга».
Мультипликаторы помогают сравнить разные компании на единой шкале.
Мультипликаторы лежат в основе стоимостного подхода к инвестированию, который предлагает находить и покупать акции недооцененных компании. Подробнее об этом мы рассказывали в статье о твиттере и шаурме.
Акции недооцененных компаний приносят более прогнозируемый и стабильный доход, также они менее подвержены риску просадки на фоне кризиса или чрезвычайных событий
Теперь разберем на примерах основные мультипликаторы.
Как инвестировать в акции и не прогореть
P/E — отношение цены компании к прибыли. Если точнее, рыночной цены акции к чистой прибыли на одну акцию. Или рыночной капитализации всей компании к годовой чистой прибыли.
Отношение цены к прибыли — основной показатель. Он отражает, за сколько лет компания себя окупает, и дает сравнивать компании из разных отраслей. Если этот мультипликатор от 0 до 5, то компания недооценена. Если больше — вероятно, переоценена. Мультипликатор меньше 0 говорит о том, что компания принесла убыток.
Но надо понимать, что просто сравнивать две принципиально разные компании по одному показателю P/E опрометчиво. В одной компании на ранней стадии могут быть большие капитальные расходы, которые съедают большую прибыль. А в другой прибыль гораздо меньше, но и капитальных расходов меньше, из-за этого ее показатель P/E будет выглядеть лучше.
P/E — хороший показатель, но не единственный.
P/E «Роснефти» и «Газпрома»
«Роснефть» | «Газпром» | |
---|---|---|
Рыночная капитализация | 4200 | 3600 |
Прибыль за год | 201 | 411 |
Мультипликатор P/E | 20,9 | 8,76 |
В этой и в остальных таблицах мультипликаторы рассчитаны по итогам 2016 года по данным financemarker.ru
Капитализация и выручка указаны в млрд рублей
Мультипликатор P/S — это отношение рыночной цены акции к выручке, приходящейся на одну акцию. Его используют для сравнения компаний одной отрасли, где маржинальность будет на одном уровне. Лучше всего подходит для тех отраслей, где считается, что выручка последовательно создает соответствующие объемы прибыли или денежного потока, — например для торговли.
Значение коэффициента меньше 2 считается нормой. P/S меньше 1 указывает на недооцененность. Преимущество P/S в том, что его можно рассчитать для всех компаний, так как его значение бывает только положительным, потому что выручка может быть только положительной.
P/S для НКХП и «М-видео»
НКХП | «М-видео» | |
---|---|---|
Рыночная капитализация | 15 | 69 |
Выручка | 4,7 | 183 |
Мультипликатор P/S | 3,19 | 0,38 |
Капитализация и выручка указаны в млрд рублей
Мультипликатор P/BV — это отношение рыночной цены акции к стоимости активов, приходящихся на одну акцию. Его удобно использовать для сравнения банков, потому что активы и пассивы банков почти всегда соответствуют их рыночной стоимости. P/BV не говорит о способности компании приносить прибыль, но дает представление о том, не переплачивает ли акционер за то, что останется от компании, в случае ее мгновенного банкротства.
P/BV меньше единицы — хорошо. На 1 рубль рыночной капитализации приходится более одного рубля реальной стоимости компании. Если компания разорится и акционерам разрешат вернуть свои доли, то им будет что возвращать.
P/BV больше единицы — плохо. На 1 рубль рыночной капитализации приходится менее одного рубля реальной стоимости компании. Если компания разорится и акционерам разрешат вернуть доли, то на всех не хватит.
P/BV банков «Открытие» и «Санкт-Петербург»
«Открытие» | «Санкт-Петербург» | |
---|---|---|
Рыночная капитализация | 315 | 29 |
Собственные активы компании | 155 | 60 |
Мультипликатор P/BV | 2,03 | 0,48 |
Капитализация и активы указаны в млрд рублей
EV — enterprise value
Мультипликатор EV — это справедливая стоимость компании. Определяется так: EV = Рыночная капитализация + Все долговые обязательства − Доступные денежные средства компании.
Посмотрите на две компании и скажите, какая из них обойдется вам дороже при покупке?
EV «Русгидро» и «Интер рао»
«Русгидро» | «Интер рао» | |
---|---|---|
Капитализация | 358 | 396 |
+ | + | |
Долг | 332 | 152 |
– | – | |
Доступные деньги | 67 | 96 |
= | = | |
EV | 623 | 452 |
Капитализация, долг и доступные деньги указаны в млрд рублей
Цена «Русгидро» на фондовом рынке — 358 млрд рублей, цена «Интер рао» — 396 млрд. Получается, что «Интер рао» как будто дороже для вас на целых 38 млрд рублей. Но на самом деле это не так, и EV нам это объясняет:
EV — очень важный показатель сам по себе, но главная его польза — в сравнении со следующим показателем.
EBITDA
Мультипликатор EBITDA — это прибыль компании до выплаты процентов, налогов и амортизации.
EBITDA нужна нам, чтобы понять, какую прибыль приносит непосредственно бизнес компании. Умеет компания зарабатывать деньги?
Если еще проще, то EBITDA — это сколько бы компания зарабатывала в идеальных условиях, если бы все заводы у нее уже были, станки не изнашивались, а государство ввело для нее нулевую налоговую ставку.
Отдельная польза мультипликатора EBITDA в том, что он позволяет удобно сравнивать компании одной отрасли, но из разных стран. Ведь если в одной стране налог 13%, а в другой 50%, то, имея одну и ту же прибыль от бизнеса, мы получим разную чистую прибыль. По EBITDA прибыль будет одинаковой.
EBITDA «Русгидро» и «Интер рао»
«Русгидро» | «Интер рао» | |
---|---|---|
Прибыль до налогов | 55 | 68,5 |
+ | + | |
Амортизация | 24 | 23 |
+ | + | |
Процентные расход | (−0,902) | 14 |
= | = | |
EBITDA | 78,1 | 105,5 |
Прибыль, амортизация и расходы указаны в млрд рублей
Мультипликатор EV / EBITDA — это рыночная оценка единицы прибыли.
Помните, мы говорили, что по P/E некорректно сравнивать компании из разных отраслей и в разных жизненных фазах? Проблема была как раз в том, что мы делили рыночную капитализацию на прибыль после всех выплат, налогов и капитальных расходов. А теперь мы смотрим на более чистые и достоверные показатели — по ним компании уже можно сравнивать с большей уверенностью.
EV/EBITDA «Русгидро» и «Интер рао»
«Русгидро» | «Интер рао» | |
---|---|---|
Рыночная капитализация | 358 | 396 |
Общий долг | 332 | 152 |
Денежные средства компании | 67 | 96 |
EV | 623 | 452 |
Прибыль до налогов | 55 | 68,5 |
Чистая прибыль | 39,8 | 61,3 |
Амортизация | 24 | 23 |
Уплаченные проценты | −0,902 | 14 |
EBITDA | 78,1 | 105,5 |
P/E | 9,01 | 6,47 |
EV/EBITDA | 7,95 | 4,29 |
Все показатели, кроме мультипликаторов, указаны в млрд рублей
Принцип оценки EV / EBITDA такой же, как и P/E — чем меньше, тем лучше, а отрицательное значение, как правило, говорит об убытках.
Мультипликатор Долг/ EBITDA отражает количество лет, которое нужно компании, чтобы погасить своей прибылью все долги. Чем меньше лет, тем лучше.
Самые недооцененные компании на этой визуализации будут слева внизу, около начала координат. Разумному инвестору остается выбрать компанию слева снизу, изучить ее и проинвестировать.
Например, по итогам 2016 года «Детский мир» показал рост прибыли на 291%. После выхода финансового отчета цена акций поднялась на 35% и сейчас находится в восходящем тренде.
По итогам 2016 года ретейлер «Дикси» показал падение прибыли на 573%. После выхода финансового отчета цена акций упала на 35% и сейчас находится в нисходящем тренде.
При этом сильно полагаться на изменение EPS не стоит. Лучше использовать этот мультипликатор как дополнительный критерий отбора, когда уже произведен отсев по основным мультипликаторам, рассмотренным выше.
Мультипликатор ROE — это доходность акционерного капитала в процентах годовых, то есть рентабельность. По нему можно судить об эффективности компании.
Например, возьмем две автомойки: первая рассчитана на 30 машин, а вторая на 5. Собственных активов у первой намного больше: бо́льшая площадь земли, больше само здание автомойки, больше оборудования. Но если при этом обе автомойки дают одинаковую прибыль, мы увидим перекос в показателе ROE : у маленькой автомойки он будет намного выше. ROE сообщит нам, что маленькая автомойка эффективнее и что закупленное ей оборудование (собственный капитал) окупается гораздо быстрее. Так что мы как инвесторы выберем именно автомойку на 5 машин.
А вот реальный пример с уже рассмотренными ранее компаниями.
ROE «Русгидро» и «Интер рао»
«Русгидро» | «Интер рао» | |
---|---|---|
Прибыль за год | 40 | 61 |
/ | / | |
Собственные активы компании | 650 | 419 |
× 100% | × 100% | |
ROE | 6% | 15% |
Прибыль и активы указаны в млрд рублей
Получается, что «Интер рао» — более эффективная компания, рентабельность собственного капитала у нее выше.
Особенности использования мультипликаторов
Мультипликаторы следует применять для сравнения компаний из одной отрасли, потому что в зависимости от типа бизнеса компании, его цикличности или других свойств показатели мультипликаторов могут заметно отличаться.
Представьте, например, насколько могут отличаться собственные средства и капитал у Яндекса и «Газпрома». Яндексу не нужно строить трубопровод, чтобы зарабатывать деньги.
А если сравнить отношение прибыли Яндекса к выручке и, например, прибыль сети «Магнит» к выручке? Рентабельность бизнеса совершенно иная, поэтому такое сравнение не всегда корректно.
Разумная инвестиционная стратегия — найти лучшие по мультипликаторам компании в каждой отрасли и составить диверсифицированный инвестиционный портфель.