roa что это в акциях
Roa что это в акциях
Рентабельность активов (Return On Assets, ROA) – показывает эффективность использования активов компанией. Другими словами, ROA показывает сколько чистой прибыли приносит компания за счёт собственных активов.
В отличие от ROE, рентабельность активов учитывает не только акционерный капитал, но и заемные средства компании. Таким образом, чем больше компания имеет заемных средств, тем больше разница между ROE и ROA, то есть, показатель рентабельности активов уменьшается, если сумма заемных средств растет.
При анализе, очень полезно, отслеживать исторические данные о рентабельности активов и динамику их изменений. Если значение ROA снижается, то есть повод детально разобрать компанию и выявить причины отрицательной динамики показателя. Чаще всего это зависит от падения чистой прибыли или роста обязательств компании.
Если говорить о норме рентабельности активов, то она, как и другие показатели эффективности зависит от отрасли. Так, например, для капиталоёмких отраслей (электроэнергетика) показатель будет ниже. Для компаний не требующих больших капитальных вложений и вложений в оборотные средства (компании сферы услуг) рентабельность будет выше.
Нам, как инвесторам, важно, чтобы ROA компании, акции которой мы хотим приобрести, был выше среднего по отрасли и показывал положительную динамику последние несколько лет. Как правило, инвесторы сравнивают коэффициенты рентабельности компаний друг с другом в скринере акций.
Как рассчитать рентабельность активов?
ROA — это отношение чистой прибыли к активам компании и умноженное на 100%:
ROA = Чистая прибыль (Net Income) / Активы (Total Assets) x 100%
Чистая прибыль – прибыль, полученная за вычетом всех статей расходов и налогов.
Источник: финансовая отчетность Лукойла
Активы – принадлежащие компании материальные ценности, денежные средства и долговые обязательства.
Источник: финансовая отчетность Лукойла
Плюсы и минусы коэффициента ROA
● ROA показывает эффективность компании;
● Позволяет сделать первичной фильтр по эффективности компании, при сравнении и отсечь лишние;
● П рост в расчётах и понимании;
● В расчете ROА используется не только собственный капитал компании, но и учитываются обязательства компании, что позволяет показателю отражать все источники для генерации прибыли.
● При сравнении ROA двух компаний стоит обращать внимание структуру активов, иначе можно сделать ложный вывод о компании;
● Чистая прибыль часто подвержена бухгалтерским манипуляциям, соответственно показатель чистой рентабельности может быть не достоверный;
● Правило «чем выше показатель рентабельности активов, тем лучше» работает не всегда из-за небольшого размера или отрицательного капитала.
Полезная информация и никакого спама
Хотите быть впереди рынка? Начните прямо сейчас!
Хотите быть в курсе всех событий? Начните прямо сейчас!
Micron опубликовал сильные финансовые результаты за I кв. 2022 г. На фоне этого, акции Micron показывают вертикальный рост, стремясь к историческим максимумам.
Рассказываем, почему стоит покупать акции сектора здравоохранения именно сейчас.
Подписывайтесь на наши
социальные сети
ROA и ROE. Бессмысленность использования.
Здравствуйте, в этой статье хочу рассмотреть мультипликаторы ROA и ROE,
объяснить на примере, почему считаю бессмысленными данные мультипликаторы,
и почему не стоит сравнивать компании по рентабельности.
Итак, ROA — рентабельность активов предприятия, ЧП/Всего активов*100%
ROE — рентабельность чистых активов, ЧП/Капитал(Чистые активы)*100%
Оба мультипликатора связаны так или иначе с активами компании, давайте разберём,
что же не так с этими самыми активами компании.На эти рассуждения меня натолкнула отчётность
компании «Центральный телеграф», её и разберём. Компания в 2018 и 2019 году продала Основные средства
и выплатила огромные дивиденды. Давайте взглянем на эти сделки в отчётности по мсфо:
В особенности интересна сделка 2019 года, запомните пожалуйста эту цифру 2,7 млрд. Руб.
Взглянем на баланс компании:
Вы видите разницу в 2,7 млрд? Даже и не видно основных средств на 2,7 млрд., не то чтобы разницы.
На что, вы, конечно можете меня упрекнуть, дескать, братиш, ну ты чего,
Основные средства давно самортизированы, а учёт ведётся по исторической стоимости, а не по рыночной.
К этому я вас и подводил, к учёту по исторической стоимости, к её проблеме в мультипликаторах ROA и ROE.
Ведь при таком учёте получается активы занижены, и капитал занижен, а рентабельность в разы завышена,
и никоим образом, не отображает реальную способность менеджмента эффективно вести бизнес.
В примере выше Основные средства это здания, но в другом примере эти заниженные данные могут быть станками,
машинами, комплексами производств, и т.д. и т.п. И при сравнение двух предприятий по рентабельности получаются
совсем не реальные данные, т.к. вы не знаете в какой период эти Ос куплены, по какой стоимости,
и насколько они самортизированы, и по какому методу считают амортизацию. А сравнивая показатели рентабельности
отдаёте ли вы себе отчёт что компании могут вести разную учётную политику, могут учитывать ос по исторической стоимости,
а могут по рыночной, а могут и с помощью дисконтирования будущей экономической выгоды.
Дополнительно приведу пример из жизни, я работаю на заводе тяжёлого машиностроения,
Группа компаний в которой я работаю выпускает отчётность по мсфо.
Сроки амортизации в отчётности представлены следующим образом:
И вот тут, как у работника, у меня возникает диссонанс, дело в том что я работаю инструментом
который мне выдали 9 лет назад, и я далеко не уверен что он был новый, когда я его брал.
Мы меняли немецкий трансформатор 1938 года выпуска который проработал 74 года,
самортизировался 2,5 раза аж бедный(его продали братьям из ближнего зарубежья,
чувствую его ещё по амортизационному кругу пустят). Также постоянно занимаюсь ремонтом силовых выключателей,
произведённых в 60, 70, 80 годах, которые по сути должны быть ликвидированы, судя по финансовой отчётности.
К чему я все это вёл, а к тому что когда вы считаете и сравниваете компании по рентабельности,
вы получаете крайне неточную информацию, как в части активов, так и в части чистой прибыли
(если вы не читали мою статью о не фундаментальности чистой прибыли — ссылка,
рекомендую ознакомится для более ясной картины).
Просто на мой взгляд получается такая картина, Руководство компании с помощью шаманского ритуала,
являет в этот свет готовую продукцию. Передаёт электрическую и тепловую энергию на расстояния только
им известным чудодейственным способом, а рабочие в несуществующих цехах, на несуществующих станках,
работают несуществующими инструментами.
Правильный фундаментальный анализ. Или как не запутаться в P/E, EBITDA, ROA и т.д
Каждый из нас, читая очередную оценку фундаментальных показателей сталкивался с проблемой. А как её воспринимать? P/E у первой компании выше, но меньше ROE. Зато EPS уже значительно выше у первой. А у третей так в P/B в разы лучше первой и второй. И дальше что? Что покупать? Хорошая компания с ROA 1% или ужасная, и ее лучше не брать? Для всех, кому аналитики свернули мозг в трубочку, посвящается эта статья. Все гораздо проще.
Существует несколько базовых показателей. По которым принято оценивать СТОИМОСТЬ компании. Т.е. как дорого или дёшево вы за нее заплатили. Первый появившийся и самый распространённый P/E – цена акции / ее прибыль. EPS – это тоже самое, но перевернутое значение. Логично. Что чем выше прибыль. Тем быстрее вы вернете вложенные деньги в компанию. На практике все обстоит иначе. К примеру. Компания начинает вкладывать в производство. Как это делала Тесла и показывала миллиардные убытки. В этот момент у нее был ужасный показатель P/E – собственно, на ноль делить нельзя. Нет прибыли, P/E = 0. И вдруг появилась прибыль, и P/E взлетело. Что, если компания продаст часть своего бизнеса? Она получит значительную прибыль в этом году. Но потеряет выручку. А соответственно, прибыль в следующие годы. Так какое значение P/E является оптимальным? Может считать его среднее за десять лет? Никакое. В Америке давно уж прижилось выражение “Прибыль не нужна, цена компании определяется по ее выручке”. Некоторые не любят это выражение. Потому что его не понимают. Невозможно оценить стоимость компании по прибыли. Она физически не существует во времени. Потому что так устроен бухгалтерский учет. А выручка – это результат деятельности компании. И она никогда не обманет. Именно поэтому оценить компанию можно по P/S – цена / выручка компании. Некоторые пошли дальше. И сказали – а как же долг? Покупая компанию, мы же покупаем еще и ее долг, говорят американцы. EV/S –т.е тоже самое. Но вместо цены акции. Имеем сумму стоимости компании и ее долга, деленная на выручку. В США, где деньги брать в долг стало просто и дешево. Компании начали разгонять выручку за счет долга. В России этот коэффициент не лучше P/S. Другие коэффициенты не расскажут вам. Дорого или дешево вы купили компанию. А лишь внесут неразбериху и сомнения.
Противники выручки и классические инвесторы скажут – прибыль – это главное в компании. Не спорю, но если мы говорим о деньгах. Которые вам положили в карман. Какая разница, какая прибыль у компании? Если она не платит дивиденды и не выкупает свои акции (что тоже самое – байбек)? Никакой. Потому что прибыль важно только та. Что получили именно вы. Владея компанией. Т.е. дивиденды и байбек – это есть справедливая прибыль. Которая неумолимо будет увеличивать ваш доход. И все коэффициенты тут бесполезны, кроме yield и buy-back. Второй показатель часто можно увидеть только в отчете или новостях. Байбек – это уклонение от налогов законным путем. Баффет каждый год продает акции APLE. Но на величину байбека. Т.е. он забирает дивидендные деньги посредством продажи части пакета акций, не изменяя долю акций от общего их количества. Байбек удобен тем. Что вы не думаете. Куда деть дивиденды. Как их рефинансировать. И не платите налог раньше времени. Если вы классический инвестор, то стоимость компании определяется дивидендами. Которая она платит в течение длительного времени. А P/E и другие – это мусор для вас.
Кто то возразит – прибыль можно направить на развитие и поэтому имеет значение. Да, соглашусь. Но развитие и так видно по изменению выручки! Как и все компании что то тратят на развитие. Дальше то что? У одной есть прибыль. У другой нет. Разные сектора экономики, разная маржинальность, долги, налоги и т.д и тому подобное. Как это все свести к единому целому? Не мучайте мозг, это бесполезно.
Другие скажут. Что есть другие важные показатели компании. Вы правы. Очень важный показатель для инвестора – ее долг. Он важен по одно причине. Покупая компанию, вы не покупаете ее долг. Вы защищены от банкротства. Единственное, что вы теряете – это ту цену. Которую вы заплатили за компанию. Долг сам по себе не представляет ничем показательным в его величине. Важно лишь знать. Что любая компания может стать банкротом. И тогда вы потеряете полную стоимость вложений. Если этого не произойдет, вы потеряете только часть вложений. Т.е это ваш риск. Как наравне с риском падения стоимости компании. Баффет дал самое главное правило на бирже – не теряйте деньги. Т.е не покупайте банкротов. Никогда! Не важно, какое значение любого коэффициента вы видите сейчас. Это не основание для того. Что бы отказаться от покупки компании. Если она дорогая, завтра она будет еще дороже. Но если компания потеряет значительную часть своего стоимости или станет банкротом. Для вас это будет катастрофой в трейдинге. Все дело в неравномерности распределения процентных показателей. Что лучше? Заработать 900% и потерять 90%, или заработать 300% и потерять 30%? Неважно, в какой последовательности это произойдет. Смотрите: 100+ 100*9=1000; 1000-1000*0.9= 100. Или 100-100*0.3=70; 70+70*3=280. Вы понимаете, на сколько должен быть выше рост прибыли при росте риска потерь?
Покупая компанию, вы должны оценить. Сможет ли компания в будущем стать банкротом. Если да, не покупайте. К сожалению, сложно подобрать такой коэффициент. Который сходу выдаст вам банкрота. Когда компания банкротится? Тогда, когда падает выручка. Т.е изменение выручки во времени и есть показатель банкротства. Вторая причина – рост процентных ставок. Когда стоимость долга растет, содержать долг становится сложнее. Даже более скажу, в зависимости от рейтинга компании стоимость содержания долга различается. Чем больше риск банкротства, тем выше процент при рефинансировании долга. Это как домино – чуть стало хуже. Чем вчера – компания рухнула. У вас будет время выйти из компании. Но убытки неминуемы. Т.е. можно говорить об депрессивном состоянии компании ввиду ее большой долговой нагрузки. Хотя компания работает, имеет прибыль (за счет долга) и кто то кричит – покупайте, она дешёвая! Долг/EBITDA – очень хороший показатель для этого. EBITDA хороша сама по себе тем. Что она довольна стабильна, в том числе при переносе через страны. Во времени изменяются разные пункты дохода и расходов компании. EBITDA остается более менее стабильна. Не могу выдать вам золотое значение. Не стоит брать компанию с Долг/EBITDA выше дивидендов. Как значение, выше 10 – уже печально. Если брать США – я затрудняюсь сказать. Потому что очень выгодно делать бизнес. Беря бесплатные деньги и разгонять прибыль. Так если еще и дивиденды растут – все же хорошо. Главное выскочить в моменте. Когда процентные ставки начнут расти. Или начнет падать или перестанет расти выручка. Т.е. лучший способ определить банкрота – увидеть ту цену. Которая она платит за свои долги. И сравнить ее с тем. Что она зарабатывает. Если она перестанет зарабатывать завтра, вы много потеряете (даже если компания все равно не станет банкротом). Если у компании нет долга, потеряете значительно меньше. А будущее предсказать невозможно.
Инвестируя в акции, мы инвестируем в изменение ее стоимости. Т.е важно определить. А что будет с компаний в будущем. Если что то пойдет не так. Или же наоборот, она нарастит выручку. Как она сейчас работает? В этом случае нам нужно определить эффективность бизнеса. Есть две компании, одна может работать лучше другой. Но как это определить и что такое эффективность? По маржинальности. С одного и того же рубля выручки компания может зарабатывать больше. Мы уже выяснили. Что прибыль эфемерна. Поэтому стоит взглянуть на что то другое. К примеру EBITDA margin – т.е. выручка/ EBITDA. Есть так же для этого ROE, ROA – но они завязаны на прибыли. И это плохо. Имея маржинальность, что на самом деле мы видим? Если компания работает лучше точно такой же. То она имеет все шансы выдавить конкурента. Т.е. маржинальность нужно смотреть только для одного и того же сектора. На один и тот же бизнес. Бессмысленно сравнивать компании по маржинальности. Если они занимаются всем подряд или относятся к разным секторам экономики. Т.е. это оценка стабильности бизнеса и возможности его расти в будущем.
Очень хороший показатель FCF – свободный денежный поток. Этот показатель лучше, чем прибыль. Прежде всего сравнивайте его с дивидендами. Если компания платит больше этого значения – она берет долги для этого. Делайте выводы – это плохо.
Смотрите на эмиссию акций. Т.е. обратное действие байбека. Компании могут брать деньги у инвесторов. Тем самым забирают у вас капитал. Если компания делала это в прошлом, будет делать и в будущем. Это ваш риск.
На самом деле все. Больше ничего нет. P/S – как оценка стоимости компании. Дивиденды – как реальный доход от компании. При условии, что они не превышает FCF (а меньшее значение говорит о возможности роста дивидендов в будущем, или стабильности существующих). Долг компании – как риск потери денег (Долг/EBITDA). Всего три коэф-та.
Инвестируя в стоимость, мы ждем роста ее цены. А цена – результат ожиданий. Про это я писал раньше:
Т.е. в цене растет тот бизнес. Который способен растить свою выручку. Если она растет в течение нескольких лет. Значит и дальше будет расти. Ничего больше не придумывайте. Вы не знаете будущего, не знаете состояния компании и ее политики в будущем. И никто не знает. Все это гадание на картах таро. Предыдущий доход – риск = ваша прибыль. Все мы покупаем прошлое. И оно имеет тенденцию не меняться.
Если в чем то не прав, пишите в комментариях. А как вы оцениваете компании?
Зачем рассчитывать рентабельность
Рентабельность — это экономический показатель, который показывает, насколько эффективно используются ресурсы: сырье, кадры, деньги и другие материальные и нематериальные активы. Можно рассчитать рентабельность отдельного актива, а можно — всей компании сразу.
Рентабельность рассчитывают, чтобы спрогнозировать прибыль, сравнить компанию с конкурентами или предсказать доходность инвестиций. Еще рентабельность предприятия оценивают, если собрались его продавать: компания, которая приносит больше прибыли и при этом тратит меньше ресурсов, стоит дороже.
Как рассчитывается рентабельность
Существует коэффициент рентабельности — он показывает, насколько эффективно используются ресурсы. Этот коэффициент — это отношение прибыли к ресурсам, которые вложили, чтобы ее получить. Коэффициент может выражаться в конкретной величине прибыли, полученной на единицу вложенного ресурса, а может — в процентах.
Например, компания производит сметану. 1 литр молока стоит 5 рублей, а 1 литр сметаны — 80 рублей. Из 10 литров молока получается 1 литр сметаны. Из 1 литра молока можно сделать 100 миллилитров сметаны, которые будут стоить 8 рублей. Соответственно, прибыль с 1 литра молока — 3 рубля ( 8 Р − 5 Р ).
А другая компания производит мороженое. 1 килограмм мороженого стоит 200 рублей. Для его производства надо 20 литров молока по той же цене — 5 рублей за литр. Из 1 литра молока получится 50 граммов мороженого, которые будут стоить 10 рублей. Прибыль с 1 литра молока — 5 рублей ( 10 Р − 5 Р ).
Вывод: отдача от ресурсов при производстве мороженого выше, чем при производстве сметаны, — 100% > 60%.
Коэффициент рентабельности может выражаться также в количестве затраченных ресурсов, которые понадобились, чтобы получить фиксированную сумму прибыли. Например, чтобы получить 1 рубль прибыли в случае со сметаной, надо потратить 330 миллилитров молока. А в случае с мороженым — 200 миллилитров.
Виды показателей рентабельности
Чтобы оценить эффективность работы компании, используют несколько показателей рентабельности. Каждый из них рассчитывается как отношение чистой прибыли к какой-то величине:
Проще говоря, показатель рентабельности — это прибыль, которую делят на тот показатель, рентабельность которого хотят узнать.
Порог рентабельности
Порог рентабельности — это минимальная прибыль, которая покрывает затраты. Например, вложения, если речь идет об инвестициях, или себестоимость — если о производстве продукции. Когда говорят о пороге рентабельности, чаще всего используют термин «точка безубыточности».
Рентабельность активов (ROA)
Показатель ROA рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективно используются активы компании — здания, оборудование, сырье, деньги — и какую в итоге они приносят прибыль. Если рентабельность активов ниже нуля, значит, предприятие работает в убыток. Чем выше ROA, тем эффективнее организация использует свои ресурсы.
Как рассчитать рентабельность активов. Это отношение чистой прибыли за определенный период к стоимости активов.
П — прибыль за период работы;
ЦА — средняя цена активов, которые находились на балансе в это же время.
Рентабельность продаж (ROS)
Рентабельность продаж показывает долю чистой прибыли в общей выручке предприятия. При расчете коэффициента вместо чистой прибыли также может использоваться валовая прибыль или прибыль до уплаты налогов и процентов по кредитам. Называться такие показатели будут соответственно — коэффициент рентабельности продаж по валовой прибыли и коэффициент операционной рентабельности.
Как рассчитать рентабельность продаж. ROS рассчитывают как отношение прибыли к выручке.
Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)
Основные производственные фонды — активы, которые организация использует для производства товаров или услуг и которые при этом не расходуются, а только изнашиваются. Например, здания, оборудование, электрические сети, автомобили и т. п. ROFA показывает доходность от использования основных средств, которые участвуют в производстве продукта или услуги.
Как рассчитать рентабельность основных производственных фондов. Это отношение чистой прибыли к стоимости основных средств.
П — чистая прибыль организации за нужный период;
Цс — стоимость основных средств компании.
Рентабельность оборотных активов (RCA)
Оборотные активы — это ресурсы, которые используются компанией для производства товаров и услуг, но которые, в отличие от основных фондов, полностью расходуются. К оборотным активам относят, например, деньги на счетах предприятия, сырье, готовую продукцию на складе и т. п. RCA показывает эффективность управления оборотными активами.
Как рассчитать рентабельность оборотных активов. Это отношение чистой прибыли к оборотным средствам.
П — чистая прибыль за определенный период;
Цо — стоимость оборотных активов, которые использовали для производства товара или услуги за это же время.
Рентабельность капитала (ROE)
ROE показывает, с какой отдачей работают деньги, вложенные в компанию. Причем вложения — это только уставный или акционерный капитал. Чтобы рассчитать эффективность использования не только собственных, но и привлеченных средств, используют показатель рентабельности задействованного капитала — ROCE. Он дает понять, какой доход приносит компания. Рентабельность капитала сравнивают не только с аналогичными показателями других компаний, но и с другими видами инвестиций. Например, с процентами по банковским вкладам, чтобы понять, есть ли смысл инвестировать в бизнес.
Как рассчитать рентабельность капитала. Это отношение чистой прибыли к капиталу компании, включая резервы.
Аналитики говорят о каких-то мультипликаторах, а я не понимаю. Помогите!
Для чего нужны мультипликаторы?
Мультипликаторы, учитывающие рыночную стоимость компании
P/BV = Капитализация / Собственный капитал
Чем меньше, тем лучше
Пожалуй, самый «простой» показатель. Он соотносит рыночную стоимость компании с размером собственного капитала, зафиксированного в последней финансовой отчетности.
Можно сказать, что P/BV показывает, сколько стоит на рынке один рубль акционерной (балансовой) стоимости компании. Предполагается, что чем меньше P/BV, тем больший потенциал роста имеют акции.
Но у этого мультипликатора есть один большой недостаток — он не учитывает будущих доходов компании. К примеру, убыточная компания может показаться более выгодной для вложения по сравнению с высокоприбыльной корпорацией с таким же уровнем P/BV.
Другое проявление этого недостатка в том, что P/BV очень немного может сказать о компаниях, где человеческий капитал важнее стоимости оборудования и зданий — например, о разработчиках программного обеспечения или медийных компаниях.
Поэтому этот мультипликатор на практике можно использовать только как дополнение к другим оценочным коэффициентам.
P/E = Капитализация / Чистая прибыль
Чем меньше, тем лучше
Самый популярный коэффициент. Он сравнивает стоимость компании с главным итогом деятельности — прибылью. В классическом варианте для сравнения берется капитализация за последний завершенный торговый день и чистая прибыль из последней годовой отчетности.
Другой вариант расчета — деление биржевой цены одной акции компании на величину прибыли на одну акцию, указанную в отчетности ( EPS ).
Правда, и с P/E есть одна проблема. Чистая прибыль — показатель весьма изменчивый. Даже большие компании могут в каком-нибудь квартале или году показать убыток, а не прибыль. Тогда этот мультипликатор вообще теряет смысл.
Кроме того, прибылью можно манипулировать бухгалтерскими методами. Об этом обычно пишут в годовых отчетах, но непрофессионалу трудно оценить значение этих изменений. Этого недостатка лишен следующий показатель.
P/S = Капитализация / Выручка
Чем меньше, тем лучше
Отношение рыночной цены компании к выручке. P/S во многом похож на P/E, только вместо прибыли в знаменателе используется выручка.
Строго говоря, с точки зрения акционера прибыль важнее. Ведь это именно те деньги, которыми акционеры вправе полностью распоряжаться после того, как сотрудники получили зарплату, поставщики — оплату, кредиторы — проценты, а государство — налоги. Но у P/S есть два преимущества перед «сводным братом» P/E:
Недостаток этого коэффициента состоит в том, что он не учитывает эффективности работы компании — одинаковое значение P/S может оказаться у убыточной и прибыльной компании.
EV / EBITDA
Чем меньше, тем лучше
Этот мультипликатор очень похож на P/E с одной существенной разницей. В таком виде он становится интересен в том числе кредиторам (скажем, держателям облигаций). Чтобы этого добиться, P/E изменяется с «поправкой» на задолженность компании.
В числителе к капитализации прибавляется долгосрочный долг и вычитаются наличные средства — так получается справедливая стоимость компании (EV, Enterprise Value), то есть стоимость бизнеса с учетом долга.
Как и в случае с P/E, чем меньше коэффициент — тем выше вероятность, что компания недооценена. Анализ по этому мультипликатору используется покупателями облигаций и другими кредиторами.
Долг в данном случае — это не плохо. Ведь это дополнительные деньги, которые компания может использовать для извлечения прибыли. Главное, чтобы долговая нагрузка не была чрезмерной. Об этом просигналит следующий коэффициент.
Мультипликаторы без учета рыночной стоимости
ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал * 100%
Чем больше, тем лучше
Этот коэффициент показывает, насколько эффективно компания использует деньги акционеров для извлечения прибыли. Иными словами, ROE — это доходность акционерного капитала, выраженная в процентах. Чем больше доходность, тем лучше для компании и ее акционеров.
Собственный капитал, обозначенный в знаменателе — это часть баланса, которая отражает стоимость имущества акционеров. Если компания распродаст все активы по ценам, по которым учитывает их в отчетности (по «балансовой» стоимости), и вернет все долги поставщикам, банкам, держателям облигаций и государству, у нее останется собственный капитал — деньги акционеров.
Однако и с ROE не все гладко. Этот показатель можно «накрутить», активно используя заемные деньги. А большие долги означают дополнительные риски для бизнеса.
Осторожно, ROE
По итогам 2016 года «Башнефть» и «Трубная металлургическая компания» (ТМК) имели близкие уровни ROE — 20%. Но при этом, доля займов у ТМК составляла больше 60% пассивов, а у «Башнефти» 20%. В итоге на долю прибыли в выручке компании у ТМК приходилось только 4,8% против 10,5% у «Башнефти», а отношение чистого финансового долга к EBITDA (показатель уровня долга) у ТМК в 5 раз больше, чем у «Башнефти».
Другой подвох RОЕ кроется в том, что он может показать большое значение даже при незначительной прибыли. Это возможно в том случае, когда величина собственного капитала у компании мала.
Например, Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) показал в 2016 году ROE 58,8%. Это больше, чем у «Полиметалла» (54%) при меньшем размере прибыли и несопоставимой доле прибыли в выручке (6,3% у ЧТПЗ и 24,1% у «Полиметалла»). Такая высокая рентабельность капитала ЧТПЗ объясняется тем, что завод только второй год как вернулся к положительному значению собственного капитала, сохраняя его низкую величину.
Поэтому ROE хорошо рассматривать в паре с коэффициентом, который мы рассматривали ранее — P/BV. Компания считается недооцененной, если ее ROE выше, а P/BV ниже, чем у конкурентов.
Долг / EBITDA
Чем меньше, тем лучше
Этот коэффициент отражает долговую нагрузку. Он показывает, сколько лет компании потребуется на выплату долга, если всю EBITDA тратить исключительно на эти цели. Чем быстрее расплатится, тем лучше для акционеров.
Какой коэффициент выбрать
«Золотого» мультипликатора, который выявил бы идеальный объект для инвестиций, не существует. Даже компании из одной отрасли придется сравнивать сразу по нескольким направлениям: разные коэффициенты описывают разные особенности работы компании — долг, доходность проектов, эффективность затрат. Запросто может оказаться, что компания, лучшая по одному коэффициенту, будет хуже по нескольким другим.
Отдельная специфика у финансовых компаний. При оценке инвестиций в акции банков и страховых компаний некоторые мультипликаторы нельзя использовать в силу того, что суть бизнеса отличаются от большинства нефинансовых структур.
Банки и страховщики не используют такое понятие как выручка, не вычисляют EBITDA и не измеряют уровень долговой нагрузки. Поэтому применять мультипликаторы P/S, EV/EBITDA и долг/EBITDA в отношении банков не получится. Для оценки перспектив вложения в акции банков и страховых компаний остается использовать P/E, ROE и P/BV.
Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Показатель, указывающий на количество средств, которое компания может выплатить на каждую обыкновенную акцию из чистой прибыли. Существует в нескольких вариантах. Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Аналитический показатель, указывающий на объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Несмотря на свою популярность, комиссия по ценным бумагам США (SEC) не считает его частью Общепринятых Принципов Бухгалтерского Учёта (GAAP). Расчетный показатель. Позволяет оценить уровень недооцененности или переоцененности активов рынком. Считается как отношение показателя, содержащего рыночную стоимость актива (капитализация, цена акции, стоимость бизнеса) с отчетным финансовым показателем (выручка, прибыль, EBITDA и др.). Недооцененность или переоцененность актива оценивается при сравнении значения мультипликатора с мультипликаторами конкурентов. Соотношение капитализации компании к ее чистой прибыли. Популярный показатель для оценки стоимости акций и поиска недооцененных и переоцененных компаний Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее