roa что это такое и как рассчитать
ROA (рентабельность активов): что такое и как рассчитать инвестору
Мы продолжаем серию статей об основных мультипликаторах, которые инвесторы используют для фундаментального анализа компании. В экономике одним из важнейших показателей эффективности деятельности любого предприятия является рентабельность. Сегодня мы поговорим о ROA или рентабельности активов. Рассмотрим, что это такое простыми словами, как рассчитать и интерпретировать на конкретных примерах.
Понятие и формула расчета
ROA (рентабельность активов) – это финансовый показатель, который отражает эффективность использования предприятием активов, приобретенных на собственный и заемный капитал.
Последняя фраза является важным уточнением и главным отличием ROA от еще одного показателя рентабельности – ROE, который оценивает эффективность использования только собственного капитала, без учета заемного.
ROA = Чистая прибыль / Активы
Чем выше значение показателя, тем эффективнее используются активы компании. Но нельзя принимать решение о выборе той или иной акции только на основе анализа рентабельности активов. Может оказаться так, что предприятие приобретает имущество полностью за счет кредитных средств и пока получает хорошую прибыль от своей деятельности, поэтому и коэффициент тоже высокий. Но долговая нагрузка имеет все шансы испортить в ближайшие годы такую радужную картину.
Или другая ситуация. Основные фонды на предприятии не обновляются, амортизация ежегодно уменьшает их стоимость. Следовательно, знаменатель снижается, а рентабельность растет. Но ничего хорошего от такой политики компании инвестору ждать не приходится. Морально и физически изношенные фонды, отсутствие CAPEX в конечном итоге приведут к уменьшению чистой прибыли.
Чистая прибыль – прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после покрытия за счет выручки и других видов доходов своих затрат и уплаты налога на прибыль.
Активы – это денежные средства и их эквиваленты, основные средства (здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и пр.), запасы (сырье и материалы, готовая продукция и пр.), краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения, нематериальные активы
Активы предприятия находятся в постоянном движении в течение года, поэтому целесообразно в знаменателе учитывать их среднегодовое значение – стоимость на начало года плюс стоимость на конец и разделить на 2.
Особенности применения мультипликатора ROA
Особенности применения ROA в инвестиционной практике:
Пример, которые хорошо иллюстрируют последнее утверждение:
Компания | Значение ROA за последние 12 месяцев | Значение ROA за последние 12 месяцев в среднем по отрасли |
Сбербанк (финансы и банки) | 3,09 % | 1,47 % |
Алроса (металлы и добыча) | 15,96 % | 10,91 % |
Примеры расчета в фундаментальном анализе
Традиционно есть 2 способа получить значение мультипликатора для анализа компании:
Способ 1. Рассчитать самостоятельно по данным финансовой отчетности. Рассмотрим, где найти исходные данные для компании Газпром нефть. Напомню, что российские предприятия составляют два вида отчетности: РСБУ и МСФО. Необходимые данные есть и там, и там. Но итоговые значения будут отличаться. На это есть несколько причин:
Для начала рассмотрим отчетность Газпром нефти по РСБУ за 2020 г. Чистую прибыль находим в Отчете о финансовых результатах:
Активы можно найти в Бухгалтерском балансе:
ROA = 162 550 492 / ((1 965 737 903 + 1 751 904 018) / 2) * 100 % = 8,74 %
Расчет рентабельности активов по МСФО:
ROA = 120 633 / ((4 259 174 + 3 825 483) / 2) * 100 % = 2,98 %
Способ 2. На сайтах-агрегаторах, таких как smart-lab.ru, conomy.ru и других есть готовые значения многих мультипликаторов. Недостаток в том, что информация идет, как правило, за один какой-то период. А для инвестора важна динамика за несколько лет.
Заключение
Кроме рассмотренных нами ROE и ROA есть еще ряд показателей рентабельности. Например, ROS (рентабельность выручки) и ROIC (рентабельность инвестиций). Но это уже темы следующих статей.
С уважением, Чистякова Юлия
С 2000 года преподаю экономические дисциплины в университете. В 2002 году защитила диссертацию на присуждение ученой степени кандидата экономических наук.
Обладаю врожденной способностью планировать и управлять личными финансами. С 2017 года повышаю финансовую грамотность других людей, перевожу сложные термины на человеческий язык.
Roa что это такое и как рассчитать
Рентабельность активов (Return On Assets, ROA) – показывает эффективность использования активов компанией. Другими словами, ROA показывает сколько чистой прибыли приносит компания за счёт собственных активов.
В отличие от ROE, рентабельность активов учитывает не только акционерный капитал, но и заемные средства компании. Таким образом, чем больше компания имеет заемных средств, тем больше разница между ROE и ROA, то есть, показатель рентабельности активов уменьшается, если сумма заемных средств растет.
При анализе, очень полезно, отслеживать исторические данные о рентабельности активов и динамику их изменений. Если значение ROA снижается, то есть повод детально разобрать компанию и выявить причины отрицательной динамики показателя. Чаще всего это зависит от падения чистой прибыли или роста обязательств компании.
Если говорить о норме рентабельности активов, то она, как и другие показатели эффективности зависит от отрасли. Так, например, для капиталоёмких отраслей (электроэнергетика) показатель будет ниже. Для компаний не требующих больших капитальных вложений и вложений в оборотные средства (компании сферы услуг) рентабельность будет выше.
Нам, как инвесторам, важно, чтобы ROA компании, акции которой мы хотим приобрести, был выше среднего по отрасли и показывал положительную динамику последние несколько лет. Как правило, инвесторы сравнивают коэффициенты рентабельности компаний друг с другом в скринере акций.
Как рассчитать рентабельность активов?
ROA — это отношение чистой прибыли к активам компании и умноженное на 100%:
ROA = Чистая прибыль (Net Income) / Активы (Total Assets) x 100%
Чистая прибыль – прибыль, полученная за вычетом всех статей расходов и налогов.
Источник: финансовая отчетность Лукойла
Активы – принадлежащие компании материальные ценности, денежные средства и долговые обязательства.
Источник: финансовая отчетность Лукойла
Плюсы и минусы коэффициента ROA
● ROA показывает эффективность компании;
● Позволяет сделать первичной фильтр по эффективности компании, при сравнении и отсечь лишние;
● П рост в расчётах и понимании;
● В расчете ROА используется не только собственный капитал компании, но и учитываются обязательства компании, что позволяет показателю отражать все источники для генерации прибыли.
● При сравнении ROA двух компаний стоит обращать внимание структуру активов, иначе можно сделать ложный вывод о компании;
● Чистая прибыль часто подвержена бухгалтерским манипуляциям, соответственно показатель чистой рентабельности может быть не достоверный;
● Правило «чем выше показатель рентабельности активов, тем лучше» работает не всегда из-за небольшого размера или отрицательного капитала.
Полезная информация и никакого спама
Хотите быть впереди рынка? Начните прямо сейчас!
Хотите быть в курсе всех событий? Начните прямо сейчас!
Micron опубликовал сильные финансовые результаты за I кв. 2022 г. На фоне этого, акции Micron показывают вертикальный рост, стремясь к историческим максимумам.
Рассказываем, почему стоит покупать акции сектора здравоохранения именно сейчас.
Подписывайтесь на наши
социальные сети
Зачем рассчитывать рентабельность
Рентабельность — это экономический показатель, который показывает, насколько эффективно используются ресурсы: сырье, кадры, деньги и другие материальные и нематериальные активы. Можно рассчитать рентабельность отдельного актива, а можно — всей компании сразу.
Рентабельность рассчитывают, чтобы спрогнозировать прибыль, сравнить компанию с конкурентами или предсказать доходность инвестиций. Еще рентабельность предприятия оценивают, если собрались его продавать: компания, которая приносит больше прибыли и при этом тратит меньше ресурсов, стоит дороже.
Как рассчитывается рентабельность
Существует коэффициент рентабельности — он показывает, насколько эффективно используются ресурсы. Этот коэффициент — это отношение прибыли к ресурсам, которые вложили, чтобы ее получить. Коэффициент может выражаться в конкретной величине прибыли, полученной на единицу вложенного ресурса, а может — в процентах.
Например, компания производит сметану. 1 литр молока стоит 5 рублей, а 1 литр сметаны — 80 рублей. Из 10 литров молока получается 1 литр сметаны. Из 1 литра молока можно сделать 100 миллилитров сметаны, которые будут стоить 8 рублей. Соответственно, прибыль с 1 литра молока — 3 рубля ( 8 Р − 5 Р ).
А другая компания производит мороженое. 1 килограмм мороженого стоит 200 рублей. Для его производства надо 20 литров молока по той же цене — 5 рублей за литр. Из 1 литра молока получится 50 граммов мороженого, которые будут стоить 10 рублей. Прибыль с 1 литра молока — 5 рублей ( 10 Р − 5 Р ).
Вывод: отдача от ресурсов при производстве мороженого выше, чем при производстве сметаны, — 100% > 60%.
Коэффициент рентабельности может выражаться также в количестве затраченных ресурсов, которые понадобились, чтобы получить фиксированную сумму прибыли. Например, чтобы получить 1 рубль прибыли в случае со сметаной, надо потратить 330 миллилитров молока. А в случае с мороженым — 200 миллилитров.
Виды показателей рентабельности
Чтобы оценить эффективность работы компании, используют несколько показателей рентабельности. Каждый из них рассчитывается как отношение чистой прибыли к какой-то величине:
Проще говоря, показатель рентабельности — это прибыль, которую делят на тот показатель, рентабельность которого хотят узнать.
Порог рентабельности
Порог рентабельности — это минимальная прибыль, которая покрывает затраты. Например, вложения, если речь идет об инвестициях, или себестоимость — если о производстве продукции. Когда говорят о пороге рентабельности, чаще всего используют термин «точка безубыточности».
Рентабельность активов (ROA)
Показатель ROA рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективно используются активы компании — здания, оборудование, сырье, деньги — и какую в итоге они приносят прибыль. Если рентабельность активов ниже нуля, значит, предприятие работает в убыток. Чем выше ROA, тем эффективнее организация использует свои ресурсы.
Как рассчитать рентабельность активов. Это отношение чистой прибыли за определенный период к стоимости активов.
П — прибыль за период работы;
ЦА — средняя цена активов, которые находились на балансе в это же время.
Рентабельность продаж (ROS)
Рентабельность продаж показывает долю чистой прибыли в общей выручке предприятия. При расчете коэффициента вместо чистой прибыли также может использоваться валовая прибыль или прибыль до уплаты налогов и процентов по кредитам. Называться такие показатели будут соответственно — коэффициент рентабельности продаж по валовой прибыли и коэффициент операционной рентабельности.
Как рассчитать рентабельность продаж. ROS рассчитывают как отношение прибыли к выручке.
Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)
Основные производственные фонды — активы, которые организация использует для производства товаров или услуг и которые при этом не расходуются, а только изнашиваются. Например, здания, оборудование, электрические сети, автомобили и т. п. ROFA показывает доходность от использования основных средств, которые участвуют в производстве продукта или услуги.
Как рассчитать рентабельность основных производственных фондов. Это отношение чистой прибыли к стоимости основных средств.
П — чистая прибыль организации за нужный период;
Цс — стоимость основных средств компании.
Рентабельность оборотных активов (RCA)
Оборотные активы — это ресурсы, которые используются компанией для производства товаров и услуг, но которые, в отличие от основных фондов, полностью расходуются. К оборотным активам относят, например, деньги на счетах предприятия, сырье, готовую продукцию на складе и т. п. RCA показывает эффективность управления оборотными активами.
Как рассчитать рентабельность оборотных активов. Это отношение чистой прибыли к оборотным средствам.
П — чистая прибыль за определенный период;
Цо — стоимость оборотных активов, которые использовали для производства товара или услуги за это же время.
Рентабельность капитала (ROE)
ROE показывает, с какой отдачей работают деньги, вложенные в компанию. Причем вложения — это только уставный или акционерный капитал. Чтобы рассчитать эффективность использования не только собственных, но и привлеченных средств, используют показатель рентабельности задействованного капитала — ROCE. Он дает понять, какой доход приносит компания. Рентабельность капитала сравнивают не только с аналогичными показателями других компаний, но и с другими видами инвестиций. Например, с процентами по банковским вкладам, чтобы понять, есть ли смысл инвестировать в бизнес.
Как рассчитать рентабельность капитала. Это отношение чистой прибыли к капиталу компании, включая резервы.
В этой статье предлагаю чуть подробнее поговорить о таком мультипликаторе, как рентабельность активов или ROA (return on assets).
ROA (return on assets) – это отношение чистой прибыли к активам компании. Показывает способность компании эффективно использовать имеющиеся у нее активы для создания прибыли. Также данный показатель отражает среднюю доходность, получаемую на все источники капитала — собственного и заемного. Активы предприятия – совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих предприятию (здания, сооружения, машины и оборудование, материальные запасы, банковские вклады, ценные бумаги, патенты, авторские права, собственность, имеющая денежную оценку).
Другими словами, ROA это финансовый параметр компании, характеризующий отдачу от использования всех активов организации. Он показывает способность организации генерировать прибыль без учета структуры его общего капитала, т.е. показывает качество управления активами в компании. В отличие от показателя ROE (рентабельность собственного капитала), данный показатель учитывает все активы организации, а не только собственные средства, поэтому он используется реже и менее интересен для инвесторов.
По сути показатель ROA показывает способность ТОП менеджеров эффективно использовать активы компании. Также он показывает среднюю доходность, полученную на все источники денежных средств.
Прибыль любой коммерческой организации зарабатывается с помощью использования её активов. И чем более грамотно, в данном случае используются активы, тем большую прибыль в итоге получает организация.
Рентабельность активов сильно зависит от отрасли, в которой работает предприятие. Для капиталоемких отраслей (таких, как например железнодорожный транспорт или электроэнергетика) этот показатель будет ниже. Для компаний сферы услуг, не требующих больших капитальных вложений и вложений в оборотные средства, рентабельность активов будет выше
На примере Apple рассчитаем ROA. Делим чистую прибыль компании 53 318 млрд. руб. на активы равные 367 502 млрд. руб. и умножаем на 100%. Получается коэффициент равный 14,5%. Это значит рентабельность использования активов компании составляет 14,5%.
Другими словами, если активы компании равны 10 млн. руб., а чистая прибыль 2 млн. руб., то ROA = 2000/10 000 = 0,2 или 20%, то есть каждый рубль, который компания инвестирует в активы, приносит 20 копеек прибыли за год.
Для инвестора, сравнивая компании друг с другом, более интересна та, у которой ROA выше. Это значит, что она зарабатывает больше при меньших инвестициях. Падение ROA в течение нескольких периодов — это тревожный звонок, который сигнализирует о том, что активы с каждым годом используются менее эффективно.
Отличие ROA от ROE:
ROA учитывает долг компании, а ROE — нет. Чем больше компания берёт долгов, тем выше будет рентабельность собственного капитала.
Как пользоваться коэффициентом ROA :
Рентабельность активов полезно применять в следующих случаях:
Сравнение компаний по показателю рентабельности активов может быть корректно осуществлено только в рамках одной отрасли. Например, в отраслях с высокой оборачиваемостью активов как розничная торговля, это показатель будет существенно выше, чем в отраслях, где оборачиваемость активов традиционно низкая, как в машиностроении.
Заключение:
Расчёт рентабельности активов может быть полезен при сравнении прибыльности компании за несколько кварталов и лет, а также при сравнении с аналогичными компаниями одинакового размера и отрасли.
ROA измеряет, насколько эффективно компания может управлять своими активами для получения прибыли в течение периода.
Поскольку единственной целью активов компании является получение прибыли, этот коэффициент помогает как руководству, так и инвесторам увидеть, насколько хорошо компания может конвертировать свои инвестиции в активы в прибыль.
Для инвестора важно, чтобы ROA компании, в которую он хочет инвестировать деньги, был выше среднего по отрасли и показывал рост последние годы.
Рентабельность активов, ROA
Формула расчета ROA и ее варианты
Основная формула расчета показателя Return on Assets (ROA) основана на отношении чистой прибыли и суммарных активов:
где:
Net Profit — годовая чистая прибыль
Total Assets — среднегодовая величина суммарных активов компании (иногда в расчетах также используется просто сумма активов на конец года)
В числителе формулы расчета ROA — чистая прибыль — доход акционеров уже после вычета процентов, начисленных на долги. Знаменатель включает весь капитал компании, в том числе и заемный. Из-за этого некоторые аналитики предпочитают изменить формулу расчета показателя и добавляют к чистой прибыли сумму начисленных за этот период процентов. Поскольку прибыль отображается после налога, то и из процентов они вычитают налог на прибыль. В результате формула приобретает следующий вид:
где:
Interest — проценты к уплате
Tax — ставка налога на прибыль
Встречается также и вариант, в котором вместо чистой прибыли используют прибыль до налога: это может быть операционная прибыль или EBIT. Но основным, наиболее распространенным вариантом показателя, можно считать расчет, в котором числитель содержит просто чистую прибыль.
Интерпретация значений ROA
Показатель ROA демонстрирует эффективность использования капитала, задействованного в деятельности компании. Суммарные активы в балансе всегда равны суммарным обязательствам, поэтому значение в знаменателе ROA можно интерпретировать и как активы, и как все обязательства и капитал, привлеченные для ведения бизнеса.
Величину ROA можно сравнивать со средневзвешенной стоимостью капитала компании или с требуемой доходностью ее акционерного капитала, но в обоих случаях надо учитывать, что рентабельность собственного капитала не совсем точно отражает эти процентные показатели.
В сравнении с доходностью собственного капитала отличие заключается в том, что знаменатель ROA включает все активы, в том числе и те, которые были профинансированы заемным капиталом. Следовательно, для ROA вполне допустимы значения меньше, чем требуемая доходность на собственный капитал.
Из этого видно, что если значение ROA достигает требуемой доходности на собственный капитала или даже значения WACC, то обычно это отличный результат.
Сравнение показателей ROIC и ROA
Показатель ROA демонстрирует рентабельность, с которой компания использует свои активы. Другой хорошо известный показатель из этой группы — рентабельность инвестированного капитала, ROIC. Однако между этими показателями есть два важных отличия:
Если финансовый анализ проводят для оценки бизнеса, то чаще всего применяют показатель ROIC. Но для более широких целей, а особенно в случаях, когда акцент на финансовой устойчивости бизнеса, показатель ROA не менее популярен.
Пример расчета ROA
Вот как выглядит расчет ROA на примере фрагментов реальной отчетности компании:
Вы можете загрузить этот фрагмент расчета в Excel: roa.xlsx
Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.
Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.