remote moscow что это
Спектакль Remote Moscow
Аудиопутешествие по городу как спектакль
Зрители встречаются на кладбище, надевают наушники и отправляются в путешествие по городу под управлением компьютерного голоса с отличным чувством юмора. Московская версия одного из самых популярных в мире проектов немецкой команды неигрового театра Rimini Protokoll самая долгоидущая: устраивают по два-три сеанса в день, запустился уже четвертый сезон, который, по словам импресарио Федора Елютина, будет последним.
Участники
Рецензия «Афиши» на спектакль
50 незнакомцев собираются на кладбище. Объединяет их всех наличие полученных тут же наушников и приобретенного заранее билета на спектакль немецкого театра Rimini Protokoll. За следующие 100 минут маленькая толпа, повинуясь командам иронично философствующего компьютерного голоса, побывает в самых разных частях города, продемонстрирует спортивные и пластические навыки и испытает серию приливов адреналина, перед тем как уйти в облака.
Так устроен «Remote X» (от словосочетания Remote control — «Дистанционное управление») — гибкая драматургическая и технологическая модель, формула, придуманная главными героями неигрового европейского театра — Штефаном Кэги, Хельгард Хауг и Даниелем Ветцелем. Формулу эту до московской премьеры авторы применили уже в 18 городах мира — от Нью-Йорка и Сантьяго до Милана и Берлина. Прошлым летом первый российский «Remote» спродюсировал петербургский БДТ, за московскую версию отвечает единолично продюсер Федор Елютин («Копы в огне»).
В пересказе этот променад-спектакль звучит вовсе не как спектакль — скорее как экскурсия или интерактивный аттракцион: чаще всего именно так характеризуют этот нонспектакулярный акт привыкшие к мягким креслам театралы. Все же (дальше — много спойлеров) экскурсией «Remote», в отличие, например, от интерактивных бродилок театра «Булгаковский дом», не является хотя бы потому, что участники порой едва ли представляют, где находятся, а маршрут намеренно избегает туристических мест (при этом для туристов лучшей прогулки по городу, пожалуй, не придумать). Тем временем отдельные интерактивные хуки вроде флешмобов с танцами и догонялками — что-то вроде мини-антрактов, дающих передышку перед следующим социальным экспериментом. В конце концов, второстепенное значение интерактивных эпизодов подтверждается их взаимозаменяемостью — в Вильнюсе, например, не нужно бегать, а в Петербурге отсутствует фрагмент на спортивной площадке; там же завязывают шнурки, когда в Москве упражняются в балетных позициях. Существенное же — в другом.
Расслабляя бдительность аудиофокусами, отвлекая играми, авторы погружают подопытного в удивительный мир, где живое невозможно отличить от мертвого, естественное от искусственного, а природу от цивилизации. Собственно, этот мир — не что иное, как обыденная городская среда; меняется только ракурс ее восприятия. Участникам предлагается взглянуть на человеческий быт как бы глазами инопланетян. Так перед носом возникает живая иллюстрация хрестоматии по теоретической психологии.
Жители города по всем признакам ценят собственную жизнь, но предпочитают ступенькам эскалатор, махнув рукой на знание о том, что движение продлевает жизнь. Они убеждены в собственном превосходстве над технологиями, не отдавая себе отчет в том, что, например, память их телефонов долговечнее их собственной. Внутри толпы каждый сам по себе, только когда нужно бежать наперегонки, а объединяются все, только когда нужно протестовать или отплясывать. И самое главное — вне зависимости от выполняемого алгоритма (продавец, покупатель, прохожий, гастарбайтер, охранник, уличный музыкант) горожанин всегда безупречно исполняет свою роль.
Попутно авторы подводят к мысли, что в скором времени будут не нужны не только драматические артисты и декорации, но и они сами, создатели, — аккурат с того момента, когда искусственный интеллект обретет уверенность в сочинительстве (как не вспомнить гениальный «Яндекс.Автопоэт»).
Окончательно отстраняясь, трудно не заметить поразительную штуку — «Remote», используя те же технологии, что петербургские авангардисты театра Post, и будучи фаталистическим, как «Автостопом по галактике», высказыванием, представляет собой внезапно воплощенную утопию пионеров флешмоба и под фанфары врывается в мейнстрим. Получите, распишитесь: качественный и комфортный, стильный и недорогой — сбой в матрице. С любовью, Ваша Матрица.
Лучшие отзывы о спектакле «Remote Moscow»
Remote Moscow
Степень иммерсивности: 1.5
Взаимодействие с актерами
Перемещение по локации
Remote Moscow — театральный проект нового формата: представитель актуального сегодня жанра «променад-спектакля», так называемый «аудиопроменад». Remote Moscow соединяет в себе элементы спектакля, экскурсии, компьютерной игры и квеста.
Зрители не сидят в креслах, они сами участвуют в действии. Следуя за голосом они всё время находятся в движении. События разворачиваются в реальности, декорации – улицы города, актёры – все прохожие, реквизит – элементы окружающей реальности.
Участники надевают наушники и отправляются в увлекательное приключение по улицам Москвы. Вместе с компьютерным собеседником они исследуют город в формате стерео.
от 1200 р. до 1800 р.
Контакты
Продолжительность: 100 минут
Возрастное ограничение: 12+
Язык: русский, английский
Официальный сайт: http://remote-moscow.ru
Вам может понравиться
Somnum (Санкт-Петербург)
Честный спектакль о Петербурге в формате иммерсивного променада
Степень иммерсивности: 3
Etiquette
Вы сидите в кафе, напротив вас — второй зритель. Вы слышите голос — он будет вашим проводником.
Степень иммерсивности: 3
Мы выйдем с тобой погулять в лес
Аудио-спектакль для одного зрителя.
Степень иммерсивности: 2.5
Пушкин и деньги
Спектакль рассказывает про то, сколько во времена Пушкина стоили рюмка, крепостной мальчик, одна строка «Евгения Онегина», аренда квартиры, платье невесты, дуэльные пистолеты и обед в придорожном трактире.
Степень иммерсивности: 3
Другая дорога
Что общего между пистолетом грабителя, сбитой собакой и отцом семейства? Что заставляет человека пойти той или другой дорогой? И каково это – быть лишь голосом в чьей-то голове?
Степень иммерсивности: 4.5
SУАRÉE
Изысканный званый ужин, где каждый гость – участник театральной постановки.
Степень иммерсивности: 4
Заблудшие
Увлекательное путешествие-экскурсия, волнующая атмосфера красоты и тайн, которыми опутана одна из семи сталинских высоток — Hilton Ленинградская
Степень иммерсивности: 3
Северное сияние
Спектакль-разговор о природе желания.
Степень иммерсивности: 4.5
На Трубе
Зрители окажутся в легендарном «Доме на Трубной», красивейшем особняке с двухсотлетней историей.
Степень иммерсивности: 3.5
Заблудшие
Увлекательное путешествие-экскурсия, волнующая атмосфера красоты и тайн, которыми опутана одна из семи сталинских высоток — Hilton Ленинградская
Степень иммерсивности: 3
Одержимый Петербург (Санкт-Петербург)
Камерный иммерсивный спектакль о гениях и безумцах, писателях и их героях только для пяти зрителей.
Степень иммерсивности: 4
Отзывы
Можно ли учавствовать с малышом 4 мес?
Мы были летом 2018 года, с огромным удовольствием поучаствовали в этом спектакле-променаде. Небанально, философски и эмоционально одновременно. Нам повезло с погодой и закатным солнцем. Тотальное погружение. Благодарю команду и создателей за вечер, в котором было столько всего душевного и wow 🙂
Новый сезон стартовал в мае. Приходите, это супер! https://wowwowwow.ru/remotemoscow/
Оставить отзыв Отменить ответ
Взаимодействие зрителей друг с другом
Большинство спектаклей-променадов запрещают зрителям обсуждать увиденное прямо во время представления, поэтому шоу «Превращение», «Пиковая дама», и проч. получают 0 баллов.
Возможность поговорить с товарищем во время действия оцениваются в 0,5 баллов. При условии, что ваш разговор не имеет никакого влияния на ход действия и сюжет («Бойцовский клуб», «Задержанный»).
А вот если гостям необходимо совещаться и принимать какие-то решения для того, чтобы двигать сюжет, то такое шоу зарабатывает 1 балл. («Морфеус», «Москва 2048»).
Взаимодействие с актерами
Какое же иммерсивное шоу без актеров? А вот такое, как «С Чарльзом Буковски за барной стойкой», например. Там, как и в Remote Moscow, вы можете услышать актеров только через наушники. Поэтому такие аудиоспектакли не получают ни одного балла.
1 балл дается тем постановкам, где предусмотрено небольшое взаимодействие с актерами, одинаковое для всех участников. Это «Фантасмагория в черном», «Анна Каренина» (Казань), иммерсивные спектакли театра им. Есенина и др.
1,5 балла мы наградили шоу, где избранные гости получают более детальное взаимодействие с персонажами. Возможно, и вы станете счастливчиком, и именно вас выберут актеры спектаклей «Дом 1097» или «Пиковая дама» для того, чтобы сыграть с вами небольшую сцену.
2 балла вручаются постановки, где актеры взаимодействуют с каждым участником индивидуально. Это такие шоу, как «Картель» и «Морфеус».
Влияние на сюжет
Поскольку возможность не только смотреть, но и участвовать в действии и даже влиять на сюжет, является одним из самых интересных способов погружения в иммерсивном шоу, мы оцениваем эту возможность до 2 баллов. Соответственно, если публика никаким образом не влияет на сюжет, как в любом променаде, спектакль получает 0 баллов.
От 0,5 до 1 балла получают те шоу, в которых степень зрительского влияния немного выше: например, гость принимает решение по небольшому вопросу, которое в итоге все же не влияет на конечный исход сюжета. Это такие постановки, как «Диллема» и Camera. Так же на этом уровне находятся спектакли, где каждый имеет возможность высказаться наравне с актерами и задавать им вопросы («Бойцовский клуб»).
От 1,5 до 2 баллов награждаются перфомансы, где в сюжете есть несколько ответвлений и от зрительского участия зависит, не только, как будет происходить, но и чем закончится действие. Это «Морфеус», спектакли Театра Живого Действия.
Вкусовые ощущения
Если при погружении в сюжет зрители могут что-нибудь попробовать, используют вкусовые ощущения, шоу также получает 1 балл. В этом случае мы присудили баллы не только тем перфомансам, где угощают абсолютно всех участников («Зеркало Карлоса Сантоса», «Маруся» и др.), но и тем, где гости могут воспользоваться баром только по VIP-билету («Вернувшиеся», «Пиковая дама»).
Тактильность
За возможность прикасаться к декорациям и рассматривать их более детально с помощью тактильных ощущений дается 0,5 балла, а вот целый 1 балл дается в случае, если предметы, имеющиеся в руках у гостей, играют важную роль в ходе всего представления (Например, как в шоу «Картель» и др.).
Использование запахов
Подразумевается ли во время представления воздействия на такие органы чувств как обоняние, осязание и вкус.
За использование различных запахов и ароматов, которые еще больше погружают зрителя в атмосферу действия, мы даем 1 балл («Анна Каренина» Казань, «Морфеус»).
Аудиальная составляющая
Во время представления используются различные аудиоэффекты. Оценивается в 0,5 балла, по той же причине, что и визуальная составляющая.
Таким образом, самый обыкновенный спектакль получил по 1 балл по шкале иммерсивности.
Возможность перемещения
Вы любите прогулки? Или вам больше нравится сидеть в удобных креслах? Сейчас существуют форматы на любой вкус. Так, полное отсутствие перемещения мы оценили в 0 баллов (Crave, «Морфеус». Необходимость передвигаться строго по намеченной схеме (без возможности отклониться от маршрута) – 0,5 («На трубе», «Декалог на Сретенке», «Бойцовский клуб» и др.). Свободное перемещение по локации – 1 балл («Москва 2048», «Вернувшиеся» и др.).
Конечно, мы понимаем, что все люди разные, и каждому комфортен свой уровень иммерсивности. Поэтому надеемся, что эта шкала поможет вам выбрать иммерсивное шоу, которое точно придется вам по душе!
Визуальная составляющая
Это возможность видеть происходящее во время шоу. Так как большинство спектаклей все-таки подразумевает визуальное действие, оценивается эта графа всего в 0,5 балла. Не получил их только «Морфеус», где во время всего действия у участников завязаны глаза.
Жанр иммерсивного театра стал очень популярен в наши дни. Это понятие стало настолько размытым, что часто нельзя предугадать, что скрывается за тем или иным перфомансом. С уверенностью можно сказать лишь то, что «иммерсивный спектакль» — это спектакль с полным погружением в атмосферу действия, успех которого зависит от того, насколько зритель вовлечен в сюжет, и как сильно задействованы его органы чувств.
Помимо спектаклей-променадов, с которых все началось, стали появляться все новые и новые форматы. Сам зритель далеко не всегда понимает, чего ждать от представления. Порой, желая посетить интерактивное мероприятие, человек получает совсем не то, чего ожидал.
Именно поэтому мы разработали уникальный инструмент под названием «10-бальная шкала иммерсивности», благодаря которой вы сможете разобраться, что к чему.
Итак, мы оценили все иммерсивные шоу по следующим параметрам:
1. Визуальная составляющая.
Это возможность видеть происходящее во время Так как большинство спектаклей все-таки подразумевает визуальное действие, оценивается эта графа всего в 0,5 балла. Не получил их только «Морфеус», где во время всего действия у участников завязаны глаза.
2. Аудиальная составляющая.
Во время представления используются различные аудиоэффекты. Оценивается в 0,5 балла, по той же причине, что и визуальная составляющая.
Таким образом, самый обыкновенный спектакль получил по 1 балл по шкале иммерсивности.
3. Воздействие на органы чувств.
Подразумевается ли во время представления воздействия на такие органы чувств как обоняние, осязание и вкус.
За использование различных запахов и ароматов, которые еще больше погружают зрителя в атмосферу действия, мы даем 1 балл («Анна Каренина» Казань, «Морфеус»).
За возможность прикасаться к декорациям и рассматривать их более детально с помощью тактильных ощущений дается 0,5 балла, а вот целый 1 балл дается в случае, если предметы, имеющиеся в руках у гостей, играют важную роль в ходе всего представления (Например, как в шоу «Картель» и др.).
Если при погружении в сюжет зрители могут что-нибудь попробовать, используют вкусовые ощущения, шоу также получает 1 балл. В этом случае мы присудили баллы не только тем перфомансам, где угощают абсолютно всех участников («Зеркало Карлоса Сантоса», «Затмение» и др.), но и тем, где гости могут воспользоваться баром только по VIP-билету («Вернувшиеся», «Пиковая дама»).
Дальше – самое интересное.
4. Влияние на сюжет
Поскольку возможность не только смотреть, но и участвовать в действии и даже немного повлиять на сюжет, является одним из самых интересных способов погружения в иммерсивном шоу, мы оцениваем эту возможность до 2 баллов. Соответственно, если публика никаким образом не влияет на сюжет, как в любом променаде, спектакль получает 0 баллов.
1 балл получают те шоу, в которых степень зрительского влияния немного выше – это такие постановки, как «Совместные переживания» и «Параллель», где каждый имеет возможность высказаться наравне с актерами и задавать им вопросы.
1,5 балла награждаются перфомансы, где в сюжете есть несколько ответвлений и от зрительского участия зависит, как будет происходить и чем закончится действие. Это «Морфеус», «Картель» и «Москва 2048».
2 балла присуждаются театрам, в которых зрителю дается определенная роль, и он строит сюжет от начала и до конца. Забавно, что представлений с таким уровнем зрительского участия на Российском рынке пока нет.
5. Взаимодействие с актерами.
Какое же иммерсивное шоу без актеров? А вот такое, как «Время, которое…», например. Там, как и в Remote Moscow, вы можете услышать актеров только через наушники. Поэтому такие аудиоспектакли не получают ни одного балла.
1 балл дается тем постановкам, где предусмотрено небольшое взаимодействие с актерами, одинаковое для всех участников. Это «Чайка», «Анна Каренина» (Казань), «Идиот», и др.
1,5 балла мы наградили шоу, где избранные гости получают более детальное взаимодействие с персонажами. Возможно, и вы станете счастливчиком, и именно вас выберут актеры спектаклей «Дом 1097» или «Безликие» для того, чтобы сыграть с вами небольшую сцену.
2 балла вручаются постановки, где актеры взаимодействуют с каждым участником индивидуально. Это такие шоу, как «Картель» и «Морфеус».
6. Взаимодействие зрителей друг с другом
Большинство спектаклей-променадов запрещают зрителям обсуждать увиденное прямо во время представления, поэтому шоу «Вернувшиеся», «Пиковая дама», и проч. получают 0 баллов.
Возможность поговорить с товарищем во время действия оцениваются в 0,5 баллов. При условии, что ваш разговор не имеет никакого влияния на ход действия и сюжет («Параллель», «Неявные воздействия»).
А вот если гостям необходимо совещаться и принимать какие-то решения для того, чтобы двигать сюжет, то такое шоу зарабатывает 1 балл. («Морфеус», «Москва 2048»).
7. Возможность перемещения
Вы любите прогулки? Или вам больше нравится сидеть в удобных креслах? Сейчас существуют форматы на любой вкус. Так, полное отсутствие перемещения мы оценили в 0 баллов («Совместные переживания», «Морфеус». Необходимость передвигаться строго по намеченной схеме (без возможности отклониться от маршрута) – 0,5 («На трубе», «Декалог на Сретенке» и др.). Свободное перемещение по локации – 1 балл («Безликие», «Вернувшиеся» и др.).
Все люди разные, и каждому комфортен свой уровень иммерсивности. Надеемся, что эта шкала поможет вам выбрать иммерсивное шоу, которое точно придется вам по душе!
Иммерсивный театр — новый вид театрального искусства. Термин «иммерсивный» означает полное погружение. Это не обычный театр со зрительным залом — площадкой для подобных представлений может служить что угодно: от огромного особняка до целого города. В таком театре позиция зрителя не ограничивается сидячим положением и простым наблюдением. Так или иначе зрители начинают взаимодействовать с актерами, площадкой или сюжетом.
Например, в некоторых иммерсивных театрах актеры могут перекинуться парой слов со случайным зрителем, куда-то его отвести или даже что-нибудь ему подарить. В других — зритель имеет возможность влиять на сюжет. А в некоторых иммерсивных шоу гости становятся полноправными участниками и двигают сюжет самостоятельно.
На нашем сайте вы сможете увидеть «степень иммерсивности» для каждого проекта — она обозначает степень взаимодействия зрителя с театральным миром. Чем выше значения шкалы — тем больше активных действий получают участники.
Потусторонняя Москва: Remote Moscow как экзистенциальный аттракцион
До середины осени в городе играют российскую версию знаменитого проекта Штефана Кэги. Точнее, предлагают сыграть в нее вместе: Remote Moscow — коллективная прогулка с «гидом» в наушниках. Но ничего общего с экскурсией в этом путешествии от могилы к небесам нет
Поделиться:
Все начинается на Миусском кладбище. Женский металлический голос в наушниках (он похож на голос старой подруги из автомобильного навигатора TomTom, руливший трипом по Греции) предлагает выбрать могилу по душе. Я успел сделать это и без просьбы — пока ждал начала, заметил справа от входа два надгробия, Сало Нины Ивановны и Сало Максима Владимировича (по годам жизни, скорее всего, мать и сын). Я не мог пройти мимо: Юлю, мою самую любимую подругу, одноклассницы до сих пор зовут, как в школе, Сало — из-за фамилии Сальникова. Но слишком долго грустить и думать о вечном — все там (точнее, здесь) рано или поздно будем — не придется: гид (по всей видимости, высший компьютерный разум) ведет вперед, навстречу приключениям, в поход по знакомой Москве, которая превращается в сценическую площадку, где ты и твои 49 попутчиков, твоя стая, одновременно и актеры, и зрители. Вперед — в город, на который ты смотришь будто со стороны (с той, другой стороны, что начинается за воротами кладбища?).
Фото: Дарья Нестеровская
Страшно, несмотря на ощутимый мотив memento mori, не будет, будет весело — не только потому, что стае, следующей указаниям сверхчеловеческого голоса, предстоит совершить смешные коллективные действия, потрапезничать в монастыре, сыграть в невидимый баскетбол (эхо Blow Up) и пройти маршем протеста. Конечно, это очень обаятельный спектакль про коммуникацию с городом и людьми, ловко использующий и наш эгоизм, и наше высокомерие. Весело будет в первую очередь оттого, что путь прокладывает невидимая гостья из будущего, а будущее это определенно светлое. В нем — сейчас я процитирую фрагмент «Сверлийцев» Бориса Юхананова, на первую часть которых шутница-судьба привела меня в один день с Remote, — «типы симбиозов, которые достигнут человек и машина, будут варьироваться от замены внешнего вида людей до сканирования, скачивания и хранения содержимого их мозга. Развитие нанотехнологий дойдет до того, что мельчайшие импланты, проникая в наш организм, очищая клетки в нашей крови, смогут лечить и даже заменять нездоровые органы. В этом смысле человек получит способность трансформировать свой внутренний и внешний мир и станет практически бессмертным». Remote — маленький привет из такого будущего, рожденный союзом умной режиссерской головы и новых технологий. Нет, Юля, мы никогда не умрем; Миусское и все прочие кладбища обойдутся без нас.
Фото: Дарья Нестеровская
Remote Moscow — одна из 19 инкарнаций идеи Штефана Кэги, основателя театра Rimini Protokoll. Зрители фестиваля NET знают его работы, посвященные истории и коммуникации: Call Cutta in the Box позволяла стать участником межконтинентального телефонного моста с сотрудниками колл-центра в Калькутте, «Поиск грунта в Казахстане» проводил магический, в общем, опыт по переносу реальных биографий в театральное пространство, «Карл Маркс. Капитал» был опытом другой адаптации — одиозного текста к человеческой реальности (а в новом сезоне Кэги выпускает спектакль «Адольф Гитлер. Моя борьба. Том 1&2» — истечение срока копирайта на книгу в конце 2015-го провоцирует новый виток дискуссий о возможности возвращения текста в публичную сферу, и остроумец Кэги — на острие темы).
Фото: Дарья Нестеровская
Remote Х стартовал в Берлине два года назад, сегодня его играют в Москве (благодаря инициативе продюсера Федора Елютина), Санкт-Петербурге, Карлсруэ и Париже. В идеале хорошо бы про маршрут и приключения в путешествии не рассказывать ничего. Мне почти повезло, хотя я все же знал, что, в каком бы городе ни происходил Remote, есть несколько обязательных точек на карте, и кладбище на старте — одна из них. Но еще важнее — пункт назначения, в котором мы получаем иллюзорную (театр, да, иллюзия, но великая) возможность если не достучаться, то хотя бы на секунду до небес дотянуться.