recadv edi что это
Цепочка электронных документов. Входящие — бесплатно, каждый — полезен.
В этой статье мы собрали для вас плюсы самых популярных EDI-сообщений и, конечно же, не забыли про юридически значимые электронные документы.
Фактическим стандартом электронного взаимодействия между поставщиками и торговыми сетями стала цепочка из 4 EDI-сообщений и 2 электронных юридически значимых документов:
Заказ – ORDERS;
подтверждение заказа — ORDRSP;
уведомление об отгрузке — DESADV;
уведомление о приемке — RECADV;
электронные счета-фактуры;
электронные накладные ТОРГ-12.
Разберем, зачем нужно каждое из них и в чем их преимущество перед традиционными аналогами.
Электронный заказ — ORDERS
1.Повышение эффективности операторов
Заказ сформирован в учетной системе торговой сети и передается в напрямую в учетную систему поставщика. Оператор не набивает его вручную, а только подтверждает, корректирует или отклоняет заявку. Следовательно, главный плюс электронного заказа — повышение эффективности операторов и сокращение ошибок, связанных с ручным/полуавтоматическим вводом.
Расчеты, опубликованные на сайте ТС Магнит:
Сотруднику для обработки заказа в среднем требуется 20 минут, используя электронный аналог заказа (ORDERS), сотрудник может сформировать его за 5 минут, экономя 15 минут рабочего времени с каждого заказа.
Поставщик, обрабатывающий 10 000 заказов в месяц, используя EDI, будет экономить 2500 (10 000*15/60) часов рабочего времени. Подсчитаем стоимость часа работы сотрудника, формирующего заказы: Средняя ставка менеджера — 25 000 руб./месяц. Налог на з/п — 30% от ставки. Затраты на расходные материалы (оргтехника, факсимильная связь) – 3 000 руб./месяц (на каждого сотрудника). Организация рабочего места, аренда помещения — 2 000 руб./месяц (на каждого сотрудника). Итого час сотрудника при 8-ми часовом рабочем дне обходится компании в 223 рубля.
Таким образом, поставщик экономит 557 500 рублей в месяц (2500 раб.час. * 223 руб.) от внедрения одного документа ORDERS (Заказ).
Необходимо отметить, что время обработки заказа в традиционном процессе, естественно, варьируется от оператора к оператору, от поставщика к поставщику. Понимая механизм экономии на процессе с электронным заказом, каждый поставщик может сам рассчитать эффективность его внедрения.
2. Гарантия доставки заказа
EDI — самый надежный способ передать заказ и гарантировано его получить, на порядок превосходящий традиционные каналы: телефон, факс, эл. почту.
Нередко поставщики говорят о том, что заказы торговой сети теряются и у EDI-оператора. И действительно, недоставка EDI-заказа — это то, что может случиться на практике. Во-первых, системы операторов отличаются по надежности. Как и в любом бизнесе, некоторые компании обеспечивают лучший уровень сервиса, а некоторые работают хуже. Во-вторых, технические сбои случаются даже в очень эффективных системах.
Но в отличии от традиционных каналов связи, EDI-оператор остается третьей стороной, которая объективно зафиксирует факт получения или неполучения (с указание причины) поставщиком заказа в установленное время, позволив избежать трений с торговой сетью.
3. Фиксация времени получения заказа
Как уже было сказано выше, на платформе у провайдера фиксируется дата и время отправки и получения любого документа, в т.ч. заказа.
4. Отсутствие ошибок
Несовершенство традиционных каналов связи и невнимательность оператора при вводе заказов в учетную систему ведут к ошибкам, которые, в свою очередь, влекут штрафы от торговой сети или и вечерки по лишним позициям. EDI-заказы поставщик получает прямо в учетную систему, что исключает ручной ввод и ошибки вызванные человеческим фактором.
Подтверждение заказа — ORDRSP
Получив заказ, поставщик подтверждает или не подтверждает поставку той или иной продукции или позиций товара.
В документе ORDRSP поставщик может уведомить заказчика об отсутствии определённого товара, избегая срыва поставок в розничную сеть и сохраняя лояльные партнёрские отношения. Сеть, имея эту информацию, может заказать товар-аналог либо разместить заказу другого поставщика.
Подтверждение заказа фиксируется EDI-оператором и может помочь поставщику при решении спорных вопросов по штрафам.
Уведомление об отгрузке — DESADV
Уведомление об отгрузке содержит перечень продукции, которая фактически отгружена со склада в торговую сеть. Основанием для формирования данного сообщения является документ реализации. Когда машина проходит в магазин, приёмщик не тратит время на занесение позиций прибывшего товара в накладную. Ещё до прибытия машины приёмщик получает список отправленных товаров в документе DESADV, и ему достаточно только сверить фактически прибывший товар с имеющимся у него списком. Это особенно эффективно работает при терминальной приемке.
Опять приведем расчеты с сайта ТС Магнит:
Если в среднем товар принимается за 40 минут, то с документом DESADV это время сокращается до 15 минут. Сокращается очередь на рампе, товар принимается в 2,5 раза быстрее. Это позволяет существенно экономить на логистике и ускорить обработку грузов в торговых комплексах и распределительных центрах (РЦ).
Еще раз выделим преимущества использования DESADV
Уведомление о приемке — RECADV
В документе RECADV розничная сеть отправляет поставщику информацию о фактически принятом товаре, на основании которой поставщик выставляет счёт. Бухгалтерам достаточно будет проверить, совпадают ли позиции счёта с позициями в документе RECADV, что в 3-4 раза сокращает время на обработку счетов.
Получив RECADV, поставщик ещё до возврата машины отправить в адрес сети корректные электронные счета-фактуры и ТОРГ-12 в соответствии с фактически принятым розничной сетью товаром. Главный плюс работы с сообщением RECADV — закрытие поставки в день поставки. Заметим, что согласно правилам торговых сетей, отсрочка платежа по поставке начинается в момент, когда в бухгалтерия сети обрабатывает корректные закрывающие документы. Таким образом, использование сообщения RECADV приносит поставщику реальную экономическую выгоду в виде сокращения срока дебиторской задолженности.
По статистике ТС Панорама, около 50% поставок сопровождается вычерками и корректировкой документов. Срок исправления и предоставления корректных документов — 7 дней. При процентной ставке за кредит 20% и годовом обороте с сетью 100 млн. потери поставщика составят около 200 тыс. в год.
Электронный счет-фактура и ТОРГ-12
23 мая 2012 года вступил в силу Приказ ФНС, утвердивший форматы электронных счетов-фактур. С этого момента весь пакет документов по отгрузке можно создать в электронном виде, подписать цифровой подписью и отправить через оператора электронного документооборота без печати бумажных копий.
Согласно п. 5 ст. 24 Закона N 134−ФЗ с 1 января 2015 года в силу вступят положения которые обязывают включить в декларацию по НДС сведения, указанные в книге покупок — продаж. ФНС планирует данные из этих книг в автоматическом режиме сверять с аналогичными данными, поступившими с отчетами по НДС от всех его покупателей и поставщиков, выявляя расхождения «в онлайн режиме».
Это приведет к тому, что теперь по встречной и камеральной проверках налоговая будет запрашивать не весь комплекс документов за период, а конкретный список документов по которым выявлены расхождения.
Работа с электронными документами позволит оперативно реагировать на требования налоговой и избежать штрафов за отсутствие подтверждающих документов.
Документооборот (EDI) между торговыми партнерами
Для ускорения бизнес-процессов и экономии ресурсов торговые сети и поставщики переходят на EDI — электронный обмен данными.
В статье разберем, что такое EDI между компаниями, чем отличается EDI от ЭДО и как начать работу в сервисе электронного обмена данными.
Электронный документооборот EDI в ритейле: что это и для чего нужен в b2b
Электронный обмен данными EDI: разница ЭДО и EDI
Правила передачи и формы документов участники устанавливают самостоятельно, могут их менять и дополнять.
Например, партнер может оформить каталог товаров для торговой сети на свое усмотрение, указать больше подробностей о продукции или только самые основные характеристики. Торговая сеть, отправляя заказ на товары из каталога, может не только перечислить нужный ей ассортимент, но и запросить аналоги. Коммуникации торговых сетей с поставщиками в системе EDI проще из-за возможности гибких настроек.
Для ЭДО есть строгие правила со стороны закона.
Обычно их устанавливает ФНС. Это необходимо, чтобы облегчить обработку документов и ускорить их проверку, поэтому любое отклонение от правил приравнивается к ошибке в заполнении.
Кроме того, под ЭДО в России обычно понимают электронный обмен юридически значимыми документами. То есть документами с квалифицированной электронной подписью. Это, например, универсальные передаточные документы (УПД), отчетность в госорганы, договоры и др.
Отличия ЭДО от EDI:
Информация может дополняться и изменяться
Юридически значимые документы
Обязательные поля, которые нельзя изменять
Формат устанавливается законом.
Например, счета-фактуры, универсальный передаточный документ (УПД), отчетность в госорганы
Типы EDI документов и стандарты обмена данными
PRICAT (Price Catalogue)
ORDERS (Purchase Order)
ORDERS (Purchase Order)
DESADV (Despatch Advice)
RECADV (Receiving Advice)
RETANN (Announcement for Returns)
INVOIC (Invoice)
В цепочке документооборота также могут фигурировать другие типы данных в зависимости от особенностей деятельности компании или требований контрагентов. Например, каталоги локализации, дополнения к уведомлению об отгрузке и другие. Их наличие в системе EDI зависит от технической возможности провайдера.
Правила передачи, безопасность, структуру и формат данных определяют международные стандарты EDIFACT и GS1 EANCOM.
Как работает EDI-обмен между торговой сетью и поставщиками
Поставщик может сформировать каталог товаров (PRICAT) и отправить его торговым сетям. Этот шаг иногда пропускают, например, если ассортимент заранее известен или сотрудничество уже налажено. Или поставщик может известить партнера о товарах иным путем. Тогда обмен данными начинается с того, что торговая сеть отправляет своему поставщику заказ (ORDERS). Заказ содержит подробную информацию о продукте, количестве и месте доставки.
В ответ поставщик высылает ORDRSP, в котором может полностью или частично принять/отклонить заказ. Если товара нет в наличии или достаточном количестве, поставщик может предложить аналог или поставить только часть товара.
Когда все условия и подробности приняты, поставщик отправляет уведомление об отгрузке (DESADV). В документе отражается подробная информация о поставке: количество отправленной продукции, точка доставки, транспорт, сроки доставки и др.
Торговая сеть получает товар и проводит сверку. Если все в порядке, отправляет поставщику уведомление о приемке (RECADV). Сеть может принять только часть товара, а бракованную или недопоставленную продукцию указать в документе. Тогда поставщик должен совершить возврат или заменить товар, чтобы выполнить условия договора.
После приемки торговой сетью товара по заказу поставщик отправляет через систему ЭДО универсальный передаточный документ (УПД), подписанный КЭП. Это финальный этап процесса поставки. По УПД производится оплата и начисление НДС.
Преимущества перехода на EDI документооборот
Как подключиться к EDI-системе электронного обмена
Электронный документооборот с сетями с помощью платформ СФЕРА EDI и Comarch EDI
EDI в web-интерфейсе
Для работы с электронными данными не нужно устанавливать специальные EDI-программы и настраивать рабочее место. Это удобно, если документов и сотрудников, которые будут работать с сервисом, немного.
Чтобы начать обмен в веб-версии СФЕРА EDI от СберКоруса, нужно войти в личный кабинет с помощью логина и пароля в браузере.
Интеграционные решения для EDI
Если в компании обмен данными происходит в больших объемах, а сотрудников, которые обрабатывают документы, нет времени обучать, проще интегрировать сервис EDI в учетную систему.
Другие сферы использования: EDI в логистике
EDI в логистике помогает управлять цепочками поставок за счет своевременного обмена достоверной информацией. Для удобства на одной платформе совмещают два типа сообщений: торговые и логистические. Например, когда вместе с уведомлением об отгрузке отправляется паллетная этикетка. Использование такой связки повышает качество работы склада и сокращает время на приемку товара.
В EDI используются различные типы логистических сообщений. Чаще всего это:
Выводы об EDI
EDI расшифровывается как Electronic Data Interchange, что означает электронный обмен данными. В России под EDI понимают систему коммерческого и логистического документооборота. Такие документы необязательно подписывать квалифицированной электронной подписью, а их форма может быть любой.
Все этапы сотрудничества поставщиков и торговых сетей ускоряются с помощью EDI: заказ, актуализация данных, отгрузка, приемка или обмен необходимой информацией происходит за несколько кликов по защищенным каналам. Поэтому все больше компаний переходят на электронный обмен данными.
В отличие от EDI, система ЭДО предполагает обмен юридически значимыми электронными документами. То есть участникам ЭДО не обойтись без электронной подписи, а сами документы следует оформлять по правилам, которые устанавливает закон. Например, торговая сеть может выбрать удобные для нее формы и виды документов при электронном обмене данными в EDI. Но не может при передаче УПД контрагенту в ЭДО, потому что документ необходимо оформить так, как предписывает налоговая.
Чтобы начать обмен электронными данными без установки ПО, можно подключиться к веб-версии сервиса СФЕРА EDI. Потребуются только логин и пароль. Если данных отправляется много, сервис можно интегрировать в учетную систему. Это позволит обмениваться EDI-сообщениями в режиме одного окна. Способ подключения зависит от индивидуальных потребностей бизнеса, поэтому лучше проконсультироваться со специалистами.
EDI также используют в логистике, но обычно обмен данными по поставкам объединяют с торговыми. Так, кроме работы поставщиков с сетями по продукции, можно автоматизировать склад и ускорить приемку товаров. Это позволяет полностью контролировать все процессы работы.
Recadv edi что это
ООО «КОРУС Консалтинг СНГ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера. «КОРУС Консалтинг СНГ» серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с условиями и принципами их обработки.
Типы EDI документов
Типы EDI документов
EDI (Electronic data interchange) — это система для передачи электронных данных между контрагентами. Через EDI можно отправлять и принимать финансовую, коммерческую и логистическую информацию.
Расскажем, кто и какие виды EDI-документов использует.
Разница между EDI и ЭДО
Система EDI позволяет отправлять и получать данные для ускорения бизнес-процессов — уведомления, сообщения, заказы, каталоги и сопроводительные документы. У них нет установленной законом формы, а контрагенты сами договариваются, какие данные в этих документах будут передавать.
Через ЭДО чаще всего обмениваются юридически значимыми документами, которые оформляются по правилам законодательства и госорганов и подписываются электронной цифровой подписью.
Типы EDI сообщений и документов
В системе EDI поставщики и торговые сети могут отправлять и получать заказы и сопроводительную документацию.
Наиболее часто используемые виды EDI-документов:
PRICAT
ORDERS
ORDRSP
DESADV
ALCRPT
RECADV
RETANN
Автоматизируйте заказы и документооборот, контролируйте все этапы поставок с помощью платформы СФЕРА EDI. Подключим к обмену EDI в кратчайшие сроки.
Схема электронного обмена данными EDI
Подключение к системе обмена данными EDI, как правило, не отличается от представленной ниже схемы.
1. Оставьте заявку и дождитесь звонка специалиста.
Он поможет выбрать тариф и проверит техническую возможность подключения.
Для EDI нужен номер GLN — глобальный уникальный цифровой код, который идентифицирует участника
в цепи поставок. Если его нет, менеджер поможет получить.
2. Подпишите договор и оплатите подключение.
3. Дождитесь финальной настройки.
Менеджер пришлет персональные данные для входа в web-интерфейс и поможет завершить настройку сервиса.
Нет.
EDI — это электронный обмен данными между поставщиками и торговыми сетями, а ЭДО — обмен электронными юридически значимыми документами с контрагентами, банками, госсистемами. Получается, что ЭДО дополняет EDI и помогает поставщику полностью перейти на электронный обмен документами с контрагентами и госорганами.
Нет, это зависит от правил, которые устанавливает торговая сеть.
Многие не используют каталоги (PRICAT), счет-фактуру (INVOIC), а документ для возврата (RETANN) — вообще редкость. Поэтому минимальный, но необязательный набор типовых документов в работе — ORDERS и ORDRSP.
Подробно о том, какие типы EDI документов используют торговые сети России, смотрите на странице подключения.
Компания
Информация
Контакты
Санкт-Петербург
Б.Сампсониевский пр., д. 68, лит. Н
194100
EDI: что это такое, типы документов, расшифровка понятия — система электронного обмена данными
Стандарты EDI-технологий разработаны в одном из Американских национальных институтов (ANSI). Их применение обеспечивает комфортные условия для ведения и развития бизнеса. На этой почве популярность технологий проявилась и в других отраслях экономики, а также в социальной сфере. Что же это такое — система электронного обмена данными EDI (еди ай) или Electronic Data Interchange.
Про платформу
Контрагенты пользуются ей для обмена информационными данными в интернет-формате. Здесь доступна отправка и принятие финансовых, коммерческих и логистических сведений. Круг посылаемых и принимаемых документов не ограничен. Это могут быть также каталоги и любая сопроводительная документация к заказам. Пользователь моментально обрабатывает заявки, отправляет документы поставщикам или торговым сетям. Усилий на это тратится минимальное количество, и взаимодействие происходит чрезвычайно быстро. Плюсом является и то, что сервис способен проводить проверки на наличие ошибок. Формировать данные разрешается даже для госсистем, контролирующих производство, сбыт и сертификацию продукции на территории России, например, ЕГАИС.
Кроме того, платформа предлагает хранение созданной документации. Таким образом, можно по опознавательным признакам найти нужную бумагу, хранящуюся в защищенном архиве. Доступна и опция по формированию отчетности. Этому способствует внедренный сюда аналитический Business intelligence инструмент.
Фактически предлагаемая система не нова. Расшифровка EDI-технологии — это Electronic Data Interchange. Она является новшеством в сознании российских предпринимателей, медленно принимающих прогрессивные идеи для облегчения их работы. Тем не менее опыт использования показал, что обсуждаемая здесь технология помогает оптимизировать деятельность и в целом развивать свой бизнес гораздо эффективнее. Она позволяет отправлять заявки, обрабатывать информацию по тысячам заказов ежемесячно. Хотя такой объем необязателен. EDI становится частью электронного документооборота, который присутствует повсеместно на большинстве предприятий.
Если, к примеру, ваша компания работает с маркировкой определенных видов товаров (обувь, табак, одежда, алкоголь и др.), то ведение ЭДО для вас обязательно. А облегчить и оптимизировать этот процесс вам поможет ПО, предлагаемое компанией «Клеверенс».
Стандарты и способы передачи данных
Для EDI-обмена можно использовать широчайший массив международных нормативов для удовлетворения всевозможных запросов. Но в первую очередь необходимо понимать значение представленных далее двух стандартных идентификаторов.
GTIN-код
В расшифровке это Global Trade Item Number или уникальный цифровой штрихкод товара. Он заменил американский UPC и европейский EAN. Присваивается национальными регистраторами и зашифровывается в геометрическом формате. В него включаются циферный ряд, состоящий из разного количества цифр: 8, 12, 13, 14. Сведения о нем заносятся в единую информационную базу, действующую по всему миру. Такой штрих-код для товарных категорий получают производители, владельцы брендов, импортеры. Его разработкой и принципом присвоения занималась международная организация GS1.
GLN-код
Полное значение — Global Location Number. Уникализированный код из 13-ти чисел. Нужен для идентифицирования пользователя в системе, то есть для обозначения всех участвующих в поставке лиц. Его расположение — зачастую под штрихкодом. Кроме национального префикса, здесь содержится информация про фигуранта сделки: его адрес для почтовых отправлений, категория объекта, регион размещения, телефонный и факсовый номера, реквизиты банка, требования и ограничения по доставке, а также указание представителя фирмы для связи.
Чтобы организации-поставщику создавать партнерские отношения с торговыми объединениями, ему приходится получить GLN.
EDI стандарт. Технический обзор
Формат данных в EDI
EDI использует delimited text формат. Он хорошо работает для плоских структур данных, таких как таблицы. Он не так хорош для представления иерархических структур данных. Вложенные объекты лучше сериализуются с помощью tagged форматов, таких, как XML и JSON.
Очень странно, но так и не был создан язык описания (document definition) для EDI. Прошло столько лет с момента появления EDI и столько усилий было затрачено на него, но язык описания так и не создан. Язык описания позволяет автоматизировать обработку данных, а именно их генерацию, верификацию, преобразование, сериализацию, десериализацию. Для сравнения, для верификации XML данных мы берем схему данных (XML Schema, xsd) и парсер автоматически проверяет данные на соответствие этой схеме.
Можно обойтись и без схемы, но тогда желательна разметка документа. XML и JSON документы могут быть десериализованны и без схемы, потому что сами данные содержат тэги (имена) элементов данных. EDI имеет тэги только для сегментов и не имеет тэгов для элементов. Элементы определяются позицией внутри сегмента. Универсальный EDI парсер сможет разобрать документ только на примитивные коллекции, потому что документ не содержит ни имен, ни типов для элементов данных.
Давайте обратимся к деталям.
Пакетный формат
ISA*00* *00* *ZZ*RECEIVERID *12*SENDERID *100325*1113*U*00403*000011436*0*T*>
’ — символ разделения сегментов; ‘*’ — символ разделения элементов внутри сегмента; ‘>’ — символ разделения подэлементов внутри элемента. Изменяя эти символы мы по сути изменяем форматы пакетов и документов. В XML и JSON разделительные символы прописаны в стандарте, их нельзя изменить. Изменяемые разделительные символы — это рудименты эпохи, когда Unicode еще не был создан. Но даже в те времена делать разделительные символы изменяемыми было не очень хорошей идеей. Разделительные символы — очень важные символы. Если мы можем использовать любые символы в качестве разделителей, это не только именяет логику разбора пакетов на составляющие части, это сильно усложняет логику разбора текста внутри самих элементов.
Еще в ISA сегменте мы видим элементы, определяющие форматы времени и дат. Они помогают нам использовать настраиваемые форматы дат и времён внутри документов. Это имело смысл в семидесятых годах, когда нам надо было сохранить несколько байт при кодировке дат и времён. Нужны ли эти элементы теперь, после того как мы побороли проблему «2000-ного года», после того как были созданы специализированные и очень подробные стандарты представления времени?
Мы видим в ISA сегменте элементы, определяющие отправителя и адресата. По сути это — адресная (routing) информация. То есть стандарт упаковки объединен со стандартом адресации. Используя EDI, мы должны задавать отправителя и адресата внутри наших данных. В сегменте ISA есть еще и авторизационные элементы. Вся идея размещения этой авторизационной информации внутри самих сообщений когда-то была довольно прогрессивная, но сейчас она выглядит по меньшей мере наивной, а то и опасной. Сейчас мы понимаем, что авторизационная информация — много-много сложнее чем пара значений. То же самое можно сказать и про адресную информацию. EDI стандарт подталкивает нас к использованию этих элементов.
Еще мы видим элемент запроса подтверждения (acknowledgement request). То есть создатель документа задает стратегию использования подтверждений прямо в документе. Хорошая ли это идея? Мы можем использовать документы в разных сценариях. В некоторых из них подтверждения используются на уровне приложений, в других для повышения надежности используются другие протоколы. Политика надежности определяется не внутри самих данных, потому что надежность — это довольно сложная тема в передаче данных, определяемая многими участниками коммуникации.
Еще внутри сегментов пакетов мы видим контрольные номера (Control Numbers). Они нужны в сценариях, когда мы получаем набор документов, но часть набора потеряна или искажена по пути, и мы пытаемся восстановить как можно больше данных. Этот сценарий давно уже не используется, так как подобная проблема надежности как правило решается на нижних уровнях коммуникационных протоколов. Мы не встраиваем надежность коммуникаций на уровень приложений, так ведь?
Другой элемент ISA сегмента, это EDI версия (Standard Identifier). Это похоже на поддержку версионности, знакомую нам по сериализационным стандартам.
В сегменте GS находится элемент, определяющий тип документа (Type of Document). К примеру, это заказ или накладная. Ничего очень плохого в этом нет, хотя задавать тип документа проще внутри самого документа.
Как видим, практически все элементы в пакетных сегментах или бесполезны, или, более того, опасны, если мы будем их использовать в соответствии со стандартом.
Пожалуйста, не пытайтесь использовать данные из пакетных сегментов для аутентификации и адресации.
EDI был создан во времена, когда размещение этой информации в пакетах было единственным вариантом. Сейчас мы передаем документы через интернет и используем большой набор стандартов и протоколов для упаковки, адресации, аутентификации, авторизации, надежности, кодирования, сериализации, сегментирования и т.д., и т.п. Специфичная для конкретного протокола информация добавляется и удаляется на всем пути данных, и эта информация независима от самих данных.
EDI — это стандарт формата данных или протокол?
EDI пытается быть протоколом, именно поэтому мы видим эти элементы адресации, авторизации и запроса подтверждения. Я не знаю, как эту информацию можно сопоставить с OSI protocol layer model.
Но все же большая часть EDI стандарта посвящена форматам данных.
Форматы документов
Внутри пакетов мы видим сами документы. Но мы не найдем стандарта для универсального, обобщенного документа. Стандарт определяет многочисленные форматы для всевозможных типов документов: для заказов, для накладных, для описей вложения… Здесь вы найдете небольшую часть из громадного списка стандартизованных документов.
EDI следует известному мифу: «Где-то там есть идеальный формат, который описывает все на свете сценарии. Мы обязательно найдем этот формат. Нам нужно просто добавлять новые сценарии и подстраивать старые.»
Как результат EDI стандартные документы (спецификации) чрезмерно сложные.
Возьмем один пример: Нам нужна накладная для небольшого местного книжного магазина. Мы нашли подходящую стандартную спецификацию, EDI 850, заказ на покупку (Purchase Order). На первый взгляд он выглядит чересчур детальным. Мы не будем покупать продукты питания, уголь, зерно, жидкие продукты, опасные продукты, медицинские препараты. Нам не нужны международные адреса. Мы не будем использовать службы срочной доставки. EDI спецификация описывает все эти возможные варианты, но в ней слишком много полей, которые мы никогда не будем использовать. Она чересчур сложна для нашего простого документа.
Существует много индустриальных (domain) стандартов, которые используются как своеобразные хранилища знаний. Но эти стандарты не используются как стандарты передачи данных. (Посмотрите эту статью, описывающую проблему индустриальных стандартов.)
Циклы (Loops) внутри документов
Структура индивидуальных документов довольно проста. Документы составлены из серии сегментов, внутри которых находятся данные документов.
Но оказывается, что сегменты могут объединяться в группы или в повторяющиеся группы, так называемые циклы (loops). Пикантность в том, что эти циклы абсолютно никак не выделены в документе. О наличии цикла мы можем прочитать в спецификации данного конкретного документа. Сегменты одинакового типа (с одинаковыми тэгами) могут располагаться как независимо, так и внутри циклов. Создать парсер, распознающий циклы (которые, повторяю, никак не отмечаются в документе), это довольно нетривиальная задача.
В XML и JSON такой проблемы не стоит, иерархические объекты или коллекции объектов любого уровня вложенности очень просто задаются с помощью открывающих и закрывающих тэгов, именованных или неименованных.
EDI попытался усидеть на двух стульях. С одной стороны, его документный формат похож на формат csv и удобен для представления табличных данных. С другой стороны, он пытался описывать иерархические объекты, и попытка эта окончилась очень неубедительно. Конечно, мы понимаем это сейчас, когда имеем перед глазами JSON. Но давайте вспомним, что EDI был сделан не для передачи табличных данных, а именно для передачи документов, структура которых именно иерархическая.
Нетехнический взгляд на EDI
Как видим, EDI стандарт устарел практически в каждом аспекте, если мы рассматриваем его с технических позиций. Вряд ли сейчас есть рациональные технические причины для его использования. Но, несмотря на это, EDI по-прежнему широко используется.
В следующей части мы постараемся найти этому причины. Скорее всего они будут не технического характера.