readkey в паскале что это
Операторы цикла
Теоретический материал (Паскаль)
Цикл с постусловием REPEAT
Вы уже умеете организовать цикл при помощи оператора while. Напомним, что при выполнении этого оператора компьютер проверяет значение условия. Если условие истинно, то исполнительная часть оператора while будет повторяться до тех пор, пока это условие не примет значение False. Если значение условия есть False в самом начале, то тело цикла while вообще не будет выполняться.
Иногда при решении задач возникает необходимость выполнить тело цикла хотя бы один раз, а потом, проверив условие, определить, повторять ли тело цикла еще раз. Эту задачу выполнит другой вид цикла – цикл Repeat.
a) repeat
read (Number);
Sum := Sum+Number;
until Number=-1
b) repeat
i := i+1;
writeln (Sqr(i));
until i>=10
Задача. Определить, является ли введенное число простым.
Алгоритм решения этой задачи будет следующий. При помощи операции mod проводим проверку всех целых чисел от 2 до введенного числа Number. Мы проверяем, является ли очередное проверяемое число делителем нашего числа (значит, остаток от деления введенного числа на проверяемое число равен нулю). Если такой делитель найден, значит, цикл досрочно завершает свою работу на некотором i-том шаге. Если делитель не найден, значит, цикл проверил все числа, и значение переменной цикла i будет равно конечному значению, т.е. Number. Поэтому, после записи цикла следует анализ значения переменной i и выводится соответствующее сообщение.
Примечание. Напомним, что простым называется число, которое не имеет делителей кроме 1 и самого себя.
Цикл не может продолжаться бесконечно, так как любое число всегда делится само на себя.
Program Prostoe; Uses Crt; Var i, <возможный делитель> Number : integer; <исследуемое число> Begin ClrScr; writeln (‘Какое число должно быть проверено? ‘); read (Number); i := 1; repeat i := i+1; until Number mod i = 0; if Number=i then writeln (Number,’ является простым’) else writeln (Number,’ делится на ‘,i); readln; End. |
При построении циклов нужно быть очень аккуратным: следить за отсутствием ошибок как в фазе входа в цикл, так и в фазе завершения цикла.
Задание. Выберите две задачи, решенных Вами с помощью цикла с предусловием, и решите их с помощью цикла с постусловием.
Readkey в паскале что это
<Пароль>
uses crt;
const
n=10;
var
key:char;
pass_ar:array[1..n] of char;
pass_count:byte;
password:string;
begin
clrscr;
write(‘Enter pasword: ‘);
pass_count:=0;
repeat
inc(pass_count);
key:=readkey;
if key<>#13 then
begin
pass_ar[pass_count]:=key;
write(‘*’);
password:=password+pass_ar[pass_count];
end;
until key=chr(13);
writeln;
writeln(password);
end.
Также с помощью readkey можно ждать нажатия не только любой клавиши, а только нужной нам. Например следующая конструкция ждет нажатия клавиши <ENTER>:
uses crt;
var
key:char;
begin
repeat
key:=reakey;
until chr(key)=13;
end.
А теперь можно написать программу управления каким-нибудь объектом с помощью того же readkey. Например звездочкой (*).
<Управление звездочкой>
uses crt;
var
key:char;
x,y:byte;
begin
clrscr;
gotoxy(40,12);
x:=40;
y:=12;
writeln(‘*’);
repeat
key:=readkey;
case key of
chr(72):begin
clrscr;
dec(y);
if y 25 then y:=1;
gotoxy(x,y);
write(‘*’);
end;
chr(75):begin
clrscr;
dec(x);
if x 80 then x:=1;
gotoxy(x,y);
write(‘*’);
end;
end;
until key=chr(27);
end.
Теперь тоже самое только в графическом режиме и управлять будем не звездочкой, а окружностью.
<Управление кругом>
uses graph,crt;
var
gd,gm:integer;
key:char;
x,y:word;
begin
clrscr;
gd:=detect;
initgraph(gd,gm,»);
cleardevice;
x:=320;
y:=220;
circle(x,y,50);
repeat
key:=readkey;
case key of
chr(72):begin
cleardevice;
dec(y,5);
if y 429 then y:=50;
circle(x,y,50);
end;
chr(75):begin
cleardevice;
dec(x,5);
if x 589 then x:=50;
circle(x,y,50);
end;
end;
until key=chr(27);
closegraph;
end.
<Меню>
uses crt;
procedure frame;<процедура рисования рамки>
var
x:byte;
begin
textcolor(14);
<рисование верхней рамки меню>
gotoxy(29,7);
write(chr(201));
x:=30;
repeat
gotoxy(x,7);
write(chr(205));
inc(x);
until x=50;
write(chr(187));
<рисование левой боковой рамки меню>
x:=8;
repeat
gotoxy(29,x);
write(chr(186));
inc(x);
until x=14;
<рисование правой боковой рамки меню>
x:=8;
repeat
gotoxy(50,x);
write(chr(186));
inc(x);
until x=14;
<рисование нижней рамки меню>
gotoxy(29,14);
write(chr(200));
x:=30;
repeat
gotoxy(x,14);
write(chr(205));
inc(x);
until x=50;
gotoxy(50,14);
write(chr(188));
end;
procedure punkt;<процедура вывода пунктов меню>
begin
<вывод пунктов меню>
gotoxy(35,8); textcolor(15); write(‘Exit Menu:’);
gotoxy(35,10); textbackground(0); textcolor(2); write(‘ShutDown. ‘);
gotoxy(35,11); textbackground(0); write(‘Reboot. ‘);
gotoxy(35,12); textbackground(0); write(‘Cancel. ‘);
end;
<------------------------------ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА--------------------------->
type
type_of_3=1..3;
var
key:char;
n:type_of_3;
begin
textbackground(0);
clrscr;
frame;
punkt;
<выделение первого пункта меню>
gotoxy(35,10); textbackground(12); write(‘ShutDown. ‘);
n:=1;
<перебор пунктов меню>
repeat
key:=readkey;
case key of
chr(80): begin
if n=1 then
begin
gotoxy(35,10); textbackground(0); textcolor(2); write(‘ShutDown. ‘);
gotoxy(35,11); textbackground(12); write(‘Reboot. ‘);
n:=2;
continue;
end;
if n=2 then
begin
gotoxy(35,11); textbackground(0); write(‘Reboot. ‘);
gotoxy(35,12); textbackground(12); write(‘Cancel. ‘);
n:=3;
continue;
end;
end;
chr(72): begin
if n=2 then
begin
gotoxy(35,10); textbackground(12); textcolor(2); write(‘ShutDown. ‘);
gotoxy(35,11); textbackground(0); write(‘Reboot. ‘);
n:=1;
continue;
end;
if n=3 then
begin
gotoxy(35,11); textbackground(12); write(‘Reboot. ‘);
gotoxy(35,12); textbackground(0); write(‘Cancel. ‘);
n:=2;
continue;
end;
end;
else
if key=chr(13) then
case n of
1: begin
textbackground(0);
textcolor(7);
clrscr;
writeln(‘Вы выбрали пункт ShutDown’);
end;
2: begin
textbackground(0);
textcolor(7);
clrscr;
writeln(‘Вы выбрали пункт Reboot’);
end;
3: begin
textbackground(0);
textcolor(7);
clrscr;
writeln(‘Вы выбрали пункт Cancel’);
end;
end;
end;
until key=chr(27);
end.
В итоге у вас должно получиться вот такое меню:
Кроме readkey, в паскале есть оператор keypressed (он тоже находится в модуле CRT). Его также можно использовать для ожидания нажатия любой клавиши. Например:
Repeat until keypressed;
Или его можно использовать как запасной выход из цикла (например бесконечного), чтобы программа не подвисала:
Функция ReadKey.
В прошлом уроке мы познакомились с функцией KeyPressed, которая реагирует на нажатие клавиши. В этом уроке мы рассмотрим функцию ReadKey. Ее отличие от функции KeyPressed в том, что она не просто реагирует на нажатие клавиши, но и сообщает о том, какая именно клавиша была нажата.
Если данная функция встречается в программе, то программа останавливается и ждет нажатие клавиши, причем символ нажатой клавиши не высвечивается на экране. Функция ReadKey считывает код введенного символа из буфера клавиатуры и возвращает значение типа CHAR. Например, если вы введете с клавиатуры строчную латинскую букву «a», то функция ReadKey возвратит значение Chr(97). Рассмотрим программу, которая показывает отличие функции ReadKey от процедуры Readln.
В строке №6 вводим с клавиатуры символ.
В строке №7 выводим символ на экран.
Как видите при вводе символа с клавиатуры, он сразу же отображается на экране, а после нажатия клавиши Enter на экран выводится сообщение.
Теперь заменим строку №6 на такую: klav:=readkey.
В строке №6 в переменную «klav» записываем значение функции ReadKey. На этом этапе программа останавливается и ждет нажатия клавиши (как и при использовании процедуры Readln). После нажатия клавиши код этой клавиши будет возвращен в качестве значения функции ReadKey (как и при использовании процедуры Readln) и записан в переменную «klav». На экран будет выведен символ соответствующий этому коду.
Как видите, при нажатии клавиши, у нас сразу вывелось сообщение.
Циклические алгоритмы
Тема: Работа с клавиатурой. Стандартные процедуры read и readLn. Стандартные функции readKey и KeyPressed; их применение в циклах.
Это занятие мы посвятим вопросам программированию обменов с клавиатурой компьютера. Турбо Паскаль содержит несколько простых и ясных средств, которые позволяют организовать эффективное управление программы посредством клавиатуры.
Самая простая и часто применяемая техника организации приема информации основывается на использовании уже знакомых Bам процедур read и readln. Расширим знания о них. Эти процедуры работают со стандартным входным файлом, который отождествлен с “консолью”, т. е. с клавиатурой и экраном дисплея. На практике это означает, что информация, введенная с клавиатуры, помимо обработки процедурами, будет отображаться на экране.
Удобством указанных процедур является автоматическое преобразование ими вводимой цепочки символов в значение заданного типа. Так, если в разделе описания переменных имеется описание вида
Var Chislo : integer; |
то выполнение оператора readln (Chislo) будет происходить следующим образом. Программа будет приостановлена в ожидании ввода с клавиатуры символов, изображающих целое число. После ввода этих изображений они будут автоматически преобразованы в соответствующие двоичные значения и присвоены переменной Chislo. Аналогично организован прием значений действительного, символьного и строкового типа. Если read(readln) не может выполнить преобразования, то генерируется ошибка № 106 – Invalid numeric format (Неверный формат числовых данных) и выполнение программы прекращается. Это является стандартной реакцией, которую выполняет программа, взявшая на себя обработку ошибок. Мы вернемся еще к обработке ошибок, вызванных некорректным вводом, в теме “Процедуры и функции”, где научимся правильно составлять и использовать вспомогательные подпрограммы. А пока приведем пример применения этих процедур ввода при организации циклов.
Program Useread; Var X, Y : Byte; Stop : String; Begin TextBackGround; Randomize; repeat X:=Random (76); Y:=Random (23); GoToXY (X, Y); TextColor (Random(15)); write(‘***’); X:=1; Y:=24; write (‘Для остановки программы наберите “Стоп“‘); write (‘Для продолжения – любую клавишу ‘); readln(Stop); until (Stop=‘Стоп‘) or (Stop =‘стоп‘); readln; End. |
Примечание. Здесь использованы следующие процедуры:
TextBackGround (Color : Byte) – задает цвет фона.
TextColor (Color : Byte) – задает цвет символов.
Однако, несмотря на простоту и удобство, стандартные процедуры read и readln не обеспечивают всеж потребностей, возникающих при работе с клавиатурой. Их важнейший недостаток в том, что вместе с приемом символов они выполняют их отображение на экран (так называемое “эхо на монитор”). В большинстве случаев это либо не нужно, либо недопустимо. Например, если программа реализует некоторый оконный интерфейс, то вывод вводимых символов испортит изображение. Кроме того, они рассчитаны только на ввод относительно небольшого подмножества символов (буквы, цифры, знаки препинания) и частичного использования специальных клавиш (например, Backspace для отмены только что введенного символа). Эти процедуры не могут распознать нажатие функциональных или редактирующих клавиш и их сочетаний с управляющими клавишами Ctrl, Alt, Shift. В силу указанных причин процедуры read и readln редко используются в серьезных программах.
Стандартная функция readKey
Более универсальным средством взаимодействия с клавиатурой является стандартная функция readKey из системного модуля Crt. Функция вызывается без параметров, возвращает значение символьного типа и работает следующим образом. Организуется задержка выполнения с ожиданием нажатия клавиши. После того, как нажатие произведено, функция завершает работу, возвращая код нажатой клавиши. Полученное значение можно использовать далее в программе. Тривиальный пример работы с функцией readKey, не требующий комментариев, может выглядеть так:
Примечание. Здесь использована процедура Exit, которая позволяет досрочно выйти из программы. Применение этой процедуры является плохим стилем программирования.
Функция readKey не отображает введенный символ на экран, благодаря чему она широко используется для организации управления в различных диалоговых программах. В дополнение к этому readKey позволяет отслеживать нажатие более широкого множества клавиш, опознавая функциональные и редактирующие клавиши и их сочетания с управляющими клавишами Ctrl, Alt, Shift.
Если говорить более подробно, функция readKey исходит из того, что все множество клавиш и их сочетаний с управляющими клавишами разбито на два подмножества, которые обычно называют основным и расширенным наборами.
В основной набор входят клавиши букв, цифр, разделителей и знаков препинания, их комбинации с клавишей Shift (или, что то же самое, при включенном переключателе CapsLock), а также клавиши Tab, BackSpace, Enter и Esc. Если нажата одна из перечисленных клавиш, то readKey возвратит обычный ASCII-код соответствующего символа.
В расширенном наборе содержатся некоторые (не все) клавиши из основного набора в комбинации с клавишами Ctrl и Alt, а также функциональные и редактирующие клавиши. Если нажимается одна из клавиш расширенного набора, то функция readKey возвращает символ с кодом 0 (его представление в программе – chr(0) или #0). В этом случае повторное обращениек readKey вернет код клавиши из расширенного набора.
Коды клавиш из основного и расширенного наборов в виде, удобном для включения в Турбо Паскаль-программы, приведены в приложении.
Схема использования функции readKey для общего случая может выглядеть так:
Program UsereadKey2; Uses Crt; Var Sym : Char; Begin ClrScr; while true do begin write (‘Нажмите клавишу‘); Sym := readKey; if Sym <> #0 then begin <основной набор> case Sym of #8 : writeln (‘Вы нажали BackSpace‘); #9 : writeln (‘Вы нажали Tab‘); #13 : writeln (‘Вы нажали Enter‘); #27 : writeln (‘Вы нажали Esc‘); else writeln (‘Вы ввели символ ‘,Sym); end; if Sym = #27 Then Exit end else begin <расширенный набор> Sym := readKey;<повт. чтение: берем расширенный код> writeln (‘Вы нажали клавишу с кодом ‘, Ord (Sym))); end end End. |
Большинство прикладных диалоговых программ использует описанную технику взаимодействия с клавиатурой. Однако встречаются случаи, когда возможностей функции readKey оказывается недостаточно. На самом деле функция readKey воспринимает нажатия не всех клавиш: достаточно попробовать, запустив вышеприведенную программу, нажать клавиши F11, F12, ввести комбинацию Alt+Esc и т.д. Тому, кто желает более детально изучить работу этой функции, предлагаем самостоятельно найти в книгах по Турбо Паскалю этот материал. А мы ограничимся вышесказанным.
Стандартная функция KeyPressed
Второй базовой функцией взаимодействия с клавиатурой является функция KeyPressed. В отличие от readKey, она предназначена не для приема кода нажатой клавиши, а для простой проверки, была ли нажата какая-либо клавиша. Эта функция вызывается без параметров и возвращает значение булевого типа: True, если было нажатие, и False в противном случае.
Важно понять, что KeyPressed не производит никаких действий с кодом нажатой клавиши, но код может быть далее прочитан функцией readKey, например,
Cоотношение этих функций станет более понятным, если рассмотреть их внутреннюю организацию несколько подробнее. В системной области DOS имеется небольшой буфер, в который операционная система помещает коды нажатых клавиш. буфер организован в виде очереди, причем помещение кодов производится в ее хвост, а считывание из головы. Таким образом, каждое обращение к функции readKey извлекает из головы очереди один содержащийся там код. Если буфер пуст, то организуется задержка выполнения до тех пор, пока в нем не появится код ( появление кода соответствует нажатию клавиши). Если же к моменту вызова readKey нажатие уже произошло, то есть буфер содержит хотя бы один код, то никакой задержки не будет. Буфер очень невелик и рассчитан на хранение максимум 15 кодов, что соответствует 15 нажатиям. Кстати говоря, иногда встречается такая ситуация, когда та или иная программа “не успевает” выбирать коды клавиш из буфера (то есть нажатия производятся чаще). Ситуация переполнения буфера индицируется звуковым сигналом, после чего коды вновь нажимаемых клавиш будут пропадать.
Используя полученные знания решите выбранные с учителем задачи из нижеприведенного перечня.
Readkey в паскале что это
Windows, Real, Protected
Замечания
Символ не отображается на экране.
При нажатии некоторых специальных клавиш (стрелки и функциональные клавиши) ReadKey возвращает нулевой символ (#0), а повторный вызов ReadKey возвратит сканкод нажатой клавиши.
Коды специальных клавиш
Клавиша | Что возвращает ReadKey? |
---|---|
Escape | #27 |
Enter | #13 |
Ctrl+Enter | #10 |
Backspace | #8 |
Ctrl+Backspace | #127 |
Tab | #9 |
Shift+Tab | #15 |
F1 | #0, #59 |
F2 | #0, #60 |
F3 | #0, #61 |
F4 | #0, #62 |
F5 | #0, #63 |
F6 | #0, #64 |
F7 | #0, #65 |
F8 | #0, #66 |
F9 | #0, #67 |
F10 | #0, #68 |
← | #0, #75 |
↑ | #0, #72 |
→ | #0, #77 |
↓ | #0, #80 |
Delete | #0, #83 |
Insert | #0, #82 |
Home | #0, #71 |
End | #0, #79 |
Page Up | #0, #73 |
Page Down | #0, #81 |
NumPad 5 1 | #0, #76 |
Shift+F1 | #0, #84 |
Shift+F2 | #0, #85 |
Shift+F3 | #0, #86 |
Shift+F4 | #0, #87 |
Shift+F5 | #0, #88 |
Shift+F6 | #0, #89 |
Shift+F7 | #0, #90 |
Shift+F8 | #0, #91 |
Shift+F9 | #0, #92 |
Shift+F10 | #0, #93 |
Ctrl+F1 | #0, #94 |
Ctrl+F2 | #0, #95 |
Ctrl+F3 | #0, #96 |
Ctrl+F4 | #0, #97 |
Ctrl+F5 | #0, #98 |
Ctrl+F6 | #0, #99 |
Ctrl+F7 | #0, #100 |
Ctrl+F8 | #0, #101 |
Ctrl+F9 | #0, #102 |
Ctrl+F10 | #0, #103 |
Alt+F1 | #0, #104 |
Alt+F2 | #0, #105 |
Alt+F3 | #0, #106 |
Alt+F4 | #0, #107 |
Alt+F5 | #0, #108 |
Alt+F6 | #0, #109 |
Alt+F7 | #0, #110 |
Alt+F8 | #0, #111 |
Alt+F9 | #0, #112 |
Alt+F10 | #0, #113 |
Ctrl+← | #0, #115 |
Ctrl+→ | #0, #116 |
Ctrl+Home | #0, #119 |
Ctrl+End | #0, #117 |
Ctrl+Page Up | #0, #132 |
Ctrl+Page Down | #0, #118 |
Ctrl+2 | #0, #3 |
Ctrl+A | #1 |
Ctrl+B | #2 |
Ctrl+C 2 | #3 |
Ctrl+D | #4 |
Ctrl+E | #5 |
Ctrl+F | #6 |
Ctrl+G | #7 |
Ctrl+H 3 | #8 |
Ctrl+I | #9 |
Ctrl+J | #10 |
Ctrl+K | #11 |
Ctrl+L | #12 |
Ctrl+M | #13 |
Ctrl+N | #14 |
Ctrl+O | #15 |
Ctrl+P | #16 |
Ctrl+Q | #17 |
Ctrl+R | #18 |
Ctrl+S | #19 |
Ctrl+T | #20 |
Ctrl+U | #21 |
Ctrl+V | #22 |
Ctrl+W | #23 |
Ctrl+X | #24 |
Ctrl+Y | #25 |
Ctrl+Z | #26 |
Ctrl+[ | #27 |
Ctrl+\ | #28 |
Ctrl+] | #29 |
Ctrl+6 | #30 |
Ctrl+— | #31 |
Alt+Q | #0, #16 |
Alt+W | #0, #17 |
Alt+E | #0, #18 |
Alt+R | #0, #19 |
Alt+T | #0, #20 |
Alt+Y | #0, #21 |
Alt+U | #0, #22 |
Alt+I | #0, #23 |
Alt+O | #0, #24 |
Alt+P | #0, #25 |
Alt+A | #0, #30 |
Alt+S | #0, #31 |
Alt+D | #0, #32 |
Alt+F | #0, #33 |
Alt+G | #0, #34 |
Alt+H | #0, #35 |
Alt+J | #0, #36 |
Alt+K | #0, #37 |
Alt+L | #0, #38 |
Alt+Z | #0, #44 |
Alt+X | #0, #45 |
Alt+C | #0, #46 |
Alt+V | #0, #47 |
Alt+B | #0, #48 |
Alt+N | #0, #49 |
Alt+M | #0, #50 |
Alt+1 | #0, #120 |
Alt+2 | #0, #121 |
Alt+3 | #0, #122 |
Alt+4 | #0, #123 |
Alt+5 | #0, #124 |
Alt+6 | #0, #125 |
Alt+7 | #0, #126 |
Alt+8 | #0, #127 |
Alt+9 | #0, #128 |
Alt+0 | #0, #129 |
Alt+— | #0, #130 |
Alt+= | #0, #131 |
Приведённая таблица не претендует на полноту
См. также
Пример
Язык:
Русский
English
- Что значит пониженные лимфоциты абс
- Узел на матке что это такое лечение