react app что это такое
Введение: знакомство с React
Вам не обязательно знать React, чтобы проходить это введение.
В этом введении мы будем постепенно создавать небольшую игру. Возможно, вы захотите пропустить его, потому что не разрабатываете игры, но вам стоит попробовать. Подходы, которые вы изучите в этом введении, являются основополагающими для создания любого React-приложения. Их освоение даст вам глубокое понимание React.
Это введение рассчитано на людей, которые предпочитают учиться на практике. Если вам больше нравится изучать предмет от начала до конца, то начните с пошагового руководства. Введение и руководство в чём-то дополняют друг друга.
Введение состоит из нескольких разделов:
Вам не обязательно проходить все части сразу, чтобы получить пользу от этого введения. Изучите столько, сколько можете, даже если это будет один или два раздела.
Что мы собираемся писать?
В этом введении мы покажем как создать интерактивную игру крестики-нолики на React.
Результат вы можете посмотреть здесь — готовая игра. Если вы не очень хорошо понимаете код, или вы не знакомы с синтаксисом, не беспокойтесь. Цель этого введения — помочь разобраться с React и его синтаксисом.
Мы советуем вам поиграть в крестики-нолики, прежде чем продолжите чтение. Одна из особенностей, которую вы можете заметить — это нумерованный список справа от игрового поля. Этот список отображает историю всех игровых ходов и обновляется по мере игры.
Вы можете закрыть игру в крестики-нолики, как только познакомитесь с ней. Мы начнём с простой заготовки. Следующим шагом мы настроим окружение, чтобы вы могли начать создание игры.
Мы предполагаем, что вы немного знакомы с HTML и JavaScript. Однако, вы сможете изучать введение, даже если знакомы только с другими языками программирования. Мы также полагаем, что вы знакомы с такими понятиями программирования как функции, объекты, массивы и, в меньшей степени, классы.
Есть два варианта прохождения практической части — вы можете писать код в браузере, либо настроить окружение для разработки на компьютере.
Вариант 1: Пишем код в браузере
Это самый быстрый способ для старта.
Для начала откройте эту Заготовку в новой вкладке. Вы увидите пустое поле для игры в крестики-нолики и код на React, который мы будем постепенно изменять.
Можете пропустить следующую часть и перейти к Обзору React.
Вариант 2: Локальное окружение для разработки
Это не является обязательным и не требуется этим вводным руководством!
Опционально: Инструкции для написания кода в вашем любимом редакторе
Эти настройки потребуют больше работы, но позволят продолжить разработку с использованием вашего любимого редактора. Вот что нужно сделать:
Теперь, когда вы запустите npm start в папке проекта и откроете http://localhost:3000 в браузере, вы должны увидеть пустое поле для крестиков-ноликов.
Мы рекомендуем выполнить эти инструкции для настройки подсветки синтаксиса в вашем редакторе.
Помогите, я застрял!
Если вы застряли — обратитесь к сообществу. В частности Чат Reactiflux — это прекрасное место, где вам помогут. Если вы не дождались ответа или всё ещё не решили своей проблемы, пожалуйста, задайте вопрос, и мы вам поможем.
Теперь, когда вы готовы, перейдём к рассмотрению React!
React — это декларативная, эффективная и гибкая JavaScript-библиотека для создания пользовательских интерфейсов. Она позволяет вам собирать сложный UI из маленьких изолированных кусочков кода, называемых «компонентами».
React имеет несколько разных видов компонентов, но мы начнём с подклассов React.Component :
Скоро мы перейдём к этим забавным, похожим на XML, тегам. Мы используем компоненты, чтобы сообщить React, что мы хотим увидеть на экране. Каждый раз, когда наши данные меняются, React эффективно обновляет и повторно рендерит наши компоненты.
Метод render возвращает описание того, что вы хотите увидеть на экране. React берёт это описание и отображает результат. Если точнее, render возвращает React-элемент, который является легковесным описанием того, что нужно отрендерить. Большинство React-разработчиков используют специальный синтаксис под названием «JSX» для упрощения описания структуры. Во время компиляции синтаксис
Если вам интересно, то createElement() более подробно описан в справочнике API, однако, мы не будем им пользоваться в этом введении. Вместо этого мы продолжим использовать JSX.
JSX обладает всей мощью JavaScript. В JSX вы можете использовать любые JavaScript-выражения внутри фигурных скобок. Каждый React-элемент является JavaScript-объектом, который можно сохранить в переменную или использовать внутри программы.
Приведённый выше компонент ShoppingList рендерит только встроенные DOM-компоненты вроде
Разберёмся со стартовым кодом
Если вы собираетесь работать над практической частью в вашем браузере, откройте этот код в новой вкладке начальный код. Если вы собираетесь работать над практикумом локально, откройте src/index.js в папке вашего проекта (вы уже использовали этот файл в разделе настройки).
Этот стартовый код — база, с которой мы начнём разработку. Мы будем использовать готовые CSS-стили, чтобы сосредоточиться на изучении React и написании игры крестики-нолики.
Изучив код, вы обнаружите три React-компонента:
Передача данных через пропсы
Настоятельно рекомендуем набирать код самостоятельно, а не копировать его и вставлять. Это упрощает понимание и развивает мышечную память.
Изменим метод render внутри Square, заменив*> на
После: Вы должны увидеть число внутри каждого отрендеренного квадрата.
Поздравляем! Вы только что «передали проп» из родительского компонента Board в дочерний компонент Square. Передача пропсов это то, как данные в React-приложениях «перетекают» от родительских компонентов к дочерним.
Добавим взаимодействие с компонентом
Попробуем при клике на компонент Square ставить «X». Вначале изменим тег кнопки, который возвращается из метода render() компонента Square:
Следующим шагом мы хотим, чтобы компонент Square «запоминал», что по нему кликнули и поставили «X». Для «запоминания» компоненты используют состояние.
Компоненты React могут получить состояние, устанавливая this.state в конструкторе. this.state должно рассматриваться как приватное свойство React-компонента, определяемое им самим. Давайте сохраним текущее значение Square в this.state и изменим его при клике.
Сперва добавим конструктор к классу, чтобы инициализировать состояние:
Теперь изменим метод render компонента Square для отображения текущего значения из состояния при клике:
Когда вы вызываете setState внутри компонента, React так же автоматически обновляет дочерние компоненты.
Расширение React Devtools для Chrome и Firefox позволяет вам изучать дерево React-компонентов внутри панели инструментов разработчика вашего браузера.
Расширение React DevTools позволяет просматривать пропсы и состояние ваших React-компонентов.
После установки React DevTools, вы можете кликнуть правой кнопкой мыши на любой элемент страницы и нажать Inspect ( Просмотреть код ), чтобы открыть инструменты разработчика. Вкладки React («⚛️ Components» и «⚛️ Profiler») появятся справа. Используйте вкладку «⚛️️ Components» для просмотра дерева компонентов.
Внимание, чтобы это работало на CodePen нужно сделать ещё несколько действий:
Теперь у нас есть базовые элементы для создания игры крестики-нолики. Для полноценной игры нам необходимо реализовать поочерёдное размещение «X» и «O», а также способ определения победителя.
Сейчас каждый компонент Square хранит в себе состояние игры. Для выявления победителя мы будем хранить значение всех 9 клеток в одном месте.
Возможно, вы предполагали, что Board просто запросит у каждого Square его состояние. Хотя такой подход в React возможен, мы его не одобряем. Из-за этого код становится трудным, провоцирует ошибки и усложняет рефакторинг. Вместо этого, лучшим решением будет хранение состояния игры в родительском компоненте Board, а не в каждом отдельном Square. Компонент Board может указывать каждому Square, что именно нужно отобразить, передавая проп. Мы так уже делали, когда передавали число в каждую клетку.
Чтобы собрать данные из нескольких дочерних элементов, или чтобы дать возможность двум компонентам общаться, вам нужно объявить общее состояние внутри родительского компонента. Родительский компонент может передать состояние обратно дочерним элементам с помощью пропсов. Это поддерживает синхронизацию дочерних компонентов друг с другом и с родительским компонентом.
Подъём состояния в родительский компонент — обычное дело при рефакторинге React-компонентов. Давайте воспользуемся случаем и попробуем это сделать.
Добавим конструктор к компоненту Board и установим начальное состояние в виде массива из 9 элементов, заполненного значениями null. Эти 9 элементов соответствуют 9 квадратам:
Позже, при заполнении поля, массив this.state.squares будет выглядеть примерно так:
Метод renderSquare внутри Board сейчас выглядит так:
Дальше нам нужно поменять то, что происходит при клике на Square. Теперь компонент Board хранит информацию о заполненных клетках. Нам нужен способ, которым Square сможет обновлять состояние Board. Поскольку состояние является приватным для компонента, где оно определено, мы не можем обновить состояние Board напрямую из Square.
Вместо этого, давайте передадим из Board в Square функцию, и будем её вызывать из Square, когда по тому кликнули. Изменим метод renderSquare в Board-компоненте на:
Мы разбили возвращаемый элемент на несколько строк для удобства чтения и добавили скобки, чтобы JavaScript не вставлял точку с запятой после return и не ломал наш код.
После этих изменений компонент Square выглядит так:
Атрибут onClick DOM-элемента имеет для React особое значение, потому что это встроенный компонент. Для обычных компонентов вроде Square вы можете называть пропсы как угодно. Мы можем назвать проп Square onClick и метод для Board handleClick любым именем, и они будут работать так же. Но в React есть соглашение об именах — on[Имя события] для пропсов, отвечающих за события, и handle[Имя события] для методов обрабатывающих события.
При клике на Square мы должны получить ошибку, потому что метод handleClick ещё не определён. Давайте добавим его в класс Board:
После этих изменений мы снова можем заполнять клетки по клику. Однако теперь состояние хранится внутри компонента Board, а не в разрозненных компонентах Square. При изменении состояния Board произойдёт повторный рендер компонентов Square. Хранение состояния всех клеток внутри компонента Board позволит в будущем определить победителя.
Поскольку компоненты Square больше не содержат состояния, они получают все значения из Board и уведомляют его при кликах. В терминах React компонент Square теперь является управляемым. Им полностью управляет Board.
Почему иммутабельность так важна?
В целом есть два подхода к изменению данных. Первый подход — мутировать(изменять) данные, напрямую устанавливая новые значения. Второй подход — заменять данные новой копией, которая содержит изменения.
Мутирующее изменение данных
Изменение данных без мутаций
Конечный результат будет тот же, но без мутации (т.е. изменения) исходных данных напрямую. Ниже описаны преимущества такого подхода.
Сложное становится простым
Иммутабельность делает реализацию сложной функциональности проще. Ниже мы реализуем функциональность «путешествие во времени», которая позволит хранить историю игры и «возвращаться» к прошлым ходам. Эта функциональность не характерна для игр, однако, возможность отменять и заново применять действия часто встречается в приложениях. Избежание прямой мутации данных позволяет сохранять предыдущие состояния игры без изменений и обращаться к ним позже.
Работая с мутируемыми объектами довольно сложно обнаружить изменения, потому что они изменяются напрямую. В таком случае нам требуется сравнивать объект как со своей последней копией, так и со всем деревом объектов.
Обнаружение изменений в иммутабельных объектах намного проще. Если неизменяемый объект, на который ссылается, отличается от предыдущего, то объект изменился.
Как React понимает, когда нужно перерендерить
Основным преимуществом иммутабельности является то, что она помогает создавать в React чистые компоненты. Неизменяемые данные позволяют легко определить наличие изменений и момент, когда компонент нужно перерендерить.
Вы можете узнать больше о shouldComponentUpdate() и как создавать чистые компоненты в статье про оптимизацию производительности.
Давайте сделаем Square функциональным компонентом.
Заменим класс Square следующей функцией:
Мы заменили this.props на props оба раза, когда обращались к ним.
Когда мы заменили Square на функциональный компонент, мы также изменили onClick= <() =>this.props.onClick()> на более короткое onClick=
Нам нужно исправить одну очевидную проблему в нашей игре — на поле нельзя поставить «O».
По-умолчанию установим первый ход за «X». Мы можем сделать это, изменяя начальное состояние внутри конструктора Board:
Каждый раз, когда игрок делает ход, xIsNext (булево значение) будет инвертироваться, чтобы обозначить, какой игрок ходит следующим, а состояние игры будет сохраняться. Мы обновим метод handleClick класса Board, для инверсии значения xIsNext :
После этих изменений «X» и «O» будут чередоваться. Попробуйте.
Давайте также изменим текст «status» в методе render класса Board так, чтобы он отображал какой игрок ходит следующим:
После этих изменений наш Board-компонент должен выглядеть так:
Теперь, когда мы показываем, какой игрок ходит следующим, нам также нужно показать, когда игра закончена, и больше нет ходов. Скопируйте вспомогательную функцию в конец файла:
Будем вызывать calculateWinner(squares) внутри метода render класса Board, чтобы проверять, выиграл ли игрок. Если у нас есть победитель, мы покажем сообщение «Выиграл X» или «Выиграл O». Заменим объявление status в render следующим кодом:
Теперь мы можем изменить метод handleClick класса Board для выхода из функции и игнорировании клика, если кто-то уже победил или если клетка уже заполнена:
Поздравляем! Теперь у вас есть работающая игра в крестики-нолики. И кроме этого вы только что изучили основы React. Похоже, настоящий победитель здесь это вы.
Добавление путешествия во времени
В качестве последнего упражнения давайте добавим возможность «вернуться в прошлое» — к прошлым ходам игры.»
Сохраняем историю ходов
Но мы использовали slice() для создания новой копии массива squares после каждого хода и работали с ним, не изменяя оригинала. Это позволит нам хранить каждую версию массива squares и перемещаться по ходам, которые уже были сделаны.
Подъём состояния. Снова
Размещение history в состоянии компонента Game позволяет нам удалить squares из состояния его дочернего компонента Board. Так же, как мы уже «поднимали состояние» из компонента Square в Board, мы теперь поднимем его из Board в компонент-родитель Game. Это даст компоненту Game полный контроль над данными Board и позволит отдавать команду для Board на рендеринг прошлых ходов из history :
Для начала зададим начальное состояние компонента Game внутри конструктора:
Теперь компонент Board должен выглядеть вот так:
Давайте обновим метод render компонента Game, чтобы использовать последнюю запись из истории для определения и отображения статуса игры:
Поскольку компонент Game теперь рендерит статус игры, мы можем убрать соответствующий код из метода render внутри Board. После изменений метод render компонента Board выглядит так:
Показываем прошлые ходы
Поскольку мы записываем ход игры, мы теперь можем показать игроку список предыдущих ходов.
Ранее мы узнали, что React-элементы — это обычные объекты JavaScript. Мы можем передавать их внутри нашего приложения. Для рендера нескольких записей в React мы можем использовать массив React-элементов.
Давайте применим map к history внутри метода render Game-компонента:
Warning: Each child in an array or iterator should have a unique «key» prop. Check the render method of «Game».
Что переводится как:
Предупреждение: Каждый элемент в массиве или итераторе должен иметь уникальный проп «key». Проверьте метод render в Game
Давайте обсудим, что это предупреждение значит.
Когда мы рендерим список, React хранит информацию о каждом отрендеренном элементе списка. Если мы обновляем список, React должен понять, что в нём изменилось. Мы могли добавить, удалить, поменять порядок или обновить элементы списка.
Представим изменения от
При повторном рендеринге списка, React берёт у каждого элемента списка ключ и ищет его в элементах прошлого списка. Если в новом списке есть ключ, которого раньше не было, React создаёт новый компонент. Если в текущем списке отсутствует ключ, который был в прошлом списке, React уничтожает предыдущий компонент. Если два ключа совпадают, соответствующий компонент перемещается. Ключи в React работают как идентификаторы для каждого компонента, что помогает React поддерживать состояние между повторными рендерингами. Если у компонента меняется ключ, компонент будет уничтожен и создан вновь с новым состоянием.
Настоятельно рекомендуется использовать правильные ключи каждый раз, когда вы строите динамические списки. Если у вас нет подходящего ключа, можно подумать о реструктуризации ваших данных, чтобы он у вас появился.
Если ключ не был определён, React покажет предупреждение и по умолчанию использует индекс элемента в массиве в качестве ключа. Использование индексов массива может вызвать проблемы при попытке отсортировать элементы списка или при вставке/удалении элементов. Явная передача key= отключает предупреждение, но вызывает те же проблемы, связанные с индексами массивов, так что в большинстве случаев лучше так не делать.
Ключи не обязательно должны быть уникальными глобально. Они должны быть уникальными только между компонентами и их братьями и сёстрами.
Реализация путешествия во времени
В истории игры крестики-нолики каждый прошлый ход имеет уникальный идентификатор: это номер хода в последовательности. Ходы никогда не меняют свой порядок, не удаляются и не добавляются в середину последовательности, так что вполне безопасно пользоваться индексом в качестве ключа.
Сначала добавим stepNumber: 0 в начальное состояние Game внутри constructor :
Обратите внимание, что в методе jumpTo мы не обновили свойство history состояния. Это потому, что обновления состояния объединяются или, проще говоря, React обновит только те свойства, которые были указаны в методе setState без изменения остальных свойств. Подробнее об этом читайте в документации.
Наконец, мы изменим метод render для Game, чтобы вместо рендера последнего хода он рендерил ход, соответствующий stepNumber :
Если мы кликнем на любой ход в игровой истории, поле должно немедленно обновиться, показывая как оно выглядело после этого хода.
Поздравляем! Вы только что создали игру в крестики-нолики, которая:
Хорошая работа! Мы надеемся, вы чувствуете уверенность в своих знаниях о том, как работает React.
Посмотреть готовую игру вы можете здесь: Готовый результат.
Если у вас есть дополнительное время или вы хотите попрактиковать свои новые навыки в React, вот пара идей для улучшений, которые вы можете внедрить в крестики-нолики (перечислены в порядке увеличения сложности):
React.js: понятное руководство для начинающих
Автор статьи, перевод которой мы публикуем, считает, что, к несчастью, в большинстве из существующих руководств по React не уделяется должного внимания ценным практическим приёмам разработки. Такие руководства не всегда дают тому, кто по ним занимается, понимание того, что такое «правильный подход» к работе с React.
В этом руководстве, которое рассчитано на начинающих разработчиков, имеющих знания в области HTML, JavaScript и CSS, будут рассмотрены основы React и самые распространённые ошибки, с которыми может столкнуться программист, пользующийся данной библиотекой.
Почему веб-разработчики выбирают React?
Прежде чем мы приступим к делу, скажем пару слов о том, почему React можно считать наилучшей альтернативой среди средств для разработки веб-интерфейсов. Существует множество UI-фреймворков. Почему стоит выбрать именно React? Для того чтобы ответить на этот вопрос — сравним два самых популярных инструмента для разработки интерфейсов — React и Angular. Надо отметить, что в это сравнение можно было бы включить и набирающий популярность фреймворк Vue.js, но мы ограничимся React и Angular.
▍Декларативный подход к описанию интерфейсов
React-разработка заключается в описании того, что нужно вывести на страницу (а не в составлении инструкций для браузера, посвящённых тому, как это делать). Это, кроме прочего, означает значительное сокращение объёмов шаблонного кода.
В составе Angular, с другой стороны, есть средства командной строки, которые генерируют шаблонный код компонентов. Не кажется ли это немного не тем, чего можно ждать от современных инструментов разработки интерфейсов? Фактически, речь идёт о том, что в Angular так много шаблонного кода, что для того, чтобы его генерировать, даже создано специальное средство.
В React, приступая к разработке, просто начинают писать код. Тут нет шаблонного кода компонентов, который нужно как-то генерировать. Конечно, перед разработкой нужна некоторая подготовка, но, когда дело доходит до компонентов, их можно описывать в виде чистых функций.
▍Чёткий синтаксис
▍Правильная кривая обучения
Кривая обучения — это важный фактор, который нужно учитывать при выборе UI-фреймворка. В этой связи надо отметить, что в React имеется меньше абстракций, чем в Angular. Если вы знаете JavaScript, то, вероятно, вы сможете научиться писать React-приложения буквально за день. Конечно, для того, чтобы научиться делать это правильно, потребуется некоторое время, но приступить к работе можно очень и очень быстро.
Если же проанализировать Angular, то окажется, что если вы решите освоить этот фреймворк, вам придётся изучить новый язык (Angular использует TypeScript), а также научиться использовать средства командной строки Angular и привыкнуть к работе с директивами.
▍Особенности механизма привязки данных
В Angular имеется система двусторонней привязки данных. Это, например, выражается в том, что изменения в форме элемента приводят к автоматическому обновлению состояния приложения. Это усложняет отладку и является большим минусом данного фреймворка. При таком подходе, если что-то идёт не так, программист не может совершенно точно знать о том, что именно стало причиной изменения состояния приложения.
В React, с другой стороны, используется односторонняя привязка данных. Это — большой плюс данной библиотеки, так как выражается это в том, что программист всегда точно знает о том, что привело к изменению состояния приложения. Подобный подход к привязке данных значительно упрощает отладку приложений.
▍Функциональный подход к разработке
Я полагаю, что одной из сильнейших сторон React является тот факт, что эта библиотека не принуждает разработчика к использованию классов. В Angular же все компоненты должны быть реализованы в виде классов. Это приводит к чрезмерному усложнению кода, не давая никаких преимуществ.
В React все компоненты пользовательского интерфейса могут быть выражены в виде наборов чистых функций. Использование чистых функций для формирования UI можно сравнить с глотком чистого воздуха.
Теперь, когда мы рассмотрели причины популярности React, которые, вполне возможно, склонят вас в сторону именно этой библиотеки при выборе инструментов для разработки пользовательских интерфейсов, перейдём к практике.
Практика разработки React-приложений
▍Node.js
Node.js — это серверная платформа, поддерживающая выполнение JavaScript-кода, возможности которой пригодятся нам для React-разработки. Если эта платформа ещё у вас не установлена — сейчас самое время это исправить.
▍Подготовка проекта
Здесь мы, для создания основы React-приложения, будем использовать пакет create-react-app от Facebook. Вероятно, это самый популярный подход к настройке рабочего окружения, которое позволяет приступить к разработке. Благодаря create-react-app программист получает в своё распоряжение множество нужных инструментов, что избавляет его от необходимости самостоятельно их подбирать.
Затем, для создания шаблона приложения, выполните такую команду:
На этом предварительная подготовка закончена. Для запуска приложения выполните следующие команды:
Тут мы переходим в папку проекта и запускаем сервер разработки, который позволяет открыть новое React-приложение, перейдя в браузере по адресу http://localhost:3000/.
▍Структура проекта
Разберёмся теперь с тем, как устроено React-приложение. Для этого откройте только что созданный проект с помощью вашей IDE (я рекомендую Visual Studio Code).
Файл index.html
Здесь нас особенно интересует строка
. Именно тут будет находиться наше React-приложение. Весь этот элемент будет заменён на код приложения, а всё остальное останется неизменным.
Файл index.js
Вот строка кода, которая ответственна за вывод того, что мы называем «React-приложением», на страницу:
Файл App.js
Обратите внимание на то, что атрибут className — это эквивалент атрибута class в HTML. Он используется для назначения элементам CSS-классов в целях их стилизации. Ключевое слово class в JavaScript является зарезервированным, его нельзя использовать в качестве имени атрибута.
Повторим то, что мы только что выяснили о компонентах:
▍Рекомендация №1: не нужно везде использовать классы компонентов
Компоненты в React можно создавать, применяя два подхода. Первый заключается в использовании классов компонентов (Class Component), второй — в использовании функциональных компонентов (Functional Component). Как вы, возможно, заметили, в вышеприведённом примере используются классы. К сожалению, большинство руководств по React для начинающих предлагают использовать именно их.
Что плохого в описании компонентов с использованием механизма классов? Дело в том, что такие компоненты тяжело тестировать и они имеют свойство чрезмерно разрастаться. Эти компоненты подвержены проблеме некачественного разделения ответственности, смешиванию логики и визуального представления (а это усложняет отладку и тестирование приложений). В целом, использование классов компонентов ведёт к тому, что программист, фигурально выражаясь, «стреляет себе в ногу». Поэтому, особенно если речь идёт о начинающих программистах, я порекомендовал бы им совсем не пользоваться классами компонентов.
Видите, что мы тут сделали? А именно, мы убрали класс и заменили метод render конструкцией вида function App() <. >. Если же тут воспользоваться синтаксисом стрелочных функций ES6, то наш код будет выглядеть ещё лучше:
Мы превратили класс в функцию, возвращающую разметку, которую надо вывести на страницу.
Поразмыслите над этим. В функции, которая возвращает разметку, нет шаблонного кода. Это — практически чистая разметка. Разве это не прекрасно?
Код функциональных компонентов гораздо легче читать, работая с ними, приходится гораздо меньше отвлекаться на стандартные конструкции.
Тут надо отметить, что хотя только что мы сказали о том, что функциональные компоненты предпочтительнее классов компонентов, в этом материале мы будем пользоваться, в основном, классами, так как код классов компонентов оказывается понятнее для новичков, он полагается на меньшее количество абстракций, с его помощью легче демонстрировать ключевые концепции React. Но когда вы в достаточной мере освоитесь в деле разработки React-приложений, настоятельно рекомендуется учитывать, при разработке реальных проектов, то, что было сказано выше. Для того чтобы лучше разобраться с функциональными компонентами — взгляните на этот материал.
▍Знакомство со свойствами
Свойства (props) — это одна из центральных концепций React. Что такое «свойства»? Для того чтобы это понять, вспомните о параметрах, которые передают функциям. В сущности, свойства — это и есть параметры, которые передаются компонентам. Рассмотрим следующий код:
Код можно упростить, воспользовавшись возможностями ES6 по деструктурированию объектов:
Что если для решения такой же задачи мы, вместо функциональных компонентов, использовали бы компоненты, основанные на классах? В таком случае код компонента Greetings выглядел бы так:
▍Принцип единственной ответственности
Принцип единственной ответственности (Single Responsibility Principle, SRP) — это один из важнейших принципов программирования, которого следует придерживаться. Он говорит нам о том, что модуль должен решать только одну задачу и должен делать это качественно. Если разрабатывать проект, не следуя только одному этому принципу, код такого проекта может превратиться в кошмарную конструкцию, которую невозможно поддерживать.
Как можно нарушить принцип единственной ответственности? Чаще всего это происходит тогда, когда несвязанные друг с другом механизмы размещают в одних и тех же файлах. В этом материале мы часто будем обращаться к данному принципу.
Новички обычно размещают в одном файле множество компонентов. Например, у нас код компонентов Greetings и App находится в одном файле. На практике так поступать не следует, так как это нарушает SRP.
Даже очень маленькие компоненты (вроде нашего компонента Greetings ) нужно размещать в отдельных файлах.
Поместим код компонента Greetings в отдельный файл:
Затем воспользуемся этим компонентом в компоненте App :
▍Знакомство с состоянием приложения
Состояние (state) — это ещё одна из центральных концепций React. Именно здесь хранятся данные приложения — то есть то, что может меняться. Нужно сохранить что-то, введённое в поле формы? Используйте состояние. Нужно сохранить очки, набранные игроком в браузерной игре? Для этого тоже надо использовать состояние приложения.
Создадим простую форму, с помощью которой пользователь может ввести своё имя. Обратите внимание на то, что здесь я намеренно использую для описания компонента класс, так как это облегчает демонстрацию рассматриваемой концепции. О том, как преобразовать компонент, созданный с использованием класса, в функциональный компонент, можете почитать здесь.
Как использовать значение, введённое в поле? В React не полагается обращаться к элементам DOM напрямую. Решить эту задачу нам помогут обработчики событий и состояние приложения.
В данном случае event.target.value — это то, что пользователь ввёл в поле формы, а именно — его имя.
Обратите внимание на то, что мы не объявили onFirstNameChange в виде метода. Очень важно, чтобы подобные вещи объявлялись бы в виде свойств класса, содержащих стрелочные функции, а не в виде методов. Если объявить подобную функцию в виде метода, тогда this будет привязано к элементу формы, который вызывает этот метод, а не к классу, как мы могли бы ожидать. Эта мелочь часто сбивает с толку новичков. Это — одна из причин рекомендации по использованию функциональных компонентов, а не классов компонентов.
▍Проверка данных, введённых в форму
Реализуем простую систему проверки данных, введённых в форму, используя регулярные выражения. Давайте решим, что имя должно состоять как минимум из трёх символов и может содержать лишь буквы.
Состояние приложения
Разрабатывая систему проверки ввода, мы, для начала, добавили в состояние новое свойство: firstNameError :
Функция проверки данных
Если проверка не удалась — мы возвращаем из функции сообщение об ошибке. Если имя прошло проверку — возвращаем пустую строку, которая указывает на то, что ошибок при проверке имени не найдено. Тут мы, ради краткости кода, пользуемся тернарным оператором JavaScript.
Обработчик события onBlur
Метод render
Рассмотрим метод компонента render() :
Тут мы снова пользуемся деструктурирующим присваиванием для извлечения данных из состояния.
▍Стилизация
Если вы воспроизводили у себя то, о чём мы тут говорили, то вы могли заметить, что наша форма выглядит не слишком симпатично. Давайте это исправим, воспользовавшись встроенными стилями:
Признаю, что я не дизайнер, но то, что у меня получилось, выглядит сейчас гораздо лучше, чем прежде. Вот какой стала теперь форма, в которой выводится сообщение об ошибке.
Стилизованная форма с сообщением об ошибке
▍Рекомендация №2: избегайте использования стилей внутри компонентов
После того, как этот файл создан, подключим его в компоненте SimpleComponent :
Этот код выглядит куда чище, чем его предыдущий вариант. Поэтому примите себе за правило размещать стили в отдельных файлах.
▍Добавление полей формы
Сделаем нашу форму немного интереснее, добавив в неё поле для ввода фамилии пользователя:
В обновлённом компоненте не так уж и много изменений — мы просто скопировали код, используемый для описания firstName и создали копии обработчиков событий.
Неужто это я написал слово «скопировали»? Копирование кода — это то, чего стоит всеми силами избегать.
▍Рекомендация №3: разделяйте код на небольшие фрагменты
Монолитный код, не разделённый на части, это проблема, которая, как и многие другие, нарушает принцип единственной ответственности. Хорошо написанный код должен читаться как поэма, а я готов поспорить, что код метода render нашего компонента выглядит куда хуже. Займёмся решением этой проблемы.
Я, создавая этот компонент, просто извлёк код одного из полей ввода из метода render и оформил его в виде функционального компонента. То, что в разных экземплярах подобного компонента может меняться, передано ему в виде свойств.
Вот как можно использовать этот новый компонент в компоненте SimpleForm :
Такой код читать легче, чем прежний. Мы можем пойти ещё дальше, создав отдельные компоненты TextField для имени и фамилии. Вот код компонента FirstNameField :
Похожим образом устроен и компонент LastNameField :
Вот каким теперь будет код формы:
Теперь код компонента выглядит гораздо лучше.
▍О классах компонентов
Перечислим причины, по которым не рекомендуется использовать компоненты, основанные на классах, отдавая предпочтение функциональным компонентам:
Итоги
Хотя этот материал и получился достаточно длинным, о создании React-приложений можно говорить ещё очень долго. В частности, о том, как правильно организовывать код, и о том, какие приёмы разработки рекомендуется и не рекомендуется использовать. Несмотря на то, что это руководство не является всеобъемлющим, мы полагаем, что если благодаря ему состоялось ваше первое знакомство с React, то вы, пользуясь тем, что сегодня узнали, сможете эффективно осваивать эту UI-библиотеку.
→ Исходный код примеров, рассмотренных в этом материале, можно найти здесь
Уважаемые читатели! Если сегодня, в ходе прочтения этой статьи, вы написали свои первые строки React-кода, просим поделиться впечатлениями.