raw support что это
Съемка в RAW на смартфон: что за формат, как работает и чем отличается от JPEG
Мобильная фотография, хотим мы этого или нет, стала одним из самых массовых хобби современности. Судите сами, в смартфонах среднего и высокого ценовых сегментов стоят очень приличные камеры: нередки случаи, когда финальную точку в выборе того или иного устройства ставят именно с прицелом на качества съёмки. Но мы решили углубиться и, надеюсь, расширить ваши знания в жанре мобильной фотографии. В центре внимания — съёмка в формат RAW, уже несколько лет доступная в некоторых моделях смартфонов. Что это диковинный формат и зачем он нужен — расскажем в этом материале.
Что же такое RAW?
Фото: Huawei nova 2
Название происходит от английского слова «сырой». Файлы этого формата получили такое имя потому что они не обработаны и непригодны для печати или чтения растровыми графическими редакторами. Образно говоря, JPEG — это готовый к употреблению стейк, а RAW — в лучшем случае, тартар из говядины, но скорее кусок мяса в вакуумной упаковке.
В файлах формата RAW содержится вся информация, полученная с матрицы устройства. Интересно, что у сенсоров разных производителей свои особенности, поэтому к примеру RAW с камеры Canon имеет расширение *.cr2, а с Sony Alpha — *.arw. Общепринятого стандарта не существует, из-за того что термин описывает только сам факт «сырости» файла. Но поскольку речь в данной статье идёт о смартфонах, то мы будем рассуждать о едином (как минимум, пока) расширении для этих устройств — DNG.
Этот формат был предложен небезызвестной компанией Adobe и является аббревиатурой от слов Digital Negative (цифровой негатив). И именно это расширение приняли как стандарт в мобильной фотографии.
Когда в смартфонах появился RAW?
Если в цифровых фотоаппаратах формат RAW появился уже пару десятков лет назад, а стандарт DNG был введен ещё в 2004 году. Однако лишь спустя 10 лет «мобильный RAW» появился в Android (с версии 5.0 Lollipop в 2014 году), а в iPhone этот формат стал доступен только в iOS 10, то есть в 2016 году. Apple примерно на 3 года задержала фишку. Интересно, что в легендарной 41-мегапиксельной Nokia Lumia 1020, пусть земля ей будет пухом, которая была анонсирована в июле 2013 года, уже была поддержка RAW. Забавно, что в том смартфоне также была беспроводная зарядка по стандарту Qi. Но это совсем другая история.
Почему RAW больше, чем JPEG?
Большинство современных фотоаппаратов и смартфонов способны снимать одновременно в RAW и JPEG. Плюсы такого решения понятны: можно сразу поделиться в соцсетях JPEG-снимком, а позже сделать основательную обработку «сырого» файла в графическом редакторе.
RAW — это исходник. Его почти не коснулся процессор обработки изображения. Чаще всего в смартфонах это выражается в ненавистном многими перешарпах (значительном увеличении резкости), которые уже не исправить.
В RAW содержится больше информации и нет никакого сжатия, в то время как JPEG — это обработанный процессором файл, да ещё и упакованный в контейнер JPEG. И, к сожалению, сохранение в JPEG несет в себе все риски, включая возможные артефакты: потеря чёткости на границах цвета, общая нерезкость, шумовые ореолы и так далее.
Когда вы делаете снимок, свет проходит короткий путь через объектив и попадает на сенсор, наполненный маленькими фильтрами красного, синего и зеленого цветов. Это — фильтр Байера, который состоит из 25% красных, 25% синих и 50% зеленых фотоэлементов.
Надо понимать, что RAW-файл — это не фотография, а информация: набор цифровых значений цветов, которые присваиваются к каждому условному пикселю. Образно говоря, изображение выглядит вот так:
Далее этот массив данных с матрицы попадает в процессор изображения и в нём происходит сжатие в JPEG-файл. По сути, внутри процессора происходит проявка снимка, фотография подвергается обработке алгоритмами.
При прохождении процессора обработки и проявки изображения массив данных стирается и остаётся снимок со всеми артефактами, сжатиями и проявившимся шумами. В то же время возможности по постобработке в растровом графическом редакторе на компьютере или на смартфоне есть, но они очень и очень невелики. А еще любое действие будет ухудшать качество изображения.
Зачем снимать в RAW?
RAW-файл, то есть файл с данными с сенсора, не проходящими практически никакой обработки и процессинга, можно проявить с помощью различных специализированных программ. Обрабатывать файлы можно как на смартфоне, так и на компьютере. Например, очень распространена обработка RAW с помощью Adobe Lightroom (есть мобильная версия) или дополнения к Photoshop — Adobe Camera RAW. Список софта для «проявки» цифрового негатива тут достаточно широк: DxO Optics Pro, Capture One, Affinity Photo и многие другие — найти удобную программу можно. Правда, будьте готовы выложить кругленькую сумму сразу, либо подписаться на ежемесячную кабалу.
Постобработка в RAW даёт много возможностей редактирования, если файлы в этом формате пластичны. Последнее сильно зависит от конкретного смартфона, сенсора и даже условий съёмки. Пластичность RAW — это в большей степени субъективный параметр, который позволяет оценить насколько файлы поддаются обработке.
Можно эффективно изменять экспозицию (на смартфонах до 1 ступени), вытягивать пересветы и излишне темные места, править баланс белого с помощью изменения цветовой температуры, увеличивать насыщенность цветов, по своему усмотрению настроить силу шумоподавления и так далее. Возможностей по постобработке множество. На фото ниже — простой и показательный пример фото, снятого на смартфон LG V30+. Слева JPEG, как сохраняет его камера, справа — проявленный RAW.
Как снимать в RAW на iPhone?
Для начала нужно убедиться, что смартфон умеет снимать в RAW-формате. В случае с iPhone это легко: съёмка в RAW доступна на всех смартфонах на iOS 10 и более новых версиях операционной системы. Впрочем, дальше начинаются танцы с бубном. Стандартное приложение «Камера» не умеет снимать в RAW, а приложение «Фото» не может корректно показать файл с расширением DNG, ограничившись миниатюрой с ультранизким разрешением в полмегапикселя вместо двенадцати. Интересно, что все приложения, которые поддерживают RAW смогут работать с этим файлом, загружая в программу уже полную версию изображения. Таков удел лучшей point-n-shoot камеры на рынке: быть простой в использовании и не давать пользователю продвинутые возможности по умолчанию.
Фото: iPhone 7 Plus
Если же нужны дополнительные функции типа ручных настроек параметров съемки и поддержки RAW — придется покупать или скачивать приложения в App Store: VSCO, Adobe Lightroom, Manual, Halide и другие позволяют снимать с намного большим количеством параметров и опций.
Как снимать в RAW на Android?
Фото: ASUS Zenfone AR
Со смартфонами на Android с одной стороны все проще, с другой — надо обязательно узнать, может ли конкретное устройство снимать в формате RAW. В большинстве флагманов эта функция уже реализована, но это не является обязательным правилом. Например, Sony Xperia до сих пор игнорирует поддержку RAW. Впрочем, а целом по рынку RAW активно развивается и постепенно захватывает даже устройства среднего класса.
Чтобы понять, есть ли поддержка RAW в смартфоне, нужно зайти в приложение «Камера», возможно далее в ручной режим и уже после этого в «Настройки Камеры». Если есть галочка RAW в меню — значит снимаем в DNG-расширении, если нет — такую функцию можно ждать в обновлениях операционной системы (хотя вряд ли). Главное, просмотреть настройки именно в ручном режиме, в «автомате» эта настройка может быть по умолчанию скрыта.
Фото: Huawe i P 1 0
Фотографируем как профи: что такое RAW, и как с ним работать на смартфоне?
Что такое RAW?
«Raw» переводится с английского как «сырой». RAW-файл содержит сырую, необработанную информацию, полученную напрямую с матрицы камеры. Такую фотографию можно сравнить с пленочным негативом: чтобы увидеть снимок, его сначала нужно проявить. То есть перевести в один из популярных форматов. Например, JPEG.
В чем преимущества RAW?
Перед «проявкой» автоматика смартфона наводит красоту: подкручивает насыщенность, убирает цифровой шум, увеличивает яркость темных участков и т.д. Затем снимок «упаковывается» в «легкий» формат JPEG, который можно сразу залить в Instagram или распечатать на принтере.
Дело в том, что глубина цвета при съемке в JPEG — 8 бит. То есть каждый цвет имеет 256 оттенков, от светлого к темному. Смешивая разные цвета, получаем 16,7 млн оттенков. Этого достаточно, чтобы наслаждаться красивыми фотографиями: человеческий глаз различает всего на 16% полутонов больше.
RAW фото хранится в 10, 12, 14-битном формате (и выше), что дает от 1024 до 16384 оттенков (вместо 256!). В итоге получаем до 4 миллиардов различных уровней цвета, а значит, широкий динамический диапазон. Это позволяет «вытянуть» детали в темных и светлых участках даже на самых безнадежных кадрах.
Фон пересвечен? Не беда, снизим яркость светлых участков (highlights). В тенях спряталась красота? Тянем ползунок теней (shadows) и видим невидимое. Если то же самое провернуть с JPEG, велик риск получить цифровой шум, артефакты и градиент-лесенку. Вот пример:
«Сырой» файл хранит информацию о светочувствительности, балансе белого и других настройках отдельно. Их можно менять в широком диапазоне — качество фото не пострадает. На JPEG эти настройки «выжигаются» сразу, поэтому даже небольшая обработка приведет к ухудшению качества.
Как снимать и обрабатывать RAW на смартфоне?
Многие смартфоны (особенно флагманы) поддерживают съемку в RAW. В смартфонах Huawei нужно включить режим «Профи» и отметить в настройках «Формат RAW». Фотография будет сохраняться и в JPEG, и в RAW — работайте с любым файлом.
Важно: RAW — это не расширение (тип) файла, а общее название «сырых» снимков. Каждый производитель сам выбирает, в каком формате их сохранять. Один из популярных типов — DNG. В этом формате снимают смартфоны Huawei, их открывает большинство популярных мобильных фоторедакторов. Вот тройка лучших:
Lightroom — самое известное «настольное» приложение для обработки фото. Мобильная версия также богата на настройки, но часть из них — платные. VSCO знаменита огромной библиотекой фильтров. Бесплатный Snapseed — самый гибкий вариант, работать в нем удобно и быстро.
Обработка фото — тема отдельного курса. Но главные параметры — это экспозиция, светлые/темные участки, контраст, насыщенность и баланс белого. Двигайте ползунки и ищите идеальные для вас настройки. А затем уже можно применить цветовые фильтры.
Есть минусы?
RAW хранит всю информацию с матрицы, JPEG — лишь малую часть. Поэтому разница в размере файлов огромная.
Влияет и разрешение камеры. Например, у Huawei P30 Pro основной сенсор на 40 Мп. Когда идет съемка в JPEG, фото «упаковывается» в 10 Мп с помощью хитрых фильтров и алгоритмов. В итоге файл «весит» всего 2 МБ.
При съемке в RAW все эти алгоритмы отключаются, и мы получаем кадр на 80 МБ, то есть в 40 раз больше! Зато и деталей тоже в разы больше.
Поэтому RAW-файлы долго сохраняются и открываются, нельзя снимать несколько фото непрерывно, нужно много места под хранение. Современные смартфоны делают это быстро, а памяти в них много. Тот же Huawei P30 Pro с топовым процессором Kirin 980 и 256 ГБ сохраняет RAW за секунду.
Другие мелкие минусы. «Сырой» файл нельзя сразу выложить в соцсеть или распечатать — только после перевода в другой формат. Также при съемке в RAW не работает искусственный интеллект. Поэтому снимки получаются темными, «шумными» и не такими резкими, как обработанный смартфоном JPEG.
Но мы хотим сами обработать кадр, а не полагаемся на умную машину, верно?
Так когда снимать в RAW?
Если вы фотографируете на ходу и тут же выкладываете в социальные сети (или после быстрой обработки) — достаточно авторежима и съемки в JPEG. В таком случае скорость важнее качества.
Если вы хотите фотографировать вдумчиво, важен результат и качество, есть время на обработку фото — выбирайте RAW. Не поленитесь включить этот формат, когда снимаете пейзажи или портреты, или когда велик риск пересветить или затемнить кадр. Его потом можно спасти.
О возможностях RAW для новичков
Камеры и разнообразнейшие мобильные гаджеты, умеющие фотографировать, уже стали привычными предметами повседневности. Кому сейчас придёт в голову, например, переписывать какой-то нужный текст, когда можно просто достать смартфон и отщёлкать нужные страницы? Зачем пытаться объяснить на словах, как выглядит что-то, если можно это что-то отснять и потом просто предъявить фото на планшете? Сегодня фотографировать не умеют разве что пылесосы — и то не факт, что скоро производители не научат делать это и их тоже. Вон, камеры, не требующие питания, уже сделали.
Совершенно закономерным этапом совершенствования цифровой техники стал тот факт, что формат RAW вырвался из рамок профессиональных зеркальных фотоаппаратов и стал появляться и в «мыльницах», компактах и даже в смартфонах/планшетах. И если вы являетесь обладателем девайса, поддерживающего функцию съёмки в RAW, но не знаете, что это и с чем это едят — вам под кат. Формат RAW — довольно интересная и дающая массу творческих возможностей штука, хотя и требующая умения с собой обращаться…
Пост расчитан на новичков и тех, кто совершенно не в теме RAW-файлов. Любители фотографии вряд ли найдут здесь для себя что-либо новое, но могут помочь новичкам в комментариях. 😉
Achtung! Под катом тяжеловесные GIF’ки.
Суть и особенности формата RAW
Формат RAW (в переводе с английского значит «сырой») представляет собой набор чистых сигналов, полученных прямо с матрицы фотоаппарата. Это означает, что файл такого формата, строго говоря, и не является фотографией. Это своего рода негатив, который затем нужно «проявить» — выставить его параметры (экспозицию, яркость, контраст, баланс белого, резкость, насыщенность) и преобразовать в итоговый файл формата JPEG (а лучше TIFF), который уже можно будет просмотреть, отредактировать и напечатать.
То есть, в сущности, даже простая любительская камера-«мыльница», производя снимок по нашей команде, первоначально сохраняет в свою внутреннюю память именно эти самые сырые данные (прошедшие лишь автоматическую калибровочную обработку), но затем сразу же обрабатывает их по заданному алгоритму (в соответствии с выставленной программой съёмки), сохраняет и выдаёт на экран предпросмотр уже готового снимка в JPEG или TIFF.
Добиться таких красот без постобработки очень тяжело.
Технически это выглядит следующим образом:
Для чего это нужно? Ответ очевиден — фотограф сумеет добиться гораздо большего качества итогового изображения и получит существенно более широкое поле для творческих экспериментов, если будет конвертировать RAW вручную на мощном стационарном компьютере или ноутбуке с помощью специального
Сделать из обычного леса и цветочной поляны чуть ли не инопланетный пейзаж? Проще простого!
Поэтому профессионалы всегда, когда это возможно и имеет смысл, снимают именно в RAW, чтобы затем «выжать» из сырых данных максимум возможностей без потери качества изображения и при необходимости исправить некоторые допущенные при съёмке ошибки выставленных параметров. Ведь ни для кого не секрет, что даже профессионалы иногда могут упустить из виду какой-нибудь параметр — что уж говорить про обычных пользователей…
Плюсы и минусы RAW
В чем же достоинства формата RAW, что он так популярен в профессиональной среде? Помимо самого факта возможности глубокой редактуры снимков, можно отдельной строкой упомянуть следующие преимущества:
Работа с RAW
Как уже было сказано выше, для RAW нет единого формата кодировки, так как каждый производитель реализует его по-своему: у Canon это CR2, у Nikon — NEF, у Sony — ARW и так далее. Поэтому выбор софта для обработки RAW выбирается каждым фотографом исходя из используемой им фототехники. Обычно нужный софт поставляется в комплекте с фотоаппаратом. Его главное преимущество — бесплатность. Но кроме того, рынок ПО предлагает и независимые программы, поддерживающие большинство кодировок RAW, либо умеющие конвертировать их в свой специфический формат. Не имеет смысла подробно останавливаться на всех популярных программах для работы с RAW, мы лишь упомянем две самые подходящие для начинающих. Делать первые шаги проще всего с помощью «родного» софта для вашей камеры, если производитель предоставляет таковой.
Владельцы камер Nikon могут воспользоваться приложением от производителя — Capture NX-D. Данный продукт бесплатен и может быть свободно скачан с официального сайта Nikon. Преимущества NX-D заключаются в легковесности, простоте интерфейса, а также возможности сравнения изображений и наличию пакетной обработки параллельно с комплексный редактированием. Из минусов — отсутствие возможности редактирования отдельных фрагментов фото.
Для обработки снимков, сделанных с помощью фотоаппаратов Canon, существует официальная программа Digital Photo Professional. Это проверенный временем софт, существующий достаточно давно, но регулярно и оперативно обновляющийся. Она бесплатна (требуется только указать серийный номер фотоаппарата при скачивании программы с сайта Canon), при этом имеет достаточно широкий функционал и пользуется популярностью не только у любителей, но и профессионалов. Главный плюс — очень простой интерфейс, благодаря которому программа осваивается очень быстро.
Среди универсальных конвертеров RAW в первую очередь следует выделить опенсорсный Raw Therapee. При том, что распространяется бесплатно, это приложение имеет функционал, практически ничем не уступающий большинству платного софта: интегрированный файловый менеджер, функция предварительного просмотра изменений, система рейтинга снимков, удобный и понятный интерфейс, пакетная обработка. Всё просто, наглядно и понятно.
Ну и самые популярные у фотографов всего мира конвертеры — это продукты компании Adobe (платные): Camera Raw и Lightroom. Работать в Camera Raw имеет смысл для тех, кто снимает немного и кому требуется широкая доработка готового снимка уже с помощью традиционных инструментов в Photoshop. Если же обширная ретушь не требуется — можно работать в Lightroom: он проще, не так требователен к ресурсам, заточен именно под «проявку» RAW’ов и имеет встроенные средства каталогизации и создания слайд-шоу.
Редактируем RAW
Редактирование RAW (цифровая «проявка» полученных «негативов») во всех редакторах выглядит примерно одинаково. Основные манипуляции проводятся с помощью гистограммы, нескольких ползунков, отвечающих за настройку определённых параметров фотографии, а также различных дополнительных меню, в которых можно провести небольшую ретушь, не прибегая к помощи фоторедактора. Мы же остановимся только на самом основном: редактировании непосредственно данных, полученных с матрицы.
Многие RAW-конвертеры предлагают не только редактировать общую экспозицию, но и отдельно увеличить / уменьшить полученные значения для каждой точки, в зависимости от того, к какой группе оттенков она относится.
Большинство редакторов делят фотографии на пять частей, у четырёх из которых есть собственные названия: оттенки чёрного, тени, света и оттенки белого.
Всё, что находится между «тенями» и «светами» (или «бликами») — средние тона — редактируется непосредственно общей настройкой экспозиции.
Манипулируя раздельными участками можно расширить или сузить динамический диапазон снимка: получить псевдо-HDR из одного RAW-кадра или, наоборот, очень контрастную картинку из ничем не примечательного пасмурного пейзажа.
Дым вряд ли был бы настолько контрастным и атмосферным при съёмке в JPEG.
Почему недосвет лучше пересвета
Давайте на минутку забудем про то, что свет это волна, и представим его как поток частиц, а светочувствительные элементы матрицы — как своеобразные «накопители» этих частиц.
Для большей наглядности, пусть у нас идёт некий крайне неравномерный дождь, который мы ловим в квадрат 100х100 аккуратно расставленных стаканов. На момент начала экспозиции все стаканы пусты. Мы убираем крышу, которая не даёт попадать каплям в стаканы и начинается магия. Если мы закроем крышу через пять секунд — в каждом из стаканов будет какое-то своё значение накопившихся капель-фотонов. Мы можем удвоить эти значения, и получить примерно ту же «картину», но ярче и контрастнее. Таким образом «недосвеченный» кадр можно улучшить, пересчитав по определённым алгоритмам значение для каждой из точек.
А что будет, если мы уберём «крышу» всего на мгновение, а (из-за неправильных настроек камеры) световой поток, дождь, внезапно заполнит некоторые стаканы сразу до краёв? Уменьшая полученные значения, мы вместо определённых оттенков в большинстве случаев будем получать разные сорта серого: так как при переполнении светочувствительных сенсоров они регистрируют максимальное значение (белый цвет). Даже если камера регистрирует световой поток за всё время и записывает не одно значение для каждой точки, а ряд значений последовательно — из-за скорости заполнения светочувствительных сенсоров достать вменяемые данные с показателями цвета становится практически невозможно.
Пересвет на короткой выдержке практически неустраним и в этом случае RAW ведёт себя не сильно лучше, чем JPEG: данные из JPEG-картинки можно «увеличивать», осветляя полученный результат (пусть и с большими потерями качества), но совершенно бесполезно уменьшать: все светлые оттенки потеряют насыщенность и станут серыми пятнами, так как есть только их результирующий цвет, а не история накопления определённого уровня сигнала.
Съемка RAW на телефонах
Смартфоны научились снимать в формате RAW совсем недавно, да и далеко не все производители внедрили эту опцию в камеры своих телефонов. Сегодня из представленных на рынке смартфонов снимать в RAW умеют Nokia Lumia 930, 1020 и 1520, а также некоторые модели Google Nexus, OnePlus, ZTE, LG и Xiaomi. Продукция Apple в этом плане отстаёт и еще не освоила эту функцию, но некоторые приложения позволяют открывать RAW’ы из внешних источников. Конкретно формат кодировки DNG поддерживает и того меньше устройств и только после установки дополнительного софта (Mi2raw Camera для OnePlus One, ZTE Nubia Z5sn, LG G2, Xiaomi Mi2 и Mi3, а также Camera FV-5 для Google Nexus 5 и 6).
Mi2raw Camera — достаточно громоздкое приложение, которое к тому же предназначено для небольшого количества смартфонов, но имеющее неплохой функционал и в целом делающее хорошие снимки в RAW. Camera FV-5 помимо умения сохранять неплохие RAW’ы, может похвастаться удобным интерфейсом, полностью настраиваемым параметрами съёмки и кучей фич: удобные готовые программы съёмки, длинные значения выдержки, полноценный брекетинг экспозиции, режим бесконечной фокусировки и многое другое, но за неё просят несколько рубликов.
Для гаджетов на Windows есть приложение RAWer. В наличии поддержка очень большого количества форматов кодировки и моделей фотоаппаратов, быстрый импорт фото с камеры, широкий перечень возможностей, в том числе кадрирование фото, и при этом низкие системные требования и легковесность. К сожалению, функции редактирования фотографий — платные.
Заключение
Безусловно, RAW — не однозначная замена другим форматам и не панацея для решения проблем ошибок съёмки. Но это действительно мощный инструмент фотографа, применение которого будет уместно в практических любой сфере — идёт ли речь о серьёзной фотографии или обычных мобильных снимках. В конце концов, снимает фотограф, а не камера, и шедевры можно создавать даже на спичечный коробок с дырочкой и кусочком плёнки внутри. RAW — не замена базовым правилам экспозиции, построения кадра и работы со светом. Но как подспорье для решения творческих задач это действительно полезный и эффективный инструмент.
Яркие и контрастные домики, не пересвеченное небо, широкий динамический диапазон и красивые цвета — без съёмки в RAW точно не обошлось.
Конечно, тут не всё так однозначно — нередко бывает так, что времени на качественную пост-обработку снимков вообще нет (даже по готовым шаблонам), и приходится сразу снимать в JPEG или TIFF. Научить родителей снимать толково в RAW и потом обрабатывать — тоже нетривиальная задача, особенно если они достаточно далеки от фотографии и/или компьютеров. И тем не менее, умение снимать в RAW даёт море творческих возможностей, поэтому осваивать этот навык имеет смысл не только тем, кто собирается монетизировать своё увлечение, но и всем, кто просто хочет радовать себя и близких снимками отменного качества.
При съёмке в JPEG мы бы получили либо чёрные пятна вместо камней, либо слишком яркий закат. RAW позволяет получить нормальную картинку и в тенях, и в ярких участках кадра.
Хотите подробную статью про обработку RAW, со всякими точками белого, точками чёрного, цветовыми кривыми, уровнями, и прочими интересностями? 🙂 Ставьте плюс, если тема интересная — мы обязательно продолжим. Удачных кадров.