rat test что такое
Что такое RAT и как правильно тестировать рискованные гипотезы
Предугадать, что ждет компанию после выпуска нового продукта, практически невозможно. С одной стороны могут быть временные и денежные потери, с другой – рост доходов, повышение узнаваемости и популярности.
Но кто сказал, что если нельзя предугадать, то и подсчитать не выйдет?
Термин RAT (Riskiest Assumption Test, в дословном переводе – тестирование рискованных гипотез) – это способ быстрой проверки «жизнеспособности» товаров и услуг, которые вот-вот должны появиться и утвердиться на рынке.
История возникновения подхода
О том, что такое RAT и «с чем его едят», маркетологи заговорили после статьи Рика Хайама, работающего менеджером по продукту в компании Skyscanner. В своем материале, вышедшем в 2016, он раскритиковал MVP-подход, ясно дав понять, что последний буквально «умер».
Когда компания разрабатывает никому не нужный продукт, она теряет средства. Чтобы этого избежать, фирма должна получить фидбек от потенциального клиента как можно скорее: нужен ли ему такой товар, какие проблемы он решит и как будет использоваться. Полноценный предварительный проект будущего продукта начинают делать уже «по факту», когда становится ясно, что клиенты в последнем заинтересованы.
И если раньше для анализа «полезности» товаров была популярна стратегия MVP, то сейчас стало ясно – работа с ней требует больших временных, денежных и трудовых затрат, а результаты получаются недостаточно достоверными. Да и нет никаких гарантий, что за конечную версию товара или услуги будут платить, даже если в MVP-версию были вложены огромные деньги и клиенты ей интересовались.
Создание минимального жизнеспособного продукта несет в себе одну единую цель – проверить саму идею, найти решение проблемы и предложить его ЦА. Рик же упомянул, что стартаперы исказили это понятие, поэтому со временем MVP-подход потерял свою актуальность.
Все еще непонятно, для чего и как маркетологи используют «Riskiest Assumption Test»? Давайте разбираться по порядку.
Принцип работы RAT
Попробуем разобраться в том, как работает анализ рискованных предположений на деле.
Сейчас разработчики сделают красивый интерфейс, мы вложимся в рекламу, ЦА начнет засыпать и просыпаться (а самое главное – высыпаться) в одно и то же время, все счастливы, никто не отменяет подписку. Стоп: пока мы не проверили гипотезы, любые вложения в подобные проекты могут обернуться провалом.
Что такое рискованные предположения? Это позитивные мысли о том, что наш продукт будет самым успешным, продаваемым и популярным. Такие предположения хоть и имеют право на жизнь, но очень часто дарят эффект «розовых очков» даже самым прагматичным стартаперам.
Типичные рискованные предположения
В каждом продукте есть минимум одно рискованное предположение. Мы подразумеваем его по умолчанию и можем как осознавать, так и не осознавать «опасность». Оно может быть:
Чем ниже рискованное предположение в этом списке, тем выше шанс, что оно сможет «задушить» ваш бизнес, если вы самостоятельно не просчитаете все риски. Чтобы валидировать каждое из них:
Чуть позже мы разберем процесс тестирования рискованных гипотез подробнее.
А пока вновь обратимся к нашему мобильному приложению. Какие предположения появляются у нас в голове, когда мы представляем конечный результат?
ПО для контроля сна будет полностью окупаться, в нем уже есть все необходимые функции, на рынке его примут доброжелательно и сразу выведут в топ магазинов приложений…
Вариаций много – с каждым из таких предположений нужно работать.
Когда RAT-подход нужен?
Тогда, когда нам нужно отсечь ненужное: проверить идею и двигаться дальше. Это означает, что мы:
Готовы ли клиенты платить за продукт? Или проблемы, которую он якобы решает, вовсе не существует? Вариантов всего два: гипотеза не подтвердилась – сэкономили деньги и ресурсы, которые бы потратили на работу над бесполезным продуктом; подтвердилась – переходим к следующему предположению.
Этим подходом пользуются многие компании и стартапы, которые хотят получить прибыль и опасаются провала, но при этом не имеют средств для оплаты долгосрочного и дорогого тестирования. Примеров удачного использования RAT достаточно – Dropbox, Airbnb, Zappos… Поговорим о них в одном из следующих разделов, а пока вернемся к концепции MVP.
Отличия от MVP
MVP – это не только тестовая версия товара, но и инструмент для проверки гипотезы «Нужно ли решать обнаруженную вами проблему». Идей или предположений, для проверки которых используется MVP, может быть сразу несколько. Сами гипотезы бывают двух видов:
В ходе проверок можно упростить все до максимального предела: вместо полноценного форума сгодится и простенький сайт, сделанный в бесплатном конструкторе; вместо «физического» продукта – его прототип, отлитый на 3D-принтере или изображенный на мониторе ПК. Все это – «минимально жизнеспособные» продукты.
Теоретически, самую рискованную гипотезу вы можете проверить и без запуска MVP.
Тогда RAT просто станет одним из этапов проверки предположения. Проверка с помощью RAT не требует от вас нежелательных затрат на разработку минимально жизнеспособной версии продукта, а это особенно важно для небольших проектов с урезанным бюджетом. Однако помните: рассматриваемый нами подход нацелен не на создание и разработку «модели» будущего товара, а на получение знаний и данных о его потенциальных покупателях.
Решились начать создание MVP? Значит, вы:
Имея силы, время и средства на воплощение Minimal Viable Product в жизнь, использование RAT становится уже не таким необходимым.
RAT-подход: план действий из трех ступеней
Ступень 1. Приступим к аналитике
Чтобы использовать RAT, вам следует собрать и систематизировать максимальное количество сведений, которые можно получить о будущем продукте. Для этого используется канва бизнес-модели (Lean Canvas), оптимизированная под стартапы.
Заполняйте табличную «бизнес-модель» поэтапно:
Если вы все еще слабо разбираетесь в аналитике, то заполненную схему можно обсудить со специалистами, обратившись за помощью к ним.
Ступень 2. Работа с гипотезами, имеющими потенциал
Стоит ли создавать продукт? Готова ли ЦА за него платить? Заслуживает ли вообще проблема решения?
Анализ поможет определить, сможете ли вы создать и продать продукт без денежных потерь, каковы масштабы рассматриваемой проблемы и решит ли ваш товар ее.
Любая гипотеза строится по простой формуле:
Проверим ее. Для этого зададим ряд вопросов:
Идеальная гипотеза – это та, проверка которой занимает минимум времени, а результат приносит максимум денег. Соответственно, она должна затрагивать большое количество пользователей.
Как понять, какое из предположений самое рискованное? Дадим каждому из них оценку:
Перемножаем результаты, получаем общий риск и можем приступать к проверкам.
Для наглядности приведу пример с приложением-будильником:
Вторая гипотеза получилась гораздо рисковее.
Как можно оценить предположение? По трем основным характеристикам:
Обязательно обращайтесь к живым клиентам для проверки своих гипотез (хоть их ответы и будут оставаться субъективными). Взаимодействуйте с ними с помощью интерактивных задач, опросов, сбора статистики, демонстрации прототипов товара.
Ступень 3. Сбор данных и подведение результатов.
Эксперимент завершен, мы собрали обратную связь и тщательно ее изучили. Теперь события могут пойти по одному из двух возможных сценариев:
Проводя частую оценку собственных предположений, перед вами постепенно сформируется полноценная концепция продукта.
Примеры использования на практике
Вы удивитесь, но многие основатели крупных компаний начинали свой путь с достаточно рисковых гипотез. И им повезло.
Когда-то давно разработчики Dropbox задумались о том, что многие юзеры работают и на ПК, и на телефоне (или планшете) одновременно. Удобно для всех, если бы с разных гаджетов автоматически открывался доступ к одним и тем же файлам. Когда разработчик показал, как правильно синхронизировать свои папки на разных устройствах, количество пользователей бета-версии файлообменника выросло в 15 раз (с 5000 до 75000 человек).
А вот крупный проект Zappos «родился» вообще случайно – основатель магазина, Ник Свинмерн, сделал себе примитивный сайт, залил туда фотографию винтажной обуви из соседнего магазина. Спустя несколько дней он отправил туфли своим первым клиентам. Сейчас – это крупнейший интернет-магазин обуви.
Известный всем сервис Airbnb тоже появился спонтанно. Крупнейшая сеть для бронирования жилья «выросла» из небольшого сайта и пары надувных матрасов, которые Брайан Чески и Натан Блечарцизк кинули в свободной комнате. Именно дружеское общение и бесплатный завтрак, предлагающиеся каждому гостю, привлекли к ним первых арендаторов. А сам сервис постепенно разросся и сейчас работает практически во всех точках земного шара.
Итоги
RAT не несет в себе цели «вытолкнуть» MVP, оба способа анализа проектов и продуктов имеют право на жизнь. Единственное, что первый подход помогает получить больше сведений от пользователей, второй – увидеть их взаимодействие с товаром «в реальном времени».
Пересматривая процессы формирования стартапа, вы можете случайно создать ту стратегию, которая «выстрелит». Riskiest Assumption Test – далеко не универсальный метод, но он успешно экономит средства начинающих стартаперов, защищая их от популярных ошибок.
Альтернативные решения для стартапов
Завершим наш разбор RAT-подхода подборкой других методов анализа, которые можно использовать при планировании стартапа.
Формулировок и решений множество, вот самые популярные из них:
Все зависит от цели проекта: метрики для каждого случая свои, а универсального «рецепта» жизнеспособного товара или услуги еще не придумали.
Быстро, дешево, рисково: как получать фидбек о продукте с помощью смелых гипотез
Стартапы затрачивают колоссальные ресурсы на создание MVP, но часто только зря теряют деньги. Альтернативный RAT-подход поможет быстро тестировать гипотезы, собирать фидбек и отсеивать лишнее. Тактика уже помогла добиться успеха Airbnb и Zappos.
«MVP мертв, да здравствует RAT», – объявил старший менеджер по продукту Skyscanner Рик Хайам в 2016 году. В колонке для Hackernoon он объяснил, что традиционный метод проверки гипотез не работает – большинство стартапов использует его неправильно, а в результате теряет деньги и не получает полезный фидбек.
Хайам советует создавать более простой продукт для тестирования гипотез, используя Riskiest Assumption Test – проверку самых рискованных гипотез.
Что не так с минимальным жизнеспособным продуктом (MVP)? По мнению Хайама, стартапы создают слишком комплексный продукт, вкладывая в работу много времени и денег. Они забывают о главной цели – проверке идеи. При этом многие функций существуют только в MVP-версии. После сбора фидбека от пользователей разработчики скорее всего отложат запуск некоторых фич.
В результате MVP представляет собой красивый фасад, в который вложено много ресурсов, но с точки зрения функционала MVP – это слабый продукт.
Хайам советует не тратить слишком много времени и денег на детальную разработку MVP. Он напоминает, что оценка жизнеспособности — это не создание полноценного продукта, а способ проверить, удалось ли вам найти проблему, которая в принципе заслуживает решения. Большие вложения не гарантируют, что продукт «зайдет» и пользователи за него заплатят. Поэтому Хайам рекомендует создавать «скелет продукта» для проверки гипотез. И делать это нужно быстро и дешево.
Сколько потратили Instagram, Facebook и Uber, чтобы создать свои MVP:
RAT-подход рекомендуют компаниям, у которых нет времени и денег на долгое и дорогое тестирование. Таким стартапам важно избежать провала и получить прибыль.
Главный принцип RAT-подхода – быстрая оценка идеи и отсеивание ненужного. Если гипотеза нашла подтверждение, то можно оперативно перейти к следующему шагу. Если нет, то вы быстро переключаетесь на другую идею и не вкладываете ресурсы в разработку никому не нужного продукта.
Как применять RAT на практике? Для начала определите самую рискованную гипотезу. А затем проверьте ее максимально быстрым и дешевым способом. В качестве примера используйте пошаговую стратегию от Рубена Холла, главы студии мобильного дизайна и разработки MindSea.
Шаг 1: Заполните шаблон Lean Canvas
Lean Canvas – это краткий бизнес-план, который помещается на одной странице. Для заполнения шаблона ответьте на базовые вопросы: кто будет пользоваться продуктам, какие проблемы он поможет решить, в чем уникальная ценность разработки, сколько денег уйдет на разработку и как продукт будет приносить выручку. Подробнее о модели Lean Canvas можно почитать здесь.
Шаг 2: Определите самую рискованную гипотезу
На этом этапе вы сможете понять, заслуживает ли проблема решения и стоит ли вообще создавать продукт. Также вы узнаете, готовы ли клиенты за него платить.
Шаг 3: Организуйте эксперимент и проверьте результаты
Быстрая оценка гипотезы поможет оперативно переключиться и приступить к проверке следующей гипотезы.
Многие компании формально используют MVP-подход, но делают это грамотно. Поэтому на практике их стратегия больше напоминает RAT. Они выдвигают рискованные предположения, не тратят время и деньги на тщательное обдумывание идеи, используют подручные средства и быстро получают результаты.
Идея : Air Bed & Breakfast. 2008 год. Студенты дизайнерского колледжа Брайан Чески и Джо Геббиа переехали в Сан-Франциско, но не могли потянуть дорогую аренду квартиры. К счастью, в тот период в городе проходила масштабная конференция для дизайнеров. Все отели были забронированы, но желающих было так много, что они готовы были заплатить даже за скромное спальное место. Чески и Геббиа решили купить надувные матрасы (air beds), положить в гостиной и сдавать участникам конференции.
Гипотеза : клиенты готовы заплатить за спальное место в чужом доме или квартире.
Идея : В 1999 году основатель Zappos Ник Свинмерн не мог найти в офлайн-магазинах нормальные кроссовки, и ему пришла идея запустить сайт для продажи обуви онлайн. В конце 90-х электронная коммерция находилась в зачаточном состоянии, так что по тем временам это было смелое решение.
Гипотеза : люди захотят покупать обувь онлайн.
Тестирование : Когда Ник запускал магазин, у него не было ни склада, ни самого продукта. Он сфотографировал пары обуви в ближайшем обувном и разместил фото на сайте. Как только клиент оформлял заказ, Свинмерн покупал подходящий товар и отправлял покупателю. Постепенно магазин ShoeSite.com разрастался и со временем превратился в Zappos – крупнейшую платформу по продаже обуви.
RAT – это один из подходов, на который могут опираться стартапы. Многих предпринимателей не устраивала стандартная модель MVP, поэтому они искали альтернативные решения и формулировки. Например:
Универсальной формулы желанного и жизнеспособного продукта до сих пор не существует. В каждом случае работают свои метрики, и многое зависит от целей стартапа. RAT-подход – это не панацея, а одно из возможных решений, которое поможет избежать распространенных ошибок и сэкономить деньги. Экспериментируйте и создавайте свои подходы – возможно, именно ваша уникальная стратегия «выстрелит».
Как работает экспресс-тест на коронавирус
Тестирование на COVID-19 не только помогает получать информацию о распространенности вируса, но также дает представление о том, как вирус распространился и накопил ли он потенциально значимые мутации. Многие методы тестирования основаны на анализе нуклеиновых кислот. Хотя эти подходы бесценны и позволяют определить активную инфекцию, они не дают полной картины. Как мы можем узнать, заразился ли кажущийся здоровым пациент вирусом? Что, если бы у этого человека не было симптомов носительства, и его обследовали после того, как инфекция прошла? Ответы на эти вопросы может помочь получить экспресс-тест на антитела к коронавирусу.
Что такое экспресс-тест на коронавирус и в чем его отличие от ПЦР
В рамках борьбы с патогенами ваша иммунная система вырабатывает антитела к патогену. Даже после того, как вирус был уничтожен, ваше тело продолжает вырабатывать эти антитела как своего рода иммунную «память», которая дает нам записи о прошлой инфекции. Диагностика с помощью экспресс-теста основана на выявлении этих антител. На данный момент используется иммуноферментный анализ (ИФА), который проводится только в условиях лаборатории, и иммунохроматографический анализ (ИХА), представляющий собой тест-полоску или кассету, на которую наносится капля крови.
Молекулярное тестирование, включая тестирование с помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР), выявляет генетический материал вируса и, таким образом, может определить, инфицирован ли человек SARS-CoV-2 в настоящее время. Серологический анализ, к которым относятся экспресс-тесты, выявляет антитела к вирусу, измеряя количество антител, вырабатываемых после инфицирования, тем самым выявляя, был ли человек ранее инфицирован SARS-CoV-2. Серологические тесты не следует использовать для диагностики острой инфекции SARS-CoV-2, поскольку антитела вырабатываются через несколько недель после заражения.
Что такое IgA, IgG, IgM
Серологические тесты, к которым относится экспресс-тест, — это тесты на основе крови, которые можно использовать для определения того, подвергались ли люди воздействию определенного патогена, по их иммунному ответу. Напротив, тесты ПЦР, которые в настоящее время используются во всем мире для диагностики случаев COVID-19, могут указывать только на присутствие вирусного материала во время инфекции и не указывают, был ли человек инфицирован и впоследствии выздоровел. Эти тесты могут дать более подробную информацию о распространенности заболевания в популяции путем выявления людей, у которых выработались Ig к вирусу.
Экспресс-тесты используется для выявления следующих антител:
Тестирование на все три Ig улучшило информативность результатов по сравнению с любым тестом на одно антитело. Этот тип теста на COVID-19 подтверждает, были ли вы ранее инфицированы SARS-CoV-2. Это исследование не подтверждает, что вы полностью невосприимчивы к COVID-19, поскольку в настоящее время нет доказательств того, что люди не могут заразиться коронавирусом более одного раза. Кроме того, тест на Ig к COVID-19 не показывает, инфицированы ли вы в настоящее время коронавирусом. Если вы хотите узнать, инфицированы ли вы в настоящее время COVID-19, вам нужно пройти диагностику методом ПЦР.
Как интерпретировать результаты экспресс-теста?
Проведение экспресс-тестирования — возможность получить достоверные результаты о наличии циркулирующих антител в крови. Есть 4 возможных результата диагностики:
Можно ли делать экспресс-тестирование на ковид дома?
Проведение диагностики с использованием иммунохроматографического анализа возможно и в домашних условиях. Для этого не требуются специальные знания, поскольку к каждому диагностическому набору прилагается краткая инструкция, в которой указано всего несколько действий, позволяющих получить быстрый результат. В большинстве комплектов содержится полоска, пипетка, буферный раствор и скарификатор для прокола кожи. Как правило, исследуемому нужно нанести на полоску каплю крови, а после — несколько капель буфера и подождать, пока уровень жидкости достигнет индикаторов для получения ответа.
С чем связана недостоверность результатов
Негативный результат ИХА экспресс-тестов не всегда отражает реальную картину, поскольку их чувствительность значительно ниже, нежели у ИФА.
Отрицательный результат может означать, что вы:
Кому стоит сделать тест на антитела к коронавирусной инфекции
Экспресс-тест на антитела к коронавирусу — простой метод диагностики, который отличается:
Проведение этого вида диагностики рекомендовано людям, у которых более 5 дней назад наблюдались симптомы ОРВИ, и тем, кто был в контакте в зараженными коронавирусом, но в течение 14 дней симптомы инфекционного заболевания так и не проявили себя.
Что делать, если результат теста положительный
Позитивный результат означает, что на момент тестирования в вашем организме циркулируют антитела, которые образовались в ответ на заражение коронавирусом. Для получения подробных данных о состоянии иммунной системы рекомендуется дополнительно пройти ИФА диагностику для количественного определения антител острой фазы воспаления. Желательно воспользоваться проведением исследования на дому.
Для получения дополнительной информации о том, что нужно делать вам, всем, с кем вы живете, и всем, кто находится в вашем кругу общения, обратитесь за помощью к вашему врачу и после консультации выполните все инструкции, которые он вам предоставил.
Riskiest Assumption Test
Гениальные идеи основываются на рискованных предположениях
Проблема в том, что когда предпринимателю пришла в голову гениальная идея, он видит путь относительно простым и понятным:
Гениальная идея есть, осталось привлечь инвестиции, собрать команду и начать херачить!
Рискованные предположения—это позитивные предположения, из которых мы исходим, мечтая, что в будущем наш продукт станет успешным. При этом, мы очень часто не видим, что мы по-факту исходим из этих рискованных предположений, создавая что-то новое, и, как следствие, ничего не делаем чтобы проверить эти риски. И платим за это отсутствием продаж и низкой активацией в фичу.
Как применять Riskiest Assumption Test
Riskiest Assumption Test—это инструмент выделения и проверки этих рискованных предположений. Он состоит из всего трёх шагов:
После того, как проверено рискованное предположение, и, если нам повезло, оно подтвердилось, мы проходим по этому упражнению заново. Проверка одного рискованного предположения может дать вводные о новых рискованных предположениях и/или поменять веса рисков.
Результат регулярного выделения рискованных предположений и их проверки—заранее увидеть смертельные сценарии развития будущего бизнеса и или не допустить их, или убедиться, что с текущими предположениями бизнес не построить и что-то из исходных предположений нужно менять.
Выделение рискованных предположений позволяет быстрее находить проблемы в исходных предположениях про сегменты, продукт, бизнес-модель. Именно эти изменения и называются пивотами 🙂
То есть цель выделения рискованных предположений—быстрее пивотиться в более оптимальные сегменты, продукты и бизнес-модели.
Типичные рискованные предположения при создании продукта с нуля
Немного истории и моё отношение к RAT
Когда я читал Lean Startup Эрика Риса, меня удивляло отсутствие этапа «сесть и подумать, про что мы будем проверять гипотезы». Эрик упоминал риски всего пару раз за книгу.
В 2016 году я прочитал статью The MVP is dead. Long live the RAT, в которой автор и рассказал про фреймворк Riskiest Assumption Test. И я понял, что RAT—именно тот инструмент, которого мне так не хватало в книге Lean Startup.
Я использую два фреймворка при создании новых продуктов и, частично, развитии существующих продуктов: Riskiest Assumption Test и Jobs To Be Done. На мой взгляд, два этих фреймворка в паре решают все потребности команды и продакт-менеджера для того, чтобы принимать оптимальные решения при создании нового продукта.
Всегда, когда я начинаю делать что-то новое, я начинаю с выписывания списка рискованных предположений и методично проверяю одно за другим.