qr код на билетах автобуса для чего
QR-код на транспорте теперь вне закона. Что случилось, и какого подвоха следует ожидать от власти
Этот скандальный законопроект QR-кодах внесен в Госдуму Правительством РФ, если мне не изменяет память, в начале ноября текущего года. Его нормами предполагалось закрепить, что QR-код нужно будет предъявлять пассажирам при посадке в поезда дальнего следования и воздушные суда. Речь даже шла о междугородных электричках и автобусах.
Не могу удержаться и не напомнить, что QR-код вообще-то – это тип матричных штриховых кодов (или двухмерных штриховых кодов), которые были разработаны для автомобильной промышленности Японии.
Мнение Путина о QR-кодах на транспорте
И в Думе сразу же зашевелились, работа закипела, разработка законопроекта пошла полным ходом. Но! Как оказалось, в администрации Президента всё же были правы, и рейтинг Путина действительно стал резко падать после его громкого заявления:
«Давайте сначала примем», а потом будем думать (вторую часть добавил от себя, но полагаю, что не ошибся со смысловой нагрузкой).
И что же мы видим дальше? Видимо, осознав свою оплошность и узрев волну негодования, поднятую населением страны, Владимир Владимирович несколько вкрадчиво и уже не столь громогласно говорит, мол, ребята, вы работайте, но постарайтесь обойтись без «опрометчивых решений», связанных с введением QR-кодов из-за коронавируса.
Минтранс и Госдума о введении QR-кодов на транспорте
Значит, Путина услышали, значит, поняли, что бегут впереди паровоза! Но от самой идеи введения QR-кодов на транспорте отказываться и не подумали, лишь заявили:
То есть решили ещё «пораскинуть мозгами» и придать законопроекту более-менее правовой вид.
Ведь только вдумайтесь, введение QR-кодов на транспорте – это прямое ограничение конституционных прав граждан на свободу передвижения!
Законопроект о введении QR-кодов на транспорте снят с рассмотрения
В дело пришлось вмешаться аж самому спикеру Госдумы господину Володину!
Сегодня понедельник. Сейчас, кстати, 06:09 МСК (на момент написания публикации). В заголовке я намеренно написал «законопроект о введении QR-кодов на транспорте снят с рассмотрения».
Думаете, я ошибся? Уверен, что к моменту выхода публикации официальные представители об этом уже объявят, а вечером в новостях скажут, что да, мол, так и так, погорячились, и вообще всё это как-то неконституционно. Мы правовое государство и ограничить право граждан на свободу передвижения просто не имеем морального права!
Моё мнение, почему законопроект о введении QR-кодов на транспорте снят с рассмотрения
Для начала хочу заметить, что вот лично мне не понятно, чьи «замечания были услышаны» и с кем устанавливал «обратную связь» господин Володин. Но факт того, что он с кем-то общается и при этом хорошо слышит, остаётся неоспоримым!
А может быть, тема с введением QR-кодов на транспорте была вообще всего лишь уловкой от власти, добровольно прививающей население? Вы только посмотрите, как резко пошёл вверх индекс вакцинации, когда на законодательном уровне всерьёз заговорили о введении QR-кодов на транспорте.
Понимая, что с введением QR-кодов на транспорте будет полный швах, люди, те, кто не побоялся остаться без работы, пошли колоться…
И всё же не даёт мне покоя та мысль, что в Правительстве могли вот так запросто взять да и отказаться от введения QR-кодов на транспорте. Что-то здесь нечисто, ребята! И я уверен, что в скором времени мы узнаем в чём же дело и какой сюрприз готовит для россиян Правительство РФ.
У меня всё!
Благодарю за внимание!
Если вы увидели логику в моих рассуждениях или они пришлись вам по душе, то смело ставьте жирный ЛАЙК. Также интересно будет узнать ваше мнение на этот счёт!
QR-коды в транспорте: введут ли их, как это будет устроено и к чему приведет
В России бурно обсуждают внедрение QR-кодов в транспорте: противники вакцинации протестуют, перевозчики высказывают опасения, а представители власти настаивают, что это — единственный способ справиться с пандемией. «Афиша Daily» рассказывает, где QR-код уже необходим, как устроена его проверка и к чему приведут новые меры.
Где QR-коды будут нужны для входа в транспорт уже в ближайшее время? Как это будет устроено?
Пионером системы введения QR-кодов в транспорте стал Дальний Восток. 3 ноября стало известно, что с 1 декабря в Хабаровском крае будут проверять QR-коды при покупке билетов на самолет и на входе в аэропорт. Бумажные сертификаты о прививке или перенесенном заболевании с QR-кодом начали выдавать в МФЦ региона, скоро к этой практике присоединятся учреждения социальной защиты.
4 ноября похожую меру объявили на Камчатке: там код потребуется с 23 ноября для внутренних перелетов и поездок на междугородних автобусах.
Планируют ввести проверку QR-кодов при покупке билетов в поезда и самолеты в Омске — эту инициативу сейчас обсуждают местные депутаты.
Как отреагировали жители Татарстана?
Незадолго до вступления в силу новых правил появилось сообщество «Довези друга. Казань» в телеграме. В его описании сказано: «Сообщество помощи друг другу кому нужно доехать до работы по Казани и в близлежащие пункты, кто пользовался для этого общественным транспортом, но кому станет проблематично. И для тех, кто готов подвезти друга!» (орфография и пунктуация сохранены. — Прим. ред.) В сообществе уже больше 9 000 участников, многие ищут (и находят) попутчиков со схожими маршрутами от дома до работы на каждый день.
Обновление: за первую половину дня 22 ноября в Казани выгнали из общественного транспорта за отсутствие QR-кодов 1,5 тысячи человек. Один мужчина отказался выходить и вызвал полицию: из‑за этого был нарушен график движения двух на двух трамвайных маршрутах. Произошло несколько потасовок между кондукторами и пассажирами.
Теперь QR-коды в общественном транспорте введут по всей стране?
А в самолетах и поездах код точно будет нужен?
Как это будет устроено?
При вылете в страны, требующие подтверждения вакцинации, сотрудники аэропортов проверяют коды уже сейчас. Так что для них эта система не станет новой. «И РЖД, и «Аэрофлот» — общероссийские структуры. Если и когда они вводят такую норму, то она становится всеобщей. Это уже не уровень компетенции регионов», — прокомментировала законопроект политолог Екатерина Шульман. — Введение QR-кодов на транспорте вполне реализуемо: сейчас вожатый на перроне стоит и проверяет по паспорту наличие билета, а будет еще проверять и QR-код».
При этом представители сервисов продажи билетов высказывают опасения. Директор по развитию «Суперкассы» Дмитрий Дроевский рассказал, что никто не знает, как проверять QR-коды при покупке онлайн. «Если потребуется подключиться к Госуслугам по API, то подготовка протокола, документации и сам процесс затянется настолько, что самолеты встанут как в апреле 2020-го. Сейчас при продаже билетов есть понятные границы ответственности: агентство продает билеты и оказывает по ним сервис, а авиакомпания перевозит пассажира из точки в точку. Никто из этой цепочки не захочет брать ответственность за корректность и подлинность QR-кода», — объяснил он.
В РЖД рассказали, что проблем в новой системе не видят: «У нас уже давно посадка в поезд осуществляется только по паспорту. Те устройства, которыми у нас сейчас оборудованы поезда, находятся у проводника и в режиме онлайн готовы произвести любую проверку».
Как реагируют россияне?
Жители российских городов выходят на акции против введения QR-кодов: манифестивации прошли в Тюмени, Екатеринбурге, Улан-Удэ, Иркутске и Камчатском крае. В соцсетях противники введения новой системы устроили флешмобы под хештегами #ПутинУслышьНас и #ГородаГоворят. В рамках этой кампании опубликованы тысячи постов.
Введение QR-кода в самолете, поезде, автобусах в ноябре 2021: в каких регионах уже ввели для поездок QR-код
Нередко информация о запуске QR-кодов анонсируется властями регионов в социальных сетях (Facebook, Instagram, ВКонтакте) или в телеграмм-каналах, и часто – только в общих чертах. При этом с момента появления этого анонса до публикации обновлений в указе губернатора, где могут содержаться важные для пассажиров нюансы, проходит 1-2 дня.
По мнению Общероссийского объединения пассажиров, это не поможет остановить распространение инфекции, но блокирует работу транспорта и разорит перевозчиков.
QR-код для поездок на поезде, маршрутке, автобусе, перелетах на самолетах
Введение QR-кодов для посадки в общественный транспорт не поможет справиться с распространением коронавируса. Эта мера только создаст проблемы для пассажиров и разорит транспортные компании. Об этом заявило Общероссийское объединение пассажиров, которое направило соответствующее письмо вице-премьеру, председателю оперштаба по борьбе с распространением коронавируса Татьяне Голиковой. Обращение главы ассоциации Ильи Зотова есть в распоряжении РБК.
«Все эти меры [введение QR-кодов для проезда в общественном транспорте, для покупки билета на самолет и т.д.] не имеют обоснований и не позволят снизить темпы распространения коронавируса, но приведут к банкротству тысячи транспортных предприятий по стране. Это обстоятельство будет способствовать транспортному коллапсу российских городов и снижению транспортной доступности пассажиров», — говорится в письме.
Как считает объединение, проверка QR-кода требует дополнительных 20–30 секунд на каждого пассажира, что в часы пик может привести к блокировке работы общественного транспорта. Кроме того, лишнее время, которое уходит при посадке пассажиров на каждой остановке, удлиняет маршрут и увеличивает расходы перевозчиков. По мнению авторов письма, введение системы кодов ставит перевозчиков на грань банкротства.
Объединение также отметило неравномерность введения QR-кодов в разных видах транспорта. «Вводить QR-код в городском транспорте, но не вводить его в пригородных поездах, поездах дальнего следования или в гражданской авиации выглядит нелогичной мерой», — говорится в обращении.
Ассоциация предложила другие меры, которые помогут справиться с распространением инфекции, в отличие от введения кодов в транспорте. С точки зрения авторов письма, следует изменить график работы крупнейших предприятий городов. Это позволит перераспределить пассажирские потоки во времени, в результате в общественном транспорте во время поездки на работу будет скапливаться меньше людей.
Объединение пассажиров добавило, что в ряде российских регионов не хватает вакцин, поэтому запуск QR-кодов на транспорте в этих субъектах может поспособствовать распространению фиктивных справок о вакцинации, говорится в письме.
«Уважаемая Татьяна Алексеевна [Голикова], просим вас дать соответствующее поручение для разработки актуализированных мер снижения распространения коронавируса для транспортного комплекса для использования субъектами Российской Федерации, которые бы носили системный характер и их можно было бы выполнить, но при этом не привели к банкротству тысячи компаний в стране и способствовали защите наших пассажиров», — резюмировали авторы обращения.
Они отметили, что следует прописать необходимость применения QR-кодов и механизм их проверки. Кроме того, объединение попросило привлечь к обсуждению представителей профильных общественных организаций и экспертов отрасли.
Авторы обращения указали, что остальные меры предосторожности в общественном транспорте оправданы и контроль за ними надо усилить. В том числе нужно тщательнее проверять наличие масок у водителей, кондукторов и пассажиров, особенно в поездах дальнего следования. «Если в городском транспорте средняя поездка пассажира занимает не более одного часа, то в поездах дальнего следования пассажир может находиться десятки часов, а инструменты контроля масочного режима или термометрия в плацкартных поездах не выдерживает никакой критики, так как все эти процедуры носят формальный признак», — говорится в обращении.
Объединение предложило предоставить скидку вакцинированным пассажирам на проезд в городском транспорте (компенсируя потери перевозчикам, но мотивируя пассажиров пройти вакцинацию) и открыть пункты вакцинации на вокзалах и в аэропортах.
РБК направил запрос в пресс-службы правительства и Минтранса, а также обратился за комментарием в аппарат Голиковой.
В июне 2021 года Минтранс потребовал от российских авиакомпаний дать пассажирам возможность авторизоваться по сертификату о вакцинации от коронавируса, соответствующее поручение дала Голикова.
Региона где ввели QR-кода при посадке на самолет
В начале ноября первые регионы ввели требование QR-кода при посадке на самолет. С 23 ноября они потребуются при посадке на авиатранспорт по всем направлениям Камчатского края, а также на часть междугородных маршрутов автобусов. В Хабаровском крае с декабря ведут проверку QR-кодов в здании международного аэропорта Хабаровска и при продаже авиабилетов. С 7 ноября такие коды стали обязательными для использования междугороднего автомобильного и железнодорожного транспорта на территории региона.
Введение QR-кода в общественном транспорте с 20 ноября 2021
В Татарстане с 20 ноября жители смогут воспользоваться общественным транспортом только при наличии QR-кода или справки о медотводе от вакцинации.
Введут ли QR-кода во всех регионах России в самолетах и поездах
Усиление антиковидных ограничений во всех регионах РФ на федеральном уровне и введение QR-кодов на авиационном и железнодорожном транспорте пока не обсуждается в Кремле. Об этом заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. По словам представителя Кремля, за данные меры отвечает правительственный штаб, в администрации президента подобных обсуждений не ведется. Ранее Песков оценил обстановку на белорусско-польской границе, выразив надежду, что ситуация никак не повлияет на безопасность РФ.
Дополнительная информация о введении QR-кода на транспорте и в авиации в ноябре 2021
Указанная информация касается пассажиров всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.
Введение QR-кода в поездах, автобусах, самолетах с 15 ноября 2021: в каких регионах действуют QR-коды на транспорте и в магазинах, последние новости
Когда и где введут обязательные QR-коды
Правительство разработало два законопроекта об обязательном введении QR-кодов на транспорте, в кафе и магазинах. Документы готовятся к внесению в Госдуму, вступление в силу будет зависеть от сроков рассмотрения и готовности регионов к введению QR-кодов.
Первый законопроект (поправки в закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») регулирует введение QR-кодов в общественных местах. После его принятия местные власти должны обеспечить возможность посетить массовые мероприятия, организации культуры, общественного питания и розничной торговли по QR-коду, медотводу с отрицательным ПЦР-тестом или по документу о том, что человек переболел COVID-19. Решения о том, где именно будут использовать QR-коды, будут принимать региональные власти, пишет РБК.
При этом законопроект предполагает переходный период — до 1 февраля для прохода в общественное место вместо QR-кодов можно будет предъявлять отрицательный ПЦР-тест. Но после 1 февраля такая возможность останется только у тех, кто получил медотвод от прививки. Мера будет действовать до 22 июня, уточнил источник, знакомый с содержанием разрабатываемых документов.
Работу общественного транспорта, аптек, продуктовой розницы и магазинов с товарами первой необходимости законопроект не затрагивает.
Второй законопроект (вносит изменения в Воздушный кодекс и Устав железнодорожного транспорта) касается междугородных и международных поездок — с даты, которую установит правительство, обязательные QR-коды вводятся на самолетах и поездах. Предполагается, что проверка QR-кодов будет проводиться при продаже билетов. Те, кто купил билеты, но не сможет ими воспользоваться из-за отсутствия QR-кода, получат возможность их сдать и вернуть полную сумму в течение 30 дней, пояснил источник.
В каких регионах уже работают QR-коды и что изменится с введением новых
Власти всех 85 российских регионов объявили о введении системы QR-кодов для посещения общественных мест. Список мест, для посещения которых нужен код, власти определяли самостоятельно, в зависимости от эпидемиологической обстановки. Распространить на всю страну практику QR-кодов для доступа на отдельные объекты, в частности, рекомендовала вице-премьер Татьяна Голикова.
Несмотря на то что во многих регионах уже действует данная система, закрепление такой возможности на уровне федерального законодательства очень важно, поскольку речь идет об ограничениях конституционных прав граждан, рассказал управляющий партнер юридической фирмы «Надмитов, Иванов и Партнеры» Александр Надмитов. «Законопроект должен установить общие рамки для регионов, в пределах которых они смогут принимать указы и детализировать требования», — отметил он.
С 11 ноября QR-коды (или справку о медотводе) при входе в общественный транспорт обязал предъявлять Татарстан. В двух регионах — Хабаровском крае и Камчатке — власти уже ввели QR-коды при посадке в самолет, однако только на рейсах внутри регионов. С 23 ноября проезд и перелет в субъектах будут разрешены при предъявлении сертификата переболевшего (либо QR-кода, который это подтверждает), если с даты выздоровления прошло не больше полугода. После принятия правительственных поправок QR-коды потребуются уже всем россиянам во время междугородных и международных поездок.
«Внесение изменений в федеральные законы, регулирующие отношения, возникающие при оказании услуг различными перевозчиками, фактически позволит ограничить перемещение граждан как внутри страны, так и за рубеж», — считает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай. Она напомнила, что права и свободы человека (в том числе право на передвижение) могут быть ограничены только федеральным законом. Более подробная регламентация введения ограничительных мероприятий может способствовать тому, что граждане начнут относиться к ним с большей степенью понимания, заключила Екатерина Тягай.
Как будут проверять QR-коды во время поездок
Согласно разработанному законопроекту QR-коды для поездок на поезде и самолете будут проверять при покупке билетов. Ранее Минтранс поручил авиакомпаниям обеспечить в системах бронирования билетов возможность авторизовываться пассажирам по сертификату о вакцинации против COVID-19. Сообщалось, что данные о вакцинации пассажиров должны браться с портала госуслуг.
Авиакомпании выступили против такого решения. Глава «Аэрофлота» Михаил Полубояринов 9 ноября заявил, что выступает против QR-кодов при продаже билетов, но не при посадке в самолет. Против проверки кодов на этапе покупки выступил и представитель «Победы». «Это нарушит права граждан. Может получиться, что те люди, кто решится вакцинироваться перед полетом, будут вынуждены покупать билеты накануне вылета и, соответственно, платить больше», — сказал он.
Пресс-секретарь S7 Group Ирина Дунькова сказала, что авиакомпания не поддерживает введение проверки QR-кодов при покупке авиабилетов. «Возможное требование о проверке QR-кодов при регистрации и посадке на рейс требует детальной технологической проработки», — заключила она.
Опасения у компаний вызывают и возможные сбои при проверке QR-кодов. «С уровнем надежности систем поддержания в актуальном состоянии базы данных QR-кодов и доступа к ней, боюсь, не избежать серьезных транспортных сбоев», — считает гендиректор Utair и предправления Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Андрей Мартиросов.
РЖД, «безусловно, выполнят все новые требования транспортного законодательства», сказала представитель компании. По ее словам, конкретные детали прорабатываются и будут определяться положениями законодательства. Но она напомнила, что подобные меры приняты полгода назад в ряде зарубежных стран — Франции, Турции, ОАЭ и т.д. В этих странах также невозможно приобрести проездной билет без документов, подтверждающих прохождение вакцинации от COVID-19 или отрицательный ПЦР-тест.
Первый регион России решил ввести QR-коды для поездок на всех видах транспорта
Первый регион России решил ввести QR-коды для поездок на всех видах транспорта. Татарстан с 22 ноября введет их для допуска на все виды общественного транспорта, а затем готовится к внедрению QR-кодов для пассажиров поездов и самолетов.
Власти Татарстана решили ввести систему QR-кодов для поездок на всех видах транспорта, сообщила руководитель пресс-службы главы республики Лилия Галимова.
По ее словам, сначала эта мера коснется общественного транспорта — городского, пригородного и межмуниципального. QR-коды на этих видах транспорта начнут действовать с 22 ноября, уточняет ТАСС. Кроме того, региональные власти подготовили обращение к РЖД и Росавиации о возможности внедрения QR-кодов на межрегиональные перевозки, пишет агентство.
Пассажир сможет войти в транспорт после предъявления QR-кода о полном курсе вакцинации или подтверждающего факт перенесенного COVID-19, отмечает «Коммерсант» со ссылкой на Галимову. Кроме того, будет введен QR-код о наличии медицинского отвода, который можно будет использовать не только в электронном виде, но и в бумажном. «Такую форму справки выдают в МФЦ по обращению жителей республики, соответственно, у этих пассажиров не должно возникать никаких сложностей с допуском в общественный транспорт», — пояснила Галимова.
Проверять QR-коды будут сами перевозчики, добавила пресс-секретарь главы республики. При необходимости перевозчикам предоставят субсидию на приобретение устройств для проверки QR-кодов.
На прошлой неделе президент Татарстана Рустам Минниханов анонсировал новые ограничительные меры в регионе и упомянул о QR-кодах на транспорте. «В мой адрес обращается огромное количество людей с жалобами о нарушении масочного режима в общественном транспорте. Там же очень много людей, их не рассадишь. Ты представляешь угрозу для другого человека?» — сказал Минниханов. В связи с этим власти сообщили, что через две недели люди старше 18 лет смогут воспользоваться общественным транспортом только при наличии QR-кода или справки о медотводе.
Ранее о решении ввести QR-коды для поездок на транспорте сообщила Камчатка: с 23 ноября воспользоваться межмуниципальными автобусами и полететь на самолете по местным направлениям можно будет только при предъявлении QR-кодов о вакцинации. Власти Хабаровского края также сообщили, что с 1 декабря введут QR-коды для прохода на железнодорожные вокзалы и в аэропорты.
В четверг, 11 ноября, стало известно, что правительство в качестве «экстренной меры» разработало законопроекты о введении QR-кодов в общественных местах и при поездках на поездах и самолетах. Введение QR-кодов обсуждают и власти Москвы, сообщили знакомые с ситуацией источники.
Эксперты оценили введение QR-кодов в России
Опрошенные «Секретом фирмы» эксперты оценили планы российских властей по введению QR-кодов и связанные с этим затраты. О том, что правительство разработало два законопроекта о возможности посещать кафе, непродовольственные магазины и пользоваться транспортом только привитым или переболевшим людям, стало известно 11 ноября. Ожидаемо введение новых ограничений поддержал врач. Юрист отметил, что принятие закона о QR-кодах узаконит уже имеющуюся практику. А бизнесмены рассказали, что затраты на выполнение требований невелики и в целом это лучше тотального закрытия ресторанов. Представитель Торгово-промышленной палаты сказал, что сравнивать прибыль бизнеса и жизни людей не стоит.
11 ноября стало известно, что Правительство России разработало два законопроекта о введении QR-кодов в общественных местах, а также при поездках на поездах и самолётах. Разработку законопроектов подтвердил оперштаб по борьбе с COVID-19. Вводить QR-коды, как и сейчас, будут регионы.
Мнение врача
«Я строго приветствую (решение о введении QR-кодов. — Прим.), если это поможет ускорить темпы вакцинации и достигнуть популяционного иммунитета. Я с самого начала говорил, что вакцинацию желательно делать не добровольной, иначе ничего хорошего из этого не получится. Сейчас мы можем наблюдать определённые плоды: рекордная заболеваемость и высочайшая смертность», — заявил «Секрету» врач-эксперт Тимур Пестерев.
Говоря о причинах, по которым люди не прививаются, собеседник отметил, что в большинстве случаев эти причины «иррациональны». При этом в России, добавил медик, пока не было по-настоящему жёсткого «капсульного» карантина, при котором можно передвигаться только в рамках одного района.
«Если выбирать между походом в ресторан и сохранением жизней людей, то ответ, мне кажется, очевиден. Виноваты не власти, а люди, которые не хотят прививаться. Видимо, людям не хочется ходить в рестораны спокойно и жить без карантина. Это глупость людей, и люди за неё платят», — сообщил Пестерев.
Точка зрения юриста
«Вопросы о законности возникали скорее в связи с прошлыми постановлениями исполнительной власти в разных отраслях и регионах, и принятие закона позволит привести все правила работы QR-кодов к единому знаменателю, а также создать законные основания для их использования», — рассказал «Секрету» старший юрист, руководитель практики приватности и защиты данных юридической фирмы Digital Rights Center Владимир Ожерельев.
Он добавил, что для разных отраслей и регионов внедрение единой системы QR-кодов «будет стоить разных ресурсов». «Но с учётом прошлых экспериментов с QR-кодами можно говорить о всеобщей готовности к введению QR-кодов на федеральном уровне — если не технической, то моральной», — резюмировал собеседник.
Позиция бизнеса
«В плане затрат на выполнение решения властей ничего особого нет, они минимальны. Но, видимо, власти нацелились на тотальную вакцинацию, хотя общепит и не создаёт большой опасности распространения коронавируса, в отличие от магазинов или общественного транспорта», — сообщил «Секрету» вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов.
Говоря о падении прибыли ресторанов, он отметил, что в Москве вакцинировано только около 50% населения, а введение кодов скажется на посещаемости точек общепита. К тому же в столице есть определённое количество невакцинированных туристов и иностранцев, привитых зарубежными вакцинами, которые Россия не признаёт. «Хотя бы об этом стоит задуматься», — добавил Прасов.
Его поддержал и директор московского ресторана «Ноев Ковчег» Олег Новиков. «Мы относимся к решению властей абсолютно нормально, так как эта ситуация позволяет выправить заболеваемость, раз другого варианта нет. Мы надеемся, что в ближайшее время все либо сделают QR-коды, либо медотводы и со временем наше общество станет более разумным», — рассказал собеседник.
Введение QR-кодов, по его словам, — «это самое лучшее, из того, что может быть», поскольку локдаун для ресторанов — это катастрофа, и даже доставка не может полностью восполнить потерю гостей. «Если мы введём QR-коды, то мы сможем избежать нового введения полного локдауна», — считает Новиков.
«Надеюсь, что в результате все привыкнут и привьются», — добавил ресторатор.
Что думают в Торгово-промышленной палате
Депутат Госдумы, глава комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Выборный считает, что нельзя сравнивать потерю прибыли и жизни людей.
«Если мы будем сравнивать (потерю прибыли. — Прим.) с обеспечением безопасности здоровья наших граждан, то сравнивать, конечно, можно, но ограничения просто необходимы. Вводить QR-коды однозначно надо. Но что касается предприятий, то да, возможно снижение прибыли, зато предприятия не будут закрываться. И это гарантия их дальнейшего существования. Поэтому любые ограничения просто нужны для обеспечения здоровья наших граждан», — заявил парламентарий.
Вирусолог заявил, что QR-коды помогут в борьбе с ковидом
Введение QR-кодов в общественном транспорте, магазинах и кафе может действительно помочь в борьбе с коронавирусной инфекцией. Такое мнение высказал «Известиям» завлабораторией биотехнологии и вирусологии факультета естественных наук Новосибирского государственного университета Сергей Нетесов.
Он подчеркнул, что эти меры должны помочь, потому что они предотвращают контакты вакцинированных с невакцинированными. Эксперт также считает, что применение такой системы вместе с масштабной вакцинацией может сработать лучше, чем период нерабочих дней.