qa engineer тестировщик что это
Кто такой тестировщик и как им стать с нуля
Разбираемся, кому подходит профессия и что нужно уметь QA-специалисту.
Тестировщики, или QA-инженеры, — это люди, которые проверяют, как работает программа или приложение. Они ищут ошибки, смотрят, чтобы программа делала именно то, что задумано, защищают продукт от хакеров, проверяют, как приложение работает на разных устройствах и в разных операционных системах.
Тем, кто не работал тестировщиком, кажется, что это очень просто: понажимал все кнопки подряд, нашёл ошибку, сказал разработчику, и всё. На самом деле тестировщик — это сложная и творческая профессия на стыке IT, UX-дизайна и продуктового менеджмента.
Что делает тестировщик
Честно говоря, тестировщикам действительно приходится тыкать на все кнопочки и ссылки, заполнять все формы и стараться совершить все возможные ошибки, которые могут прийти в голову пользователю. Без этого не обойтись.
Неполиткорректные разработчики из-за этого когда-то обидно называли тестировщиков «обезьянками-кликальщиками». Термин был так распространён, что Android назвал свой инструмент для автоматизации тестирования MonkeyRunner — в том смысле, что он как обезьянка, только быстрее.
Программист, консультант, специалист по документированию. Легко и доступно рассказывает о сложных вещах в программировании и дизайне.
Но не думайте, что тестировщики лишь хаотично бьют по клавишам в надежде найти баг, — это непродуктивно. У них есть собственные методы для определения слабых мест программы и быстрого поиска ошибок.
QA-инженеры придумывают инструкции для тестирования — тест-кейсы. На элементарном уровне это выглядит так: аналитики пишут требования — какие данные должны быть на входе, как они обрабатываются, что должно получиться в результате; тестировщики пишут пошаговые инструкции для проверки программы на соответствие этим требованиям.
Тестировщик должен скрупулёзно проверить, что будет, если совершить какое-то действие, и соответствует ли результат ожидаемому.
Но ошибки коварны — в лабораторных условиях они могут себя и не проявить, зато пользователь наткнётся на них после релиза. Поэтому QA-инженеры придумывают разные стандартные и нестандартные ситуации, чтобы проверить, как поведёт себя программа. Это творческий процесс, для поиска скрытых багов приходится проявлять смекалку и аналитические способности.
Нужно предусмотреть все возможные и невозможные варианты. Что будет, если пользователь введёт цифры вместо букв? А что, если у него компьютер глючный? А вдруг сразу много пользователей будут работать и перегрузят систему?
Работа тестировщика — это бесконечное приближение к совершенству. Невозможно проверить всё, поэтому тестировщик должен работать так, чтобы совершить минимум действий, но найти максимум ошибок.
Мануальщики и автотестеры
Облегчить работу тестировщика помогают программы для автоматического тестирования. Автоматизация сокращает время тестирования и уменьшает рутину в работе. В больших проектах без автоматизации не обойтись: там очень много элементарных повторяющихся действий, никакого времени не хватит, чтобы все их проделать.
Всех тестировщиков делят на мануальщиков и автотестеров. Первые ищут ошибки в коде вручную, вторые пишут программы, которые делают это автоматически. Но это очень условное деление. Вы не найдёте автоматизатора, который не умел бы тестировать программу вручную. А многие мануальные тестировщики не любят рутину, поэтому осваивают языки программирования и пишут автоматические тесты. Опытные специалисты могут выполнять работу и мануальщика, и автотестера.
Может ли новичок-нетехнарь стать хорошим QA-специалистом
Порог входа в тестирование довольно низкий. Чтобы стать тестировщиком, не требуется техническое образование. Главное, чтобы человеку была интересна сфера IT и он хотел развиваться в этом направлении. Об этом говорит в своём интервью на hh.ru руководитель департамента обеспечения качества ПО Veeam Software Игорь Кацев.
На сайте Software-Testing.ru опрашивали тестировщиков из России и СНГ по поводу их образования. Оказалось, что в профессию приходят и достигают в ней карьерных высот разные люди: технари, гуманитарии, экономисты, юристы, люди с двумя высшими и люди без диплома вообще.
Насколько востребована профессия тестировщика
Тестировщики нужны во всех мало-мальски серьёзных IT-проектах. Большие компании предпочитают нанимать их в штат, малые работают с фрилансерами. О том, насколько востребованы QA-специалисты, говорят данные с сайтов по поиску работы:
Мануальщиков, не понимающих кода, работодатели не любят, даже если они прекрасно составляют тесты. Но и автоматизаторы, не знающие основ тестирования, тоже никому не интересны.
Вот, например, скрин с hh.ru, где работодатель перечисляет требования к тестировщику:
Большим спросом пользуются универсалы, владеющие современными методами тестирования, знающие языки программирования, умеющие составлять и автоматизировать тесты, например:
На какую зарплату можно рассчитывать
Заработная плата тестировщика в регионах — от 55 до 60 тысяч рублей, а в Москве — 80–150 тысяч.
Новички могут рассчитывать на зарплату от 40 тысяч рублей, специалисты высокого уровня получают 220–300 тысяч.
Как развиваться тестировщику
Путей для карьерного роста много. Некоторые начинают с тестирования, чтобы потом уйти в разработку, но это не единственный вариант — можно развиваться и внутри профессии.
Младший специалист тестирует программы вручную по готовым тест-кейсам. Чтобы из «обезьянки» стать мидлом, нужно развиваться: досконально изучать проект, знать язык кода и основы автоматического тестирования.
Если джуниор хорошо себя зарекомендует, то через 2-3 года получит повышение и станет мидлом. Будет самостоятельно составлять тест-кейсы и заполнять документацию.
Ещё через год-полтора успешный мидл может претендовать на должность старшего специалиста (Senior QA Engineer). Его круг задач расширяется: синьор планирует работы по тестированию, контролирует работу джунов.
Лет через пять можно стать тимлидом — руководителем команды тестировщиков. От тимлида требуются профессиональные компетенции, навыки менеджмента, умение решать сложные задачи.
Так происходит карьерный рост специалиста по вертикали. Но на практике тестировщики часто выбирают развитие внутри профессии — например, специализации по тестированию:
Какие личные качества необходимы тестировщику
Кроме того, в тестировании очень важны личные качества специалиста. Вот список основных, без которых точно не обойтись:
Что надо уметь
От тестировщика требуется:
Кроме того, тестировщик должен владеть инструментами ручного и автоматического тестирования. Это могут быть:
Для автоматизации тестов понадобятся системы тестирования веб-приложений, программы для функционального и нагрузочного тестирования.
Ну и обязательно потребуется английский язык — для чтения и заполнения технической документации.
Где всему этому научиться
Если вас увлекла профессия тестировщика, можно самостоятельно изучить методики тестирования по книгам, мануалам и видео, а затем попытаться устроиться на работу на junior-позицию. Этот вариант рабочий, но займёт много времени.
Более простой способ стать тестировщиком — пройти обучение на онлайн-курсах. Вы освоите необходимые техники и инструменты, получите практический опыт тестирования крупного проекта. После обучения наши успешные студенты становятся специалистами middle-уровня.
Кто ты, QA-инженер или тестировщик?
QA и QC — как камыш и рогоз. Конечно, есть ботаники, которые их различают, но большинство людей всё-таки путают. Иногда самим QA и QC легче согласиться с представлением обывателей, чем пускаться в долгие объяснения, в чём же всё-таки разница. Предлагаю сделать усилие над собой, разобраться с терминами и понятиями, увидеть отличия и больше никогда их не путать.
Больше трёх лет я занимаюсь обеспечением качества продуктов. И всё это время наблюдаю за эволюцией процессов тестирования в компании.
От момента зарождения, когда в команду нанимали первых двух человек. Полгода они тестировали продукт руками, а после становились бизнес-аналитиками, а за ними уже стояли следующие два человека.
До текущих процессов с блэкджеком Scrum-Less и автотестами на Selenium.
Накопленный опыт и черты характера типичные для моей профессии привели к размышлениям о том, кто такие тестировщики, QA и QC. Разные это суть сущности или пересекающиеся? В статьях и конференциях я часто сталкиваюсь с какой-то путаницей, мне это не нравится. Поэтому я решил поделиться своими мыслями на этот счёт. Осторожно, данная статья не является истиной в первой инстанции. Данная статья — мысли вслух и желание найти единомышленников.
QA, QC и тестировщики: три большие разницы?
Начнём наши поиски и копания с обращения к Международному стандарту системы менеджмента качества ISO 9000:2015. В каждой статье, в каждом видео на тему отличия этих понятий есть ссылка на этот документ, моя статья не исключение.
В пункте 3.2 стандарта раскрываются два определения:
Отмечу, что в стандарте ISO 9000:2015 вообще нет понятия tester как такового. Я искал.
Так каким же образом взаимосвязаны понятия Quality assurance, Quality control и Тестирование между собой?
Часто можно встретить такого рода иллюстрации со слоёной структурой качества, где тестирование — часть контроля качества, контроль качества — часть обеспечения качества.
Но лично мне кажется, что раз в стандарте нет понятия tester или testing, а QC — это и есть разного рода тестирование, то и иллюстрации должны быть такими:
Однако стандарт есть стандарт, а у нас тут реальная жизнь. И в реальной жизни IT-индустрии встречаются только два названия нашей профессии:
Ищу Тестировщика ПО (QA-инженера)
Я бы не писал эту статью, если бы в индустрии не смешивали эти роли и не называли тестировщиков QA-инженерами и наоборот. По моим наблюдениям, в России не разделяют две профессии. Всех для простоты (а может по незнанию) называют тестировщиками. И ладно бы таким грешили только работодатели, но путаницу поддерживают и сами тестировщики. Например, на Хабре можно встретить статьи, где авторы на протяжении всего текста называют одних и тех же людей тестировщиками, QC-инженерами, QA-специалистами, инженерами по тестированию и тестерами.
Масла в огонь подливают HR-менеджеры: часто для увеличения охвата аудитории они пишут в названии вакансии «Тестировщик ПО (QA инженер)». Шапкой вакансии дело не заканчивается, винегрет продолжается и в самом описании.
Давайте обратимся к вакансиям QA-инженеров:
Все задачи связаны с тестированием и нацелены на поиск багов, хотя компания ищет «QA-инженера».
Или ещё один красочный пример:
По факту многие работодатели ищут тестировщика ПО (если ориентироваться по описанию обязанностей), но в названии обозначают, что находятся в поисках QA-инженера.
Если вы помните, в ISO 9000:2015 есть QA и QC. Что будет, если выполнить запрос на hh.ru по ключевому слову QC? А ничего не будет. Вы не увидите вакансий ни QA, ни тестировщика. По такому запросу появятся вакансии, связанные с производством и контролем качества выпускаемой продукции.
Получается, что в IT-индустрии нет профессий QC, их заменили на тестировщиков ПО, а в других сферах деятельности нет QA-специалистов, зато есть QC. В описании вакансий QA-инженеров не указывают обязанности по улучшению качества продуктов и недопущению багов, наверное, считают это само собой разумеющимся.
Что такое обеспечение качества
Прежде чем продолжить, давайте замутим небольшой интерактив. Перейдите по ссылке и посмотрите на сайт конференции QualityConf. Побродите пару минут по темам выступлений и ответьте для себя на несколько вопросов:
Конференция QualityConf целиком и полностью посвящена качеству, а не тестированию. Однако при подготовке очередной конференции организаторы провели исследование и задали вопрос своим посетителям: «С чем у вас ассоциируется конференция?».
Как вы все уже, наверное, догадались, главные ассоциации были исключительно с тестированием.
Получается, что сегодня, говоря слово «качество», многие слышат «тестирование», и очень часто это функциональное тестирование, хотя понятие качество гораздо шире.
Качество — это определение потребителя, а не определение инженера, не определение маркетинга и не общее определение менеджмента. Оно основано на фактическом опыте клиента в отношении продукта или услуги, измеряется в соответствии с его требованиями — заявленными или неустановленными, осознанными или просто ощущаемыми, технически действующими или полностью субъективными. Качество всегда представляет собой движущуюся цель на конкурентном рынке.
Тестирование — один из способов обеспечить качество продукта. Кроме этого повысить качество продукта можно вводя стандарты кодирования, внедряя новые инженерные практики, дизайн ревью и так далее. Способов обеспечить качество много, но на разных этапах зрелости команд и процессов в компании эти способы дадут разный эффект, об этом необходимо помнить. Но это уже совсем другая история.
QA ≠ QC: как их различить
QC: кто эти люди, какие у них задачи, какие у них ограничения
Кто эти люди? Люди, которых называют тестировщиками, тождественны контролю качества QC. По логике вещей они на последнем этапе разработки проверяют качество продукта (любым видом и типом тестирования — ручным, автоматизированным, нагрузочным, тестированием безопасности и т.д.).
Какая у них задача? Их задача — провести валидацию продукта и предоставить информацию бизнесу и разработчикам о соответствии продукта заявленным требованиям.
Какие у них ограничения? Какие могут быть недостатки, если у вас все сотрудники проверяют продукт на соответствие:
QA: кто эти люди, какие у них задачи, какие у них ограничения
Кто эти люди? Инженеры по обеспечению качества (QA) — это люди, которые помогают командам разработки выпускать качественный продукт, как можно быстрее за как можно меньшие деньги. Ведь все мы знаем, что чем раньше найден баг, тем дешевле его пофиксить. Лучше всего фиксить баги ещё на уровне идеи.
QA-инженеры участвуют на самых ранних этапах создания продукта/фичи. Если бы они могли залезать в головы к PO, чтобы сказать им о недостаточности приемочных критериев или сценариев использования фичи, — они бы делали это.
Какая у них задача? Задача QA-инженера — не допустить несоответствия продукта предъявляемым требованиям. QA-инженер замеряет качество продукта, знает его актуальное состояние и что нужно сделать, чтобы его поднять не только на этапе тестирования, но и на этапе разработки, дизайна или составления требований.
Какие у них ограничения? Сложно оценить качество работы QA-инженера, потому что если он хорошо выполняет свою работу, то до этапа тестирования будет доходить минимальное количество багов не влияющих на функциональность и запуск продукта в прод.
В отличие от QA, работу QC оценить можно, особенно если отталкиваться от самого простого и оценивать эффективность по количеству багов — сколько багов нашёл и сколько багов пропустил на прод.
Как дальше жить?
Большой штат тестировщиков не сможет существенно улучшить качество продукта. Но сможет улучшить саму проверку качества. Если же вы, коллеги-тестировщики, хотите поднимать именно качество на новый уровень, задумайтесь о переходе в QA-инженеры.
Только не ждите, когда вас позовут на встречу, где обсуждают фичи с разработчиками или дизайнерами, придите на неё сами. Высказывайте своё мнение касательно любого аспекта качества продукта. Не позволяйте сложившимся правилам, должностным инструкциям и прочей фигне мешать вам делать продукт ещё более качественным, чем сейчас.
Я знаю, что большинству из вас не всё равно на то, что вы тестируете. И вы искренне хотите поставлять хороший продукт, которым приятно будет пользоваться.
Профессия: тестировщик
Тестировщик: Это баг или фича?
Разработчик: Пока что это фича.
bash.im
Инженер по тестированию — моя первая специальность в ИТ-сфере в далёких уже 2010-х, как, пожалуй, и у многих. Это было классическое «войти в айти»: на тот момент имелось только экономическое образование и 4 года опыта аналитической работы в телекоме. Из скиллов: горящие глаза, большое желание, среднее знание администрирования UNIX и выученная наизусть модель OSI (без особого понимания, что с ней делать дальше). 87 вопросов на собеседовании (от «что такое chmod 777» и «как работает ssh» до «расскажите о принципах работы TCP и поясните на примерах») — и должность инженера по тестированию у меня в руках. Чуть позже за 2 года было всё: гордость, отчаяние, разочарование, отличная работа, быстрый рост, крутой проект и т.д. Если бы я тогда знал о профессии тестировщика чуть больше, не было бы многих неприятных минут и часов. Ну, пусть тогда их не будет у тех, кто только выбирает свой путь или меняет его направление — эта статья для вас.
Кто это?
Тестировщик (буду называть именно так, чуть позже объясню, в чём причина оговорки), он же QA-инженер (Quality Assurance) — это специалист, который проверяет качество программного обеспечения и уровень его соответствия заранее определённым потребностям и ожидаемым результатам. В своей работе он использует различные инструменты, стратегии тестирования, включается в SCRUM-команды и т.д.
Иногда выделяют два основных «вида» тестировщиков.
В общем и целом работу инженера по тестированию можно свести к такому порядку: получил ПО → определил необходимый набор тестов → сопоставил реальное положение косяков, костылей, велосипедов и багов с ожидаемым результатом работы программы (аппаратно-программного комплекса) → завёл баги → работаешь с ними, пока они не закроются. Всё это, конечно, в цикле.
Скажу сразу: первые несколько месяцев работы в тестировании напоминают день сурка, ты делаешь одно и то же, прогоняешь одни и те же тесты по нескольку раз, ставишь passed или failed, заводишь баги и, кажется, что это работа точно не для тебя, а скорее для школьника или мартышки. И это вот самоощущение чудовищно угнетает и столь же чудовищно неверно. Всё меняется, когда приходит опыт.
Вот какие этапы вы, скорее всего, пройдёте на работе тестировщиком «с нуля».
Первые 2-3 месяца — обучение. Если компания хорошая и продвинутая, вам дадут наставника, который поможет освоить все принятые в компании методологии тестирования, покажет оборудование, расскажет о ПО, задачах этого ПО и обязательно о клиентах. Иногда по итогам такого вот обучения с наставником вам даже придётся сдать небольшой экзамен (мини-собеседование). Это совершенно нормально, т.к. именно QA является важным подразделением на пути к клиенту и его хорошая работа — залог того, что ваш продукт в чьём-то бизнесе начнёт работать, а не лажать. Если компания не особо заботится о развитии сотрудников, вам придётся достигать всего самому, но я не скажу, что это очень плохо: при самостоятельном обучении погружение в ПО происходит гораздо глубже и вы понимаете значительно больше того, что расскажет опытный «ментор» о продукте, который ему отлично знаком.
Новичков в тестировании любят — иногда они находят самые интересные и неожиданные баги, на которые у давно работающих сотрудников «глаз замылился».
История. В одну компанию пришла новенькая девочка, которая никак себя не проявляла, тихо изучала софт и принципы его работы с разным оборудованием. Когда она только-только приступила к тестированию, от большого и злого федерального клиента прилетел critical (самый злой баг, хуже только блокирующий) — ПО отказывалось закрываться. Перелопатили весь код, орали друг на друга, проверили все соединения и т.д. Через три часа метаний девочка пропищала:
— А тут крестик неактивный.
Действительно, просто не работала одна-единственная и весьма очевидная функция. Но профессионалы забурились в дебри, а увлечённый дилетант сразу заметил ненормальное поведение.
Далее — от нескольких месяцев до 2 лет — ручное тестирование. Вы будете выполнять большинство видов тестов в ручном режиме, начнёте составлять свои тест-планы и взаимодействовать с разработчиками. На этом этапе наступает тот самый день сурка, когда кажется, что кони бегают по кругу и дальше — рутина и скука. Это не так. В этот промежуток времени инженер по тестированию наращивает интегральное понимание тестирования, учится работать с программистами, видеть не только сам баг, но и анализировать его возможные причины. Главное, что приходит за это время — осознание того, что ручное тестирование должно остаться в прошлом веке и… настаёт время перехода к автоматизации тестирования, когда вы начинаете осваивать язык программирования (или использовать ранее освоенный) и пишете свои скрипты — те, которые считаете нужными для работы с ПО. Наступает реально крутая часть работы. (Впрочем, многие тестировщики, особенно девушки, предпочитают остановиться на ручном тестировании и стать реальными асами именно в нём — кстати, весьма полезные сотрудники и, как показывает опыт, лучшие наставники для новичков).
От 2 лет и далее — квалифицированный специалист, готовый работать в офисе и на стороне клиента, тестировать крупные проекты, а не только фрагменты и модули, глубоко знающий свою специализацию и не очень глубоко все остальные, способный работать не только с профильным ПО, но и тестировать взаимодействия внутри различных конфигураций оборудования, ПО и интеграций. Такие ребята классно и доходчиво выступают на конференциях и митапах, делятся профессиональными секретами, обучают и… думают о своём дальнейшем карьерном пути. Об этом чуть ниже.
Работа тестировщика программного обеспечения хороша тем, что можно выбрать компанию, связанную с тем, что вам интересно в какой-то перспективе: можно тестировать телефонию, софт, бизнес ПО, игры, мобильные приложения, системы безопасности и т.д. Тестируя тот или иной продукт, вы глубоко в него погружаетесь, узнаёте изнутри и в дальнейшем сможете стать разработчиком или менеджером проекта/продукта с доскональным знанием предмета.
И да, тестирование является одним из оптимальный путей начала карьеры в ИТ-сфере, доступных большинству ребят с головой на плечах. Поэтому, если хочется, но пока не ясно чего и куда, идите в тестеры тестировщики, быстро прояснится.
Плюсы и минусы работы тестировщиком
Этого раздела не было в предыдущих постах серии о профессиях, но он будет здесь. Потому что вокруг работы инженеров по тестированию ходит много слухов, споров, кто-то её ненавидит, а кто-то посвящает ей всю свою карьеру. Поэтому давайте пройдёмся по тому, что хорошо, а что плохо.
▍Плюсы
▍Минусы
Где нужен?
В отличие от разработчиков, тестировщик нужен не во всех компаниях, где выпускается хоть какое-то средство автоматизации или приложение (а зря! Но это решение самих компаний). Однако абсолютно точно тестировщики всех уровней нужны в ряде компаний.
Средняя заработная плата
Заработную плату будем смотреть на «Хабр Карьере». Возьмём данные за второе полугодие 2019 года, вне зависимости от владения тем или иным стеком.
Для специалистов ручного тестирования:
Уровень специалиста | Средняя заработная плата |
---|---|
Стажёр (Intern) | 33 333 руб. |
Младший (Junior) | 44 024 руб. |
Средний (Middle) | 68 031 руб. |
Старший (Senior) | 107 203 руб. |
Ведущий (Lead) | 146 428 руб. |
Уровень специалиста | Средняя заработная плата |
---|---|
Стажёр (Intern) | 36 366 руб. |
Младший (Junior) | 61 486 руб. |
Средний (Middle) | 88 246 руб. |
Старший (Senior) | 131 222 руб. |
Ведущий (Lead) | 201 461 руб. |
Как видите, есть все основания для того, чтобы развиваться и переходить на новый уровень тестирования.
Базовые требования к профессионалу
В этот раз таблиц с наиболее часто упомянутыми технологиями не будет, потому что методологии и инструменты тестирования от компании к компании могут здорово отличаться. Рассмотрим те навыки, без которых карьера ну совсем не получится (обратите внимание — вы их можете приобрести в ходе работы, иметь их на старте круто, но совсем не обязательно).
Кстати, если у вас совсем нет опыта, но есть немного времени, чтобы параллельно с учёбой подготовиться к будущей работе тестировщиком, у меня для вас есть три лайфхака.
Важные личные качества
В принципе, тестировщик может быть интровертом или экстравертом, геймером или ролевиком, добрым или не очень. Коммуникативные навыки играют в команде определённую роль, но в целом хватит общей адекватности и умения выражать свои мысли. В тестировании нужны другие, более тонкие настройки личности.
Необходимость знания иностранных языков
Пожалуй, инженер по тестированию — редкий вид специализации в ИТ, где можно знать язык исключительно на уровне команд инструментов. Это связано с двумя важными особенностями:
У меня был пример, когда понадобился тестировщик со знанием японского и отдельно — со знанием немецкого в том числе для работы с клиентами (удалённо). Так вот, нашли, обучили и дали зарплату выше разработчиков в компании. Потому что специалисты уникальные. Они и сейчас не пропали 🙂
Где учиться
Базовый курс тестирования программного обеспечения есть на профильных специальностях в вузе, есть курсы в корпоративных университетах и отдельные курсы внутри компаний.
Принципиального обучения на инженера по тестированию в России не существует.
Пожалуй, именно для обучения тестированию я впервые из нашей серии «Профессия» выделю онлайн-курсы: они действительно могут ввести в курс дела, обучить принципам тестирования, научить находить, видеть и фиксировать баги и т.д. Для новичка можно найти приемлемый вариант и пройти его — это вам даст уверенность на собеседовании и задел знаний в первое время работы.
Лучшее обучение в этой сфере — пройти путь от стажёра до миддла или сеньора в компаниях. На фоне усилий по самообразованию — вообще идеально. Как правило, после первого полученного опыта в компании устроиться тестировщиком в другие довольно легко. Главное найти заветную первую практику 🙂
Лучшие книги и средства обучения
▍Книги
▍Онлайн-обучение
▍Полезные статьи на Хабре о самой профессии
▍Тусовки тестировщиков
К слову, если я скептически отношусь к конференциям по разработке, то конференции, митапы, фестивали и встречи тестировщиков рекомендую посещать и внимательно знакомиться с программой — вы можете заполучить себе в арсенал очень интересные находки и методики.
▍Википедия
Тестирование программного обеспечения — отличная статья в Википедии, которая разом познакомит вас с будущими задачами в профессии. Отдаю ей дань как самому первому источнику моих знаний о тестировании. Кстати, тогда она была гораздо скромнее.
Будущее тестировщика
Кроме стандартного пути внутри тестирования (от стажёра к лиду), есть несколько наиболее вероятных путей развития карьеры тестировщика.
Мифы профессии
▍Тестировщики — «низшая каста» ИТ-отрасли
Вот сейчас обидно было. Или это как у ВДВ, но «не кодил — не айтишник»? Отдел тестирования — это по сути настоящий отдел контроля качества, который не позволит компании опозориться перед клиентом (если где-то упадёт навороченный костыль, хе-хе), вовремя определит явные ошибки UI/UX, проверит внутреннюю логику работы приложения или сервиса. Комплексная работа тестировщиков всех ИТ-компаний мира обеспечивает определённый уровень качества и сохраняет миллионы денег компаний, которые могли бы потеряться на жалобах конечных пользователей на бесконечные баги.
Тестировщики — это полноценные, сильные ИТ-специалисты, которые отличаются комплексным подходом к ПО и АПК, глубоким знанием продукта и умением видеть неочевидные взаимосвязи внутри разработок.
▍Тестирование — это просто поиск ошибок
Нет. Тестирование — это сложный сквозной процесс работы с продуктом, его аппаратным и программным окружением, а также с документацией. Найти баг — очень малое дело, а вот проанализировать, воспроизвести, собрать всю информацию, снять дампы, составить тест-план и автоматизировать рутинные задачи, пустить нагрузку и т.д. это уже сложная, многопрофильная работа.
▍Тестировщикам мало платят
На первых порах это действительно не самая оплачиваемая работа. Согласитесь, компании обидно платить сотруднику, который по большей части учится. Но постепенно заработная плата растёт и дальше зависит от компании: когда я работал, я получал всего на 3 тыс. руб. меньше разработчика своего уровня (middle), но я знаю компании, где тестировщики получают и больше, и меньше, чем разработчики. Многое зависит от профиля деятельности компании и скиллов тестировщика. Понятное дело, что автоматизатор будет стоить дороже. Но формулировка «мало платят» точно не про тестирование.
▍Не применяются технические навыки
Я уже выше перечислил примерные действия тестировщиков, и все они строго инженерные. Хоть в тестирование можно попасть и без технического образования, работать без технического бэкграунда не получится: вы либо шустро всему научитесь, либо пойдёте в нетехнические отделы, потому что «голый гуманитарий» — горе в отделе QA. Да, на каком-то этапе от вас не потребуется глубокое владение языками программирования (но вы же запомнили, что тестировщики со знанием разработки выше ценятся?), но инженерные, админские и общетехнические знания вам ох как пригодятся. Вы их будете использовать буквально каждый день.
Главный совет
Здесь не будет совета, их в статье и так хватает. Я расскажу, что самое страшное в профессии тестировщика. Вот такое страшное, что до мурашек и головокружения. Самый первый самостоятельный заход на тестирование. Ты сидишь, проводишь тесты и ставишь passed, passed, passed… И ни одного, даже самого малюсенького, самого глупого и минорного бага! И ты боишься, что в тебе нет этого — видеть ошибки, отвечать за качество, находить что-то, что пошло не так. И какое же это счастье, когда находится он, первый, первая странность в заголовке пакета или первое слово интерфейса с опечаткой.
Потом у тебя будут мажоры, критикалы и блокирующие баги, ты будешь со всей важностью не только заводить баг, но и топать по коридору к разработчикам, чтобы высказать всё о найденной ошибке. Но ты никогда в жизни не забудешь тот самый первый баг, который откроет двери в мир тестирования и ответственности за качество.
Друзья, а вы прошли через работу в тестировании? Каким он был, ваш первый баг или самый глупый, смешной, может, даже страшный? Время жутких историй!