public talks что это
Strelka Media представляет Public talk: обсудим важное за чашкой кофе
Совместно с кофейней «Утро» мы подготовили проект в формате Public talk – разговор на заданную тему с участием экспертов, которые помогут лучше разобраться в проблеме. Первое мероприятие будет посвящено актуальной на сегодняшний день экологии, участие в нем бесплатное. Рассказываем, что такое Public talk, когда будет первая встреча и чем этот проект выделяется в городе.
Public talk
Такой формат набирает сейчас большую популярность: он удобен, практичен и познавателен.
Public talk — это формат публичных встреч с известными людьми или специалистами, где обсуждаются актуальные социальные проблемы.
В наше время таких проблем много: экология, политика, искусство, саморазвитие, питание и так далее. Public talk — отличный вариант для того, чтобы можно было «выговориться» по острой тематике, послушать эксперта и просто провести хорошо время.
Как это будет проходить
Последняя среда месяца — это время, когда будет проходить Public talk в кофейне «Утро». На аккаунтах Strelka.Media и кофейни «Утро» будут посты, в которых вы узнаете о приближающемся Public talk, об эксперте на мероприятии и об основных темах, обозначенных вместе со специалистом.
Для того, чтобы попасть на Public talk надо будет зарегистрироваться — написать в комментариях о том, что хотите прийти. К сожалению, количество участников ограничено размерами кофейни: пока что это 20-25 человек. Среди наших соцсетей посты появятся в Instagram, ВК и Telegram, но комментарии оставить можно будет только в аккаунте «Утро».
Можно будет прийти пораньше и выпить кофе, а основательницы кофейни обещают приготовить необычный пирог для посетителей мероприятия.
Данное мероприятие бесплатное.
Фото: Кофейня «Утро»
Ближайшая встреча пройдёт 26 февраля (среда) в 19.00. Тема: «Экология: проблема раздута или ситуация действительно плачевная. Как помочь, если я ограничен в ресурсах и времени». Экспертом станет Анна Головина, ярославская экоактивистка и депутат Кузнечихинского сельского поселения.
Уникальность мероприятия
Таких открытых бесед город еще не видел, ведь прийти могут все желающие, кому интересна тема. У вас есть возможность также стать участником беседы: экспертом или приглашенным гостем. Удобен формат и тем, что он подразумевает дискуссию, поэтому есть возможность открыть для себя что-то новое или расширить свои знания.
Электронный журнал о благотворительности
Филантроп
Паблик-токи как новый фандрайзинговый формат
Этой осенью «Фонд борьбы с лейкемией» провел сразу несколько паблик-токов — публичных дискуссий и использовал их как экспериментальный фандрайзинговый формат. О том, почему это может стать перспективным направлением в фандрайзинге, рассказывает фандрайзер фонда Марина Крижевская.
— Как возникла идея организации именно паблик-токов?
— В своей работе мы постоянно сталкивались с различными стереотипами и страхами. Это и боязнь заболеть раком, и опасения, что рак может быть заразен, и нежелание помогать взрослым. Считается, что взрослый должен справиться сам.
Идея первого паблик-тока возникла благодаря волне хайпа, которая поднялась вокруг истории с рекламой Nike и Залиной Маршенкуловой — тогда многие люди горячо обсуждали вопросы, касающиеся стереотипов, связанных с мужчинами и женщинами. Тут-то мы и поняли, что в своей работе тоже постоянно сталкиваемся с подобными темами.
— Причем тут лейкоз и взаимоотношения полов?
— Скажем, мужчины боятся просить о помощи, потому что это «стыдно»: существует представление о том, что они прежде всего кормильцы, а не «слабаки». Порой нам приходится буквально уговаривать людей обратиться в фонд, объяснять, как нам важно публично писать о них.
С другой стороны, даже если женщина слабая, проходит испытание тяжелой химиотерапией, она все равно продолжает руководить домом, потому что якобы мужчина не справится. К слову, это не оправдывается — позже выясняется, что муж, на самом деле, прекрасно управляется и с готовкой, и с воспитанием детей и со всеми остальными стереотипно «женскими» делами.
И вот на этой волне мы поняли, что тоже хотим поговорить о ролях мужчин и женщин, но сделать это шире. Не обязательно говорить исключительно о тех, кто лежит в больнице — сейчас они там, но после выздоровеют и станут теми же мужчинами и женщинами, только с каким-то личным потрясением, которое каждый из них пережил.
— Какие паблик-токи вы уже организовали?
— Первый разговор был про женщин, беседа называлась «Феминизм vs маскулизм: кто здесь жертва». Мы пригласили блогеров Залину Маршенкулову и Арину Холину, главного редактора журнала Maxim Александра Маленкова, психолога Григория Крамского и журналиста и члена попечительского совета фонда Игоря Виттеля, которые модерировали дискуссию. Беседа получилась довольно жаркой! Было очень интересно, как разные поколения реагируют на поднимаемые нами вопросы. Там были и студенты, и люди более старшего возраста.
А вторая история была про мужчин — «Все мужчины… Кто?». Это была лично моя инициатива — мы пригласили Леонида Бараца и Камиля Ларина из театра «Квартет И», продюсера группы «ЧАЙФ» Дмитрия Гройсмана, театрального критика Антона Хитрова, дизайнера-стилиста Нестора Ротсена, журналиста и переводчика Василия Сонькина. Модератором встречи, как и в первый раз, стал психолог Григорий Крамской. Сейчас идет волна радикального феминизма: к правам женщин, слава богу, стали привлекать много внимания, и мне было интересно, что на фоне всего этого чувствуют мужчины.
Это слайд-шоу требует JavaScript.
— На ваш взгляд, паблик-ток — эффективный способ для привлечения средств?
— Честно говоря, когда мы организовывали первый ивент, я вообще не была уверена, что люди придут— вроде бы такая странная тема — мужчины, женщины… На первый взгляд не вполне понятно, как она связана с благотворительностью. Тем не менее, народу было достаточно.
Ивенты, мероприятия оффлайн, если это не большое мероприятие с известными звездами шоу-бизнеса — все равно не могут считаться супер-эффективными в плане франдрайзинга.
Они эффективны скорее как способ распространения информации. Нам важно, чтобы повышался уровень информированности людей о том, что такая проблема вообще есть, что есть фонд, который решает проблемы взрослых людей, и в том числе какие-то психологические аспекты затрагивает.
У фонда есть отдельная программа, она называется «Борьба с канцерофобией» и сюда как раз эти паблик-токи вполне укладываются. Мы всех призываем осознать, что говорить про проблемы взрослых людей, про поддержку, про уязвимость — не страшно. Лейкоз излечим и люди, которые болели и выздоровели, потом становятся обычными членами общества.
— Как вам кажется, выигрывает ли этот формат у других ивентов, которые делает фонд — концертов, например?
— Сравнивать очень сложно. Это слишком разные истории. Я бы не сказала, что формат паблик-токов выигрывает, но если есть острые темы, возникающие в обществе, на которые получается оперативно отреагировать, то это однозначно эффективно. Концерты, поэтические вечера, выставки — это такая вневременная, вечная история, они всегда востребованы.
Единственная проблема, с которой мы постоянно сталкиваемся в организации ивентов — и концертов в том числе, — что мероприятия с приставкой «благотворительный» пугают. Вероятно, когда люди видят слово «благотворительный», у них возникают опасения, что с них денег попросят дополнительно или заставят о чем-то мрачном разговаривать. Мы хотим выйти из парадигмы «если мероприятие благотворительное — значит, какое-то унылое, где грустные люди просят денег на бедных детей». Именно поэтому мы решили отойти от узкой темы рака у взрослых и пошли в более широкую плоскость в этих дискуссиях.
Мы показываем, что благотворительность, это такой же мир, там точно такие же люди работают, их волнуют те же вопросы, что и всех. Просто люди, которые стали подопечными фонда — они более уязвимые и лучше иллюстрируют необходимость поддержки, эмпатии. Этот формат подразумевает, что ты покупаешь билет на интересный разговор и при этом еще кому-то помогаешь.
— А другие фонды делают что-то подобное или вы первые?
— Мне кажется, что мы первые. Я такого еще не встречала.
— О чем будет следующий паблик-ток?
— Сейчас у нас есть план развивать наш Youtube-канал. Уже после второго паблик-тока мы увидели, что есть запрос от людей из регионов. Они видят наши посты на Фейсбуке и анонсы, не могут принять участие лично, но хотели бы посмотреть запись с мероприятия — мы планируем это для них в ближайшем будущем организовать.
Еще в октябре у нас прошел паблик-ток в Черногории на фестивале «Возраст счастья». Это такой фестиваль, который привлекает людей старшего возраста и рассказывает о том, что жизнь не заканчивается в 50 лет, а, наоборот, вовсю продолжается. Его тема — «Искусство помогать»: мы хотели поговорить о благотворительности вообще и о том, хотят ли люди в принципе помогать другим, каково это — быть «звездой» и помогать, особенно, когда тебя, как публичную персону, просят поддержать сразу много разных проектов, как отличить настоящую благотворительность от токсичной…
О дальнейших паблик-токах мы тоже думаем. Пока не могу раскрыть темы предстоящих разговоров, многие из них еще в разработке — следите за новостями на странице фонда и все узнаете первыми.
Мероприятия в формате Public Talk на примере Национальной премии «Золотая опора» 2016: Надежда Дроздова, «Михайлов и партнеры»
Идея как базис
При подготовке любого мероприятия прежде всего важно определить конечную цель его проведения. От этого будут зависеть формат, участники, а также список СМИ, которых необходимо привлечь к освещению события. Четкое понимание этих аспектов позволит заранее определить характер и потенциальный охват последующих публикаций.
Мероприятия «для галочки» с бесцельным выступлением спикеров сегодня не работают и даже способны нанести вред репутации компании, так как журналисты в поиске достойной фактуры скорее обратят внимание на недостатки и неточности в предоставлении информации. Нестандартная, но при этом четкая и понятная идея мероприятия или необычная упаковка привычного содержания создают основу для успешной коммуникации с медиа-сообществом.
Важно отметить, что успех мероприятия для прессы во многом зависит от качества существующих отношений со СМИ. При этом для большинства компаний кропотливая и долгосрочная работа с медиа очень затратна с точки зрения финансового и кадрового ресурса. В этой ситуации организация знакового и яркого мероприятия является оптимальным решением для успешной коммуникации с прессой и достижения максимального эффекта «здесь и сейчас». Привлечение СМИ к организации события позволяет повысить статус мероприятия, а также делает его более интересным не только для журналистов, но и для других стейкхолдеров компании.
Опыт «Золотой опоры»
Успешным примером подобного сотрудничества является история национальной премии «Золотая опора».
Фото предоставлено «Михайлов и Партнеры»
Задача и решение
Премия «Золотая опора» вручается с 2005 года, но само мероприятие традиционно проходило в закрытом формате только с участием награждаемых потребителей и сбытовых компаний. В процессе реформирования отрасли существенно выросло количество вовлечённых участников, и сегодня очевидно, что платёжная дисциплина – это не проблема только сбытовых компаний. Сам формат взаимоотношений с потребителями также изменился – сегодня это не линейные отношения «продавец-покупатель», а партнёрство, необходимое для успешного развития бизнеса.
В целях организации содержательной отраслевой дискуссии в 2013 году Группа «Интер РАО» при содействии «Михайлов и Партнёры» инициировала проведение ежегодного отраслевого мероприятия, посвящённого развитию энергосбытового бизнеса в России.
Фото предоставлено «Михайлов и Партнеры»
В 2014 году на площадке ИД «Коммерсантъ» была организована конференция, в которой приняли участие более 100 специалистов, в том числе первые лица отрасли, выступившие в качестве докладчиков тематических сессий.
В 2015 году мероприятие было встроено в формат одного из ключевых событий отрасли – конференции Ведомостей «Российская энергетика». Активное обсуждение проблем розничного рынка и совместный поиск решений позволил ускорить принятие закона «Об укреплении платёжной дисциплины», который вступил в силу в конце 2015 года.
В 2016 году медиапартнёром проекта стало МИА «Россия сегодня». Мероприятие состояло из двух основных частей: деловой – круглый стол «Перспективы развития энергосбытового бизнеса в России» с выступлением ключевых регуляторов российского энергорынка (ФАС, Минэнерго и отраслевых организаций) и торжественной церемонии вручения Национальной премии «Золотая опора» лучшим потребителям электроэнергии.
Результат
Кроме того, проект позволил укрепить долгосрочные партнёрские отношения между крупнейшими потребителями электроэнергии и энергосбытовыми компаниями, а также запустить качественную отраслевую дискуссию о перспективах развития розничного энергорынка в России. В своих комментариях представители Минэнерго и ФАС, а также отраслевые регуляторы выразили поддержку мероприятию, признав его единственной независимой площадкой для экспертного обсуждения розничного энергорынка.
Надежда Дроздова,
директор практики корпоративных коммуникаций
«Михайлов и Партнёры»
Всё не так страшно: как организовать лекцию или public-talk
Просветительская деятельность — новомодная и полезная штука, которая вдохновляет как организаторов, так и слушателей. В мире, где все помешаны на саморазвитии, хочется поддерживать эту тенденцию и рассказывать об интересном и важном. Вполне возможно — главное, захотеть.
Начните с базовых вопросов
В этом вопросе очень спасают чек-листы от PechaKucha Night Moscow. Они помогут вам решить вопрос о целях и задачах мероприятия, а также о том, каких спикеров вы хотите видеть, какую ждете аудиторию и как лучше продвигать свое событие. Пройдитесь по всем вопросам — так вы сделаете половину работы и обязательно вдохновитесь своей гениальной идеей.
Где искать лекторов
В медиа, подкастах и в тематических сообществах социальных сетей — наверняка был тот самый человек, от которого вы услышали интересную мысль и загорелись своей темой! Возможно, для кого-то таким человеком являетесь и вы, поэтому не бойтесь собственных сил — роль спикера может прокачать множество soft-skills.
Если захотите обратиться к профессорам вузов — постарайтесь связаться с ними через социальные сети или лично по телефону. Официальные запросы в университет могут обернуться большой бюрократической неразберихой и отнимут кучу времени.
Как распознать некомпетентного эксперта
Если он выступает в СМИ по любому вопросу — от своего предмета до анализа политической ситуации в регионе — давно не публиковался в научных журналах и предлагает выступить по теме, не имеющей отношения к его специализации.
Что нужно спросить у лектора, если у него нет готового райдера
На каком виде транспорта и в какое время он предпочитает к вам приехать, есть ли какие-то требования к гостинице и питанию. Также будет вежливо уточнить, как он планирует проводить свободное время и готов ли общаться со СМИ. Выясните, что необходимо эксперту для выступления: техника для презентации — экран, проектор, кликер, микрофон, флипчарт.
Как собрать команду
В идеальном мире каждую из задач решает отдельный человек или хотя бы группка единомышленников с огнем в глазах. Основной список задач, которые необходимо распределить, выглядит примерно так:
• разработка концепции мероприятия;
• переговоры с лектором;
• выбор площадки;
• продвижение мероприятия, SMM;
• работа с волонтерами (если они нужны);
• общение с партнерами и спонсорами.
Где организовать мероприятие
Не пугайтесь необходимости арендовать помещение: с этим не должно возникнуть никаких юридических сложностей. Эффективнее и удобнее всего устраивать лекторий в помещении, которое располагается в центре города и уже имеет колонки, микрофоны и оборудование для презентаций. За организацией бесплатной лекции обращайтесь в государственные библиотеки и креативные кластеры.
Как найти партнеров
Партнеры могут помочь во всем: начиная от поисков спикера до финансирования и продвижения — есть несколько инстанций, куда можно обратиться за поддержкой.
Областная и городская администрация
Вы сможете заручиться поддержкой местных СМИ и волонтеров через официальную рассылку анонса события. Также администрация может предоставить бесплатную площадку, взять на себя расходы по проезду и проживанию лекторов.
Чтобы договориться с администрацией, стоит изучить ее план мероприятий на год и найти нишу, в которую вписывается ваше событие. Напишите краткий план события и сообщите, что вы готовы заниматься его организацией самостоятельно. Обращайтесь в самое отзывчивое подразделение. Как правило, это «Работа с молодежью» или «Культура».
Университеты
Вузы могут предоставить зал, оборудование, спикеров, а также поделиться своими партнерами. Также посредством университетов удобно набирать молодую аудиторию. Кроме того, в университете могут быть студенческие организации, от имени которых вы можете провести лекцию, если она совпадает с их интересами.
Общественные организации
НКО имеют опыт общения с администрацией, могут помочь с организационными вопросами от А до Я. Если общественная организация достаточно известна, сотрудничество поможет привлечь к событию новую аудиторию и волонтеров.
Как продвинуть свое мероприятие
Обязательно сотрудничайте со СМИ и не пренебрегайте социальными сетями — обычно именно они являются основными источниками информации о событии. Главное, не оставляйте свою страничку мертвой, иначе потенциальная аудитория может усомниться, что вы готовите мероприятие.
Также вооружитесь печатной продукцией вроде флаеров, плакатов, которые можно оставлять в общественных местах. Обязательно сделайте онлайн-форму для регистрации, чтобы примерно прикидывать «масштаб трагедии».
Зачем собирать современное искусство? Паблик-ток «РБК Стиль» на Cosmoscow
Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, которая в этом году прошла в восьмой раз, стала символической точкой отсчета нового сезона — причем не только хронологически, но и качественно. Его художественное наполнение во многом определяется терминами «постизоляция» и «пандемия».
Пандемия, как и любой кризис, находит выражение в искусстве — как в формальных поисках, так и попытках художественного осмысления ее социальных и экзистенциальных аспектов: открытости и закрытости, границах личного и общественного, свободы и контроля. Примеры этого можно было найти в ряде проектов — от крупноформатных живописных масок Алисы Иоффе и инсталляции Екатерины Муромцевой, в котором она воспроизводит самоорганизованную балконную галерею в своей квартире в Загребе, где она оказалась заперта из-за локдауна, до капсульной коллекции одежды «Метаморфозы», созданной при участии известных современных художников и их детей.
И, разумеется, изоляция повлияла на структуру арт-рынка и запустила или ускорила развитие новых тенденций — прежде всего появление новых онлайн-галерей демократичного (в плане стоимости) и не очень искусства. Своими наблюдениями и опытом в этой сфере поделились участники паблик-тока «Онлайн и без посредников: как пандемия изменила арт-рынок» художник Антон Тотибадзе, основатель арт-платформы Cube Елена Белоногова, коллекционер и создатель проекта «Шар и крест» Максим Боксер и управляющий партнер онлайн-платформы про продаже современного искусства TEO Анна Андронова.
Как ни удивительно, все они сошлись на том, что пандемия не только не разобщила участников арт-рынка, но, наоборот, обернулась новыми связями и партнерствами.
Между тем наряду с физическими галереями сегодня искусство можно приобрести онлайн, и, как показал карантин, это весьма востребованная ниша. Весной этого года резко и практически из ниоткуда появился проект Максима Боксера «Шар и крест» — сообщество в фейсбуке, где за 10–20 тысяч рублей можно купить произведения напрямую от художников уровня Айдан Салаховой и Владимира Дубосарского и гораздо менее известных авторов. Сейчас группа насчитывает более 8 тысяч подписчиков. Как говорит Максим, главный принцип отбора — исключительно волюнтаристский: нравится — не нравится. Во время карантина в день продавалось до 250 работ, сейчас около 50, но даже эта цифра в галерейном бизнесе очень высока.
«Согласно отчету Art Basel, за время пандемии во всем мире продажи у галерей сократились на 36%, а онлайн-продажи выросли на 40%», — комментирует Анна Андронова. Запущенная в мае платформа TEO — отражение этого глобального тренда (зародившегося задолго до пандемии) и ответ на увеличивающийся спрос. «Онлайн-галереи — это технологии будущего, — продолжает Анна. — Но сейчас физические галереи по-прежнему лидируют». Что и понятно: произведение искусства на экране компьютера и вживую — несопоставимые впечатления. Интернет-платформы, как и традиционные галереи, здесь играют роль экспертного посредника, на чье мнение и стандарты качества полагается покупатель.
Значительную часть аудитории и коллекционеров современного искусства составляют миллениалы. Причины очевидны: многие из них платежеспособны (популярные блогеры, основатели успешных стартапов), и для всех представителей этого поколения онлайн — органичная среда обитания и формат коммуникации.
Антон Тотибадзе, Елена Белоногова, Анна Андронова и Максим Боксер
Если в интернете так легко встретиться художнику и покупателю, то, может, художнику достаточно популярного инстаграма, чтобы продавать свои работы? Антон Тотибадзе категорически против: «Таким образом, художник становится заложником своей аудитории, которая ждет от него постоянного самовоспроизведения, повторения того, что ей нравится. Для художника это творческий тупик, конец развития». Для Антона его Instagram-аккаунт (на сегодня 7745 подписчиков) скорее интересен как способ общения — как с аудиторией, так и друзьями. Публика же — в том числе настоящие и будущие покупатели — таким образом узнает художника с человеческой стороны.
И вот именно эта связь, это трудно определимое ощущение «мое — не мое» лежит в основе коллекционирования. Другими словами, коллекция искусства начинается с любви. Об этом говорили участники другой дискуссии «РБК Стиль» — «Дело вкуса: как частные коллекции определяют будущее современного искусства». Однако для создания качественной коллекции одной любви недостаточно, необходима экспертность, последовательность в выборе авторов, тем и стилей — всего того, что составляет неповторимое лицо и ценность собрания.
Какова социальная ответственность коллекционеров перед художниками и историей искусства и можно ли об этом говорить в принципе? Ведь частное собрание — это, по большому счету, портрет человека, его развития на протяжении жизни. Точно так же, как произведения искусства или литературы, это портрет художника или писателя.
«Я отказываюсь отдавать коллекционеру право решать, кто и что останется в истории искусства, — говорит искусствовед, арт-менеджер, бывший глава «Sotheby’s Россия и СНГ» Михаил Каменский. — Когда художник, отвлекаясь от естественного желания заработать и от желания покупателя заказать ему декоративно привлекательные работы, создает произведения, резонирующие с социальностью и общечеловеческим, тогда он попадает не только на стену коллекционера, но и в душу зрителя. И тогда коллекционер с помощью этой стены, своего кошелька и административного ресурса выводит его в более широкое пространство, где его может оценить большее количество зрителей. В этом случае коллекционер играет важнейшую роль проводника».
Меценат, коллекционер, владелец Международной ярмарки современного искусства viennacontemporary Дмитрий Аксенов с этим согласен: «Роль коллекционеров в сохранении культурного наследия безусловно есть, но она не столь велика, ее влияние имеет инфраструктурный характер. Конечно, коллекционеры должны покупать художников, иначе тем будет нечего есть и они не смогут заниматься искусством. Но остаться в истории культуры они смогут благодаря гораздо большему количеству усилий культурных институций, которые оценят их значимость. Сами же художники просто должны быть релевантны современности».
Дмитрий Аксенов привел интересную аналогию: коллекционер — это в некоторой степени бизнес-ангел. Он дает первые деньги, которые скорее всего потеряет — просто потому, что ему нравится проект или в силу некоторого присущего ему авантюризма.
В этом контексте слова коллекционера Дмитрия Коваленко о том, что современное российское искусство не имеет инвестиционной ценности и что он собирает исключительно то, что ему нравится, звучат логично. При этом он считает, что стоит сохранять некую дистанцию с художником, не слишком вовлекаться в его жизнь, иначе возникает конфликт интересов: «Начинаешь волей-неволей собирать одного художника, и коллекция теряет разнообразие и изначальный посыл». Под «вовлечением» Дмитрий Коваленко подразумевает прямую финансовую поддержку, какую он, например, оказывал проектам Олега Кулика: «Я считаю, работы художников надо просто покупать, а они уже должны делать так, чтобы это захотелось сделать». И здесь речь не о пресловутом и зачастую пошлом «красиво», а именно об искусстве, которое остается — в душе, в голове, в истории.
Впрочем, дистанция — не значит отсутствие человеческого контакта с художником: для многих коллекционеров важно знать автора, его мировосприятие, идеи, которые он вкладывает в работу. Дмитрий Коваленко и Дмитрий Аксенов как раз из таких. При этом есть и другой тип коллекционеров — тех, кто предпочитает вступать в контакт только с произведением искусства, а не автором, чтобы не замутнять собственное восприятие.
Определенный конфликт между интересами художника и частного коллекционера присутствует всегда. «Чего бы хотелось художнику и чего практически нет, так это чтобы он в каком-то месте был представлен монографически, основными работами из каждого периода творчества», — говорит Дмитрий Гутов. Но монографичность — это действительно в большей степени прерогатива культурных институций, в которых ведется систематическая научная работа по музеефикации современного искусства. Проблема в том, что у российских музеев практически нет бюджета на пополнение своих собраний и многие произведения попадают в них именно из частных коллекций меценатов.
Какими бы принципами ни руководствовались коллекционеры, все они единодушны в том, что начать собственное собрание может практически каждый, подтверждением чему становятся и ярмарка Cosmoscow, и новые онлайн- и офлайн-галереи. Необходим интерес, желание вникать и изучать тему. Со временем появляется понимание, утончается вкус, приходит азарт. А личная история любви становится частью большой истории искусства.