psyche с древнегреческого что означает
ПСИХЕЯ
Психе (ψυχη «душа, дыхание»), в греческой мифологии олицетворение души, дыхания. П. отождествлялась с тем или иным живым существом, с отдельными функциями живого организма и его частями. Дыхание человека сближалось с дуновением, ветром, вихрем, крылатостыо. Души умерших представляются вихрем призраков вокруг Гекаты, призрак Ахилла под Троей появляется в сопровождении вихря (Philostr. Heroic. Ill 26). П. представлялась на памятниках изобразительного искусства в виде бабочки, то вылетающей из погребального костра, то отправляющейся в вид. Иногда бабочка прямо отождествлялась с умершим (Ovid. Met. XV 374). Греческое слово «П.» означает «душа» и «бабочка» (Аристотель, История животных, IV 7). П. представлялась и как летящая птица. Души умерших в виде рисуются летающими (Hom. Od. XI 37, 605), они слетаются на кровь (XI 36-43), порхают в виде теней и сновидений (XI 217-222). Душа Патрокла удаляется с «писком» (Ною. II. XXIII 100), причем употребляется глагол tridzein, «щебетать», «пищать». Души убитых Одиссеем женихов также уходят в вид с писком нетопырей (Horn. Od. XXIV 5-9). П. представлялась в виде орла, устремляющего ввысь свой полет. В ряде текстов Гомера диафрагма воспринимается как П. — душа (Ноm. Н. XVI 530; Od. I 322). Кровь — тоже носитель души; у раненого душа выходит через рану вместе с кровью (Нот. II. XIV 518 след.) или ее вырывают вместе с острием копья (XVI 505). По Пифагору, П. питается кровью; кровь — «седалище души» (Serv. Verg. Aen. V 79).Объединив различные мифы о П., Апулей создал поэтическую сказку о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью (Apul. Met. IV 28 — VI 24). С помощью Зефира Амур получил в жены царскую дочь П. Однако П. нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Ночью, сгорая от любопытства, она зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая горячей капли масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур исчезает, и П. должна вернуть его себе, пройдя множество испытаний. Преодолев их и даже спустившись в вид за живой водой, П. после мучительных страданий вновь обретает Амура, который просит у Зевса разрешения на брак с возлюбленной и примиряется с Афродитой, злобно преследовавшей П. Рассказ Апулея имеет явно фольклорные и мифологические истоки, до него, однако, литературно не зафиксированные. Русская народная сказка в обработке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» разрабатывает тот же древний сюжет.Лит.: Андерсон В., Роман Апулея и народная сказка, т. 1, Казань, 1914; Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 41-45; Reitzenstein R., Das Marchen von Amor und Psyche bei Apuleius, Lpz., 1912; Mosca В., La favola e il problema di Psiche, Adria, 1935; Dyrott A., Das Märchen von Amor und Psyche, Köln, 1941; Swahn J. 0., The Tale of Cupid and Psyche, Lund, 1955. A. Ф. Лосев.
В античном искусстве П. изображается в виде бабочки или крылатой девочки (этрусские скарабеи, рельефы, терракота). На геммах 3-1 вв. до н. э. встречаются бесчисленные трактовки темы П. и Амур; особенно популярен сюжет ловли П. — бабочки Амуром с горящим факелом в руке. Бабочка П. изображалась на многих надгробиях над черепом и др. символами смерти. На помпейских фресках П. изображалась с атрибутами муз — грифелем и флейтой. Многочисленные эроты и П., занятые собиранием цветов, работами на маслобойне, встречаются на фресках дома Веттиев в Помпеях. К теме Амур и П. обращались Джулио Романо, Рафаэль, П. П. Рубенс, А. Канова, Б. Торвальдсен и др. Аллегорическое толкование мифа об Амуре и П. у Кальдерона в двух ауто. К теме П. обращались Ж. Лафонтен («Любовь П. и Купидона»), Мольер (драма «П.») и др.
Значение слова психея
Античный мир. Словарь-справочник
в греческой и римской мифологии воплощение человеческой души в образе бабочки или же девушки с крыльями бабочки. Римский писатель Апулей в сказке «Амур и Психея» изобразил ее прекрасной девушкой, не уступавшей своей красотой Афродите. В греческой мифологии П. была супругой Эрота.
Когда Психея-жизнь спускается к теням,
в полупрозрачный лес, вослед за Персефоной,
слепая ласточка бросается к ногам
с стигийской нежностью и веткою зеленой.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
1. В античной мифологии возлюбленная бога любви Амура (Эрота), которой было даровано бессмертие.
* ► Виньетку бы не худо; имянно: Психея, которая задумалась над цветком. // Пушкин. Письма //* *
2. По представлениям древних греков, душа человека в виде бабочки или девушка с крыльями бабочки; внутренний мир.
* ► Толпа, в смысле массы народной, есть прямая хранительница народного духа, непосредственный источник таинственной психеи народной жизни. // Белинский. Статьи //* *
Астрономический словарь
2) Малая планета номер 16, астероид. Среднее расстояние до Солнца 2,92 а. е. (437,3 млн км), эксцентриситет орбиты 0,1369, наклон к плоскости эклиптики 3,1 градусов. Период обращения вокруг Солнца 5,00 земных лет. Имеет неправильную форму, максимальный поперечник 253,2 км, масса 1,70*10^19 кг. Была открыта Аннибалом де Гаспаром 17 марта 1852. Название было дано первооткрывателем в честь Психеи.
Словарь по мифологии М. Ладыгина.
Источники:
Словарь греческой мифологии
Олицетворение души, дыхания. П.отождествлялась с тем или иным живым существом, с отдельными функциями живого организма и его частями. Дыхание человека сближалось с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью. П.представлялась на памятниках изобразительного искусства в виде бабочки, то вылетающей из погребального костра, то отправляющейся в Аид. Греческое слово « П.» означает «душа» и «бабочка». П.представлялась и как летящая птица. Души умерших в аиде рисуются летающими, они слетаются на кровь, порхают в виде теней и сновидений. Кровь — тоже носитель души; у раненого душа выходит через рану вместе с кровью или ее вырывают вместе с острием копья.
Античность от А до Я. Словарь-справочник
Энциклопедический словарь
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Ср. Apuleius, «Metamorphoseon libri XI» (изд. Van der Vliet, Лейпциг, 1897; русский перевод Соколова, СПб., 1895); Friedl ä nder, «Darstellungen aus der Sittengeschichte Roms» (I, 522 и сл.; здесь приведена литература сюжета); Schanz, «Geschichte der R ö mischen Litteratur» (III ч., Мюнхен, 1896).
Психея
Полезное
Смотреть что такое «Психея» в других словарях:
Психея — (Psyche, Ψυχή), т. е. “душа”. Девушка, любимая Эротом, изображающаяся иногда в виде бабочки. О ней сложился следующий рассказ, показывающий, как человеческая душа возвышается над несчастьями. Психея была младшей и самой красивой из трех дочерей… … Энциклопедия мифологии
Психея — Психея. Эрот и Психея. Римская мраморная копия с греческого оригинала 1 ой пол. 2 в до н.э. Капитолийские музеи. Рим. Психея. Эрот и Психея. Римская мраморная копия с греческого оригинала 1 ой пол. 2 в до н.э. Капитолийские музеи. Рим. Психея в… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
Психея — Психея. Эрот и Психея. Римская мраморная копия с греческого оригинала 1 ой пол. 2 в до н.э. Капитолийские музеи. Рим. ПСИХЕЯ, в греческой мифологии олицетворение человеческой души. Изображалась бабочкой, летящей птицей или девушкой. После долгих… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПСИХЕЯ — (греч., от psyche душа, дух). 1) мифологическая, красивая молодая девушка, на которой женился Амур и которая причисляется к богам; олицетворение человеческой души. 2) астероид, открытий 1852 г. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского … Словарь иностранных слов русского языка
Психея — в мифах древних греков олицетворение души, дыхания. Психея представлялась в виде бабочки, летящей птицы или девушки. После долгих странствий и поисков Психея находит своего возлюбленного Эрота (Амура). Любовь Психеи и Эрота распространённый сюжет … Исторический словарь
психея — и, ж. psyché f. < psyche душа. устар. Внутренний мир, дух, душа. БАС 1. Толпа, в смысле массы народной, есть прямая хранительница народного духа, непосредственный источник таинственной психеи народной жизни. Белинский Соч. А. Пушкина. Подарили … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПСИХЕЯ — ПСИХЕЯ, в греческой мифологии олицетворение человеческой души. Изображалась бабочкой, летящей птицей или девушкой. После долгих странствий и поисков Психея находит своего возлюбленного Эрота (Амура). Любовь Психеи и Эрота распространенный сюжет в … Современная энциклопедия
психея — душа Словарь русских синонимов. психея сущ., кол во синонимов: 5 • астероид (579) • бабочка … Словарь синонимов
ПСИХЕЯ — в греческой мифологии олицетворение человеческой души; изображалась в образе бабочки или девушки. Любовь Психеи и Эрота (Амура) распространенный сюжет в литературе, изобразительном искусстве … Большой Энциклопедический словарь
Психея — (миѳ.) красавица принцесса жена Амура, бога любви (собств. душа, духъ, чувственное желаніе). Ср. Душенька. Ср. Не Ахиллесовъ гнѣвъ и не осаду Трои, Гдѣ боги спорили и гдѣ дрались герои, Но Душеньку пою. Богдановичъ. Душенька. Ср. Psyché (фр.),… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Психея — (Yuch) в греческой мифологии олицетворение человеческойдуши, которую любит Эрот. Представлялась в образе бабочки или молодойдевушки с крыльями бабочки; то ее преследовал Эрот, то она мстила ему запреследования, то между ними была нежнейшая любовь … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Психе
Смотреть что такое «Психе» в других словарях:
психе́я — психея, и (бабочка) … Русское словесное ударение
Психе-йога — Психософия теория описания личности, основанная А. Ю. Афанасьевым (4.12.1950 1.7.2005). Изначально была названа психе йогой. Автор отталкивался от положений соционики, которые немного видоизменил. По утверждению автора, система предназначена в… … Википедия
Быть на психе — Жарг. мол. Нервничать, сердиться; находиться в возбуждённом состоянии. Вахитов 2003, 103 … Большой словарь русских поговорок
Психея, Психе — (греч.) – «душа» – богиня, олицетворяющая человеческую душу. П. обычно изображали в виде бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки, а также в виде летящей птицы. По легенде об Амуре и П., она была младшей дочерью царя, прекрасной, как сама… … Мифологический словарь
Психея — и; ж. [Psycheja] [с прописной буквы] 1. В греческой мифологии: олицетворение души, дыхания человека (изображавшееся в виде бабочки или тени девушки с крыльями бабочки). 2. Возлюбленная бога любви Эрота, которой было даровано бессмертие. * * *… … Энциклопедический словарь
Психея — ж. 1. Возлюбленная бога любви Эрота, которой по древнегреческой мифологии было даровано бессмертие. 2. Употребляется как роэтический символ человеческой души, изображавшейся древними греками в виде бабочки или девушки с крыльями бабочки. Толковый … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ПСИХЕЯ — (от греч. ψυχή – душа, жизнь) – в греч. мифологии олицетворение жизни. П. изображалась в виде девушки. В различных вариантах миф о П. известен у мн. народов. Со времен Апулея ( Золотой осел ) тема любви П. и Эрота (Амура), широко использовалась в … Философская энциклопедия
Психея — Психе в греч. миф. олицетв. души, дыхания. П. отожд. с тем или иным жизнен. существом, с отдельн. функц. живого организма и его частями. Дыхание человека сближ. с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью. Души умерших представ. вихрем… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Психософия — теория описания личности, основанная А. Ю. Афанасьевым (4.12.1950 1.7.2005). Изначально была названа психе йогой. Автор был вдохновлен положениями соционики, которые видоизменил. По утверждению автора, система предназначена в первую очередь для… … Википедия
Психея (мифология) — Антонио Канова, «Амур и Психея» (Лувр) У этого термина существуют и другие значения, см. Психея (значения). Психея или Психе (др. греч … Википедия
ПСИХИКА И ПСИХЕЯ
Греческое слово «психе» (точнее — «псюхе») изначально служило именем собственным. Для древних греков Психея символизировала бессмертную сущность человека, поднимающую его над бренностью бытия.
Ранние представления о душе возникли в глубокой древности и были связаны с анимистическими взглядами первобытного человека. Древние представления о душе как дыхании возникли из объективной реальности при наблюдении над дыханием живого существа, которое у мертвого исчезало (якобы потому, что умирающий «испускал душу» с последним вздохом). Наблюдения над прекращением жизни вследствие обильного кровотечения привели к тому, что кровь также стали считать носительницей души.
Переживания сновидений привели к представлению о независимом существовании души и тела[13].
Дальнейшее развитие представлений о душе шло в русле философского знания. У Фалеса душа есть нечто особое, отличное от тела (он и магниту приписывал душу), у Анаксагора она — воздух, у пифагорейцев она бессмертна и переселяется, а тело является для нее чем-то случайным (пифагореец Филолай впервые назвал тело тюрьмой души). Платон рассматривал индивидуальную человеческую душу как образ и истечение универсальной мировой души. Аристотель создал первое психологическое сочинение — «О душе», которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Его считают основателем психологии.
В современной научной литературе, как философской, так и психологической, термин «душа» не употребляется или используется очень редко — как синоним слова «психика». Характерно, что понятие «душа» встречается не во всех психологических энциклопедиях и словарях.
Отказавшись от традиционного понимания личности как более или менее случайной совокупности психологических черт, современные психологи видят в ней определенную систему, структуру. Но раскрывается это по-разному. «Многофакторные» теории (Г. Айзенк, Р. Кеттел и др.) рассматривают личность скорее как совокупность некоторого числа эмпирически (при помощи тестов) установленных и более или менее автономных психологических характеристик. «Холистические» или «организмические» теории, напротив, видят в личности субстанциальное единство, которое лишь проявляется в эмпирически наблюдаемых свойствах.
Чем больше психических свойств (характер, темперамент, способности, чувства и т.д.) зачисляют в разряд «личностных», тем более широким и размытым становится само понятие «личность» и тем труднее им оперировать. Поэтому психологи обычно суживают задачу и видят ядро личности в мотивационной сфере, выделяя в ее составе потребности, интересы и направленности (С.Л. Рубинштейн).
В социальной психологии преобладает интериндивидуальный подход, при котором структура личности выводится из структуры
Медики иногда в шутку жалуются, что самым опасным для здоровья явлением стала сама жизнь. В самом деле, ведь практически любое действие человека или влияние окружающей среды так или иначе связано с болезнью. Здоровью вредит даже чтение новостей!
Согласно результатам исследования, проведенного психологами университета Иллинойса, после любого серьезного происшествия (например, террористических атак в США или начала войны в Афганистане) люди стремятся получить как можно больше информации о происходящем. В результате они все больше и больше времени просиживают перед телевизором или с газетой, нанося непоправимый ущерб своему психическому здоровью. Ведь даже если человек внешне спокойно реагирует на рассказ о трагедии или описание процедуры раскопок развалин Всемирного торгового центра, подсознательно он начинает беспокоиться о собственной судьбе.
Юнг пишет: «Все события в душе должны содержать в себе способность отношения к Богу». В религии душа человека — это созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В современной философии термин «душа» употребляется для обозначения внутреннего мира человека. По В.Р. Дольнику, вера в Бога произошла из страха перед угрозой смерти, которая заставляет искать покровителя — сверхдоминанта.
Л.М. Веккер уже в рамках экспериментально-психологической деятельности выделил всем известные эмпирические признаки психического: 1) предметность — формулирование итоговых характеристик психического образа в терминах свойств объекта, а не носителя образа; 2) субъектность — в психическом образе или акте не представлена динамика органа; 3) чувственная недоступность (точнее — недоступность чувственному наблюдению) как для постороннего наблюдателя, так и для себя (носителя) — мы видим не образ, а сам объект; 4) спонтанная активность одушевленных существ (животных) как частной формы живых организмов[14].
Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты — общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.
Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека как высшая форма психики обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх-Я»).