пройдут века и наша суета казавшаяся в жизни самым важным

Пройдут века и наша суета казавшаяся в жизни самым важным

Пройдут века. И наша суета,

Казавшаяся в жизни самым важным,

Сотрется жалкой строчкою с листа,

Который был и без того бумажным.

14 комментариев

пройдут века и наша суета казавшаяся в жизни самым важным. Смотреть фото пройдут века и наша суета казавшаяся в жизни самым важным. Смотреть картинку пройдут века и наша суета казавшаяся в жизни самым важным. Картинка про пройдут века и наша суета казавшаяся в жизни самым важным. Фото пройдут века и наша суета казавшаяся в жизни самым важным

пройдут века и наша суета казавшаяся в жизни самым важным. Смотреть фото пройдут века и наша суета казавшаяся в жизни самым важным. Смотреть картинку пройдут века и наша суета казавшаяся в жизни самым важным. Картинка про пройдут века и наша суета казавшаяся в жизни самым важным. Фото пройдут века и наша суета казавшаяся в жизни самым важным

пройдут века и наша суета казавшаяся в жизни самым важным. Смотреть фото пройдут века и наша суета казавшаяся в жизни самым важным. Смотреть картинку пройдут века и наша суета казавшаяся в жизни самым важным. Картинка про пройдут века и наша суета казавшаяся в жизни самым важным. Фото пройдут века и наша суета казавшаяся в жизни самым важным

пройдут века и наша суета казавшаяся в жизни самым важным. Смотреть фото пройдут века и наша суета казавшаяся в жизни самым важным. Смотреть картинку пройдут века и наша суета казавшаяся в жизни самым важным. Картинка про пройдут века и наша суета казавшаяся в жизни самым важным. Фото пройдут века и наша суета казавшаяся в жизни самым важным

Похожие цитаты

Всему конец бывает на земле
и даже ожиданию, поверьте,
и даже одиночеству и смерти
всему конец приходит на земле.

Но нет конца у утренних дорог,
у поля ландышей, у нежного напева.
И нет конца любви, что дарит Дева,
и нет конца словам, что молвит Бог.

Как это грустно — закрывать страницу,
как будто сердце падает на дно…
… показать весь текст …

Мы так привыкли в наших скоростях
откладывать привычные визиты…
Мол, что такого — ведь такой пустяк,
заеду завтра. Раз — а дверь закрыта.
И некому писать свое «прости»,
и хочется упасть и не проснуться…
Ты что-то важное из жизни упустил —
в последний раз увидеть, улыбнуться,
обнять тихонько, помолчать вдвоем,
припомнить старые истории и песни…
А время исчезает день за днем.
Оно не станет слушать ваши «если»…
если — что.
А если их не станет, всех тех,
… показать весь текст …

. из «поэтического сундука»

Стихи « с изюминкой» — пока мы молоды…
Пройдут года — и взгляд совсем другой.
Прочтёте по привычке рифмоголода,
Поморщившись — стишки-то « с курагой»)

© Copyright: Зульнора, 2013 Свидетельство о публикации №113021212748

Источник

Избранные места из восточной поэзии

И З Б Р А Н Н Ы Е М Е С Т А ИЗ

СТИХОТВОРЕНИЙ И ПОЭМ

ОТ РУМИ ДО ФУРКАТА.

Н а ц и о н а л ь н ы е о с о б е н н о с т и

к л а с с и ч е с к о й в о с т о ч н о й п о э з и и 9 – 19 вв

О М А Р Х АЙ А М (1048 – 1123 )

Кумир мой, вылепил тебя таким гончар.
Что пред тобой луна стыдиться чар.
Другие к празднику себя пусть украшают.
Ты – праздник украшать собой имеешь дар.

Как правильно выбирать невесту.

Н И З А М И (1141- 1209 )

Ищешь розу, Низами,- терн мучительный прими.
От такого никогда не уйдёшь удела ты.

Уста и родинка, что мир спалили, сахар и сандал.
Хоть сладкая солонка ты, но я таких услад желаю.

Знай: чудо красоты твоей – души моей владыка,
Как будто вся краса земли в одной тебе великой.

Хоть грех великий – без вины разить таких, как Низами,
Пускай разит, пускай разит, когда я стал рабом любви.

Ждать справедливости от друга – ослепленье,
Когда она сама не вся в твоей услуге.

Медовый пряник не сравнится с ней,
Она была и слаще и нежней.

Ко мне приблизься и воссядь на трон:
Луне подходит звёздный небосклон.

На тыкву также женщина похожа:
Незрелая – спела, созрев – негожа.

У всех рабынь я наблюдал лишь рвенье
К самоустройству, к сомонаслажденью.

Когда узрел он это совершенство,
И родинку её, то впал в блаженство.

Её мольбы и нежные стенанья
В сто раз усилили мои желанья.

Не доверяй ей женщина – солома
Во власти ветра всюду им влекома.

ХАФИЗ ХАРЕЗМИ (14-15 век )

От одного лишь взора твоего
Хмельны в михрабе сонмы горемык.

Медвяных уст твоих краса – как будто сам Иса:
Они свершают чудеса, едва заговорят.

Увидев дивных уст рубин, я стал к вину пристрастным,
А взгляд твой встретив – лишь один- стал над собой не властным.

Изумрудный пушок над рубинами уст,-
Словно рак над живою водой родника.

Сняв покрывало, ты явила лик –
И солнце стало словно жалкий блик.

АМИР ХОСРОВ ДЕХЛЕВИ
( 1253 – 1325)

Коль души лишит подруга, не кляни судьбу Хосров!
Ведь обычай у красавиц с дней творения таков.

О, горе мне! Не залечить в душе кровавой раны.
Ты друг и недруг, смесь любви, коварства и обмана.

Во зле повинны люди, в корысти – зла причины.
Во всех моих печалях красавицы повинны.

Без Хосрова, знай, увянешь, сгинет красота.
Разве долог век у розы, сорванной с куста?
Счастье – тобой нанесённые раны
Радуют сердце, как суры Карана.

Вынув сердце в душу, ты пришла на царство.
Ты причина боли и её лекарство.

Боль уйми Хосрова – жизнь взамен отдам.
Ты причина боли, ты же и бальзам.

Но милосердия, Хосров, не жди от тех, кому сгорая,
Ты отдаёшь земную жизнь во имя призрачного рая.

Твоих измен не счесть. Чтоб обрести покой,
Я говорю себе: изменчив нрав людской.

О стан, смутивший кипарис! Клянусь своею честью,
От изумления застыл как вкопанный на месте.

Не унывай! Не дарит жизнь всегда одно и тоже.
То мучит гурия тебя, то разделяет ложе.

Когда красавицу Шираза своим кумиром изберу,
За родинку её отдам и Самарканд и Бухару.

Н А В О И (1401-1501)

К А М О Л (ок. 1400 гг.)

Пусть горем я охвачен, печаль – моя отрада
Мне, пленному, спасенья от плена не надо!
Бесчинство этой жизни, разрушенной тобою,
Стократ благополучней спокойного уклада!

Д Ж А М И ( 1414- 1492 )

Хозяин, из своих садов растенье вырвать повели-ка,
Увидев лучшую из роз, о повелике петь не надо

Сокровища не обретёшь без горя и без муки,
Бутона розы не сорвёшь, не оцарапав руки.

Б А Б У Р ( 1483-1530 )

Разве я у возлюбленной верность, смирение видел?
Кто мне скажет, что гурий, не склонных к измене видел?

В саду красоты отвернёшься от розы на миг-
И места, где были цветы только что – не найти.

Верность и честность моей неизвестны луне,
Но по жестокости нрав её непревзойдён.

Ах, Бабур, ведь чем сильнее, тем слаще этот гнёт!
Уж такой её обычай: красота всегда права.

Я неучтив порой, и милая не рада,
Не так я посмотрю – берёт её досада.
Наверное, вообще любимых нет таких,
Что из-за пустяков на нас не хмурят взгляда.

Плохого в красавицах видеть не должен бы ты, Физули,
Ведь даже и гнёт от красавиц прекрасен, как дар дорогой!

Только чёрные кудри распустит царица в саду,
Гиацинта мгновенно досада снедает в саду.

Из-за щёк её нежных в смятенье увял базилик,
Уступил их румянцу тюльпан ярко-алый в саду.

Увидав её стан, изогнулся, поблек кипарис:
Стало стыдно ему, что он значит так мало в саду.

Твоя душа укрылась под ресницы:
Они стоят, как стражники, у входа.

О, как неверны, как жестоки, мой гений злой. Твои глаза!
Без счёта мусульман сгубили, став западнёй, твои глаза.

Изгибы кос твоих,- отечество влюблённых,
О, не раскидывай сетей, тобой сплетённых.

Светлый праздник новолунья – лучший день у всех людей.
Мне же праздник – лицезренье дивной красоты твоей.

Бутоны губ твоих и розы алых щёк
Мой описать не в силах бедный слог.

Найду ли розу без колючек, найду ли счастье и покой?
Из-за коварства и лукавства я жил в разлуке много дней.

Как не томись, как не безумствуй, хоть голову себе разбей,-
Не взглянешь ты. Другим ты светишь свечою прелести своей.

Б А Б У Р ( 1483-1530 )

Я люблю тебя так, что вошёл бы даже в ад с тобой, словно в рай.
Но и в рай не заманишь Бобура: наслажденье – вздор без тебя.

Не только нежность, но и гнев любимой, даже брань –
Благодеянье для тебя, о сердце – сумасброд!

Не диво, если дурачком Бабура сделает любовь,
Известно: мудрость и любовь не совпадают никогда.

В огне её волос не должен ты гореть,
Не должен жертвой стать, попав в густую сеть.
И от любви бежать не должен ты, но должен
Любить и ни о чём потом не сожалеть.

В чертоге глаз моих ты снова отразилась –
И мой недуг утих и сердце оживилось.
И показалось мне, что весь подлунный мир
Упал к ногам моим и сдался мне на милость.

Храни любовь возвышенной и чистой
И обходи измены путь тернистый.

Ты сердцу рай не обещай, не мучь его – оно и раю,
И лучшей жизни нет ему, чем жить в присутствии твоём!

Не слушай мудрых, Физули, не отрекайся от любви,
Разумные советы их не много разума таят.

С А А Д И (1203-1292)

Как жалка судьба лишённых человечности и любви!
Ведь любовь и человечность неразрывная суть одна.

Как жалка судьба лишённых человечности и любви!
Ведь любовь и человечность – неазрывная суть одна.

Не сбросит раб с себя любви аркан,
Когда огнём любви он обуян.

Проходят люди, их не узнавая,
Они- как в мире тьмы вода живая.

Влюблённые друг в друга – дух единый.
Коль суть цела – не жаль мне половины.

Любовь порочна или красота?
Грех в красоте, сама любовь чиста.

Но в нём жила любовь и потому
Бессмертье было суждено ему.

Р У Д А К И ( 860- 942 )

Связав судьбу с неверною и злой,
Несчастен я, унижен, злополучен.
Но я бесчеловечную люблю
И с ней до смерти буду неразлучен.

Я гибну, но безжалостно суров
Твой взгляд, и вижу что – твой нрав таков.
За что ж люблю тебя я больше жизни,
Хоть ты мне хуже тысячи врагов?

ФИРДОУСИ ( 940- 1020)

Не подобает от любви страдать
Тем, кто вселенной должен обладать!

Сегодня ты в душе моей гостишь,
В чертоге сердца царственно сидишь.
Я за тебя умру. Ты причинила
Мне горе, и его ты исцелишь.

У В А Й С И ( первая половина 19 века )

Сильнее заблужденья нет, чем у людей просить любви,
Но да хранится её свет, о чудо всех времён, тобой!

Твоя краса – как солнца свет, сияющий с высот мне,
А без тебя мне солнца нет не светит небосвод мне.

Кто светится любовью, тот весь век свой в муке проведёт:
Его кружит водоворот, он сна не знает и забот.

В далёкий дол разлук меня прогнал мой друг,-
Путь плоть во власти мук, но ты сильна душа.

И потому мой пыл далёк от всякой суеты людской,
Что сердце презрело порок и жаждет лишь высот любви.

О, не считайте за порок, что я себя сожгла любовью:
Любовь познать, как мотылёк, не сжёгши плоти невозможно!

От Увайси не ждите- нет! – в делах любви благоразумьяВ одном лишь ей явился свет- в красе вот этих слов – рассудок!

Рассвет любви, закат разлук – всё слил в себе твой блеск,-
Так ярко сам небесный круг вовек не заблестит.

О М А Р Х А Й А М (1048 – 1123 )

Волшебства о любви болтовня лишена,
Как остывшие угли- огня лишена,
А любовь настоящая жарко пылает,
Сна и отдыха, ночи и дня лишена.

Опасайся плениться красавицей друг!
Красота и любовь- два источника мук.
Ибо это прекрасное царство не вечно:
Поражает сердца и уходит из рук.

Влюблённый! Гнёт соперника суров,-
Извечный спутник страсти – боль обид.

Кто пламенем любви объят, кого огнём сжигает страсть,
Он свет души познал стократ, пыланием любви палим.

Словно удилище в реке твой локон в моём взоре:
Трепещет сердце на крючке в мучении ужасном.
Когда любимою моею, увы, любим другой,
Тогда и я душой не с нею, и я маним другой.

Безумен я и потому, что ревность меня мучит,
Учить безумного уму – поверьте, нету прока

Душа влюблённого чиста, чужда она мирскому:
Вороне сокол не чета,- ведь он не ест гнилого!

И если стрелы ста невзгод любимая послала,
Все беды любящий снесёт, как мука ни сурова.

Будь, о Хафиз, страданьям рад, тебе любимою даримым,
И пусть тебе ярмом утрат гнести иной никто не будет.

Не один ты, Ты с любимой. Ничего не надо!
Речи милой с уст которой дышит зной,- мне довольно.

Не гони же, я- у двери; божий рай мне не нужен.
Переулка, где живёшь ты под луной,- мне довольно.

С А А Д И (1203-1292)

Когда судьбы твоей враждебно око,
Что щит стальной перед стрелою рока?

Нам воздержанье, венчанное вздохом,
При жизни очищение даёт.

Сегодня к тому же не видят в достоинствах проку,
Возносят невежд и легко предаются пороку,
И мир предстоит мне обителью знати и черни
Где хаос и тлен, где пируют могильные черви.

Спеши, мой брат, из мира суеты,
Здесь истину постичь не сможешь ты:
Земля- жилище временное наше,
Где чаянья исполнены тщеты.
…………………………………..
И не дано надёжной нам опоры:
Мы – на песке стоящие шесты

Н А С И Р Х О С Р О В (1004 – 1072 )

На рынке бытия воров шныряет свора.
Так береги карман и в каждом бойся вора.

Из пыли и шипов на свет выходит роза.
Не образ пред тобой: тут жизненная проза.

Б А Б У Р ( 1483-1530 )

Я старше, мне учить, тебе учиться, брат,
Лишь нынче понял я, что жизнь, как птица, брат.
Лови её сейчас, люби сегодня милых,
Ведь завтра этот день не повторится, брат.

Мы мечемся, горим во власти суеты,
А всё вершится так, как разумеешь ты.

Д Ж А М И ( 1414- 1492 )

Недолог путь наш на земле, тернист его покров…
Но слышен каждому во мгле добра извечный зов.

Никому не сшила одеянья из нетленной вечности судьба
Жизнь – халат парадный, жаль короткий, и к тому же сшит непрочным швом.

АМИР ХОСРОВ ДЕХЛЕВИ
( 1253 – 1325 )

Все уйдём, не в этом дело. Как уйдём – куда важней:
Будут помнить ли могилу, позабудут ли о ней.

Довольны жизнью лишь глупцы. Они богатству рады.
Разумный в этом мире нищ, хоть под ногами клады.

О М А Р Х А Й А М (1048 – 1123 )

Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?
В чём нашей жизни смысл?. Он нам недостижим.
Как много чистых душ под колесом лазурным
Сгорает в пепел в прах, а где, скажите, дым

Небесный свод жесток и скуп на благодать.
Так пей же и на трон веселия воссядь.
Пред господом равны и грех и послушанье,
Бери от жизни всё, что только можешь взять.

Жестокий этот мир нас подвергает смене
Безвыходных скорбей. Безжалостных мучений.
Блажен, кто побыл в нём недолго и ушёл,
А кто не приходил совсем ещё блаженней.

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

.Нам жизнь навязана; её водоворот
Ошеломляет нас, но миг один – и вот
Уже пора уйти, не зная цели жизни,
Приход бессмысленный, бессмысленный уход.

Как нужна для жемчужины полная тьма-
Так страданья нужны для души и ума.
Ты лишился всего, и душа опустела?
Эта чаша наполнится снова сама.

Если жизнь всё равно неизбежно пройдёт-
Так пускай хоть она безмятежно пройдёт!
Жизнь тебя, если будешь весёлым, утешит.
Если будешь рыдать- безутешно пройдёт.

В мире временном, сущность которого- тлен,
Не сдавайся вещам несущественным в плен.
Сущим в мире считай только дух вездесущий,
Чуждый всяких вещественных перемен.

Не завидуй тому, кто силён и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся как сданной тебе напрокат.

Я пришёл- не прибавилась неба краса.
Я уйду- будут также цвести небеса.
Где мы были, куда мы уйдем – неизвестно:
Глупы домыслы всякие и словеса.

За страданья свои небеса не кляни.
На могилы друзей без рыданья взгляни.
Оцени мимолётное это мгновенье.
Не гляди на вчерашний и завтрашний дни.

Пусть же сгинет эта жизнь – умерщляющая ад!
Славь, певец, другую жизнь – услаждающий сот!

От базара нашей жизни – вся беда нашей жизни,
День удачный, за удачным – день дурной. Мне довольно.

К А М О Л ( ок. 1400гг)

Камол, оставь надежды! Тяжка твоя дорога,
Но не пройдя пустыню – добраться ли сада?

Р У Д А К И ( 860- 942 )

Не пребывай в спокойном равнодушье-
Неверен мир, продаст тебя за грош.

Кебаб в нём перемешан с горьким ядом,
С водою чаша – губы обожгла.

Сей мир для нас и мачеха и мать,
То приласкает, то начнёт ругать,
Пред тем ударом, что судьба готовит,
Бессмысленно преграды воздвигать.

ФИРДОУСИ ( 940- 1020)

Так видно суждено мне на роду:
Как молния приду, как вихрь уйду.

Мы поняли, что бренный мир неверен никому из нас,
Пусть им владеет Сулейман, но мир- обман сплошной- считаем.

На рынке наших дней нет спроса на мой товар- излишни мысли!
Другого рынка для товара я в вечном ожиданье жажду!

Коль бедность приводит к печали, богатство к веселью ведёт,
Не верЬ этой жизни коварной, не стоит она медяка.

Физули, поражен я, не знаю что делать!
Наше время жестоко, а рок несчастлив.
Слишком много стремлений в душе затаил я, а река моей жизни уходит, быстра

О Хакани, ты сокровищ земных не ищи!
Вся эта жизнь, может быть, лишь неделя одна.

О Хакани! Основа жизни – горе.
Жизнь и жестокость на одной опоре

Ведь силой душу в тело заключили,
И силой удалят из тела вскоре.

Н И З А М И (1141- 1209 )

Мгновеньем каждым жизни дорожи:
Течёт наше быстрое время рекой.

Взнуздай это время лихого коня,
Чей бег- день и ночь- безудержный такой.

П О Э Т Ы В О С Т О К А

Б О Г Е И Р Е Л И Г И

С А А Д И (1203-1292)

Что сделать сильная десница может,
Коль ей десница Божья не поможет?

Ел мало сам Иса светильник веры,
Что ж кормишь ты осла его без меры?

Пусть небо правосудие свершит,
Коль в мире правосудие молчит.

На смертных вечно промысел взирает,
Он дверь закрыл, другую отпирает.

Если в день Суда на выбор мне дадут – мол, что желаешь?
Я скажу: подругу дайте! Вам отдам небесный рай.

Бросьте советы. Друзья! Строгая жизнь и любовь
В давней вражде меж собой. Изнемогаю в бою.

Правдивый лишь пред Богом полн боязни,
За правду он не устрашится казни.

А он: « Я за возлюбленной иду.
Мне и в раю с ней благо и в аду».

Не рвись в моря- к безвестным берегам,
А раз поплыл, то жизнь вручи волнам.

Кто на земле блаженств не ищет,
Тот в небесах навечно обретёт.

На твоё милосердье уповаем, Аллах,
Нерадивые в молитвах, неповинные в грехах.
Твоя воля беспредельна, потому могли возникнуть:
В сердце грешника – надежда, а в душе святоши – страх.

О вырвись душа из коварных тенет
Соблазна и славы и звона монет.
Тебе для спасенья даётся мгновенье
Меж раем и адом, знай, выбора нет.

Поступку, чтобы пользу произвёл,
Дан смысл, как подлежащему глагол,
Творца деянья в этом мире
Не замысла ль венчает ореол?

Н А С И Р Х О С Р О В (1004 – 1072 )

Из касыд «СПОР с БОГОМ»

Ведь посеявший ячменное зерно,
Не надеется пшеницу собирать.
Семя древа искушения в сердца
Сам ты кинул, сотворив людей давно.

Если созданы мы только для молитв,-
Для чего ты создал дьявола, Господь?
Много слов для разговора я припас,-
Страха все же не могу не побороть.

Грех не нужен был покорному рабу-
Ты греху открыл лазейку, Боже, сам.
Сам ты дьявола уловки поощрил,
Проложив ему стезю к людским сердцам.

Сам на серну ты кричишь:»Беги! Беги!»
Сам борзую натравить спешишь тотчас.
Помолиться нам приказываешь ты
И науськиваешь дьявола на нас.

Я пучиною сомнений поглощён,
То надеждами, то страхами объят.
Рай в уплату за покорность обещал,
Созерцаешь, как меня толкают в ад.

Ты мечту о вожделенье сочетал,
В жилах жажду наслаждения разжёг,
Чтобы вовсе истомился человек,
Чтобы места он найти себе не мог

Кто же страсти в человеке пробудив,
У существ розовощёкой красоты
Покрывало их стыдливости украл
Для бесчестия людского, как не ты?

Ты желудок сделал жадным до еды,
Чтобы рыскать нам за пищей день и ночь,-
Всем, что чисто и нечисто человек
Набивать свою утробищу не прочь.

Но когда бы эти плотские блага
Не давали наслаждений без числа,
Мне осталось бы слоняться по степям
Терпеливо. Наподобие осла!.

И зачем угрюмой злобы семена
В человеке ты для роста поместил?
Неужели ради Страшного суда,
Ради мук меня из глины замесил?

Если ты своё подобие творил-
Не игральную костяшку на кону,-
Что ж глумишься над созданием своим?
Для чего ещё ты создал Сатану?

Много есть ещё вопросов у меня,
Но боюсь тебе загадки загадать.
Если, впрочем, бессловесным надо быть,
Ты бы должен был скотом меня создать.

Если сам ты без песчинки на ступнях,
Как ты создал, повторяю, Сатану?
Словом, столько в этом деле темноты,
Что рукой на богословие махну.

Если создал ты хороших и дурных,
В наказаньях и наградах смысла нет,
Безупречных ты иметь желаешь слуг?
Нас, плохих, зачем ты выпустил на свет?

Зло даёшь и получаешь плату злом-
Чем ты лучше в этом случае меня?
Пусть я плох- но я тобою сотворён…
А не нравлюсь- так не делал бы меня!

Б А Б У Р ( 1483-1530 )

Любимая, ты – Мекка мне, тебе поклоны бью,
Молчи ханжа! Твои уста – источник нечистот

Что толку, о подвижник, в посте и покаянье,
Когда любви и веры подорвана осн

Д Ж А М И ( 1414- 1492 )

Спроси ханжу, что в смертный час святошей стать решил:
Ответь, любезный, кто из нас при жизни не грешил?

АМИР ХОСРОВ ДЕХЛЕВИ
( 1253 – 1325 )

Та ничто монета сердца, та фальшивей всех монет,
На которой отпечатка единенья с Богом нет.

Тюрчанка, не лови походкой плавной в сети!
Пройдёшь – не усидят сидящие в мечети.

Много ль радости в безгрешности, Хосров?
Слаще радость в отпущении грехов.

Святость и влюблённость сочетать нельзя.
Не ведёт к кумирне святости стезя.

Завесу смысла бытия и тайну мирозданья
Лишь отрешённый угадать усердьем в состоянье.

Не унижай себя пред золотом склоняясь,
Лишь пред лицом Творца не стыдно наземь пасть

О М А Р Х А Й А М (1048 – 1123 )

Нам с гуриями рай сулят на свете том
И чаши полные пурпуровым вином.
Красавиц и вина бежать на свете этом
Разумно ль, если к ним мы все равно придём?

Доколе будешь нас корить ханжа ты скверный,
За то что к кабаку горим любовью верной?
Нас радуют вино и милая, а ты
Опутан чётками и ложью лицемерной.

Дух рабства кроется в Кумирне и в Каабе,
Трезвон колоколов – язык смиренья рабий,
И рабства чёрная печать равно лежит
На чётках и кресте, на церкви и михрабе.

Удивленья достойны поступки Творца!
Переполнены горечью наши сердца.
Мы уходим из этого мира, не зная
Ни начала, ни смысла его, ни конца

Мы послушные куклы в руках у Творца!
Это сказано мною не рад словца.
Нас по сцене Всевышний на ниточках водит
И пихает в сундук, доведя до конца.

Из допущенных в рай и низвергнутых в ад
Никогда и никто не вернулся назад.
Грешен ты или свят, беден или богат-
Уходя, не надейся и ты на возврат.

Если мельницу, баню, роскошный дворец
Получает в подарок дурак и подлец,
А достойный идет в кабалу из-за хлеба-
Мне плевать на твою справедливость, Творец!

Ты не верь измышленьям непьющих тихонь,
Будто пьяниц в аду ожидает огонь.
Если место в аду для влюблённых и пьяных-
Рай окажется завтра пустым, как ладонь

Всё что будет: и зло и добро – пополам-
Предписал нам заранее вечный калам.
Каждый шаг предначертан в небесных скрижалях.
Нету смысла страдать и печалиться нам

Каждый молится Богу на собственный лад.
Всем нам хочется в рай и не хочется в ад.
Лишь мудрец, постигающий замысел Божий,
Адских мук не страшится и раю не рад

Смерти я не страшусь, на судьбу не ропщу,
Утешенья в надежде на рай не ищу.
Душу вечную, данную мне ненадолго,
Я без жалоб в положенный срок возвращу.

Ты задался вопросом: что есть Человек?
Образ Божий. Но логикой Бог пренебрег:
Он его извлекает на миг из пучины-
И обратно в пучину швыряет навек

Раз желаньем, Творец, ты предел положил,
От рожденья поступки мои предрешил,
Значит, я и грешу с твоего позволенья
И лишь в меру тобою отпущенных сил.

Я терплю издевательства, небо, давно,
Может быть, за терпенье награда оно
Ниспошлёт мне красавицу лёгкого нрава
И тяжёлый кувшин ниспошлёт заодно.

И если сердце мудреца сияньем знания светло,
То эта сила от Творца, дарована Творцом самим.
И диво ли, что человек Господней волею ведом?-
От воли Господа вовек весь мир живой неотделим.

Неисчислимы, разумей, вовек достоинства того,
Кто только душами людей, на свете сущих исчислим.

У В А Й С И
( первая половина 19 века )

Тебе чуждо недаром красоте поклоняться,-
Удавись же зуннаром ты, святоша бесстрастный!

Поверь мне: кто не чтит твой лик, тот навсегда далёк от веры,-
Путь нечестивцев –горемык постигнет кара Всеблагого.

Остаток жизни своей ты, Увайси, отдай молитвам,-
Жить на базаре суеты среди мирских тревог доколе?

Праведник! Что мне кредит! Только наличность я чту: Гурия есть у меня – раю подобен мой дом!

Христианин, даже тот мне молвит как-то: « Хафиз!
Как опостылел мне звон там, под высоким крестом»

Коль, Хафиз, пригубишь кубок в Судный день – из кабачка,
Мигом в рай ты будешь поднят, хоть ты мил и кабачку.

Я раб гуляк, что в радости не чуя рук и ног,
Не чтят ни тот ни этот свет, столь ценные для всех..

Тебе – благочестье, молитва, чётки и закон.
А мне – погребок, храм, где молятся – только иначе.

К А М О Л ( ок. 1400гг)

Блаженство за гробом сулят молельщикам, старцам святым.
Я счастье земное своё – не рай богомола! – нашёл!

Нас корит за пьянство постник и ревнитель благочестья.
Кравчий! Вздорным бредням – чашу как могу не предпочесть я?

До чего противна мысль о монахе-изувере!
Кравчий, дай мне позабыть о его пустом примере.

Р У Д А К И ( 860- 942 )

Оставь михраб! Предпочитай пиры,
Где гурии Тараза, Бухары!

Живи для них! Мой бог молитв не любит,
Он для любовной создал нас игры.

Н А В О И (1401-1501)

А чтоб служить всевышнему –нужна
Не суета войны, а тишина.

ФИРДОУСИ ( 940- 1020)

Что в мире смертного произволенье,
Где всё предначертало провиденье,
Где тайным всё венчается венцом,
Заранее решённое Творцом?

А есть завет: «Убей врага, хотя б
Он пред тобой ничтожен был и слаб!»

И на миг не даст поблажки небо моему желанью.
Ах, всегда она пределы ставит нашему слиянью!

Мир заботой тебя отягчает, о сердце, и гнетёт тебя вечно его кривизна,

В этой юдоли покоя себе не ищи,
Сладостный мир на земле никому не суждён.

С душою преданной в тысячелетье раз
Родится человек – таков преданий глас.
Один, наверно был, когда мы не родились,
Другой появится, когда не будет нас.

Н И З А М И (1141- 1209 )

Идолу бросил к ногам коврик молитвенный я,
Верой и правдой служить милому идолу рад.

Свод неба к служенью умеет привлечь
Служительства бедствие – выбросить с плеч

Ты утомил меня своею ложью,
Ужель во всём ты видишь волю божью?

Ведь всё, что знаем мы про мир земной,
Непостижимо за его чертой.

Покуда небо над землёй сияет,
Небесных тайн никто не разгадает.

ч е л о в е ч е с к и е п о р о к и

АБУ АЛИ ИБН СИНА (980-1037)
( АВИЦЕННА )

И в рай однажды вступит, кто поодаль
Здесь оставлял страстей водоворот.

Стяжатели богатств впадают в маяту,
При этом обречён их дух на нищету.

Быть алчным стерегись и, сохраняя честь
Не требуй от судьбы ты большего, чем есть.

И голову сломя, кидаться не спеши
В тот промысел, какой тревожен для души.

Воистину –чудесные дела: возносятся безмозглые тела.
Их наделила тупостью природа, а родовая знатность вознесла.

Десять признаков есть у души благородной
Шесть её унижают. Быть нужно свободной
Ей от подлости, лжи и от завести низкой,
Небрежению к близким, к несчастью и боли народной.

Ты, оставившей в мире злодейства печать,
Просишь, чтоб на тебя снизошла благодать.
Не надейся : вовеки не будет прощенья,
Ибо сеявший зло – зло и должен пожать.

Ничто не вечно под луной, смысл бренности не скроешь,
Зачем сокровища копить – не станет и сокровищ.

Воистину из нас тот муж исполнен сил,
Кто гибельную страсть в душе своей смирил.

С А А Д И (1203-1292)

Как можешь ты с крылатыми сравняться,
Когда привык вседневно объедаться?
Кто вечными пирами пресыщён,
Тот мудрости и знания лишён

Кто страсти низкой буйство укротит,
Себя от горших бедствий защитит.

Не нужна нерадивому древняя книга познанья,
Одержимый не может вести по пути послушанья.

Не ввергай себя в гиену ради радости мгновенной.
Не забудь о злом похмелье за попойкою ночной.

Тёмному влеченью сердца не вручай бразды рассудка,
Не кружись над бездной страсти, словно мошка над свечой.

А если страсть сумеет власть забрать,
То головы рассудку не поднять.
О пленник страсти, позабудь покой.
Ты – мяч, гонимый по полю клюкой.

Желанья – прах клубимый. А высок
И светел только Истины чертог.
Но как нам несть по волнам груз тяжёлый,
Коль и на суше мокры наши полы?

Б А Б У Р( 1483- 1530 )

Сгубило много душ проклятое вино,
Мне ж от разлуки с ним погибнут суждено.

Злой мною движет дух, земных страстей я раб.
Грешнейший из людей, душой я слишком слаб.

Уж лучше совершит тяжёлых сто грехов,
Принять сто тяжких мук, сто обрести врагов,
Чем, став ослушником, родителя обидеть,
Чем не придти к нему в тяжёлый час на зов.

ХОСРОВ ДЕХЛЕВИ
( 1253 – 1325 )

И всё же будь рабом не разума, а страсти.
Ведь разум тоже подчинён её всесильной власти.

Не страшись! Тебя замучу насмерть вздохами своими.
Тем, кто в душу бросил пламя, помнить следует о дыме.

Над людьми не издевайся. Разумом убогий
Тоже в этот мир явился по веленью Бога.

Твердят: « Не пейте!» Мол, с вином вступает разум в спор.
Судья ли разум? Он несёт порою сущий вздор.

О М А Р Х А Й А М (1048 – 1123 )

Как долго пленными нам быть в тюрьме мирской?
Кто сотню лет иль день велит нам жить с тоской?
Так лей вино в бокал, покуда сам не стал ты
Посудой глиняной в гончарной мастерской.

Хоть мудрый шариат и осудил вино,
Хоть терпкой горечью пропитано оно,-
Мне сладко с милой пить. Недаром говорится:
«Мы тянемся к тому, что нам запрещено»

Я хотел и страстей не сумел побороть;
Над душою царит ненасытная плоть.
Но я верю в великую милость Господню:
После смерти простит мо кости Господь.

Своя у всех, кто верит цель- в мечети ли, в притоне,-
Искать мы веру там, где хмель, любой ценою станем.

У В А Й С И
( первая половина 19 века )

Если твой винный сосуд камнем пробьёт мухтасиб,
Тыкву его головы ты проломи кирпичом!

От века человечеству назначено вино.
Ужель в вину поставят мне в день Судный винный мех?

Н А В О И (1401-1501)

Скалу печали – чем разворочу?
Вином её расплавить я хочу!

Предательство, двуличье, ханжество-
Вот вечное людское естество.

Да, если ты не знал, узнай теперь:
Коварны люди – благороден зверь!

Н И З А М И (1141- 1209 )

Когда была изведана вся сладость,
Вино явилось, и явилась радость..

Если хочешь, чтоб зеркалом сердце твоё заблистало,
Корни гнусных пороков из сердца исторгни сначала:
Жадность, мстительность, подлость, жестокость, надменность и зависть,
Пресмыкательство низкое, злобы змеиное жало.

И счастье тот познал вдали от суеты,
Кто на мученье шёл во имя правоты.

И юноше совет ты подавай, любя,
Но старика учить – спаси Господь тебя.
Кто знает цену сущности своей,
Тот самый предостойный из людей,
И помнит он кто в совершенной форме
Явил его в подлунный мир страстей.
За истиной иди- и путь найдёшь вперёд.
Отринь земной соблазн – в душе весь мир живёт.
Поистине, душа – божественный светильник,
И свет наук она, себя сжигая, льёт.

Н А С И Р Х О С Р О В (1004 – 1072 )

Скорбящий! Отыщи поводыря такого,
Чтоб для тебя нашёл сочувственное слово.

Не трать на низкого хвалебных слов-
Кто ожерелье тратит на ослов?

Здесь ключ от бытия. Здесь наш очаг и дом.
Не огорчай людей ни делом и ни словцом.
К любой людской беде прислушиваться надо!
Болящих – исцеляй! Страдающих – утешь!
Мучения земли порой жесточе ада.

Гони его, как беркут бирюка.
Вот ветер осени нагонит холода,-
Кто низок, кто высок- узнаем мы тогда!

С А А Д И (1203-1292)

Дабы не испытать страданий многих,
Не забывай о страждущих убогих.

Иди, давай бальзам больным сердцам,
Кто знает- вдруг больным ты станешь сам.

Кто сам не знает, что такое гнёт,
Тот состраданья к слабым не поймёт.

Любовь к добру и страх пред миром зла
С рождения природа нам дала.
Мы добрые и злые – все умрут,
Так лучше пусть добром нас помянут.

Когда добро и мир несём мы людям,
То и в земле спокойно спать мы будем.
Кто сам не знает, что такое гнёт,
Тот состраданья к слабым не поймёт.

Живущий духом чужд телесных нег.
Забыл свой дух, убьёшь его навек.

Суть человека постигает тот,
Кто сущность пса сперва в себе убьёт.

Но души тех, чья жизнь в добре тверда,
Благословенны будут навсегда.
Для мудрого все блага мира- прах,
Ведь завтра же им быть в чужих руках.

Б А Б У Р ( 1483-1530 )

Нет способа, чтоб мне на путь разврата стать,
Нет воли у меня – и мне не стать аскетом.

Где бы ты ни был, будь правдивым и справедливым.
Вспомнят люди : вот такой – ты был счастливым.

Д Ж А М И ( 1414- 1492 )

Пять важных правил в жизни соблюдай –
И на земле увидишь светлый рай:
В делах мирских не возмущай покой,
Зря не рискуй своею головой,
Здоровье береги, как редкий клад,
Живи в достатке, но не будь богат,
И пусть приходит разделить досуг
К тебе надёжный и сердечный друг.

Коль в жизни ты не преуспел, людские души не задел-
Себя сумей преодолеть,- нам леность духа не нужна.

АМИР ХОСРОВ ДЕХЛЕВИ
( 1253 – 1325 )

Знай, ценнее постоянство сотен слитков и монет
Пусть оно тебя украсит, чести в ветрености нет.

За удачей наступает невезения черёд.
Не горюй, коль нет удачи, не ликуй, коль повезёт.
Если льёшь потоки крови кровожадною рукой,
Не вопи, коль попадёшься кровопийце. Сам такой!
Земных соблазнов сторонись! Поскольку наше тело бренно,
Небесной истине служи непреходящей и нетленной.

Тот, кто терпенье в сердце приютит,
Тот в зеркало веселья поглядит.
Таков закон судьбы: утешен тот,
Кто слабому и правому – оплот.

О М А Р Х А Й А М (1048 – 1123 )

Нищим дервишем ставшим- достигнешь высот,
Сердце в кровь изодравши – достигнешь высот.
Прочь пустые мечты о великих свершеньях!
Лишь с собой совладавши – достигнешь высот.

Неужели таков наш ничтожный удел
Быть рабами своих вожделеющих тел?
Ведь ещё ни один из живущих на свете
Вожделений своих утолить не сумел!

Если есть у тебя для житья закуток-
В наше подлое время – и хлеба кусок,
Если ты никому не слуга, не хозяин-
Счастлив ты и воистину духом высок.

Благородство и подлость, отвага и страх-
Всё с рожденья заложено в наших телах.
Мы до смерти не станем ни хуже, ни лучше-
Мы такие, какими нас создал Аллах!

От нежданного счастья, глупец, не шалей.
Если станешь несчастным- себя не жалей.
Зло с добром не вали без разбору на небо:
Небу этому в тысячу раз тяжелей.

Назовут меня пьяным- воистину так!
Нечестивцем, смутьяном- воистину так!
Я есмь я. И болтайте себе что хотите:
Я останусь Хайамом. Воистину так!

Вместо злата и жемчуга с янтарём
Мы другое богатство себе изберём:
Сбрось наряды, прикрой своё тело старьём,
Но и в жалких лохмотьях останься царём

Я для знаний воздвиг сокровенный чертог,
Мало тайн, что мой разум постигнуть не смог.
Только знаю одно: ничего я не знаю!
Вот моих размышлений последний итог.

Зёрна наших надежд до конца не сберём,
Уходя, не захватим ни сад и ни дом.
Не жалей для других своего достоянья,
Чтобы недруг его не присвоил потом.

Плеч не горби, Хайам! Не удастся и впредь
Чёрной скорби душою твоей овладеть.
До могилы глаза твои с радостью будут
На ручей, на зелёную ниву глядеть.

Кто не чванлив, тот ищет верный путь.
И среди всех владык он – всех сильней.
Чужайся зла и к доброте стремись:
Порочному не избежать стыда.
Уж если жить мечтой какой-нибудь,-
Мечтай найти покой душевный, право.

От всех людей уединяясь, о людях мысли, нелюдим.
Прозрев очами сердца связь между грядущим и былым.
Один, с собой наедине, о мудрый, чуждое забудь,-
Сколь данный солнцу и луне дар одиночества хвалим.
Сотри всю ржавчину и муть с зерцала сердца своего –
И сокровенной тайны суть откроется очам твоим.
Не дай взыграть в себе негодованью,
Кто б из людей не стал тому причиной.
Достойнее быть мускусную ланью,
Чем хвастаться повадкою тигриной.
Стремись к согласью, верен будь старанью,
Не подступайся к людям с грозной миной.

Будь самим собой, что сеял- то и жни, не следуй мне:
Я тебя в свои молитвы и грехи не вовлеку.

Роза, сад и вино – отрада и радость
Одинокой душе не нужна, не приманчива.

Хафиз! Весна мимолётна, вот старость придёт – а ты
Ещё не хмелён и в чаше ещё не сверкнуло дно.

Весть пришла, что печаль моих горестных дней – не навечно,
Время – ток быстротечный. И бремя скорбей – не навечно.

К А М О Л ( ок. 1400гг)

Будь осторожен, швыряющий камни,-
Крови кувшин под моей власяницей есть.

Р У Д А К И ( 860- 942 )

Дурную суть скрывает вид обманный-
В поступках злобен, а лицом пригож.

В чужую дверь напрасно не стучись.
Без стука ближним двери отворяй.

Мир наш хозяин, он – источник зла.
Не пробуй блюдца с барского стола.

Как тебе не надоело в каждом ближнем видеть скрягу,
Быть слепым и равнодушным к человеческой судьбе!
Изгони из сердца жадность, ничего не жди от мира,
И тотчас безмерно щедрым мир покажется тебе.

Мир благоденствует, а ты обязан прозябать,
Пусть мир к тебе несправедлив, сам- справедливым будь.

Сквозь оболочку мира глаз твой не видит жизни сокровенной.
Так научись глазами сердца глядеть на таинства вселенной;

На всё, что зримо и телесно, гляди открытыми глазами,
Но сердце научи видеть изнанку видимости бренной.

Слепую прихоть подавляй – и будешь благороден!
Калек, слепых не оскорбляй – и будешь благороден!

Не благороден, кто на грудь упавшему наступит.
Нет! Ты упавших поднимай – и будешь благороден.!

Как счастлив тот, кто брал и кто давал,
Несчастен равнодушный скопидом.

Как часто можно видеть тюрка и индуса единым,
Как часто можно увидеть двух тюрков – словно чужих.
Значит, язык единодушия – нечто высокое:
Единодушие превыше единоязычия.

Н А В О И (1401-1501)

Но человек не властен над собой,
Когда он соблазнён своей судьбой.
А люди- что? Не доверяйся им:
Их верность, их любовь – летучий дым.
А если так, то в бренной жизни сей

Лишь семена добра и правды сей.
Кто сеял зло- себя не утешай:
Неотвратим твой страшный урожай!

ФИРДОУСИ ( 940- 1020)

От разума счастье твоё и беда,
От разума прибыль твоя и нужда.

Душа достойных правдою сильна,
Мне ненавистна ложь и кривизна.

Н И З А М И (1141- 1209 )

Прочь ушла твоя юность, так ложь порви,
Время скорби пришло, так скорби, скорби.

Тот, кто низводит до себя мечту,
В конце концов впадает в нищету.

П О Э Т Ы В О С Т О К А

Н А З Н А Ч Е Н И Е Ч Е Л О В Е К А

Когда бы мог сорвать всеведенья цветок,
Познать удел судьбы и бед моих исток,-
Зажил бы я тогда беспечно и спокойно,
Не проливал бы горьких слёз поток.

Возвысить душу знаньями стремись,
Она вместит их, словно звёзды высь.
Душа – светильник, чей огонь познанье,
Аллаха мудрость- масло для него.
Погас светильник – это знак того,
Что кончилось твоё существованье.

Велик, прославлен в мире Авиценна,
Но он по-прежнему и наг и сир.
О мудрости твердят: она бесценна,
Но за неё гроша не платит мир.

С А А Д И (1203-1292)

Эй, пустомеля и болтун, как о любви ты смеешь петь?
Ведь стройно ты за жизнь свою десятка бейтов не связал!

Смотри, как в помыслах высок владыка слова Саади
Он пел любовь, одну любовь – земных владык не восхвалял.

Н А С И Р Х О С Р О В (1004 – 1072 )

О ищущий! Дойди до сердца всех явлений,
Без сердцевины нет ни знаний, ни уменья

Лишь истину познав, о правде говори!
Не знающий пути – не годен в главари.

Кто знания щитом себя вооружил,
Тот в шуме бытия не знает треволненья.

По степи знаний и высоких споров
Крылатого гоню я скакуна.

Б А Б У Р ( 1483-1530 )

Тому, кто свет искал и знания постиг,
Достойный ученик нужнее всяких книг.
Я многое постиг, но нищ учениками,
Быть может потому, что сам я ученик.
Поэт любимый мой, ты средь поэтов – хан.
Твой стих- родник живой, твой стих – стихов султан,
Слова твоих стихов средь слов произнесённых
Как светлый луч во мгле, пронзающий туман.

Д Ж А М И ( 1414- 1492 )

Свободно ты живёшь иль раб, прими совет один ;
Без знаний ты, как муха слаб, со знаньем – властелин.

АМИР ХОСРОВ ДЕХЛЕВИ
( 1253 – 1325 )

Хосров, коль в силах, возвеличь духовные твердыни!
Всё остальное на земле подобно зыбкой глине.
Пускай поэт начнёт газель, где мука в каждом слове.
Пусть обожгут его перо былых страстей ожоги.
Соблазны двух миров отдам за ложь одной строки.
Приемлет сердце твой обман рассудку вопреки.

О М А Р Х А Й А М (1048 – 1123 )

У всех мирских забот – пустая суть:
Всё в этом мире суетно, лукаво.

Нам всё равно последним сном уснуть,-
О если б добрая нас ожидала слава!

К той двери искать не чины и почёт я пришёл,-Чтоб убежище мне здесь мне найти от невзгод я пришёл…
Брось Хафиз власяницу свою! Вздохов жарким огнём
И стребитьлицемерия неправедный род я пришёл.

К А М О Л ( ок. 1400гг)

Камол, говорят, немало достоинств в твоих стихах,
Во славу их совершенства тебя наставлял Аллах.

Пусть у меня нет подарка для милой-
В своде газелей такие станицы есть.

Р У Д А К И ( 860- 942 )

Для радостей низменных тела я дух оскорбить бы не мог.
Позорно быть гуртоправом тому, кто сам высок.

Я в мягкий шёлк преображал стихами
Окаменевшие сердца, холодные и злые.

Богатством можно, слышал я, красавицу привлечь,
Но кто видал, чтоб вместе шли богатство и поэт.

ФИРДОУСИ ( 940- 1020)

Какую б науку твой ум не постиг,
Покоя в ученье не знай не на миг.
Но ветви увидев, поймёшь всё равно,
Что знанью до корня дойти не дано.

Н И З А М И (1141- 1209 )

Зачем бросаешь ты на ветер жизнь свою?
Припомни вечность. Надо здесь приобрести её.

Кто не чванлив, тот ищет верный путь.
И среди всех владык он – всех сильней.
Чужайся зла и к доброте стремись:
Порочному не избежать стыда.
Уж если жить мечтой какой-нибудь,-
Мечтай найти покой душевный, право.

Когда бы мог сорвать всеведенья цветок,
Познать удел судьбы и бед моих исток,-
Зажил бы я тогда беспечно и спокойно,
Не проливал бы горьких слёз поток.

Возвысить душу знаньями стремись,
Она вместит их, словно звёзды высь.
Душа – светильник, чей огонь познанье,
Аллаха мудрость- масло для него.
Погас светильник – это знак того,
Что кончилось твоё существованье.

Велик, прославлен в мире Авиценна,
Но он по-прежнему и наг и сир.
О мудрости твердят: она бесценна,
Но за неё гроша не платит мир.

С А А Д И (1203-1292)

Эй, пустомеля и болтун, как о любви ты смеешь петь?
Ведь стройно ты за жизнь свою десятка бейтов не связал!

Смотри, как в помыслах высок владыка слова Саади
Он пел любовь, одну любовь – земных владык не восхвалял.

Н А С И Р Х О С Р О В (1004 – 1072)

О ищущий! Дойди до сердца всех явлений,
Без сердцевины нет ни знаний, ни умений.

Лишь истину познав, о правде говори!
Не знающий пути – не годен в главари.

Кто знания щитом себя вооружил,
Тот в шуме бытия не знает треволненья.

По степи знаний и высоких споров
Крылатого гоню я скакуна.

Б А Б У Р ( 1483-1530 )

Тому, кто свет искал и знания постиг,
Достойный ученик нужнее всяких книг.
Я многое постиг, но нищ учениками,
Быть может потому, что сам я ученик.
Поэт любимый мой, ты средь поэтов – хан.
Твой стих- родник живой, твой стих – стихов султан,
Слова твоих стихов средь слов произнесённых
Как светлый луч во мгле, пронзающий туман.

Д Ж А М И ( 1414- 1492 )

Свободно ты живёшь иль раб, прими совет один ;
Без знаний ты, как муха слаб, со знаньем – властелин.

АМИР ХОСРОВ ДЕХЛЕВИ
( 1253 – 1325 )

Хосров, коль в силах, возвеличь духовные твердыни!
Всё остальное на земле подобно зыбкой глине.
Пускай поэт начнёт газель, где мука в каждом слове.
Пусть обожгут его перо былых страстей ожоги.
Соблазны двух миров отдам за ложь одной строки.
Приемлет сердце твой обман рассудку вопрек

О М А Р Х А Й А М (1048 – 1123 )

Кто с перлами знаком и их ценой,
Тог влечёт в глубины рудника.
И если ты стихам желаешь благ,
Пусть каждый стих горит от силы слова.

У всех мирских забот – пустая суть:
Всё в этом мире суетно, лукаво.

Нам всё равно последним сном уснуть,-
О если б добрая нас ожидала слава!

К той двери искать не чины и почёт я пришёл,-
Чтоб убежище мне здесь мне найти от невзгод я пришёл…
Брось Хафиз власяницу свою! Вздохов жарким огнём
Истребить лицемерия неправедный род я пришёл.

К А М О Л ( ок. 1400гг)

Камол, говорят, немало достоинств в твоих стихах,
Во славу их совершенства тебя наставлял Аллах.

Пусть у меня нет подарка для милой-
В своде газелей такие станицы есть.

Р У Д А К И ( 860- 942 )

Для радостей низменных тела я дух оскорбить бы не мог.
Позорно быть гуртоправом тому, кто сам высок.

Я в мягкий шёлк преображал стихами
Окаменевшие сердца, холодные и злые.

Он без ушей отлично слышит, он хром, а поступь так легка;
Лишённый глаз, весь мир он видит, красноречив без языка;
Как стан любовницы, он гибок, змее движеньями подобен;
Он наделён печали цветом и грозной остротой клинка.

Богатством можно, слышал я, красавицу привлечь,
Но кто видал, чтоб вместе шли богатство и поэт.

ФИРДОУСИ ( 940- 1020)

Какую б науку твой ум не постиг,
Покоя в ученье не знай не на миг.
Но ветви увидев, поймёшь всё равно,
Что знанью до корня дойти не дано.

Н И З А М И (1141- 1209 )

Зачем бросаешь ты на ветер жизнь свою?
Припомни вечность. Надо здесь приобрести её.

Слова необдуманные, без оков,
Считаются пёрлами у знатоков.
И в строе рядов, что вокруг Божества,-
Поэты в конце, а пророки сперва.

А ведь песни хотя бы единой творец-
Шире этого мира имеет дворец.

Кто мыслью подняться до истины мог,-
Главы не положит на каждый порог.

Кто жертвует золоту светочем дня,-
Сверкающий перл на голыш променял.

С А А Д И (1203-1292

Не видя в нём изъяна и на волос,
Завистник трепетал, клонясь, как колос.

Н А С И Р Х О С Р О В (1004 – 1072 )

Собака, что визжит и ластится, как друг,
Она своим друзьям не изменяет вдруг.
Собака – говорю! Но так ли ты уверен,
Что подлинный твой друг тебе до гроба верен?

Кто дружбе изменил хотя бы только раз
Тому уж веры нет, хоть пой он, как сааз.
Лишь те-то и друзья не на словах- на деле,
Кто наши кандалы и на себя б надели.

Волк траве- ягнёнок мирный, а для волка он – трава.

Б А Б У Р ( 1483-1530 )

Нам нравится подчас то больше, что вдали:
Друг, что далёк от нас, дни, что давно прошли.

«Дубинкой божьей божьего раба
Бьёт божий раб!- такая нам судьба»

«Ты- божий, божья у тебя спина,
Дубинка тоже божья мне дана»

Да, он живых сознания лишал,
А мёртвых снова к жизни воскрешал

А знаменитость – вечно и везде
Подобна яркой утренней звезде

Свеча её отчаянья в тот же миг
Взметнула к потолку огня язык

И так он обнял, словно вдруг
Оброс он целой сотней страстных рук.

И, наградив, обязан был понять,
Что скромный гений – всякой знати – знать!

Где справедливость, Сулейман, твоя?
Здесь отняли зерно у муравья!

Я даже зеркала все перебью,
Чтоб не глядели на Комде мою.

Ты вопиёшь о правосудье? Ха!
Блюститель словоблудья и греха!

А сказка тут счастливо умерла-
Нежданно и красиво умерла.

Какое в землю сеял ты зерно,
Землёй оно же будет взрощено.

Ну что ж! Как говорит у нас народ:
«Собака лает – караван идёт »

Насколько ценен жечуг иль сапфир,
Об этом знает лучше ювелир.

ФИРДОУСИ ( 940- 1020)

Обильною росою напоён-
В ночи раскрылся розовый бутон.

В жемчужницу по капле дождь струился,
И в раковине жемчуг появился.

Себе я равных в битве не встречал,
Лев от меня уходит, как шакал.

О помоги! Пойми мои страданья,
Хоть на ночь утоли мои желанья.

С Т А Р О С Ти И С М Е Р Т и

Когда умрём, то все до одного
Познаем, что не знаем ничего.

И седина меня корит, все приложив старанья,
И ежедневно говорит о пользе воздержанья.
Хоть и увенчен сединой, смотрю на жизнь иначе.
И в ней чем больше отдаю, тем становлюсь богаче.

Б А Б У Р ( 1483-1530 )

АМИР ХОСРОВ ДЕХЛЕВИ
( 1253 – 1325 )

Сияющий солнцем пылью стал. Того кто сеял страх,
И самый робкий из людей ногами топчет прах.

Жизнь прошла, оставив сердцу бесконечный счёт потерь,.
Тело немощно, но страстью одержимо и теперь

Р У Д А К И ( 860- 942 )

Те, кто при жизни сотни благ имели,
С собою только саван захватили.

Но годы весны сменились годами суровой зимы.
Дай посох! Настало время для посоха и сумы

Н А В О И (1401-1501)

Не нужно мне и памяти земной,-
Пусть все мои дела умрут со мной.
Мы будем спать, пока разбудит нас
Для воскресенья мёртвых трубный глас

ФИРДОУСИ ( 940- 1020)

Здесь место отправленья в путь далёкий
Влачимых смертью на аркане рока.
И это есть закон. Твой вопль и крик
К чему, когда закон тебя настиг?
Никто не вечен. Хоть живи сто лет,
Всяк осуждён покинуть этот свет.
И будь то воин или шах Ирана,
Мы- дичь неисследимого аркана.
Длинна иль коротка дорога наша-
Для всех равно- дана нам смерти чаша.
Как поразмыслить, то сейчас навзрыд
Оплакать всех живущих надлежит.

П О Э Т Ы В О С Т О К А

С О Ц И А Л Ь Н О Й П О Л И Т И К Е

С А А Д И (1203-1292)

Царь –дерево, а подданные – корни.
Чем крепче корням, тем ветвям просторней.

В ад, а не в рай пойдёт правитель тот,
Что подданных терзает и гнетёт.

Да – я в ладье! Меня разлив не тронет!
Но как мне жить, когда народ мой тонет?

Султан, твоё величье создал Бог,
Но знай : он щедр, но и в расплате- строг.

Печали тот испытывает гнёт,
Кто власть бездарным в руки отдаёт.

Пусть власть над миром утвердить он тщится,
Умрёт он – всё величье истребится.

Да, я в ладье! Меня разлив не тронет!
Но как мне жить. Когда народ мой тонет?

Вот дни беды- бедой людей болей,
Дели с другими тяжесть их скорбей!

Ты яму рыл под нашими ногами,
И- волею судеб- теперь сам в яме.

Кто раз упал, и встав, упал опять,
Кто знает? Может быть, не сможет встать.

Когда судьба возносит подлеца,
Он бедных истязает без конца.

Бродячий мусорщик, ничтожный золотарь,
Над смрадной бочкой наклонив чело,
Сказал раздумчиво: « Небесный государь!
Почётным кажется мне это ремесло….»
Подслушал те слова напыщенный юнец.
Ответствовал не в шутку, а в серьёз:
« Мы сливки общества! А твой удел, глупец,
Мести за нами выпавший навоз…»
« Согласен,- молвил тот без ложного стыда,-
Но ремесла менять я не хочу.
Мой труд для всех необходим всегда:
Ведь сливки тоже превращаются в мочу…»

О М А Р Х А Й А М (1048 – 1123 )

Встань и полную чашу налей поутру,
Не горюй о неправде, царящей в миру.
Если б в мире законом была справедливость-
Ты бы не был последним на этом пиру.

В этом мире не вырастет правды побег.
Справедливость не правила миром вовек.
Не считай, что изменишь течение жизни.
За подрубленный сук не держись, человек!

О душа! Ты меня превратила в слугу.
Я твой гнёт ощущаю на каждом шагу.
Для чего ч родился на свет, если в мире
Всё равно ничего изменить не могу?

Чем за общее счастье без толку страдать-
Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.
Лучше друга к себе привязать добротою,
Чем от пут человечество освобождать.

Благородства не ищи у надменных владык:
Прежде чем откроют дверь, жизнь бесследно пройдёт.

Н А В О И (1401-1501)

Нет, лучше на позор себя обречь,
Чем на родной народ обрушить меч

Соперничать не стоит голяку
С тем, кто на свет явился весь в шелку.

ФИРДОУСИ ( 940- 1020)

Сокровища в руках невежд, мудрец же голоден и бос,
И скатерть щедрая Исы во власти разъярённых ос.

Очень кислы плоды на ветвях государства
И не стоят того, чтобы их собирать.

Угощенья на скатерти мира невкусны
И не стоят того, чтобы мух отгонять.
Все дары и деяния шахов ничтожны
И не стоят того, чтобы их воспевать.

В сущности мира сего справедливости нет.
Истинной правды закон – не для смертных он.
Горя не знает на этой земле человек,
Если он умер,- и тот, кто ещё не рождён.

О, Хакани, обольщеньям земли не внемли!
Всё здесь неверно, и здесь беззаконье- закон!

О М А Р Х А Й А М (1048 – 1123 )

Н И З А М И (1141- 1209 )

АМИР ХОСРОВ ДЕХЛЕВИ ( 1253 – 1325 )

Настоящее имя Шамседдин Мохаммед – родился в Ширазе Автор многочисленных газелей, пользующихся огромной популярностью и любовью среди персоязычных народов. Ряд его поэтических произведений стал народными песнями. Газели Хафиза отличает удивительное совершенство формы, чистота и возвышенность лирики. Многие его произведения проникнуты гедонистическими и бунтарскими мотивами, обличённые в форму суфийских поучений.

Н А В О И (1401-1501)

К А М О Л ( ок. 1400гг)

Камол Худжанти ( настоящее имя Камолоддин ибн Масуд ) – родился
В Ходженте (Таджикистан), впоследствии жил и умер в Тебризе
(Иранский Азербайджан ).В историю персидско- таджикской литературы вошёл по преимуществу как автор газелей, в которых воспевал любовь, верность и дружбу. В поэзии Камола особенно ощутимы традиции народной песни, а мотивы протеста отражали бунтарский характермировоззрения самого автора.

Д Ж А М И ( 1414- 1492 )

Б А Б У Р ( 1483 – 1530 )

Рамазан –название девятого месяца мусульманского календаря в течении которого верующие должны соблюдать пост.
Редиф –рефрен, одно или несколько слов, повторяющиеся после рифмы в конце каждого двустишия.
Ризван- по Корану ангел, стоящий на страже у врат рая.
Ринд- бродяга, гуляка, противник ханжества и святош, вольнодумец.
Рубаб- струнный музыкальный инструмент.
Рум- Византия, иногда- название стран западнее Византии.
Рустам- легендарный древнеиранский богатырь, главный герой поэмы Фирдоуси «Шах-наме»
Рута- травянистое полукустарниковое растение,его семена сжигают в качестве благовоний.В Иране Рута считается средством от сглаза.
Сааз (саз) – струнный музыкальный инструмент..
Сабей – последовотельсабеизма-религии сложившейся в первые века христианства в Южном Иране. В дальнейшем сабеи считались еретиками.
Седьмое небо- по мусульманским космогоническим представлениям средних веков, небеса распределялись по девяти сферам: из них первые семь были сферами планет(седьмая сфера принадлежала Сатурну- Зухалю) восьмая сфера – сфера неподвижных закреплённых звёзд, девятая недоступная глазу смертных отводилась Богу и ангелам.
Семь поясов земных – по мусульманскому поверью земля делится на семь поясов.
Саки- виночерпий, кравчий.
Сасаниды – династия иранских царей, владевших огромным государством в 224 – 651 годы, разгромленное арабами в 7 веке.
Сатурн- планета, согласно восточной астрологии приносящая несчастья.
Сеид- потомок пророка Мухамадда.
Сидра- райское дерево. Растущее на седьмом небе.
Симург(Анка) – сказачная птица, согласно поверью, живущая на краю света, на горе Каф и не показывающаяся никогда людям.
Сурьма – средство для окраски бровей.
Сура- глава Корана.
Суфий- приверженец одного из мусульманских философско-мистических, пантеистических учений- суфизма: аскет, монах.
Табаристан- прикаспийская грная область в Северном Иране.
Таваф- ритуальный обход вокруг мусульманской святыне.
Танбур- струнный музыкальный инструмент.

* * *
Занесён твой контур лёгкий,
В белые поля;
Я движеньем кисти тонкой
Жизнь вдохну в тебя.
Алых губ твоих коснулась
Нежная заря,
Жемчуг- это твои зубки
А глаза – моря!
Ворон цвет волос подарит,
Чёрный с синевой,.
Солнце кожу осыпает
Пылью золотой.
Красивей мехов куницы
Густота бровей,
Крылья бабочки – ресницы
В пламени очей…
Груди, как плоды граната,
И нежнейший стан;
Бёдра мне напоминают
Знойный Гулистан….
Блекну краски!
Я в досаде,
Бросил кисть свою.
Не покажешь на бумаге
Красоту твою!
Прав Мухаммед,
Он оставил
Истину в веках:
«В мире лишь один художник
Это- сам Аллах!»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *