пропаганда жизни на селе

Были на селе: как вернуть жизнь российской деревне

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

Президент России поручил правительству обеспечить выделение из федерального бюджета не менее 6 млрд рублей на реализацию государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий». Что еще, кроме финансирования, необходимо для возрождения деревни, какие меры нужны для предотвращения оттока жителей — в материале «Известий».

Бюджет в помощь

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

— Выделение денег на программу — это решение президента, — рассказал «Известиям» пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. — Программа комплексная — разрабатывается по линии целого ряда министерств. [Об этом] недавно докладывалось президенту на совещании с членами правительства.

Как ранее уточняла вице-премьер Виктория Абрамченко, дополнительное финансирование позволит 35 тыс. семей приобрести 2 млн кв. м жилья, построить 198 объектов инфраструктуры в 27 регионах, оплатить 555 проектов по благоустройству населенных пунктов в 76 регионах.

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

Президент РФ Владимир Путин

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

— Нынешняя программа комплексного развития сельских территорий — это не прямое финансирование каких-то коробочных решений, — объяснил «Известиям» губернатор Орловской области Андрей Клычков. — В том виде, в котором сейчас есть программа, — это рычаг, с помощью которого на один вложенный рубль можно привлечь 20. Не надо жаловаться на то, что денег мало. Нужно увеличить их мультипликатор. Если вы привлечете деньги бизнеса, то может получиться лучше, чем если бы эти деньги просто раздавали бы всем нуждающимся.

Кроме того, учитывая социальную значимость госпрограммы, также требуется и рассмотрение вопроса о выделении дополнительного финансирования мероприятий на 2022 год и плановый период (2022–2023 годы), добавили в департаменте агропромышленного комплекса Костромской области.

Развивать сельские территории и вкладывать в них деньги — это одна из приоритетных задач в развитии страны, сказал доцент кафедры государственного и муниципального управления и права Ставропольского государственного аграрного университета Сергей Луговской. «Процесс деурбанизации в России запущен, и толчком стала пандемия. Многие отказались от города в пользу деревни и поняли, что могут продуктивно работать удаленно, не находясь в городе. Второй момент — село это сохранение традиций».

Не только деньгами

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

Увеличение объемов государственной поддержки сельских территорий — необходимое, но недостаточное условие возрождения села, подчеркивает генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов.

— С другой стороны, основные проблемы села — плохая инфраструктурная обеспеченность территорий и низкий уровень качества и благоустройства жилищного фонда — это прямая ответственность соответствующих бюджетов, — говорит Пузанов. — В этом контексте увеличение на 6 млрд рублей объемов федерального финансирования госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» (от 31 млрд рублей средств федерального бюджета, предусмотренных действующей редакцией программы на 2021 год) выглядят важным изменением, которое позволяло бы говорить об изменении приоритетов государственной политики поддержки села.

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

Правда, очевидно, что одними деньгами не получится решить проблемы села, добавляет председатель комиссии ОП РФ по развитию АПК и сельских территорий и лидер Российского союза сельской молодежи Юлия Оглоблина.

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

— Следует отметить, что программа «Комплексное развитие сельских территорий» подверглась сокращению в 5–6 раз по сравнению с изначально запланированным уровнем федерального финансирования, — говорит Юлия Оглоблина. — Но не стоит обманываться, что как только будет увеличено финансирование и в селах будут построены важные и нужные социальные объекты, улучшится инфраструктура и благоустройство, то сразу начнется новая жизнь и молодежь устремится из городов в села. Развитие села — это в первую очередь развитие людей, живущих в нем. А значит, и основная работа должна вестись именно с людьми.

Стоит напомнить, что сегодня на сельских территориях от Краснодарского края до Крайнего Севера проживает около 25% населения, то есть практически каждый четвертый россиянин. И самая главная проблема этих территорий — отток населения.

— И у нее есть вполне понятное объяснение, связанное с сокращением экономической активности населения, — отмечает профессор кафедры теории и системы отраслевого управления факультета инженерного менеджмента ИОМ (система РАНХиГС) Николай Новичков. — Такого количества предприятий, которое было раньше в сельском хозяйстве, сегодня нет. Соответственно, нет и былой занятости. Понятно, что доля сельского населения и дальше будет сокращаться. Тем не менее проблему эту решить можно, определив экономический базис села.

Надо понимать, что «развитие сельских территорий поможет уменьшить массовый отток населения в крупные города, это способствует решению таких проблем, как перенаселение городов, экологические проблемы, проблемы социального характера, например «эмоционального выгорания», подчеркнула ассистент экономического факультета РУДН Татьяна Ушкац.

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

Доля сельскохозяйственной занятости в сельской местности неуклонно снижается: за 2010–2020 годы — с 26 до 20%. Для сравнения: доля занятых в сельском хозяйстве в развитых странах: 11% — в ЕС, 5% — в США. Сельское хозяйство перестает быть основным источником занятости и дохода в сельской местности, указывает старший научный сотрудник Института аграрной экономики и развития сельских территорий РАН Юлия Никулина. Поэтому для развития сельских территорий принципиально важным становится диверсификации источников дохода, развитие альтернативной (несельскохозяйственной) занятости. С рынком труда связаны и вопросы безработицы и уровня доходов. Уровень безработицы в сельской местности России почти в два раза выше, чем в городах (8% по сравнению с 5%), а около 1/5 сельских жителей получают доход ниже прожиточного минимума. Бедность является значимым препятствием для развития сельских территорий.

В Минсельхозе добавляют, что наряду с экономическими и социальными факторами большое внимание необходимо уделять развитию самоуправления на сельских территориях. «В целях эффективного и всестороннего развития села Научным центром изучения проблем сельских территорий совместно с Минсельхозом России в 2021 году планируется организация и проведение за счет средств федерального бюджета бесплатных обучающих мероприятий, которые позволят повысить уровень компетенции представителей органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров», — сообщили «Известиям» в ведомстве.

На острие проблем

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

Направления господдержки сельских территорий включают создание и развитие инфраструктуры, льготную ипотеку и возмещение затрат на обучение персонала. В настоящее время многие сельхозпроизводители сталкиваются с проблемами привлечения персонала. Для решения этих задач многие компании самостоятельно строят жилье рядом с производственными площадками, организуют доставку рабочей силы из близлежащих населенных пунктов и ее обучение. Эти затраты часто влияют на конечную конкурентоспособность компаний на рынке.

— Программа развития сельских территорий позволяет частично решить задачу развития сельского хозяйства в РФ, — говорит партнер компании «НЭО Центр» Инна Гольфанд. — Большинство предприятий расположены вдали от крупных населенных пунктов, и обеспечение жильем позволит работникам находиться рядом с производственными площадками.

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

Выдавая ипотечную ссуду селянам, банки должны отталкиваться от сметной стоимости нового строительства, указывает исполнительный директор группы «Деловой профиль» Ксения Архипова. Но для снижения рисков кредитования достаточно, чтобы сумма кредита покрывала преобладающую часть фактически осуществленных и подтвержденных документально расходов на индивидуальное строительство. А после завершения определенных его этапов сумма ипотечного кредита могла бы быть увеличена пропорционально удорожанию возводимого объекта жилой недвижимости.

— Чтобы село развивалось, нужно проработать механизмы предоставления ипотечных ссуд под ведущееся индивидуальное строительство, — говорит Ксения Архипова. — Сегодня ипотеку на строительство жилого дома получить практически невозможно или же сумма кредита ограничивается стоимостью земельного участка и под незавершенное строительство банки кредитовать отказываются.

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

Среди других острых проблем — транспортная доступность, уровень образования и медицины, а также доступ к интернету. Для производственных регионов болезненны вопросы логистики и сбыта продукции, указывает президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов.

Для решения накопившихся проблем, отмечает директор Института аграрной экономики и развития сельских территорий РАН Владимир Суровцев, необходимы не разовые дополнительные транши, но долгосрочная, научно обоснованная, подкрепленная гарантированным финансированием всего комплекса мероприятий программа устойчивого развития сельских территорий. Ведь сокращение трудоспособного сельского населения объективно приводит к необходимости внедрения высокопроизводительных технологий, роботизации и цифровизации основных производственных процессов, считает эксперт.

Старший научный сотрудник сектором развития агропродовольственных систем и маркетинговых исследований Института экономики УрО РАН Сергей Полбицын обращает внимание на снижение предпринимательской активности сельского населения.

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

— Жизнь так поставила, что на сельских территориях всё основано прежде всего на семейном предпринимательстве, — говорит Полбицын. — Поэтому основная и первоочередная задача государства — возродить предпринимательский дух селян, который был притушеван советским индустриальным периодом. Людям нужны подсказки сверху, что целесообразно производить и где можно выгодно это продавать. Для этого нужно создать информационную структуру сельского предпринимательства.

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

Эксперт «Келис Консалтинг» Алексей Елисеев полагает, что для развития сельских территорий нужно давать деньги прежде всего проверенным годами хозяйствам или предприятиям, неважно прибыльные они или нет, главное, чтобы платили налоги, давали работу и производили востребованную продукцию. Очень важно осознавать, что самая острая проблема — нехватка компетентных и ответственных управленческих кадров. И, конечно, не менее острая проблема — получение, а главное — обслуживание кредитов (здесь скрываются не только проценты).

Жизненная необходимость

Государственная поддержка сельскому хозяйству настолько сегодня необходима, что без нее даже самым устойчивым сельским территориям будет сложно сохранить свой статус по всем направлениям деятельности (экономика, социальная сфера, экология), не говоря о депрессивных территориях, замечает доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. Необходимы не только инвестиции в производство, но и развитие социальной инфраструктуры. По данным мониторинга состояния социально-трудовой сферы, учреждения культуры доступны только для 39,6% сельского населения, для 35,4% — они не совсем доступны и для 20,1% — недоступны, есть проблемы с доступностью медицинских и образовательных услуг, газификацией.

Источник

Социальный проект «Здоровая молодежь-основа процветания села»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15 х. Андреевский

«Здоровая молодежь — основа процветания села»

обучающаяся 10 класса

х. Андреевский, 2018 год

2. Роль спортивных площадок в формировании ЗОЖ у детей и взрослых….4

4. Методы, механизмы и стратегия реализации проекта ……………………. 5

5. Этапы реализации проекта ……………………………………………. 5

5. Планирование спортивной площадки………………………… ……….…6

6. Определение необходимых ресурсов………… ………………………. 7

7. Ориентировочная стоимость проекта ………………………………………. 8

9. Ожидаемые результаты и критерии их оценки ………………………….…. 8

Спорт – это важное в мире занятье:

Ловкость, стремленье, задор, высота,

Финиш, удача, победы, объятья…

Спорт – это пластика, мощь, красота!

Выбор и обоснование темы проекта.

Социологический опрос был проведён среди обучающихся и родителей по следующим вопросам:

1. Считаете ли вы проблему здорового образа жизни на сегодняшний день приоритетной для нашего села и страны в целом?

2. Как вы считаете, нужна ли в нашем селе хорошо оборудованная спортивная площадка для детей и взрослых?

Из 130 опрошенных школьников высказались за строительство детской спортивной площадки более 96 %. А среди родителей – 93 %.

На основании социологического опроса сделан вывод: спортивной детской площадке – быть!

Роль спортивных площадок в формировании ЗОЖ у детей и взрослых.

Цель проекта: создание условий для организации отдыха и оздоровления детей, молодежи и взрослых посредством построения комплексной спортивной площадки.

· создание спортивной среды для жителей села;

· создание условий для эффективной деятельности интересного и полноценного досуга детей и подростков, молодежи путем обеспечения спортивной площадки спортивным, игровым инвентарем.

· способствовать популяризации спорта среди молодежи;

· способствовать укреплению здоровья населения;

· создание возможности проведения районных соревнований и спортивных мероприятий на базе спортивной площадки.

Общественная значимость проекта заключается в том, что он способствует активности населения. Эффективность проекта несомненна:

· каждый ребёнок, подросток получит возможность заниматься, играть и развиваться;

· организация досуга детей и взрослых;

· мы берем курс на массовость, на общую заинтересованность детей и взрослых;

· привлечение детей из неблагополучных семей;

· привитие и формирование навыков здорового образа жизни детей и жителей села;

· строительство площадки должно способствовать объединению родителей, педагогов, привлечь внимание общественности к проектной деятельности.

Сроки выполнения проекта: январь 2018 г.- ноябрь 2019 г.

Методы, механизмы и стратегия реализации проекта:

· создание и усовершенствование открытой спортивной площадки села;

· организация и проведение спортивных мероприятий, праздников, акций;

· привлечение наших педагогов, волонтеров для организации и проведения спортивных мероприятий на спортивной площадке;

· приобретение спортивного инвентаря, оборудования для функционирования спортивной площадки.

Этапы реализации проекта:

Работа над проектом проводилась в несколько этапов.

На подготовительном этапе проекта проведены следующие мероприятия:

— Изучение литературы по теме проекта.

— Анкетирование обучающихся и их родителей

— Изучение спортивных площадок в интернете.

— Составление плана работы.

2. Основной этап (март – июнь 2018).

— Обpaбoткa и oбoбщeниe пoлyчeнныx дaнныx.

— Офopмление мaтepиaлов иccлeдoвaния.

— Составление ориентировочной стоимости проекта.

— Встреча с представителем главы администрации с. Солдато-Александровское Смоляковым А. И. по поводу строительства спортивной площадки.

3.Заключительный этап (июль 2018-ноябрь 2019 г.)

— Строительство спортивной площадки.

Планирование спортивной площадки

2) Размеры площадки;

3) Выбор покрытия для площадки;

4) Выбор спортивных сооружений;

5) Подбор цветовой гаммы для спортивных сооружений

Я разработала план схему спортивной площадки (см. приложение стр. 10)

Разработка индивидуального проекта спортивной площадки

1) Место должно быть достаточно освещено;

2) Площадка должна быть защищена от господствующих ветров;

3) Участок желательно выбирать ровный, без больших уклонов;

4) Нельзя размещать ее в низине, где после дождя долгое время будет сыро;

5) Немаловажно исключить контакт детей с электричеством.

Участок, который я предлагаю, расположен на пересечении ул. Ленина и ул. Советской. Находится в центре села и соответствует указанным выше требованиям.

Площадь участка для строительства детской площадки составляет

Выбор цветовой гаммы

Яркие краски необходимы, чтобы настроить детей на игру, привлечь его внимание, поддержать тонус и облегчить ориентирование на площадке.

Покрытие должно быть сухим, так как, играя, дети часто садятся на землю и легко могут простудиться; безопасным, способным смягчить падение с горки или велосипеда, долговечным, и самое главное — отвечать требованиям безопасности.

Оптимальный выбор для покрытия площадки для игр — резиновое покрытие.

Покрытие выбранного мною участка для строительства детской площадки соответствует данным требованиям.

Определение необходимых ресурсов

— электричество для освещения спортивных площадок.

· Оборудование и материалы:

— ограждение, асфальтирование спортивной площадки;

— спортивное оборудование (баскетбольные щиты, волейбольные стойки и сетка, футбольные ворота (мини-футбол), турники, рукоход).

Источник

Что нужно для жизни на селе, россияне полюбили удалёнку и депрессия из-за микрожилья

13-10-2021, 18:16 | Политика / Размышления о политике | разместил: Око Политика | комментариев: (0) | просмотров: (1 115)пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селепропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селепропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

1. Читатель vnukkulaka рассказывает о том, что, по его мнению, достаточно для хорошей жизни на селе. Нужно не так уж много, а ещё больше вещей, привычных для городского обывателя, совершенно не нужны:

Электричество конечно есть, у нас в России вроде уже не осталось не электрифицированных поселений.

А асфальт — не нужен, гравийки вполне достаточно, ибо там где асфальт — слишком много наезжает любителей пьяно и шумно «отдохнуть на природе».

И газ — не особо нужен, у пенсионера хватает времени, чтобы покайфовать перед стеклянной дверцей дровяной печи. И хватает времени, чтобы заготовить бесплатно дрова, валежник с ближнего леса. Кстати, заодно и бесплатный фитнес — мужики у нас на хуторе живут > 80-ти, есть те, кто бабок своих переживает! Понятно, экология, свои продукты, чистые воздух-вода — но похоже что фитнес с заготовкой дров/сена весьма пользителен для пенсионерского здоровья.

Снегоуборщик у нас на Кубани не нужен, по местным редко выпадающим снегам УАЗ Патриот завсегда могёт.

Говновоз не нужен, надо правильно локальный септик делать.

2. Кажется, эксперимент с массовым переводом россиян на удалёнку вполне удался:

Россияне за время пандемии привыкли к удаленной работе и не хотят возвращаться в офисы. По данным исследования международной рекрутинговой компании Hays (есть в распоряжении «Ленты.ру»), 70 процентов из 486 опрошенных сотрудников предпочли бы работать из дома.

17 процентов респондентов назвали удаленную работу значимым, но не критическим условием. Лишь 13 процентов посчитали наличие удаленного варианта несущественным фактором. При этом женщин дистанционная работа привлекает больше, чем мужчин: важность возможности работы из дома подчеркнули 60 процентов сотрудниц и лишь 41 процент сотрудников. Наименьшую значимость удаленка представляет для молодых респондентов (до 24 лет), а наибольшую — для участников опроса старшего возраста (старше 55 лет) и специалистов 25-28 лет.

Компании отчасти готовы пойти на компромисс и обеспечить своих сотрудников гибким графиком посещения офиса. Из 487 опрошенных менеджеров 52 процента собираются сохранить гибридный формат работы в 2022 году. Сотрудники смогут приходить в офис несколько раз в неделю, а остальное время выполнять свои обязанности из дома. Лишь 22 процента работодателей хотят полностью вернуть персонал в офис.

3. Психологи предупреждают об опасности приобретения слишком маленького по площади жилья:

Постоянное проживание в жилом помещении площадью до 10 квадратных метров оказывает негативное влияние на психику. Такое мнение «Известиям» высказала эксперт по недвижимости, владелец российского агентства «ТрендХаус», психолог Ксения Аверс.

По словам эксперта, микрожилье — это альтернатива комнатам в коммунальных квартирах, при этом его обладатели живут без соседей. Маленькие квартиры и апартаменты чаще всего приобретаются для студентов, родителей-пенсионеров и под сдачу в аренду. Но через пару лет от нахождения в столь ограниченном пространстве может начаться депрессия, предупредила Аверс.

К слову, в СССР среднее число квадратных метров на одного человека достигло 10 только в конце 1960-х, 15 метров – только в конце 1980-х:

Сейчас на одного человека приходится 27 квадратных метров жилья.

Источник

Деревенская мерка: что говорит исследование Росстата о жизни на селе

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

В начале апреля Росстат опубликовал данные глобального исследования условий жизни населения страны, благодаря которому можно проследить, как соотносятся результаты в зависимости от типа населенного пункта — в том числе сравнить ответы респондентов, проживающих в сельской местности и в городах. При этом по ряду показателей отечественные села продемонстрировали результаты, не уступающие городам, — например, по количеству личных автомобилей, удовлетворенности качеством жилья и даже по отсутствию привычки к регулярному распитию алкоголя. С чем могут быть связаны такие результаты, учитывая, что развитие сельских территорий по-прежнему остается одной из основных задач на национальном уровне, «Известия» поговорили с социологами и учеными, занимающимися исследованиями аграрного сектора.

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

В поисках объективности

Масштабное исследование проводится уже не первый раз — последнее было опубликовано за два года до этого, — и охватывает самые разные аспекты жизни.

Вопросы, которые специалисты Росстата задавали респондентам, касались, помимо прочего, удовлетворенности собственными жилищными условиями и уровнем обустройства прилегающей территории, наличия доступа к удобствам (канализации, водоснабжению, электроэнергии и т.д.), доступности медицинской помощи и образования, а также наличия автомобиля и доступа к интернету.

В исследовании, которое проводилось в конце сентября 2018 года, приняли участие жители всех регионов России, в том числе больших и маленьких городов, а также сел. Выборка составила 60 тыс. человек. Социолог Виктор Вахштайн, директор Центра социологических исследований РАНХиГС называет ее «гигантской».

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

Пенсионерки смотрят телепередачу на ноутбуке во дворе сельского дома в Ивановской области

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

— У Росстата очень серьезная методология, 60 тыс. домохозяйств с хорошей репрезентативностью по квотам, но она хороша именно для оценки объективных вещей. Сама логика мониторинга Росстата предполагает наблюдение за уровнем жизни, который понимается как наличие неких вполне фиксированных материальных условий. Поэтому в таких вопросах, их данным, на мой взгляд, можно полностью доверять, — пояснил он «Известиям».

Полученные данные специалисты разбили на несколько категорий — по составу домохозяйств или по социальным и демографическим группам, по регионам и по типу населенных пунктов. Результаты были опубликованы, посмотреть их можно на сайте ведомства.

Начали с канализации

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

Наибольшее внимание СМИ в день публикации опроса привлекла информация о том, что, согласно его данным, в России более 22% населения не имеют доступа к централизованной канализации, используя, например, септики или выгребные ямы (при этом, подчеркнули в Росстате, за два года, прошедшие с публикации последнего исследования, ситуация несколько улучшилась — число таких домохозяйств сократилось на 1%).

Еще около 12% респондентов сообщили, что вовсе не имеют собственного туалета в доме, пользуясь общими санузлами или «удобствами на улицах». При этом если в городах о наличии туалета в квартире или доме сообщили 95% респондентов, то в селах положительно на этот вопрос ответили 60,9% респондентов (43% — для сел с населением менее 200 человек). В отдельно стоящей постройке туалет находится у 38,2% деревенских жителей (56,6% для маленьких деревень). К централизованной канализации в маленьких деревнях доступ имеют 8% жителей, по деревням в целом — около 25%.

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

У колонки в деревне в Хакасии

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

Собственная ванная или душ есть у 86% респондентов, при этом среди городских жителей положительно на этот вопрос ответили 94% опрошенных, в деревнях — 60,4% (около 50% — для жителей малых деревень).

Именно такие данные, по мнению Виктора Вахштайна, связанные с конкретными, измеримыми вещами, заслуживают наибольшего доверия, поскольку относятся к объективным показателям.

Пользуясь таблицами, в которых данные представлены в разбивке в зависимости от места жительства респондентов (от маленьких, с населением менее 200 человек, сел и городов, в которых живут не более 50 тыс. человек, до мегаполисов-миллионников), корреспондент «Известий» изучил некоторые другие результаты, сравнив ответы деревенских и городских жителей.

Из них следует, что с точки зрения объективных факторов большая часть деревенских территорий остается практически необустроенной. О плохой освещенности на подходе к дому заявили 17% респондентов в сельской местности и 15% — в городах, больше половины деревенских жителей заявили, что поблизости вообще нет детских и спортивных площадок (50,6% и 58,6% соответственно в среднем по деревням и 94,6% и 95,5%, то есть абсолютное большинство, для малых сел).

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

Жительница деревни Сибиляково Омской области готовит обед на печи

Кроме того, если в городах на проблемы с подачей электроэнергии пожаловались 14,9%, то в селах — 31,9%. Горячее водоснабжение, в том числе и за счет местных нагревателей, отсутствует у 32% респондентов в селах (для сравнения: в городах на это пожаловались 5,5% опрошенных).

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

Однако в то же время сразу по нескольким вопросам, традиционно считающимся проблемными для деревенской местности, показатели не сильно отстают от «городских».

«Не условия хорошие, а требования заниженные»

Речь, в частности, идет о том, как респонденты оценивали свои жилищные условия, об отношении к алкоголю и курению, а также об оценке состояния своего здоровья. Так, об употреблении алкоголя сообщили 52,7% опрошенных в деревнях респондентов, в то время как в среднем для городских жителей этот показатель составил 63,1%. Те, кто употребляют алкоголь, исходя из данных исследования, делают это реже: 49% респондентов в деревнях сказали, что «пьют только по праздникам», то есть один раз в несколько месяцев. Среди городских жителей такой вариант ответа выбрали 45% респондентов, зато процент тех, кто употребляет алкоголь один-два раза в месяц или чаще, в городах оказался пусть незначительно, но больше.

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

Жители деревни Кривой Наволок Республики Коми на праздновании Дня села

Аналогичная ситуация складывается и с курением — тех, кто выбрал ответ «не курят и не курили», в сельской местности оказалось больше (64,4% в деревнях против городских 62%).

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

Сопоставимой оказалась и оценка состояния своего здоровья, несмотря на то что доступность и уровень медицинской помощи традиционно являются одной из наиболее проблемных точек для деревенских территорий. Среди лиц старше 15 лет число тех, кто страдает хроническими заболеваниями, составило 26,9% для города и 25,4% для села. Как «очень хорошее» и «хорошее» свое здоровье оценили 4,4% и 40,4% жителей городов соответственно и 4,2% и 33,8% жителей деревень (для маленьких деревень показатель составил 5,4% и 41,1% соответственно). Не сильно отличается (учитывая сложности с дорогами и транспортной инфраструктурой) и частота вызовов «скорой» — самым популярным и в городе, и в деревне стал ответ «один или несколько раз в год» (87,3% и 84,5% соответственно), при этом время ожидания тоже практически совпало — если 64,4% респондентов в городах ждали приезда медиков до 20 минут, то в деревне такой ответ дали около половины опрошенных. Еще 36% ждали прибытия «скорой» не более 40 минут.

Близки оказались ответы и в том, что касалось качества жилья. Как «хорошее» и «удовлетворительное» его оценили 44,1% и 45,3% жителей городов соответственно и 38,7% и 49,5% жителей сел. «В целом удовлетворительными» жилищные условия назвали 71% горожан и 76,3% жителей маленьких деревень (в среднем по деревням показатель составил 66,6%). Еще около трети (33%) сельских жителей сказали, что все-таки нуждаются в улучшении жилищных условий (против 28,5% в городах), однако в отличие от горожан думают они не о переезде (14,8% в городах и 8,6% в деревне), а о ремонте уже имеющегося дома (20% в деревнях и 6,8% в городах).

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

Сельский врач во время оказания медицинской помощи на дому в Муромцевском районе Омской области

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

Однако, по мнению специалистов, приведенные выше ответы необязательно отражают реальную картину жизни. Как напоминает Виктор Вахштайн, в отличие от конкретных пунктов, связанных, например, с наличием или отсутствием личного автомобиля (есть почти у половины сельских жителей) или тех же удобств в доме, большинство вопросов, подразумевающих личную оценку или мнение респондента, являются скорее субъективными и с реальностью могут расходиться.

Кроме того, по его словам, методология, которую использует Росстат, в целом не слишком приспособлена для решения социологических, а не статистических задач.

— Субъективные и объективные оценки, например, жилья вообще не сильно коррелируют, это видно даже на международных опросах. Люди могут не воспринимать отсутствие туалета как самую большую трагедию в своей жизни, потому что у них как раз есть проблемы посерьезнее, — объясняет социолог.

Другая проблема заключается в том, что жителям отдельных территорий нередко просто не с чем сравнивать условия, в которых они живут. Особенно это актуально для жителей старшего возраста, которые составляют основную долю населения российских деревень.

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

Установка газовых труб во время газификации деревенского дома в Ивановской области

— Многие люди, особенно немолодые, не знают, что можно жить иначе. У них не условия хорошие, а они так привыкли, к тому же вокруг все живут так. Это дачники из города обустраивают свое жилье на современный манер. И то далеко не всегда. В селе выше уровень безработицы, ниже уровень доходов. Люди понимают, что улучшения требуют денег. Даже если газовая труба идет по улице, то — если правильно помню цифры — более 10% отказываются из-за того, что дорого подключение. Кроме того, и примера нет, как можно сделать современные условия в доме, в котором уже 40 или больше лет из удобств есть только электричество,— объясняет Наталья Шагайда, директор Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС.

В поисках воздуха и солнца

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

Впрочем, у жизни в деревне могут быть и объективные преимущества. Например, жители деревень меньше, чем горожане, страдают от загрязнения воздуха (15,4% против 6,7% ), шума от соседей (12,8% против 4,8%) или отсутствия солнечного света в домах (8,3% против 4,9%). Вообще ни одного из предложенных исследователями недостатков жилого помещения в селах не выбрали 63,7% респондентов, а в городах — 57,4%.

Таким образом, если судить по объективным показателям — например, качеству дорог, наличию водопровода и канализации, уровню доходов, — жизнь в деревне действительно заметно уступает по качеству городской. Но в том, что касается вопросов экологии и субъективных аспектов, связанных с мировосприятием в целом, сельские жители действительно считают, что живут лучше, чем горожане, убежден Виктор Левашов, эксперт Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований. И, по его мнению, они недалеки от истины.

— Ситуация складывается так, что в деревне, на своей земле, в настоящее время живется лучше, чем в городе. Потому что у сельских жителей нет массы сопутствующих проблем, которые возникли у среднестатистических граждан в городах, — настаивает он.

Всё это приводит к тому, что некоторые жители городов уже начали переезжать или готовиться к переезду в сельскую местность, говорит Виктор Левашов. При этом, по его словам, тенденция эта характерна не только для России и затрагивает в первую очередь обеспеченные слои населения.

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

Житель деревни Кривой Наволок Республики Коми колет дрова

— Это генеральная тенденция. Она наблюдается во всех развитых странах. Кто может, у кого есть деньги, они начинают выезжать. В том числе жители таких крупных городов, как Лондон или Париж. В город, в свою очередь, приезжают новые, более активные группы населения, — объясняет Виктор Левашов.

пропаганда жизни на селе. Смотреть фото пропаганда жизни на селе. Смотреть картинку пропаганда жизни на селе. Картинка про пропаганда жизни на селе. Фото пропаганда жизни на селе

Интерес к теме здорового питания, экологически чистых продуктов и заботы об окружающей среде привел к тому, что среди современной молодежи оказалось больше тех, кто интересуется деревенской жизнью, признает Наталья Шагайда. Однако с тем, что речь идет о полноценном тренде, она не согласна.

По ее словам, случаи переезда из города в деревню действительно бывают, но системного характера не носят, поэтому, указывает директор центра Агропродовольственной политики РАНХиГС, правильнее было бы говорить «об отдельных кейсах». В некоторых случаях оставить городскую жизнь люди решаются и вовсе вынужденно.

— Например, молодая семья понимает, что у них не хватит денег на то, чтобы приобрести квартиру в городе, и тогда, если у них есть, например, старый деревенский дом и желание, деньги его обустроить, они могут поехать в село. Но это притом, что у них есть удаленная работа или они знают, как зарабатывать в селе. Это отдельные случаи. Но в целом сельское население продолжает сокращаться, причем проблема заключается в том, что мы даже не знаем, насколько оно сокращается, — отмечает эксперт.

Проблема с оценкой общей численности сельского населения сегодня заключается в методе подсчета. Специалисты ориентируются на число жителей, зарегистрированных в селах, однако нередко люди уезжают в города или более крупные населенные пункты (иногда расположенные даже в соседних регионах) на месяцы или целые сезоны, оставаясь прописанными в родной деревне, и отследить этот процесс не представляется возможным — а деревни в это время продолжают пустеть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *