пропаганда здорового образа жизни в казахстане
Как Казахстану выйти из топ-10 по смертности с помощью ЗОЖ
© Фото: ниЖевред
В 2019 году Казахстан вошел в десятку стран по смертности из-за болезней, вызванных неправильным питанием. Но это лишь одна из причин развития неинфекционных заболеваний. Такие болезни уносят в год жизни около 120 тысяч казахстанцев. И многие смерти можно было предотвратить. Именно этим и занимается «ниЖевред» – проект, призванный снизить вред здоровью от пагубных привычек.
Неинфекционные заболевания – их еще называют хроническими – это болезни сердца, печени, почек, рак. Их причинами становятся вредные привычки: малоактивный образ жизни, курение, алкоголь. Хронические болезни повышают риск смерти от вирусных инфекций, что подтвердила пандемия.
Главной их профилактикой ВОЗ называет здоровый образ жизни – стиль жизни, который снижает риски заболеваний и преждевременной смерти. Физическая активность, сбалансированное питание, отказ от курения и алкоголя – все это часть здорового образа жизни.
Международная декларация ВОЗ, принятая в 1978 году, гласит: любой человек независимо от расы, пола и возраста должен обладать максимально возможным уровнем здоровья, а государство должно ему в этом помогать. Некоторые страны добились заметных результатов.
Пропаганда ЗОЖ в разных странах
В 1970-х годах в Финляндии решили бороться со смертностью от хронических болезней и запустили проект «Северная Корелия». В него входили информирование финнов о связи здоровья и образа жизни, формирование новых пищевых привычек, профилактика курения и повсеместное выращивание овощей и фруктов. В стране провели серию спортивных мероприятий, полностью изменили меню в школах и университетах, по телевизору шли передачи, в которых люди учатся здоровому образу жизни и бросают курить. Все это привело к тому, что в период с 1970 по 2006 год смертность от неинфекционных болезней среди финнов упала на 63%, а средняя продолжительность жизни выросла на 10–15 лет.
В ряде стран распространены системы питания, которые признаны ВОЗ здоровыми, – средиземноморская и скандинавская диеты. Средиземноморская диета распространена в Греции, Испании, Италии, на Кипре, ее основой являются местные овощи, фрукты, орехи и злаки. Скандинавская диета берет за основу продукты питания, которые производятся в Дании, Норвегии, Швеции: ягоды, рыба, овощи и крупы.
Во многих странах спорт стал частью жизни. В Германии на 82 миллиона человек приходится 72 миллиона велосипедов, а в Дании велоспорт настолько распространен, что дети учатся ездить с двух-трех лет. В Австрии 64% населения занимаются спортом чаще одного раза в неделю, а половина нидерландцев (примерно 8 миллионов человек) умеренно активна не меньше двух с половиной часов в неделю.
Имеет значение и экология: в странах, которые делают упор на спорт и здоровое питание, самый чистый воздух. Согласно индексу экологической эффективности, первое место по качеству воздуха в 2020 году заняла Финляндия. Даже зимой финны предпочитают машинам велосипеды, что существенно снижает выбросы выхлопных газов.
Казахстан и здоровый образ жизни
По статистике, в 2020 году спортом на постоянной основе занимались 30% казахстанцев, что существенно ниже, чем в Европе. Хотя показатель растет – в 2014 году спортом занимались всего 25% казахстанцев.
На это есть разные причины: слабая пропаганда спорта среди населения, недостаточная освещенность вопроса в СМИ, да и недостаточные вложения в спорт – в городах по-прежнему не хватает велосипедных дорожек. Хотя и намечается позитивная тенденция – так, в 2018 году Министерство здравоохранения обещало ежегодно тратить на пропаганду ЗОЖ 2,3 млрд тенге и сейчас разрабатывает новую концепцию ЗОЖ.
Отсутствие культуры питания тоже играет большую роль. Традиционная казахстанская еда не очень полезна, так как состоит из мяса и молочных продуктов, которые ВОЗ советует употреблять лишь пару раз в неделю. Детей не учат правильному питанию в школах, да и в СМИ об этом говорят недостаточно. Имеет значение и уровень развития сельского хозяйства, государственная поддержка фермерства. Овощи и фрукты, выращенные в экологичной среде и в малых объемах, будут куда полезнее магазинных, а с поддержкой государства – и более доступны.
Доступная альтернатива ЗОЖ
Одномоментно перейти на ЗОЖ по всем правилам – задача практически невыполнимая. Поэтому более эффективной альтернативой выступает концепция снижения вреда, набирающая популярность во многих странах – а теперь и у нас. Ее суть – не запреты, а постепенное снижение вреда здоровью.
Чтобы снизить вред от несбалансированного питания, концепция рекомендует сократить количество сахара, соли и трансжиров.
Курильщикам рекомендуют отказаться от традиционной сигареты в пользу бездымных продуктов – электронных сигарет или нагреваемого табака, поскольку, хоть никотин и вызывает привыкание, основной вред наносит не он, а дым сигареты. Горящий табак выделяет около 6000 химических элементов, 69 из которых считаются канцерогенными.
Снизить вред от алкоголя тоже можно – рекомендуется выбирать менее крепкие напитки, например пиво и коктейли до 20%.
Полезные рекомендации по снижению вреда вы можете получить на веб-портале проекта «ниЖевред». Там вы найдете советы экспертов, новейшие исследования и ценный опыт других людей.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!
Читайте также:
Lada врезалась в экскаватор – есть пострадавшие
Названы причины сбоев на портале eGov
Димаш Кудайберген о будущей жене: Она будет жить с моими родителями
Удар током на железной дороге: окажет ли КТЖ помощь пострадавшему подростку
Названы казахстанские министерства-антилидеры по оказанию госуслуг
ЦЕЛЬ 1. Укрепление здоровья населения путем пропаганды здорового образа жизни и рационального питания, повышения информированности и личной ответственности граждан, а также мобилизации общественности на решение вопросов профилактики, раннего выявления и лечения заболеваний
В 1946 году Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как «… состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Семьдесят лет спустя, нарушения физического, психического и социального благополучия продолжают оставаться опасной и дорогостоящей проблемой для абсолютного большинства стран, включая Казахстан.
На сегодняшний день хронические неинфекционные заболевания являются основной причиной смертности в мире, составляя около 60% от всех случаев смерти. Поскольку расходы на здравоохранение продолжают экспоненциально расти, необходим поиск эффективных решений, направленных на уменьшение воздействия факторов риска на здоровье и качество жизни граждан.
Видение СОЗ в рамках данной цели: здоровый образ жизни, рациональное питание, отказ от вредных привычек и стремление к активному и качественному долголетию становятся доминирующими стереотипами поведения, ценностными ориентирами, факторами престижа и достижения приоритетных жизненных целей среди всех слоев казахстанского общества.
Несмотря на выделенные значительные бюджетные ассигнования на пропаганду здорового образа жизни в Казахстане, работа оказалась крайне неэффективной. Она выполнялась с использованием устаревших методов, без должной сфокусированности на целевых аудиториях. При проведении мероприятий практически не применялись современные принципы по укреплению здоровья, его мониторингу и оценке эффективности проводимых мероприятий. Отсутствие репрезентативных данных об образе жизни и особенностях поведения различных половозрастных, профессиональных и других групп населения Казахстана препятствует созданию адекватной стратегии по стимулированию и формированию здорового поведения казахстанцев. Решение проблемы требует целостного, системного и тщательно скоординированного подхода на общенациональном уровне.
СОЗ отведена ведущая роль в координации деятельности по укреплению здоровья населения, которая должна охватывать следующие аспекты:
При этом в работе должны быть предусмотрены такие этапы, как генерирование идеи, технологическое воплощение, постоянный мониторинг с помощью объективных индикаторов.
Обозначенные ниже задачи определены как ключевые для достижения поставленной цели.
Задача 1.1. Совершенствование нормативно-правовой базы во имя повышения ее потенциала в деле создания среды, благоприятствующей укреплению здоровья населения
Для выполнения поставленной задачи необходимо осуществить следующие мероприятия:
а) привлечение самого передового мирового опыта законодательства в области общественного здоровья;
б) максимальное вовлечение заинтересованных сторон в процесс законотворчества;
в) содействие утверждению и вступлению в силу обновленной нормативно-правовой базы в сфере общественного здоровья.
а) сбор, анализ и оценка данных об образе жизни и моделях поведения населения, касающихся индивидуального здоровья;
б) разработка законодательных инициатив, основанных на фактических данных, а также рекомендаций по предупреждению поведенческих факторов риска и формированию здоровых моделей поведения;
с) разработка целевых программ, направленных на укрепление здоровья населения.
Задача 1.2. Пропаганда здорового образа жизни и рационального питания
Многие проблемы здравоохранения связаны с недостаточной осведомленностью граждан в вопросах собственного здоровья. Для достижения цели по повышению грамотности населения в вопросах здоровьесбережения СОЗ должен проводить тщательно спланированные и научно-обоснованные образовательные, информационные и коммуникационные мероприятия, охватывающие следующие направления:
Задача 1.3. Повышение индивидуальной ответственности граждан за собственное здоровье
На сегодняшний день казахстанская медицина остается эгоцентричной, ориентированной исключительно на знания и опыт врача. Вместе с тем, современный мировой тренд – это экосистемность медицины, в которой гражданам предоставляются большие возможности в принятии информированных решений, касающихся предупреждения и раннего выявления болезней, а также в выборе врача и медицинской организации. Важно им помочь разобраться в лабиринте знаний о тысячах болезней и их проявлениях, а также в калейдоскопе медицинских специальностей и организаций.
При том, что государственная политика и программы расширяют доступ к информации и возможности для ведения здорового образа жизни, забота о собственном здоровье – это личный выбор каждого. Индивидуумы наделены возможностью выбора в том случае, если они обладают знаниями, способностями, ресурсами и мотивацией для осуществления здорового выбора. Когда люди наделены полномочиями, они способны играть активную роль не только в улучшении собственного здоровья, но и в поддержании членов своих семей и друзей в выборе здорового поведения, а также вносить положительные изменения в здоровье общества.
Принятие решения является сложным процессом, на который влияют личные, культурные, социальные, экономические факторы, условия окружающей среды, а также такие факторы, как способность человека удовлетворять свои ежедневные потребности, мнение и поведение сверстников, собственные знания и мотивация. Зачастую для смены привычек недостаточно одной лишь информации. В принятии и поддержании решения в пользу здорового образа жизни определенную роль могут играть условия работы, обстановка в школе и сообществе, в котором проживает индивидуум. Предоставление инструментов и информации, делающих выбор легким и доступным, улучшение социальной среды и условий, в которых принимаются решения, позволяют поддержать людей в их выборе в пользу здорового поведения.
Направления деятельности СОЗ в вопросах повышения личной ответственности граждан за собственное здоровье должны быть следующими:
В связи с вышеизложенным, деятельность СОЗ призвана обеспечить следующее:
Задача 1.4. Мобилизация общественности, неправительственных организаций, бизнес-структур, медиа-агентств, государственных органов и учреждений на создание условий для достижения ключевых показателей благополучия и высокого качества жизни граждан
Государство играет ключевую роль в реализации стратегий по улучшению здоровья граждан и профилактике болезней. Роль государства в основном заключается в разработке и реализации общих стратегий, в регуляторных функциях и финансировании отдельных целевых мероприятий.
Однако государство не добьется успеха, работая в одиночку. Для достижения успеха в предупреждении заболеваний и борьбе с ними важно задействовать всех партнеров в области профилактической медицины, все слои казахстанского общества. Реализовывать стратегические направления и приоритеты, благодаря которым граждане Казахстана смогут жить дольше и оставаться здоровыми на каждом этапе своей жизни, необходимо, действуя вместе.
Одной из важнейших задач СОЗ является объединение усилий общества, государственных и некоммерческих организаций, академических и образовательных центров, бизнес-сообществ, медиа-агентств и других организаций в целях улучшения здоровья и качества жизни граждан Казахстана. Осуществление задачи предусматривает формирование партнерств, объединяющих всех тех, кто заинтересован в изменении существующей ситуации, характеризующейся высокой распространенностью сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, ожирения, рака и других болезней, которые можно эффективно предупреждать путем ведения здорового образа жизни – физической активности, рационального питания и отказа от вредных привычек.
Совместная работа государственных и негосударственных структур, коммерческих некоммерческих, академических и общественных организаций может осуществляться в рамках государственно-общественно-частного партнерства под лозунгом «Казахстан – страна здоровья и активного долголетия». Такое партнерство должно преследовать достижение следующих целей:
Важным в стратегии СОЗ является привлечение к реализации программ партнеров из всех слоев общества на общенациональном, областном, городском и районном уровнях. Деятельность СОЗ призвана формировать и укреплять партнерские связи, постоянно выявлять области, нуждающиеся в улучшении, координировать, адаптировать, согласовывать совместные усилия и способствовать распространению лучшего мирового опыта в области содействия здоровому образу жизни и профилактики болезней.
Деятельность СОЗ подразумевает также поиск методов, посредством которых отдельные граждане и организации (правительственные и неправительственные, коммерческие и некоммерческие) смогут эффективно взаимодействовать для того, чтобы улучшить состояние здоровья населения страны. Роль государственно-общественно-частного партнерства под лозунгом «Казахстан – страна здоровья и активного долголетия» заключается в том, чтобы разрабатывать и адаптировать научно-доказанные подходы к охране общественного здоровья с тем, чтобы принимались информированные и обоснованные решения в области профилактики болезней. Такое партнёрство призвано расширять сотрудничество по реализации инициатив в области профилактики болезней и укрепления здоровья, а также содействовать обмену передовым опытом и, в некоторых случаях, координировать деятельность отдельных заинтересованных лиц и организаций.
Рациональная политика и целевые программы направлены на то, чтобы обеспечить синергизм и комплементарность различных мероприятий. Международный опыт показывает, что, когда все слои общества работают в едином направлении, ориентированном на профилактику болезней, эффект улучшения здоровья населения усиливается многократно. Деятельность СОЗ призвана включать также изучение передового мирового опыта, его адаптацию и применение в условиях Казахстана, что позволит скоординированно реализовывать мероприятия, доказавшие свою состоятельность, и демонстрировать их эффективность.
В деле профилактики болезней важно наступать широким фронтом, в частности, побуждать бизнес-структуры обеспечивать и поддерживать оздоровительные мероприятия на рабочем месте, задействовать организации, проводящие профессиональное обучение, вовлекать родителей с тем, чтобы увеличивать долю населения, приверженного здоровому образу жизни. Партнеры играют различные роли, однако для решения вопросов национального здравоохранения должны объединяться, становясь доверенными членами единого общества, стремящегося к здоровью и качественному долголетию. Возможности профилактики заболеваний значительно расширяются, когда те, кто работает в жилищной, транспортной, образовательной и других секторах жизни социума ставят здоровье и благополучие граждан в числе приоритетов при принятии решений. Ниже представлены роли, которые могут выполнять партнеры в вопросах здоровья населения:
а) Политика и нормативно-правовая среда. Индивидуумы и организации играют важную роль в разработке и реализации политики, законов и нормативных положений (в пределах своей компетенции и юрисдикции), которые могут создавать благоприятствующие здоровью условия. При этом значение имеют любые нормативные положения вне зависимости от того, приняты ли они на государственном или муниципальными уровне, на производственном предприятии или в учебном заведении. Организации могут рассматривать потенциальное воздействие на здоровье различных политических решений и выбрать из них те стратегии, которые смогут положительно влиять на здоровье. Если говорить о градостроительном проектировании, то, например, в целях создания больших возможностей для безопасной физической активности и обеспечения шаговой доступности здоровых продуктов питания, важное значение имеет на законодательном уровне применение критериев благоприятствования здоровью в процессе разработки норм по земельному планированию.
б) Покупатели. Граждане и организации приобретают различные товары и услуги (продукты питания, транспорт, медицинское страхование и т.д.), получают финансирование на строительство инфраструктурных объектов, таких как здания, жилье и дороги. Они могут использовать силу своей покупательской способности для укрепления здоровья и благосостояния как собственного, так и сограждан. Например, предприятия могут внедрять политику закупки продуктов здорового питания и создания здоровой окружающей обстановки для своих работников и клиентов.
в) Работодатели. Работодатели имеют возможность внедрять политику и программы, которые способствуют здоровью, благосостоянию и безопасности своих сотрудников. Например, работодатели могут организовывать для сотрудников индивидуальные консультации по развитию навыков безопасной жизнедеятельности, о вреде курения, а также по повышению общего эмоционального благополучия.
г) Научные работники и преподаватели. Научные данные должны эффективно использоваться в целях реализации стратегии СОЗ. Например, университеты могут помочь продемонстрировать экономические преимущества профилактики болезней и поделиться этими выводами с владельцами коммерческих структур, принимающими решения. Кроме того, ученые могут выявить некоторые региональные особенности проблем общественного здравоохранения. Например, актуальным представляется получение данных о взаимосвязи здоровья различных целевых групп населения с теми или иными условиями окружающей среды, труда, образовательного процесса (дошкольного, школьного и т.д.), создание научно-обоснованных стратегий по повышению осведомленности населения о взаимосвязи поведения и здоровья, а также регулярная оценка эффективности проводимых мероприятий.
д). Медицинские работники. Профессионалы-медики и организации, оказывающие медицинские услуги, могут не только участвовать в предоставлении высокоэффективных услуг по профилактике болезней, но и способствовать укреплению связей между медиками и общественностью в вопросах профилактической медицины. Например, система здравоохранения может создавать такие условия, при которых оценка работы врачей будет в значительной степени зависеть от того какую роль они отводят профилактическим мероприятиям.
е) Работники сферы информации и образования. Граждане и общество генерируют и получают информацию посредством различных источников. Рекламные, информационные сайты, тренинги, просветительские и образовательные программы могут повысить осведомленность населения о преимуществах здорового поведения, предоставлять гражданам объективные знания и навыки, создавать условия, благоприятствующие принятию правильных решений.
ж) Роль работодателей. Улучшение здоровья работников выгодно как для самих работников, так и для их работодателей, поскольку позволяет повышать производительность труда (сокращая при этом потери от нетрудоспособных дней и расходы на лечение), и стимулировать экономический рост. Работодатели могут осуществлять политику и программы по оздоровлению своих сотрудников. Например, создавать на рабочих местах условия для поддержания здорового образа жизни, перерывов на физическую активность и отдых, проводить мероприятия по защите работников от заболеваний, повышению их грамотности в вопросах здоровьесбережения, обеспечивать доступ к здоровому питанию и медицинскому страхованию.
Задача 1.5. Укрепление системы эпидемиологического надзора, профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями, патологическими состояниями и рисками для здоровья
В настоящее время сердечно-сосудистые заболевания, рак, сахарный диабет, хронические респираторные заболевания, психические заболевания и травмы создают наибольшую угрозу для населения Казахстана. Система эпиднадзора, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний, состояния здоровья и безопасности в Казахстане должна быть усилена за счет реализации соответствующих мероприятий. Интегрированная система мониторинга хронических заболеваний должна быть разработана для эффективного контроля над болезнями. Она будет обеспечивать сбор данных о состоянии здоровья населения. Это поможет проводить адекватную оценку эффективности воплощения целей по улучшению здоровья населения. Научный потенциал должен быть повышен, особенно в области эпидемиологии неинфекционных заболеваний. Для выполнения этой стратегической задачи СОЗ призван реализовывать следующие мероприятия:
Задача 1.6. Расширение масштабов и совершенствование информационной интеграции по проблемам охраны здоровья и окружающей среды
Существует четыре фактора, которые определяют здоровье и благополучие человека:
Все эти факторы должны учитываться при разработке комплексных мероприятий, направленных на укрепление здоровья граждан.
В реализации указанной задачи СОЗ призвана активно привлекать работодателей, медицинских работников, работников образования, общественные и религиозные организации, а также отдельных граждан и их семьи.
Работодатели коммерческих и некоммерческих предприятий могут:
Организации сферы здравоохранения и врачи могут:
Центры раннего развития, школы, колледжи и университеты могут:
Общественные, некоммерческие и религиозные организации могут:
Отдельные граждане и семьи могут:
Задача 1.7. Широкое использование информационных технологий в вопросах укрепления здоровья, предупреждения, раннего выявления и контроля заболеваний
В Послании народу Казахстана 10 января 2018 г. президент Н.А. Назарбаев указал следующее:
Необходимо повысить доступность и эффективность медицинской помощи через интеграцию информационных систем, использование мобильных цифровых приложений, внедрение электронных паспортов здоровья, переход на «безбумажные» больницы».
Требуется приступить к внедрению в медицине технологий генетического анализа, искусственного интеллекта, которые на порядок повышают эффективность диагностики и лечения заболеваний.
Развитие технологий способствует решению вопросов общественного здоровья. Речь идет о постоянном удешевлении технологических средств, повышении доступности широкополосного интернета, больших возможностях для хранения электронных данных и прогрессивном развитии индустрии высокочувствительных сенсоров. Следует добавить также возможности цифрового облака, благодаря которому знания одновременно становятся доступными миллионам людей.
Благодаря новому поколению биологических сенсоров, внешних и внутренних устройств для мониторинга показателей жизнедеятельности, мы за год можем узнать об организме человека больше, чем за все предыдущие тысячелетия. Современные знания подвергли наши представления о механизмах здоровья и болезни глубокой трансформации, благодаря чему мы владеем обширными познаниями в области эпидемиологии болезней, геномики и сформулировали принципы персонализированной медицины. К этому следует добавить огромные возможности нового мега-тренда в технологии – Интернета Вещей (Internet of Things), который позволяет интегрировать разнообразные гаджеты и мобилизовать их для оптимального жизнеобеспечения человека.
В связи с этим необходимо внедрение технологий, которые направлены на обеспечение граждан информацией касательно собственного здоровья, а именно:
а) Внедрение технологий, которые позволяют без специальных медицинских знаний выявлять вероятные причины симптомов болезней и недугов. Эти технологии позволяют с помощью компьютера, смартфона или планшета пройти тестирование по алгоритмам, которые наводят на наиболее вероятные причины заболеваний. С их помощью граждане без специальных медицинских знаний имеют возможность принимать самостоятельные решения о том, следует ли немедленно звонить в скорую помощь, или как далее правильно поступать. Это значительно разгрузит систему оказания медицинской помощи, позволит ей сконцентрироваться на потребностях граждан, реально нуждающихся в медицинской помощи.
б) Широкомасштабная популяризация интернет-ресурсов, которые в доступном виде предоставляют научно-обоснованную информацию о болезнях, их причинах, проявлениях, предупреждении, диагностике и лечении. Важно, чтобы такие интернет-ресурсы были ориентированы на мобильные устройства Android и iOS, учитывали соответствующие демографические и географические факторы, языковые особенности (наличие по меньшей мере казахской и русской версий), условия окружающей среды, а также историческую картину заболеваемости, особенности местного рынка медицинских услуг и фармацевтических препаратов, а также их доступность населению. Наличие таких ресурсов позволит пациентам принимать информированные грамотные решения касательно своего здоровья, расширяет их возможности по предупреждению заболеваний и укреплению здоровья.
в) Внедрение технологий, обучающих граждан способам оценки внешних факторов, играющих роль в реализации здорового образа жизни. В этих технологиях должны применяться индикаторы, оценивающие основные параметры здоровья среды проживания, в частности, условия городской среды/территории проживания, условия бытовой среды (здоровье обстановки в кухне, спальне, в доме в целом), а также здоровье и образ жизни ближайшего окружения индивидуума (родственников и друзей).