проникновение государства во все сферы жизни общества
Ответы к тесту по политологии 100 вопросов (Часть 2)
51. Проникновение государства во все сферы общественной жизни характерно для режима:
а) правового;
б) авторитарного;
в) тоталитарного;
г) теократического.
52. Демократический строй государства предполагает:
а) подчинение меньшинства большинству;
б) подчинение большинства меньшинству;
в) подчинение всего населения власти одного или нескольких лиц;
г) подчинение всего населения власти одной партии.
53. Тоталитарный режим был впервые установлен:
а) в Испании;
б) в Италии;
в) в Германии;
г) в Японии.
54. К демократическому политическому режиму не относится следующая оценка:
а) все демократические режимы соблюдают права человека;
б) все демократические режимы допускают оппозицию правящим партиям;
в) все демократические режимы характеризуются разделением властей;
г) все демократические режимы основываются на президентской форме правления.
55. Автором концепции разделения властей является:
а) Вольтер;
б) Ж.Ж.Руссо;
в) Д.Дидро;
г) Ш.Монтескье.
56. Партийная система означает:
а) расстановку классовых сил;
б) идеологические группировки;
в) взаимодействие оппозиционных сил;
г) взаимодействие групп интересов.
57. Основная причина возникновения многопартийности заключается:
а) в многонациональности народа страны;
б) в усложнении социально-экономической ситуации;
в) в дифференциации социального состава общества;
г) в соперничестве отдельных представителей политической элиты.
58. Функцию артикуляции интересов выполняет:
а) правительство;
б) политические партии;
в) законодательные органы;
г) судебные органы.
59. Способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношения ее органов, участие населения в их формировании – это:
а) форма государственного устройства;
б) политический режим;
в) тип легитимного государства;
г) форма правления.
60. Главным компонентом политической системы являются:
а) политические институты;
б) социальные институты;
в) конституционно-правовые нормы;
г) классы, нации, социальные группы.
61. Правильным является суждение:
а) все партии делятся только по классовому признаку;
б) все партии имеют индивидуальное фиксированное членство;
в) все партии имеют целью борьбу за государственную власть;
г) некоторые партии ограничивают свою деятельность только выборами.
62. Основным отличительным признаком политической партии является:
а) наличие программы;
б) социальная база;
в) притязание на политическую власть;
г) принцип демократического централизма.
63. Основная роль политических партий на современном этапе заключается:
а) в борьбе за власть;
б) в балансе политических сил;
в) в борьбе за социальные интересы;
г) в борьбе за экономические интересы.
64. Удельный вес партии в политической жизни общества определяется:
а) числом членов и активистов партии;
б) количеством избирателей, голосующих за партию в период выборов;
в) числом полученных мандатов в представительных органах;
г) популярностью лидера.
65. Идеологические партии представляют собой:
а) организованную группу людей, ориентирующуюся на практическую целесообразность действий;
б) организованную группу людей, ориентирующуюся на политическую платформу;
в) организованную группу людей, ориентирующуюся на ценности традиционного общества;
г) организованную группу людей, ориентирующуюся на определенные религиозные воззрения.
66. Отличие массовых партий от кадровых заключается:
а) в значительном числе членов;
б) в аморфном свободном членстве;
в) в преобладании идеологической и воспитательной форм деятельности;
г) в опоре на профессиональных политиков и финансовую элиту.
67. Целенаправленное воздействие группы интересов на органы власти с целью реализации специфических интересов есть не что иное, как:
а) корпоратизм;
б) коммунитаризм;
в) лоббизм;
г) этатизм.
68. Терпимость к чужому мнению называется:
а) компромиссом;
б) плюрализмом;
в) толерантностью;
г) консенсусом.
69. Политизация массового сознания проявляется:
а) в деятельности партий;
б) в участии в забастовках;
в) в участии в выборах;
г) в признании узкоклассовых интересов.
70. Идеология и политика, основанная на идее национального превосходства национальной исключительности называется:
а) расизм;
б) национализм;
в) апартеид;
г) национал-патриотизм.
71. Элементом политической системы не является:
а) политическая власть;
б) экология;
в) политические партии;
г) государство.
72. Впервые политические партии были образованы в:
а) Англии;
б) США;
в) России;
г) Франции.
73. Политическая культура – это:
а) комплекс представлений о мире политического, его законах и правилах функционирования;
б) зафиксированные в законах, обычаях и политическим сознанием “память о прошлом” как общества в целом, так и его отдельных структурных единицах;
в) совокупность норм поведения и правил игры в политике;
г) совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы.
74. Патриархально-политической культуре соответствует:
а) почтительное отношение к старшим;
б) ориентация на местные ценности (род, клан, племя) ;
в) ориентация на политические авторитеты;
г) пассивное отношение к политической системе.
75. Активистской политической культуре присуща:
а) ориентация на активную деятельность государства;
б) ориентация на активное включение индивидов в политическую жизнь, стремление оказать влияние на политическую систему;
в) ориентация на активное неучастие в политической жизни;
г) ориентация на активное противостояние с политической системой и противодействие власти.
76. Политическая социализация личности…
а) означает, что человек приобретает политические качества стихийно;
б) означает, что человек рождается с набором политических качеств, а потом их просто развивает;
в) это целенаправленный процесс со стороны государства, политических партий;
г) происходит тогда, когда человек сам влияет на свое приобщение к политическим ценностям.
77. Форма уклонения от участия в голосовании – это:
а) пацифизм;
б) анархизм;
в)популизм;
г) абсентеизм.
78. Для граждан, обладающих высшей культурой, характерно:
а) следование рекомендациям политических комментаторов;
б) ориентация в период выборов на политических лидеров;
в) умение делать самостоятельные выводы из полученной политической информации;
г) следовать мнению большинства.
79. Обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать свои гражданские и политические права называется:
а) ориентацией;
б) адаптацией;
в) интеграцией;
г) социализацией.
80. Закрытый характер принятия и осуществления политических решений на всех этапах характерен для:
а) консерватизма;
б) популизма;
в) элитизма;
г) демократизма.
81. Отношение между субъектами политики по поводу осуществления власти называется:
а) политическим процессом;
б) политическим поведением;
в) политическими отношениями;
г) политическим участием.
82. Среди режимов протекания политического процесса не существует:
а) режима становления;
б) режима функционирования;
в) режима развития;
г) режима спада.
83. Нарастанию социального протеста могут способствовать:
а) стабильное социально-экономическое развитие;
б) резкий спад в экономике и кризис;
в) резкий подъем в экономике;
г) стабильно-плохое положение в социально-экономической сфере.
84. “Революционная ситуация” в стране может быть обусловлена:
а) правительственным кризисом;
б) конституционным кризисом;
в) общенациональным кризисом;
г) экономическим спадом.
85. Основным путем урегулирования конфликта в демократическом государстве является:
а) консенсус;
б) силовые методы;
в) идеологические методы;
г) судебные процессы.
86. Конфликт протекает благоприятнее в:
а) обществе, где нет места жесткой социальной иерархии, этнических и религиозных разногласий;
б) тоталитарном обществе;
в) авторитарном обществе;
г) унитарном государстве.
87. Наиболее оптимальный выход из конфликтной ситуации – это:
а) принуждение к заключению соглашения;
б) поиск компромиссных решений;
в) уход от разрешения конфликта;
г) подавление противника.
88. В демократическом государстве урегулирование конфликта происходит через:
а) отрицание, замалчивание конфликта;
б) применение репрессивных мер;
в) осуществление реформ, призванных частично устранить причины конфликта;
г) попытки коренного разрешения конфликта, путем устранения его непосредственных причин.
89. Субъектами этнополитических конфликтов являются:
а) международные организации;
б) этнические общества;
в) государства;
г) социальные группы.
90. Стремление к обособлению, проявляющееся у национальных меньшинств в многонациональном государстве …
а) сепаратизм;
б) изоляционизм;
в) либерализм;
г) лоббизм.
91. Соглашение на основе взаимных уступок – это:
а) консенсус;
б) фрустрация;
в) инцидент;
г) компромисс.
92. Задачам разрешения межнациональных конфликтов не соответствует:
а) конституционное запрещение всех видов дискриминации;
б) систематическое применение силовых методов;
в) конституционное закрепление гарантий равенства граждан;
г) формирование уважения к другим народам, к их культуре через систему образования.
93. Способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей – это:
а) политика;
б) политическая власть;
в) государственная власть;
г) диктатура.
94. Большинство международных конфликтов второй половины ХХ века относится к:
а) глобальным;
б) региональным;
в) ненасильственным;
г) локальным.
95. Геополитика – это:
а) один из методов политического исследования;
б) часть политической системы;
в) мировая концепция международных отношений государств;
г) политическая концепция, использующая экологический императив.
96. Глобальные проблемы – это:
а) проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества и всех стран;
б) проблемы, требующие больших финансовых расходов;
в) проблемы мирного освоения космоса;
г) политический термин Древней Греции и Древнего мира.
97. Система международных отношений характеризуется:
а) совокупностью взаимодействующих и взаимодополняющих элементов;
б) целостностью;
в) интегративными качествами;
г) всем названным.
98. Предметом международных отношений не являются:
а) плотность и качество жизни народонаселения;
б) сложившиеся государственные границы;
в) национально-этнический состав населения страны;
г) правила навигации во внутренних территориальных водах.
99. Ведущей концепцией развития России в современных условиях является:
а) построение правового государства;
б) создание индустриального общества;
в) построение буржуазного общества;
г) разгосударствление собственности.
100. Одним из направлений демократизации международных отношений выступает:
а) хаос и анархия;
б) формирование центров военной силы;
в) подмена международного права силовыми методами;
г) замена права силы силой права.
Тест по обществознанию «Политика»
Тест по теме «Политика»
1. Что из указанного непосредственно связано с понятием «власть»?
2. Носителем политической власти в государстве являются
А) общество потребителей;
В) коллегия адвокатов;
Г) администрация предприятия.
3. Государство в отличие от партии
А) является политической организацией;
Б) имеет право издавать законы;
В) разрабатывает политику;
Г) имеет органы управления и руководства.
4. Правительство страны ограничило ввоз иностранных товаров. К каким сферам общественной жизни относится данный факт:
А) экономической и социальной;
Б) социальной и духовной;
В) экономической и духовной;
Г) политической и экономической.
5. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений национальной политики в демократическом обществе?
А) государство предоставляет человеку возможность самому определять национальную принадлежность.
Б) государство не препятствует деятельности организаций, провозглашающих превосходство одних этносов над другим.
В) государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств.
Г) государство вводит особый налог для тех, кто не исповедует религию большинства.
6. Особая роль государства в политической системе общества состоит в том, что оно
А) обладает исключительным правом издавать законы;
Б) стоит на защите прав интересов граждан;
В) имеет политического лидера и правящую партию;
Г) разрабатывает политическую идеологию.
7. Парламент страны П. формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть 7% избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков ещё один, характерный для избирательной системы страны П.
А) депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий.
Б) места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей, которое партия получила на выборах.
В) избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов, а потом уже за их политическую программу.
Г) политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов.
8. Понятия «пропорциональная», «мажоритарная», «смешанная» относятся к характеристике системы
9. В нормативную подсистему политической системы входят:
А) политические институты и организации;
Б) отношения между социальными группами;
В) государственные учреждения;
Г) законы, регулирующие жизнь общества.
10. Тоталитарное государство характеризуется следующим из перечисленных признаков:
А) в СМИ представлен широкий спектр политических взглядов;
Б) массовая агитация и пропаганда осуществляется единственной в стране партией;
В) деятельность оппозиционных сил регламентирована законами;
Г) полномочия главы государства ограничены представительными органами власти.
11. Любое государство характеризуется:
А) политическим плюрализмом;
Б) господством административно-командных методов управления;
В) деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильностью;
Г) подчинением закону самого государства, его органов и должностных лиц.
12. Показателем политического плюрализма является:
А) наличие политической оппозиции;
Б) партийное руководство всеми сферами общества;
В) выборность органов власти;
Г) наличие политической системы.
13. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и её независимость во внешней политике – это
А) политический режим;
В) форма административного устройства;
Г) государственный суверенитет.
14. Политическую сферу общества характеризуют следующие понятия
(укажите правильное сочетание)
Б) Политический режим
4) все перечисленные.
15. Сущность любой политической партии выражается в следующем:
А) образование по классовому признаку;
Б) наличие программы и устава;
В) цель создания – борьба за государственную власть;
Г) наличие индивидуального фиксированного членства.
16. Страна, где формой правления является полупрезидентская республика
17. Проникновение государства во все сферы общественной жизни характерно для политического режима:
18. Свобода совести в демократическом государстве включает в себя (укажите правильное сочетание):
А) Право пропагандировать свои религиозные или антирелигиозные взгляды
Б) Свободу исповедовать любую религию
В) Обязательность получения духовного образования
Г) Запрещение исповедовать религию индивидуально.
4. все перечисленное.
19. Сущность лоббизма – это…
А) централизованная система власти
Б) процесс влияния групп интересов на органы власти
В) способ формирования элиты
Г) тип легитимной власти.
20. В Российской Федерации к ведению местных властей не относится вопрос о (об)…
А) федеративном устройстве и территории РФ
Б) использование природных ресурсов
Г) развитии культуры и образования.
А) разработка и принятие законов;
Б) выдвижение политических лидеров;
В) оппонирование правительству;
Г) контроль над денежной массой;
Д) формирование правоохранительных органов;
Е) представление определенных групп общества.
В2. Установите соответствие между политическими институтами и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) представительство совокупных интересов общества
Б) политическая социализация граждан
В) выдвижение политических лидеров
3. государство и партии
Г) разработка и принятие законов
Д) выступление с критикой правительства
Запишите выбранные цифры в бланк ответов.
А) выступает против любых войн
Б) морально осуждает насилие
В) миротворческая направленность
Г) часто вступает в конфликт с интересами бюрократического государства.
Ответ: пацифизм (пацифистское)
В4. Найдите в приведенном ниже списке признаки, отличающие демократические выборы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. тайная подача голосов;
2. наличие возрастного ценза;
3. доступность правдивой информации о кандидатах;
4. равноправие избирателей;
5. наличие альтернативных кандидатов;
6. регистрация избирателей на избирательных участках.
В5. Форма государственного устройства, представляющая собой:
А) союзное государство
Б) государственные образования обладают юридически определённой политической самостоятельностью
В) государственные образования не являются государствами в собственном смысле слова, не обладают суверенитетом.
В6. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам понятия «государство». Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры под которыми они указаны.
1) суверенитет, 2) политика, 3) политический режим,) 4) общество, 5) законотворчество, 6) искусство, 7) правовые нормы.
В7. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) На волне предвыборной компании на политической арене страны появилась новая партия, объединившая ряд общественных организаций и движений. (2) Основу программы партии составили требования расширения демократических прав и свобод, гарантии прав частных собственников. (3) Это можно рассматривать как новый шаг на пути развития демократии в нашей стране. (4) В то же время заметны негативные моменты увеличения числа демократических партий, что может усложнить выбор избирателей.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер;
Б) характер оценочных суждений.
Запишите последовательность букв в бланк ответов.
1. голосование проводится по одномандатным округам
2. победу в округе одерживает кандидат, получивший большинство голосов избирателей
3. устанавливается избирательный барьер для прохождения в парламент
4. места в парламенте распределяются согласно количеству голосов отданных за партийный список
Запишите выбранные буквы в бланк ответов.
«В словаре ______________(1) под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием_________(2), политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства. Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием___________(3). Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное_______________(4), воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление – и экономическое, и социальное, и культурное – может быть политически окрашенным, связанным с воздействием на власть. Политическая деятельность – деятельность в сфере политических, властных _____________(5).
Г) политический процесс;
Е) общественные сферы;
Ж) социальные группы;
И) общественные движения.
Получившуюся последовательность букв внесите в бланк ответов.
Ответ бжзваг (бизваг)
С1. Выборы в представительные органы власти проводятся как в демократических странах, так и в странах с недемократическим режимами. Укажите три признака, позволяющие характеризовать выборы как подлинно демократические.
— равенство всех участников
— регулярность проведения выборов
— общественный контроль за процедурой выборов.
С2. Укажите пять отличий политических партий от политических движений.
С3. Что называется политическими партиями? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте три предложения, используя в них названия разных политических партий современной России.
Ответ : На выборах в российскую Государственную Думу 7%-ый барьер преодолели четыре партии: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и либерально-демократическая партия России. Партии либерального толка, не получив мест в палате российского парламента, оказались в политическом кризисе. Все политические партии имеют организованную структуры и являются одним из компонентов политической системы общества.
Ответ: Политический абсентеизм – уклонение граждан от участия в политической жизни общества, проявляющееся, прежде всего, в отказе принимать участие в выборах.
— Причиной абсентеизма может являться отсутствие на политической арене страны ярких политических лидеров и талантливых политиков.
— Политический абсентеизм – существенная угроза демократическим ценностям и устоям, т.к. происходит отчуждение граждан от власти, участия в управлении государством.
Ответ: Референдум – форма волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.
— Референдум является важнейшим институтом прямой демократии.
— Референдум представляет собой непосредственное правотворчество народа.
— Референдум – это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Тоталитаризм
Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота [1] [2] ) — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.
Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.
Содержание
Происхождение и употребление термина
Спектр применимости термина
Режимы Муссолини и Гитлера; появление термина «тоталитаризм»
Критика СССР
После начала Великой Отечественной войны и в особенности после вступления США во Вторую мировую войну критика СССР пошла на убыль. Более того, начал получать распространение взгляд, что между СССР, США и Великобританией есть много общего. Но в то же время в 1943 году вышла книга публициста Изабел Патерсон «Бог из машины», в которой СССР был вновь назван «тоталитарным обществом».
Статус научной концепции за термином «тоталитаризм» утвердил собравшийся в 1952 г. в США политологический симпозиум, где он был определен как «закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура, в которой всякое действие — от воспитания детей до производства и распределения товаров — направляется и контролируется из единого центра» [23]
После начала хрущёвской «оттепели» теория претерпела серьёзный кризис, поскольку не могла объяснить процесс ослабления режима изнутри. Кроме того, возник вопрос, является ли СССР по-прежнему тоталитарным режимом или сравнение очевидно меняющейся советской системы с поверженными фашистскими режимами неуместно. Возникла потребность в формулировке модели, которая бы объяснила приход диктаторов к власти и её дальнейшую эволюцию.
В 1970-е гг., в силу дальнейшего смягчения режима в СССР, термин «тоталитаризм» стал всё реже употребляться советологами, однако продолжал оставаться популярным среди политиков. В своём эссе «Диктатура и двойные стандарты» (1978 г.) Джин Киркпатрик настаивала, что следует отличать тоталитарные режимы от авторитарных. Согласно Киркпатрик, авторитарные режимы заинтересованы преимущественно в своём собственном выживании и поэтому, в отличие от тоталитаризма, допускают отчасти автономное функционирование элементов гражданского общества, церкви, судов и прессы. Отсюда был сделан вывод, получивший известность при Рейгане как «доктрина Киркпатрик», что во внешней политике США могут оказывать временную поддержку авторитарным режимам ради борьбы с тоталитаризмом и продвижения американских интересов.
Концепция тоталитарного общества
Наибольшее распространение среди специалистов по сравнительной политологии получила модель тоталитаризма, которую в 1956 г. предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский. Фридрих и Бжезинский отказались от попыток дать краткое абстрактное определение и вместо этого применили эмпирический подход, согласно которому тоталитаризм представляет собой совокупность принципов, общих для фашистских режимов и СССР периода Сталина. Это позволило им выделить целый ряд определяющих признаков, а также ввести в представление о тоталитаризме элемент динамического развития, — но не возможность системных изменений. В новой трактовке тоталитаризм означал не столько полный контроль государства над деятельностью каждого человека (что невозможно практически), сколько принципиальное отсутствие ограничений над таким контролем.
Признаки тоталитарного общества по версии К. Фридриха и З. Бжезинского
Основные выводы анализа тоталитарной модели
Мнение К. Поппера
Тоталитарная модель была долгое время предметом изучения со стороны историков и политологов и при этом оказала влияние на другие современные ей концепции. В частности, в своём труде «Открытое общество и его враги» (1945 г.) Карл Поппер противопоставил тоталитаризм либеральной демократии. Поппер утверждал, что поскольку процесс накопления человеческого знания непредсказуем, то теории идеального государственного управления (которая, по его мнению, лежит в фундаменте тоталитаризма) принципиально не существует. Следовательно, политическая система должна быть достаточно гибкой, чтобы правительство могло плавно менять свою политику и чтобы политическая элита могла быть отстранена от власти без кровопролития. Такой системой Поппер полагал «открытое общество» — общество, открытое для множества точек зрения и субкультур.
Мнение Ханны Арендт
Следует отметить, что в отличие от других политических теоретиков, которые пытались изобразить сталинский тоталитаризм следствием коллективистской коммунистической идеологии как таковой, Арендт главной причиной тоталитаризма считала атомизацию, разобщенность масс, в результате чего они не способны к самоорганизации и поэтому нуждаются во внешней мобилизации. При этом Арендт подчеркивала, что ленинский режим ещё не был тоталитарным. [38]
Мнение Дж. Талмона
В 1952 г. Дж. Талмон ввёл термин «тоталитарная демократия» для обозначения режима, основанного на принуждении, в котором граждане, формально обладая избирательным правом, на практике лишены возможности оказывать влияние на процесс принятия государственных решений.
Мнение Карлтона Хейса
Мнение Карла Фридриха
Мнение Хуана Линца
Тоталитаризм и социализм
Согласно общепринятому взгляду, корнями нацизма являются крайний национализм и расизм, а не эгалитаризм. Экономическую систему в нацистской Германии и фашистской Италии обычно классифицируют как государственно-корпоративный капитализм.
Истоки тоталитаризма
Однако приведённые выше тирании в целом оставались в русле традиции и не пользовались массовой народной поддержкой. Практическое осуществление абсолютного контроля государства над всей общественной жизнью и производством стало возможным только в XX веке благодаря экономическому развитию, распространению телекоммуникационных технологий и появлению эффективных методов манипуляции обществом (в первую очередь, пропаганды). Эти технологии способны обеспечить гарантированную массовую поддержку руководства страны, в особенности если во главе стоит харизматичный лидер. Несмотря на эти объективные тенденции, тоталитаризм возник лишь в отдельных странах.
Макс Вебер полагал, что возникновению тоталитаризма предшествует глубокий кризис, выражающийся в обострении конфликта между стремлением к самореализации и преобладанием внешнего мира. Начиная с XIX века, этот конфликт проявляет себя на ряде уровней: социальном (личность против народа), экономическом (капитализм против социализма), идеологическом (либерализм против демократии) и т. д. Либеральная демократия представляет собой компромисс, который достигается за счёт дифференциации сфер влияния — благодаря правовым ограничениям на власть общества и защите автономного пространства. Тоталитаризм предлагает другое решение, состоящее в ликвидации как либеральных (рыночных), так и демократических институтов. Согласно идеологам режима, тем самым исчезают предпосылки для системных конфликтов, а всё общество объединяется в единое целое.
Ряд исследователей тоталитаризма (Ф. фон Хайек, А. Рэнд, Л. фон Мизес и др.) рассматривают его как крайнюю форму коллективизма и обращают внимание на то, что все три тоталитарные системы объединяет государственная поддержка коллективных интересов (нации — нацизм, государства — фашизм или трудящихся — коммунизм) в ущерб частным интересам и целям отдельного гражданина. Отсюда, по их мнению, вытекают свойства тоталитарных режимов: наличие системы подавления недовольных, всепроникающий контроль государства над частной жизнью граждан, отсутствие свободы слова и т. д.
Неолибералы придерживаются отчасти противоположной точки зрения. В своём труде «Дорога к рабству» (1944 г.) Ф. фон Хайек утверждал, что тоталитаризм возник в результате чрезмерного регулирования рынка, которое привело к потере политических и гражданских свобод. Он предупреждал об опасности плановой экономики и полагал, что залогом сохранения либеральной демократии является экономическая свобода.
Американский политолог Джеймс Скотт выделяет четыре необходимых условия для «апокалипсиса в отдельно взятом государстве»:
Бюрократия есть социальная машина, создающая устойчивую и дальнодействующую координацию. Отлаженная бюрократия передает и исполняет команды. Это не зло и не добро, а сложное и мощное орудие двойного применения — как мирно пашущий трактор есть, в сущности, разоруженный танк. Вводится программа — и миллионы детей получают прививки или строится город. Вводится другая программа — и из общества изымаются миллионы идеологически заданных не-людей, а города сжигаются в бомбёжке.
— Из статьи профессора макросоциологии Northwestern University Георгия Дерлугьяна «Институционализация власти»[2]
Тоталитарные тенденции в демократических странах
Теория тоталитарного общества Франкфуртской школы
«Тоталитарные тенденции» в США
Критика правомерности понятия «тоталитаризм»
Фашизм и марксизм-ленинизм имеют ряд существенных отличий и во многом враждебны и противоречивы друг для друга. Главной целью общества, согласно марксистско-ленинской теории, является социальная и экономическая справедливость, ради чего упраздняется частная собственность на средства производства. Эта идеология исходит из фундаментального равенства, в том числе, по культурным и этническим признакам, и стремится к равенству в уровне жизни. Напротив, фашизм категорически отрицает равенство и «чужеродные» влияния, утверждая, что сильная личность («сверхчеловек») обладает преимущественным правом. Более того, нацизм призывал к поражению в правах и уничтожению «низших» и «неполноценных» рас, в то время как марксизм делал основной упор на создании условий для ликвидации деления общества на экономические классы. В силу этих обстоятельств, существует точка зрения, что эти идеологии являются в корне различными и, следовательно, употребление термина «тоталитаризм» лишено объективных оснований.
Тоталитаризм в древней истории
Термин «тоталитаризм» в современном его понимании сформулирован лишь в XX веке, и выражает всеобщее, или «тотальное» огосударствление всех сторон жизни, выраженное, в частности, лозунгом Муссолини «всё в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства». Тем не менее, принцип всеобщего огосударствления общества отнюдь не является прерогативой новейшей истории, и известен человечеству с самых древнейших времён. Тоталитарные идеи появляются, в частности, в работах древнегреческих философов; несомненно тоталитарный характер носит знаменитый трактат Платона «Государство», доходящий даже до запрета семьи, и централизации деторождения в евгенических целях.
Первой в известной истории тоталитарной державой являлась шумерская Третья династия Ура, правившая в древней Месопотамии около четырёх тысяч лет назад (2112 до н. э. — 2003 до н. э.). Во время правления этой династии было осуществлено тотальное огосударствление ремесёл, введена государственная монополия на внешнюю торговлю, и проведена национализация большей части земли. Свободная купля-продажа земли, по всей видимости, была запрещена.
Преобразования 3-ей династии Ура затронули также религию и историю. Традиционный пантеон месопотамских богов был, в соответствии с устройством государства, также унифицирован и централизован. Изучаемая история была сфальсифицирована с целью устранить из шумерского прошлого борьбу исторических городов-государств.
Вторым крупным примером тоталитаризма в древней истории является древнекитайская философская школа «фацзя», существовавшая в IV в. до н. э., и известная в европейской традиции как «легизм» («школа законников»). Основные положения легизма были разработаны философом Шан Яном. Его взгляды были изложены в наиболее полном виде в трактате «Книга правителя области Шан» («Шаньцзюншу»). Легистская система ценностей требовала цензуры и преследования инакомыслящих, беспрецедентного поощрения доносительства, полного отказа государства от любой деятельности, кроме войны и сельского хозяйства. Философия Шан Яна требовала от правителя относиться к собственному народу, как к бессловесному сырью, утверждая, что интересы государства и народа по сути своей антагонистичны, и предоставленный сам себе народ, безусловно, будет предаваться лишь лености и увеселениям. Согласно принципу «В стране, добившейся гегемонии, на 9 наказаний приходится 1 награда, в стране, подвергшейся расчленению, на 9 наград приходится 1 наказание» делался упор главным образом на крайне жестокие наказания карательного характера (в частности, недоносительство каралось разрубанием надвое).
Одним из ключевых понятий легизма являлась «унификация народа», в изложении Шан Яна означавшая всеобщее единомыслие, отказ от путешествий, изысканной одежды, музыки, поэзии, занятия историей и всякого рода учёности. Трактаты легизма объявляют поход вообще против культуры как таковой, считая её паразитическим занятием, отвлекающим народ от того, чем он только и должен заниматься — земледелием и войной.
Принятие царством Цинь легизма в качестве государственной идеологии превратило его в хорошо отлаженную, и крайне агрессивную военную машину, успешно объединившую под своей властью весь Китай ( см. династия Цинь). Однако, оборотной стороной легизма являлась его крайняя, даже по меркам того времени, жестокость. Так, легисты практиковали принцип круговой поруки, в соответствии с которым за совершение преступления карались также все родственники осуждённого по трём линиям — отца, матери и жены. Широко практиковалась смертная казнь, а в юриспруденции господствовала презумпция виновности обвиняемого, в соответствии с которой он сам должен был доказывать свою невиновность. Поощрялся также курс на крайнюю военную агрессию, а заслуги командиров и солдат измерялись буквально в головах убитых противников.
Объединение Китая под властью легистов привело к унификации иероглифов, транспорта, денежной системы, массовым общественным работам, в частности — к началу строительства Великой стены. Вместе с тем, легисты у власти также «прославились» рядом одиозных мер, к числу которых относились массовые сжигания «бесполезных» книг, и закапывание живьём в землю конфуцианских учёных. Откровенно карательный и антикультурный уклон легизма привёл к тому, что единая общекитайская держава под его управлением продержалась всего лишь около 15 лет, начав рассыпаться немедленно после смерти основателя империи Цинь Шихуанди.
К числу более поздних примеров относится уникальное для своего времени иезуитское государство в Парагвае (XVIII в.), построившее общественную жизнь на коммунистических началах [63] (см. Иезуитские редукции). Исследователь Хорос В. Г. характеризует этот строй, как «тоталитарный» [64]
Тоталитарные общества в литературе и искусстве
Тоталитаризм нередко выводится в антиутопиях. Изображения тоталитарного общества в литературе, кино и музыке представлены в произведениях: