прокофьев краткая биография и творчество
Сергей Сергеевич Прокофьев: биография, творчество
Сергей Прокофьев — гениальный русский, советский композитор-новатор, дирижер, педагог, пианист мирового масштаба. Произведения выдающегося музыканта включены в репертуар практически всех знаменитых исполнителей и звучат в самых известных концертных залах.
Краткая биография Прокофьева. Детские годы
Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля (11 апреля) 1891 года в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (современной Донецкой области Украины). Родители маленького Сережи любили музыку, а рано проявившийся у сына интерес к ней охотно поощряли.
Отец Прокофьева, Сергей Алексеевич Прокофьев — выпускник Петровской сельскохозяйственной академии, ученый-агроном, управляющий имением одного из своих бывших однокурсников Д.Д. Сонцова.
Мать, Мария Григорьевна (в девичестве Житкова) — уроженка Санкт-Петербурга, хорошо образованная, способная пианистка. Именно мать заметила одаренность своего маленького сына. Сергей вначале внимательно слушал игравшую на фортепиано Марию Григорьевну, а затем и сам стал пробовать играть незамысловатые мелодии.
Произведения Шопена и Бетховена в исполнении матери чаще всего звучали в доме Прокофьевых.
Уже в пятилетнем возрасте Сережа сочинил маленькую пьеску для фортепиано, названную им «Индийский галоп». Мария Григорьевна, первая музыкальная наставница сына, записала ноты этого произведения. А затем она научила Сергея самостоятельно записывать мелодии сочиняемых пьес, которые мальчик называл «песенками».
Первые общеобразовательные уроки Сергей также получал дома. Математике его обучал отец, языкам — мать. Сережа всерьез был увлечен шахматами (интерес к этой игре он пронесет через всю свою жизнь) и литературным творчеством.
Зимой 1900 года после прослушивания в Москве опер «Фауст» и «Князь Игорь», находясь под необыкновенным впечатлением от классической музыки, девятилетний Сергей решает и сам написать серьезное произведение. «Великан», так называлась первая опера маленького композитора. Мария Григорьевна понимала, что одаренного сына необходимо показать авторитетному музыканту, и зимой 1902 года мальчика везут в Москву, где отрывки произведений в исполнении юного автора прослушивает С.И. Танеев. Композитор, удивленный дарованием Сережи, просит Р.М. Глиэра позаниматься с мальчиком теорией композиции.
Студент консерватории
В 1904 году Сергей Прокофьев, уже имеющий в своем музыкальном багаже симфонию, несколько сонат, опер и фортепианные произведения, начинает обучение в Петербургской консерватории. Прокофьеву преподают известнейшие русские музыканты-педагоги: А.К. Лядов (класс композиции), А.Н. Есипова (фортепиано), Н.Н. Черепнина (дирижирование). Сергей Сергеевич закончил консерваторию по классу композиции в 1909 году, по классу фортепиано — в 1914 году, а до 1917 года постигал основы игры на органе. Прокофьев победил в конкурсе среди пианистов-выпускников консерватории, исполнив свой Первый концерт для фортепиано. Музыкант стал обладателем золотой медали и рояля «Шредер» (премии имени А.Г. Рубинштейна).
Консерваторский период является началом творческой биографии Прокофьева.
В эти годы Сергей Сергеевич знакомится с выдающимися русскими музыкантами: Сергеем Рахманиновым, Николаем Мясковским, Борисом Асафьевым. Знакомство же с Игорем Стравинским перерастает в многолетнее творческое соперничество.
В кружке «Вечера современной музыки» Сергей Прокофьев выступил впервые как пианист и композитор, получив высокую оценку музыкальных критиков, был назван ими крайним модернистом. За успешным дебютом последовали постоянные концерты в Петербурге, Москве и издание фортепианных произведений Прокофьева. Росла и укреплялась слава молодого исполнителя и композитора.
Критики не были однозначны в своих оценках музыки Прокофьева, называя его и кубистом, и футуристом. Одни восторгались произведениями Прокофьева, иные нещадно критиковали.
Летом 1914 года, в Лондоне, Сергей Прокофьев знакомится с легендарным балетным антрепренером Сергеем Дягилевым. Музыка к четырем балетам была написана для антрепризы «Русские балеты», а дружба и сотрудничество двух знаменитостей длились до самой кончины Дягилева в 1929 году.
Творческие достижения в годы Первой мировой войны
Как единственный сын у родителей, Прокофьев не подлежал мобилизации на фронт в период разгоравшейся Первой мировой войны. Это положительным образом отразилось на творческой биографии Прокофьева. Продолжается сотрудничество композитора с Дягилевым. Вдохновленный Прокофьев пишет музыку к балетам, произведения для оркестра, сочиняет произведения для фортепиано, сближается со Стравинским.
При поддержке Дягилева в 1915 году Прокофьев впервые выступает заграницей, в Риме, исполняя фортепианные пьесы и Второй концерт для фортепиано с оркестром.
Как и последующая премьера «Скифской сюиты», второй концерт не однозначно был воспринят публикой и музыкальными рецензентами. В краткой биографии Прокофьева сложно сделать глубинный анализ его музыкальных произведений и разъяснить суть новаторства музыкального стиля композитора, но несомненные художественные достоинства произведений композитора выверены и доказаны временем. Прокофьев безоговорочно был и остается продолжателем русской традиции в мировой музыкальной культуре.
Заграничный период в биографии Сергея Прокофьева
Прокофьева все чаще стала посещать мысль об отъезде заграницу. С желанием концертировать музыкант в 1918 году отбывает из России. Дав несколько не очень успешных концертов в Японии, Прокофьев осенью прибывает в Нью-Йорк и остается жить и работать в США. Композитор называет себя аполитичным. Выданное в 1918 году командировочное удостоверение утрачивает свою силу, и музыкант перестает быть гражданином СССР.
Творческая биография Прокофьева в период жизни в Америке отмечена созданием нескольких опер (среди которых «Любовь к трем апельсинам»), балетов «Блудный сын» и «Стальной скок», нескольких симфоний и концертов для фортепиано.
Переезд в СССР
С 1936 года Прокофьев с семьей (супругой и двумя сыновьями) живет и творит в Москве. В годы Великой Отечественной войны композитор создает по одноименному произведению Льва Толстого оперу «Война и мир», пишет музыку к художественным фильмам «Иван Грозный» и «Александр Невский». Эти произведения — вершина композиторского мастерства и творческой биографии Прокофьева.
Классик при жизни
Творчеству Сергея Прокофьева в разные годы критики давали как резкую, так и одобрительную оценку. Зачастую новизна музыкального языка его произведений оставалась непонятой. В историю мировой музыкальной культуры Прокофьев вошел как великий русский и советский композитор, пианист, педагог, автор огромного количества произведений разного жанра, ставших частью мировой музыкальной культуры. Сергей Прокофьев — один из композиторов двадцатого века, чьи произведения исполняются чаще всего.
Литературное наследие Сергея Сергеевича («Дневник», «Автобиография», рассказы, либретто) — свидетельство многогранности его таланта.
Прокофьев — лауреат семи государственных премий (одной Ленинской и шести Сталинских), почетный профессор Московской государственной консерватории им. Чайковского, народный артист РСФСР.
Жизнь композитора оборвалась внезапно 5 марта 1953 года. Он умер в Москве, у себя дома в Камергерском переулке.
Именем гениального композитора названы учебные заведения, культурные и географические объекты, конкурсы исполнителей.
2016 год в России был назван Годом Прокофьева в честь 125-летия со дня рождения композитора.
Биография Прокофьева
Всего получено оценок: 2144.
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891–1953 гг.) – русский композитор, дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат шести Сталинских премий и Ленинской премии. Один из самых значимых музыкантов ХХ века. Автор известной симфонической поэмы для детей «Петя и волк», а также балета «Ромео и Джульетта».
Детство и начальное образование
Прокофьев Сергей Сергеевич родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Любовь к музыке привила мальчику мать, которая была хорошей пианисткой, часто играла сыну Шопена и Бетховена.
С раннего возраста Сергей Сергеевич увлекся музыкой и уже в пять лет сочинил свое первое произведение – маленькую пьесу «Индийский галоп» для фортепиано. В 1902 году произведения Прокофьева услышал композитор С. Танеев. Он был настолько впечатлен способностями мальчика, что сам попросил Р. Глиэра давать Сергею уроки по теории композиции.
Обучение в консерватории. Мировые гастроли
В 1903 году Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию. Среди преподавателей Сергея Сергеевича были такие известные музыканты как Н. Римский-Корсаков, Я. Витола, А. Лядова, А. Есипова, Н. Черепнина. В 1909 году Прокофьев оканчивает консерваторию как композитор, в 1914 году – как пианист, в 1917 году – как органист. В этот период Сергей Сергеевич создает оперы «Маддалена», «Игрок».
Впервые со своими произведениями Прокофьев, биография которого уже была известна в музыкальной среде Петербурга, выступил в 1908 году. После окончания консерватории, с 1918 года Сергей Сергеевич много гастролировал, посетил Японию, США, Лондон Париж. В 1927 году Прокофьев создает оперу «Огненный ангел» В 1932 году записывает свой Третий концерт в Лондоне.
Зрелое творчество
В 1936 году Сергей Сергеевич переезжает в Москву, начинает преподавать в консерватории. В 1938 году завершает работу над балетом «Ромео и Джульетта». В годы Великой Отечественной войны создает балет «Золушка», оперу «Война и мир», музыку к кинолентам «Иван Грозный» и «Александр Невский».
В 1944 году композитор получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1947 году – звание народного артиста РСФСР.
В 1948 году Прокофьев завершает работу над оперой «Повесть о настоящем человеке».
Последние годы
В 1948 году вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором Прокофьев подвергался резкой критике за «формализм». В 1949 году на Первом Съезде Союза композиторов СССР Асафьев, Хренников и Ярустовский с осуждением высказывались об опере «Повесть о настоящем человеке».
С 1949 года Прокофьев практически не выезжал со своей дачи, продолжая активно творить. Композитор создал балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт «На страже мира».
Жизнь композитора Прокофьева оборвалась 5 марта 1953 года. Великий музыкант умер от гипертонического криза в коммунальной квартире в Москве. Похоронили Прокофьева на Новодевичьем кладбище в Москве.
Личная жизнь
В 1919 году Прокофьев познакомился со своей первой женой – испанской певицей Линой Кодиной. В 1923 году они поженились, вскоре у них родилось два сына.
В 1948 году Прокофьев женится на Мире Мендельсон – студентке Литературного института, с которой познакомился в 1938 году. Сергей Сергеевич не оформлял развод с Линой Кодиной, так как в СССР браки, заключенные за границей, считались недействительными.
Другие варианты биографии
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Интересные факты
Тест по биографии
Для закрепления знаний предлагаем пройти тест биографии Прокофьева:
Краткая биография Прокофьева
Сергей Сергеевич Прокофьев
Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии (сейчас село Сонцовка в Донецкой области Украины). Отец – Сергей Алексеевич Прокофьев (1846-1910) – из купеческой семьи, во время рождения сына был управляющим в имении Дмитрия Сонцова. Мать – Мария Григорьевна Прокофьева (Житкова, 1855-1924).
С раннего детства мама будущего композитора привила ему любовь к музыке. Она стала первым музыкальным учителем Сергея Сергеевича. Свою первую музыку – пьесу для фортепиано – он сочинил в пять лет, ноты для которой записала Мария Григорьевна. Все последующие свои сочинения Прокофьев записывал уже сам. Мама так же учила его французскому и немецкому, а отец – математике. Боьшое впечатление на него произвело посещение в 1900 году оперы. После этого Сергей Сергеевич решает написать свою оперу и через полгода заканчивает оперу «Великан». В 1902 году исполняет отрывки из своих произведений Сергею Танееву, и благодаря его просьбе Рейнгольд Глиэр продолжает обучение Прокофьева.
В 1904 году поступает в Петербургскую консерваторию. Одним из его преподавателей того времени был Николай Римский-Корсаков. Впервые публично выступает в роли композитора и исполнителя в петербургском кружке «Вечера современной музыки» 31(18 по старому стилю) декабря 1908 года. В 1909 году оканчивает консерваторию как композитор, но продолжает обучение в консерватории по классу фортепиано (окончил в 1914 году) и органа (обучался до 1917 года). После выступлений в Петербурге и Москве растет его известность. В 1911 году выходит первое печатное издание произведений Прокофьева. В 1914 году за исполнение своего Первого фортепианного концерта награждается золотой медалью и почетной премией имени А.Г. Рубинштейна. Прокофьев был единственным сыном в семье из-за чего не подлежал призыву в армию во время Первой мировой войны (1914-1918), что позволило ему продолжать занятия музыкой. В 1915 году впервые выступает за границей, в Италии.
В конце 1917 года принимает решение уехать из России, и в мае 1918 года уезжает в Японию. В Токио дал два концерта, которые не пользовались успехом. В августе 1918 года, получив визу США, покидает Японию. В 1919 году женится на испанской певице Каролине Кодине, после переезда в СССР поменявшей имя на Лина Ивановна. Со второй половины двадцатых годов много выступает в Америке и Европе в роли пианиста и дирижера, в основном со своими произведениями. В 1924 году и в 1928 году у Сергея и Каролины рождаются двое сыновей – Святослав (1924-2010) и Олег (1928-1998). Во второй половине тридцатых годов принимает решение переехать в СССР вместе с семьей.
В 1936 году Прокофьев с женой и детьми переезжает в СССР в Москву. С 1936 по 1939 года дважды выезжает за границу с концертами. В период Второй мировой войны продолжает работать над своими произведениями. Самым значимым творением композитора за этот период считается опера «Война и Мир». В 1941 году Прокофьев уходит из семьи и к Мире Александровне Мендельсон, с которой расписывается в 1948 году. В 1948 году выходит постановление с резкой критикой нескольких композиторов и Прокофьева. Как следствие, выходит секретный приказ, который запрещает исполнение некоторых произведений Прокофьева. Так же часто подвергаются критики все его произведения. Ситуация меняется в 1949 году после того, как Сталин отменил секретный приказ. С 1949 года большую часть времени проводит на даче, продолжая работать.
Умер Сергей Сергеевич Прокофьев умер 5 марта 1953 года в Москве от сердечного приступа. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Прокофьев Сергей Сергеевич
Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 1891 году. Великий русский композитор известен тем, что своё первое большое музыкальное произведение написал в 9 лет. Сергей Прокофьев почти всю жизнь тяготел к крупным формам музыкального творчества.
Сергей Прокофьев. Детство
Прокофьев родился в Екатеринославской губернии. Его семья не была музыкальной: отец — ученый-агроном, мать увлекалась игрой на фортепиано, но профессиональной музыкой не занималась. Именно она дала ему первые уроки музыки, научила любить ее и понимать.
Из автобиографии С. С. Прокофьева:
Мать любила музыку, отец музыку уважал. Вероятно, он тоже любил ее, но в философском плане, как проявление культуры, как полет человеческого духа. Однажды, когда мальчиком я сидел у рояля, отец остановился, послушал и сказал:
– Благородные звуки.
В этом ключ к его отношению к музыке.
Отношение матери к музыке было более практическое. Она недурно играла на рояле, а деревенский досуг позволял ей посвящать этому делу сколько угодно времени. Едва ли она обладала музыкальными талантами; техника давалась с трудом, и пальцы были лишены подушечек впереди ногтей. Перед людьми играть она боялась. Но у нее было три достоинства: упорство, любовь и вкус. Мать добивалась возможно лучшего исполнения разучиваемых вещей, относилась к работе любовно и интересовалась исключительно серьезной музыкой. Последнее сыграло огромную роль в воспитании моего музыкального вкуса: от рождения я слышал Бетховена и Шопена и в двенадцать лет помню себя сознательно презирающим легкую музыку. Когда мать ждала моего появления на свет, она играла до шести часов в день: будущий человечишка формировался под музыку.
В 1902 году Прокофьев начал учиться у композитора Рейнгольда Глиэра, а в 1904 поступил в Петербургскую консерваторию.
Сергей Прокофьев окончил консерваторию композитором, но отучился и на пианиста, увлекался органной музыкой. Сергей Прокофьев учился у Римского-Корсакова. Его первыми взрослыми сочинениями стали пьеса для фортепиано и сонаты.
Известность
Известность же Прокофьеву принесла опера «Любовь к трем апельсинам». Он также писал музыкальное сопровождение к фильмам, без его музыки невозможно представить картину «Александр Невский».
В 1918 году Сергей Прокофьев эмигрировал в США. Долгие годы он жил в Америке и Европе, гастролируя. Приезжал и на Родину. В 1936 году Прокофьев вернулся в СССР. К тому времени он был женат на испанке Лине (Кодина) Прокофьевой, в семье подрастали сыновья. В этот период Прокофьев написал сказку «Петя и волк» и оперу «Война и мир». Работа над этими произведениями заняла у Прокофьева 10 лет.
В 1948 году композитора настигла личная трагедия: его тогда уже бывшую супругу арестовали и сослали, самого же его начали корить за формализм, произведения подвергались резкой критике.
Вероятно, именно это стало причиной ранней трагической смерти композитора в возрасте 61 года. Сергея Прокофьева не стало 5 марта 1953 года.
Произведения Сергея Прокофьева
Произведение | Тональность | Номер опуса | Дата создания | Жанр/исп.состав | Комментарий |
Соната № 1 | ор. 1 | 1907, 2-я редакция 1909 | Для фортепиано | ||
4 этюда | ор. 2 | 1909 | Для фортепиано | ||
Пьесы | op. 3 | 1911 | Для фортепиано | ||
Пьесы | op. 4 | 1910-1912 | Для фортепиано | ||
Симфониетта | A-dur | op. 5 | 1909 | Для симфонического оркестра | 2-я редакция 1914 |
Сны | ор. 6 | 1910 | Симфоническая картина. Для симфонического оркестра | ||
Два стихотворения | ор. 7 | 1909-1910 | Для женского хора и оркестра | Слова К. Д. Бальмонта | |
Осеннее | ор. 8 | 1910 | Симфонический эскиз. Для симфонического оркестра | ||
Два стихотворения А. Н. Апухтина и К. Д. Бальмонта | ор. 9 | 1910-1911 | Для голоса и фортепиано | ||
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром | Des-dur | ор. 10 | 1911-1912 | ||
Токката | op. 11 | 1912 | Для фортепиано | ||
10 пьес | op. 12 | 1913 | Для фортепиано | ||
Юмористическое скерцо для 4 фаготов | ор. 12 bis | 1912 | |||
Маддалена | ор. 13 | 1911, 2-я редакция 1913 | Опера | Сюжет и либретто М. Ливен. 2-я редакция не исполнялась | |
Соната № 2 | ор. 14 | 1912 | Для фортепиано | ||
Баллада | ор. 15 | 1912 | Для виолончели и фортепиано | ||
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром | g-moll | op. 16 | 1913, 2-я редакция — 1923 | ||
Сарказмы | op. 17 | 1912- 1914 | Для фортепиано | ||
Гадкий утёнок | ор. 18 | 1914 | Для голоса и фортепиано | Сказка X. К. Андерсена. 2-я редакция для голоса и оркестра, 1914 | |
Концерт № 1 для скрипки с оркестром | D-dur | op. 19 | 1916- 1917 | ||
Ала и Лоллий (Скифская сюита) | ор. 20 | 1914-1915 | Сюита. Для симфонического оркестра | ||
Сказка про шута, семерых шутов перешутившего | ор. 21 | 1915, 2-я редакция 1920 | Балет | По русским народным сказкам Пермской губернии, из сборника А. Н. Афанасьева, либретто Прокофьева. Поставлен 1921, «Театр лирик», труппа С. П. Дягилева, Париж | |
Шут | ор. 21 bis | 1922 | Сюита. Для симфонического оркестра | (из балета) | |
Мимолётности | op. 22 | 1915-1917 | Для фортепиано | ||
5 стихотворений | ор. 23 | 1915 | Для голоса и фортепиано | Слова В. И. Горянского, 3. Н. Гиппиус, Б. Верина, К. Д. Бальмонта, Н. Я. Агнивцева | |
Игрок | ор. 24 | 1915-1916, 2-я редакция 1927 | Опера | По Ф. М. Достоевскому, либретто Прокофьева. 2-я редакция поставлена 1929, Королевский театр, Брюссель | |
Симфония № 1, Классическая | D-dur | ор. 25 | 1916-1917 | Для симфонического оркестра | |
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром | C-dur | op. 26 | 1917-1921 | ||
5 стихотворений | ор. 27 | 1918 | Для голоса и фортепиано | Слова А. А. Ахматовой | |
Соната № 3 | ор. 28 | 1907, 2-я редакция 1917 | Для фортепиано | ||
Соната № 4 | op. 29 | 1908, 2-я редакция 1917 | Для фортепиано | ||
Andante | op. 29 bis | 1934 | Для симфонического оркестра | Переложение для оркестра сонаты № 4 (op. 29) | |
Семеро их | ор. 30 | 1917-1918 | Кантата. Для солистов, хора и оркестра | Слова К, Д. Бальмонта | |
Сказки старой бабушки | op. 31 | 1918 | Для фортепиано | ||
Пьесы | ор. 32 | 1918 | Для фортепиано | ||
Любовь к трём апельсинам | ор. 33 | 1919 | Опера | По К. Гоцци, либретто Прокофьева. Поставлена 1921, Чикаго; 1926, Ленинградский театр оперы и балета | |
Любовь к трём апельсинам | ор. 33 bis | 1934 | Сюита. Для симфонического оркестра | (из оперы) | |
2 концертные транскрипции из оперы «Любовь к трём апельсинам» | ор. 33 | 1918 | Для фортепиано | Два фрагмента из оперы | |
Увертюра на еврейские темы | ор. 34 | 1919 | Для кларнета, 2 скрипок, альта, виолончели и фортепиано | ||
Увертюра на еврейские темы | ор. 34 bis | 1934 | Для симфонического оркестра | ||
5 песен | ор. 35 | 1920 | Для голоса и фортепиано | Без слов | |
5 мелодий | oр. 35 bis | 1925 | Для скрипки и фортепиано | ||
5 стихотворений | ор. 36 | 1921 | Для голоса и фортепиано | Слова К. Д. Бальмонта | |
Огненный ангел | ор. 37 | 1919-1927 | Опера | По В. Брюсову, либретто Прокофьева. Концертное исполнение 1954, «Театр Елисейских полей», Париж; поставлена 1955, театр «Фениче», Венеция | |
Соната № 5 | ор. 38 | 1923 | Для фортепиано | ||
Квинтет | ор. 39 | 1924 | Для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса | ||
Симфония № 2 | d-moll | op. 40 | 1924 | Для симфонического оркестра | |
Стальной скок | ор. 41 | 1925 | Балет | Либретто Г. Б. Якулова и Прокофьева. Поставлен 1927, труппа Дягилева, театр Сары Бернар, Париж | |
Стальной скок | ор. 41 bis | 1926 | Сюита. Для симфонического оркестра | (из балета) | |
Увертюра | ор. 42 | 1926 | Для 17 исполнителей и большого оркестра | 1 вариант | |
Увертюра | ор. 42 bis | 1928 | 2 вариант | ||
Дивертисмент | ор. 43 | 1925-1929 | Для симфонического оркестра | ||
Дивертисмент | ор. 43 bis | 1938 | Концертное переложение для фортепиано | ||
Симфония № 3 | c-moll | op. 44 | 1928 | Для симфонического оркестра | |
Вещи в себе | ор. 45 | 1928 | Для фортепиано | ||
Блудный сын | ор. 46 | 1928 | Балет | Либретто Б. Кохно. Поставлен 1929, труппа Дягилева, театр Сары Бернар, Париж | |
Блудный сын | ор. 46 bis | 1929 | Сюита. Для симфонического оркестра | (из балета) | |
Симфония № 4 | C-dur | op. 47 | 1930 | Для симфонического оркестра | |
Симфониетта, 3-я редакция | A-dur | ор. 48 | 1929 | Для симфонического оркестра | |
Четыре портрета и Развязка из оперы «Игрок» | ор. 49 | 1931 | Сюита. Для симфонического оркестра | ||
Струнный квартет № 1 | ор. 50 | 1930 | На кабардинские темы | ||
На Днепре | ор. 51 | 1930 | Балет | Либретто С. Лифаря и Прокофьева. Поставлен 1932, театр «Гранд-Опера», Париж | |
На Днепре | ор. 51 bis | 1933 | Сюита. Для симфонического оркестра | (из балета) | |
Пьесы | op. 52 | 1930-1931 | Для фортепиано | ||
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром | B-dur | op. 53 | 1931 | Для левой руки | |
Сонатина № 1, 2 | op. 54 | 1932 | Для фортепиано | ||
Концерт № 5 для фортепиано с оркестром | G-dur | op. 55 | 1932 | ||
Соната для 2-х скрипок | ор. 56 | 1932 | |||
Симфоническая песнь | ор. 57 | 1933 | Для симфонического оркестра | ||
Концерт для виолончели с оркестром | e-moll | op. 58 | 1933-1938 | ||
Сонатина № 3, Пасторальная | op. 59 | 1934 | Для фортепиано | ||
Поручик Киже | ор. 60 | 1934 | Сюита. Для симфонического оркестра | (из музыки к фильму) | |
Египетские ночи | ор. 61 | 1934 | Сюита. Для симфонического оркестра | (из музыки к спектаклю) | |
Мысли | ор. 62 | 1933-1934 | Для фортепиано | ||
Концерт № 2 для скрипки с оркестром | g-moll | op. 63 | 1935 | ||
Ромео и Джульетта | ор. 64 | 1935-1936 | Балет | По У. Шекспиру, либретто С. Э. Радлова, А. И. Пиотровского, Л. М. Лавровского и Прокофьева. Поставлен 1938, театр «На градбах», Брно; 1940, Ленинградский театр оперы и балета | |
Ромео и Джульетта | ор. 64 bis | 1936 | Сюита. Для симфонического оркестра | (1-я и 2-я сюита из балета) | |
Детская музыка | ор. 65 | 1935 | Для фортепиано | 12 лёгких пьес | |
Летний день | ор. 65 bis | 1941 | Сюита. Для симфонического оркестра | Детская сюита | |
6 песен | ор. 66 | 1935 | Для голоса и фортепиано | Слова M. Голодного, А. Н. Афиногенова, Т. С. Сикорской и народные | |
Петя и волк | ор. 67 | 1936 | Симфоническая сказка. Для симфонического оркестра | Слова Прокофьева. | |
3 детские песни | ор. 68 | 1936-1939 | Для голоса и фортепиано | Слова А. Л. Барто, Сикорской, а также Л. М. Квитко в переводе С. В. Михалкова | |
4 марша | ор. 69 | 1935-1937 | Для духового оркестра | ||
Музыка к фильму «Пиковая дама» | op. 70 | 1938 | |||
Музыка к спектаклю «Борис Годунов» Пушкина | ор. 70 bis | 1936 | Музыка к драматическому спектаклю | Постановка 1957, Центральный детский театр, Москва | |
Музыка к спектаклю «Евгений Онегин» | ор. 71 | 1936 | Музыка к драматическому спектаклю | По роману в стихах А.С. Пушкина. Камерный театр, Москва | |
Русская увертюра | ор. 72 | 1936 | 2 варианта — для четверного и тройного состава оркестра | ||
3 романса | ор. 73 | 1936 | Для голоса и фортепиано | Слова А. С. Пушкина | |
К 20-летию Октября | ор. 74 | 1936-1937 | Текст-монтаж Прокофьева из сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина | ||
Ромео и Джульетта | ор. 75 | 1937 | Для фортепиано | 10 пьес для фортепиано, концертная транскрипция из музыки к балету | |
Песни наших дней | ор. 76 | 1937 | Вокально-симфоническая сюита | Слова А. Пришельца, В. И. Лебедева-Кумача, С. Я. Маршака, народные | |
Музыка к спектаклю «Гамлет» Шекспира | ор. 77 | 1937-1938 | Музыка к драматическому спектаклю | Ленинградский драматический театр | |
Гавот | ор. 77 | 1938 | Для фортепиано | Концертная транскрипция из музыки к спектаклю «Гамлет» | |
Александр Невский | ор. 78 | 1938-1939 | Кантата. Для солистов, хора и оркестра | Слова Прокофьева и В. А. Луговского | |
7 песен | ор. 79 | 1939 | Для голоса и фортепиано | Слова А. А. Прокофьева, А. Н. Благова, М. А. Светлова, М. А. Мендельсон, П. Е. Панченко и народные | |
Соната № 1 для скрипки и фортепиано | ор. 80 | 1938-1946 | Государственная премия СССР, 1947 | ||
Семен Котко | ор. 81 | 1939 | Опера | Либретто В. П. Катаева и Прокофьева. Поставлена 1940, Оперный театр им. К. С. Станиславского, Москва | |
Семен Котко | ор. 81 bis | 1941 | Сюита. Для симфонического оркестра | (из оперы) | |
Соната № 6 | op. 82 | 1939-1940 | Для фортепиано | ||
Соната № 7 | ор. 83 | 1939-1942 | Для фортепиано | Государственная премия СССР, 1943 | |
Соната № 8 | op. 84 | 1939- 1944 | Для фортепиано | Государственная премия СССР, 1946 | |
Здравица | ор. 85 | 1939 | Кантата. Для солистов, хора и оркестра | Текст из русского, украинского, белорусского, кумыкского, курдского, марийского и мордовского фольклора | |
Обручение в монастыре (Дуэнья) | ор. 86 | 1940 | Опера | По Р. Шеридану, либретто Прокофьева. Поставлена 1946, Ленинградский театр оперы и балета | |
Золушка | ор. 87 | 1940-1944 | Балет | Либретто Н. Д. Волкова. Поставлен 1945, Большой театр; Государственная премия СССР, 1946 | |
Симфонический марш | B-dur | ор. 88 | 1941 | Для симфонического оркестра | |
7 массовых песен | ор. 89 | 1941-1942 | Для голоса и фортепиано | Слова В. В. Маяковского, А. А. Суркова, М. А. Мендельсон | |
1941 год | op. 90 | 1941 | Сюита. Для симфонического оркестра | ||
Война и мир | ор. 91 | 1941-1943, 2-я редакция 1946-1952 | Опера | По Л. Н. Толстому, либретто Прокофьева и М. А. Мендельсон-Прокофьевой. Поставлена 1946, Ленинградский Малый оперный театр | |
Струнный квартет № 2 | ор. 92 | 1941 | |||
Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным | ор. 93 | 1942-1943 | Кантата. Для солистов, хора и оркестра | Слова П. Г. Антокольского | |
Cоната для флейты и фортепиано | ор. 94 | 1943 | |||
Соната № 2 для скрипки и фортепиано | ор. 94 bis | 1943-1944 | Транскрипция сонаты для флейты и фортепиано | ||
3 пьесы из балета «Золушка» | ор. 95 | 1942 | Для фортепиано | ||
Пьесы | op. 96 | 1941-1942 | Для фортепиано | ||
10 пьес из балета «Золушка» | ор. 97 | 1943 | Для фортепиано | ||
Эскизы к гимну Советского Союза и к гимну РСФСР | ор. 98 | На слова С. Михалкова и Эль-Регистана; на слова С. П. Щипачева | |||
Марш | ор. 99 | 1943-1944 | Для духового оркестра | ||
Симфония № 5 | B-dur | op. 100 | 1944 | Для симфонического оркестра | Государственная премия СССР, 1946 |
Ромео и Джульетта | ор. 101 | 1946 | Сюита. Для симфонического оркестра | (3-я сюита из балета) | |
6 пьес из балета «Золушка» | ор. 102 | 1944 | Для фортепиано | ||
Соната № 9 | op. 103 | 1947 | Для фортепиано | ||
2 тетради русских народных песен | ор. 104 | 1944 | Обработки русских народных песен | ||
Ода на окончание войны | ор. 105 | 1945 | Для симфонического оркестра | ||
2 дуэта | ор. 106 | 1945 | Для голоса и фортепиано | Обработка русских народных песен | |
Золушка | ор. 107 | 1946 | Сюита. Для симфонического оркестра | 1-я сюита из балета | |
Золушка | ор. 108 | 1946 | Сюита. Для симфонического оркестра | 2-я сюита из балета | |
Золушка | ор. 109 | 1946 | Сюита. Для симфонического оркестра | 3-я сюита из балета | |
Вальсы | ор. 110 | 1946 | Сюита. Для симфонического оркестра | Симфоническая сюита в 6 частях | |
Симфония № 6 | es-moll | op. 111 | 1945-1947 | Для симфонического оркестра | |
Симфония № 4, 2-я редакция | C-dur | op. 112 | 1947 | Для симфонического оркестра | |
Тридцать лет | ор. 113 | 1947 | Поэма. Для симфонического оркестра | ||
Расцветай, могучий край | ор. 114 | 1947 | Кантата. Для солистов, хора и оркестра | Слова Е. А. Долматовского | |
Соната для скрипки соло | op. 115 | 1947 | |||
Музыка к фильму «Иван Грозный» | op. 116 | 1942 | За 1-ю серию Государственная премия СССР, 1946; на музыку из фильма созданы: оратория, 1961, музыкальная композиция А. Л. Стасевича, слова В. А. Луговского; балет — составлен М. И. Чулаки, 1975, Большой театр | ||
Повесть о настоящем человеке | ор. 117 | 1947-1948 | Опера | По Б. Полевому, либретто Прокофьева и М. А. Мендельсон-Прокофьевой. Поставлена 1948, Ленинградский театр оперы и балета, закрытый просмотр; 1960, Большой театр | |
Сказ о каменном цветке | ор. 118 | 1948-1950 | Балет | По П. П. Бажову, либретто М. А. Мендельсон-Прокофьевой и Л. М. Лавровского. Поставлен 1954, Большой театр | |
Cоната для виолончели и фортепиано | ор. 119 | 1949 | |||
Два пушкинских вальса | ор. 120 | 1949 | Для симфонического оркестра | ||
Солдатская походная | ор. 121 | 1950 | Для голоса и фортепиано | Слова В. А. Луговского | |
Зимний костёр | ор. 122 | 1949 | Вокально-симфоническая сюита | Слова С.Я.Маршака. Государственная премия СССР, 1951 | |
Летняя ночь | ор. 123 | 1950 | Сюита. Для симфонического оркестра | Из оперы «Обручение в монастыре» | |
На страже мира | ор. 124 | 1950 | Оратория. Для солистов, хора и оркестра | Слова С.Я.Маршака. Государственная премия СССР, 1951 | |
Симфония-концерт для виолончели | e-moll | op. 125 | 1950-1952 | ||
Свадебная сюита | ор. 126 | 1951 | Сюита. Для симфонического оркестра | Из балета «Сказ о каменном цветке» | |
Цыганская фантазия | ор. 127 | 1951 | Для симфонического оркестра | Из балета «Сказ о каменном цветке» | |
Уральская рапсодия | ор. 128 | 1951 | Для симфонического оркестра | Из балета «Сказ о каменном цветке» | |
Встреча Волги с Доном | ор. 130 | 1951 | Поэма. Для симфонического оркестра | ||
Симфония № 7 | cis-moll | op. 131 | 1951-1952 | Для симфонического оркестра | Ленинская премия, 1957 |
Концертино для виолончели | g-moll | op. 132 | 1952 | Завершено другим автором | |
Концерт для 2-х фортепиано и струнного оркестра | ор. 133 | 1952 | Не закончено | ||
Соната для виолончели соло | cis-moll | ор. 134 | 1952 | Не закончено | |
Соната № 5, 2-я редакция | op. 135 | 1952-1953 | Для фортепиано | ||
Соната № 10 | oр. 137 | 1953 | Для фортепиано | Не закончено | |
Музыка к спектаклю «Египетские ночи» | без op. | 1934 | Музыка к драматическому спектаклю | По У. Шекспиру, Б. Шоу, А. С. Пушкину. Камерный театр, Москва | |
5 казахских народных напевов | 1927 | ||||
Музыка к фильму «Поручик Киже» | 1933 | ||||
Музыка к фильму «Александр Невский» | 1938 | ||||
Музыка к фильму «Лермонтов» | 1941 | ||||
Музыка к фильму «Тоня» | 1942 | ||||
Музыка к фильму «Котовский» | 1942 | ||||
Музыка к фильму «Партизаны в степях Украины» | 1942 | ||||
Сюита из вальсов Ф.Шуберта | 1920 | Обработка для фортепиано | |||
Сюита из вальсов Ф. Шуберта в 4 руки | 1923 | Обработка для фортепиано | |||
Органная прелюдия и фуга Д. Букстехуде | 1920 | Обработка для фортепиано |
Читайте также: