project management institute что это
PMI. Сертификация по управлению проектами
Содержание
Система обучения PMI предлагает управление проектами с помощью совокупности стандартных процессов, всего их четыре основных группы, и описаны они в стандарте PMBOK (Project Management Base of Knowledge) – это американский национальный стандарт в области управления проектами.
1) Процессы, связанные с всесторонним планированием проекта – планирование содержания проекта, ресурсов, качества, закупок и контрактов, коммуникаций, составление перечня работ и операций, план управления рисками.
2) Процессы, связанные с реализацией проекта – обеспечение качеством, управление командой и ее развитием, информирование и коммуникации, взаимодействие с поставщиками.
3) Процессы, связанные с мониторингом и управлением – управление изменениями, мониторинг расписания, управление содержанием проекта, контроль качества, управление расходами, ведение отчетности, управление рисками и проч.
4) Процессы, завершающие проект – сдача продукта, передача ответственности и полномочий; закрытие проекта и связанных с ним контрактов.
Проектный менеджмент затрагивает практически все области экономики и многие отрасли промышленности – авиакосмическая, автомобильная, управление коммерческими предприятиями, машиностроение, финансовые операции, IT фармацевтика, телекоммуникации и прочее.
PMI предлагает несколько профессиональных сертификаций, отличающихся друг от друга по глубине подготовки и по специализации.
PMP – наиболее популярная сертификация PMI. Такой сертификат удостоверяет, что специалист освоил знания и умения по всему стандарту PMBOK. Требования к кандидатам: высшее образование, опыт работы в области управления проектами, пройти обучения проектному менеджменту.
Процесс сертификации подразумевает компьютерное тестирование. Полученный сертификат действителен в течение трех лет с возможностью пролонгации.
Certified Associate in Project Management (CAPM)
Сертификация CAPM подразумевает, что его владелец может быть практиком проектного менеджмента, обладает основными знаниями и умениями. Требования к кандидату – среднее образование, от 2 лет опыта работы в области проектного менеджмента, определенное количество часов очного обучения. Компьютерное тестирование. Сертификат действителен пять лет с необходимостью пролонгации.
Program Management Professional (PgMP)
PgPM – это сертификация, предназначенная для подтверждения способности специалиста управлять программами, которые связаны с проектом. Процесс сертификации предусматривает предварительную проверку кандидата на соответствие требованиям к сертификации, после тестирования следует оценка кандидата по методу оценки персонала «360 градусов». Сертификацию необходимо подтверждать каждые три года.
К кандидатам на получение этих сертификаций также есть сходные требования.
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Project management institute что это
This top reference is available in English, Spanish, French, Brazilian Portuguese, Italian, German, Russian, Arabic, Simplified Chinese and Korean.
Join Your Local Chapter
Build your professional network and gain insider connections within local companies in your area. Learn how the benefits of belonging to a PMI chapter can help you.
Resource Hub
We’ve compiled a variety of free online resources, virtual events and even a sneak peek of new digital offerings to help you connect with the global community, build skills, and prepare to advance in a post-COVID-19 world. Explore and share these resources, and check back often for updates.
Membership
Join PMI, the world’s leading project management organization with over 600,000 Global Members and over 300 Local Chapters Internationally.
What is PMI Membership?
In a word, dedication. PMI membership signifies that you’re serious about your project management career and your professional development. It highlights this dedication to employers, colleagues and stakeholders, giving you an edge in the job market. It also provides you with access to valuable knowledge, networks and resources.
Networking
Find a mentor, friend, or new contact. Connect with over 1 million global project management peers and experts through live events, learning seminars and online community. Build a network of peers that you can rely on for guidance, support and idea sharing. Converse with peers locally, in other countries, in and outside your industry that share the same core passion for project management.
Tools & Templates
As a PMI member, you’ll gain exclusive access to PMI publications and global standards. In addition, leverage thousands of tools, templates, articles, guides and other resources to keep you informed and remain efficient.
Chapters
Expand your network by attending PMI local Chapter events. Events offer a variety of topical sessions to informal meetups. Collaborate with like-minded individuals locally to create and share consumable content, tools and resources.
Certifications
You, certified. The recognition you deserve; the credibility you need. PMI certification is a mark of excellence — in any location, in any industry.
Take the CAPM Exam Online
Studying for the CAPM exam? You now have the option of taking it from your favorite computer at home or in the office.
*According to data collected since January 2021 comparing exam pass rates of those that completed training through an Authorized Training Partner versus those that did not.
Learning
Grow your knowledge and your opportunities with thought leadership, training and tools.
Build Your Project Management Skills Online, Anytime
Want to learn and earn PDUs or CEUs on your schedule — anytime, anywhere? Or, pick up a new skill quickly like, project team leadership or agile? Browse our most popular online courses.
Events
Sign up for a PMI event to build your skills, develop lasting relationships and engage with experts. Share best practices and gain practical insights.
SeminarsWorld® Virtual
Supercharge your skills, work smarter with SeminarsWorld ® Virtual. Registration is open for training through November. Choose from 1 to 4-day classes or try our new hour-long classes. Learn more.
Community
There is a place where conversation and content intersect, where you can maintain your credentials, get answers to your questions, share your expertise – anytime, anywhere. That place is ProjectManagement.com, PMI’s home for online community. We’ll see you there…
Virtual Experience Series
New World. New Challenges. New Solutions.
Recovery is just underway, and while we are navigating a world defined by challenge and change, we can embrace the opportunity to Make Reality in new and exciting ways. Register for on demand access through 31 January 2022.
Project management institute что это
This top reference is available in English, Spanish, French, Brazilian Portuguese, Italian, German, Russian, Arabic, Simplified Chinese and Korean.
Join Your Local Chapter
Build your professional network and gain insider connections within local companies in your area. Learn how the benefits of belonging to a PMI chapter can help you.
Resource Hub
We’ve compiled a variety of free online resources, virtual events and even a sneak peek of new digital offerings to help you connect with the global community, build skills, and prepare to advance in a post-COVID-19 world. Explore and share these resources, and check back often for updates.
Membership
Join PMI, the world’s leading project management organization with over 600,000 Global Members and over 300 Local Chapters Internationally.
What is PMI Membership?
In a word, dedication. PMI membership signifies that you’re serious about your project management career and your professional development. It highlights this dedication to employers, colleagues and stakeholders, giving you an edge in the job market. It also provides you with access to valuable knowledge, networks and resources.
Networking
Find a mentor, friend, or new contact. Connect with over 1 million global project management peers and experts through live events, learning seminars and online community. Build a network of peers that you can rely on for guidance, support and idea sharing. Converse with peers locally, in other countries, in and outside your industry that share the same core passion for project management.
Tools & Templates
As a PMI member, you’ll gain exclusive access to PMI publications and global standards. In addition, leverage thousands of tools, templates, articles, guides and other resources to keep you informed and remain efficient.
Chapters
Expand your network by attending PMI local Chapter events. Events offer a variety of topical sessions to informal meetups. Collaborate with like-minded individuals locally to create and share consumable content, tools and resources.
Certifications
You, certified. The recognition you deserve; the credibility you need. PMI certification is a mark of excellence — in any location, in any industry.
Take the CAPM Exam Online
Studying for the CAPM exam? You now have the option of taking it from your favorite computer at home or in the office.
*According to data collected since January 2021 comparing exam pass rates of those that completed training through an Authorized Training Partner versus those that did not.
Learning
Grow your knowledge and your opportunities with thought leadership, training and tools.
Build Your Project Management Skills Online, Anytime
Want to learn and earn PDUs or CEUs on your schedule — anytime, anywhere? Or, pick up a new skill quickly like, project team leadership or agile? Browse our most popular online courses.
Events
Sign up for a PMI event to build your skills, develop lasting relationships and engage with experts. Share best practices and gain practical insights.
SeminarsWorld® Virtual
Supercharge your skills, work smarter with SeminarsWorld ® Virtual. Registration is open for training through November. Choose from 1 to 4-day classes or try our new hour-long classes. Learn more.
Community
There is a place where conversation and content intersect, where you can maintain your credentials, get answers to your questions, share your expertise – anytime, anywhere. That place is ProjectManagement.com, PMI’s home for online community. We’ll see you there…
Virtual Experience Series
New World. New Challenges. New Solutions.
Recovery is just underway, and while we are navigating a world defined by challenge and change, we can embrace the opportunity to Make Reality in new and exciting ways. Register for on demand access through 31 January 2022.
Стандарты PMI
Успех системы управления проектами решающим образом зависит от организации управления. Никакая самая совершенная информационная система не сработает, если у менеджера проекта не будет необходимых полномочий и поддержки, а система принятия решений не обеспечит оперативности управляющих воздействий. И тут на помощь приходят стандарты PMI, позволяющие упорядочить и формализовать проектную деятельность.
В этой статье мы кратко рассмотрим различные подходы к организации управления проектами на предприятии, достоинства, недостатки и области применимости различных организационных структур с точки зрения организации управления проектами. Информация в этой статье в основном базируется на стандартах Института управления проектами (англ., PMI — Project Management Institute) A Guide to the PMBOK. Но сначала несколько определений.
Функциональная структура
В нашей стране наиболее распространены функциональные структуры управления предприятиями, в которых у каждого работника имеется один непосредственный начальник, причем персонал группируется по своей специализации (отделы маркетинга, капитального строительства, плановый, финансовый и т. д.).
Такие структуры хорошо приспособлены для управления налаженным производством, но затрудняют управление сложными проектами, требующими непосредственного оперативного взаимодействия специалистов разных функциональных подразделений. В функциональных структурах задания членам команды проекта выдаются только через руководителей соответствующих подразделений, которые занимаются координацией работы своих сотрудников (рис. 1, персонал, задействованный в проекте, выделен зеленым цветом).
Рис.1 — Функциональная структура управления.
Если проекты, которые ведутся в организации, носят рутинный характер (например, плановые ремонты оборудования), регулярно повторяются и хорошо изучены, функциональная структура справляется с ними достаточно успешно. Также успешно она справляется с любыми проектами, которые ограничены рамками одного функционального подразделения.
Если же проекты затрагивают несколько подразделений и не имеют аналогов в истории организации, то реализация таких проектов в рамках функциональной структуры сталкивается с серьезными трудностями. Эти трудности вызваны и проблемами с координацией работ, и тем, что интересы функциональных руководителей не ограничиваются интересами проекта и могут даже вступать с ними в противоречия.
Проектная структура
Прямой противоположностью функциональной является проектная структура управления, в которой у каждого члена команды проекта также один непосредственный руководитель, но подразделения организованы по проектному принципу: команды управления проектами образуют собственные подразделения (рис. 2), возглавляемые менеджерами соответствующих проектов. Такие структуры обычно используются проектно-ориентированными организациями, выполняющими проекты для других, — например, консалтинговыми компаниями.
Рис.2 — Проектная структура управления.
Сотрудники функциональных подразделений, входящие в команду проекта, временно покидают свои подразделения и переходят в подчинение к менеджеру проекта на период его реализации. Крайний случай — создание специальной компании для управления единственным проектом (управляющей компании), время жизни которой совпадает со сроком реализации проекта. Обычно такие компании создаются для очень крупных проектов (примеры: «Старстрой» — управление строительством Каспийского трубопровода; «Десам» — управление строительством Онкологического центра в Самаре).
В проектной структуре у менеджера проекта полные полномочия. Члены команд проектов покидают свои функциональные отделы и переходят в подчинение к менеджерам проектов в проектно-ориентированные подразделения. Тем самым достигается полная координация работы команды проекта. Однако у такой структуры имеются и серьезные недостатки.
Матричные структуры
В последнее время все большую популярность приобретают матричные структуры управления проектами. В таких структурах участники команды проекта не покидают свои функциональные подразделения, но по работам проекта подчиняются непосредственно менеджеру проекта. Функциональный руководитель при этом не освобождается от ответственности за качество работы своих сотрудников, соответствие выпускаемой продукции принятым стандартам и правилам.
Матричные структуры управления обычно используются, когда проекты повторяются, но не являются рутинными.
Рис.3 — Влияние характеристик проектов на выбор оптимальной организационной структуры
В зависимости от полномочий менеджера проекты различают слабую и сильную матрицы. В слабой матрице управление членами команды проекта осуществляется не напрямую, а через функциональных руководителей. Полномочия менеджера проекта в такой структуре ограничены, поэтому эта позиция называется по-другому. При этом различают формы управления, которые носят названия экспедитор проекта и координатор проекта, по названию функций тех людей, на которых ложится задача управления проектом.
Экспедитор проекта
Экспедитор проекта — это сотрудник одного из функциональных подразделений, которому поручается координировать потоки информации между членами команды проекта (рис. 4). У него нет иных полномочий, кроме права давать рекомендации. Такая система работает, только если у экспедитора имеется достаточное влияние (часто неформальное), и применима только для не слишком важных, небольших и коротких проектов.
Рис.4 — Экспедитор проекта
Координатор проекта
Координатор проекта подчиняется непосредственно руководству предприятия и часто является и куратором проекта. У него есть право давать задания сотрудникам функциональных подразделений, хотя официальными полномочиями он не наделен. Обычно у координатора проекта высокий статус в функциональной организации (заместитель директора, главный специалист). В наших проектных институтах существует институт ГИПов, которые фактически являются координаторами проектов.
В этой структуре особенно высока вероятность конфликтов из-за двойного подчинения сотрудников и отсутствия четко прописанных полномочий руководителей. Обычно такие конфликты разрешаются руководством предприятия.
Слабые матричные структуры (экспедитор и координатор проекта) обычно применяются, когда организация выполняет много небольших, но не рутинных проектов (пример: работа проектных институтов, выполняющих ежегодно десятки и сотни небольших проектов).
Рис.5 — Координатор проекта
Сильная матрица
В сильной матричной структуре присутствует позиция менеджера проекта, наделенного полномочиями напрямую отдавать распоряжения и требовать отчетности от сотрудников функциональных подразделений, входящих в состав команды управления проектом. Менеджеры проектов в такой структуре не входят в функциональные подразделения, если не считать таковым проектный офис (отдел управления проектами, службу управления проектами, аналитический центр — названия могут быть разными). Члены команды управления проектом не выводятся из состава своих функциональных подразделений, но «откомандировываются» в команду проекта. С этого момента эти сотрудники обязаны своевременно и качественно выполнять задания менеджера проекта, причем качество их работы контролируется и руководителем соответствующего функционального подразделения (рис. 6).
Сам процесс выделения сотрудников функционального подразделения в команду управления проектом подразумевает проведение переговоров между менеджером проекта и функциональным руководителем, а не является безусловным. Такое выделение может быть полным и частичным (когда сотрудник лишь частично загружен работами проекта), причем очень важно, чтобы функциональный руководитель был лично заинтересован в выделении в команду управления проектом достаточно квалифицированных сотрудников. Одним из способов создания такой заинтересованности является применение системы мотивации, по которой за успешную работу в команде управления проектами премируются не только непосредственные участники команды, но и те функциональные руководители, которые этих участников выделили.
Достоинства сильной матричной структуры — четкое видение целей, возможность оперативного управления ресурсами менеджерами проектов, быстрое реагирование на изменения. При этом ресурсы используются лучше, чем в проектной структуре, поскольку сотрудники остаются в своей профессиональной среде, не простаивают при неполной загрузке в проекте, не испытывают трудностей с трудоустройством при окончании (или прекращении) исполнения проекта. В сильной матричной структуре достигается хорошая координация работы подразделений, можно организовать прямое распределение информации по проекту к непосредственным исполнителям и от них — к менеджеру проекта. В такой структуре обеспечивается преемственность и обучение персонала, создается хорошая поддержка проектов в организации (в том числе, базы, нормативы и т. п.).
Рис.6 — Сильная матрица
Однако имеются и недостатки — дополнительные затраты из-за увеличенного управленческого персонала (кроме функциональных и проектные руководители), из-за двойного подчинения персонал труднее контролировать, возникает конкуренция за ресурсы между проектами, а значит, и между их менеджерами, что может приводить к дополнительным конфликтам. Процедуры управления и потоки информации усложняются.
Матричная структура приспособлена к устойчивой работе, но может пойти вразнос при перегрузках — когда согласованные сроки выделения сотрудников под проекты нарушаются, возникают конфликты авторитетов и т. д.
Как правило, в одной и той же организации могут сосуществовать разные виды структур управления проектами. Так для уникального и важного проекта может быть создан виртуальный проектный офис и полностью выделены необходимые сотрудники, для нескольких других достаточно серьезных проектов может быть использована матричная структура, а для малых и рутинных проектов выбрана форма координатора или экспедитора проекта.
Некоторые практические рекомендации по выбору структуры управления проектом
Выбирая оптимальную организационную структуру для управления конкретным проектом в вашей организации, взвесьте различные факторы, часть из которых мы перечислим ниже.
Проектный офис
В организациях, которые используют матричные структуры управления проектами, полезно создать проектный офис. Проектный офис предназначен для поддержки управления проектами в организации. В нем ведутся архивы проектов, разрабатываются методические рекомендации и руководящие материалы по управлению проектами, проводится обучение и консультации менеджеров и членов команд управления проектами, разрабатываются и ведутся компьютерные модели проектов. В организациях, где внедрено мультипроектное управление (общее управление ресурсами организации, задействованными в различных проектах), проектный офис служит штабом такого управления.
Типичными подразделениями проектного офиса являются:
У менеджера проекта множество обязанностей, наиболее важными из которых являются координация деятельности участников проекта, ведение переговоров, разрешение конфликтов. В серьезных проектах у него просто не найдется времени для ввода и анализа информации о проекте, расчета графиков работ, анализа рисков, подготовки отчетов и т. д. Конечно, менеджер должен владеть используемой программой управления проектами, разбираться во всем перечисленном, но в серьезном проекте, модель которого может состоять из тысяч работ, он нуждается в помощи. Такую помощь ему должен оказывать выделенный сотрудник (аналитик) из аналитического центра проектного офиса.
В аналитическом центре ведутся компьютерные модели всех проектов организации, что позволяет консолидировать эти модели в единую модель, необходимую для мультипроектного управления.
Существенной частью управления проектами является создание архивов проектов, анализ накопленного опыта, подготовка рекомендаций для будущих проектов, для создания или корректировки проектных баз данных. Создание архива «своего» проекта и выработка рекомендаций для аналогичных проектов в будущем — последняя обязанность команды проекта перед тем, как она будет распущена.
Эти архивы должны быть сосредоточены в одном месте и быть готовы к использованию командами будущих проектов и для обучения и для принятия управленческих решений. Архивы различных проектов должны сопоставляться и анализироваться для выявления общих закономерностей, создания нормативов и разработки корпоративных стандартов. Этими задачами занимается архивное подразделение проектного офиса.
Обучение и повышение квалификации сотрудников — важная функция управления организацией. В проектной части — это одна из задач методологического подразделения проектного офиса. В методологическом подразделении работают менеджеры проектов в промежутках, когда они не заняты управлением конкретными проектами. В нем готовятся методические материалы, рекомендации и стандарты по управлению проектами в организации, проводится обучение участников команд управления проектами.
Методологическое подразделение также вырабатывает рекомендации по необходимости обучения сотрудников во внешних учебных центрах, участию сотрудников организации в конференциях, семинарах и других мероприятиях, связанных с управлением проектами. В этом подразделении вместе с аналитиками разрабатываются типовые фрагменты проектов организации, базы данных характеристик типовых работ и назначений ресурсов на их исполнение (потребности в материалах и затратах на единичных объемах типовых работ, производительности и загрузка ресурсов на типовых назначениях).
Эти нормативные базы и фрагменты используются при разработке компьютерных моделей всех проектов организации, обеспечивая единый подход и соответствие исходной информации проектов корпоративным стандартам.
Проектный офис идеально подходит для организации мультипроектного управления, для которого требуется консолидация информации по всем ведущимся проектам и ресурсам, в них задействованным. В этом случае в организации появляется позиция главного менеджера проектов, в задачи которого входит координация работы по различным проектам, подготовка и принятие решений о распределении ограниченных ресурсов организации (в том числе, финансовых) между различными проектами.
Организация проектного офиса — важный элемент и показатель зрелости системы управления проектами в организации.