произведения о жизни донского казачества после революции
литература
Судьба донского казачества (по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон») «
Роман М. А. Шолохова “Тихий Дон” вошел в историю русской литературы как яркое, значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие — с 1912 по 1922 год.
Начало романа еще не предвещает грядущих бурь и потрясений. Спокойно несет свои воды величавый тихий Дон, переливается разноцветными красками лазоревая степь. Мирно и спокойно течет жизнь казачьего хутора Татарский, прерываемая разве что молвой о дерзкой связи замужней солдатки Аксиньи Астаховой с Гришкой Мелеховым. Страстное, всепоглощающее чувство вступает в противоречие с нравственными устоями казачьей старины. То есть уже в начале романа мы видим заявку на самобытные яркие характеры, сложные и тонкие отношения героев, их непростые судьбы. Именно в Григории и Аксинье наиболее полно и глубоко выразились характерные типические черты казачества, прошедшего долгий и мучительный путь исканий и ошибок, прозрений и потерь.
Детально воспроизведенный быт, любовное описание донской природы, которая воспринимается как полноправное действующее лицо романа, меткая образная речь, искрящаяся юмором, позволяют читателю ощутить своеобразную прелесть казачьего уклада, понять суть тех традиций, которые исстари определяли жизнь казака. Это верность воинскому долгу защиты отечества от врага и мирный крестьянский труд до седьмого пота, дающий земледельцу возможность укреплять свое хозяйство, жениться, растить детей, которым предстоит пройти тот же четко очерченный жизненный круг. Кроме того, история женитьбы Григория Мелехова, безусловно, говорит о том, что в казачьей среде сын должен был безропотно подчиняться отцу, принимать его решение как должное, даже если оно определяет всю его дальнейшую жизнь. Именно это произошло и с Григорием. Пассивно подчинившись воле отца, он вынужден в дальнейшем расплачиваться за эту ошибку, делая несчастными двух незаурядных, гордых и любящих его женщин.
Драматизм личной судьбы Григория Мелехова усугубляется теми потрясениями, которые пришли на мирную донскую землю в 1918 году. Война втягивает в свой кровавый водоворот жителей хутора Татарский, положив начало классовому размежеванию, политической борьбе. Рушится устоявшийся жизненный уклад, распадаются естественные родственные связи, деформируется нравственное чувство. Дружба приносится в жертву абстрактной идее о всеобщем равенстве и братстве, приведя Григория Мелехова и Михаила Кошевого во враждующие станы.
Центральное место в шолоховской эпопее занимает жизненный путь Григория, эволюция его характера. На наших глазах этот норовистый, своевольный парень, веселый и простой, формируется как личность. Во время первой мировой войны он храбро сражался на фронте, даже получил Георгиевский крест. На этой войне он честно исполнил свой долг, ибо был абсолютно уверен в том, кто его враг.
Но Октябрьская революция и гражданская война разрушили все его привычные представления о казачьей чести. Он, как и все люди той бурной и сложной эпохи, должен был сделать свой выбор. С кем ему по пути: с белыми, которые защищают старый устоявшийся правопорядок, стремясь восстановить монархию, или с красными, которые, наоборот, хотят разрушить старый уклад до основания, чтобы на руинах старого мира строить новую жизнь.
Григорий служит то у белых, то у красных. Как настоящий казак, который с молоком матери впитал традиции этого сословия, герой встает на защиту страны, так как, по его мнению, большевики не только посягают на святыню, но и отрывают его от земли. Эти мысли волновали не только Григория, но и других казаков, которые с болью глядели на неубранную пшеницу, нескошенный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрываются на непосильной работе бабы в то время, когда они ведут бессмысленную бойню, начатую большевиками. Но затем Григорию приходится стать свидетелем зверской расправы белых с подтелковским отрядом, которая вызывает его гнев и горечь. Но помнит Г
Как гражданская война изменила жизнь казачества?
Григорий Мелехов – вспыльчивый, независимый казак, младший сын Пантелея Мелехова, центральный герой романа со «звероватым» взглядом «в чуть косых прорезях подсиненных миндалин горячих глаз». В образе Григория автор воплотил мощь народного духа, это сборный образ донского казачества начала XX века.
Концовка произведения трагична. Разрушается вековой уклад жизни казаков. Родственники и друзья оказываются по разные стороны воюющих сторон и часто сражаются друг против друга. Белые терпят поражение, после чего Григорий присоединяется к Красной армии, сражается против поляков. Друг за другом умирают его отец и мать. Главный герой, наконец, решает вернуться в родные края.
Как сказано выше, перед тем как вернуться на хутор он утопил винтовку в реке. А у «красных» существовало правило: если ты пришел с повинной и сдал винтовку в сельсовет — получишь амнистию. Если винтовку не сдал, то где гарантия, что ты ее не выкопаешь и снова не начнешь воевать против советской власти? Поэтому Григория, видимо, шлёпнут, когда он вернется в Татарский. А если бы не этот промах, то у казака с такими биографическими данными, как у Мелехова, были бы шансы дожить до начала войны 1941 – 1945 года. Повествование романа «Тихий Дон» заканчивается в 1922 году, тогда к белогвардейскому прошлому относились достаточно спокойно. Во время гражданской войны переход из лагеря в лагерь был естественным явлением.
Потомки, репрессированных или погибших казаков в вооружённом противостоянии частям Красной армии — до сих пор обижаются на В.И. Ленина, даже внуки и внучки — в третьем поколении, тоже не навидят В.И. Ленина.
Одна моя знакомая, ей 24 года, мне пишет:
«Если бы не Ленин, Россия сейчас была бы супердержавой. И мы бы жили богаче шейхов арабских».
Если бы не Ленин – России сейчас бы, вообще – не было! В первую Мировую войну 1914 – 1918 год, против России воевали страны Антанты, их было, более 38 государств, во власти был кризис, Россия потеряла страны Прибалтики, Крым и ещё много земли. Несмотря на то, что В.И. Ленин, не носил военной формы – он был талантливым полководцем, и всех недругов – разгромил!
Он был из дворянской семьи, но свою жизнь посвятил, делу создания государства для рабочих и крестьян, которые скинув лапти, первыми полетели в космос и на Луну, а потом ещё и разгромили милитаризованный фашизм, но уже, под руководством И.В. Сталина!
Ленин и Сталин – были интеллигентами и работали – бесплатно, создавая простым гражданам блага, в отличие от нашей буржуазной элиты, которая обворовала простой народ.
Сама себе задай вопрос, почему казаки не приняли советскую (народную) власть и стали воевать против неё. Если бы они перешли на сторону советской власти, то, никто бы из них не погиб.
Ленин – это гений, а казаки – это толпа (банда) возмущённых вооружённых мужиков.
В.И. Ленин, за один год со всеми «разобрался» и всех поставил на место: и басмачей, и махновцев, и казаков, и генерала Корнилова, и генерала Врангеля, и всех недругов, которые существовали в то время и мешали созданию первого в мире государства рабочих и крестьян.
Но месть у казаков осталась и многие потом – воевали на стороне Гитлера,
ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=r-mHLfkmOiE
Во время Второй мировой войны в Вермахте воевало 20 казачьих полков, в которых проходили службу около 35 000 тысяч донских казаков. При отступлении с немцами, на Запад – ушло около 320 000 тысяч казаков (мужчин, женщин и детей).
В СССР, когда была советская власть, все казаки работали и никто милиции (народной) не прислуживал, а сейчас политический строй государства стал буржуазным, и ряженые казаки прислуживают полицаям! Даже разгоняют мирных демонстрантов нагайками в Москве – и этот факт, о многом говорит!
Из вышесказанного следует: красного террора против казаков не было, а был разгром буржуазных вооружённых группировок, которые были не согласны с первым в мире государством рабочих крестьян. По определению В.И. Ленина, кто шёл против советской власти – тот был врагом народа! И я с ним полностью согласен!
Почему-то, многие продажные провокаторы преподносят эти факты со своей точки зрения, а те факты, что на стороне советской власти — были честные казаки, которые тоже погибли во время военных операций – эти факты ни кто не принимает во внимание!
Идёт выгораживание бывших врагов советской власти, вопрос — почему.
Ответ очень простой – оказалось, что Андропов и Горбачёв, были родом из Ставрополья и их родители и родственники, тоже были — реприсированы!
Владимир Грачев,
пос. Тазовский, 07.06.2021 г.
Казачья тема в художественной литературе
КАЗАЧЬЯ ТЕМА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В читательском мире утвердилось мнение, что основоположником художественной литературы о казаках является Николай Васильевич Гоголь с его знаменитой повестью «Тарас Бульба». Затем эту тему мощно продолжили Александр Сергеевич Пушкин «Капитанской дочкой» и стихами, Лев Николаевич Толстой повестью «Казаки» и Михаил Александрович Шолохов «Донскими рассказами» и романами «Тихий Дон», «Поднятая целина».
Если ещё немного напрячь память старшего поколения, то кто-то припомнит «Железный поток» Александра Серафимовича, «Новочеркасск» Геннадия Семенихина, «Конармию» Исаака Бабеля, «Я, Богдан» (о Богдане Хмельницком) Павла Загребельного, «Даурию» Константина Седых. Сегодняшние книгочеи, пожалуй, назовут произведения эмигрантов Петра Краснова (бывшего атамана Области войска Донского) и Николая Туроверова, антипода Шолохова – Фёдора Крюкова. Их книги последние 20 лет довольно часто появляются на стеллажах книжных магазинов. Вот собственно и весь перечень более-менее известных среднестатистическому гражданину России произведений о казачестве и фамилий их авторов.
А между тем литература о казачестве значительно более обширна и по перечню книг, и по времени их написания. Своими корнями она уходит в древнерусские народные предания и былины, в средневековые анонимные источники. Это и «Сказание о Мамаевом побоище», где упоминаются «неведомые люди воинского сословия, зовомие донски козаци», пришедшие на помощь московскому князю Дмитрию с иконой Гребенской Божьей Матери, той самой, что ныне называется Донской. Это и былина «Битва Ильи Муромца с жидовином» (о противостоянии казачьего пограничья Руси во главе со «старым казаком, атаманом Ильёй Муромцем» Хазарскому каганату в Х веке). В русском воинском фольклоре казачьи исторические песни составляют две трети всех собранных текстов, начиная с шестнадцатого века.
Особую главу в создание художественной литературы о казачестве вписал в конце восемнадцатого века, начале девятнадцатого донской казак, священник и дипломат, которого по праву можно назвать основоположником казачьего эпоса, Алексей Григорьевич Евстафьев. Он, первый русский консул в Бостоне (США), является автором памфлета «Преимущества России в случае войны с Францией», исторических драм «Мазепа – гетман Украины», «Казаки на пути в Париж», «Дмитрий Донской». Алексей Григорьевич, прекрасно владевший многими иностранными языками, перевёл на английский трагедию Сумарокова «Дмитрий-самозванец» и ряд произведений Ломоносова.
Составителем первой летописи кубанских казаков, автором многих рассказов об их жизни и быте был наказной атаман Черноморского казачьего войска, погибший в плену у горцев, Яков Герасимович Кухаренко.
Во всём мире известен толковый словарь «Живого русского языка» Владимира Ивановича Даля. Но мало кто знает, что начинал свою литературную деятельность этот писатель и учёный под псевдонимом «Казак Владимир Луганский», что именно он собрал, обработал и опубликовал в первой половине 19 века казачьи сказки, предания, рассказы из истории казачества, создал историко-этнографическое исследование «Уральский казак».
Кровавые вихри ХХ века жестоко ворвались в судьбу казачества. Гражданская война, вынужденная эмиграция значительной части казаков за рубеж, репрессии против оставшихся в России, расказачивание и раскулачивание, высылка из родных станиц и хуторов, устранение самого понятия «казак» из народной жизни, казалось бы, должны были занести пылью забвения историческую память о вольных степных рыцарях. Но никакие политические и идеологические догмы и акции не вытравили образы создателей и защитников России из сознания народа и из творчества многих писателей.
Но никакие репрессии и гонения не могли воспрепятствовать правдивому слову о казачестве. Мощные, многоплановые романы о казаках были созданы Иваном Шуховым – «Горькая линия» и «Ненависть»; Василием Балябиным – «Забайкальцы»; Василием Дюбиным – «Забурунный край» (этот роман включался в сороковые годы в школьные программы); Анатолием Ивановым – «Ермак»; Андреем Губиным – «Молоко волчицы»; Анатолием Знаменским – «Красные дни»; Аркадием Первенцевым – «Кочубей»; Виктором Лихоносовым – «Наш маленький Париж».
Разрабатывалась казачья тема и в поэзии. Вслед за Павлом Васильевым стихи и поэмы о казаках писали Дмитрий Кедрин, Борис Куликов, Владимир Цыбин, Борис Примеров, Сергей Королёв, Иван Варавва, Витислав Ходырев, Юрий Беличенко.
Эти и ряд других, не названных мною, авторов во многом подготовили общественное сознание к необходимости возвращения казачества в современную жизнь страны, как своеобразную иммунную систему государства, способную противостоять агрессивным вызовам нового времени. И в конце восьмидесятых годов прошлого века такой процесс возрождения казачества начался во многих регионах традиционного проживания казаков, а так же в Москве и Ленинграде. Нет ничего удивительного в том, что первые казачьи организации в обеих столицах возглавили писатели-казаки Гарий (Гурий) Немченко и Борис Алмазов, а атаманом Союза казаков Области войска Донского стал сын великого писателя Михаил Михайлович Шолохов. Кому, как не им, суждено было постигнуть великую миссию своих предков по собиранию и защите России и стать активными продолжателями, искусственно прерванной, традиции самоотверженного служения казаков Отечеству?!
Больше 20 лет идёт возрождение и становление казачества в России, Казахстане, Украине, Приднестровье. И хотя далеко не всё складывается так, как хотелось бы потомкам казачьих родов и их соратникам, но новая страница истории казачества открыта и ждёт своих летописцев. И они появляются там, где того требует обстановка и благие дела. Как правило, не по заданию кого-то из начальствующих чинов, а по велению души. Так вместе с движением за возрождение казачества начали выходить казачьи газеты и журналы, книги прозы и стихов. Появился всероссийский журнал «Казаки». А в 2012 году была создана казачья секция в Союзе писателей России и начал ежегодно проводиться открытый литературный конкурс «О казаках замолвим слово». Этот конкурс показал, что по всей России и далеко за её пределами живёт много талантливых авторов, не забывших славные дела предков и слышащих их голоса в своей душе. А это значит – казачеству России быть, новым деяниям и подвигам совершаться и создаваться новым книгам о них!
Казаки дона после революции
НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО, ДОНСКИЕ КАЗАКИ продолжали подчеркивать свою исключительность, жили замкнутыми обществами, избегая даже смешанных браков. Русских и представителей других наций и национальностей здесь считали чужаками, «иногородними». С отречением царя в феврале 1917 года на Дону после двухвекового перерыва собрался Войсковой Круг. Избирается правительство во главе с атаманом Алексеем Максимовичем Калединым. Казаки требуют, чтобы новое русское правительство считалось с их правом самим избирать форму взаимоотношений с Россией.
Временное правительство потребовало отдать атамана под суд и готово было бросить на Дон крупные военные силы. В этих условиях 20 октября 1917 года Войсковой Круг постановил считать Донскую Землю независимой республикой вплоть до образования в России приемлемого для казаков порядка.
С приходом власти большевиков казаки поначалу соблюдали нейтралитет: их привлекала перспектива обещанного окончания войны. Казачьи полки возвращались домой, к семьям, и эта радость гасила всякие мысли о сопротивлении красным комиссарам. В результате красные войска сравнительно легко заняли Дон, 16 апреля провозгласили образование Донской Советской Республики, одновременно насаждая свои порядки в станицах и уничтожая физически всех, кто был с ними не согласен.
Очень скоро, однако, казаки опомнились; на севере Дона было организовано мощное сопротивление. 6 мая 1918 года красные были выбиты из Новочеркасска (столицы донского казачества), принят проект Донской Конституции и провозглашена независимость Дона.
Однако раскол в казачьем движении произошел тогда, когда донское казачество оказалось вовлечено в круг политических интересов русского «белого движения». Казачьи массы не захотели брать на себя роль спасителей России, как этого требовал генерал Деникин. Казаки хотели сражаться только за свою независимость. В январе 1920 года на Верховном Круге Дона, Кубани и Терека в Екатеринодаре была подписана декларация объединения трех казачьих республик в одно независимое федеративное государство. Однако эти ярко выраженные сепаратистские, местнические тенденции, нежелание выступать единым фронтом с другими антибольшевистскими силами привели к краху казачьего сопротивления. После его разгрома казачество как сословие большевиками было полностью упразднено. Запрещены всякие казачьи атрибуты, полностью искажена история казачества: теперь казаками объявили русских крестьян, бежавших на Дон с начала XVI века. Таким образом, ни о какой самобытности и «автономности» казачества не могло быть и речи.
Несмотря на усилия Сталина по смягчению отношения к казакам, многие из них приняли активное участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на стороне гитлеровского фашизма. В рядах фашистов, по некоторым сведениям, сражалось 94 тысячи казаков, из них 40 тысяч донских. С. Дробязко в справочнике “Восточные легионы и казачьи части в вермахте” даёт более скромную статистику общей численности “подфашистских казаков” – 25 тысяч. На мой взгляд, автор явно занизил число казачьих союзников гитлеровской Германии. В подавляющем большинстве речь идёт о «советских» казаках; казаки-эмигранты чаще всего оказывались патриотами России и не шли на сговор с германцами. Сражались донские казаки на стороне германских войск и в сражениях за Ростов в 1943 году. По некоторым данным, город защищали в основном именно донские казаки, а не германская армия.
«Тихий Дон»: краткое содержание и анализ произведения
Мировую славу и Нобелевскую премию Михаилу Шолохову принес роман о донском казачестве — «Тихий Дон». Краткое содержание эпопеи и литературоведческие заметки помогут школьникам и студентам в изучении произведения, заинтересуют любителей классики.
«Тихий Дон»: краткое содержание
Роман-эпопея «Тихий Дон», краткое содержание которого раскрывает суть исторической трагедии в контексте жизненных драм героев, — объемное произведение. Сюжет охватывает десятилетие. Литературоведы подсчитали: в тексте представлено около 900 персонажей.
В изучении романа «Тихий Дон» краткое содержание по главам — вспомогательный материал, который позволит обобщить прочитанное, проследить за судьбами главных героев.
Изложение содержания эпопеи Шолохова «Тихий Дон по главам раскрывает драматизм метаний главного героя — Григория Мелехова:
«Тихий Дон»: первая книга, часть I
События первой части знакомят читателя с главными героями:
Глава 1
Мелеховых в Татарском хуторе называют турками: родоначальник Прокофий Мелехов с турецкой войны вернулся с женой-турчанкой. Она родила сына Пантелея, у которого, в свою очередь, было трое детей:
Невысокий, русый, курносый, Петр был больше всех похож на мать Василису. А вот турецкая кровь проявилась в страстной и бешеной натуре Григория.
Главы 2–21
Отец приказывает Гришке оставить в покое Аксинью Астахову — жену соседа Степана. Григорий влюблен и не собирается отступать. Судьба Аксиньи Астаховой дополняет краткое содержание.
«Тихий Дон» — история нравов и жизненного уклада донских казаков, в том числе непростой судьбы женщин. Аксинья, обесчещенная в 16 лет родным отцом, в семнадцать стала женой Степана Астахова. Он ревновал жену, бил и изменял ей. Аксинья тяжело работала, потеряла сына-младенца (не дожил до года).
С Григорием она становится счастливой, чувствует себя любимой. Скоро на хуторе становится известно об их связи — Степан бьет Аксинью, враждует с Мелеховыми. Пантелей решает женить Григория на работящей Наталье. Парню понравилась невеста, он предложил Аксинье расстаться.
Кадр из фильма «Тихий Дон»: UGC
«Тихий Дон»: первая книга, часть II
Продолжает роман знакомство с новыми персонажами:
Главы 1–13
Дополнит историю Мелеховых — главных героев романа «Тихий Дон» — пересказ истории жизни купца Мохова и его детей. Сергей Платонович заработал капиталы на скупке краденного и доносительстве. Воспитанием детей — Лизы и Владимира — не занимался.
Григорий после свадьбы признается Наталье, что не может забыть Аксинью, и возобновляет старую любовную связь. Аксинья забеременела.
В станице появился Иосиф Штокман — бывший ссыльный, торговец швейными машинками, в дальнейшем — ставленник большевиков на хуторе. Мелехов-младший ссорится с родителями и поступает с Аксиньей на службу к Евгению Листницкому в имение Ягодное.
Главы 14–21
Штокман предупреждает казаков о приближении войны. Наталья тоскует по Григорию, пытается покончить с собой (режет себя косой), остается калекой. Аксинья на покосе рожает девочку. С декабря Григорий служит в двенадцатом атаманском полку, а его отец возвращает Наталью в свой дом.
«Тихий Дон»: первая книга, часть III
События военного времени описаны в третьей части книги:
Главы 1–19
1914 год. Наталья ждет мужа. Дуняша влюблена в Мишу Кошевого. Начинается война. Григорий Мелехов конфликтует с офицерами и сослуживцами, но в бою ведет себя геройски, переживает из-за вынужденного убийства (убил австрийца). Прибывает пополнение в полк Мелехова:
После тяжелого ранения в голову Григория награждают Георгиевским крестом. Листницкий также вступает в казачий полк. Аксинья глумится над пришедшей для разговора Натальей (просила вернуть ей мужа). Из-за скарлатины умирает дочь Мелехова и Аксиньи.
Главы 19–24
Мелехова отправляют в тыл для лечения ранения (поврежден левый глаз). Солдат Гаранжа ведет с ним революционные беседы, критикует царя за войну. За проявление строптивости (Григорий отказался отвечать члену императорской семьи во время посещения госпиталя) его на трое суток лишили провианта.
Мелехов приезжает домой, и от деда в Ягодном он узнает, что Аксинья изменяла ему с Листницким. Он вывозит сотника в поле и избивает кнутом. Дома бьет Аксинью, уходит к отцу.
Кадр из фильма «Тихий Дон»: UGC
«Тихий Дон»: книга вторая, часть IV
Краткое содержание «Тихого Дона» (второго тома) охватывает начало революции и становление большевистской власти.
Идет 1916 год. Бунчук ведет среди солдат большевистскую пропаганду. У Григория уже четыре ордена, он тоскует по Аксинье. Наталья родила двоих детей — Мишутку и Полю.
Свергли царя, казаки присягают временному правительству, надеются на окончание войны, появляются дезертиры. Листницкий склоняет казаков на сторону генерала Корнилова. Большинство переходит к красным.
«Тихий Дон»: книга вторая, часть V
Часть станичников (Петр Мелехов, Коршунов, Прохор Зыков и др.) возвращаются к родным. Григорий — командир сотни Красной Армии, но не верит, что большевики дадут свободу казакам: Ефим Изварин ратует за автономию Войска Донского. Федор Подтелков — казак-большевик — убеждает Григория в надежности большевиков.
Григорий ранен в ногу, лечит ее дома. Отец и брат не одобряют взгляды Гришки, но тот сам переживает из-за кровавых расправ большевиков с врагами (гибель отряда Чернецова). Большевики уничтожают казачьи хутора. Начинается раскол среди казаков.
Петр Мелехов возглавляет отряд хуторских казаков в борьбе с красными. Бунчук и Подтелков попадают в плен к казакам. Их казнят. Перед смертью Подтелков обвиняет Гришку Мелехова в предательстве.
Кадр из фильма «Тихий Дон»: UGC
«Тихий Дон»: книга третья, часть VI
Стремительно развивается история в следующих главах:
Главы 1–20
1918 год, гражданская война. В Татарском хозяйничают немцы, военный атаман округа — генерал Краснов. События происходят так:
Большевистские идеи все больше захватывают умы казаков. На хуторе установилась власть красных, поэтому Григорий убегает.
Главы 21–65
Штокман вместе с Мишкой Кошевым составили расстрельный список. В числе обреченных Мелеховы: Григорий исчез, арестован выздоровевший после тифа Пантелей. Красноармейцы убивают Петра, Григорий мстит им — расстреливает пленных.
Остальные герои действуют так:
«Тихий Дон»: книга четвертая, часть VII
Читаете «Тихий Дон» в сокращении? Тогда уделите внимание части, в которой рассказано, чем закончился «Тихий Дон».
Мелехов прощается с Аксиньей: после разгрома белых исчезает с хутора, боясь расправы большевиков. После рассказа Дарьи о том, что Григорий снова сошелся с Аксиньей, Наталья делает аборт и умирает. Григорий приезжает уже после ее похорон, чувствует вину, возвращается на фронт.
Больного тифом героя привозят в Татарское. После выздоровления он покидает хутор вместе с Прохором и Аксиньей (по дороге заболела тифом). Григорий хоронит отца, повторно переносит инфекционное заболевание, из Новороссийска хочет иммигрировать в Турцию, но остается дома, вступает в Конармию, командует эскадрильей.
Опасаясь расстрела за помощь белым, Гришка, возвратившись на хутор, попадает в банду Фомина, но по весне сбегает от них. Вместе с Аксиньей едет на Кубань. На заставе Астахова гибнет от пули (после ее похорон герой видит на черном небе золотой круг солнца). Прожив в Слащевской дубраве полгода с дезертирами, не дождавшись амнистии, Мелехов возвращается в станицу. Возле куреня его встречает Мишутка — жизнь продолжается.
Суть исторических катаклизмов, которые потрясли страну в начале ХХ века, на примере донского казачества раскрыл в романе Шолохов.
«Тихий Дон», краткое содержание которого открывает суть событий, — это многотомное произведение. Используйте пересказ как ориентир в подготовке к анализу текста.
«Тихий Дон»: анализ произведения
Если говорить о романе «Тихий Дон» кратко, то это произведение, в котором затрагиваются культурные, историко-политические стороны жизни донского казачества в период революции и гражданской войны. Воспользуйтесь подсказками литературоведов, чтобы оценить художественные особенности романа.
Кадр из фильма «Тихий Дон»: UGC
«Тихий Дон»: история написания
В учебниках указано, что Шолохов «Тихий Дон» писал пятнадцать лет:
Замысел у писателя родился, когда в 1925 году он жил в станице Вешенской. Он хотел описать события от Октябрьской революции до 1922 года, но начал историю Мелеховых с 1912 года.
Кадр из фильма «Тихий Дон»: UGC
«Тихий Дон»: проблема авторства
Объем, масштабность, проработанность сюжетных линий заставили критиков сомневаться в том, что эпопею создал Шолохов, которому едва исполнилось 25 лет.
Солженицын, как и многие другие писатели, публично заявлял о том, что роман «Тихий Дон» писали несколько авторов. Экспертиза текста подтвердила, что автор эпопеи — Михаил Шолохов.
«Тихий Дон»: жанр и композиция
Литературоведы определили жанр как роман-эпопею. «Тихий Дон», сюжет которого охватывает масштабные исторические события — слом эпох, культурных традиций и порядков, показан на примере судеб конкретных людей — героев произведения.
Автор затронул общечеловеческие проблемы, создал разноплановые характеры и образы. На то, что речь идет об эпопее, указывает масштаб изображенного в романе — это основы жизни народа, которые подвергаются переосмыслению и ломке. Хутор Татарский — центр повествования, к нему стянуты все сюжетные линии.
Композиция произведения имеет циклический характер, поскольку выстроена вокруг образа главного героя — Григория Мелехова. Его характер, моральные принципы, нравственный облик, судьба — квинтэссенция народного духа.
Вспомнить основные события или составить мнение об особенностях произведения поможет краткий пересказ. «Тихий Дон» — сложный, многоярусный текст, с множеством сюжетных линий. Повествование начинается и завершается у куреня Мелеховых, охватывая десять лет жизни героев (1912–1922).
Сюжетная линия Григория — главная в произведении. Кроме нее, Шолохов развил линии:
Кадр из фильма «Тихий Дон»: UGC
«Тихий Дон»: проблематика
Главный замысел писателя состоял в том, чтобы показать, как меняются взгляды людей, уклад их жизни в период перестройки государства, в эпоху исторических потрясений — революций, войн.
В романе «Тихий Дон» Шолохов развенчивает миф о единстве, монолитности и кастовой замкнутости донского казачества, описывая противоречия, социальные и моральные разногласия станичников. При этом автор создает художественный портрет донских казаков: описывает их историю, дух, законы и философию жизни, ценности.
В контексте этого писатель затрагивает проблемы:
Эти проблемы рассматривают разносторонне (в каждой сюжетной линии). Благодаря этому создается картина бурной, стремительно меняющейся в материальном и духовном плане жизни казачества. Она противопоставляется «тихому Дону» — реке, которая неспешно течет сквозь времена. Она и есть символ вечного бытия, основы которого не затрагивают не исторические катаклизмы не житейские драмы людей.
Философские смыслы «Тихого Дона» Шолохова раскрываются в антитезе вечной и неизменной реки людям, которые только на время приходят в этот мир, страдают от собственных страстей и внутренних раздоров. Понять этот подтекст романа поможет представленный краткий пересказ.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора