происхождение и сущность этикета и его роль в жизни общества мвд
Тема 10. Происхождение и сущность этикета и его роль в жизни общества
Часа
План практического занятия
1. Составить, обосновав, следующие перечни:
· Моральные качества, наиболее значимые в деятельности сотрудников ОВД.
· Аморальные свойства личности (пороки), несовместимые со службой в ОВД.
2. Составить план организации нравственного воспитания личного состава служебного коллектива. При обсуждении плана акцентировать внимание на следующих проблемах:
· В каких случаях нравственное воспитание не достигает своих целей?
· Какие факторы играют решающую роль в нравственном воспитании?
3. Организация нравственного самовоспитания (план, критерии, этапы, методы). При обсуждении методов самовоспитания рассмотреть проблему диалектического отрицания этих методов самими себя (например: Самобичевание ← Самокритика → Самовосхваление).
Цель занятия: На конкретных примерах из практики делового общения сотрудников милиции проработать методику делового общения, соблюдения служебного этикета и этические требования в ситуациях, присущих основным формам делового общения.
1. История возникновения этикета.
2. История служебного этикета.
3. Значение этикета для сотрудника милиции.
4. Связь этикета с этикой и эстетикой.
1. Этикет русского офицерского корпуса 19 в.
2. Особенности служебного этикета следователя.
3. Значение служебного этикета при общении с иностранными гражданами.
4. Этикетные нормы отношений в служебном коллективе.
Общие принципы служебного поведения государственных служащих. Утверждены Указом Президента Российской Федерации 16.07.2009 г.
Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел. М., 2009
Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.
Гришин А.А., Пылёв С.С., Румянцев Н.В., Щеглов А.В. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие /Под ред С.С.Пылёва/. М., 2009.
Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. (Любое издание).
Светлышева О.Ю. Особенности общения сотрудников ОВД с разными категориями граждан: Пособие. М.: Московский университет МВД России, 2003.
Щеглов А.В. Полицейская деонтология в США и Западной Европе // Профессионал. 2003. № 2 (52).
Как известно, соблюдение требований этики и этикета, реализуемых при деловом общении, оказывает весьма существенное воздействие на конечный результат общения. Поэтому помимо анализа различных как позитивных, так и негативных последствий той или иной ситуации делового контакта, необходимо затронуть и их синергетический эффект (синергетика рассматривает суммарные последствия отдельных действий, превышающие их простую сумму), особенно те случаи, когда при каждом конкретном контакте не допускается нарушения нижнего порога правовой и нравственной допустимости.
По третьему вопросу рекомендуется проанализировать 3 типа совещаний: директивные, инструктивные и информационные, а также 3 вида: оперативные, проблемные и итоговые. В каждом из них следует вычленить основные элементы и цели, а также определить обязанности ответственных за исполнение этих элементов. Необходимо также уяснить все аспекты процедуры проведения совещаний, особенно те, которые относятся к рабочим моментам деятельности организатора совещания.
При анализе проведения пресс-конференции нужно уделить внимание всем значащим ее элементам, находящимся, прежде всего в компетенции организатора конференции: тема конференции, распределение «ролей» между членами его команды и их инструктаж, культура речи и внешнего вида, мимика, жестикуляция, тон, вступительное и заключительное слово (домашняя заготовка), возможные «провокационные» вопросы и ответы на них.
При рассмотрении четвертого вопроса желательно основное внимание уделить характеристике требований к деловому контакту по телефону и их несоблюдения в практике служебной деятельности сотрудников. Если кого-нибудь смущает такая постановка в силу отсутствия служебного опыта, то стоит напомнить, что человек на службе, как правило, в своем поведении «грешит» тем же, что и вне ее: телефонный разговор осуществляет стихийно, без необходимой к нему подготовки, не имеет под рукой нужных материалов для разговора, говорит грубоватым тоном, не располагающим собеседника к передаче информации и т.п.
Пятый вопрос лучше всего начинать с разговора о культуре письменной речи и вообще о грамотности курсантов. Следует вспомнить, что составление служебных документов и ведение деловой переписки занимает в жизни сотрудника милиции значительную, а то и преимущественную часть служебной деятельности и что грамотно (или неграмотно) составленный документ оказывает самое существенное воздействие на авторитет сотрудника и на его служебный рост, не говоря уже о его значимости для успешного осуществления служебных задач, которые (это нелишне отметить) зачастую определяют судьбы людей.
Далее надо остановиться на специфике служебных документов: их строгой формализованности, лаконичности, четкости, однозначности языка и др. Необходимо дать краткую характеристику каждого вида служебных документов, разделяющихся на инструктивно-распорядительные, справочные, оперативные и организационные. Наконец, следует проанализировать требования, предъявляемые к деловой переписке и охарактеризовать реквизиты делового письма.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Тема 10. Происхождение и сущность этикета и его роль в жизни общества
Этикет как совокупность правил поведения касающихся внешнего проявления отношений к людям (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет и семиотика. Этикет и межличностная коммуникация. Этикет и система ценностей. Единство этикета и этики как формы и содержания человеческой личности.
Основные подсистемы этикета: ·1) речевой, или вербальный этикет (словесные формулы приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, благодарности, извинения, просьбы, приглашения, совета, предложения, утешения, сочувствия, соболезнования, комплимента, одобрения; манеру разговаривать и искусство вести беседу); 2)· мимика и жесты; 3) этикетная проксемика ·(организация пространства в этикете); 4) этикетная атрибутика (одежда, украшения и головной убор, подарки, цветы, визитные карточки др.)
Традиции, их смысл, возникновение, исторические корни.
Отражение традиций в служебном этикете. Традиции как элементы идеологии, системы идеалов, ценностей, морали как сферы идеально-должного образа жизни. Традиции в жизни общества. Традиции и этикет. Отличие традиций от привычек.
Тема 11. Служебный этикет в полицейских традициях и ритуалах
Факторы действенности, жизнеспособности традиций. Традиции как средства стихийно-привычной повседневной жизни, их понятность и доступность. Традиции – переработанный опыт поведения и отношений в концентрированном виде, эссенция социальности человека и культуры общества. Традиции – форма закрепления однотипного опыта, в котором действие и результат ассоциируются с причинной связью. Устойчивость и консервативность как источник возникновения традиций. Традиции как средство сплачивания людей в социальные, профессиональные группы. Побудительная функция традиций.
Неотделимость полицейских традиций от славных традиций Отечества. Классификация традиций: патриотические, боевые, интернациональные, героические, служебные, религиозные, бытовые. Этикетные проявления милицейских традиций.
Воспитательное значение полицейских традиций. Патриотизм. Товарищество. Взаимопомощь. Бескорыстие. Чуткость. Героическое прошлое отечественной полиции – неисчерпаемый источник воспитания личного состава ОВД. Преемственность поколений. Полицейские династии. Традиция Памяти. Традиция беззаветного служения Родине. Традиция самопожертвования во имя долга. Изучение и пропаганда традиций милиции – основа воспитательной работы, эффективная форма совершенствования служебного этикета.
Тема 12. Воинская вежливость как отражение служебного этикета
Воинская вежливость как проявление внутренней культуры сотрудника органов внутренних дел, форма отражения служебного этикета. Вежливость как этикетная норма. Вежливость как нравственное качество, характеризующее поведение человека. Уважение к людям – повседневная норма и способ обхождения с людьми. Антиподы вежливости: грубость, хамство, черствость, высокомерие, заносчивость, чванство.
«Золотое правило нравственности» как проявление взаимного уважения и предупредительности. Корректность – особый оттенок вежливости. Умение держать себя в рамках общепринятых норм приличия в любых ситуациях. Корректность и чувство личного достоинства в поведении сотрудника ОВД. Скромность – одна из важнейших норм этикета.
Отдание чести друг другу – взаимное проявление уважения и воинской вежливости. Воинский ритуал отдания чести как оказание чести другому, признание его доблести при соблюдении собственного достоинства. Смысл выражений: «Береги платье снову, а честь смолоду», «Честь имею!».
Этикетные требования к внешнему виду и форме одежды сотрудников ОВД. Достойный внешний вид сотрудника – залог его авторитета среди населения, важный признак культуры и воспитанности. Строевая подтянутость, красивая выправка, аккуратная форма вызывают доверие граждан, уверенность в своих действиях и уважение к сотруднику и всему МВД.
Тема 11. Служебный этикет в традициях и ритуалах овд
Семинарское занятие – 2 часа
Цель занятия: Уяснить сущность политических ратных, бытовых, профессиональных традиций и их роль в жизни служебных коллективов органов внутренних дел. Показать традиционный характер многих ритуалов и правил этикета. Раскрыть содержательность, красочность и воспитательное воздействие ритуалов на примерах своего вуза.
Традиции в жизни общества. Содержание и особенности милицейских традиций. Взаимосвязь традиций полиции царской России, советской милиции и современной российской милиции.
Просмотр и обсуждение видеофильмов (кинофильмов): Вручение Красного Знамени МВШМ МВД СССР (1975 г.), принятие Присяги курсантами МВШМ МВД СССР на Поклонной Горе (1993 г.). Выпуск специалистов Московского университета МВД России (2004 г.). Открытие памятника в Московском областном филиале Московского университета МВД России (Московская область, г. Руза, 2005 г.).
Милицейские династии как преемственность поколений и их роль в подготовке кадров для органов внутренних дел и укреплении правопорядка. Милицейские династии в Московском университете МВД России.
Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел. М., 2009.
Нургалиев Р.Г. Обращение к сотрудникам органов внутренних дел к военнослужащим внутренних войск МВД России 23.08. 2005 г.
Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.
А.А.Гришин, С.С.Пылёв, Н.В.Румянцев, А.В.Щеглов. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., «Щит-М.».2007
А.А.Гришин, С.С.Пылёв, Н.В.Румянцев, А.В.Щеглов. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел России. Учебное пособие. М., «Щит-М.».2006
Духовность. Патриотизм. Традиции. М., 1997.
Отечество превыше всего! М., 2000.
Честь – в службе! М., 1999.
Пылёв С.С. Духовно-нравственные и культурные основы деятельности полиции и милиции России. М., 2003.
Тема 12. Воинская вежливость как отражение служебного этикета
Практическое занятие – 2 часа
Цель занятия: Показать знания уставов, приказов и директив МВД России, определяющих поведение сотрудников органов внутренних дел; практически продемонстрировать культуру внешнего вида, воинской вежливости и отдание воинского приветствия в различных ситуациях служебного и внеслужебного общения.
Место занятия: дежурная часть Университета; КПП № 1 Университета.
1. Соблюдение служебной дисциплины как проявление воинской вежливости.
Строгое соблюдение формы одежды в соответствии со временем года и выполняемыми задачами. Наиболее типичные нарушения формы одежды. Осмотр курсантами в роли начальника внешнего вида личного состава. Разбор задания.
Отдание воинского приветствия: на месте, в движении; в головном уборе, без головного убора; отдание чести знамени Университета.
Воинская вежливость при входе в кабинет начальника (старшего) и выходе из кабинета начальника (старшего).
Обращение к своему коллеге в присутствии начальника (старшего).
Представление начальнику при назначении на должность, при получении очередного специального звания.
Отдание воинского приветствия при входе начальника в служебное помещение.
Как проявить вежливость в случаях, когда устав разрешает не отдавать воинское приветствие начальнику (старшему), не подавать команду?
Чем вызваны случаи неотдания воинского приветствия в стенах Университета и как они влияют на поведение курсантов (слушателей)?
Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел. М., 2009
Нургалиев Р.Г. Обращение к сотрудникам органов внутренних дел и внутренних войск МВД России 23.08.2005.
Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.
А.А.Гришин, С.С.Пылёв, Н.В.Румянцев, А.В.Щеглов. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., «Щит-М.».2007
А.А.Гришин, С.С.Пылёв, Н.В.Румянцев, А.В.Щеглов. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел России. Учебное пособие. М., «Щит-М.».2006.
Методические указания для курсантов по подготовке к семинару. Тема 10. Происхождение и сущность этикета и его роль в жизни общества
Учебные вопросы
Тема 10. Происхождение и сущность этикета и его роль в жизни общества
Перечень докладов, сообщений и рефератов
Дополнительные источники
Основные источники
Рекомендуемые источники
Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. – М., 2009.
Приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80. «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
Профессиональная этика и служебный этикет: учебник / под ред. В. Я. Кикотя. – М., 2011.
Гришин А. А., Пылёв С. С., Румянцев Н. В. [и др.] Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел России: учебное пособие. – М., 2007.
Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник / под ред. Г. В. Дубова. – М., 2007.
Самовоспитание и успехи в профессии.
Героизм при исполнения служебного долга и воспитание сотрудников.
Спорт и искусство – средства воспитания личности сотрудников ОВД.
1. Этикет и система ценностей. Единство этикета и этики как формы и содержания личности.
2. Основные подсистемы и элементы этикета.
3.Исторические и национальные формы этикета. Особенности современного этикета.
4. Виды этикета. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел.
При подготовке к первому и второму вопросам обратите внимание на определение этикета как совокупности правил поведения, относящихся к внешнему проявлению межличностных отношений: обхождение с окружающими, формы приветствия и общения, поведение в общественных местах, манеры и одежда. Проясните отношения следующих явлений: этикет и семиотика; этикет и межличностная коммуникация; этикет и система ценностей. Дайте краткую характеристику каждой подсистеме этикета. Назовите функции этикета.
Обратите внимание на развитие этикета в истории русской культуры. Последний вопрос предполагает умение выделить признак, по которому определяются разновидности этикета. Необходимо уяснить специфику служебного этикета и перечислить требования, адресованные российским чиновникам и полицейским, изложенные в «Табеле о рангах» и «Уставе благочиния или полицейском». Охарактеризуйте этикет как атрибут делового общения и проясните особенности этикета государственного служащего, воинского этикета и этикета сотрудника органов внутренних дел. Поясните, в чем особенности служебного этикета в учебных заведениях системы МВД. Назовите требования к внешнему виду, порядку и поведению в аудиториях.
Задания для самостоятельной работы
1. Раскрыть содержание и особенности этикетных норм, нашедших отражение в литературных источниках.
2. Составить сравнительную таблицу основных этикетных норм, бытовавших в прошлом и бытующих в современности.
3. Подготовить сообщение, доклад или реферат на одну из перечисленных ниже тем.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Тема 11. Служебный этикет в традициях и ритуалах овд
Семинарское занятие – 2 часа
Цель занятия: Уяснить сущность политических ратных, бытовых, профессиональных традиций и их роль в жизни служебных коллективов органов внутренних дел. Показать традиционный характер многих ритуалов и правил этикета. Раскрыть содержательность, красочность и воспитательное воздействие ритуалов на примерах своего вуза.
Традиции в жизни общества. Содержание и особенности милицейских традиций. Взаимосвязь традиций полиции царской России, советской милиции и современной российской милиции.
Просмотр и обсуждение видеофильмов (кинофильмов): Вручение Красного Знамени МВШМ МВД СССР (1975 г.), принятие Присяги курсантами МВШМ МВД СССР на Поклонной Горе (1993 г.). Выпуск специалистов Московского университета МВД России (2004 г.). Открытие памятника в Московском областном филиале Московского университета МВД России (Московская область, г. Руза, 2005 г.).
Милицейские династии как преемственность поколений и их роль в подготовке кадров для органов внутренних дел и укреплении правопорядка. Милицейские династии в Московском университете МВД России.
Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел. М., 2009.
Нургалиев Р.Г. Обращение к сотрудникам органов внутренних дел к военнослужащим внутренних войск МВД России 23.08. 2005 г.
Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.
А.А.Гришин, С.С.Пылёв, Н.В.Румянцев, А.В.Щеглов. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., «Щит-М.».2007
А.А.Гришин, С.С.Пылёв, Н.В.Румянцев, А.В.Щеглов. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел России. Учебное пособие. М., «Щит-М.».2006
Духовность. Патриотизм. Традиции. М., 1997.
Отечество превыше всего! М., 2000.
Честь – в службе! М., 1999.
Пылёв С.С. Духовно-нравственные и культурные основы деятельности полиции и милиции России. М., 2003.
Тема 12. Воинская вежливость как отражение служебного этикета
Практическое занятие – 2 часа
Цель занятия: Показать знания уставов, приказов и директив МВД России, определяющих поведение сотрудников органов внутренних дел; практически продемонстрировать культуру внешнего вида, воинской вежливости и отдание воинского приветствия в различных ситуациях служебного и внеслужебного общения.
Место занятия: дежурная часть Университета; КПП № 1 Университета.
1. Соблюдение служебной дисциплины как проявление воинской вежливости.
Строгое соблюдение формы одежды в соответствии со временем года и выполняемыми задачами. Наиболее типичные нарушения формы одежды. Осмотр курсантами в роли начальника внешнего вида личного состава. Разбор задания.
Отдание воинского приветствия: на месте, в движении; в головном уборе, без головного убора; отдание чести знамени Университета.
Воинская вежливость при входе в кабинет начальника (старшего) и выходе из кабинета начальника (старшего).
Обращение к своему коллеге в присутствии начальника (старшего).
Представление начальнику при назначении на должность, при получении очередного специального звания.
Отдание воинского приветствия при входе начальника в служебное помещение.
Как проявить вежливость в случаях, когда устав разрешает не отдавать воинское приветствие начальнику (старшему), не подавать команду?
Чем вызваны случаи неотдания воинского приветствия в стенах Университета и как они влияют на поведение курсантов (слушателей)?
Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел. М., 2009
Нургалиев Р.Г. Обращение к сотрудникам органов внутренних дел и внутренних войск МВД России 23.08.2005.
Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.
А.А.Гришин, С.С.Пылёв, Н.В.Румянцев, А.В.Щеглов. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., «Щит-М.».2007
А.А.Гришин, С.С.Пылёв, Н.В.Румянцев, А.В.Щеглов. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел России. Учебное пособие. М., «Щит-М.».2006.