программа по сценическому движению для актеров детская театральная студия
Программа театральной студии «Я-Артист»
ГБУ ЦССВ «Возрождение» Театральная студия «Я-Артист»
Оглавление
Раздел 1. Пояснительная записка
Направленность и уровень программы
Направленность данной программы – художественная.
Направлена, на выявление студийцами своего творческого потенциала, на знакомство детей с сущностью театрального творчества, с выразительностью и содержательностью языка «сценического действия», с возможностями его использования.
Базовый уровень данной программы определяется наличием у учащихся предварительной подготовки по программе «Театральные игры». В результате двух летнего курса «Основы искусства актёра» обучающиеся получают базовые теоретические знания об искусстве театра, практические навыки работы над постановкой спектакля, навыки коллективной творческой деятельности, и публичных выступлений. За два учебных года дети готовят и играют не менее 3-х спектаклей. Участвуют в театральных фестивалях и конкурсах.
Образовательная область – искусство, предмет изучения – искусство актёра драматического театра.
Актуальность, педагогическая целесообразность
Программа соответствует действующим нормативным актам и государственным программным документам.
Сегодняшний день человечества – это время больших скоростей, лавинообразного потока информации, быстрых изменений всего, что нас окружает. Программа основ искусства актёра нацелена на развитие качеств личности необходимых современному человеку любой профессии. Внимание, память, чувство пространства, умение ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, умение слышать собеседника, владение грамотной речью, владение телом, способность к спонтанному творчеству.
Театр – помогает социальной и психологической адаптации детей, их личностному росту. Театр, коллективное искусство. Он приучает ребенка к совместной продуктивной творческой деятельности.
Цель и задачи
Цель: Формирование личности, готовой к активной коллективной творческой деятельности.
Задачи 1-го (подготовительного) года обучения:
Дать представление детям о театре, как синтетическом виде искусства и месте актёра в нём.
Развить навыки свободного самочувствия в условиях публичности (снятие мышечных и психологических зажимов, концентрация внимания на действии).
Развивать внимание и память.
Развивать творческую и сценическую фантазию.
Развивать индивидуальные актерские способности: чувство ритма, пластичность и выразительность движения;
Развивать художественный вкус.
Развивать навыки самостоятельной творческой деятельности.
Обеспечить освоение воспитанниками разминочного комплекса развивающего пластического тренинга.
Развить навыки работы над ролью и спектаклем.
Повысить самооценку воспитанника.
Научить терпимому и чуткому отношению к своим и чужим ошибкам и неудачам в процессе обучения.
Сформировать навыки работы в группе (умение слушать собеседника).
Воспитать культуру поведения на репетициях, во время спектакля, на сцене, в зале.
Воспитывать трудолюбие, самоотдачу, самоорганизацию.
Задачи 2 года обучения:
Продолжить знакомство воспитанников с теоретическими основами театрального искусства.
Продолжить работу по развитию пластической свободы и выразительности.
Развитие психо-физического аппарата (развитие наблюдательности, сенсорной, образной и эмоциональной памяти, внимания, фантазии и воображения).
Развитие аналитических способностей, умения анализировать текст пьесы, исследовать и создавать художественный образ персонажа.
Научить получать удовольствие от собственной работы и работы товарищей.
Воспитывать чувства взаимоуважения и товарищеской взаимопомощи.
Воспитать дисциплинированность, собранность, настойчивость, работоспособность, смелость и волю.
Воспитать эстетический вкус.
Обучение и творческая деятельность на всех этапах строится на основе следующих принципов:
Создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи;
Создание игрового самочувствия;
Выработка мотивации к обучению в процессе включения в практическую творческую деятельность;
Выработка позитивного отношения к процессу обучения;
Развитие каждого упражнения “от простого к сложному”.
Развитие каждого упражнения от элементарного фантазирования – к созданию образа.
Сотворчество учителя и ученика
Отличительные особенности данной образовательной программы
Существует большое количество авторских программ по театральному искусству, в каждой из них есть общая основа и отличительные особенности. Моя же задача заключалась в синтезе и адаптации подобных программ для занятия с социально запущенными детьми, с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Эти представления не редко не только схематичны, не расчленены, но и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
Такие дети нуждаются в быстром наглядном результате. Исходя из этого, уже с первого месяца занятий мы начинаем работу над спектаклем. Все упражнения и этюды непосредственно связаны с постановочной работой.
Программа данного курса позволяет воспитывать юного актера в «естественной среде», т.е. на сцене, в процессе работы над ролью. Эффективность обучения и развития ребенка достигается благодаря интеграции теории и практики.
Все методы строятся по принципу: от практического опыта к осознанной теории.
Возраст обучающихся
В группах второго года обучения занимаются дети 11 – 18 лет, прошедшие предыдущий год обучения или по предварительному прослушиванию в случае готовности ребёнка к обучению по программе 2-го года обучения. В группе занимается не более 15 человек.
Формы и режим занятий
Срок реализации программы
Основной курс программы рассчитан на 2 учебных года. После 2-го года обучения по желанию дети продолжают занятия в творческих мастерских театральной студии «Я-Артист» совершенствуя полученные навыки в постановке спектаклей.
Планируемые результаты освоения курса
К концу первого года, каждый студиец должен уметь:
самостоятельно выполнять упражнения разминочного комплекса в присутствии постороннего человека;
двигаясь хаотично по площадке, равномерно заполнять ее (в группе до 12чел);
двигаясь хаотично по площадке в ритме, заданном педагогом, переключаться с одного ритма на другой по сигналу педагога, не прерывая движения (в группе до12 чел);
действовать в темпе, заданном педагогом, в выгородке из 5-7 предметов, не задевая их;
построить пластическую статическую композицию из 3-7 человек на заданную педагогом тему;
коллективно прохлопать заданный ритм;
удерживать заданный ритм, прохлопывая его по кругу в течение 2-3 минут;
распределиться по площадке, не перекрывая друг друга;
распределиться по площадке таким образом, чтобы был выделен главный персонаж;
найти оправдание любой произвольной позе;
уметь удерживать внимание на выполнении актёрской задачи в сценическом действии;
удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18) и не связанных (до 12);
передать настроение короткого простого литературного и музыкального произведения, пользуясь средствами пластической выразительности;
взаимодействовать в парных и групповых упражнениях.
К концу учебного года, каждый студиец должен уметь:
равномерно распределять свои движения в определенном ритме на определенное количество счетов;
выполнить простейшее задание и построить этюд в паре с любым партнером, выбранным педагогом;
запомнить свою мизансцену в точности до пластики рук, взгляда и суметь в течение данного урока ее повторить;
запомнить мизансцену, построенную другим учеником и в точности повторить ее;
проанализировать соответствие выполнения задания задачам, поставленным педагогом;
выполнять индивидуальные задания, не реагируя на сигналы, поступающие со стороны зрителей;
предложенные педагогом предлагаемые обстоятельства подключать к выполнению данного этюда;
уметь вычленить и пересказать сквозное действие своего персонажа;
уметь выделить в этюде или пьесе завязку, кульминацию, развязку;
уметь в течение 3-5 минут органично действовать в предлагаемых обстоятельствах этюда на заданную тему;
уметь продуктивно и целенаправленно действовать в предлагаемых обстоятельствах.
Раздел 2. Содержание программы
Учебно-тематический план 1-й год обучения (3 часа в неделю)
Наименование раздела, темы
Выработка мышечного контролера и снятие мышечных зажимов
Развитие внимания, памяти и чувства ритма
Развитие воображения и фантазии. Магическое «если бы».
Освоение начальных навыков пластической выразительности
Знакомство с законами пластической композиции
Работа над спектаклем
Первичная читка пьесы, распределение ролей
Репетиция отдельных сцен пьесы
Просмотр и обсуждение спектакля
Содержание учебно-тематического плана (1-й год обучения)
Вводное занятие
Знакомство учащихся со студией, в которой они будут заниматься, с традициями, правилами поведения студийца, с правилами техники безопасности. Занятие проходит в форме беседы и экскурсии по всем помещениям студии.
Актерское мастерство
2.1 Разминочный комплекс
Каждое занятие актерского тренинга начинается с пластической разминки, направленной на подготовку мышечного аппарата к дальнейшему занятию. Разогрев всего тела, настройка эмоциональной сферы и внимания на дальнейшую работу.
2.2 Выработка мышечного контролера и снятие мышечных зажимов
Первая проблема, с которой сталкиваются абсолютно все дети, выходя первый раз на сцену, это так называемый «мышечный зажим». При этом все привычные действия, с которыми человек сталкивается ежедневно (сесть, встать, сделать глоток воды и т.д.) становятся неорганичными. Проявления зажимов у детей неожиданны и разнообразны. Кто-то отчаянно смеется, даже если не очень смешно, кто-то неумолкая разговаривает, кто-то говорит очень тихо, у кого-то начинаются заикания, а кто-то изо всех сил демонстрирует равнодушие,
Умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода, очень важный раздел актерского мастерства. Как правило, отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями, направленными на развитие двигательных навыков, используются специальные упражнения на попеременное напряжение и расслабление различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела.
В этом разделе используются такие упражнения как: «Птичка внимания», «Напряжение – расслабление», «Волшебная плоскость», «Взрыв-расслабление», «Деревянные куклы», «Построение позвоночника», «Отражение платка», «Я – МИР», «Оживание», «Ртутный шарик» и т.д.
2.3 Развитие внимания, памяти и чувства ритма
Этот раздел наших занятий направлен на развитие трех очень важных качеств личности внимания, памяти и чувства ритма. В повседневной жизни нашим вниманием движут различные рефлексы. Оно носит непроизвольный характер. Мы же займемся воспитанием целенаправленного внимания. Для детей, задача сосредоточиться на сценическом действии, на выполнении той или иной сценической задачи оказывается практически невыполнимой. Ведь очень хочется посмотреть в зрительный зал, рассмотреть, кто там сидит и как он реагирует на происходящее на сцене. Отвлекает абсолютно все – вспышка фотоаппарата, кашель, шорох пакета и даже театральные прожектора. Именно на воспитание умения сосредотачивать свое внимание на определенном объекте, управлять своим вниманием и направлен этот раздел наших занятий.
Одним из продуктивных и действенных способов развития внимания является ритмический тренинг. Ведь упражнения на развитие чувства ритма требуют от студийцев максимальной сосредоточенности и вовлеченности в процесс.
Ритмический тренинг – это комплекс игровых упражнений, развивающих ощущение сильных и слабых долей в музыке и тексте, ощущение ритмического рисунка как чередования напряжения и покоя, тренирующих умение двигаться в заданном ритме. («Повтори ритм хлопками», «Двигаться в ритме хлопков», «прохлопать ритм текста. »).
Помимо ритмического тренинга, существует огромное количество упражнения, направленных на развитие памяти и внимания. Некоторые из них, описаны в приложении к программе.
2.4 Развитие воображения и фантазии, магическое «если бы».
Воображение и фантазия это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Это активный творческий процесс создания нового из того, что имеется в памяти. Между этими очень близкими по своей сути понятиями существует разница. Если воображение – это умение мысленно создавать новые образы возможных объектов на основе реальных знания, то фантазия – это создание новых нереальных, сказочных ситуаций и объектов. Однако и для воображения, и для фантазии необходим определенный жизненный опыт, багаж знаний, который и является почвой для создания новых образов. Отсюда и трудности, с которыми я сталкиваюсь при работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуации. Как правило, их багаж знаний, их кругозор настолько узок, что воображению практически нечем питаться. Многим из наших детей никогда не читали сказок, не рассказывали интересных историй, они не видели ничего, кроме дома и своего двора, кроме жестокого отношения или безразличия в свой адрес. Исходя их этого, для развития воображения и фантазии я стараюсь использовать не только имеющийся у детей багаж знаний, но и постоянно обогащать его, используя произведения живописи, литературы и музыки.
Неразрывно с фантазией и воображением связано такое понятие, как «если бы». За этим простым словом кроется вера в предлагаемые обстоятельства. Для рождения настоящего правдивого действия важно не просто вообразить себя тем или иным персонажем, но и поверить в это превращение.
2.5 Освоение начальных навыков пластической выразительности
Комплекс игровых пластических упражнений, позволяющих расширить диапазон движений, научиться чувствовать пространство и распределять себя в нем. (Упражнения: «Суета», «Мельница», «Замороженный», «Среда», «Импульсы» «Пластический диалог». )
2.6 Знакомство с законами пластической композиции
Комплекс игровых упражнений, развивающих умение выделять главное, передавать атмосферу при помощи композиции мизансцены и находить свое место в общем рисунке («Король», «Пристройки», «Ожившая картина», «Картинка – декорация», «Фонтаны» и т.д.)
Работа над спектаклем
3.1 Читка пьесы, распределение ролей
Прочтение педагогом пьесы, обсуждение с детьми. Распределение ролей педагогом, исходя из пожеланий студийцев и педагогической целесообразности.
3.2 Репетиции отдельных сцен пьесы.
Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения персонажей. Работа над партнёрским взаимодействием и мизансценирование.
3.3 Черновой прогон
Полный прогон спектакля, первая сборка сцен в единое целое.
3.4 Монтировочная репетиция
Ввод музыки и света в ткань спектакля
3.5 Генеральная репетиция
Последняя репетиция перед спектаклем в костюмах с полным реквизитом, со всеми перестановками, с музыкой и светом (всё как на спектакле)
Показ спектакля
Показ спектакля зрителям.
Именно на этом этапе, дети, особенно остро начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех всего спектакля.
Публичное выступление – это очень важный момент на пути развития творческих возможностей и выполнению поставленных задач.
Просмотр и обсуждение спектакля
Подведение итогов очередного этапа.
Важным моментом является обсуждение прошедшего выступления, которое проводится на ближайшем после него занятии. Необходимо указать ребятам как можно мягче на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления. На те навыки, которые они успели приобрести в ходе занятий и подготовке спектакля.
Программа занятий детей в театральной студии
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
«Центр Детского Творчества» г.Щекино
от ___ _________ 200_г.
Дополнительная образовательная программа
(рекомендуемая для детей 7-15 лет)
Срок реализации: 3 года
Уровень программы: среднее общее образование
Данная программа была разработана в 2015 году. В 2016 году были внесены изменения. Программа утверждена на заседании педагогического совета _______________. Протокол №___.
Новизна данной программы в следующем:
Нетрадиционная форма проведения занятий (театрализованные рассказы и беседы от имени литературных героев).
Вовлечение детей в проведение, игр, сюрпризных моментов, обыгрывании сказки-импровизации с применением кукол-образов.
Нетрадиционные материалы для изготовления различных видов театра.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Актуальность программы определяется обострившейся в настоящее время проблемой нравственного воспитания детей. Низкий художественный уровень многих телевизионных и радиопередач, обилие безнравственной рекламы на улицах и экранах, развитие новых информационных технологий при деградации их идейного содержания – все это негативно влияет на духовно-нравственное состояние детей. Разобщенность, замкнутость, агрессивность, растущая детская преступность, нетерпимость, непочтительное отношение к старшим, неуважительное отношение к труду, неумение сострадать ближним, неустойчивая психика и многие другие болезни подрастающего поколения – требуют лечения, в том числе средствами искусства, требуют пристального внимания именно к нравственному воспитанию.
Педагогическая целесообразность. Почти все программы по театральному искусству направлены на начальные этапы освоения актерской профессии. Уроки актерского мастерства используются как наиболее эффективная форма общего эстетического развития ребенка, без учёта развития и воспитания его нравственных качеств. Н. В. Гоголь сказал: «Театр – ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь…, это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». При помощи театральной педагогики можно развить не только природные способности ребенка, но и воспитать его духовно-нравственные качества. Данная программа основной акцент делает именно на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей.
«Возраст нежный, – он скоро усвояет в себе то, что ему говорят; и как печать на воск, в душе детей отпечатывается то, что они слышат; а между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку или к добродетели» (Иоанн Богослов).
Ребенок в процессе театральной деятельности имеет возможность отрабатывать жизненные, этические навыки в конкретных ситуациях, выражать сострадание, учится быть готовым к трудностям и не теряться перед преодолением их. Эстетично этот процесс будет выглядеть или нет – не столь важно. Главное, чтобы такой тренинг был, чтобы в коллективе для него были созданы доверительные условия. Необходимо, чтобы общее развитие и обучение не ограничивалось развитием рук, ног, глаз, слуха, памяти; не ограничивалось узким специальным образованием, а развивалась бы чистая душа и ум ребенка. Воспитание методами театральной педагогики позволяет глубже проникнуть в личность ребенка, способствует формированию его мировоззрения и ориентирует детей в культурно-социальном пространстве общества.
Цель: гармоничное развитие личности ребёнка средствами эстетического образования; развитие его художественно-творческих умений, устранение зажатости и эмоциональное раскрепощение, преодоление «боязни сцены».
Ознакомление с историей русского театра, формирование стойкого интереса к отечественной и мировой культуре;
освоение элементов актерского мастерства на практике через выступления в спектаклях и мероприятиях;
обучение технике сценической речи на основе дыхательной гимнастики;
обучение мышечному контролю и снятию зажимов;
развитие умения действовать на сцене по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах»;
развитие чувства ритма;
ознакомление с профессиями художника-декоратора, гримера, музыканта, хореографа;
обучение воспитанников методике работы с поэтическим, драматическим и прозаическим текстами;
обучение умению сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи извне.
Развитие у детей: наблюдательности;
творческой фантазии и воображения;
ассоциативного и образного мышления;
раскрытие и развитие голосовых возможностей каждого ребенка.
развитие эмоциональности детей, в том числе способности к состраданию, сочувствию, сопереживанию.
развитие навыков выполнения простых физических действий на сцене.
развитие умения анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли, уметь донести свои идеи и ощущения до слушателя.
Формирование партнерских отношений в группе, общения друг с другом, взаимного уважения, взаимопонимания;
воспитание самодисциплины, умение организовывать себя и свое время;
формирование и развитие эстетического вкуса;
развитие способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни;
способствовать удовлетворению ребенка в самовыражении;
воспитание патриотизма, уважения к наследию русской культуры, следования традициям родного края;
обогащение внутреннего мира детей, выявление и развитие их творческих способностей.
Возраст воспитанников и срок реализации программы. Программа рассчитана на 3 года обучения для детей 7-15 лет и состоит из следующих разделов:
1. Актерское мастерство
2. Сценическая речь
Занятия проводятся по группам (тренинги, репетиции) и индивидуально. Обязательным условием реализации программы является коллективная импровизация. Занятия по истории театра проводятся в форме лекций, бесед, викторин, конкурсов, диспутов, дискуссий с использованием мультимедийных технических средств.
В конце 1-го года обучения дети должны уметь:
Дать краткое словесное описание внешности и основных черт характера каждого члена группы.
Найти оправдание любой произвольной позе (бытовое и в пределах сюжета).
Узнавать каждого члена группы с закрытыми глазами на ощупь и по голосу.
Равномерно распределять свои движения в определенном ритме на определенный счет.
Снимать наиболее значительные физические зажимы.
Выполнять 2-3 простейших физических действия, находясь на сцене в течение 3-х минут.
Описывать эмоции, испытываемые героем этюда или художественного произведения, и уметь дать им приблизительное истолкование.
Переключаться с одного ритма на другой по сигналу педагога, не прерывая движения.
Создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Делать 5-10 артикуляционных упражнений.
Овладеть 5-10 дыхательными упражнениями и уметь выполнять их индивидуально и в группе.
Произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разным подтекстом.
Выразительно прочитать наизусть диалог, произнося слова правильно, четко и с нужными интонациями.
В конце 2-го года обучения дети должны уметь:
Выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии постороннего человека.
Выполнять индивидуальные задания, не реагируя на реплику зрителей.
Распределиться по площадке, не перекрывая друг друга.
Выполнять упражнения по памяти физических действий (на выбор учащегося).
Запоминать предложенные режиссером мизансцены.
Выполнить простейшее задание и построить этюд в паре с любым партнером, выбранным педагогом.
Двигаться цепочкой по комнате, закрыв глаза, за ведущим, глаза которого открыты, в течение 3-5 минут.
Владеть техникой безопасного падения с места в любом направлении.
Организовать коллективную работу над этюдами и воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров.
Овладеть гигиеническими навыками в обращении со сценическим гримом и знать общие принципы его наложения.
Нарисовать эскиз костюма своего персонажа.
Создать эскиз декорации к спектаклю.
Самостоятельно готовить сцену, бутафорию, реквизит, костюмы к репетиции.
Знать несколько дыхательных упражнений и уметь правильно выполнять их.
Знать 5-10 сложных звукосочетаний и уметь отчетливо произносить их в темпе, заданном педагогом.
Уметь управлять громкостью голоса во время дирижирования педагога и при самостоятельном контроле.
Иметь общее представление об основных этапах истории зарубежного театра, о творчестве крупнейших актеров и драматургов.
Реализовать полученные навыки в конкретной творческой работе, участвуя в мероприятиях.
В конце 3-го года обучения дети должны уметь:
Показать индивидуальный этюд по опорным словам, коллективный этюд с 1-3 партнерами.
Описывать картины, возникающие перед внутренним взором.
Рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов.
Описать собственные эмоции, испытываемые от созерцания произведений искусства, явлений природы.
Запомнить свои места в течение 3-4 перемещений.
Воспроизвести расположение группы из 58 предметов и вернуть их в первоначальное положение после перемены педагогом.
Запомнить свою мизансцену в точности до пластики рук, взгляда и суметь в течение данного урока повторить ее.
Воспроизвести мизансцену, построенную другим учеником, в точности повторить ее.
Двигаясь по сценической площадке, равномерно заполнять ее.
Распределиться по площадке таким образом, чтобы выделить главного персонажа.
Пройти с закрытыми глазами через лабиринт из 5-7 стульев по маршруту, указанному педагогом: сначала двигаться вперед, а потом возвратиться по тому же пути, пятясь.
Воспроизводить в пространстве плоскостную мизансцену жанровой картины.
Находить элементы характерного поведения персонажа.
Выполнять дыхательные и речевые упражнения, усложненные незначительной физической нагрузкой (ходьбой, наклонами).
Самостоятельно выполнять комплекс дыхательных упражнений.
Выполнять словесное действие, заданное педагогом, на знакомом стихотворном или прозаическом материале.
Произнести скороговорку или несложное стихотворение, с учетом 1-2 обстоятельств, предложенных педагогом.
Прочитать с листа стихи или прозу, расставляя в них логические ударения.
Иметь представление об основных этапах развития русского театра, о творчестве выдающихся русских актеров, режиссеров и драматургов.
Реализовать полученные навыки в спектаклях, которые играются для зрителей в конце учебного года.
Формы контроля и подведения итогов освоения всей программы.
В течение учебного года воспитанники принимают участие в конкурсах и фестивалях чтецов, инсценировок и др. В конце каждого года проводится итоговое занятие или выступление на мероприятиях.
Текущий контроль ЗУН обеспечивается методикой, демонстрирующей уровень развития следующих параметров: