программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока

Курс для 10,11 классов «Нравственные основы семейной жизни»

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова читаем: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе с помощью образования, которое призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни молодому поколению. В этом и есть актуальность курса «Нравственные основы семейной жизни». Он разработан для обучающихся 10,11 классов. Авторы пособия Д.А. Моисеев – иерей, священник храма Рождества Христова, г. Екатеринбург, кандидат биологических наук и монахиня Нина (Крыгина) – насельница Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», кандидат психологических наук.

В современном информационном и социальном пространстве, в котором находится старшеклассник, существуют ложные мнения и стереотипы, связанные с семейной жизнью. Отсутствие трансляции положительного опыта семейной жизни рождает разводы, случаи отказа от детей и стариков.

Новый предмет несёт в себе и обучающую, и воспитательную функции. Расширяет сферу партнёрства и взаимодействия родителей, учителей, детей. Цель курса – формирование позитивных стремлений и установок на создание благополучной семьи. Затрагиваются не только психофизические, психосоциальные и этические стороны семейной жизни, но и понятия «семейного счастья», место семьи в социуме. На примерах показываются ценности и значимость семейной жизни.

Специфика курса в том, что о сновной материал, изучаемый в рамках курса, не ориентирован на ближайшие утилитарные цели (сдача ЕГЭ, поступление в вуз). Но имеет направленность на перспективу жизни старшеклассников, характеризуется эффектом отсроченного действия. Один из основных методологических принципов – принцип этической сокровенности – соблюдение конфиденциальности информации личного характера. Поэтому от учителя требуется особая тактичность, деликатность, осмотрительность в подаче учебного материала, владение тактиками гармонизации общения и избегание ситуаций напряжённости, связанных с болевыми сторонами душевной жизни старшеклассников, их родителей и родственников.

По-моему, курс может помочь молодёжи уяснить семейные ценности: счастливое детство, материнство, отцовство, супружество, мужественность, женственность, взаимопомощь, честь семьи, почитание старших, ответственность за семью и перед семьёй (родом), любовь к Родине, служение Отечеству. Уверена, что через личное освоение содержания курса у части подростков выработается установка на саморазвитие и самовоспитание. Хотелось, чтоб через осознание материала были снижены риски на пути к созданию крепкой, многодетной, счастливой семьи.

Особые требования и к учителю, ведущему этот курс. Принятие учителем позиции ученика, желание помочь сделать правильный нравственный выбор в жизни, стать лучше. Уметь себя вести корректно и достойно, быть готовым отвечать на неожиданные вопросы учеников, уметь адекватно реагировать на возможные провокации на уроке. При отборе и подаче материала учитывать возможную «болевую» реакцию на изучаемую проблему, поскольку некоторые учащиеся живут в дисгармоничных (неполных, конфликтных, созависимых) семьях. Быть готовым дополнительно общаться вне урока. Обязательно учитывать наличие барьеров в общении, вызванных разницей возраста, пола, социального статуса, психической травматизацией одного из участников общения. Обязательно учитывать смысловые барьеры, когда одно и то же явление несёт для коммуникативных партнёров разную смысловую нагрузку исходя из личного жизненного опыта. Несовпадение смыслов приводит к недопониманию и неэффективности общения.

Учебно-методический комплекс соответствует современным требованиям: включает учебное пособие, хрестоматию, методические рекомендации с мультимедийными приложениями. Технология преподавания предполагает использование таких педагогических ресурсов, как фильмы, музыкальные произведения, произведения живописи и классической литературы, народного творчества; Интернет-ресурсы; семейные архивы и рассказы родственников, друзей. Особенность технологии преподавания курса – это системное использование средств мониторинга, который позволяет оценить уровень усвоения содержания курса: анкетирование, тестирование, собеседование, наблюдение, анализ творческих работ, участие в конкурсах, в социально значимых мероприятиях. программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока. Смотреть фото программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока. Смотреть картинку программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока. Картинка про программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока. Фото программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока

«Счастливая семья: традиции и современность»

«Родительский дом – начало начал» программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока. Смотреть фото программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока. Смотреть картинку программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока. Картинка про программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока. Фото программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока

Время каждую долю секунды несётся вперёд. Минуты, дни, месяцы, годы… Не успеешь оглянуться, как ты уже взрослый, самостоятельный человек. Но именно с течением времени каждый из нас всё более остро ощущает непреодолимое желание вернуться к светлым, дорогим сердцу берегам детства, оказаться в том до боли родном отчем доме, каждый уголок которого пропитан родительской любовью и заботой.

Но что есть отчий дом? Какое значение он имеет в жизни каждого человека? Я считаю, что это именно то «начало начал», из которого вырастает человек. Именно родной дом является отправной точкой для каждого человека, стоящего на пороге взрослой, самостоятельной жизни. Роль родного дома, я считаю, несомненно велика в жизни любого человека.

Здесь мы, ещё маленькие, являемся источником счастья для своей семьи, здесь нас бескорыстно любят, радуются нашим первым шажкам, словам, достигнутым успехам. Именно в родном доме мы приобретаем первый опыт созидания радости для других. Например, нарисовали открытку любимой бабушке или помогли маме приготовить обед. Кроме того, в отчем доме мы переживаем наше первое чувство боли, стыда, если нарушаем семейные правила, огорчаем родных и любимых людей. Так мы учимся жить по совести, понимать, что хорошо и что плохо, спустя многие годы после ухода из родительского дома.

С самого детства уклад родного дома запечатлевается в нашем сознании, влияет на тот стиль жизни, к которому мы будем стремиться много лет спустя, создавая уже свою семью. Так, в каждом доме существуют свои особенные и неизменные традиции и обычаи. Хорошая, крепкая семья живёт богатой внутренней жизнью, повседневно творит духовный мир индивидуальности каждого «чуда жизни», выводит его в большой мир.

Например, в моей семье повелась традиция собираться вместе всей нашей большой семьёй на Новый Год. Мы приглашаем дедушку, дядю, приезжает мой старший брат. С родителями мы начинаем готовиться к любимому празднику, можно сказать, за месяц. Продумываем подарки, меню. Дни подготовки для меня всегда самые любимые и волшебные. Эта значимая для моей семьи традиция помогает каждому из нас не только почувствовать родство и любовь друг к другу, но и ещё больше объединить всю семью.

Я считаю, что традиции – это путь к единению семьи. И почти каждый ребёнок, вырастая, пытается сохранить их и завести новые уже в своё семье. Традиции родного дома создают воспоминания, которые наполняют нашу память спокойствием, счастьем и любовью на всю жизнь.

Немаловажную роль в определении для детей нравственных и духовных ценностей, я считаю, играет атмосфера, складывающаяся в доме. Главными творцами этой атмосферы выступают родители. Когда дети наблюдают за старшими, за их привычками и действиями, у них формируется представление о том, как следует себя вести. Если в поведении взрослых ярко выражена доброжелательность, действенное сочувствие, готовность к взаимопомощи, а также умение не спешить с выводами относительно разного рода поступков и проступков близких, то именно это непременно становится образцом должного поведения для детей. Именно в тех семьях, где ценится желание и умение помогать другим, внимательно к ним относиться, и вырастают достойные люди.

В моей семье каждый в трудную минуту придёт на помощь. И при этом, не только друг к другу, но и к совершенно посторонним людям, которые нуждаются в помощи.

Семья и родной дом, по моему мнению, являются ключевым моментом в формировании личности каждого ребёнка.

Если же в семье нет порядка, каждый член живёт своей жизнью, своими интересами, то ощущения родного дома у ребёнка не возникает, а это очень страшно, этого ни в коем случае нельзя допустить.

Родительский дом – это наше окружение: люди, обстановка, природа. Все это в детстве сливается у нас в единый образ первоначального мира, где всё знакомо до мельчайших деталей, привычно, а от этого спокойно и надёжно. Для каждого из нас отчий дом – это и берёзка, что растёт у крыльца, и лестница, кажущаяся особенно длинной, когда хочется поскорее к любимой маме, и кнопка дверного звонка, до которой не сразу удавалось дотянуться…

В заключение хотелось бы сказать, что родной, отчий дом – это одна из самых важных ценностей в человеческой жизни. Именно он во многом определяет дальнейшую судьбу человека. От того дома, в котором вырос человек, признающий семью самой большой жизненной ценностью, потянутся ниточки к дому своего народа – Родине, а затем – к общему дому всех людей на Земле. программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока. Смотреть фото программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока. Смотреть картинку программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока. Картинка про программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока. Фото программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока

Итяйкина Юлия 11А МАОУ СОШ №10

Каждый ребёнок с первых дней жизни проходит свою первую, а поэтому самую главную школу – школу семьи.

А родители – первые, самые важные и судьбоносные Учителя. И мы, дети, верим, что они знают и могут многое. Здорово, когда родители ценят детское доверие и дорожат этим временем!

Показывают ребёнку словом, своим примером – сотворить добро, совершить хороший поступок просто, если жить по принципу: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Словом и примером убеждают: каждый в состоянии совершить чудо – сделать жизнь кого-то в своём окружении чуть-чуть светлее, теплее, комфортнее.

Упражняют ребёнка в сочувствии, в соучастии, побуждают своим примером к добрым делам!

Помогают понять и полюбить свой дом, уклад его жизни, его порядки и традиции.

Помогают ребёнку полюбить землю, на которой стоит его дом, по которой ходили его предки. Землю, которую оставили нам в наследство.

Учат детей говорить тихо, спокойно, потому что сами общаются умиротворённо.

Это пример благополучной семьи. Мне повезло, у меня такая семья, в которой выслушают, одобрят, подскажут, защитят.

А я уже в 10 классе, и меня волнует проблема выбора жизненного пути: учёба, карьера, моя личная семья. Через несколько лет появятся новые социальные роли: жена, мать, т.е. сама Родитель. Студентка. Профессионал. Успешный человек.

Нам рекомендуют книги для тех, кто стремится к выбору профессии, саморазвитию, успеху в карьере, бизнесе. Нам внушают, что мы интеллектуальный потенциал страны, что миссия нашего поколения – профессиональный и карьерный рост, что именно от нас зависит экономическое развитие страны.

Но моя семья утверждает, что сила государства в крепости семьи, в надёжном тылу каждого, где можно отдохнуть, найти понимание. В полной семье должны рождаться и воспитываться дети, в семье передаётся опыт общения и воспитания, духовные традиции и ценности.

Мне кажется, что мы, старшеклассники, живём в информационном мире ложных представлений о счастливой бездетной семье, семье с одним ребёнком. У многих моих сверстников антиродительские установки, культ потребления и получения удовольствий. Конфликт «отцов и детей» усугубляется. Сможет ли наше поколение создать благополучную семью? Большинство живёт в дисгармоничных семьях: неполных, конфликтных, созависимых.

В нашем обществе нет установок на создание благополучной семьи. Я не вижу образцов поведения ни на экране, ни в художественной литературе. Может быть, не то смотрю и читаю?

Прекрасно, что я живу в хорошей семье. Мы вместе любим рассматривать старинные фотоальбомы и современные фотографии, путешествуем по городам, беседуем за чаем о жизни, решаем проблемы. Мы вместе – это здорово!

Пухова Полина 10А МАОУ СОШ №10

Семья или карьера?

Я пытаюсь размышлять, что значит «нужная семья»? Для одних, это богатая семья, где ребёнок с детства материально обеспечен. Для других, это семья, где помогают справиться с болезнями, трудностями, поддерживают.

Случается, что в суетном, быстро меняющемся мире молодёжь, которая добивается успеха, быстро забывает о родных и самых близких людях, которые были рядом, когда пробивался через тернии к звёздам, достигал желаемого.

А есть подростки, которые благодарны своей семье, потому что они осознают, что родители помогли повзрослеть, встать на ноги. Вылетев из родительского гнезда, постоянно возвращаются к родному дому со словами любви, с нежностью, подарками и приятными сюрпризами. Родителей при рождении не выбирают. Одному Богу известно, почему ты родился в этой семье.

программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока. Смотреть фото программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока. Смотреть картинку программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока. Картинка про программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока. Фото программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урокапрограмма нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока. Смотреть фото программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока. Смотреть картинку программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока. Картинка про программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока. Фото программа нравственные основы семейной жизни 10 11 класс с планами урока

К сожалению, ни в каждой семье воспитано сочувствие, сострадание, любовь и забота о ближнем. Да, материальная поддержка важна, но порой просто нужно прощение, доброе слово, улыбка и принятие тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими радостями и горестями.

Часто мне кажется, что мир вокруг циничен и груб. Я не всегда могу защитить себя от внешней агрессии, отрицательной информации. А порой от предательства одноклассников и друзей. И когда не хватает терпения, то дома рыдаешь в подушку, проговариваешь свои проблемы родным. К счастью, меня семья понимает. Мне повезло. Иногда мы ссоримся, отстаивая свою точку зрения, но это всегда ненадолго.

Но в нашем мире не у каждого есть семья. Есть в нашем классе ребята из детского дома. Смотришь на них и ещё глубже ощущаешь своё счастье жизни в семье.

Я считаю себя неуверенным человеком, но благодаря моим родным, которые верят в меня, я написала это эссе. Я решила поучаствовать в конкурсе.

А через 2 года надо будет принимать решение о выборе профессии. Я уверена, что родные поддержат и помогут мне, каким бы мой выбор не оказался. Раз это мой выбор, значит и ответственность за него несу я. Стремлюсь преодолевать свою неуверенность, работать над собой, чтоб быть успешной в обществе.

Очень хочется создать счастливую семью, продолжая добрые традиции своих родителей, продолжая свой род.

Источник

Рабочая программа Нравственные основы семейной жизни 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Нравственные основы семейной жизни 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области

на заседании ШМО учителей общественно-научного цикла

Протокол № 1 «27» августа

Руководитель ШМО _________/А.С. Шестернева/

на заседании методического совета

Протокол № 1 «28» августа 2019г.

на заседании педагогического совета

Директор МБОУ Пригорской СШ

Приказ от 31. 08.2019г. № 113/5

среднего общего образования

2019/2020 учебный год

Данная рабочая программа курса по выбору «Нравственные основы семейной жизни» ориентирована на учащихся 10 классов общеобразовательной школы и регламентируется на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации 29.12.2014г., 31.12.2015г., 29.06.2017 г.);

приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г., 01.03.2019г., 10.07.2019г.);

СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями от 29.06.2011г., 25.12.2013г., 24.11.2015г., 22.05.2019г.);

Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пригорской средней школы Смоленского района Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 02.12.2015 № 1822;

основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Пригорской СШ (10-11 классы) на 2019-2021 учебный год;

учебного плана МБОУ Пригорской СШ на текущий учебный год;

календарного учебного графика МБОУ Пригорской СШ на текущий учебный год.

Рабочая программа по курса по выбору «Нравственные основы семейной жизни» для 10 класса ориентирована на использование УМК, в который входит:

Курс по выбору «Нравственные основы семейной жизни» входит в предметную область «Общественно-научных предметов».

Курс по выбору «Нравственные основы семейной жизни» изучается в 10 классе в количестве 34 часов.

Срок реализации настоящей программы один год.

I. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение «Нравственных основ семейной жизни» учащимися в 10 и 11 классах старшей школы имеет практический, личностно – ориентированный характер. На этой ступени обучения обучающиеся обобщают полученные ранее знания, курс помогает приобрести четкие векторы направленности в дальнейшем духовно-интеллектуальном развитии, укрепить практический опыт применения своих знаний, как в личной, так и в общественной жизни.

Личностные результаты освоения выпускниками старшей школы программы по «Нравственным основам семейной жизни» выражаются в следующем:

твердое стояние в православной вере, её традиции и культуре;

приобретение опыта личного аскетизма как средства к обретению внутреннего контроля над своими желаниями и чувствами;

обретение православной жизненной позиции и мировоззрения, личностного самосознания, в неразрывной связи с Церковью Христовой и обществом;

приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и дальнейшем духовном развитии;

приобретение твердых моральных устоев, христианского образа поведения и отношения к людям;

воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности,

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме,

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний,

усвоение норм христианской нравственности на уровне поступка и поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:

ставить учебную задачу под руководством педагога;

планировать свою деятельность под руководством педагога

работать в соответствии с поставленной задачей, с предложенным планом;

оценивать работу сверстников;

проектировать свою жизненную стратегию (стратегию устроения жизни);

определять критерии для сравнения фактов, событий, явлений, объектов;

сравнивать факты, объекты, явления, события по заданным критериям;

работать в формате мысленного эксперимента;

создавать учебно-исследовательские и творческие работы по заданной теме;

редактировать готовый текст учебно-исследовательской работы;

создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные и т.д.);

выделять главное, существенные признаки понятий;

работать с текстом и нетекстовыми компонентами (изображениями, аудио-, видеоматериалами);

работать с информационными ресурсами в части нахождения и отбора необходимой информации: искать информацию в учебных и справочных пособиях и словарях, библиотеках, интернете и других источниках;

анализировать информацию из разных источников: телевидение, радио, интернет, печатной прессы, книжных изданий, учебной литературы, содержания аудиторных занятий, разговоров на бытовом уровне и т.д. в контексте позитивного или негативного её содержания по отношению к семейному образу жизни;

классифицировать информацию по заданным признакам;

корректно излагать свою точку зрения, высказывать суждения, подтверждая их фактами;

участвовать в образовательной деятельности в формате дискуссионной площадки, работы в группе;

анализировать собственные взгляды, убеждения, установки;

критически мыслить по отношению к воспринимаемой информации;

сравнивать собственное мнение с мнением сверстников, педагогов, родителей.

овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;

знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;

знание православного учения о человеке,

представление о мужественности и женственности, добрачном, предбрачном периоде, типах и функциях семьи,

понимание различий между влюбленностью и любовью, гражданским браком и браком, зарегистрированным в загсе,

представление об обручении и венчании, церковном браке, благословении родителей и священника,

понимание сущности аборта, значении однодетности и многодетности для стабильности семейных отношений,

понимание причин супружеских конфликтов и разводов,

знание святых семейств, покровителей семьи,

знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости,

осознание ценности человеческой жизни,

представление о христианском браке и нормах христианского поведения (христианской этике);

знание основ общественной нравственности, этики общественного служения, добродетелей современного христианина, общего и особенного в Православии и этике.

Выпускник научится (перечислять, указывать термины, раскрывать их содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия)

— понимать и принимать ценности: семья, брак, любовь, дружба, личность, половые различия, нравственные законы, стадии развития семьи, адаптация к семейной жизни, нормы брака;

— основы морали и нравственности, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

— взаимосвязь внутренней и внешней жизни человека

Выпускник получит возможность научиться сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их общие и отличительные признаки) и объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры):

— личность и индивид,

— свобода и вседозволенность,

— взрослость и инфантильность,

— мужественность и женственность,

— гражданский и церковный брак,

— позитивное и негативное отношение к родительству,

— навык проведения исследовательских работ по заданной теме, работы с информационными ресурсами в части нахождения и отбора необходимой информации, а также редактирования готового текста к исследования.

— навык составления своей родословной;

— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

— способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

— потребность в дальнейшем изучении отечественной семейной культуры.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний, учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образователь­ной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструмента­рию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представле­нию и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образователь­ных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется дости­жение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индиви­дуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учеб­ных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следую­щей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о круго­зоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (от­метка «5»);

повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения зада­ний базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учеб­ного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получе­ние 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.

Критерий оценки устного ответа:

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию.

II. Содержание курса по выбору

Раздел I. Личность и межличностные отношения (12 ч.)

Направленность личности (1 ч.) Понятие «направленность личности». Смысл жизни.

Понятие личности (1 ч.) Индивид. Индивидуальность. Личность. Отличие в понимании личности в современной психологии и в православном учении. Когда человек становится личностью.

Тайна возраста (1 ч.) Кризис переходного возраста. Анатомо – физиологические особенности личности на данной возрастной ступени. Особенности общения со взрослыми. Особенности общения со сверстниками.

Тайна пола (1 ч.) Понятие пола в психологии. Пол и гендер. Психология половых различий мужчин и женщин. Половые различия детей от рождения до подросткового возраста. Различия между юношами и девушками в темпах физического взросления и в других сферах.

Подведение итогов главы «Кто я?» (1 ч.) Обобщение и практическая отработка знаний по главе «Кто я?»

Быть или казаться (2 ч.) Ценность человеческого общения. Потребность человека в общении. Взаимопонимание между людьми. Лицо и личина. Честность и лицемерие. Образ и имидж. Манипуляция сознанием. Как не стать жертвой манипуляции.

Стыд и совесть (1 ч.) Понятие «стыд». Понятие «совесть». Требование совести и требование общества. Различение добра и зла. Свобода выбора. Ответственность.

Дружба и любовь в жизни человека (1 ч.) Нравственная природа дружбы. Понятие «друг». Дружба как школа самораскрытия и школа понимания другого человека. Любовь как высшее человеческое чувство. Духовная природа любви. Золотое правило нравственности.

Мужественность (1 ч.) Понятие «Мужественность». Составляющие мужественности. Юношество. Мужественность в юноше. Отношение к девушкам. Искажённое понимание мужественности в современном мире.

Женственность (1 ч.) Понятие «женственность». Составляющие женственности. Красота истинная и ложная. Нравственные основы взаимоотношений с юношами и девушками. Искажённое понимание женственности в современном мире и его последствия для человека, общества и семьи.

Подведение итогов главы «Я и Другие» (1 ч.) Обобщение и практическая отработка знаний по главе «Я и Другие»

Глава III. Добрачные отношения (7 ч.)

Любовь и влюблённость (1 ч.) Понятие любви. Классификация любви. Первая любовь. Умение различать любовь и влюбленность. Особенности юношеской романтической любви. Этапы отношений: дружба, влюбленность, любовь.

Предбрачный период (1 ч.) Понятие «предбрачного периода». Задачи предбрачного этапа. Психологическая готовность к браку. Оптимальная продолжительность предбрачных отношений. Ведущие мотивы вступления в брак. Факторы, благоприятствующие созданию семьи. Факторы риска при создании семьи.

Союз двух родов (1 ч.) Знакомство с новыми родственниками.

Традиции сватовства (1 ч.) Помолвка и сватовство. Родословная (брак – начало новой родословной).

Подведение итогов главы «Добрачные отношения» (1 ч.) Обобщение и практическая отработка знаний по главе «Добрачные отношения».

Глава IV. Свадьба. Начало совместной жизни (4 ч.)

Самый важный день (2 ч.) Брак гражданский и брак церковный. Свадебные обряды в религиозных традициях России. Дни, в которые совершается брак. Нормы брака. Предназначение брака. Обязанности супругов друг перед другом. Хранение и преумножение любви. Целомудрие в браке. Рождение детей. Ведение своего хозяйства.

Первый год совместной жизни (1 ч.) Супружество. Муж и жена. Особенности семейных межличностных взаимоотношений. Особенности первого года семейной жизни. Первичная семейная адаптация. Пути преодоления кризиса первого года. Совместимость супругов. Культура общения в семье. Правила общения молодых супругов. Особенности любви до брака и в браке. Особенности взаимоотношений и правила поведения с новыми родственниками. Правила психологической безопасности в общении молодых супругов.

Подведение итогов главы «Свадьба. Начало совместной жизни» (1 ч.) Обобщение и практическая отработка знаний по главе «Свадьба. Начало совместной жизни».

Глава V. Молодые родители (8 ч.)

Семья и ожидание ребёнка (1 ч.) Готовность стать родителями. Радость ожидания новорожденного. Беременность и подготовка к родам. Целомудрие в период беременности. Рождение, воспитание и социализация детей – одна из основных функций семьи. Для чего в семье нужны дети?

Отцовство и материнство (1 ч.) Понятие «отцовство» и «материнство». Ответственность родителей за детей. Здоровье будущих супругов и их потомства. Влияние вредных привычек на здоровье и способность стать родителями. Негативные формы отношения к родительству: отказ от выполнения родительских ролей, суррогатное материнство, безотцовщина, социальное сиротство.

Чудо жизни (1 ч.) Жизнь – дар Божий. Уникальность человеческой жизни. Когда начинается человеческая жизнь? Стадии развития ребенка во внутриутробный период.

«Не убий» (2 ч.) Аборт. Что такое искусственное прерывание беременности. Влияние аборта на здоровье и психику женщины и окружающих ее людей. Постабортный синдром. Последствия регулирования рождаемости.

Молодая семья с новорождённым (2 ч.) Изменения в семье в связи с появлением ребенка. Второй кризис семейной жизни и пути его преодоления. Родительская любовь. Освоение родительских ролей. Влияние родителей на развитие ребенка в первый год жизни после рождения. Влияние родителей на развитие личности детей. Феномен детского госпитализма. Традиции фольклора в сфере материнства: колыбельные, пестушки, потешки. Влияние детей на развитие личности родителей.

Подведение итогов главы «Молодые родители» (1 ч.) Обобщение и практическая отработка знаний по главе «Молодые родители».

Итоговое повторение (2 ч.)

Итоговый урок по курсу (1 ч.) Обобщение и систематизация знаний по курсу.

Промежуточная аттестация. Собеседование (1 ч.) Обобщение и систематизация знаний по курсу.

III. Тематическое планирование

Количество часов всего

Контрольные работы (контрольная, зачет, тест, проект, диктант, изложение, сочинение и т.д.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *