программа готов к учебе жизни и труду проекты
Московские школы вышли на мировой уровень качества образования
Это доказывают результаты олимпиады мегаполисов и специального исследования по стандартам PISA.
Образование — важнейшая социальная сфера Москвы, заявил на заседании Президиума столичного Правительства Сергей Собянин: «Первым вопросом рассмотрим программу развития образования Москвы. Это одна из самых значимых, важных программ, которая касается практически каждого. Речь идёт о будущем молодых москвичей и о будущем нашего города».
Мэр Москвы добавил, что столичное образование должно быть доступным и качественным, а учителя должны получать достойную зарплату. «В этом направлении мы многое сделали за последние годы. Однако перед нами стоят не менее масштабные задачи. Речь идёт об укреплении материальной базы, строительстве новых детских дошкольных учреждений, школ, информатизации, создании системы предпрофессиональной подготовки школьников», — сообщил Сергей Собянин.
В учреждениях столичной системы образования сейчас обучаются более 1,3 миллиона человек — на 26 процентов больше, чем в 2010/2011 учебном году. Об этом сообщил Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Исаак Калина.
По его словам, финансирование системы образования по сравнению с 2010 годом увеличилось в полтора раза. Кроме того, были введены новые принципы распределения средств между учебными заведениями.
«Школы сегодня заинтересованы в каждом дошкольнике и школьнике. По сути, такое финансирование правильно называть личностно ориентированным. Именно поэтому оно является мощным катализатором позитивных, в том числе и педагогических, преобразований в системе образования города», — отметил Исаак Калина.
Сеть столичных образовательных организаций включает 630 школ и 55 колледжей. Благодаря демографическому буму число школьников увеличилось на 20 процентов (с 749,1 тысячи в 2010/2011 году до 892 тысяч детей в нынешнем).
В 2016 году расходы на систему образования составили 241,2 миллиарда рублей — 16 процентов городского бюджета (для сравнения в 2010 году — 165,7 миллиарда рублей).
Доступность образования
В этом учебном году дошкольное образование в Москве получают 415,8 тысячи детей (в 2010/2011 учебном году было 288,6 тысячи детей). Все дети от трёх до семи лет обеспечены местами в детских садах.
566 школ (90 процентов от общего числа учебных заведений) имеют в составе и дошкольные отделения. С 1 сентября 2016 года 55 процентов первоклассников продолжили учиться в той же школе, в которой они занимались в дошкольной группе.
«У нас появились огромные возможности за счёт строительства новых зданий. С 2011 года благодаря этому в Москве создано более 70 тысяч мест для дошкольников и школьников. И надо отметить, что сегодня это в самом деле высококачественные, хорошо обеспеченные ученические места», — добавил руководитель Департамента.
Кроме того, он уточнил, что в более чем четырёх тысячах образовательных учреждений был проведён капитальный и текущий ремонт: «Благоустроены школьные территории, дополнительно организовано освещение более чем 500 школьных дворов. Кроме того, в соответствии с требованиями времени модернизируется школьная технологическая среда».
Обучение детей-инвалидов
В образовательных организациях Москвы учатся также более 20 тысяч детей с ограниченными возможностями. В частности, в школах города инклюзивно обучаются около 11 тысяч ребят, которые изъявили такое желание. В 80 процентах колледжей тоже созданы все условия для подростков-инвалидов.
Новые здания школ и детских садов
Всего с 2011 по 2016 год в городе было построено 68 школ на 36,6 тысячи мест и 205 детских садов на 33,7 тысячи детей. В прошлом году было возведено 10 школ и 22 детских сада. Все новые здания полностью приспособлены для доступа маломобильных граждан.
Основные результаты
Результаты сдачи ЕГЭ по итогам 2015/2016 учебного года показали, что качество знаний и конкурентоспособность московских выпускников продолжает расти. В минувшем году 190 и более баллов по трём предметам набрали 53 процента учеников (в 2011 году их было 35 процентов). 220 и более баллов набрали 33 процента (в 2011 году — 14 процентов), а 250 и более баллов получили 14 процентов выпускников (в 2011 году их было всего три процента).
Сохраняется высокий процент московских школ, подготовивших участников Всероссийской олимпиады школьников, показавших наивысшие результаты (на региональном этапе — 91 процент и в заключительном этапе — 34 процента школ). В прошлом учебном году победителями и призёрами заключительного этапа этой олимпиады стали 699 человек (в 2010 году их было 279), в их числе 145 «чемпионов» (в 2010 году их было 76).
«Важнее то, что победителей и призёров заключительного этапа сегодня готовят больше трети всех школ Москвы, а победителей и призёров регионального этапа — здесь тоже очень высокие результаты — вообще 91 процент столичных школ», — заявил Министр.
Кроме того, 150 московских средних учебных заведений вошли в рейтинг 500 лучших российских школ (в 2013 году этот показатель составлял 83 школы). 13 образовательных учреждений города вошли в топ-25 лучших школ России (в 2013 году было семь таких школ).
Факторы, которые способствовали повышению качества образования:
— новая логика финансирования (принцип «деньги следуют за учеником») и устранение неравенства в финансировании школ;
— повышение зарплат учителей и освобождение времени для основной работы за счёт снижения бюрократической нагрузки, дополнительной мобильности (обеспечения учителей ноутбуками и планшетами), развития электронных образовательных ресурсов;
— развитие крупных образовательных комплексов, обеспечивающих многопрофильность программ обучения, разнообразие дополнительного образования, массовое участие детей в интеллектуальных соревнованиях;
— расширение участия школ в олимпиадном движении;
— широкий выбор профилей обучения практически в каждой школе, эффективный учебный план и возможность гибкого изменения образовательной траектории ребёнка.
Признание на всероссийском и международном уровне
Московские школы вышли на мировой уровень качества образования. С 4 по 9 сентября в столице впервые проходила Московская олимпиада школьников крупных городов и столиц мира (олимпиада мегаполисов), которая теперь будет устраиваться ежегодно. Олимпиада проводилась по четырём предметам: математике, информатике, физике и химии. В ней приняли участие 176 человек из 22 мегаполисов. По итогам испытаний первое место разделили команды школьников из Москвы, Санкт-Петербурга и Белграда.
В 2016 году на международных предметных олимпиадах московские школьники завоевали девять золотых, шесть серебряных и две бронзовые награды. Впервые москвичи-победители получили денежные премии из бюджета города (за золото — миллион рублей, серебро — 500 тысяч рублей, бронзу — 250 тысяч рублей).
«Важно и то, что все победители международных олимпиад 2016 года продолжают своё обучение в Российской Федерации, в вузах Москвы», — сказал Исаак Калина.
Как показало тестирование, проведённое в прошлом году международной программой PISA, по уровню читательской и математической грамотности московские школьники входят в шестёрку лучших в мире. 63 процента московских школьников продемонстрировали результаты, сопоставимые с показателями тройки лидирующих мировых образовательных систем. Всего участниками исследования PISA стали свыше 42 тысяч учащихся 609 школ столицы.
Помимо этого, по итогам IV Национального чемпионата «Молодые профессионалы» по стандартам WorldSkills сборная Москвы заняла первое место в общекомандном зачёте, завоевав 15 золотых, 14 серебряных и 11 бронзовых медалей. В чемпионате приняли участие 849 молодых людей в возрасте 18–23 лет из 64 регионов России.
Сборная Москвы, завоевав 25 золотых медалей, 23 серебряные и 23 бронзовые, также заняла первое место в II Национальном чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс Россия», в котором участвуют молодые люди с инвалидностью.
Сохранение исторической памяти
В школах Москвы организовано более 750 военно-исторических музеев, активистами которых являются около ста тысяч учащихся. Под патронатом школ и колледжей находится свыше тысячи воинских захоронений, памятников и обелисков, установленных в честь героев войн.
В прошлом году в олимпиаде «Не прервётся связь поколений» приняли участие примерно 10 тысяч человек, написавших сочинения на темы, связанные с эпизодами из жизни ветеранов, тружеников тыла и детей войны.
Дополнительное образование
Кружки и секции дополнительного образования в Москве работают при каждой школе и в специализированных учреждениях (центрах детского творчества, музыкальных, художественных школах) департаментов образования, культуры, префектур округов и других органов исполнительной власти. Множество кружков работает при музеях, театрах, промышленных предприятиях. Также действует разветвлённая сеть частных центров дополнительного образования детей.
«Сегодня весь город — это ресурс дополнительного образования. Я уже не говорю о том, что дополнительное образование стало неотъемлемой частью жизни каждой школы, что также внесло свою лепту в достигнутые результаты», — отметил Исаак Калина.
По данным электронной записи, в городе открыто свыше 120 тысяч различных кружков и секций, которые посещают более 800 тысяч детей. При этом если ребёнок занимается в двух и более кружках, он учитывается в электронной системе один раз.
В 2016 году была начата реализация двух мегапроектов. Один из них — «Готов к учёбе, жизни и труду в современном мире!» — является проектом интеграции общего, дополнительного, профессионального и высшего образования на межпредметной основе. В его рамках каждый учащийся получит возможность к окончанию школы сформировать необходимые для жизни и будущей работы навыки и умения, получить востребованную профессию специалиста среднего звена, расширенные предпрофессиональные знания по будущей специальности. В углублении профильного обучения в школах активно участвуют вузы, колледжи, научные организации, предприятия, технопарки, музеи и другие организации столицы.
«Новый взгляд на организацию предпрофессионального обучения стал реальностью благодаря тому, что московские учителя и ученики получили возможность выйти в рамках образовательного процесса за пределы школьных стен», — сказал Исаак Калина.
Ещё один проект — «Московская электронная школа» — предусматривает внедрение в городских школах современных электронных систем и глубокую информатизацию всей столичной системы образования. «Он подразумевает глобальную модернизацию школьного компьютерного парка и опережающее развитие городской платформы электронных образовательных материалов», — уверен руководитель Департамента.
В рамках этого проекта создаётся общегородская платформа электронных образовательных материалов (сценарии уроков, библиотека художественной литературы, учебные пособия), обновлённый электронный журнал и электронный дневник. Также формируется единая электронная образовательная среда, включающая интерактивное оборудование, подключение к интернету, локальным сетям и Wi-Fi, персональные устройства (ноутбуки и планшеты). Обновляется и устаревшая ИТ-инфраструктура, используемая с 2010 года.
В результате за счёт внедрения инновационных технологий и современных форм управления учебным процессом повышается качество школьного образования. У педагогов появляются новые инструменты обучения, которые помогают достигать высоких результатов, а учащиеся получают возможность осваивать школьные предметы с помощью технологий будущего.
«Нашим ученикам предстоит жить и работать завтра, поэтому важно, что проект даёт возможность школам уже сегодня организовать обучение по технологиям будущего», — заявил Министр.
Задачи на 2017 год
Среди приоритетных задач московской системы образования на этот год можно назвать дальнейшее повышение качества управления школами, улучшение условий для профессионального развития учителей, совершенствование методов обучения и воспитательной работы в школах.
Создавая будущее: ТОП-10 трендов московского образования
Столичное образование стремительно развивается как одно из приоритетных направлений городской политики. Интеграция всех ресурсов города, формирование умений для жизни в современном мире, образование для будущего — вот главные принципы развития московских школ сегодня. О тенденциях, трендах и технологиях — Ирина Толстикова.
Тренд № 1
Москва — большая школа
Задача мегапроекта «Готов к учебе, жизни и труду в современном мире» — формирование умений и навыков, необходимых в будущей профессии и жизни в высокотехнологической среде города.
Этот проект столичного Департамента образования, стартовавший в 2016 году, направлен на интеграцию общего, дополнительного, профессионального и высшего образования на межпредметной основе. В его реализации активно задействованы вузы, колледжи, научные организации, технопарки, музеи, предприятия города. В результате у столичных школьников есть все условия для того, чтобы уже в старших классах решить, где они хотят продолжить обучение, определиться с индивидуальной стратегией развития и освоить базовые профессиональные навыки. Выпускник каждой московской школы сегодня уверен — и небезосновательно, — что он нужен своему городу и найдет здесь достойную работу. Старшеклассник современной столицы — не большой ребенок. Он не только многое знает, но и многое умеет.
Тренд № 2
Академические классы: обучение научному мышлению и научному творчеству
В этих классах школьники учатся самостоятельно проводить исследования, формируют научный кругозор и мышление, практикуются в школьных академиях естественных наук, сотрудничающих с подведомственными ФАНО (Федеральное агентство научных организаций — прим. ред.) структурами.
«Академические классы» столицы начали свою работу в декабре 2016 года. Пока в проекте участвует десять школ. Образование в «академическом классе» — предпрофильное, построенное на нескольких принципах: межпредметность, академичность, практико-ориентированность, инновационность и, конечно же, взаимодействие с исследовательскими организациями и высокотехнологичными предприятиями. В реализации проекта участвуют многие подразделения Российской академии наук, например, Институт конструкторско-технологической информатики, Математический институт им. В. А. Стеклова, Институт космических исследований, Институт биоорганической химии и другие. В рамках этого общегородского проекта предпрофессионального образования школьники осваивают современные методы научных исследований и учатся важнейшим слагаемым научной деятельности. Они проводят эксперименты и реализуют прикладные проекты под руководством известных ученых.
Тренд № 3
Московская электронная школа: умные решения сложных задач
«Московская электронная школа» — инновационная комплексная разработка, не имеющая аналогов в мире. Это уникальный IT-инструмент для слаженной, удобной и увлекательной работы всех участников образовательного процесса. Проект запущен в столице 1 сентября 2016 года.
В столичные школы пришли технологии будущего. В рамках проекта проводится комплексная технологическая модернизация оборудования: точки доступа WI-FI, отдельный сервер, интерактивные панели, планшеты и ноутбуки учителей — раньше об этом можно было только мечтать. Отечественные программисты разработали для МЭШ электронный классный журнал/дневник и общегородскую платформу образовательных материалов. Уже сегодня московскими учителями разработано и внесено в платформу 43 966 интерактивных сценариев уроков по всем обязательным предметам с 1 по 11 класс. Также в системе опубликовано 32 электронных учебных пособия по химии, физике, биологии и истории для 5–11 классов. Дети говорят, что с Московской электронной школой уроки проходят невероятно увлекательно, а родители особенно отмечают полезные функции системы, среди которых — виртуальное уведомление об отсутствии ребенка на занятиях, возможность отслеживать его успеваемость и режим пребывания в школе.
Тренд № 4
«Мои достижения»: объективная самопроверка
«Мои достижения» — это первый онлайн-сервис по самоподготовке школьников. С его помощью школьник может оценить и скорректировать свой уровень владения любой дисциплиной. Система позволяет проверить свой уровень знаний в удобное время и в любом месте. Нужен только гаджет и выход в Интернет.
Новый сервис, разработанный Московским центром качества образования, включает в себя предметные и метапредметные проверочные работы, а также задания из международных исследований: специально для «Моих достижений» Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предоставила банк открытых заданий PISA из предыдущих циклов. По результатам прохождения тестирования учащийся получает не только уведомление о правильных или неправильных ответах и итоговый балл, но и развернутую информацию по своей работе: видит, по каким темам у него есть те или иные затруднения, какую конкретную тему необходимо дополнительно изучить. Эксклюзивная опция сервиса — онлайн-консультация со специалистом по оценке работы в соответствии с критериями. На вопросы ребят отвечают эксперты, которые имеют опыт работы в предметных комиссиях, разрабатывают диагностические системы высокого качества. На сегодняшний день в сервисе зарегистрировано уже 35 тысяч пользователей и пройдено 40 тысяч проверочных работ.
Тренд № 5
«Субботы московского школьника»: интересный и полезный выходной
В рамках проекта для столичных школьников и их родителей проходят открытые и бесплатные лекции, мастер-классы, практикумы и экскурсии. В специальном разделе на сайте московского Департамента образования можно ознакомиться со всеми возможностями, которые предлагает город, и зарегистрироваться на разнообразные мероприятия.
«Субботы московского школьника» — проект комплексный и многосоставный: он включает в себя «Университетские субботы», «Исторические субботы», «Спортивные субботы», «Арт-субботы», «Субботы мужества», «Космические субботы», «Субботы активиста», «Эко-субботы», а также проекты «Профессиональный импульс» и «Профессиональная среда». «Субботы» ориентированы на школьников разных возрастов и предусматривают варианты различных форм участия: индивидуальное, групповое и семейное. Лекции, тренинги и другие занятия проводят ученые, преподаватели вузов, специалисты высокого класса. Цель проекта — способствовать всестороннему образованию и развитию московских школьников, стимулировать их интерес к науке, помочь найти свою дорогу в жизни.
Тренд № 6
«Учебный день в технопарке» для развития практических инженерных и конструкторских навыков
В Москве создана система детских технопарков, благодаря которой школьники могут освоить самые востребованные высокотехнологичные специальности с использованием инновационного оборудования.
Совместный проект столичных департаментов образования и науки, промышленной политики и предпринимательства «Учебный день в технопарке» реализуется в столице с января 2017 года. Он направлен на поиск, подготовку и поддержку нового поколения молодых исследователей, способных работать на стыке перспективных областей знаний. Московские технопарки — это пространства, объединяющие научно-исследовательские институты, индустриальные объекты, деловые центры. Их основная задача — дать новые компетенции учащимся школ и студентам колледжей города по направлениям национально-технологической инициативы, например, таким, как современная космонавтика, геоинформатика и робототехника. Работая как единый слаженный механизм, технопарки осуществляют подготовку квалифицированных кадров для современных высокотехнологичных предприятий столицы.
Тренд № 7
«Игра 2030»: образование будущего
В столице разрабатывается игра, где дети в существующей и дополнительной реальностях развивают и демонстрируют свои знания по ряду предметов. Вероятно, экзамен скоро действительно станет праздником.
«Игра 2030» — первый проект комплексного решения как для обучения, так и для диагностики умений и знаний московских школьников в игровом формате. Он предлагает задания в реальном и виртуальном мире. На основе анализа цифровых следов ребенка, оставленных им в игре, искусственным интеллектом создается отчет о том, на каком уровне сформированы те или иные компетенции. Предполагается, что в будущем проект заменит отдельные аттестационные процедуры.
Игра, например, может предложить школьнику такое задание: нужно принять решение о строительстве в определенном регионе гидроэлектростанции. Для того чтобы выполнить его правильно, ученику необходимо собрать всю информацию о регионе, тщательно изучить физическую карту местности, рассчитать затраты на строительство, провести инженерные исследования и т. д. И здесь ребенку не обойтись без применения знаний и умений из самых различных областей науки: математики, физики, географии, экономики, социологии и других. Таким образом, в «Игре 2030» реализуется и принцип межпредметности, конвергентности: картина мира представлена целостно, без разделения на отдельные дисциплины.
Тренд № 8
«Кружок от чемпионов»: секрет ярких побед
Школьный учитель дает необходимую базу знаний и навыков, а недавний победитель или призер олимпиады рассказывает и показывает, как на практике достичь высокого результата в ходе соревнования.
Преподаватели «Кружка от чемпионов» — победители и призеры школьных олимпиад, которые уже стали студентами вузов, и студенты колледжей — победители WorldSkills. Этот кружок работает под эгидой столичной Ассоциации победителей олимпиад, и за год существования его программы по 24 предметам прошли уже 12 000 школьников. Ключевой принцип «Кружка» от чемпионов» — не работать за школу, а работать вместе со школой. Теперь спокойно готовиться к соревнованиям можно в родных «пенатах»: прошедшие все «круги» олимпиады преподаватели выезжают к школьникам, чтобы провести факультатив. Каждый «чемпион» предлагает ребятам не столько свои знания и навыки (хотя и это тоже), сколько неформальное общение с сильным практиком олимпиадного движения, способным объяснить, чего ожидать на олимпиаде, как подойти к решению нестандартного задания, как правильно настроить себя.
Тренд № 9
Олимпиада мегаполисов — международный командный турнир школьников
«Москва — город открытый, Москва — город открытий!» — именно эти слова стали девизом Международной олимпиады мегаполисов, которая впервые прошла в нашем городе в сентябре 2016 года по инициативе Мэра столицы Сергея Собянина.
В Первой московской олимпиаде школьников крупных городов и столиц мира приняли участие 173 участника из 22 мегаполисов. Умники и умницы прибыли в столицу России из Абу-Даби, Алматы, Астаны, Белграда, Берлина, Бишкека, Будапешта, Джакарты, Дюссельдорфа, Еревана, Лейпцига, Милана, Минска, Нью-Дели, Пекина, Риги, Санкт-Петербурга, Софии, Таллина, Тель-Авива, Хельсинки. Олимпиада мегаполисов представляет собой командный турнир по четырем дисциплинам: математике, информатике, химии и физике. Её участниками могут стать старшеклассники от 14 до 18 лет, команду города представляют восемь школьников. По формату и уровню сложности задания состязания сравнимы с традиционными международными олимпиадами, а его интересной особенностью является междисциплинарный блиц-тур. Первое место на Олимпиаде мегаполисов — 2016 заняла команда московских школьников. Также золотые медали получили команды из Санкт-Петербурга и Белграда. В этом году (надеясь, конечно, что наша команда подтвердит свое лидерство) мы желаем удачи всем участникам Второй международной Олимпиады мегаполисов.
Тренд № 10
«Московский образовательный»: интернет-телеканал о столичном образовании
Первый и единственный на сегодняшний день телеканал о московском образовании в сети Интернет (mosobr.tv) создает единую информационную среду для всех участников учебного процесса.
Смотреть программы «Московского образовательного» можно в любое удобное время: интернет-вещание в круглосуточном режиме позволяет не пропустить что-либо важное. Команда канала создает как традиционные телевизионные, так и интерактивные форматы передач, рассказывает «человеческим языком» о целях и задачах столичного Департамента образования и механизмах, с помощью которых московские школы достигают высоких результатов. Кроме того, телеканал — это открытая площадка для общения в эфире учеников, родителей и учителей. К новому учебному году для зрителей проекта подготовлены сюрпризы: новый сайт, который отличается более удобным интерфейсом, и мобильное приложение для просмотра контента с персональных гаджетов. Теперь любимый «Мособр.тв» всегда с вами на экране вашего собственного девайса! Приложение доступно на операционных системах iOs и Android.
текст: И. Толстикова фото: Н. Арефьева, пресс-служба Департамента образования города Москвы