проект жизнь динозавров на земле
Исследовательская работа: « Жизнь и гибель динозавров на планете Земля» 4 класс
мАоу средняя общеобразовательная школа №145
« Жизнь и гибель динозавров на планете Земля»
Воронина Ирина Георгиевна
учитель начальных классов
1. Что мы знаем о динозаврах.
1.1.Исторический период возникновения жизни динозавров.
1.2. Особенностей физиологического строения динозавров.
1.3. Классификация динозавров.
1.4.Причины исчезновения динозавров.
2.1. Опрос одноклассников.
Список использованных источников
Динозавры… Само это слово действует на нас завораживающе. Мы сразу представляем себе доисторических животных. Необыкновенные гигантские чудовища поражают наше воображение. Последние динозавры вымерли 65 миллионов лет назад. До наших дней сохранились лишь немногие следы их пребывания на Земле: окаменевшие кости и яйца, отпечатки кожи и ног этих пресмыкающихся.
С развитием цивилизации воздействие людей на природу становится всё более и более мощным. Изучив причины вымирания представителей древних животных, возможно, мы – современные люди – сможем предотвратить гибель современных представителей флоры и фауны.
Меня с детства притягивают книги о динозаврах. Читая их и рассматривая иллюстрации, я подумал: а почему они не живут сейчас? Почему они вымерли? Что же такое произошло, что они исчезли? Значит, были причины для их гибели. А вдруг произойдут те же события, которые послужили причиной их вымирания, и вымрут другие животные? Я решил выяснить причины вымирания динозавров. Кроме того, актуальность темы «Почему вымерли динозавры?» состоит в том, что это – прошлое нашей планеты, и нам, чтобы смотреть в будущее, необходимо знать наше прошлое.
Цель исследования : изучить жизнь динозавров и установить причины их исчезновения.
изучить периоды появления динозавров на Земле.
определить среду обитания динозавров;
классифицировать динозавров по видам;
изучить условия существования динозавров;
выяснить где жили динозавры;
установить причины исчезновения динозавров.
Объект исследования: динозавры
Гипотеза: я предполагаю, что причины вымирания динозавров нужно искать в недостаточной приспособленности их организма к изменениям в окружающей среде
1.ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ДИНОЗАВРАХ?
1.1. Исторический период возникновения жизни динозавров.
1.2 Особенностей физиологического строения динозавров.
1.3. Классификация динозавров
Зауроподы (Приложение 2)
Орнитоподы (приложение 3)
Они имели мощные задние конечности, но при ходьбе могли опираться на передние конечности. Голова этих динозавров имела удлиненную форму. Все орнитоподы были растительноядными.
Анкинозавры (Приложение 4)
Анкинозавры имели костное покрытие защищающее спину и шею. На хвосте имелась большая и тяжелая булава, которой он защищался от хищников. Передвигались эти динозавры на четырех крепких ногах и всем своим видом напоминали танк. Жили на территории современных Европы, Северной Америки и Центральной Азии, в Австралии и Антарктиде. В России обнаружены в Амурской области.
Стегозавры (Приложение 5)
Цератопсы (Приложение 6)
Цератопсы на голове носили рога или рог направленные вперед, подобно современным носорогам. Костяной воротник защищал голову и шею динозавра. Все имели мощное тело и перемещались на четырех мощных лапах. Далеко не каждый из хищных динозавров осмеливался напасть на взрослого трицератопса, а на стадо трицератопсов не всегда нападал даже грозный тираннозавр. Окаменелые останки обнаружены в Северной Америке, Азии и Европе.
Пахицефолозавры (Приложение 7)
В отряд птерозавров включают древних ящеров, которые имели перепонки, соединяющие передние конечности и боковые части туловища. Четвертый палец у таких динозавров очень длинный – это главный признак отряда. Появились птерозавры предположительно 225 миллионов лет назад, исчезли 65 миллионов лет назад. Птерозавры обитали на всех материках и считаются ископаемыми предками современных птиц.
К этому отряду относят древних ящеров, строение тазовых костей которых напоминало строение таза современного крокодила. Такие динозавры обитали вблизи водоемов. Их длина могла достигать 12 метров, имели массивные вытянутые челюсти. Были хищниками. Предполагают, что крокодилы – это самые древние динозавры на Земле.
1.4. Причины исчезновения динозавров
Существует несколько версий вымирания этих удивительных животных.
Как считают некоторые ученые, 65 млн. лет назад сотни вулканов одновременно начали извергать огромное количество кипящей лавы и ядовитых газов, что и стало причиной гибели динозавров.
Взрыв от удара стал причиной огромных приливных волн, ураганного ветра и землетрясений. Метеорит превратился в гигантское облако пыли, заслонившее солнце на многие месяцы. Лишенные солнечного света растения и деревья сбросили листья и иголки, и растительноядные динозавры начали постепенно умирать от голода. Затем и плотоядные исчезли с лица земли. Без солнца в морях не стало планктона. Крошечные ракообразные и рыбы, питавшиеся планктоном, погибали.
Животные не смогли приспособиться к новым условиям обитания. Одна из подобных гипотез свидетельствует о том, что начала гибнуть растительность на планете Земля. Травоядные начали погибать от голода, а затем погибли и все хищники. Ещё одна теория привязывает вымирание динозавров к неожиданному похолоданию. Однако существует гипотеза противоположная этой, в которой говорится о том, что именно резкое повышение температуры погубило древних пресмыкающихся. Все они подкрепляются непреложными доказательствами и имеют множество своих «да» и «нет».
Все перечисленные гипотезы популярны, но ни одна из них не может в полной мере объяснить весь комплекс явлений, связанных с вымиранием динозавров.
Задавая вопросы о динозаврах, я не ожидал, что мои одноклассники и друзья с таким оживлением примутся за обсуждение данной темы. Многие ребята уже много чего знали о динозаврах. На вопрос «Когда жили динозавры» половина ребят ответили, что миллионы лет до нашей эры. Но все мои одноклассники хотят как можно больше узнать об этих удивительных животных, которые почему – то бесследно исчезли с лица Земли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. М. Авдонина, «Динозавры». Полная энциклопедия, М.: Эксмо, 2007.
2. Иллюстрированный Атлас «Динозавры» (карты, цифры, гипотезы, сравнения). М.: «Махаон», 2010. 2. Большая энциклопедия начальной школы. Вопрос- ответ. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. 3. Т. Оливо. Динозавры. М.: РОСМЭН, 2008
3. Л. Камбурнак, «Динозавры». Детская энциклопедия, М, «Махаон», 2006.
4. К. Кларк, «Эти удивительные динозавры и другие доисторические
животные», Издательство «Махаон», 1998.
Презентация по окружающему миру на тему «Жизнь и гибель динозавров на планете Земля»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Жизнь и гибель динозавров на планете Земля» Выполнила работу ученица 2 класса Б МБОУ «СОШ 56» Чувелева Виктория Научный руководитель: Щеголева Л.В
Цель моей работы: является изучение жизни динозавров, какие виды динозавров существовали, узнать об их гибели и рассказать об удивительных находках. Актуальность темы: «Почему вымерли динозавры?» прошлое нашей планеты, и нам, чтобы смотреть в будущее, необходимо знать наше прошлое.
Я выбрала эту тему, потому что мне интересно было узнать о существах, которые жили за долго до нашей эры. Очень часто я встречала рисунки в книгах, смотрела фильмы про динозавров, и у меня появлялось все больше и больше вопросов, на которые я буду искать ответы.
Солнечная система и Земля образовалась более 4,5 млрд лет назад, а первые живые организмы появились 4 млрд лет назад. Ход эволюции на земле не был ровным. Менялся рельеф Земли, очертания материков и океанов, климат. Неоднократно случались катастрофы, которые приводили к массовым вымираниям. Но жизнь всегда брала свое, и новые организмы приходили на смену вымершим.
Динозавры жили на суше долгое время –около 165 млн лет – и были одной из самых процветающих групп позвоночных животных за всю историю нашей планеты. Среди динозавров были и самые гигантские, жуткие хищники, и мирные растительноядные. Над загадкой их жизни и неожиданной гибели в конце мезозойской эры бьется не одно поколение ученых, и в результате кропотливой работы им удалось многое узнать об этих невероятных существах. Динозавры жили в мезозойскую эру, это «эра средней жизни», продолжавшую около 185 млн лет. Мезозойская эра подразделяется на три геологических периода- триасовый, юрский и меловой.
Динозавры растительноядные хищные
Меловой период – закат мезозойской эры, он длился 80 млн лет. Свое название меловой период получил от писчего мела, которые образовывали раковины на дне моря. А завершился он грандиозной катастрофой – одной из величайшей в истории Земли. Во второй половине мелового периода климат был жарким и более влажным, что привело к распространению цветковых растений. Вслед за цветковыми растениями на Земле появилось множество новых насекомых- опылителей – бабочек, шмелей, пчел. По всем континентам распространились птицы. В морях, кроме ихтиозавров и плезиозавров, плавали огромные морские ящерицы – мозазавры. Именно в этот период появились тираннозавры – самые чудовищные хищники из когда-либо существовавших на планете.
Их находили рабочие при строительстве дорог и рытье котлованов. Но в наши дни палеонтологи организует специальные экспедиций в разные уголки земли, хорошо зная, где стоит искать динозавров. В конце мелового периода динозавры вымерли. Споры о том, почему динозавры вымерли, продолжается не одно десятилетие. Например, долгое время считалось, что древние ящерицы вымерли, потому что были медлительными, не могли приспособиться к изменяющимся условиям жизни. Было также мнение, что в гибели динозавров виноваты млекопитающие, которые попросту съели их яйца.
Отвечая на вопрос «Почему вымерли динозавры?», я предположила, что причины вымирания динозавров нужно искать в недостаточной приспособленности их организма, к изменениям в окружающей среды. Проведенная мною работа подтвердила неразрывную связь живой природы с изменениями окружающего мира.
Исследовательский проект «Удивительный мир динозавров»
Софья Фартушная
Исследовательский проект «Удивительный мир динозавров»
Миллионы лет назад, задолго до появления человека на Земле, на планете властвовали динозавры. Думаю, вы согласитесь, что динозавры – самые удивительные из всех существ, живших на нашей планете, они до сих пор волнуют воображение людей, вызывают их острый интерес, особенно у детей. На мой взгляд, это очень интересная тема.
Палеонтологи уже давно спорят о том, когда жили и когда вымерли динозавры. Когда жили динозавры, и почему они исчезли – вопросы, на которые нет однозначного ответа. Множество вопросов о жизни динозавров до сих пор остаются загадкой для нас.
Актуальность темы состоит в том, что это – прошлое нашей планеты, и нам, чтобы смотреть в будущее, необходимо знать наше прошлое. Я решил выяснить все о динозаврах, времени, когда они жили и, конечно же, причины их вымирания. Вдруг, зная эти причины, можно в дальнейшем предотвратить вымирание других животных. На уроках окружающего мира мы изучаем жизнь животных, и материалы моей работы будут полезны ученикам начальной школы.
Интерес к динозаврам у меня появился в 5-летнем возрасте. Дома у нас есть энциклопедия про динозавров. Сначала мне просто нравилось смотреть красочные картинки, а когда научился читать, по-маленьку начал изучать динозавров, которые мне больше всего нравятся. Я смотрел фильмы и мультфильмы про динозавров, собирал коллекции игрушечных фигурок динозавров.
Я решил узнать, знают ли мои одноклассники о динозаврах и интересна ли им эта тема. Для этого составил анкету,которая содержала следующие вопросы:
1. Кто такие динозавры?
2. В какое время жили?
4. Что с ними произошло?
5. Причина их гибели?
Проведя анкетирование в своём классе, я сделал вывод, что только15 человек имеют поверхностные знания о динозаврах, а остальные просто слышали о них. Но все одноклассники ответили, что данная тема им интересна, и они хотят узнать о динозаврах больше. После этого я и приступил к работе над проектом.
Гипотеза: Если изучить жизнь динозавров и причины их гибели, то можно расширить свой кругозор, заинтересовать одноклассников далеким прошлым нашей планеты, научиться бережно относиться к природе.
Цель: изучение жизни динозавров (кто они такие, их виды, чем питались, в какое время жили) и причин их гибели.
— провести анкетирование среди одноклассников для выявления знаний о динозаврах;
— найти источники информации жизни и гибели динозавров и изучить их;
— изготовить макет жизни динозавров;
— собрать макет «скелет Диплодока»;
— собрать из конструктора «Лего» тираннозавра;
— создать диафильм «Динозавры»;
-рассказать одноклассникам о далеком прошлом нашей Земли и исчезнувшем мире динозавров;
1) изучение литературы;
3) практическая работа (моделирование);
4) анализ собранного материала;
Жили эти удивительные животные более ста миллионов лет назад, задолго до появления человека. Теперь представьте, что мы с вами находимся в том времени. Неприветливой и страшной показалась бы нам Земля в те времена. Повсюду динозавры – большие и маленькие, мирные и хищные, медлительные и быстроногие, на двух или четырех ногах. Ох, как страшно! Трудно представить, как бы мы существовали рядом с ними!
Английский учёный Ричард Оуэн (1804–1892) нашёл большое количество огромных костей. Звери, скелеты которых он обнаружил, представились ему очень страшными, и он назвал их «ужасными ящерами», или динозаврами. С тех пор их так и называют.
«Динозавр» с греческого переводится «ужасный ящер».
Всего существовало более 1000 различных видов динозавров.
Динозавры, жившие на Земле, были многочисленны и разнообразны. Одни были огромных размеров, другие – совсем крошечные. У одних кожа была гладкая, у других – покрытая чешуйками, у третьих и вовсе роговым панцирем, защищающим тело. Помимо этого, у некоторых были рога или шипы. Динозавры обитали как на суше, так и в воде, и воздухе – морские и летающие рептилии. Одни были плотоядными, питались мясом, а другие – травоядными, питались только растениями. Некоторые из этих рептилий были безобидными, другие – свирепыми хищниками.
Чем питались динозавры?
Пища нужна всем живым существам. Из неё они получают энергию и питательные вещества, необходимые для жизни, роста и размножения. В зависимости от способов питания динозавровможно разделить на две группы: травоядные и плотоядные.
Травоядные динозавры поедали любую растительность, до которой могли дотянуться. У них были крупные, плоские зубы с режущими краями, которые идеально подходили для пережевывания грубой растительной пищи. Мелкие динозавры питались корнями и низкорослыми растениями, а самые большие дотягивались до листьев кроны, вставая для этого на дыбы. (Стегозавр, Эвоплоцефал, Анкилозавр, Брахиозавр, Диплодок, Апатозавр,Трицератопс, Игуанодон, Гадрозавр, Аргентинозавр, Зауропод, Паразауролоф, Гигантозавр и т. д.)
Плотоядные динозавры были мощными животными, питались только мясом. У них зубы были длинные и острые, словно ножи. С их помощью они легко разрывали добычу на части и отсекали куски мяса, подходящие для глотания. Они ходили прямо, на задних конечностях. Передние их конечности были намного короче и заканчивались когтистыми пальцами, с помощью которых они убивали свою добычу.
(Велоцираптор, Спинозавр, Тираннозавр, Дилофозавр, Компсогнат, Орнитомим, Трицератопс, Аллозавр, и т. д.)
Как размножались динозавры?
Одни детёныши жили в гнезде вместе с родителями до определённого возраста, впервые недели жизни их постоянно оберегала и кормила самка. Другие детёныши, едва появившись на свет, покидали гнездо и приступали к самостоятельной жизни, не нуждаясь в помощи взрослых. Детёныши росли очень быстро. Став более взрослыми, их рост замедлялся, но не прекращался. Динозавры росли до конца своей жизни. Считается, что продолжительность жизни мелких видов динозавров составляла примерно от 10 до 20 лет. Гигантские динозавры могли жить от 200 до 300 лет.
Характеристика самых известных динозавров
Рассмотрим самых интересных представителей динозавров.
Тираннозавр – самый хищный динозавр. Тираннозавр переводится как «королевский ящер» или «ящер-тиран». Он достигал 15 м в длину и до 5,5 м в высоту, масса тела – до 7-10 т. Он вёл охоту на более мелких представителей животного мира, не стеснялся нападать на себе подобных. Мог проглотить маленького динозавра целиком. Не брезговал поживиться падалью.
Тарбозавр – кровожадный хищный динозавр, который жил в период позднего мелового периода. Тарбозавр означает «пугающий ящер». Тарбозавр имеет около 12 м в длину, высоту – 6 м, вес – до 6 т. Он вёл охоту абсолютно на всех динозавров, включая даже себе подобных, главным для него было лишь одно – найти жертву и съесть её. Тарбозавр не отказывался и от падали, и даже от рыбы.
Велосираптор – один из самых мелких хищных динозавров, обитавших в позднем меловом периоде. Велоцираптор означает «быстрый вор». Его вес составлял около 20 кг, высота была 60 см, а длина тела не превышала 2 м. Он охотился на всех динозавров, очень часто жертва значительно превосходила его по размерам, но он с помощью своих острых серповидных когтей разрывал ей шейные артерии трахею и вены.
Диплодок – травоядный динозавр, один из самых больших. Самое миролюбивое и безобидное существо. В длину достигал 35 м, в высоту – 10 м, весил около 38 т. Диплодок обладал длинной шеей и хвостом. Питался только растительностью. Копия скелета диплодока находится в палеонтологическом музее в Москве.
Близкий родственник диплодока – сейсмозавр – «ящер, сотрясающий землю». Земля должна была гудеть и дрожать под тяжестью его лап. Передвигаться по земле таким гигантам было не всегда просто, поэтому некоторые проводили много времени в воде, где ходить по дну и жевать водоросли, было намного легче.
Брахиозавр – травоядный динозавр, живший в конце юрского периода. Брахиозавр переводится как «плечистый ящер». Длина тела составляла до 26 м, в высоту он мог достигать 13,5 м, а весил 50 т. Брахиозавр был одним из самых огромных и высоких динозавров. Он питался растительностью, длинная шея позволяла ему дотягиваться до верхушек деревьев.
Игуанодон – травоядный, утконосый динозавр, живший в раннем меловом периоде. Игуанодон в переводе означает «зуб игуаны». Игуанодон достигал в длину 10 м, в высоту – 5 м и весил почти 5 т. Отличительными особенностями игуанодона были когтистые конечности и прочный клюв, похожие на конечности и клюв птицы. Питался игуанодон в основном только листьями с деревьев и кустов.
Зауролоф – травоядный, утконосый динозавр с гребнем на голове, живший в меловом периоде. Зауролоф означает «ящер с гребнем». Длина тела была до 12 м, высота – до 5 м, а вес достигал 2,5 т. Отличительной особенностью зауролофа был гребень, тянущийся вдоль всего черепа и заканчивающийся шипом. Зауролоф питался водорослями, молодыми побегами растений, листвой деревьев и кустов, папоротниками.
Паразауролоф – травоядный, утконосый динозавр с гребнем на голове, живший в меловом периоде. Паразауролоф означает «ящер Ламбе». Длина тела была 10 м, высота – 5 м, вес – 4 т. У паразауролофа была очень интересная особенность – очень длинный, полый, узкий гребень, который находился на затылочной части головы. Длина гребня превышала длину всего черепа. Паразауролоф питался растительностью.
Кентрозавр – травоядный динозавр с костными пластинами и шипами на спине и хвосте, который жил в юрском периоде. Кентрозавр означает «шипастый ящер». В длину был 3 м, в высоту – 1 м, а весил 300 кг. Вдоль всего тела от головы до кончика хвоста тянулись два ряда костных образований. На шее и передней части туловища шли плоские, широкие пластины, далее до конца хвоста всё более длинные копьеобразные шипы.
Торозавр – рогатый, травоядный динозавр с клювом и длинным костяным воротником. Торозавр переводится как «ящер-бык». Длина его составляла 7 м, высота – 3 м, а весил 5 т. У него было два рога, которые были похожи на рога быка, и роговой клюв, как у попугая. Костяной воротник у него был длинный. Торозавр питался растительностью, в его рацион входили хвойные растения и деревья, папоротники и саговники.
Трицератопс – рогатый, травоядный динозавр с клювом и длинным костяным воротником. Трицератопс означает «ящер с тремя рогами». Длина его тела была 9 м, высота – 3 м, вес – 12 т.Трицератопс имел три довольно развитых рога на голове: два рога над глазами, а третий (самый короткий) – над клювом. На затылке у него имелся огромный костяной воротник. Трицератопс питался растительностью, легко щипал низкую растительность и отрывал ветви кустов, деревьев.
Самый маленький динозавр – Космогнатус, длиной не больше 1 метра. Он был размером с индюка. Жил на территории Европы. Питался мелкими животными, насекомыми, ящерицами.
Исчезновение динозавров
1.Падение на Землю гигантского метеорита: «Огромные тучи пара, пепла и пыли затмили свет солнца. В темноте перестали расти растения, поэтому растительноядные динозавры вымерли, а за ними и плотоядные».
2.«Могло произойти одновременное извержение множества вулканов. Оно сопровождалось бы выбросами раскаленных камней, пепла, пыли и облаков ядовитых газов. Тогда динозавры задохнулись бы и погибли во мраке».
3. Причиной вымирания динозавров могло стать повышение Мирового океана, вызвавшее сильные разливы рек.
4. Глобальное похолодание. Я придерживаюсь этой гипотезы. Попытаюсь объяснить почему. Динозавры не смогли приспособиться к новым климатическим условиям, а вот, например, черепахи смогли и, в результате, выжили. Если, например, тепло, то черепаха активна, а если холодно – замирает и засыпает. Когда наступило тепло на Земле, черепахи проснулись и продолжили жить. Вот так они и дошли до наших времен.
Какая бы из теорий ни оказалась верной, весьма странно, что на Земле уцелели хоть какие-то живые существа.
Для того, чтобы предоставить одноклассникам интересный материал по теме, мне пришлось углубить свои знания и более подробно изучить материал о жизни и гибели динозавров. В настоящее время динозавры не живут, поэтому нужную информацию я находил в книгах и энциклопедиях, а так же в интернет-ресурсах.
Я узнал о динозаврах много интересных фактов, нашёл ответы на основные вопросы: кто такие динозавры, когда, где и сколько они жили, чем питались, какие виды динозавров были и причины их гибели.
Посетив Парк динозавров, в котором установлены большие фигуры самых разных динозавров, в Красноярске, я еще больше убедился в существовании этих удивительных животных.
Для того, чтобы наглядно показать ребятам, как динозавры появлялись на свет, я смастерил яйцо, из которого появляется динозаврик.
Для демонстрации среды обитания, внешнего вида ящеров, их поведения я создал макет «Жизнь динозавров». Ребята с удовольствием его рассматривали и слушали мой рассказ.
Из всех динозавров больше всего мне нравится Диплодок, потому что он травоядный и миролюбивый. Мы с папой приобрели набор для сборки и собрали этого замечательного динозавра.
Так же я собрал из деталей конструктора «Лего» самого свирепого Тираннозавра.
Ученые не раз задумывались о том, что, если бы динозавры спаслись и остались жить среди нас? Как бы выглядел наш мир? Смогли ли мы выжить среди динозавров? Если бы все динозавры были миролюбивые, то, возможно, наша жизнь выглядела бы так, как на моем плакате «Что, если бы динозавры жили среди нас?»
Мы с папой создали видеофильм «Динозавры», который помог более наглядно представить жизнь на нашей планете более ста миллионов лет назад.
На уроке окружающего мира я рассказал одноклассникам о далеком прошлом нашей Земли и исчезнувшем мире динозавров. Ребята заинтересовались этими необычными животными и решили углубить свои знания, продолжив изучение темы.
Моя гипотеза о том, что при изучении жизни динозавров можно расширить свой кругозор, заинтересовать одноклассников далеким прошлым нашей планеты, подтвердилась.
Считаю, что задачи исследования я выполнил, цель проекта достигнута.
Проект «Удивительный мир динозавров» является интересным и познавательным, так как он расширил не только мои знания о жизни и гибели динозавров, но и знания моих одноклассников.
Предложенный материал можно использовать во внеурочной деятельности, как внеклассное занятие по окружающему миру в начальной школе, в виде классного часа.
Материал будет полезен учителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования.
Литература и интернет-источники
1. Динозавры.Иллюстрированная энциклопедия: А. Журавлев — Санкт-Петербург, Мир энциклопедий Аванта, 2012 г.
3. Динозавры-полная энциклопедия, перевод Марины Алдониной,изд-во Эксмо 2007г
4. Динозавры-365 фактов, издательство Симбат, 2019г
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Динозавры
Интегрированное занятие по познанию «Удивительный мир динозавров» в старшей группе ко Дню Драконов на МAAM Цель: развитие познавательного интереса к миру динозавров. Задачи: Образовательные: активизация словаря по теме «Динозавры»; совершенствование.
Исследовательский проект «История поселка» ВВЕДЕНИЕ: Основополагающий вопрос: Что я знаю об истории своей малой родины? Мы родились в современном посёлке Правохеттинский. В нашем.
Исследовательский проект на тему «Этот удивительный воздух» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «РАДУГА» 141730, Московская область.
Исследовательский проект «Травянчик» Введение. У меня есть кошка и три черепахи. Когда наступил октябрь, и на улице пропала трава, мои питомцы загрустили. Так как кошка ест.
Мастер-класс. Макет «Удивительный мир динозавров» Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами, а животный мир давних веков не изведан и загадочен. Только тот, кто сможет оценить неповторимость.
Проект «Удивительный мир динозавров» Актуальность: Динозавры – актуальная тема еще с древних времен не только для ученых, но и для обычных людей, особенно эта тематика интересует.