проект вторая жизнь мусора для дошкольников
Творческий проект «Вторая жизнь мусора» (подготовительная к школе группа)
Алёна Шихова
Творческий проект «Вторая жизнь мусора» (подготовительная к школе группа)
В «Программе развития педагогического образования России на 2010- 2015 годы» обращается внимание на то, что проектирование становится одним из главных механизмов преобразования действительности.
Проблемы экологии сегодня в числе первых забот жителей земли. Защита и оздоровление окружающей среды – долг каждого человека, где бы он ни жил. Поэтому, разработка и реализация экологических проектов представляется особо важным делом в процессе воспитания подрастающего поколения.
Актуальность проекта заключается в том, что мы сумели, объединив усилия взрослых и детей, сформировать у воспитанников ответственное отношение к окружающей среде как главному общественному достоянию на основе принципов общечеловеческой морали.
Проект помогает ребёнку более осознанно получать знания, развивать навыки общения с взрослыми. Он хорошо ложится в систему семейного воспитания, так как при необходимости ребёнку могут оказать помощь родители, старшие братья или сёстры, бабушки или дедушки. Они помогают разнообразить виды деятельности, подбирать иллюстрации, литературу, оформлять результаты проекта.
Конечный результат проекта «Вторая жизнь мусора» –всегда зримый вещественный продукт: выставка поделок «Мусорное рукоделие», совместный труд взрослых и детей по украшению территории участка в летний период.
Мусор-проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас в селе, на улице, в общественном транспорте, лесу, на реке. Все новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или вообще не разлагаются. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Этот вопрос волнует всех, и ребята нашей группы не исключенье. Большинство дошкольников очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк и лес, ездить на экскурсии. Но всех огорчает то, что почти везде очень много мусора. Бесконечные вопросы «Почему у нас так много мусора?», «Откуда он берётся?», «Как он влияет на здоровье человека и всего живого?» привели к идее создании проекта «Вторая жизнь мусора».
Проблема: попытка решить «мусорную проблему»
Цель проекта:
— узнать всё о способах утилизации мусора и научиться через практическую работу находить полезное применение бытовому мусору.
Задачи проекта
— узнать, каких бытовых отходов больше всего в детском саду и дома;
— познакомиться со способами «борьбы» с мусором;
— научиться изготавливать полезные изделия из бытового мусора;
— показать родителям, насколько интересным и радостным может быть творчество в домашних условиях и в детском саду.
Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее. Осознание того, что бытовой мусор можно использовать вторично для изготовления полезных вещей.
Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Подготовительный этап
Разработка и план реализации проекта
Создание условий для реализации проекта
Подготовка консультации: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»
Цель: Выявление причин появления мусора, изучение способов сортировки, переработки и утилизации мусора;
Взаимодействие с детьми
Беседа: «Беседа о мусоре, и о том, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше».Цель: Дать детям представление о проблеме мусора в городах. Рассказать о вреде свалок для природы и человека. Приучать детей к ответственному отношению к природе. Донести до ребят важность этой проблемы и показать некоторые выходы из данной ситуации. Предложить подумать над разрешением проблемы мусора силами ребят в детском саду и дома.
Задачи :Продолжение формирования навыков культуры поведения в природе; Расширение представлений о том, что в природе всё взаимосвязано; материальных ресурсов (макулатура).
Рассматривание иллюстраций на тему: «Мусор вокруг нас» (Приложение 1)
НОД по экологии на тему:презентация: «Откуда берется и куда девается мусор»
Цель: Расширение представления детей о вторичном использовании бытовых отходов.
Задачи: Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней. Ознакомление детей с проблемами загрязнения окружающей среды; с возможностью вторичного использования бросового материала. Развитие познавательной активности детей в процессе познания о проблемах города; умения наблюдать и делать выводы. Закреплять умение разумно использовать различные материалы. Активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы).
Художественно –эстетическое развитие
НОД по ручному труду (коллективный):
«Ваза с колокольчиками», «Божьи коровки», «Бусы для девочек и кукол», «Забавные паучки», кукольный театр.
Задачи: Воспитание бережного отношения к окружающему миру. Воспитание умения работать в коллективе дружно сообща. Закрепление умения работать с бросовым материалом, использовать его в нужных целях. Закрепление умения создавать композицию из вазы и цветов, божьих коровок. Формировать умения передавать пространственные представления (рядом, сбоку, справа, слева, слева). Развивать чувство формы и композиции.
Задачи: учить детей создавать аппликативные композиции из бросового материала. Совершенствовать технику вырезания ножницами (на глаз, по прямой). Развивать чувство формы и композиции. (Приложение 2)
Социально –коммуникативное развитие
Помощь воспитателю в уборке групповой комнаты.
Трудовые поручения: «Уборка группового участка от мусора»
Цель: Воспитание трудолюбия, аккуратности, бережного отношения к окружающему.
Дидактические игры: «Собери мусор правильно». «Сортируем мусор».
Чтение экологических рассказов, сказок и стихотворений.
Рассматривание иллюстраций «Мусор вокруг нас»,
Отгадывание загадок, сочинение стихотворений и составление мнемотаблиц.
Взаимодействие с родителями:
Консультация для родителей «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду».
Организация конкурса поделок из бросового материала: «Мусорное рукоделие».
Мастер класс для родителей по изготовлению кукол из бросового материала: «Играем в театр» (Приложение 5)
Цель: Осознание детьми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.
КВН по познавательному развитию на тему: «Вторая жизнь мусора».
Цель: Систематизировать и закрепление знаний детей о проблеме загрязнения окружающей среды.Задачи: Формирование знаний детей о нормах и правилах поведения в окружающем мире. Развитие у детей основных мыслительных процессов, при выполнении поставленных перед детьми заданий. Развивать творческое воображение и фантазию при использовании бросового материала. Воспитывать чувства ответственности за свое поведение в окружающем мире. Формировать коммуникативные навыки в ходе совместной деятельности. (Приложение 6).
Можно ли мусору дать «вторую жизнь»? Да. Мы узнали много нового и интересного о мусоре и о том, что такое утилизация. Если мы хотим жить в чистом селе, нужно не сорить! Убирать за собой мусор! И в наших силах дать вещам «вторую жизнь»! У нашей группы фантазии не занимать, а доказательство тому – это наши готовые изделия. Не выбрасывайте мусор, а используйте его в оригинальных поделках и сохраняйте чистоту окружающей среды.
Мусор дети убираем,
На дорогу не бросаем.
В парках, скверах и садах
Будет чистота у нас.
В дальнейшем мы решили продолжать практическую работу по переработке бытового мусора.В ближайшее время планируем:
— запустить творческий проект «Шляпки»;
— новогодние игрушки на районный конкурс: «Игрушка своими руками»;
— поделки и сувениры к празднику 8 марта.
Конспект НОД по аппликации «Собака» (подготовительная к школе группа) Конспект НОД. Аппликация: «Собака».Подготовительная к школе группа. Программные задачи: продолжать учить детей создавать предметные изображения.
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе «Вторая жизнь ненужных вещей» с проведением мастер — класса Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ детский сад №3. Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе.
НОД по социально-коммуникативному развитию «Жизнь первобытных людей» (подготовительная группа) НОД по социально-коммуникативному развитию «Жизнь первобытных людей». Подготовительная группа. Программное содержание. Познакомить детей.
Поисково-исследовательский проект «Книга памяти» к 75-летию Победы (подготовительная к школе группа) Актуальность проекта: Современному российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.
Проект «Дыхательная гимнастика. Веселый ветерок». Здоровьесберегающие технологии (подготовительная к школе группа) Актуальность Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней легкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму.
Проект «Космическое путешествие» (подготовительная к школе группа). Тема проекта: «Космическое путешествие». Актуальность: Современные дети мало интересуются темой космоса, в нынешнее время стало привычным.
Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа) Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа) Тип проекта: групповой, познавательно-творческий, художественно-речевой,.
Познавательно-творческий проект в средней группе «Жизнь дана на добрые дела» Вид проекта: групповой, познавательно-творческий. Автор проекта: воспитатель средней группы № 4 –Воровская С. В. Участники проекта: воспитатель,.
Экологический проект старшего дошкольного возраста «Проблема мусора и «вторая жизнь» использованных вещей»
Галина Дробященко
Экологический проект старшего дошкольного возраста «Проблема мусора и «вторая жизнь» использованных вещей»
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога и воспитанников за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Цель проекта: воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
развивать умения видеть экологическую проблему и находить пути ее решения;
дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах;
учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы;
развивать логическое мышление, речь, кругозор;
развивать творческие способности детей в изготовлении поделок и коллекций из бросового материала;
формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе;
вовлекать родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, обогащая детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Дети будут понимать важность проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней;
Повысится уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
составление плана проекта;
Погружение в проблему:
Однажды мы гуляли по нашей площадке и обнаружили среди кустов мусор (пакеты от чипсов, сухариков, грязные бумажки).Дети стали задавать вопросы: «Как мусор попал к нам на участок? Кто его оставил здесь? Почему люди бросают мусор на землю? Почему так много мусора вокруг? Что нужно сделать, чтобы его стало меньше? Можно ли дать мусору «вторую жизнь»?».
Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Проблема мусора и «вторая жизнь» использованных вещей».
Модель «Трёх вопросов»:
Что наши дворы и село замусорены.
Что мусор бывает разный.
Что мусор отвозят на свалку.
Что мы хотим узнать?
Почему люди бросают мусор?
Что нужно сделать, чтобы его стало меньше?
Как можно использовать мусор?
Что сделать, чтобы узнать?
Спросить у других людей.
Посмотреть в книгах.
Посмотреть по телевизору (видеофильм).
Реализация мини – проекта:
Беседа «Беседа о мусоре, и о том, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше»
Чтение детям художественной литературы «Нет места мусору»
Рассматривание и обсуждение иллюстраций «Мусор вокруг нас»
Опытническая деятельность «Бумага» (метеостанция)
Беседа «Земля наш общий дом»
Опытническая деятельность «Резина» (метеостанция)
Дидактическая игра «Собери мусор правильно»
Опытническая деятельность «Стекло»
Консультация для родителей
«Экологическое воспитания детей»
Беседа «Такой интересный мусор»
Опытническая деятельность «Пластамасса»
Показ презентации «Проблема бытового мусора»
Дидактическая игра «Сортируем мусор»
Опытническая деятельность «Резина» (метеостанция)
Наблюдение «Как ветер разносит мусор» (метеостанция)
«Новая жизнь ненужных вещей»
(работа в творческой мастерской, изготовление поделок из бросового материала)
Продуктивная деятельность «Мусор земле не к лицу»
Чтение детям художественной литературы
«Сказка про то, как Чистота Мусор победила»
«Уборка прогулочного участка от мусора
«Помощь малышам в уборке участка от мусора»
Продукты проектной деятельности:
Картотека опытов (см. Приложение)
Выставка «Вторая жизнь мусора».
Подводя итог,можно отметить следующее: проект помог детям и родителям понять, что нельзя мусорить бездумно. Дети поняли, что нужно бережно относиться к вещам, беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности.
Опыт № 1 «Ознакомление со свойствами бумаги»
Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги, познакомить детей с видами бумаги.
Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, оберточная, газетная, для рисования);
Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);
Д/и «Вхождение в образ» (Я бумага – описание ребенком вида бумаги и ее назначения).
Опыт № 2 «Изготовление новой бумаги»
Оборудование: емкость, вода, старая бумага, полиэтилен.
Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой.
Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.
На второй день взбить бумажную массу, добавить в нее белила, немного клея и процедить получившуюся смесь.
Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке.
Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.
Через два-три дня бумага высохнет, и будем на ней рисовать.
Опыт № 3 «Ознакомление со свойствами пластмассы»
Цель: познакомить детей с пластмассой, учить детей делать выводы.
Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);
Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод- пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);
Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).
Опыт № 4 «Ознакомление со свойствами металлических предметов»
Цель: познакомить с предметами из разных металлов и свойствами металлических предметов их разных видов металлов (черный металл, алюминий, медь, цветной металл – фольга).
Рассматривание металлических предметов;
Рассказ взрослого о разных видах металла;
Опыт № 5 «Ознакомление со свойствами резины»
Цель: познакомить со свойствами резины.
Д/и «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу);
Обследование предметов из резины (эластичная, гладкая, холодная, режется, тонкая и толстая (шины);
Опыт с воздушным шаром
— не пропускает воздух и воду, не тонет в воде, прокалывается.
Д/и «Найди игрушки из резины».
Опыт № 6 «Ознакомление со свойствами стекла»
Цель:познакомить детей со свойствами стекла:
прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, водонепроницаемое.
Опытно-практическим путем изучить свойства стекла:
рассмотреть изделия из стекла;
найти стеклянные предметы в группе;
экспериментальным путем изучить свойства стекла.
Тактильные обследования (холодное, гладкое, шероховатое, тонкое, толстое, ребристое).
Экспериментальная деятельность (водонепроницаемое, стекло издает звук, хрупкое.)
Рассуждение детей на тему: «Что можно сделать из бросовых изделий из стекла»
«Вторая жизнь коробки». Экологический проект Экологический проект старшей группы детского сада «Солнышко» МБДОУ д. с. «Степашка» п. Алтай, Калманского района, Алтайского края Воспитатель:.
Конспект занятия «Вторая жизнь ненужных вещей» Сегодня всех беспокоит экология окружающей среды. И я тогда решила, а почему бы не организовать родителей нашей группы и не попробовать.
«Вторая жизнь ненужным вещам». Экологический проект во второй ясельной группе Экологический проект во второй ясельной группе (возраст детей 2-3 года) Обоснование и выбор темы проекта: Какой прекрасный, удивительный.
Исследовательский творческий проект по нравственно-экологическому воспитанию «Проблема мусора и его вторая жизнь» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 48 «Журавушка».
Конспект занятия «Вторая жизнь ненужных вещей» Сегодня всех беспокоит экология окружающей среды. И я тогда решила, а почему бы не организовать родителей нашей группы и не попробовать.
Педагогический проект «Жизнь и творчество Рудольфа Нуреева» для детей старшего дошкольного возраста «Нуреев был первой величиной. И хотим мы того или нет: Его звездная колыбель останется пустой. Надолго ли? Может, надолго. Может, навсегда.
Семейный экологический проект «Вторая жизнь упаковки» в средней группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 10 города Ейска муниципального образования.
Творческий проект «Вторая жизнь мусора» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №249 Творческий проект «Вторая жизнь мусора». Воспитатель: Пелишкова.
Экологический проект «Мусор и его вторая жизнь» В нашем детском саду впервые прошел конкурс защиты проектов » Я познаю мир!» Я не могла пройти мимо, решила взять очень актуальную тему.
Экологический проект «Огород на окне» для детей старшего дошкольного возраста Проект экологического воспитания детей Старшей группы Тема проекта: «Огород на окне» Вид проекта: Краткосрочный Тип проекта: Познавательный,.
Проект познавательно-творческий «Вторая жизнь мусора»
Савина Ольга
Проект познавательно-творческий «Вторая жизнь мусора»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9
Проект
Познавательно – творческий
на тему: «Вторая жизнь мусора»
Паспорт проекта
Продолжительность проекта – краткосрочный
Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатель, родители.
Проблема: Охрана природы, попытка решить мусорную проблему.
Интеграция образовательных областей:
• «Познавательное развитие»
Цель проекта: Осознание у детей целесообразности сортировки, переработки и утилизации мусора (отходов) и изготовления из него различных нужных вещей.
Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Развивать умение видеть экологическую проблему и находить пути ее решения.
Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах.
Учить наблюдать, видеть причинно- следственные связи, делать выводы.
Развивать логическое мышление, речь, кругозор.
Развивать творческие способности детей в изготовлении поделок из бросового материала.
Вовлекать родителей в педагогический и творческий процесс.
Дети и взрослые осознают значимость охраны природы, экологически целесообразное поведение в окружающей среде, осознают, что бытовой мусор можно использовать вторично для изготовления полезных вещей.
Этапы реализации проекта
Разработка и план реализации проекта.
Подготовка консультации для родителей «Воспитание у детей 6- 7 лет положительного отношения к труду».
Просмотр с детьми презентации «Вторая жизнь мусора»
Перспективно-тематическое планирование по реализации экологического проекта: «Вторая жизнь мусора»
Вид деятельности Задачи Форма организации деятельности с детьми
Физическое развитие Развивать мышление, сообразительность, наблюдательность. Развивать внимательность, быстроту, ловкость.
Игры- эстафеты «Кто быстрее соберет мусор», «Найди и промолчи».
Познавательное развитие 1/Дать детям представление о проблеме мусора, Рассказать о вреде свалок для природы и человека, Приучать детей к ответственному отношению к природе.
2. Воспитывать у детей желание сберечь и сохранить красоту природы.
3. Расширять представления детей о вторичном использовании бытовых отходов.
4. Изучить способы сортировки мусора. 1. Беседа о мусоре, и о том, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше».
2. Беседа «Земля – наш общий дом и мы ее спасем».
3.НОД по экологии : «Посмотрим умным взглядом на мусор»
4. Дидактические игры «Собери мусор правильно», «Мусорознайка».
Речевое развитие Познакомить детей с новыми произведениями, формирование умений внимательно слушать, развернуто отвечать на вопросы по содержанию.
Чтение экологических сказок и рассказов.
Рассматривание иллюстраций «Мусор вокруг нас?
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Художественно- эстетическое развитие Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Закреплять умение работать с бросовым материалом,использовать его в нужных целях.
Развивать творческие способности детей. Ручной труд 1.«Сказочные герои для кукольного театра». (поделки из пластмассовых стаканов, ложек, из бумажных коробок, контейнеров).
2. «Ваза с цветами»(из бумаги и пластмассовой баночки).
4. Подставки для кисточек (ячейки из- под яиц).
5. Контейнеры для карандашей (коробочки,шпагат,)
6. Игольницы в подарок мамам. (поролон, диски,нитки).
Взаимодействие с родителями Консультация «Воспитание у детей 6- 7 лет положительного отношения к труду».
Памятка «Что можно сделать из бросового материала».
Мастер класс «Вторая жизнь мусора».
Конкурс плакатов «Все вместе мы можем избавить планету от мусора».
1. Выставка поделок из бросового материала «Вторая жизнь мусора».
2. Экологическая акция «Покормите птиц зимой». (изготовление кормушек из бросового материала).
3. Экологический досуг «Дети против мусора».
Проект помог детям и родителям понять, что нельзя мусорить бездумно, нужно бережно относиться к вещам,беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности.
1. Воронкевич О. А., «Детские экологические проекты»; СПб. ; Детство-Пресс, 2016г.
2. Гомарович Э. С. «Чем дышит город». М. : «Химки»,2013г.
3. Захлебный А. Н. «Книга для чтения по охране природы». М. : Просвещение, 20114г.
4. Коноплева Н. П. «Вторая жизнь вещей». М. «Просвещение», 2015г.
5. Родионов С. К. «Что такое мусор». М. : «Химки», 2013г.
6. Интернет ресурсы.
Проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки» Руководитель проекта: Эседуллаева Диана Зумрудиновна Краткая аннотация В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы бутылок,.
Познавательно-творческий проект «Фантик» Слайд№2 АКТУАЛЬНОСТЬ Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь.
Познавательно-творческий проект «Такие разные сказки» (вторая младшая группа) Познавательно-творческий проект «Такие разные сказки» (Вторая младшая группа) Воспитатель:Афонина М. А. Тип проекта: Познавательно-творческий,.
Проект «Планета Земля. Вторая жизнь ненужных вещей» Проект «Планета Земля – вторая жизнь ненужных вещей» «Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно.
Проект «Вторая жизнь бумаги и картона» ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ: В каждой группе скапливается очень много бумаги с детскими рисунками. И дети в нашей группе задумались,а если использованную.
Презентация «Проект «Вторая жизнь ненужных вещей» Союстова Ольга. Вторая жизнь ненужных вещей. Цели проекта: • поменять отношение детей к мусору, показав, как можно дать вторую жизнь бросовому.
Проект «Жизнь возле мусора» Тип проекта: познавательно – исследовательский, кратковременный Проект проводится: внутри детского сада с детьми подготовительной группы.
Творческий проект «Лето — это маленькая жизнь» (фотоотчет) Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. А. Сухомлинский Лето — удивительная и благодатная.
Семейный экологический проект «Вторая жизнь упаковки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «РОМАШКА» Семейный экологический проект Тема: «Вторая.