проект в подготовительной группе вода источник жизни
Проект для детей подготовительной группы «Вода — источник жизни»
ПРОЕКТ
Для детей подготовительной группы
Организатор проекта:
Заведующий Л. А. Храмова
Свой проект мы назвали «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ».
Актуальность проекта:
Вода – одно из самых распространенных веществ в природе и главная составная часть всех живых организмов.
Стремительный рост потребления воды и возрастающие требования к воде, определяют потребность каждого человека знать о ней, ценить её свойства, беречь от загрязнения и истощения наши водоёмы.
Гипотеза: Без воды жизнь на Земле была бы невозможна!
Цель проекта:
Расширять представления от воде, как источнике жизни, о её свойствах, о значении воды в природе и использовании этого богатства в современной жизни.
Задачи проекта:
Пробудить исследовательский интерес к изучению темы, любознательность, чувство удивления и восторга от значимых результатов проекта.
Формировать гордость за красоту и богатство природы планеты Земля.
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, привлекая внимание к воде, как к источнику жизни.
Вода – одно из самых
в природе и главная составная
часть всех живых организмов.
БЕЗ ВОДЫ ЖИЗНЬ НА
ВОДА В
o Вода на нашей планете
o Круговорот воды в природе
o Она живет в каждом
o Вода на нашей планете
Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. Голубой краской изображена на глобусе вода – все реки. Моря и океаны нашей планеты.
Вода покрывает 70% поверхности Земли.
Всемирный или Мировой океан один единственный, огромный.
Разделили же его на 4 океана для того, чтобы было удобнее.Спросят капитана по радио: «Где вы находитесь?»
Океанов на свете всего четыре, а морей – тридцать. Это все тот же Мировой океан.Только два моря отгорожены со всех сторон сушей: Каспийское и Аральское. Это большие озера, но соленые и такие большие, что их назвали морями.
97% водного баланса Земли составляет морская соленая вода.
Только 3% водных запасов – пресная вода, но три четверти её запасов содержится в полярных шапках льда и горных ледниках.
И лишь 1% от общего запаса воды планеты, что выпадает в виде дождя и питает реки и озера, достается живым существам на Земле.
o Круговорот воды в природе
Вода постоянно совершает круговорот в природе. Когда солнце нагревает поверхность Земли, вода переходит в парообразное состояние и попадает в атмосферу. Вода в атмосфере охлаждается, она конденсируется или замерзает, образуются облака. Некоторое количество этой воды вновь выпадает на Землю в виде дождя или снега. Часть воды просачивается в землю. Часть осадков вновь попадает в океан.
Некоторые дождевые капли просачиваются глубоко под землю, до слоя глины, через неё не могут просочиться, собираются в струйки. Струйки текут, собираются в подземные реки и даже озёра, а иногда в овраге родничком выбиваются из-под земли. Так вода странствует в природе.
o вода живет в каждом живом существе и в каждом растении.
Человеческий организм примерно на три четверти состоит из воды. Человек умрет, если потеряет более 20% воды, содержащейся в его организме.
Чтобы определить, сколько в тебе воды, нужно разделить свой вес на три и умножить результат на два.
Животные – это многоклеточные организмы,
составляющие огромное царство живых существ.
И ни одно из них не может жить без воды.
В телах животных вода составляет более половины их массы.
В растениях 98% их массы – это вода.
Вода просачивается из клетки в клетку. Она течет вверх
Растения состоят из микроскопических клеток. В клетках находятся полости – вакуоли, которые заполнены жидкостью.
O ЧТО МОЖНО ИЗМЕНИТЬ
O КАК МОЖНО ОЧИСТИТЬ ВОДУ
Водав природе существует в трех различных состояниях:
• твердой (замерзает при 00 С, в виде льда);
• жидкой (вода);
• газообразной (пар при 1000С).
Вода на морозе превращается в лед, а лед всегда занимает чуть больше места, чем вода. У замерзшей воды такая сила, что может разорвать даже сталь. Потому-то и закапывают глубже в землю водопроводные трубы.
У льда плотность меньше, чем у воды, он плавает на её поверхности.
ВОДА ТЯЖЕЛЕЕ ВОЗДУХА.
Если бросить в воду стеклышко – оно утонет. А кинешь в воду пустую закупоренную бутылку, тоже стеклянную, она плавает (в бутылке есть воздух).
Это свойство воды использует человек.
Вода превращается в пар при 1000С.
При кипении воды молекулы на большой скорости выскакивают из нее или образуют пузырьки.
Поэтому кипящий чайник стучит крышкой. Из кипящей воды идет пар. В чайнике ему становится тесно, он начинает подбрасывать крышку – чтобы через щелку вырваться на свободу.
В более прохладной воде скорость молекул ниже и они только отрываются от поверхности. По мере потери их энергии жидкость охлаждается. Это используется в башнях электростанций, а мокрый человек – мерзнет.
Пар – настоящий силач. Люди давно узнали силу пара и стали нарочно запирать кипящую воду в толстостенном, прочном котле. Но в котле всегда предусмотрительно оставляли отверстие.
С силой вырываясь через отверстие в гладкие трубы-цилиндры, пар толкает в них стальные поршни, а поршни заставляют вертеться колеса паровых машин, паровозов, гребные винты пароходов. Так было раньше. Много воды и угля уходило на них.
А теперь электровозы, теплоходы и атомоходы заменили паровые машины.
Водаспособна растворить многие вещества:
сахар, соль, соду, марганцовку…
Не растворяются в воде жир, масла, нефть, бензин…
А в минеральной воде есть и хлор, и фтор, и йод, и натрий, и кальций, и магний.
От наличия в воде солей и минералов зависит ее ЖЁСТКОСТЬ.
ВОДА, как любая жидкость принимает форму различной ёмкости, в которую она налита. Потому что молекулы имеют достаточно свободы, чтобы перемещаться относительно друг друга, подобно сухим песчинкам.
Воду НЕВОЗМОЖНО СЖАТЬ.
ДАВЛЕНИЕ, приложенное к одному участку жидкости, передается всему её объёму.
Вода должна храниться в ёмкости.
Вода способна стягивать свою поверхность. Происходит поверхностное натяжение молекул (капля воды на поверхности стекла, капля росы, дождя, подтекающего крана).
Мыльные пузыри тоже образуются с помощью сил поверхностного натяжения.
Пар – не имеет определенной формы, жёсткости или объёма, потому что в паре молекулы свободно перемещаются.
Вода задерживает звук, а свет в воде проходит медленнее, чем в воздухе.
Если смотреть на карандаш в стакане воды – из-за преломления кажется, что карандаш в стакане согнут на уровне поверхности воды.
Предмет в воде кажется крупнее.
В теплые летние дни вода прогревается.
Мокрыми руками нельзя работать с электроприборами.
Во время грозы необходимо уходить от воды, нельзя купаться.
O ЧТО МОЖНО ИЗМЕНИТЬ
Воде можно придать любой цвет, добавив жидкость (варенье, сироп, сок) или сухой краситель (марганцовка, кофе, чай).
И не удивительно, что наши реки иногда имеют серо-буро-малиновый цвет.
Вкус воде можно придать.
Но вода имеет и свой вкус. Чем больше очищена вода от примесей, тем она вкуснее. Вода из лесного родника – самая вкусная.
Вода в родниках, подземная вода, которая протекает в экологически чистых местах не содержит примесей и мусора.
Эта вода проходит естественную очистку через несколько слоев земли, песка и камней.
Запах вода тоже впитывает, особенно в газообразном состоянии. Вот почему в туман, у автомобильных дорог дышится тяжелее, чем в лесу.
Вода в реке, аквариуме пахнет рыбой, водорослями.
А чашка чая с лимоном или мятой имеет свой, особенный запах.
o КАК МОЖНО ОЧИСТИТЬ ВОДУ Любую использованную воду можно восстановить или очистить.
Для того, чтобы у нас всегда была питьевая вода – есть очистные станции, где вода фильтруется и отстаивается.
В домашних условиях можно использовать бытовые фильтры для очистки воды от хлора и примесей, которые попадают из труб, придать воде мягкость, вкус.
Вода, которая прошла очищающую конденсацию, не содержит примесей. Ведь пар не содержит примесей, поэтому его можно собирать на охлажденную поверхность и использовать как воду.
ВОДА
Океаны, моря, бесчисленные озёра и реки, речки, ручейки… Не слишком ли много на свете воды?
Нет, как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замерзла. Ведь Мировой океан – это что-то вроде котла центрального отопления Земли!
Солнце всё лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает своё тепло Земле. Чем не отопление? Без него на Земле наступят такие морозы, что погибнет всёживое: и звери, и птицы, и леса, и поля.
Для многих организмов вода – природный дом. Одни из них живут в соленой воде, другие – в пресной.
Есть у Мирового океана и другая великая забота – поить Землю. Воду пьют все на свете поля и луга, все на свете леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Вода еще и кормит. В морях и океанах бороздят тысячи рыболовных судов в поисках богатого улова.
Моет всех тоже вода. Ежедневно умываются люди, моются машины, принимают душ города и дороги.
Еще вода дает нам свет, электроэнергию.
У нас в стране не счесть больших и могучих рек с громадными электростанциями: Волга, Днепр, Дон, Ангара, Лена, Кама, Обь, Амударья, Енисей…
Протянулись от берега к берегу плотины на несколько километров, перегораживая русло реки и создавая водохранилище.
Внутри этой многоэтажной громадины просторные залы с огромными машинами, вырабатывающими электрический ток. Под ними кружатся большущие водяные колеса с лопатками-лопастями или ковшиками.
Большие реки и их большие электростанции освещают города – далёкие и близкие.
Более 20% всей электроэнергии в мире вырабатывается на гидроэлектростанциях – ГЭС.
o Экологическая тревога
Кораблей в морях и океанах – как автомобилей на шоссе. И с каждого, даже с самого маленького суденышка в волны бросают мусор. Вот и превращаются морские просторы в грязную свалку.
А когда море становится грязным от ядовитой для всего живого нефти – совсем плохо! От этой отравы гибнут рыбы, дельфины, болеют и гибнут чайки и другие морские птицы. На многие мили (километры) вода покрывается плёнкой, которая словно крышка не дает проникнуть кислороду в глубь моря. От этого задыхаются мельчайшие рачки, а значит рыба погибнет от голода.
Текла по равнине речка с чистой-пречистой водой. Построили на её берегу предприятие, которое игрушки для детей делает. Для работы ему нужно много воды – вот и проложили от завода к речке две трубы. По одной вода на завод вливается, по другой – обратно выливается.
Вливается чистая, прозрачная вода, а выливается мутная, грязная, отработанная. Пропала в речке этой рыба, перестали люди купаться в реке.
Приказал тогда мер города срочно построить на заводе этом «водоочистки». Пусть испачканная в цехах вода там же «очистится – отмывается» и опять за дело принимается. Тогда в речке и воды больше станет, и будет она всегда там чистой.
Электричество – это прекрасно! А вот затопленные плотинами берега, рукотворные моря? Это беда. Ведь они затопили плодородные земли, леса, поля. А сколько ради них пришлось снести сёл и деревень.
Течение на перегороженных реках медленнее. От этого вода стала загнивать, рыба ценная пропадает, превращаются в грязные болота берега рек.
Но есть на земле и болота. Вроде и не нужны они никому. Но уничтожать болота никак нельзя – из болот вытекает тысячи речек и больших рек. Даже Волга!
А некоторым важным дядям очень хотелось эти болота осушить,да и в дело пустить: дома построить, города…
Но в природе ничего «лишнего» нет, в том числе и болот. Ушла вода – пересохла земля, засохли леса, ветер подхватил и развеял пылью плодородную почву. Ничего не растёт. А в жаркое лето пожары, да такие, что не потушишь. Половину России дымом – смогом окутало.
Выходит осушать землю осушай,да прежде соображай: как бы не вышло беды!
Спросил на днях малыш-сосед
У струйки,льющейся из крана:
Вода в ответ:
— Издалека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росою искрилась поляна.
— Откуда ты?- спросил росу.
— Поверь – и я из океана!
— Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана донесся шепот:
— Знай, малыш, и я пришла из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
— Откуда ты? И кто такой?
— И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
1. Г. Юдин «Главное чудо света» 1992 г.
2. А. Дитрих, Г. Юрман, Р. Коршунова «Почемучка» 1993 г.
3. «Большая иллюстрированная энциклопедия школьника» по издательству «Махаон»
4. Журналы «Галилео. Наука опытным путем» 2010-2012 г. г.
Лэпбук «Вода — источник жизни» Лэпбук для дошкольников- это красивое, практичное и полезное пособие. Вот и мы с ребятами нашей группы решили впервые попробовать.
Лэпбук «Вода — источник жизни» Лэпбук «Вода – источник жизни». Окружающий мир по теме «Водный мир» Ирина Малышева Цель: Обобщение и систематизация представлений детей.
Методические рекомендации к дидактическому пособию «Вода — источник жизни» Аннотация Данное методическое пособие лепбук «Вода – источник жизни» предназначено для развития познавательного интереса детей старшего.
Презентация «Проект в старшей группе «Вода — источник жизни» В проекте «Вода – источник жизни» была поставлена цель: знакомство детей со значением воды в жизни всего живого на земле. Задача воспитательного.
Проект «Вода-источник нашей жизни» Проект по развитию познавательно — исследовательской деятельности в разновозрастной группе «Вода — источник нашей жизни…» Подготовила и.
Краткосрочный проект в старшей группе «Вода-источник жизни» Хочу Вашему вниманию представить краткосрочный проект в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Вода-источник жизни»..
Проект подготовительной к школе группы «Вода — источник жизни на Земле»
Воронкова Алёна Дмитриевна
Проект подготовительной к школе группы «Вода — источник жизни на Земле»
по экологии на тему:
«Вода – источник жизни на Земле»
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели).
Цель проекта: создать условия для формирования у детей представлений о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.
• воспитывать интерес к явлениям природы, бережное отношение к воде, к экономному ее использованию;
• воспитывать любознательность, доброжелательное отношение детей друг к другу;
• развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально- эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность;
• развивать умение работать в коллективе;
• продолжать знакомить детей с важным компонентом в природе – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля;
• расширять представления о роле воды в жизни растений, животных, людей и ее влиянии на здоровье;
• формировать представления о свойствах воды, о ее состоянии;
• формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.
Этапы проекта:
1. Подготовительный:
1) Включение родителей в проектную деятельность;
2) Планирование работы педагогов, детей над проектом;
3) Подбор методической литературы, художественной литературы, энциклопедий, подбор иллюстраций, фотографий, репродукций художников, карт, схем по теме
Оформление группы:
4) Создание условий для исследований;
5) Подготовка материала к экспериментированию;
6) Разработка конспектов НОД с детьми по теме;
7) Подбор сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных и пальчиковых игр.
• «Вода в жизни человека»;
• «Роль воды в жизни на планете Земля»
• «Водоемы земли – река, родник, болото, водопад, дождь, озеро, море, пруд, океан»;
• «Круговорот воды в природе»;
• «Вода друг, вода враг»;
• «Откуда радуга пришла?»;
• «Зачем деревьям снег?»;
• «Водные виды спорта»;
2) Составление рассказов,наблюдения за природными явлениями: за облаками, дождем, лужей, испарением воды, снегопадом, снежинками, за замерзанием лужи, за инеем, сосульками;
3)Работа с презентациями и фильмами:
a) «Вода – необыкновенное вещество»
c) «Видеоурок: зачем нужно беречь воду»
d) «Вода на земле»
e) «Жизнь пресного водоема»
g) «Реки и водоемы Ярославской области»
h) «Фиксики: опыты с водой»
i) «Превращения воды и круговорот воды в природе»
4) Интегрированная образовательная деятельность,экспериментирование с водой:
•Проведение НОД по теме: «Вода в капле»; «Свойства воды»; «В лаборатории»; «Царство воды»; «Путешествие на морское дно»; ФЭМП и грамота по теме.
•Экспериментирование с водой: «Вода состоит из капель»; «Капля – шар»; «Когда вода капает, а когда льется»; «Вода – это жидкость прозрачная, безвкусная, не имеет цвета, запаха и формы»; «Вода – это снег, лед и пар».
5) Проведение сюжетно-ролевых, дидактических,пальчиковых и подвижных игр:
•Подвижные игры: «Ручеек»; «Капельки и тучки»; «Ходят капельки по кругу»; «Снежинки и ветер»; «Море волнуется»; «Ручейки и озеро»; «Караси и щука»; «Акула и рыбки»; игры с водой и снегом.
•Дидактические игры: «Подскажи словечко»; «Что мы знаем о воде»; «Отвечай быстро»; «Составь слово»; «Научим малышей быстро умываться»; «Четвертый лишний»; «Капитан укладывает чемодан»; «Кто быстрее соберет»; «Круги на воде»; «Найди различия»;
•Сюжетно-ролевые игры: «Отважные мореплаватели»; «Морское путешествие»; «На речке»; «Отдых на море»; «Путешествие в подводное царство».
• Самостоятельная деятельность детей по интересам по теме;
• Рассматривание энциклопедий, иллюстраций, фотографий,репродукций:
a) «Неизвестное об известном»: жизнь в океане (с. 14-17); странные животные (с. 22-25); реки и дожди, океаны и морское побережье (с. 42-45, 1997г.
b) «Атлас животных»: подводный мир (с. 79 – 89) (2011г.)
c) «Байкал, Баргузинский заповеденик».
d) «Киты и другие морские млекопитающие» (1980 г.)
6) Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок;
7) Художественное творчество (рисование, аппликация, лепка)по теме:
•Рисование на темы: «Дождь»; «Море»; «Веселые медузы»; «Снежинки»; «Сосульки – плаксы»
•Аппликация на тему: «На морском дне»; «Лесные ручейки».
•Лепка на тему: «Разноцветные рыбки»; «Царство Нептуна».
• Рассматривание и выкладывание узоров из морских камешков и ракушек
8)Труд на прогулке: разметание луж, расчистка снега, окапывание снегом деревьев, сбивание сосулек, украшение участка цветными шарами
•В музыкальном уголке: слушание звуков воды в природе на аудио;
•Деятельность в уголке природы: полив растений в присутствии взрослого, наблюдение за ростом и цветением растений, уход за ними;
• Создание мини-коллекции морских камешков и ракушек.
1) Выставка рисунков детей по теме «Жизнь под водой»:
2)Выставка работ по лепке: «Аквариум в тарелке»
3) Оформление журнала совместных с родителями работ по теме «Берегите воду».
4) Интерактивная игра «Водный мир»
1) Наличие у детей системных знаний о воде, ее свойствах, о состояниях, о причинно-следственных связях, о роли воды в жизни планеты и человечества;
2) Сформированы ценности природного вещества – воды; развитие экологического сознания, интереса к вопросам охраны природы;
3) Обогащение словаря детей терминологией по теме проекта;
4) Осуществление взаимодействия с родителями, их активное участие в воспитательном процессе.
Художественная литература по теме проекта:
1) «Дождик» Н. Абрамцева;
2) «Сказка о каплях» Б. Пластов;
3) «Как людиречку обидели», «Вы слыхали о воде?», «Волшебница вода» Н. Рыжова;
4) «Речка», «Капля в море» Э. Мошковская;
5) «Сколько знаю я дождей» А. Тарохмин;
6) «Заяц Коська и родничок» Н. Грибачев»;
7) «По морю вокруг земли» С. Сахарнов»;
8) «Серая Шейка» Д. Н. Мамин-Сибиряк;
9) «Во льдах», «Птичий базар» Н. Сладков;
10) «Первый снег» Б. Заходер;
11) Загадки о воде, пословицы, поговорки, скороговорки;
12) Репродукции картин с изображением воды.
Лэпбук «Вода — источник жизни» Данное пособие предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Цель: формирование знаний детей о воде, её свойствах, способах.
Лэпбук «Вода-источник жизни» ЗАНЯТИЕ «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ» Программное содержание: Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит.
Познавательно-исследовательский проект «Вода — источник жизни» Название проекта: «Вода-источник жизни» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Срок реализации проекта: 15.04.19-30.04.19 Участники.
Познавательно-исследовательский проект «Вода — источник жизни на Земле» Актуальность: Вода — первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только.
Спортивное развлечение в рамках тематической недели «Вода — источник жизни» в средней группе Спортивное развлечение в рамках тематической недели «Вода источник жизни» в средней группе. Воспитатель Нестерова Е. В. Цель: Создать у детей.
Творческо-исследовательский проект «Вода — источник жизни на Земле» Участник: Сычев Вова, 7 лет Руководитель: СолоницынаТ. В. Воспитатель МКДОУ № 10 г. Аши Введение Вода входит в состав всех живых организмов.