проект на улучшение жизни детей с ограниченными возможностями
Проект на тему «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Октябрьская средняя общеобразовательная школа
Обучение и социализация детей
с ограниченными возможностями здоровья
в условиях общеобразовательного учреждения.
Учитель начальных классов Е.Н. Лугина
1. Анализ ситуации и постановка проблемы…………………………………………………………3
5. Стратегия достижения поставленной цели…………………………………………………………..13
7. План мероприятий по реализации проекта…………………………………….…………………….16
10. Ресурсы для осуществления проекта………………………………………………………………..27
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Получение детьми с ограниченными возможностями (далее – дети с ОВЗ) и детьми-инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закрепленным правом и основополагающим условием успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах профессиональной и социальной деятельности. Согласно «Закону об образовании» РФ эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закрепленными в статьях 2, 5,16, 29, 31.
Детей, которые имеют в большей или меньшей степени отклонение от «нормы» приходит в школу год от года все больше. Это не только часто болеющие дети, но и дети с дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьёзными проблемами (например, задержка психического развития и умственная отсталость).
За последние три года в школе обучалось 27 человек (в течение года обучалось по 9 учащихся) с особыми образовательными потребностями. Среди этих учащихся 4 дети-инвалиды. Также выявлено 10 детей «группа риска» по школьной дезадаптации – это дети из неблагополучных семей.
На сегодняшний день в нашей школе обучается 163 ученика, из них 9 имеют особые образовательные потребности в различной степени, в том числе 1 ребенок-инвалид. Дети обучаются в классах совместно с нормативно развивающимися учащимися. Таким образом, определились категории и число детей, требующих инклюзивного подхода в обучении. В настоящее время в школе 2 учащихся обучаются по программе специальной коррекционной школы VIII вида, 7 школьников – по программе специальной коррекционной школы VII вида.
Обучаясь совместно с нормативно развивающимися школьниками, посещая кружки, спортивные секции, участвуя в классных и школьных праздниках, дети с особыми образовательными потребностями, тем самым, получают возможность социализации в среде сверстников. Им оказывается специализированная помощь: создаются условия на основе психолого-педагогических приемов, направленных на потребности обучающихся.
Результатами работы являются высокие результаты профессиональной трудовой подготовки детей с особыми образовательными потребностями по программам «Столярное дело», «Швейное дело», «Рукодельница». Работы данной категории детей награждены дипломами в конкурсах школьного уровня. Обучающиеся активно участвуют в спортивных соревнованиях, посещают спортивные секции. В настоящее время 80% детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, участвуют в общественной жизни нашей школы.
Опираясь на результаты мониторинга психологического здоровья школьников с ограниченными возможностями здоровья, проводится коррекционно-развивающая работа: реализуются индивидуально-ориентированные программы, проводится консультативная и просветительская работа с педагогами и родителями по вопросам оказания помощи учащимся. В результате снизилось количество учащихся с высоким уровнем тревожности, стабильно увеличивается число учащихся с положительным отношением к учению, с осознанной мотивацией.
Вместе с тем, необходимо отметить, что не все дети получают поддержку, необходимую для полноценной учебы, приобретают навыки, необходимые для общения в обществе, для некоторых характерна оторванность от своих сверстников, неприспособленность к самостоятельной жизни вне семьи, круг общения таких детей максимально сужен. Между тем организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы.
Длительное пребывание детей с ОВЗ в массовой школе без специального подхода к их обучению и воспитанию может привести к образованию у них вредных привычек: к бездеятельному время препровождению, лени, дракам, демонстративному поведению, страху перед вызовом к доске, отвращению к учёбе, нежеланию ходить в школу и др.
Перед школой стоит непростая проблема: как организовать обучение таких детей, чтобы они могли максимально адаптироваться в социуме, реализовать себя в обществе, стать полноценными его членами. Инклюзивное образование позволяет формировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок, в том числе с инвалидностью, может быть включен в образовательную и социальную жизнь образовательного учреждения, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников.
В нашей школе проводится активная деятельность по принятию идеи инклюзивного образования. В этом направлении осуществляется целенаправленная работа в форме консультаций, лекториев, семинаров, встреч с узкими специалистами, которые на сегодняшний день имеют опыт в области инклюзивного образования. Планомерная работа с учительским коллективом позволила создать творческую группу учителей, готовых взять на себя ответственность за реализацию идеи инклюзивного образования в нашем образовательном учреждении.
Вместе с тем, как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования в нашей школе сопровождается определёнными трудностями.
В соответствии с изученным теоретическим материалом и собственной практикой мы определили проблемы, которые, являются важными при организации инклюзивного образования и в соответствии, с которыми были разработан мониторинг по следующим критериям оценки:
• Связи с общественностью и родителями.
Под «атмосферой в школе» подразумевается рассмотрение вопросов материально-технического оснащения, гигиены, комфортные условия работы, питание, психологическая атмосфера, эстетика и др.
В процессе работы группы были выделены основные проблемы, отражающие разные стороны образовательного пространства:
1. Совершенствование внутренней среды школы.
2. Формирование толерантных отношений между учащимися, а также между работниками школы (педагогическими работниками, техническими работниками, работниками столовой и т.д.) и учащимися (психологический климат).
3. Развитие толерантных отношений между школой, семьей и социумом.
4. Обеспечение образовательных программ технологиями инклюзивного образования.
Имеется потребность в изучении нормативно-правовой базы инклюзивного образования. Таким образом, проведенный анализ позволил выделить ряд конкретных проблем нашей школы, решение которых будет способствовать построению инклюзивного образовательного пространства, созданию оптимальных условий для развития, обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в рамках общеобразовательной школы.
«Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей
и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал,
приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
Методологической основой проекта являются теоретические положения, разработанные такими учеными, как: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, М.Я. Басов, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, а также работы Л.И. Божович, B.C. Мухиной и других, изучавших личность ребенка и ее формирование в детском возрасте. Все проблемы, включенные в настоящий проект, рассматриваются с позиций единства деятельностного и личностного подходов, сформировавшихся в отечественной психологии.
Деятельностный подход в сопровождении детей с ОВЗ предполагает развитие и коррекцию ребенка с ограниченными возможностями здоровья только в процессе деятельности посредством специального обучения, в ходе которого ребенок овладевает психологическими средствами, позволяющими ему осуществлять контроль и управление своей внутренней и внешней активностью. Согласно С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется самим объектом, но не прямо, а через «внутренние» закономерности, то есть внешнее воздействие дает тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние человека, через сложившийся у него строй мыслей и чувств. В качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой.
Личностный подход ориентирует специалистов сопровождения на работу с конкретным ребенком с его проблемами и особенностями, обусловленными ограниченными возможностями жизнедеятельности, на развитие его как личности, устойчивой к социальным невзгодам. Благодаря такому подходу ребенок постепенно становится хозяином собственного «Я», субъектом деятельности и общения, получает возможность направлять свои усилия на саморазвитие и самореализацию. Чтобы достичь цели сопровождения, необходимо сформировать личность ребенка как субъекта деятельности и общения.
Названные подходы, рассматриваемые в единстве, определяют роль специалистов сопровождения детей с ОВЗ в общей системе школы, задача которых состоит в том, чтобы, используя различные подходы, обеспечить в процессе различных видов деятельности и общения создание внутренних и внешних условий для продвижения ребенка с ограниченными возможностями в развитии.
При разработке проекта нами использовались работы, посвященные проблемам аномалий развития психики и личности: Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, В.В. Лебединского, М.А. Власовой, М.В. Певзнер, Г.Е. Сухаревой, А.Е. Личко и многих других, утверждающих индивидуальный гуманистический подход в обучении детей с ограничениями жизнедеятельности.
Большое значение для понимания проблем развития личности и социальной адаптации детей и подростков с физическими и психическими ограничениями в условиях общеобразовательной школы имеют для нас работы А.В. Петровского, К.К. Платонова, Л.И. Уманского, А.С. Чернышева, Я.Л. Коломенского, А.Л. Журавлева и др.
Необходимо отметить, что в настоящем проекте за основу взят термин «дети с ограниченными возможностями здоровья», как наиболее емкое понятие, хотя в литературе широко используются и другие термины-синонимы обозначения детей, имеющих дефекты развития. Входящее в него слово «здоровье» определяет специфику внутренней и внешней активности ребенка в конкретных социальных условиях. У детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в зависимости от состояния здоровья названные виды активности ограничиваются, и ребенок начинает испытывать затруднения в выполнении тех или иных жизненно необходимых функций.
При рассмотрении вопросов, относящихся к проблеме сопровождения детей с ОВЗ, мы учитывали не только особенности конкретных дефектов (ЗПР, умственной отсталости) и их влияние на психику, но и на закономерности развития личности ребенка, независимо от специфики дефекта. Такой подход обусловлен, тем, что развитие как нормального, так и аномального ребенка, согласно исследованиям многих современных ученых, подчиняется общим законам формирования психики и личности человека в онтогенезе.
Анализ исследований по проблеме инклюзивного образования позволил нам при разработке проекта опираться на следующие принципы инклюзивного (включающего) образования, суть которых – в доступности школьного образования для всех детей, проживающих рядом со школой:
• признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;
• повышение степени участия учеников в культурной жизни школы и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;
• реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;
• устранение барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;
• анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школы для отдельных учеников, проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;
• различия между учениками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
• признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;
• улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;
• признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей;
• развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами;
• признание инклюзии в образовании как одного из аспектов инклюзии в обществе.
Мы также использовали следующие подходы инклюзивного образования:
Подход на основе конкретного учащегося с учетом его потребностей, специальных условий и поддержки (выделение группы «особых детей», требующих специального обучения; определение методов обучения).
Подход на основе программы (любой ребенок может испытывать трудности в процессе обучения, которые могут указать пути совершенствования методики, что приведет к созданию лучших условий обучения для всех школьников). С помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям можно раскрытие каждого ученика.
В ходе работы нами были выделены три основных аспекта инклюзивного образования: ценностный, организационный и содержательный.
Ценностный аспект – как наиболее «тонкий», предполагает собственно изменение отношения к детям с ОВЗ. Это признание ценности каждого ребенка вне зависимости от его познавательных, академических и иных достижений. Это изменения на уровне мировоззрения людей, в первую очередь взрослых.
Организационный аспект рассматривается нами как необходимость определить последовательность шагов по организации собственно инклюзивного пространства обучения, воспитания и жизни детей школе, группе с точки зрения управления и организации процесса, в том числе организации деятельности ЦПМПК. Отдельной задачей является подготовка необходимой нормативно-правовой базы и локальных актов, необходимых для реализации включения детей с ОВЗ.
Содержательный аспект самого процесса инклюзивного образования – основной. Для его реализации необходима разработка не только технологий психолого-педагогического сопровождения, но и значительная адаптация образовательных программ и построение адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Формирование модели инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в МБОУ Октябрьской СОШ в условиях ФГОС.
Задачи и ожидаемые результаты проекта:
Совершенствовать внутреннюю среду школы, создать доступную образовательную среду для каждого ребенка.
— Наличие нормативно-правового, программно-методического обеспечения и кадрового ресурса.
— Наличие горячего питания обучающихся, соблюденных санитарно-гигиенического, теплового, светового и противопожарного режимов, правил техники безопасности.
— Наличие оборудования для логопедических и психологических занятий, слесарно-столярной мастерской, кабинет ЛФК, СБО.
— Наличие системы взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, учреждениями дополнительного образования.
Обеспечить образовательные программы технологиями инклюзивного образования.
— Наличие пройденной курсовой подготовки у участников проекта по проблемам инклюзивного образования.
— Наличие программно-методических материалов для работы в разноуровневых инклюзивных образовательных средах.
— Участие педагогов и специалистов сопровождения в консультациях, тематических педагогических советах, семинарах, круглых столах, мастер-классах по реализации инклюзивного образования (на разных уровнях).
— Участие педагогов и специалистов сопровождения в сетевых сообществах учителей, работающих с детьми с ОВЗ в общеобразовательной школе.
Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
— Успешность овладения учащимися с ОВЗ рекомендованной образовательной программой.
— Отсутствие пропусков занятий у учащихся с ОВЗ без причины.
— Положительная динамика учащихся с ОВЗ в психическом развитии и обучаемости.
Обеспечить эффективность процессов адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения.
— Учащиеся с ОВЗ активно и постоянно участвуют в совместной деятельности мероприятий общеобразовательного процесса (социально-значимых событиях, различных видах социальной деятельности, интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах), в то числе, в коллективных видах деятельности.
— Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья вовлечены в разнообразные кружки, секции в системе дополнительного образования.
— Наличие активной поведенческой установки у детей и подростков с ОВЗ на уверенное позиционирование себя в обществе.
Создать систему развития толерантных отношений между учащимися, между работниками школы и учащимися, а также между школой, семьей и социумом.
Организовать для детей с ОВЗ принимающую и понимающую среду, способную подкреплять их социальное и познавательное развитие.
— Наличие мероприятий для педагогов и родителей по подготовке к принятию детей с ограниченными возможностями.
— Наличие благоприятного психологического климата в школе (в коллективе учащихся и в коллективе педагогов)
— Наличие системы школьных мероприятий по формированию толерантных отношений (проведение информационных компаний, семинаров, тренингов, уроков доброты, участие в конкурсах в рамках Декады инвалидов и т.д.).
— Наличие доступной информации на сайте школы.
— Наличие систематических публикаций о реализации инклюзивного образования в школе в средствах массовой информации.
Включить родителей в процесс развития инклюзивного образования в школе.
— Адресный анализ родительского запроса.
— Наличие согласованного плана действий с родителями.
— Наличие регулярного контакта с семьей.
— Семьи активно участвуют в жизни школы.
— Наличие и ведение коррекционных дневников для дома и школы.
Разработать систему мониторинга процессов развития инклюзивного образования в школе
— Наличие критериев определения степени инклюзивности школы, эффективности механизма взаимодействия участников инклюзивного пространства.
— Наличие критериев измерения особенностей развития ребенка с ОВЗ и формирования индивидуального образовательного маршрута по следующим показателям:
Проект по работе с детьми с ОВЗ «В семье особый ребенок»
Галина Сергеевна Голова
Проект по работе с детьми с ОВЗ «В семье особый ребенок»
Проект
«В семье особый ребенок»
Взаимодействие ДОУ и семьи, как условие развития педагогической компетентности родителей и создания оптимальных условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
“Нет случайно родившихся детей.
Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру. В нем предназначение, миссия. Служение своей миссии даст его духу восхождение…
И каждый, кто воспитает ребенка, будет соработником у Бога. ”
Из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»
Актуальность проекта заключается в том, что полноценное развитие ребенка, как личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья является залогом успешной образовательной деятельности и коррекционной работы, так как семья оказывает непосредственное влияние на формирование и развитие ребёнка, особенной в дошкольном возрасте. Сделать родителей активными участниками коррекционно-образовательного процесса, помочь родителям осознать свою миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка – одна из главных задач детского сада. Воспитание детей с ограниченными возможностями в дошкольной образовательной организации и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
В настоящее время в России происходит изменение социальной политики, законодательства, отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, создаются условия для реализации их прав на образование, достойную жизнь, интеграцию в обществе. Во вступившем в силу с 1 сентября 2013 года законе N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 79 очень четко отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Под определением ребенок с ограниченными возможностями здоровья понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
На современном этапе совершенствования образовательной системы дошкольного образования, каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья, сегодня предоставляется возможность удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Работа с родителями является самым приоритетным направление в политике государства в области дошкольного образования. Эта позиция отражена в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации.
В концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей».
На протяжении всей жизни ребенка главной опорой есть и будут именно родители и чтобы работа воспитателя и родителей была продуктивной, и давала свои положительные результаты, все должны работать в тандеме.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родители закладывают основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми.
Задача педагогов, воспитателей помочь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья понять, что их дети не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
Проблема, на которую направлена реализация проекта:
Проблема взаимодействия детского сада и семьи является одной из наиболее важных и актуальных проблем в педагогике. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в коррекционно-образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи нашло сове отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
На данном этапе на первый план выдвигается создание условий для установления партнерских отношений между педагогами и родителями. Порой родители не хотят видеть и принимать реальную ситуацию, идут на конфликт с педагогами, игнорируют требования, рекомендации педагога, не хотят принимать помощь или просто не интересуются жизнью ребенка в детском саду.
Поэтому особую значимость приобретает внедрение в систему образования эффективных методов и форм работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ.
Тип проекта : практико-ориентированный
Вид проекта : долгосрочный
Цель проекта: разработка и реализация системы взаимодействия детского сада и семьи по созданию оптимальных условий для развития детей с ОВЗ и развития педагогической компетентности родителей.
1. Теоретически обосновать проблему организации взаимодействия ДОУ и семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ;
2. Повысить компетенцию родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников по адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум,
3. Изучение особенностей использования форм работы с семьей;
4. Отобрать и внедрить наиболее эффективные формы и методы работы с семьей (по установлению партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми, по привлечению внимания родителей к интересам и потребностям ребенка с ОВЗ).
Основная идея (идеи) предлагаемого проекта
установление партнёрских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
расширение форм общения с родителями (законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью своевременной консультационной помощи используя различные формы работы, а также информационные и программные возможности сети Интернет;
формирование навыков наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи;
формирование активной родительской позиции и адекватной самооценки;
воспитание привычки обращаться за помощью к педагогам и медикам в вопросах коррекции и воспитания для своевременной помощи и построения индивидуального маршрута развития ребенка;
закрепление сотрудничества между родителями и детским садом, разъяснение ответственности родителей за воспитание детей;
формирование чувства взаимного доверия всех участников коррекционно-развивающего процесса.
Участники проекта:
Принципы реализации проекта:
• Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями;
• Единое внимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей с проблемами в развитии;
• Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
• Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.
Гипотеза: взаимодействие ДОУ и семьи будет эффективно влиять на создание оптимальных условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)и коррекции развития детей этой категории если:
-система работы с семьей дошкольника будет иметь комплексный характер, что обеспечивается через оказание интегрированной поддержки родителям;
— развивающая предметно пространственная среда в группе и дома будет соответствовать психофизическим особенностям детей.
Индикаторы и целевые показатели:
Показателями эффективности, проводимой в рамках проекта, в дошкольном учреждении работыс родителями свидетельствуют:
• повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
• положительный эмоциональный настрой всех участников коррекционно-образовательного процесса,
• повышение уверенности родителей том, что ДОУ, с учетом мнения семьи и индивидуальности ребенка, поможет в решении педагогических проблем;
•проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми, посещающих дошкольное учреждение;
•возможность реализации единой программы индивидуализации, социализации и частичной коррекции (в пределах компетенции ДОУ, развития ребенка в ДОУ и семье;
• повышение активности и заинтересованности родителей (законных представителей) в совместном процессе коррекции нарушений у своих детей;
• стремление взрослых к индивидуальным контактам с педагогами и администрацией ДОУ,медицинскими службами;
• Создана картотека методической литературы ;
• Подобран пакет диагностических методик по определению особенностей взаимодействия ДОУ и семьи;
• Разработан и апробирован план работы с семьей по развитию различных компетенций;
• В процессе работы с родителями используются разновариантные организационные формы работы («Играем вместе», Творческая лаборатория, «Мастер класс»);
• В группе создана богатая развивающая предметно-пространственная среда;
• родители выступают равноправными партерами в коррекционно-образовательном процессе.
Ресурсное обеспечение проекта
Формы работы в проекте:
Формы работы
работы Наименование мероприятия Аудитория
-Творческие мини-проекты с активным участием семьи Родители, имеющие детей с ОВЗ
Дети с ОВЗ, посещающие МКДОУ
Информационно – просветительская работа.
«В гостях у сказки»— метод сказкотерапии
«Мягкие ладошки»— работа с соленым тестом.
«Веселый язычок»— пальчиковая гимнастика
«Музыка детства»— влияние музыки на развитие процессов нервной деятельности
«Живой песок»— развитие мелкой моторики рук, воображения, памяти
«Мои пальчики расскажут»— игры с манкой.
Информационно – просветительская работа.
-Распространение тематических памяток для родителей.
-Использование Интернет ресурсов
— Работа с сайтом МКДОУ «Мобильная страничка»(страница для родителей с информацией для родителей, консультации, полезные ссылки).
-Составление рекомендательного списка литературы «В семье особый ребенок». Родители.
— Организация досуга (праздники, развлечения)
-Театрализация «Волшебный мир театра»
Акватерапия в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ «АКВАТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ» Статью подготовила учитель-логопед МБДОУ№176 «Маленькая страна» Козаева Наталья.
Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ОВЗ В сентябре 2013 года был принят новый закон «Об образовании», который привел к серьезным и значительным переменам в системе образования.
Дыхательно — звуковая гимнастика в работе с детьми с ОВЗ В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные.
Конспект дидактической игры по РЭМП в группе «Особый ребенок» по теме: «В гости к поросенку Хрюше» Конспект дидактической игры по развитию элементарных математических представлений для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии.
Конспект образовательной деятельности «Звукоподражания голосам птиц» по речевому развитию в группе «Особый ребенок» Конспект открытого итогового занятия для родителей по речевому развитию в группе для детей с множественными нарушениями в развитии «Особый.
Особый ребенок в детском саду Особый ребенок в детском саду Слайд 2 «Нет необучаемых детей, нужно просто уметь любить их такими, какие они есть» Слайд3 Количество детей.
«Огород на окошке». Проект в группе детей с ОВЗ «Особый ребёнок» ПРОЕКТ в группе с детьми ОВЗ «Особый ребёнок» Тема: «ОГОРОД НА ОКОШКЕ» Актуальность Проекта: С самого рождения ребенок является первооткрывателем,.
Проект «В здоровой семье — здоровый ребенок» Вид проекта: познавательный – оздоровительный, долгосрочный. Участки проекта: 1. Дети средней группы; 2. Воспитатели; 3. Родители. Актуальность.
Сенсорное оборудование «Дусима» в работе с детьми ОВЗ На сегодняшний день разработано множество направлений работы по улучшению физиологического и психического здоровья детей с ОВЗ, и мы тоже.
Спортивный досуг с детьми и родителями «Здоровый ребенок в здоровой семье» Спортивный досуг с детьми и родителями «Здоровый ребенок в здоровой семье» Цель: Пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления.