проект на тему биография частей речи

Проект. презентация по русскому языку «Происхождение частей речи»

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

Номер материала: ДБ-120897

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах

Время чтения: 1 минута

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

ВШЭ перейдет на удаленку до конца года

Время чтения: 1 минута

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Информационно-познавательный проект «Происхождение частей речи»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Происхождение частей речи

Автор : Трашенкова А. А.

Наставник : Козуненко Н. М.

Учитель русского языка и литературы

Миасский городской округ

Глава 1. Части речи и их история…………………………. 4-6

Глава 2. Части речи в школьной грамматике русского языка………………. 7-8

Глава 3. Толкование и этимология терминов, называющих части речи…. ….9-13

Предлог, союзы, частицы………………………………………. 11-12

Глава 4. Высказывания учёных о разных частях речи………………………. 14-15

Узнать об истории происхождения частей речи.

Изучить труды ученых-лингвистов и систематизировать материал о происхождении частей речи.

Создать буклет «О происхождении названий частей речи».

— сбор самой важной и интересной информации теме из различных источников;

— изучение и анализ литературы по теме;

— обобщение материала в форме буклета.

Объект исследования – части речи, предмет исследования – происхождение частей речи.

Тип проекта: информационно-познавательный.

Материал проекта можно использовать на уроках русского языка при изучении раздела «Морфология».

Глава 1. Части речи и их история

История изучения частей речи уходит в глубь веков, так как люди с самых древних времен задумывались о проблемах языка. В IV в. до н.э. древнегреческий философ Аристотель, различал такие «части словесного изложения», как имя, глагол, член, союз (или связку), правда, причисляя к ним на равных правах отдельные звуки, слог и падеж. Все разряды слов Аристотель разделял на «значащие» (имя и глагол) и «незначащие» (все остальные).

Древнеиндийские грамматики (V в. до н.э.) выделяли четыре класса слов применительно к санскриту: имя, глагол, префикс-предлог, союзы и частицы.

Во II в. до н. э. александрийские грамматисты Аристарх Самофракийский и его ученик Дионисий Фракийский различали уже 8 частей речи: имя, глагол, причастие, член, местоимение, предлог, наречие и союз. Столько же частей речи выделялось и в римской грамматике (за исключением члена, отсутствующего в латинском языке; вместо него было добавлено междометие).

Древнерусские книжники опирались на работы греков. Это отразилось даже в названии: слово «грамматика» – греческого происхождения, первоначально оно обозначало «искусство писать и читать».

В средние века в качестве самостоятельной части речи было выделено имя прилагательное, а причастия были включены в систему глагола. Первым славянским грамматическим сочинением явился трактат «О осмих частех слова», составленный в Сербии в XIV в. и распространённый в списках на Руси. Здесь уже встречаются термины: имя, причастие, предлог, союз, наречие. В грамматике Мелетия Смотрицкого («Грамматики славенския правилное синтагма», 1619 ; по этой грамматике обучался М. В. Ломоносов ) появились новые названия: местоимение, междометие, деепричастие (в грамматике описывались факты церковнославянского языка).

Русские языковеды внесли большой вклад в разработку общей теории частей речи, создав грамматическое учение, правильно отражающее систему морфологических классов слов в русском языке. Впервые на обширном материале русского языка части речи были подвергнуты глубокому анализу в «Российской грамматике» (1755) первого русского ученого-естествоиспытателя М. В. Ломоносова. Он выделял 8 частей речи: имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз и междометие. В 1831 г. в «Русской грамматике» А.Х. Востокова в самостоятельную часть речи были выделены имена прилагательные. (в грамматике Ломоносова они составляли с существительными единый класс имен). Русский лингвист вывел из состава частей речи причастия, которые он рассматривал как особый разряд прилагательных. Священник Русской Православной Церкви и филолог Г.П. Павский в работе «Филологические наблюдения над составом русского языка» (1842) обосновал грамматическую самостоятельность имён числительных.

В становлении учения о частях речи важное место занимает «Опыт исторической грамматики русского языка» (1858) Ф. И. Буслаева, «Из записок по русской грамматике» (т. II, 1888) А. А. Потебни. Справедливо критикуя Ф. И. Буслаева, который относил местоимения и числительные к служебным словам, А. А. Потебня глубоко раскрывает грамматическую сущность этих частей речи.

Российский лингвист Ф.Ф. Фортунатов в составе частей речи выделял полные слова (глаголы, существительные, прилагательные, инфинитив, причастие, наречие, деепричастие), которые он делил на спрягаемые, склоняемые и несклоняемые, частичные слова (предлоги, союзы, связки, частицы, модальные слова), междометия («Сравнительное языковедение», 1901—1902).

Подробно охарактеризованы все классы слов в «Синтаксисе русского языка» (1941) А. А. Шахматова, русского филолога, лингвиста и историка, который полагал, что части речи проявляют себя лишь в синтаксисе. Он различал слова знаменательные (существительные, прилагательные, глагол, наречие), незнаменательные (местоимения, числительные, местоименные наречия), служебные слова (предлоги, союзы, частицы, связки, префиксы), междометия. В системе частей речи А. А. Шахматова очень широко очерчены границы наречий. В эту часть речи включены модальные слова, слова категории состояния и даже отдельные междометия.

В уточнении состава частей речи и разработке принципов их классификации большая заслуга принадлежит крупнейшему русскому языковеду Л. В. Щербе. Свои взгляды на части речи он изложил в статье «О частях речи» (1928). При характеристике частей речи Л. В. Щерба учитывал как лексические значения, так и грамматические свойства слов. Опираясь на совокупность лексических и грамматических показателей, он предложил выделить в особую часть речи слова категории состояния. По мнению Л. В. Щербы, самостоятельную часть речи составляет и связка (быть).

Исключительно важную роль в формировании современных представлений о частях речи, определении их границ сыграли исследования академика В. В. Виноградова, особенно его книга «Русский язык» (1947). Усилиями В. В. Виноградова в современном языкознании утвердился комплексный подход к распределению слов по частям речи, к характеристике частей речи. Ученый выделяет 4 основные «грамматико-семантические категории слов»: 1) слова-названия (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, категория состояния). К ним примыкают местоимения; 2) связочные, т.е. служебные, слова (частицы-связки, предлоги, союзы); 3) модальные слова; 4) междометия.

Глава 2. Части речи в школьной грамматике русского языка

Что же такое части речи? Если мы откроем «Российскую грамматику» М.В. Ломоносова, то прочитаем следующее: «Слово человеческое имеет осьмь частей знаменательных: 1) имя для названия вещей; 2) местоимение для сокращения наименований; 3) глагол для названия деяний; 4) причастие для сокращения соединения имени и глагола в одно речение; 5) наречие для краткого изображения обстоятельств; 6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз для изображения взаимности наших понятий; 8) междометие для краткого изъявления движений духа…».

В современной школьной грамматике русского языка различается 10 частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, междометие. В ней причастие и деепричастие рассматриваются как формы глагола. Основная часть слов категории состояния обычно включается в разряд наречий. Одни модальные слова даются в наречиях, другие — в частицах, третьи изучаются только в синтаксисе — при изучении вводных слов. Звукоподражания примыкают к междометиям.

Глава 3. Толкование и этимология терминов, называющих части речи

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что? Есть несколько вариантов происхождения данного названия. Во-первых, считается что слово «существительное» произошло от старославянского слова «сущий», «существующий», «тот, который есть», то есть существительные, называют те предметы, лица, явления, которые существуют. Во-вторых, считается, что данный термин был заимствован из латыни « nomen substantivum », то есть является просто его переводом – «имя сущности».

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает часть речи и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? Многие термины имеют корни в латыни. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод названия «прилагательное» с лат. « nomen adiectivum » – «нечто подкинутое», прибавленное», «приложенное», а с греческого – «эпитет».

Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и имеет признаки глагола (вид, возвратность и др.) и наречия (неизменяемость). Слово образовано путем сращения частицы дъе (от дьяти — «делать») со словом «причастие». Термин был введён в грамматику М. Смотрицким в начале XVII в. Сам этот термин указывает, что деепричастие имеет отношение к действию. Поскольку деепричастия обладают основными признаками двух частей речи, вопрос об их частеречной принадлежности в отечественной грамматической науке не получил однозначного решения. В.А. Богородицкий относил деепричастные слова к наречиям. Авторы академических грамматик включают деепричастия в состав глагола. Однако наличие у деепричастия свойств глагола и наречия позволяет выделить его в качестве самостоятельной части речи (Д.Н. Овсянико-Куликовский, А. Н. Тихонов, Е.И. Диброва, В.В. Ба- байцева, Л.Д. Чеснокова).

Местоимения – это такие слова, которые обозначают лицо, а также указывают на предметы, признаки, количества, не называя их конкретно. Название этой части речи образовано методом кальки с греческого antonymia; как и в греческом, в русском языке буквальное значение этого слова – «вместо имени». Имен у нас три. Это существительное, прилагательное и числительное. Таким, образом, местоимения – это слова, которые используют вместо существительных, прилагательных и числительных. Это замещение имен нужно для того, чтобы не было повторов в тексте.

Частицы – служебные слова, которые служат для образования наклонений глагола, для выражения различных оттенков значения в предложении. Термин частица является буквальным переводом латинского слова particula – «частица», «частичка». До второй половины XVIII в. частицы рассматривались в составе других частей речи. Так, в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова (1775) частицы рассматриваются в составе наречий и союзов. В 1877 г. впервые в русской и зарубежной лингвистике учёный А.В. Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил её от других служебных слов. Русский лингвист Ф.Ф. Фортунатов предложил первую классификацию частиц как особой части речи (1956). С появлением трудов А.И. Соболевского, А.А. Шахматова, В.А. Богородицкого и некоторых других языковедов частицы заняли прочные позиции в ряду других частей речи. Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. А.С. Пушкин использовал частицу «вот» около 1000 раз, а частица «даже» прозвучала у поэта более 300 раз. Например, «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало. »?

Глава 4. Высказывания учёных о разных частях речи

Прилагательные «озаряют» предметы, их называют «живописующей» частью речи. С одной стороны, прилагательные конкретизируют предмет (хвойный лес), с другой – «расцвечивают» предмет (зеленый лес), с третьей – с помощью прилагательных показывается отношение говорящего к предмету (восхитительный лес). Выдающийся лингвист В.В. Виноградов считал, что «прилагательное — это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении».

О динамичности словосочетаний и предложений можно говорить тогда, когда появляется глагол. Он показывает действия, вносит движения, характеристику состояний, без которых нет жизни на земле. Изучая глагол, мы поймем, что радуга может расцвести, дождь – шептаться с листвой, а осень – плакать. И я соглашусь с мнением А.К. Толстого: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразы».

Причастие – «это часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Это слова В.И. Даля, автора знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка».

М. В. Ломоносов обратил внимание на то, что «сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

«Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица». (А.Н. Гвоздев, советский лингвист) В предложении деепричастие поясняет глагол-сказуемое и называет добавочное действие, совершаемое действующим лицом. Умелое употребление глаголов и деепричастий даёт возможность многосторонне и детально описать процесс во всей его сложности, называя разнообразные действия.

Упорядочить любые предметы, явления с помощью цифр помогают числительные. Благодаря им отсутствует хаос в исчислении чего-либо. По частоте употребления числительное занимает 8 место. Самые частотные числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять. Частотность употребления числительных в речи подтверждается большим количеством фразеологизмов, в которых они используются: на один зуб ( мало ), семь потов сошло ( очень устал ), из первых рук ( достоверн о), опять двадцать пять ( всё сначала ), как свои пять пальцев ( знать очень хорошо ), как две капли воды ( очень похожи ).

Местоимения также занимают достойное место среди остальных частей речи, помогая избежать повторов, избегая наименования человека или предмет. «Местоимение – удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании». (А.А. Реформатский, советский лингвист)

Источник

Проект «Возникновение частей речи» 5 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

проекта с помощью анкетирования

1. Изучение интернет источников по теме проекта

2. Анализ, систематизация данных и информации

из интернет источников

3. Анкетирование – опрос на тему «Возникновение частей речи»

Самостоятельные части речи

Не самостоятельные части речи

1. Имя существительное

2. Имя прилагательное

3. Имя числительное

В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Они составляют 40 % всего лексического состава. Это означает, что почти каждое второе слово представляет собой предмет или понятие, отвечающие на вопросы «кто?» или «что?». Потому сложно переоценить роль имени существительного в речи. По большому счету, без этой грамматической единицы не было бы полноценного общения. Ведь в предложении, как правило, возникают связи между предметами и отношения между ними, поэтому практически в каждом из них есть существительное, а нередко и не одно. О значении этой части речи прекрасно сказал известный языковед В.Г. Ветвицкий, определив ее как «дирижера грамматического оркестра», за каждым движением которого следят все «оркестранты» – зависимые слова, которые наследуют его форму и согласуются с ним. Большую роль играет и многозначность существительных, и использование их в качестве средств языковой выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения), и наличие у многих не только прямого, но и переносного значений.

II.5.2. Роль имени прилагательного в речи

II.5.3. Роль глаголов в речи.

III. Итоги анкетирования.

Количество ответивших правильно

2.Какие части речи ты знаешь?

3. Какая часть употребляется чаще всего в русском языке?

4.Какие части речи выделяются только в русском языке?

Источник

Презентация на тему Проект «Возникновение частей речи» 5 класс

Слайды и текст этой презентации

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

Выполнила :
ученица 5 «В» класса
МБОУ Гимназия № 1
Быкова Мария
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Наталья Васильевна Любина

Проект по теме: Возникновение частей речи

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

Изучение истории частей речи.
Добиться лучшего понимания природы частей речи
Разобрать терминологию частей речи, понять её происхождение
Выяснить роль основных частей речи
Провести анализ знаний одноклассников по теме
проекта с помощью анкетирования
Расширить кругозор, увеличить знания по русскому языку.

1. Изучение интернет источников по теме проекта
2. Анализ, систематизация данных и информации
из интернет источников
3. Анкетирование – опрос на тему «Возникновение частей речи»

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

I. Введение
II.Основная часть
II.1.Наука, изучающая части речи
II.2. Появление слов в жизни человека
II.3. Возникновение частей речи
II.4.Толкование терминологии частей речи
II.5. Роль основных частей речи
II.5.1. Роль имени существительного в речи
II.5.2. Роль имени прилагательного в речи
II.5.3. Роль глаголов в речи
III. Итоги анкетирования
IV. Заключение
V. Источники

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

II. 1. Наука, изучающая части речи.

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

Некоторые ученые считают, что язык появился у людей внезапно, без видимых предпосылок к его зарождению. Они полагают, будто бы язык был изначально заложен в человеке, и люди на определенном этапе эволюции просто обнаружили в себе эту особенность и стали использовать для общения и передачи информации слова и жесты, постепенно расширяя словарный запас. Приверженцы теории внезапного происхождения слова утверждают, что люди приобрели дар речи в результате случайной перегруппировки участков ДНК в процессе эволюции.

II.2. Появление слов в жизни человека

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

В «Российской грамматике» 1755 года Михаил Ломоносов выделял две главные, или знаменательные части речи: имя и глагол, и шесть служебных частей речи: местоимение, причастие, наречие, предлог, союз и междометие.

II.3. Возникновение частей речи.

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

II.4. Толкование терминологии частей речи.

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

II.5.1. Роль существительных в речи

В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Они составляют 40 % всего лексического состава. Это означает, что почти каждое второе слово представляет собой предмет или понятие, отвечающие на вопросы «кто?» или «что?». Потому сложно переоценить роль имени существительного в речи. По большому счету, без этой грамматической единицы не было бы полноценного общения. Ведь в предложении, как правило, возникают связи между предметами и отношения между ними, поэтому практически в каждом из них есть существительное, а нередко и не одно. О значении этой части речи прекрасно сказал известный языковед В.Г. Ветвицкий, определив ее как «дирижера грамматического оркестра», за каждым движением которого следят все «оркестранты» – зависимые слова, которые наследуют его форму и согласуются с ним. Большую роль играет и многозначность существительных, и использование их в качестве средств языковой выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения), и наличие у многих не только прямого, но и переносного значений.

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

II.5.2. Роль имени прилагательного в речи

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

II.5.3. Роль глаголов в речи.

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

III. Итоги анкетирования.

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

Источник

Происхрждение названий частей речи

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное казенное учреждение отдел образования Администрации муниципального района Бижбулякский район

Муниципальная образовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Кистенли-Богданово

Происхождение названий частей речи

Антонова Юлия Олеговна

обучающаяся 4 класса МОБУ СОШ

учитель русского языка МОБУ СОШ

Антонова Ольга Витальевна

Первое появление названий частей речи…………………………… 4

Возникновение частей речи…………………………………………. 4

Толкование терминов, называющих части речи…………………… 6

Высказывания учёных о разных частях речи………………………. 7

Создание художественного образа разными частями речи………. 7

Сказочная версия – рассказ о происхождении названия имени прилагательного……………………………………………………… 9

-изучить труды учёных о частях речи;

-выяснить происхождение названий частей речи.

— систематизировать материал о происхождении названий частей речи;

— создать слайдопроект и выступить перед учащимися школы.

1. Первое появление названий частей речи.

Вспомним, что же такое части речи?
Если мы откроем «Российскую грамматику», изданную М.В. Ломоносовым в 1755 году, то прочитаем следующее:
«Слово человеческое имеет осьмь частей знаменательных: 1) имя для названия вещей; 2) местоимение для сокращения наименований; 3) глагол для названия деяний; 4) причастие для сокращения соединения имени и глагола в одно речение; 5) наречие для краткого изображения обстоятельств; 6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз для изображения взаимности наших понятий; 8) междометие для краткого изъявления движений духа…
Именно в этой книге Ломоносов не только определил основы и нормы русского языка, но и разработал понятия о частях речи. Как видим, частей речи Ломоносов выделял 8, а сейчас их в русском языке насчитывается 10:
1.Имя существительное; 2.Имя прилагательное; 3.Имя числительное;
4.Местоимение; 5.Глагол; 6.Наречие; 7.Предлог; 8.Союз; 9.Частица;10.Междометие.
Иногда выделяют отдельно следующие группы:
1. Слова категории состояний (рассматриваются как группа наречий);
2. Причастия и деепричастия ( рассматриваем и как особые формы глагола);
3. Звукоподражания (небольшой разряд слов, которые рассматриваются вместе с междометиями);
4. Модальные слова (небольшая группа слов, выполняющих в предложениях функцию вводных элементов).

а) слова-названия: существительное, прилагательное, числительное, глагол и его формы, наречие, слова категории состояния;

Причастие –буквальный перевод с латинского participiym (от pars «часть»). Причастие названо именно так, поскольку оно «сопричастно» и имени прилагательному, и глаголу.

4. Высказывания учёных о разных частях речи.

5.Создание художественного образа разными частями речи.

Пронаблюдаем, как разными частями речи можно нарисовать картину.

1). вот уж по Тверской
Возок несётся чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
(А.С. Пушкин)

(приложение)
Каждая часть речи по-своему рисует картину, причём совершенно отличаются друг от друга, но каждый раз картина оживает.
Из одних существительных или прилагательных (или других частей речи) можно написать рассказ или стихотворение.
2. Дано сочетание » собака лает». Это простое предложение. Попробуем, шаг за шагом, прибавляя всего по одному слову или слову с предлогом, нарастить предложение. Опишем каждый шаг, что он даёт в смысле понимания текста, создания образа.

Большая собака лает. Мохнатая, большая собака лает. Серая, мохнатая, большая собака лает. Злая, серая, мохнатая, большая собака лает.

Собака громко лает. Собака громко, злобно лает. Собака громко, злобно, сердито лает. Собака громко, злобно, сердито, яростно лает.
3. Вот два варианта одного и того же стихотворения А.С. Пушкина.

Дробясь о хладные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной парят орлы,
И ропщет бор,
И дремлют средь волнистой мглы
Вершины гор.

Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.

А теперь попробуем объяснить, почему поэт сделал такую замену. В окончательном варианте поэт прилагательное «хладные» заменил на «мрачные», а глагол «дремлют» на «блещут» для того, чтобы точнее и ярче представить перед глазами красоту этой картины.

5. А теперь почитаем сказочную версию – рассказ о происхождении названия какой-либо одной части речи.

В стране Лингвинии, на берегу моря Знаний, раскинулся удивительный город Морфология.Живут в нём жители – слова разных частей речи. Живут между собой весело, дружно, помогают друг другу во всём. Но не всегда так было.

Как-то в город забрело одинокое слово. Встретили его жители города не дружелюбно.

Заступилось за слово только Существительное: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться. Я обозначаю предмет, а ты будешь моим признаком. Будешь вместе со мной изменяться по родам, по числам и по падежам». С легкой руки Существительного, слову дали имя Прилагательное. Старается Прилагательное для друга, подчиняется и прилагается ему. Стало Прилагательное украшать Существительное, хвалить его. Доброе оно, умное, красивое, самостоятельное, милостивое. Вместе – служба, вместе – дружба! Со временем и другие жители города поняли, что зря они набросились на слово. Стали дружить с ним. А как изменился город! Он стал уютным, разноцветным. На клумбах цветут алые, ароматные маки. От яркого, лучезарного солнца небо стало золотым. Море стало лазурным и ласковым. Осенью листья на деревьях золотистые и багряные. А зимой падает не просто снег, а мягкий и пушистый.

Прилагательные – слова художники, которые делают нашу речь яркой, красочной и выразительной.

Сохранить красоту и многообразие родного языка важно было всегда, но особенно это актуально сегодня, когда наша речь буквально засорена иноязычными словами, в значение которых зачастую даже не стараются вникнуть. Причем подобные слова появляются даже в учебниках. Конечно, я не открыла новых правил, но для меня самой эта работа стала важной для понимания не только языка, но и самой себя, своих корней, потому что язык – это душа народа.

1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова – 4-е издание дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. 944 стр.

4. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М. В. Панов. –М.: Педагогика,1984,-352с.

5. Этимологический словарь русского языка для школьников/сост. М.Э. Рут. – Екатеринбург: У- Фактория, 2007. – 427 (5) с.

Примеры художественного образа разными частями речи

1) В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
(А.С. Пушкин)

ЭтрЭто дробь и эти трели

3) Ищу слова певучие,
Народные, исконные,
Кипучие, горючие,
Бездонные, стозвонные,
Да чтобы в душу падали,
Как в полюшко бы зёрнышко.
Чтоб добрые да ладные,
Светили, словно солнышко.
Да грели бы лучистые,
Да звали бы пригожие
На помыслы бы чистые
Да на дела хорошие.
(В. Выркин)

4. Прочитаем отрывки:

В. Иванова, З. Потиха, Д. Розенталь

— Предлог как название части речи встречается в словаре с 1636 года;

— Происходит из греческого языка. Буквальный перевод «перед словом»:

— Предлогов в русском языке около 200; занимает четвертое место по частоте употребления (после существительного, глагола и местоимения):

— предлог В возглавляет частотный список.

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

проект на тему биография частей речи. Смотреть фото проект на тему биография частей речи. Смотреть картинку проект на тему биография частей речи. Картинка про проект на тему биография частей речи. Фото проект на тему биография частей речи

Происхождение названий частей речи

Антонова Юлия, обучающаяся 4 класса МОБУ СОШ

с. Кистенли-Богданово МР Бижбулякский район

Руководитель Антонова О. В.

Цель исследования : изучение происхождения названий частей речи.

Предмет исследования: части речи русского языка

-выяснение происхождения названий частей речи.

Задачи исследования: 1. Систематизировать материал о происхождении названий частей речи;

2. Создать слайдопроект и выступить перед учащимися школы.

Моя работа «Происхождение названий частей речи» посвящается изучению трудов учёных о частях речи и выяснению происхождения их названий. На сегодняшний день наш русский язык пополняется многочисленными иноязычными словами, значения которых нам не всегда понятны. Языковеды утверждают, что не стоит бояться чужих вливаний. Чтобы языку выжить, ему необходимо подстраиваться под современность. Нам уже необходим перевод на современный язык, чтобы осмыслить эсэмэсы, нецензурную лексику подростков. В интернете уже «выросло» целое поколение, не знакомое с правилами грамматики и орфографии. Были времена, когда переводы вводили искусственно, чтобы сохранить самобытность языка. Когда мы изучаем русский язык, то чуть ли не на каждом шагу сталкиваемся с различными частями речи. Мне всегда было интересно, откуда они появились, почему называются именно так и есть ли у этих названий свои толкования. В ходе изучения этой темы, я пришла к таким выводам:

-проведя это исследование, я была потрясена разнообразием и богатством русского языка, оказывается только с помощью одной части речи можно нарисовать словесную картину, описание, составить портрет человека.

Моя работа «Происхождение названий частей речи» посвящается изучению трудов учёных о частях речи и выяснению происхождения их названий.

Цель моей работы : изучить труды учёных о частях речи;

-выяснить происхождения названий частей речи.

Задачи: 1. Систематизировать материал о происхождении названий частей речи; 2. Создать слайдопроект и выступить перед учащимися школы.

На сегодняшний день наш русский язык пополняется многочисленными иноязычными словами, значения которых нам не всегда понятны. Языковеды утверждают, что не стоит бояться чужих вливаний. Чтобы языку выжить, ему необходимо подстраиваться под современность. Нам уже необходим перевод на современный язык, чтобы осмыслить эсэмэсы, нецензурную лексику подростков. В интернете уже «выросло» целое поколение, не знакомое с правилами грамматики и орфографии. Были времена, когда переводы вводили искусственно, чтобы сохранить самобытность языка. Когда мы изучаем русский язык, то чуть ли не на каждом шагу сталкиваемся с различными частями речи. Мне всегда было интересно, откуда они появились, почему называются именно так.

Первым определил основы и нормы русского языка, и разработал понятия о частях речи Михаил Васильевич Ломоносов в книге «Российская грамматика», изданной в 1755 году, здесь мы узнаем следующее:
«Слово человеческое имеет осьмь частей знаменательных: 1) имя для названия вещей; 2) местоимение для сокращения наименований; 3) глагол для названия деяний; 4) причастие для сокращения соединения имени и глагола в одно речение; 5) наречие для краткого изображения обстоятельств; 6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз для изображения взаимности наших понятий; 8) междометие для краткого изъявления движений духа…

Причастие –буквальный перевод с латинского participiym (от pars «часть»). Причастие названо именно так, поскольку оно «сопричастно» и имени прилагательному, и глаголу.

В ходе изучения этой темы, я пришла к таким выводам:

-проведя это исследование, я была потрясена разнообразием и богатством русского языка, оказывается только с помощью одной части речи можно нарисовать словесную картину, описание, составить портрет человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *