проект на тему биография частей речи
Проект. презентация по русскому языку «Происхождение частей речи»
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-120897
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах
Время чтения: 1 минута
ВШЭ перейдет на удаленку до конца года
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Информационно-познавательный проект «Происхождение частей речи»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Происхождение частей речи
Автор : Трашенкова А. А.
Наставник : Козуненко Н. М.
Учитель русского языка и литературы
Миасский городской округ
Глава 1. Части речи и их история…………………………. 4-6
Глава 2. Части речи в школьной грамматике русского языка………………. 7-8
Глава 3. Толкование и этимология терминов, называющих части речи…. ….9-13
Предлог, союзы, частицы………………………………………. 11-12
Глава 4. Высказывания учёных о разных частях речи………………………. 14-15
Узнать об истории происхождения частей речи.
Изучить труды ученых-лингвистов и систематизировать материал о происхождении частей речи.
Создать буклет «О происхождении названий частей речи».
— сбор самой важной и интересной информации теме из различных источников;
— изучение и анализ литературы по теме;
— обобщение материала в форме буклета.
Объект исследования – части речи, предмет исследования – происхождение частей речи.
Тип проекта: информационно-познавательный.
Материал проекта можно использовать на уроках русского языка при изучении раздела «Морфология».
Глава 1. Части речи и их история
История изучения частей речи уходит в глубь веков, так как люди с самых древних времен задумывались о проблемах языка. В IV в. до н.э. древнегреческий философ Аристотель, различал такие «части словесного изложения», как имя, глагол, член, союз (или связку), правда, причисляя к ним на равных правах отдельные звуки, слог и падеж. Все разряды слов Аристотель разделял на «значащие» (имя и глагол) и «незначащие» (все остальные).
Древнеиндийские грамматики (V в. до н.э.) выделяли четыре класса слов применительно к санскриту: имя, глагол, префикс-предлог, союзы и частицы.
Во II в. до н. э. александрийские грамматисты Аристарх Самофракийский и его ученик Дионисий Фракийский различали уже 8 частей речи: имя, глагол, причастие, член, местоимение, предлог, наречие и союз. Столько же частей речи выделялось и в римской грамматике (за исключением члена, отсутствующего в латинском языке; вместо него было добавлено междометие).
Древнерусские книжники опирались на работы греков. Это отразилось даже в названии: слово «грамматика» – греческого происхождения, первоначально оно обозначало «искусство писать и читать».
В средние века в качестве самостоятельной части речи было выделено имя прилагательное, а причастия были включены в систему глагола. Первым славянским грамматическим сочинением явился трактат «О осмих частех слова», составленный в Сербии в XIV в. и распространённый в списках на Руси. Здесь уже встречаются термины: имя, причастие, предлог, союз, наречие. В грамматике Мелетия Смотрицкого («Грамматики славенския правилное синтагма», 1619 ; по этой грамматике обучался М. В. Ломоносов ) появились новые названия: местоимение, междометие, деепричастие (в грамматике описывались факты церковнославянского языка).
Русские языковеды внесли большой вклад в разработку общей теории частей речи, создав грамматическое учение, правильно отражающее систему морфологических классов слов в русском языке. Впервые на обширном материале русского языка части речи были подвергнуты глубокому анализу в «Российской грамматике» (1755) первого русского ученого-естествоиспытателя М. В. Ломоносова. Он выделял 8 частей речи: имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз и междометие. В 1831 г. в «Русской грамматике» А.Х. Востокова в самостоятельную часть речи были выделены имена прилагательные. (в грамматике Ломоносова они составляли с существительными единый класс имен). Русский лингвист вывел из состава частей речи причастия, которые он рассматривал как особый разряд прилагательных. Священник Русской Православной Церкви и филолог Г.П. Павский в работе «Филологические наблюдения над составом русского языка» (1842) обосновал грамматическую самостоятельность имён числительных.
В становлении учения о частях речи важное место занимает «Опыт исторической грамматики русского языка» (1858) Ф. И. Буслаева, «Из записок по русской грамматике» (т. II, 1888) А. А. Потебни. Справедливо критикуя Ф. И. Буслаева, который относил местоимения и числительные к служебным словам, А. А. Потебня глубоко раскрывает грамматическую сущность этих частей речи.
Российский лингвист Ф.Ф. Фортунатов в составе частей речи выделял полные слова (глаголы, существительные, прилагательные, инфинитив, причастие, наречие, деепричастие), которые он делил на спрягаемые, склоняемые и несклоняемые, частичные слова (предлоги, союзы, связки, частицы, модальные слова), междометия («Сравнительное языковедение», 1901—1902).
Подробно охарактеризованы все классы слов в «Синтаксисе русского языка» (1941) А. А. Шахматова, русского филолога, лингвиста и историка, который полагал, что части речи проявляют себя лишь в синтаксисе. Он различал слова знаменательные (существительные, прилагательные, глагол, наречие), незнаменательные (местоимения, числительные, местоименные наречия), служебные слова (предлоги, союзы, частицы, связки, префиксы), междометия. В системе частей речи А. А. Шахматова очень широко очерчены границы наречий. В эту часть речи включены модальные слова, слова категории состояния и даже отдельные междометия.
В уточнении состава частей речи и разработке принципов их классификации большая заслуга принадлежит крупнейшему русскому языковеду Л. В. Щербе. Свои взгляды на части речи он изложил в статье «О частях речи» (1928). При характеристике частей речи Л. В. Щерба учитывал как лексические значения, так и грамматические свойства слов. Опираясь на совокупность лексических и грамматических показателей, он предложил выделить в особую часть речи слова категории состояния. По мнению Л. В. Щербы, самостоятельную часть речи составляет и связка (быть).
Исключительно важную роль в формировании современных представлений о частях речи, определении их границ сыграли исследования академика В. В. Виноградова, особенно его книга «Русский язык» (1947). Усилиями В. В. Виноградова в современном языкознании утвердился комплексный подход к распределению слов по частям речи, к характеристике частей речи. Ученый выделяет 4 основные «грамматико-семантические категории слов»: 1) слова-названия (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, категория состояния). К ним примыкают местоимения; 2) связочные, т.е. служебные, слова (частицы-связки, предлоги, союзы); 3) модальные слова; 4) междометия.
Глава 2. Части речи в школьной грамматике русского языка
Что же такое части речи? Если мы откроем «Российскую грамматику» М.В. Ломоносова, то прочитаем следующее: «Слово человеческое имеет осьмь частей знаменательных: 1) имя для названия вещей; 2) местоимение для сокращения наименований; 3) глагол для названия деяний; 4) причастие для сокращения соединения имени и глагола в одно речение; 5) наречие для краткого изображения обстоятельств; 6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз для изображения взаимности наших понятий; 8) междометие для краткого изъявления движений духа…».
В современной школьной грамматике русского языка различается 10 частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, междометие. В ней причастие и деепричастие рассматриваются как формы глагола. Основная часть слов категории состояния обычно включается в разряд наречий. Одни модальные слова даются в наречиях, другие — в частицах, третьи изучаются только в синтаксисе — при изучении вводных слов. Звукоподражания примыкают к междометиям.
Глава 3. Толкование и этимология терминов, называющих части речи
Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что? Есть несколько вариантов происхождения данного названия. Во-первых, считается что слово «существительное» произошло от старославянского слова «сущий», «существующий», «тот, который есть», то есть существительные, называют те предметы, лица, явления, которые существуют. Во-вторых, считается, что данный термин был заимствован из латыни « nomen substantivum », то есть является просто его переводом – «имя сущности».
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает часть речи и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? Многие термины имеют корни в латыни. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод названия «прилагательное» с лат. « nomen adiectivum » – «нечто подкинутое», прибавленное», «приложенное», а с греческого – «эпитет».
Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и имеет признаки глагола (вид, возвратность и др.) и наречия (неизменяемость). Слово образовано путем сращения частицы дъе (от дьяти — «делать») со словом «причастие». Термин был введён в грамматику М. Смотрицким в начале XVII в. Сам этот термин указывает, что деепричастие имеет отношение к действию. Поскольку деепричастия обладают основными признаками двух частей речи, вопрос об их частеречной принадлежности в отечественной грамматической науке не получил однозначного решения. В.А. Богородицкий относил деепричастные слова к наречиям. Авторы академических грамматик включают деепричастия в состав глагола. Однако наличие у деепричастия свойств глагола и наречия позволяет выделить его в качестве самостоятельной части речи (Д.Н. Овсянико-Куликовский, А. Н. Тихонов, Е.И. Диброва, В.В. Ба- байцева, Л.Д. Чеснокова).
Местоимения – это такие слова, которые обозначают лицо, а также указывают на предметы, признаки, количества, не называя их конкретно. Название этой части речи образовано методом кальки с греческого antonymia; как и в греческом, в русском языке буквальное значение этого слова – «вместо имени». Имен у нас три. Это существительное, прилагательное и числительное. Таким, образом, местоимения – это слова, которые используют вместо существительных, прилагательных и числительных. Это замещение имен нужно для того, чтобы не было повторов в тексте.
Частицы – служебные слова, которые служат для образования наклонений глагола, для выражения различных оттенков значения в предложении. Термин частица является буквальным переводом латинского слова particula – «частица», «частичка». До второй половины XVIII в. частицы рассматривались в составе других частей речи. Так, в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова (1775) частицы рассматриваются в составе наречий и союзов. В 1877 г. впервые в русской и зарубежной лингвистике учёный А.В. Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил её от других служебных слов. Русский лингвист Ф.Ф. Фортунатов предложил первую классификацию частиц как особой части речи (1956). С появлением трудов А.И. Соболевского, А.А. Шахматова, В.А. Богородицкого и некоторых других языковедов частицы заняли прочные позиции в ряду других частей речи. Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. А.С. Пушкин использовал частицу «вот» около 1000 раз, а частица «даже» прозвучала у поэта более 300 раз. Например, «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало. »?
Глава 4. Высказывания учёных о разных частях речи
Прилагательные «озаряют» предметы, их называют «живописующей» частью речи. С одной стороны, прилагательные конкретизируют предмет (хвойный лес), с другой – «расцвечивают» предмет (зеленый лес), с третьей – с помощью прилагательных показывается отношение говорящего к предмету (восхитительный лес). Выдающийся лингвист В.В. Виноградов считал, что «прилагательное — это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении».
О динамичности словосочетаний и предложений можно говорить тогда, когда появляется глагол. Он показывает действия, вносит движения, характеристику состояний, без которых нет жизни на земле. Изучая глагол, мы поймем, что радуга может расцвести, дождь – шептаться с листвой, а осень – плакать. И я соглашусь с мнением А.К. Толстого: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразы».
Причастие – «это часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Это слова В.И. Даля, автора знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка».
М. В. Ломоносов обратил внимание на то, что «сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».
«Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица». (А.Н. Гвоздев, советский лингвист) В предложении деепричастие поясняет глагол-сказуемое и называет добавочное действие, совершаемое действующим лицом. Умелое употребление глаголов и деепричастий даёт возможность многосторонне и детально описать процесс во всей его сложности, называя разнообразные действия.
Упорядочить любые предметы, явления с помощью цифр помогают числительные. Благодаря им отсутствует хаос в исчислении чего-либо. По частоте употребления числительное занимает 8 место. Самые частотные числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять. Частотность употребления числительных в речи подтверждается большим количеством фразеологизмов, в которых они используются: на один зуб ( мало ), семь потов сошло ( очень устал ), из первых рук ( достоверн о), опять двадцать пять ( всё сначала ), как свои пять пальцев ( знать очень хорошо ), как две капли воды ( очень похожи ).
Местоимения также занимают достойное место среди остальных частей речи, помогая избежать повторов, избегая наименования человека или предмет. «Местоимение – удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании». (А.А. Реформатский, советский лингвист)
Проект «Возникновение частей речи» 5 класс
Код для использования на сайте:
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
проекта с помощью анкетирования
1. Изучение интернет источников по теме проекта
2. Анализ, систематизация данных и информации
из интернет источников
3. Анкетирование – опрос на тему «Возникновение частей речи»
Самостоятельные части речи
Не самостоятельные части речи
1. Имя существительное
2. Имя прилагательное
3. Имя числительное
В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Они составляют 40 % всего лексического состава. Это означает, что почти каждое второе слово представляет собой предмет или понятие, отвечающие на вопросы «кто?» или «что?». Потому сложно переоценить роль имени существительного в речи. По большому счету, без этой грамматической единицы не было бы полноценного общения. Ведь в предложении, как правило, возникают связи между предметами и отношения между ними, поэтому практически в каждом из них есть существительное, а нередко и не одно. О значении этой части речи прекрасно сказал известный языковед В.Г. Ветвицкий, определив ее как «дирижера грамматического оркестра», за каждым движением которого следят все «оркестранты» – зависимые слова, которые наследуют его форму и согласуются с ним. Большую роль играет и многозначность существительных, и использование их в качестве средств языковой выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения), и наличие у многих не только прямого, но и переносного значений.
II.5.2. Роль имени прилагательного в речи
II.5.3. Роль глаголов в речи.
III. Итоги анкетирования.