проект исследовательский вода источник жизни
Научный проект «Вода источник жизни»
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГУ «Средняя школа № 19»
Акимата города Усть-Каменогорска
тема: «Вода – источник жизни»
направление: исследовательский проект
Автор: Садыков Максим Дмитриевич
ученик 3 «М» класса, КГУ СШ №19,
г. Усть-Каменогорск, ВКО
Сохор Татьяна Фёдоровна,
учитель начальных классов,
II категория, КГУ СШ №19.
г. Усть-Каменогорск, 2015 г.
ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ В ПРИРОДЕ…………………………………. 5
ВЛИЯНИЕ ВОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА…………….…………..7
ОХРАНА ВОДОЁМОВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ………………………..13
РАБОТА ПО ОХРАНЕ ВОД ………………………………………….14
Вода – одно из главных богатств на Земле. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Данная тема является особо актуальной в нашем современном мире.
Работая над работой, мы поставили такие задачи:
– проанализировать научную информацию по теме;
– описать причины загрязнения водоемов;
– познакомиться с мерами охраны водоемов от загрязнения;
– доказать необходимость бережного отношения к воде;
– выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме.
Предмет исследования: вода – источник жизни;
Гипотезой исследования мы выдвигаем утверждение, что человек неразумно относится к воде и загрязняет ее. Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Каждый человек должен беречь воду!
Во время работы мы использовали такие методы исследования :
– сбор информации из книг, журналов, газет;
Исследовательская работа на тему» Вода- источник жизни»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Кизляр
Научно-исследовательская конференция« Я исследователь!»
« ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ »
Выполнила: Мирзаева Роза
ученица 6 «Б» класса
Руководитель: Амаева Патимат Абдуллабеговна
учитель физики МКОУ СОШ №7
Ш.2.Химический анализ качества воды
Цель – уточнить и расширить знания о воде, её свойствах, качестве и значении в жизни человека.
— Изучить роль воды в жизни человека;
— Узнать об основных свойствах воды;
— Провести сравнительный химический анализ качества воды;
По предположению, вода существовала во Вселенной в виде льда или пара задолго до возникновения нашей планеты. Она оседала на пылинки и кусочки космических частиц. Из соединения этих материалов сформировалась Земля, а вода образовала в самом центре планеты подземный океан. Вулканы и гейзеры формировали нашу молодую планету многие тысячелетия. Они извергали из недр Земли фонтаны горячей воды, большое количество пара и газов. Этот пар окутывал нашу планету, как одеялом.
Поверхность Земли постепенно остывала. Водяной пар начал превращаться в жидкость. Дожди обрушились на нашу планету, наполняя будущие океаны бурлящей грязной водой. Потребовалось много лет, чтобы океаны остыли, очистились и стали такими, какими мы их знаем сегодня: солёными, голубыми, водными просторами и покрывающими большую часть поверхности Земли. Есть много мнений возникновения жизни на Земле, но все они сходятся в том, что основой для зарождения жизни была вод. Вода – это не просто обычная жидкость. Это самое распространенное вещество в природе и главная составная часть всех живых организмов. Сколько воды на Земле? Оказывается, вода покрывает 70% поверхности Земли. Ученые подсчитали, что 97% всех запасов воды на планете Земля приходится на соленые воды морей и океанов.
В процессе исследования я выяснила, что пресной воды меньше, чем соленой. Всего в природе пресной воды менее 3% в мире, а для жизни необходима и важна именно пресная вода.
Россия по запасам воды в мире стоит в ряде лидеров. Крупнейшим хранилищем пресной воды в России выступает Сибирь и озеро Байкал. В озере Байкал содержится 1/5 всей пресной воды в мире и 3/4 всей пресной воды России. Но большинство наших граждан живет в местах, где пресной воды не достаточно. Всего порядка 8-10 % от всех запасов воды России.
II .2.Роль воды в жизни человека.
В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с водой постоянно. Человек на 70% состоит из воды. Может прожить 3 суток без питья пресной воды. При этом можно сказать, что мы «воду пьем» и «воду льем». Об этих двух вариантах использования воды человеком мы сейчас и поговорим.
— регулирует температуру тела;
— доставляет в клетки организма питательные вещества и витамины;
— защищает жизненно важные органы;
— помогает преобразовать пищу в энергию;
— помогает питательным веществам усваиваться органами;
б) вода хозяйственно-бытовая очень важный фактор в жизнедеятельности человека:
— питье и приготовление пищи;
— поливка цветов и домашние питомцы;
— промышленность и производство.
Итак, я убедилась, что вода играет огромную роль в жизни каждого человека и природы в целом. А пьем ли мы сегодня чистую воду?
III .Практическая часть
III .1. Исследование физических свойств воды.
Выполнив ряд экспериментов под руководством Патимат Абдулабеговны в домашних условиях, я узнала об удивительных свойствах воды.
Вода – единственное вещество на Земле, которое существует сразу в трех различных состояниях: жидком, газообразном и твердом.
б) К носику чайника поставим холодную ложку. Она мгновенно покрывается мельчайшими капельками воды. Выносим ложку с каплями на мороз или положим ее в морозильник – ложка покроется ледяной коркой. Вносим ее в теплую комнату – в ложке вновь окажется вода. Мы вернули воду в начальное состояние.
в) одно из свойств воды полностью противоречит всем законам природы и в то же время является одним из важнейших ее законов. Мы знаем, что при нагревании все вещества расширяются, при охлаждении – сжимаются.
а) Если налить в бутылочку воду по горлышко, плотно закрыть и выставить на мороз, бутылочка лопнет. Значит, при замерзании воды стало не меньше, а больше! Увеличилось расстояние между молекулами замерзшей воды, и лед стал занимать больше места, чем жидкая вода. При этом он стал и легче. Проверим это. Бросим в стакан воды кусок льда. И что мы увидим? Лед плавает в воде.
III .2. Химический анализ качества воды.
Я со своим руководителем Амаевой Патимат Абдулабеговной побывала в лаборатории Института геологии Дагестанского научного центра Российской Академии Наук. Мы встретились со старшим научным сотрудником Абдуллаевым Мустангером Шарабуттиновичем, с целью проведения анализа качества кизлярской (образец№1) и махачкалинской воды (образец№2). Анализ позволяет нам сравнить компоненты, содержащиеся в данных образцах воды.
В работе раскрываются основные факты загрязнения воды и меры по охране ее чистоты.
Содержимое разработки
«Вода- источник жизни»
1.Цели и задачи исследования ……………………………………………. 3
2.1Значение воды в природе и жизни человека ………………………. 3-5
2.2 Факты, связанные с водой ………………………………………….. 5-6
5. Почему воду надо беречь ……………………………………………….. 7-8
6. Опрос по проблеме загрязнения воды …………………………………. 8-9
7. Правила бережного отношения к воде …………………………………. 9
9.Использованные источники ……………………………………………. 10
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета,
ни запаха, тобою наслаждаются.
Нельзя сказать, что ты необходима
Антуан де Сент-Экзюпери
Цели и задачи исследования
Цель:доказать тот факт, что вода является одним из важнейших источников жизни на земле, раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране ее чистоты.
1.Изучить литературу о воде и влиянии ее на живые организмы.
2.Подготовить и провести эксперименты.
3.Оценить в ходе эксперимента влияние воды на живые организмы (на примере комнатных растений).
4.Проанализировать результаты эксперимента, сформулировать выводы.
5.Описать причины загрязнения водоемов.
6.Выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме.
7.Доказать необходимость бережного отношения к воде.
Значение воды в природе и жизни человека
Вода – это единственное на планете вещество, которое может встречаться в естественной среде во всех трех агрегатных состояниях: твердом, жидком газообразном.
Вода обладает большой теплоёмкостью. Благодаря этой особенности вода формирует климат планеты. Геофизики утверждают, что Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный кусок камня, если бы не вода. Нагреваясь, она поглощает тепло, остывая, отдаёт его. Земная вода и поглощает, и возвращает очень много тепла, и тем самым «выравнивает» климат. Особенно заметно на формирование климата материков влияют морские течения, образующие в каждом океане замкнутые кольца циркуляции. А от космического холода предохраняют Землю те молекулы воды, которые рассеяны в атмосфере – в облаках и в виде паров. Водяной пар создаёт мощный «парниковый эффект», который задерживает до 60% теплового излучения нашей планеты, не даёт ей охлаждаться
Вода заполняет все клетки, межклеточное и межтканевое пространство. Именно в воде (в растворе) происходят все химические процессы и не только. Исключительно воде мы обязаны следующими процессами:
Вода участвует в регуляции температуры тела – при повышении температуры с поверхности тела вода испаряется в большом количестве, тем самым охлаждая её.
Нашему организму нужна «канализация», именно вода вымывает все отходы жизнедеятельности из клеток и межклеточного пространства.
Водой осуществляется доставка питательных веществ по организму (глюкозы, кислорода и др.)
Вода увлажняет все ткани внутренних органов, делая мышцы эластичными, суставы и связки гибкими и подвижными. Увлажнение кожи придает ей гладкость и красивый здоровый блеск.
Вода регулирует процесс пищеварения: только в растворе (в жидком состоянии) возможно взаимодействие пищеварительных соков и ферментов с пищей в желудке и кишечнике.
Недостаток воды тяжело переносится организмом. Обезвоживание способствует развитию многих болезней.
Чтобы не допускать этого процесса, пить необходимо до того, как появилась жажда. Оптимальный питьевой режим – стакан воды утром натощак сразу после сна, по 1 полному стакану перед каждым приемом пищи 5-6 раз в день. Горячие напитки (чай, кофе) и газированные прохладительные напитки не восполняют потери воды, а при частом употреблении вызывают обезвоживание на клеточном уровне.Рекомендуется ежедневно выпивать 1,5-2 литра чистой фильтрованной негазированной воды. Количество выпиваемой воды также зависит от климата, условий труда и образа жизни.
В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с водой постоянно. Вода хозяйственно-бытовая не менее важный фактор в жизнедеятельности человека:
— питье и приготовление пищи;
— поливка цветов и домашние питомцы.
В растворах же (преимущественно водных) протекает большинство технологических процессов на предприятиях химической промышленности, в производстве лекарственных препаратов и пищевых продуктов.
Не случайно гидрометаллургия – извлечение металлов из руд и концентратов с помощью растворов различных реагентов – стала важной отраслью промышленности.
Вода – это важный источник энергоресурсов. Как известно, все гидроэлектростанции мира, от маленьких до самых крупных, превращают механическую энергию водного потока в электрическую исключительно с помощью водяных турбин с соединёнными с ними электрогенераторами. На атомных электростанциях атомный реактор нагревает воду, водяной пар вращает турбину с генератором и вырабатывает электрический ток.
Вода, несмотря на все её аномольные свойства, является эталоном для измерения массы ( веса), количества тепла, высоты местности.
Вода используется и для измерения количества тепла. Все высоты и глубины на земном шаре отсчитываются от уровня моря.
Факты, связанные с водой
Существует ряд весьма занимательных фактов, связанных с водой:
На нашей планете только 3 % пресной воды (в основном, в ледниках).
Горячая вода отличается от холодной тем, что она быстрее замерзает. Этот феномен до сих пор не разгадан специалистами, но это действительно так.
Совсем недавно было доказано, что вода «помнит» о тех микроорганизмах, которые в ней жили. Этот процесс осуществляется на молекулярном уровне.
Подмечено, что вода по степени важности для человеческого организма находится на втором месте (после кислорода). Для сравнения: без пищи человек может прожить полтора месяца, без воды – всего одну неделю.
За всю жизнь человек потребляет около 35 тонн воды.
Снижение воды в организме на 2 % зачастую приводит к сокращению физических и умственных способностей человека приблизительно на 20 %.
Употребление воды способствует повышению давления и ликвидации отеков.
Всего лишь выпив два стакана чистой воды, человек избавляется от усталости и депрессии.
Прием пищи без воды вообще не имеет энергетической ценности для человека. 2
Рассмотрев вопрос о роли воды в природе и жизни человека, я провела эксперименты,как вода влияет на живые организмы (на примере комнатных растений).
Эксперимент №1 (приложение 1)
«Испаряют ли растения воду?»
Я взяла растение в горшке. Надела на него пакет и плотно прикрепила
(очень осторожно) пакет скотчем к стеблю растения.
Оставила горшок на несколько часов.
Через некоторое время я увидела, что в пакете собралась вода.
Не всю воду, которую растения берут из земли, они оставляют в себе, часть воды испаряется.
Эксперимент №2 (приложение 2)
« Вода – источник жизни»
Взяла цветок с опустившимися листьями и пересохшей землей в горшке.
Налила воды в поддон и обильно побрызгала цветок.
Через 2 часа цветок ожил.
Чтобы достать воду из земли, растения пользуются корнями.
По ним, как по жилкам, вода вместе с питательными и минеральными
веществами поступает во все части растения. Без воды растения погибают.
В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями и т.д., возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды.
Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.
Однажды ученые исследовали участок речного дна длиной 5 км и обнаружили:
14 крупных железобетонных плит
9 мотков колючей проволоки
27 изогнутых железных листов
108 котелков, чайников и кастрюль
2486 разбитых бутылок
814 разбитых стеклянных банок
2214 консервных банок и много другого мусора
Никогда не выбрасывайте в воду мусор! Не оставляйте его и на берегу, потому что он с берега может легко попасть в воду.
Почему воду надо беречь
Воды на Земле одновременно и много и мало.На долю воды приходится примерно 70% поверхности земного шара, но основная масса воды солёная. В ней столько соли, что можно покрыть всю сушу слоем 200м. А пресной воды существует мало.Из общего количества всей воды на Земле, примерно 94%, составляет соленая вода морей и океанов. Пресную воду можно взять в малодоступных местах в виде ледников и подземных хранилищ.
Многие государства мира испытывают недостаток в питьевой воде. Учёные подсчитали, что её количество настолько мало, что на каждые сто литров солёной воды приходится всего лишь один литр пресной.
Представьте себе сразу 500 литровых банок, наполненных водой. Они, наверное, даже не поместились бы в этом классе. Вот столько воды пропадает зря, если из плохо закрытого крана в течение суток будет течь струйка толщиной всего лишь со спичку.
Сегодня уже не надо доказывать, какую роль играет вода в жизнедеятельности человека: от ее качества зависит состояние здоровья людей, уровень их санитарно-эпидемиологического благополучия.
В последние годы стало ясно, что качество питьевой воды и напитков определяет здоровье нации. Еще в XIX веке Луи Пастер утверждал, что «человек выпивает до 90% своих болезней».
Действительно, проблема дефицита качественной питьевой воды остро стоит уже в масштабах всей планеты. По официальной статистике, половина населения страны вынуждено употреблять воду, не соответствующую гигиеническим нормативам. Пятьдесят два процента населения городов по-прежнему тяготеют к употреблению обычной воды из-под крана. Во-первых, население привыкло использовать воду из водопровода, либо доверяя мерам отчистки, либо не видя для себя особого риска. Во-вторых, отсутствие достоверной информации о состоянии наших очистных сооружений, водопроводах и качестве воды. В-третьих, это сложная социальная и экономическая ситуация в стране. И, конечно, сказывается неумение сопоставлять цену здоровья и цену лекарств, за которые приходится платить в результате питья воды из-под крана.
Опроспо проблеме загрязнения воды
Рассмотрев вопрос по проблеме загрязнения воды, я провела опрос среди учеников нашего класса. Проанализировав ответы учеников, я составили бланки-анкеты с аналогичными вопросами, чтобы узнать отношение их родителей к данной проблеме.
В опросе участвовало 27 человек: 15 детей и 12 взрослых.
№ 1. Опасно ли загрязнение воды для человека?
№ 2. Знаете ли вы о водоочистных сооружениях в нашем городе?
№ 3. Есть ли у вас в семье собственная система очистки воды?
Исследовательский проект «Вода- источник жизни»
МБОУ КРАСНОПОЙМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Подготовил ученик 3 «Б» класса: Маркин Григорий
Исследовательский проект «Вода-источник жизни»
Вывод: Проблема сохранения воды актуальна.
Проблема: Если мы не будем разумно использовать пресную воду, со временем она исчезнет.
*Заинтересовать проблемой сохранения воды учащихся. *Уточнить и расширить свои знания о воде и ее значении для живых существ.
*Раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране ее чистоты.
1.Собрать информацию о воде как источнике жизни.
2.Составить правила экономии воды и доказать необходимость бережного отношения к воде.
3.Провести исследование «Какую воду мы пьем».
Предмет исследования: вода – источник жизни!
Человек неразумно относится к воде и загрязняет её.
Каждый человек должен беречь воду!
Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточены в России. Но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и неэффективно. Основная задача, стоящая перед Россией – сохранить и преумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы.
Мной проведена исследовательская работа на тему «Вода в жизни
Вода это основа жизни. К сожалению, во многих странах воды не просто не хватает. Есть и такие регионы, где дети десятками тысяч умирают от голода и болезней, связанных с острейшим дефицитом воды. А уже в ближайшем будущем почти 3 миллиарда человек будут испытывать ее нехватку.
Человек в процессе жизнедеятельности постоянно контактирует с водой. В современных квартирах люди используют воду на кухне, в ванной, в туалете, при поливке растений, в аквариуме и т.д.
Поэтому прежде чем вода из реки попадает в кран и утолит нашу жажду, ей предстоит пройти через многочисленные механические фильтры и системы очистки, выдержать контрольные замеры и тесты инженеров, технологов, химиков и врачей. Труд многих специалистов служит высокой цели – напоить всех жителей водой. Важнейшим показателем качества воды является её чистота.
Мы набрали водопроводную воду в классе. И отправились в лабораторию ФГУП «Пойма».
В классе я провел исследование. Рассматривание загрязнённой и отфильтрованной воды через микроскоп, добавление в раствор хлора.
1.Видны микроорганизмы. Все они двигаются в разные стороны.
2. Капнули раствор хлора. Движение микроорганизмов прекратилось. Раствор хлорной извести убивает все живые организмы.
3. Пропустили воду через фильтр. Фильтрованная вода стала чистой.
рассмотрел под микроскопом воду из-под крана и воду из родника, а потом добавил раствор хлора.
Качество водопроводной воды устраивает всех учащихся моего класса, но если сравнивать с родниковой водой, то одноклассники согласны, что она больше пригодна для употребления.
Б езопасность воды определяется по многим критериям. Но есть абсолютный показатель — это инфекционная заболеваемость населения, в первую очередь, детей. Во всем мире энтеровирусная инфекция как фактор загрязнения воды является проблемой № 1.
1. Пользуйтесь фильтрами и вовремя их меняйте.
2. Хлорированную воду перед употреблением отстаивайте не менее двух часов и только затем готовьте чай или кофе.
3. Следите за детьми, когда они принимают ванну: многие малыши во время купания заглатывают воду. Не разрешайте им этого делать.
4. После посещения бассейна всегда принимайте душ.
5. Если хотите пить чистую воду со всеми ее полезными минералами и витаминами, покупайте натуральную природную воду.
Вы поняли, каким богатством вы владеете? Тогда научитесь защищать его.
Ежегодно в моря и океаны попадает до 12 млн тонн нефти. Кислотные дожди увеличивают концентрацию тяжелых металлов в воде. С атомных электростанций в круговорот воды в природе попадают радиоактивные отходы.
Сброс неочищенных сточных вод в водные источники приводит к микробиологическим загрязнениям воды.
В сельской местности проблема качества воды стоит особенно остро – около 90% всех сельских жителей в мире постоянно используют для питьевых и гигиенических целей загрязненную воду.
На сегодняшний день более миллиарда человек не имеют доступа к чистой воде, а 2,4 миллиарда человек не пользуются гигиенически приемлемыми туалетами.
Некоторые факты о современном состоянии воды, а также прогнозы на будущее:
факты о современном состоянии воды, а также прогнозы на будущее: по подсчетам ООН, к 2025 году 2/3 населения Земли будут жить в регионах, испытывающих средний или сильный недостаток воды; в развитых странах до 30% воды теряется при доставке потребителю, а в крупных городах потери составляют 40-70%; в развивающихся странах почти 90% канализационных стоков сливаются в водоемы и реки без какой-либо очистки; ежегодно 2,2 миллиона человек в мире умирают от болезней, связанных с низким качеством воды. 90% из них – дети до 5 лет.
Чем дешевле стоит вода, тем больше ее потребляют. Сколько же воды нужно человеку? Было подсчитано, сколько в среднем тратит воды в день один член нашей семьи.
Мытьё рук, не закрывая кран – 6-8 литров.
Водные ресурсы России
На территории России насчитывается свыше 2,5 млн. больших и малых рек, более 2 млн. озер, сотни тысяч болот и др. По территории России протекает свыше 120 тыс. рек длиной более 10 км и общей протяженностью свыше 2,3 млн. км.
Именно в России сосредоточено 22% мировых запасов воды.
правила экономии воды:
-Плотно закрывайте кран.
-Если заметил, что из крана течет напрасно вода, закрой кран.
-Наливай воду в стаканчик, когда чистишь зубы.
-Мой посуду в тазике, не под открытой струей.
-Мой фрукты и овощи в специальной посуде, а не под проточной водой.
-Мойся под душем, а не в ванне.
В конце эксперимента я сделал выводы :
Каждый день мы старались в семье экономить воду, хотя это было трудно сделать.
1. Экономия воды нужна, так как значительно снизились ее затраты.
2.Люди должны задуматься, что воды с каждым годом становится меньше.
3.Вода из крана и родника не всегда чистая. Поэтому мы должны принимать меры для ее очистки.
ближайшие источники воды и водопроводная вода имеют разное качество.
В моей исследовательской работе показана большая значимость и важность воды в жизни, изучены способы очистки воды и влияние загрязнённой воды на организм человека
В этом направлении можно исследовать дальше:
применение новых методов очистки воды,
реконструкция водоводов, сооружений по очистке сточных вод.