проект альфа актеры и роли ссср
Проект «Альфа», или Позор 6-го флота США глазами советского кинематографа
Режиссёр:Евгений Шерстобитов
Актёры: Юрий Маляров, Светлана Дирина, Софья Горшкова, Борис Руднев, Георгий Дворников, Анатолий Ведёнкин, Николай Малашенко, Али Самедов, Александр Жуковин, Анатолий Голик, Анатолий Лукьяненко, Виктор Чеботарёв
ВМС НАТО тщательно подготовило секретную разведывательную операцию в советских территориальных водах. Командир пограничного катера капитан-лейтенант Чайка обнаруживает установленный натовскими спецслужбами радиобуй.
При попытке задержания вертолёта, пытающегося забрать радиобуй, содержащий секретную информацию стратегического назначения, экипаж пограничного катера подвергается воздушной ракетной атаке, из которой моряки-пограничники выходят победителями. Но вражеским разведслужбам нужен радиобуй. Любой ценой… Даже ценой новой Мировой войны…
Позорному бегству крейсера «Йорктаун», эсминца «Кэрон» (6-й флот ВМС США), их трусливым экипажам и не менее трусливым офицерам ВМС США посвящается. :USSR:
12 февраля 1988 года на Чёрном море произошли события, которые получили грандиозный резонанс в политических, военных и военно-морских кругах различных стран. В этот день произошел серьёзный инцидент с участием боевых кораблей 6-го Флота США – крейсера УРО «Йорктаун» и эсминца УРО «Кэрон», пожаловавших в Чёрное море и нарушивших государственную границу СССР.
Многие источники пишут, что это просто провокация. Некоторые американские источники утверждают, что это была спецоперация двух американских кораблей «Caron» и «Yorktown», нашпигованных сложной аппаратурой. Эта система на их борту была способна записывать все данные с советских радаров и сигналы оборонной связи. Но.
В этот день советский флот как следует дал американцам по морде, жёстко прекратив провокацию: два боевых корабля США нагло попытались войти в территориальные воды СССР, но были протаранены сторожевыми кораблями Черноморского Флота СССР. Трусливо поджав свои куцые хвосты и показав всему миру своё истинное «лицо», храбрые пожиратели гамбургеров быстро убрались восвояси – побитые корабли «доблестного» 6-го Флота ВМС США с позором покинули негостеприимное для них Чёрное море.
Как сообщали иностранные источники, после инцидента «Йорктаун» несколько месяцев ремонтировался на одной из верфей. Командир крейсера был снят с должности за пассивные действия и предоставленную советскому кораблю инициативу, чем нанёс моральный ущерб престижу американского флота. Конгресс США почти на полгода заморозил бюджет военно-морскому ведомству.
«Никто в отличие от американцев не сдрейфил! Ни одного нарушения, все чётко. Мичман у меня был Шморгунов – просто нечеловеческой силы! И, когда эти «Гарпуны» подходили к нашему борту, он стоял там с верёвкой: «Ещё бы немного, я бы их ракету зацепил и вытащил!» Я его знаю: он наши 120-килограммовые ракеты вручную грузил!»
Четверть века назад русские моряки наглядно продемонстрировали обнаглевшим генетическим носителям демократии, что такое на самом деле – защищать свою Родину от нахалов. Нам есть кем гордиться и с кого брать пример.
Американцы стояли на палубе и ржали, показывая советским морякам непристойные жесты, но уже через минуту их буквально смыло с палубы, а на всех записях слышны только ругань, ахи и охи – это «Беззаветный» прошёлся по левому борту «Йорктауна». :USSR:
Сломана пусковая установка ракет «Гарпун». Снесены все леера, вдребезги разбит командирский катер, местами порваны борт и боковая обшивка носовой надстройки. Американцы тут же сыграли аварийную тревогу.
Как рассказывает Владимир Богдашин (см. видео), командир сторожевика «Беззаветный», на палубу выскочила кормовая аварийная группа, состоящая в основном из чернокожих матросов, и с пожарными шлангами в руках бросилась вниз. Но когда негры увидели ещё и сломанные висящие головки ракетных комплексов, то взялись за головы и разбежались, и в ближайшие 15 минут не появлялись.
А тем временем на крейсере начался пожар – СКР-6 прошёлся носом и якорем по вертолётной палубе, круша всё на своём пути.
И это при том, что наши СКР в 2-4 раза меньше «американцев». Зато куда решительнее – когда янки попытались поднять в воздух вертолёты, над ними появилась пара наших вертушек с полными подкрыльевыми пилонами. Вертолёты американцы шустро закатили в ангар, потушили пожар и наперегонки кинулись к Босфору. :
– Они хороши как мореплаватели. Но психологически слабее. Погибать за родину в их планы не входит. Они были ошарашены: легенда о том, что они самые лучшие, разрушилась. Получили-то они от группы кораблей, которые меньше их. Они же, когда я им помощь предложил (так положено), по каютам сидели. Крейсер был словно мёртвый – настолько в шоке они были.
– Какие политические последствия имел навал?
– Для СССР очень даже неплохие. Командира «Йорктауна» сняли. Американский сенат на полгода заморозил финансирование всех разведпоходов 6-го флота США в районах Средиземного и Чёрного морей. После этого натовские корабли ближе, чем на 120 миль, к нашим берегам не подходили.
– Через год, когда я учился в Военно-морской академии, мне вручили орден Красной Звезды. «Мы знаем, за что, – сказал начальник факультета. – Но здесь написано «за освоение новой техники».
Командир «Беззаветного», ныне контр-адмирал, Владимир Богдашин: «И тут мы стали крушить всё подряд. » Выше – отрывки из его интервью. Ниже – полностью:
– Владимир Иванович, зачем это было нужно американцам? Железный занавес рухнул, холодная война закончена, в Союзе начало перестройки.
– И беспорядка. Понимаете, в 1986 году, когда американцы зашли в наши территориальные воды впервые, с советской стороны, кроме протеста, никаких видимых действий не последовало. Но Министерство обороны разработало специальную программу: перед военно-морским флотом была поставлена задача не допустить больше подобных вторжений.
– Насколько я знаю, американцы тогда заявили, что они имеют право мирного прохода через территориальные воды других государств.
– Нагло врали. Да, во всём мире существует подобная практика с целью сокращения пути. Но тогда надо уведомить страну, чью границу вы собираетесь пересечь. Без предупреждения военный корабль другого государства может войти только в том случае, если терпит бедствие или есть угроза жизни членам экипажа. Ничего подобного с американцами не случилось. Они около двух суток провели у берегов Турции, позже проводили учения в открытом море, а потом подошли к нашей границе.
– Вы их сразу обнаружили?
– Понимаете, мы всегда встречали военные корабли иностранных государств у Босфора и «вели» их, постоянно были с ними на связи. Американцы же сразу повели себя некорректно. Они зашли в Чёрное море в полном радиомолчании, мы не могли их обнаружить. Их даже самолёты-разведчики не видели – в тот день был сплошной туман. Тогда здорово помог паром из Ильичёвска. Мы вышли на связь с капитаном и попросили передать нам сигнал, если они встретят суда с определёнными бортовыми номерами. Как только мы этот сигнал получили, успокоились, а вот американцы заметались. Они в течение нескольких часов пытались от нас «отцепиться».
– Вы хотите сказать, что вас спасла случайность?
– Что же тогда помешало?
– Рустовские амбиции. Ведь когда немецкий пилот-спортсмен Руст посадил на Красную площадь свой самолёт, на всех военных без исключения легло такое пятно! Обвинили всех – авиацию, ПВО, флот. Нами был получен приказ от генерала армии Третьяка о том, что как только взлетит вертолёт с их корабля – сбивать. Представляете себе этот накал страстей? Мы прекрасно понимали, что сбивать нельзя. Потому что вертолёт мог летать над открытым морем, не нарушая границу. И тогда наши действия будут расценены как нападение, нарушение всех международных правил. Поэтому, когда мы их обнаружили, нам не оставалось ничего другого, кроме как ждать. Но когда они подошли к нашим терводам в районе Севастополя и легли на курс 90 градусов, стало ясно – через час они будут у нас.
– Как далеко зашли американцы в советские территориальные воды?
– «Йорктаун» на пять миль, «Кэрон» – на семь. Это как раз случилось в районе мыса Сарыч – самой южной точки Крымского полуострова.
– Когда вы поняли, что нарушение границы неизбежно, какая первая мысль была?
– Я сразу передал командованию, что через час американские корабли пересекут нашу границу.
– Но что это было – страх, паника?
– Если бы не такая серьёзная подготовка, какими могли бы быть результаты?
– Они не готовились. У них было очень лёгкое, очень интересное настроение. Они высыпали на палубу поглазеть: что будет делать этот русский мелкий кораблик, который в три раза меньше их махины? Они махали руками, показывали на нас пальцами, посмеивались. Среди них были участники предыдущего похода, они никак не ожидали от нас активных действий.
– Экипаж вашего корабля как реагировал?
– Мы были в напряжении, потому что понимали – на этот раз протестами, выраженными флагами на борту, не обойдётся. Всё происходило так стремительно, что не шло даже речи о том, чтобы элементарно почистить зубы и побриться. Я сам не видел, но нам рассказывали, что, когда американцы демонстрировали видеоплёнку, наш экипаж был похож на полярников, которые вышли на отлов тюленя, – небритые, злые, в канадках (смеётся).
– То есть тарана противник не ожидал?
– Говорят, пожар всё-таки начался?
– Как оценили ваши действия на берегу?
– Легко. Понимаете, Советский Союз ведь тогда заигрывал с американцами, наши международники не хотели портить отношения. Поэтому меня могли бы им сдать – отдать под суд и посадить.
– Формально я нарушил правила. На море ведь они тоже есть. Я должен был уступить ему «дорогу». На манёвры у меня времени не было, но кто бы это учитывал?
– Владимир Иванович, вы хотите сказать, что вас не только не наградили, но ещё и обвинить хотели?
– Меня наградили. Через год, когда я учился в Военно-морской академии в Ленинграде, мне вручили орден Красной Звезды. Мол, ты-то знаешь за что, но мы об этом говорить не будем. Отсюда и формулировка – «За освоение новой техники».
– Знаете, самое главное в жизни моряка – верить в свою фортуну. Я всегда верил. И всегда любил свою тяжелейшую службу. Время показало: тогда я был абсолютно прав. Этот случай описан в американских учебниках, психологи изучали наши действия, чтобы преподавать американским военным правила поведения в аналогичных ситуациях. А у нас всё постарались забыть. Даже не забыть, а вытереть из истории. Вроде как и не было ничего.
– Вы поэтому ушли с флота?
– Я ушёл только год назад, отдал морю 37 лет своей жизни. И даже сейчас я без моря не могу.
– А вам важно, какое это море?
– Только Чёрное. Оно самое лучшее. Никакие Египты, Кипры, Турции. Поверьте, я это точно знаю.
– Владимир Иванович, что бы вы пожелали нашей молодёжи?
– Меня назвали в честь моего дяди. Ему был 21 год, он командовал взводом разведки и погиб под Сумами. Нас воспитало поколение, выигравшее самую страшную войну. Низкий им за это поклон. И с праздником Победы! Но беда в том, что нас не научили помнить. Мы ведь 9 Мая плачем, обнимаемся, поздравляем всех, а уже 12-го плачут ветераны оттого, что их забывают. Мы живём от праздника до праздника, от мая к маю. Поэтому мне хотелось бы, чтобы, во-первых, наши дети ничего не забывали. А во-вторых, были счастливыми. Потому что только счастливый человек может понять, как тяжело досталось ему это счастье.
Технологии
Где и как снимали фильм «Альфа»
Спецэффекты, локации, работа с животными
Решение о съемках фильма было утверждено после того, как режиссер Альберт Хьюз презентовал проект Джеффу Робинову из недавно созданной компании Studio 8. Бывший президент Warner Bros. Picture Group открыл ее с целью создания фильмов для мирового проката. Робинов уже работал с Хьюзом над фильмом КНИГА ИЛАЯ. В сценарии фильма АЛЬФА он сразу увидел историю, способную очаровать любого зрителя вне зависимости от возраста.
Еще до подбора актеров необходимо было решить, как изображать животных в фильме. Особенно это касалось волка Альфы, с которым главный герой Кеда подружился во время своей трудной дороги домой. Кинематографисты понимали, что для картины понадобится много визуальных эффектов, чтобы убедительно передать все особенности солютрейской культуры и, конечно, дружбу Кеды и волка. Хьюз хотел снять как можно больше сцен с настоящими животными и в соответствующей событиям локации. От эмоциональности отношений главных героев фильма зависело все.
Кинематографисты заручились поддержкой Марка Форбса, главного дрессировщика из калифорнийской компании Birds & Animals Unlimited. «Немалая часть фильма посвящена путешествию мальчика и волка, – отмечает Форбс. – Сложно было бы снять эти сцены с настоящим волком. Эти животные, как известно, своенравны, боязливы и с трудом поддаются дрессировке. Поэтому был проведен глобальный кастинг по всему миру. В итоге мы остановились на чешском волчаке, который очень похож на волка и неплохо обучаем».
Волчаки появились в 1955 году, когда в чехословацкой армии был проведен эксперимент, в ходе которого спаривали немецкую овчарку с карпатским волком. В 1982 году волчак был признан официальной национальной породой Чехословакии. Форбсу повезло найти во Франции пятилетнего Чака, который участвовал во многих выставках и очень ценился заводчиками. «Его просто сажали в автомобиль и возили на выставки собак, – пояснил Форбс. – Он уже был социализирован, так что не приходилось начинать работу с нуля». Другие волчаки для стаи были привезены из Испании и Оркнейских островов в Шотландии.
«Волки совсем не такие, как о них думают люди, – говорит Форбс. – Сами по себе они не хищники. Они держатся в стае и в одиночку могут быть очень пугливыми. Самое большое препятствие в работе с волком, даже если он волк-полукровка, – преодолеть любой его страх: съемочная площадка, новые люди, необычные ситуации. Другая проблема состоит в том, что у них нет свойственного собакам желания вам понравиться. В этом нам повезло с Чаком – у него была внешность волка и немного больше собачьих генов. Он действительно стремился мне угодить».
Форбс потратил на дрессировку Чака четыре месяца. «Примерно через три недели, посреди ночи, он внезапно понял, что такое «поощрялочка», – смеется Форбс. – Он понял, что мы чего-то от него хотим, и почти нас не боялся. С тех пор Чак многому научился, преуспел в прыжках и во всем, что могло потребоваться на съемках. Я, признаться, и не думал, что мы сумеем добиться этого от волчака». Кроме того, Форбс заранее познакомил Чака с Коди Смитом-Макфи, игравшим роль Кеды, чтобы животное привыкло к актеру и не боялось его. Осталось вызвать у Чака интерес к Коди при помощи все тех же лакомств.
«Коди много недель работал с Чаком, – рассказывает продюсер Эндрю Рона. – Он отправился в компанию Марка и отрабатывал основные навыки работы с животным. Волчак и человек должны были по-настоящему подружиться. Без этого и фильма у нас не было бы. Это как мелодрама, в которой герой и героиня друг другу не нравятся».
Сам фильм снимался в Ванкувере (Канада, штат Британская Колумбия) и его окрестностях, в южных прериях канадской провинции Альберта с их завораживающим небом и феноменальными закатами, в Лос-Анджелесе и в Апл-Вэлли (штат Калифорния), а также в восточной части Исландии. Во время подготовки к съемкам Хьюз создал около четырехсот страниц раскадровок. В свою закадровую команду он пригласил молодого австрийского оператора Мартина Гшлахта, работы которого по достоинству оценили на кинофестивале операторского мастерства Cameraimage. Гшлахт, получивший премию European Film Award в 2015 году, согласился работать над проектом еще до того, как прочитал сценарий. Привыкший к австрийским зимам оператор никогда не пасовал перед непредсказуемыми погодными условиями.
Для Хьюза природа стала третьим главным героем фильма. Солютрейская деревня была построена на мысе, выходящем к реке Боу. Крутые травяные склоны спускались к реке, которая протекала в глубоком каньоне. Это была красивая, незабываемая локация в своем первозданном виде. Картинку дополняли живописные Патагонские горы на заднем плане. В Ванкувере было выстроено семь хижин из кожи и гигантских костей мамонтов. Их разобрали, доставили на место съемок и собрали вновь. Гигантские кости мамонтов были созданы методом 3D-печати. Чтобы выстроить целую деревню, команде декораторов пришлось создать несколько сотен таких костей.
АЛЬФУ также снимали и в провинциальном парке Дайносор, объекте всемирного наследия ЮНЕСКО. На экспозиции представлено 150 скелетов динозавров, которые жили в поздний меловой период, около семидесяти пяти миллионов лет назад. Особой гордостью являются обломки выветрелой каменной породы, которую многие примут за визуальный эффект. «Нам предоставили беспрецедентный доступ к месту, в котором, казалось, время остановилось, – говорит продюсер Эндрю Рона. – Это было захватывающее зрелище. Мы ходили по останкам и окаменелостям, которые пролежали в земле миллионы лет».
Специалисты по работе с локациями проложили прорезиненные дорожки, чтобы члены съемочной группы не оставляли свои следы. До начала сезона дождей удалось отснять большую часть запланированного материала. В апреле в парке Дайносор выпал снег и работу, к сожалению, пришлось прекратить. В Альберте съемочная группа работала на территории резервации индейского племени сиксиков (также именуемых черноногими) и в городе Драмхеллер. На каждой локации были найдены места с ландшафтом, напоминавшим ледниковый период.
Один из огромных пустырей в Ванкувере, где раньше находилась индустриальная зона, использовали для съемок сцен на фоне хромакея. Интересно было наблюдать за ними со стороны: огромные синие экраны, сфабрикованная метель и гигантская скала выгодно контрастировали с оживленной улицей города всего в нескольких метрах от съемочной площадки. «Фактически у нас были декорации всего для двух полноценных площадок, – говорит декоратор Терри Льюис, – однако в конечном итоге у нас получилось намного больше – достаточно было перенести или повернуть некоторые элементы, и мы получали нетронутое заснеженное поле. Несколько несложных манипуляций – и площадка превращалась в узкую пещеру, через которую пробирается главный герой. Каждый вечер после слов режиссера: «Всем спасибо и спокойной ночи», команды строителей и декораторов, специалисты по созданию визуальных эффектов принимались за работу, чтобы подготовить площадку к следующему съемочному дню».
Художник-постановщик Джон Виллетт говорит: «Мы переставляли буквально все, что было на съемочной площадке, на другие места и получали совершенно другую локацию».
Альберт Хьюз понимал, насколько сложно будет воссоздать в фильме историческую достоверность. «Очень непросто воспроизвести условия ледникового периода в наши дни, – говорит Хьюз. – Это будет что-то среднее между Сибирью, Исландией, Северным Полюсом и, наверное, Новой Зеландией. Сегодня на всем земном шаре не найдется места, которое бы хоть отдаленно напоминало интересующие нас ландшафты, поэтому пришлось довольствоваться натурной съемочной площадкой в Ванкувере. А несколько раз нам пришлось натягивать хромакей и на реальной локации в Альберте. Словом, нам пришлось решить пару локационных ребусов, чтобы фильм в итоге удался. Именно в Альберте мы нашли локации, которые выглядели точь-в-точь как бескрайняя тундра. Европа в то время выглядела именно так, хотя с уверенностью мы, конечно, судить не беремся».
Супервайзер по визуальным эффектам Джеффри А. Окун занимался небесами, как реальными, так и нарисованными. «Небо будет отдельным персонажем в каждом кадре, – утверждает Окун. – Оно поможет передать эмоциональные переживания героев фильма».
Продюсер Эндрю Рона отмечает, что АЛЬФА станет замечательным примером того, как новейшие технологии сочетаются с реальными локациями. «У нас были визуальные эффекты, о которых вы даже не догадаетесь, при этом вы можете ошибочно усмотреть визуальный эффект там, где постаралась сама природа, – утверждает он. – Мы нашли совершенно замечательные локации в Альберте, однако на постпродакшне из них сделали нечто фантастическое. У нас была исландская съемочная группа, африканская съемочная группа. Мы снимали фильм на множестве самых разнообразных локаций. Вне всяких сомнений, мы не справились бы без высоких технологий, но и реальные локации сыграли свою существенную роль».
Все, кто так или иначе был занят в работе над фильмом АЛЬФА, понимали, что их нелегкая работа окупится сторицей, когда доисторический мир оживет на больших экранах. В конечном итоге все делалось для того, чтобы зрители собрались в кинотеатрах, чтобы увидеть захватывающую историю о мальчике и волке.