продолжительность жизни в киевской руси
Почему в царской России было много долгожителей
Долгожители Руси
Согласно историческим свидетельствам долгожительство на Руси было обычным фактом. Иностранные деятели после близкого знакомства с реалиями российской жизни рапортовали своим правительствам о том, что русские в большинстве своем доживали до 80- летнего возраста, а иные и до 120 лет, при этом сохраняли свежесть ума и бодрость духа.
Капитан Маржерет, командовавший контрактными войсками при Борисе Годунове, так же как немецкий учёный Адам Олеарий в своих заметках отмечали, что простолюдины в московском княжестве не прибегали к помощи лекарств, а лечились исключительно народными средствами. Причём первенство в подобной терапии занимала чарка водки с толчёным чесноком, после употребления которой, следовало незамедлительно отправиться в баню и потеть в течение трех часов.
О долгой продолжительности жизни на Руси знаменуют могильные плиты в Александро-Невской лавре, на которых высечены имена монаха Патермуфия, прожившего 126 лет, инока Авраама, умершего на 115 году жизни, и екатерининского героя Щегловского, скончавшегося в 107 лет.
О встрече с 120-летним казаком упоминал в своих записях Пушкин, а о «солдате трёх императоров» 107-летнем Василии Кочеткове, который 60 лет отдал службе в армии, публиковалась статья сразу в трех авторитетных изданиях конца XIX века.
На празднование столетнего юбилея Бородинской битвы император Николай II пригласил шесть долгожителей от 108 до 122 лет, которые были свидетелями и активными участниками событий Отечественной войны 1812 года.
На уникальном фотоснимке, сделанном царским фотографом, были запечатлены Аким Винтанюк (122 года), Пётр Лаптев (118 лет), Степан Жук (110 лет), Гордей Громов (112 лет), Максим Пятаченков (120 лет) и бабушка 107 лет, которые соблюдая субординацию, хотели стоя приветствовать царя, но он, уважая их возраст, позволил им сидеть в его присутствии.
Феномен долголетия на Руси
Рассматривая причины долголетия на Руси, учёные сходятся во мнении, что на него влиял не один, а целый комплекс взаимосвязанных факторов. Большую роль в этом вопросе играла генетическая предрасположенность индивида и экологическая обстановка, в которой находился человек. Свою лепту в копилку долголетия вносили этнографические и семейные традиции, доминировавшие в патриархальном обществе с устоявшимися ценностными ориентирами.
Современный человек для поддержания физической формы отправляется в спортзал, в то время как предки вели здоровый образ, находясь в постоянном взаимодействии с природой. Кстати, такие характеристики психологического состояния личности, как стрессоустойчивость, оптимизм, добродушие, отзывчивость также способствовали долгой и продуктивной жизни.
Сосредоточенно занимаясь лишь насущными проблемами, пращуры за отсутствием СМИ и интернета были изолированы от глобальных проблем, а значит, не перетруждали себя деятельностью, «съедающей» немало нервов.
Проживание на одном месте
Одним из факторов долголетия на Руси являлось отсутствие массовой миграции с её резкой сменой привычного уклада. Не растрачивая энергии на адаптацию к воздуху, воде, фауне и флоре человек подсознательно знал, как вести себя с окружающим миром, и как обеспечить относительно высокую безопасность жизни.
Постоянно проживая на одном месте, люди привыкали к особенностям и ритмам природы, а потому эффективно использовали свои силы и не уставали, занимаясь действительно тяжёлым ежедневным трудом. Без помощи техники крестьяне обрабатывали огромные наделы земли и следили за скотиной до самого преклонного возраста, потому что четко соблюдали дневной и сезонный режим.
Отсутствие расслабляющих масс-медиа способствовало постоянной занятости людей, которые в кропотливых трудах забывали об усталости и болезнях. Помогая семье, старики ощущали свою необходимость и чувствовали значимость от вовлечения в цепь поколений и событий.
Кухня
Положительно сказывалось на продолжительности жизни однообразное питание, которое, тем не менее, восполняло энергетические затраты организма. Незамысловатый рацион предков включал в себя традиционные щи да каши, которые готовились в русской печи.
Не вступая в прямой контакт с открытым огнём, пища варилась, тушилась, пеклась и жарилась с сохранением всех полезных свойств. Находясь весь день в подогретой печи, блюда оставались тёплыми и не требовали дополнительной термической обработки. Отсутствие холодильников способствовало готовке в умеренных порциях, которые съедались за один присест, поэтому крестьяне каждый день употребляли свежую пищу.
В те времена никто не подсчитывал количество калорий, содержащихся в продуктах, сама природа регулировала этот момент, ведь в рацион людей попадали те продукты, которые росли именно в их местности и которыми из года в год питались многие поколения одной семьи. Не понаслышке зная, с каким трудом добывается пропитание, предки с пиететом относились к еде, в особенности к хлебу, который считался всему головой.
Секреты долголетия староверов
Староверы, то есть приверженцы старой русской православной церкви, не признающие реформы Никона, во все времена отличались удивительным долголетием, которое они сами объясняют особенностями своего уклада жизни.
Самоустранившись из социальной и политической жизни страны, староверы, обособлено проживающие общинами, заинтересованы лишь в создании семейной идиллии, достигаемой молитвой, уважением и трудолюбием.
Придерживаясь принципа чистоты помыслов и действий, староверы содержат в безукоризненной аккуратности тело, одежду, дом и животных.
Стараясь думать только о хорошем, они радуются каждому дню и любым капризам природы. Четко следуя нравственным законам, не знают измен, предательств, зависти, но понимают толк в безоговорочной поддержке и взаимовыручке.
Леча болезни постами и сном, закаливанием и целебными травами, староверы не прибегают к помощи современной медицины, а в качестве реабилитации рассматривают постоянный посильный физический труд.
Сколько лет было долгожителям на Руси
Принято считать, что в современном мире средняя продолжительность жизни в два раза выше, чем в прежние века, однако число долгожителей, то есть людей, чей возраст перешагнул 90-летний рубеж, раньше было больше.
Такая странная закономерность возникла из-за учета в вычислениях необычайно высокой детской смертности, которая в то время считалась нормальным явлением и была частью естественного отбора.
В многодетных крестьянских семьях, где рождалось по 10-15 детей, до юношеского возраста доживали лишь самые выносливые, здоровье которых позволяло жить потом до глубокой старости. Статистика же в сухих цифрах выдавала результат: один человек умер в 1 годик, второй – в 80 лет, а в среднем длительность жизни равнялась 40 лет.
Долгожители Руси
Согласно историческим свидетельствам долгожительство на Руси было обычным фактом. Иностранные деятели после близкого знакомства с реалиями российской жизни рапортовали своим правительствам о том, что русские в большинстве своем доживали до 80- летнего возраста, а иные и до 120 лет, при этом сохраняли свежесть ума и бодрость духа.
Капитан Маржерет, командовавший контрактными войсками при Борисе Годунове, так же как немецкий учёный Адам Олеарий в своих заметках отмечали, что простолюдины в московском княжестве не прибегали к помощи лекарств, а лечились исключительно народными средствами. Причём первенство в подобной терапии занимала чарка водки с толчёным чесноком, после употребления которой, следовало незамедлительно отправиться в баню и потеть в течение трех часов.
О долгой продолжительности жизни на Руси знаменуют могильные плиты в Александро-Невской лавре, на которых высечены имена монаха Патермуфия, прожившего 126 лет, инока Авраама, умершего на 115 году жизни, и екатерининского героя Щегловского, скончавшегося в 107 лет.
О встрече с 120-летним казаком упоминал в своих записях Пушкин, а о «солдате трёх императоров» 107-летнем Василии Кочеткове, который 60 лет отдал службе в армии, публиковалась статья сразу в трех авторитетных изданиях конца XIX века.
На празднование столетнего юбилея Бородинской битвы император Николай II пригласил шесть долгожителей от 108 до 122 лет, которые были свидетелями и активными участниками событий Отечественной войны 1812 года.
На уникальном фотоснимке, сделанном царским фотографом, были запечатлены Аким Винтанюк (122 года), Пётр Лаптев (118 лет), Степан Жук (110 лет), Гордей Громов (112 лет), Максим Пятаченков (120 лет) и бабушка 107 лет, которые соблюдая субординацию, хотели стоя приветствовать царя, но он, уважая их возраст, позволил им сидеть в его присутствии.
Феномен долголетия на Руси
Рассматривая причины долголетия на Руси, учёные сходятся во мнении, что на него влиял не один, а целый комплекс взаимосвязанных факторов. Большую роль в этом вопросе играла генетическая предрасположенность индивида и экологическая обстановка, в которой находился человек. Свою лепту в копилку долголетия вносили этнографические и семейные традиции, доминировавшие в патриархальном обществе с устоявшимися ценностными ориентирами.
Современный человек для поддержания физической формы отправляется в спортзал, в то время как предки вели здоровый образ, находясь в постоянном взаимодействии с природой. Кстати, такие характеристики психологического состояния личности, как стрессоустойчивость, оптимизм, добродушие, отзывчивость также способствовали долгой и продуктивной жизни.
Сосредоточенно занимаясь лишь насущными проблемами, пращуры за отсутствием СМИ и интернета были изолированы от глобальных проблем, а значит, не перетруждали себя деятельностью, «съедающей» немало нервов.
Проживание на одном месте
Одним из факторов долголетия на Руси являлось отсутствие массовой миграции с её резкой сменой привычного уклада. Не растрачивая энергии на адаптацию к воздуху, воде, фауне и флоре человек подсознательно знал, как вести себя с окружающим миром, и как обеспечить относительно высокую безопасность жизни.
Постоянно проживая на одном месте, люди привыкали к особенностям и ритмам природы, а потому эффективно использовали свои силы и не уставали, занимаясь действительно тяжёлым ежедневным трудом. Без помощи техники крестьяне обрабатывали огромные наделы земли и следили за скотиной до самого преклонного возраста, потому что четко соблюдали дневной и сезонный режим.
Отсутствие расслабляющих масс-медиа способствовало постоянной занятости людей, которые в кропотливых трудах забывали об усталости и болезнях. Помогая семье, старики ощущали свою необходимость и чувствовали значимость от вовлечения в цепь поколений и событий.
Кухня
Положительно сказывалось на продолжительности жизни однообразное питание, которое, тем не менее, восполняло энергетические затраты организма. Незамысловатый рацион предков включал в себя традиционные щи да каши, которые готовились в русской печи.
Не вступая в прямой контакт с открытым огнём, пища варилась, тушилась, пеклась и жарилась с сохранением всех полезных свойств. Находясь весь день в подогретой печи, блюда оставались тёплыми и не требовали дополнительной термической обработки. Отсутствие холодильников способствовало готовке в умеренных порциях, которые съедались за один присест, поэтому крестьяне каждый день употребляли свежую пищу.
В те времена никто не подсчитывал количество калорий, содержащихся в продуктах, сама природа регулировала этот момент, ведь в рацион людей попадали те продукты, которые росли именно в их местности и которыми из года в год питались многие поколения одной семьи. Не понаслышке зная, с каким трудом добывается пропитание, предки с пиететом относились к еде, в особенности к хлебу, который считался всему головой.
Секреты долголетия староверов
Староверы, то есть приверженцы старой русской православной церкви, не признающие реформы Никона, во все времена отличались удивительным долголетием, которое они сами объясняют особенностями своего уклада жизни.
Самоустранившись из социальной и политической жизни страны, староверы, обособлено проживающие общинами, заинтересованы лишь в создании семейной идиллии, достигаемой молитвой, уважением и трудолюбием.
Придерживаясь принципа чистоты помыслов и действий, староверы содержат в безукоризненной аккуратности тело, одежду, дом и животных.
Стараясь думать только о хорошем, они радуются каждому дню и любым капризам природы. Четко следуя нравственным законам, не знают измен, предательств, зависти, но понимают толк в безоговорочной поддержке и взаимовыручке.
Леча болезни постами и сном, закаливанием и целебными травами, староверы не прибегают к помощи современной медицины, а в качестве реабилитации рассматривают постоянный посильный физический труд.
Биоархеологическая реконструкция позволяет узнать о жизни людей, от которых остались только кости
В научном мире искусство считывания информации с костей обрело название биоархеологической реконструкции и палеопатологии. Информационные ресурсы для этого научного направления накапливались с эпохи среднего палеолита, когда в обществе стали формироваться погребальные традиции. Однако искусству дешифровки этой нерукотворной письменности научились лишь в 80-е годы XX века. Первые результаты суммированы в книге директора НИИ и Музея антропологии МГУ, члена-корреспондента РАН Александры Бужиловой «Homo sapiens: история болезни».
Продолжительность жизни
Глядя на кости, антрополог не сможет сказать день, месяц и год рождения «индивида», однако по общему состоянию организма можно узнать его приблизительный биологический возраст.
Продолжительность жизни в древности зависела от климатических условий и географии проживания, а начиная с эпохи позднего железа — от социальных факторов. Среди них наиболее частые — голод, болезни и войны.
Секрет долголетия
Антропологи заметили, что развитие человека и приматов принципиально состоит из одних и тех же этапов: эмбриональное состояние, детство, отрочество, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Причем в действительности у приматов пострепродуктивного периода не бывает. Означает ли появление дополнительного по сравнению с предками этапа шаг к увеличению продолжительности жизни? Наблюдения показали, что, начиная с эпохи верхнего палеолита, стала увеличиваться и продолжительность каждого этапа.
Дальнейшие исследования привели к выводу, что чем больше времени занимает у человека детский и подростковый период, тем дольше будет длиться и пострепродуктивный период. Значит, увеличится и общая продолжительность жизни. Возможно, повсеместный инфантилизм в современном обществе связан с новым этапом эволюции человека.
В зависимости от темпа развития ученые делят современных людей на несколько типов.
Первый тип людей рано созревает и рано стареет. Это самый древний тип развития человека, мало изменившийся со времен верхнего палеолита. Он встречается у современных аборигенов северных районов (лесные ненцы, саамы, чукчи, эскимосы).
Второй тип дольше созревает и дольше стареет. Это новейший этап развития человечества. У населения с повышенным уровнем долголетия и в популяциях долгожителей наблюдается позднее созревание костной системы при низких темпах возрастных изменений.
Третий тип считается промежуточным, или комбинированным. Он встречается в популяциях средней полосы, южных и пустынных районах.
Загадки для антропологов
При дешифровке нерукотворной письменности антропологи сталкиваются с большим количеством загадок, ответы на которые найти не просто. Вот одна из них.
Считается, что продолжительность жизни увеличивается при благоприятных условиях среды. Рост человека зависит от этих же факторов (питание, образ жизни, климатическое и географическое воздействие). То есть чем больше продолжительность жизни, тем выше рост. Однако эту закономерность опровергает сложившаяся в железном веке ситуация, когда человек стал жить дольше, но рост его уменьшился. Антропологи попытались разгадать эту загадку.
Самым простым ответом казалось возможное изменение генофонда. Ученые называют это явление «стресс мигрантов», когда при освоении новых территорий снижаются биологические показатели. Однако в таком случае уменьшилась бы и продолжительность жизни. Значит, ответ неверен.
Иной вариант ответа дало наблюдение за колебаниями климата и роста человека: оба фактора оказались связаны с атлантическими циклонами. Возможно, периоды влажности и засушливости определяли характер жизнедеятельности, а значит, и уровень жизни популяций. Влажный климат способствовал развитию земледелия и других форм хозяйства, что значительно повышало уровень жизни. Эта версия выглядит более логичной. Однако она не объясняет уменьшения длины тела и продолжительности жизни в ближневосточных популяциях, где вне зависимости от циклонов были прекрасные условия для земледелия.
Правильный ответ удалось найти, наблюдая изменения зубной системы. Начиная с эпохи неолита увеличивается процент заболеваний зубным камнем. Значит, в этот период в рационе увеличилась доля углеводов и продуктов с повышенным уровнем сахароз, что, в свою очередь, говорит о высоком уровне земледелия. Далее процент заболеваний зубным камнем падает, зато увеличивается количество углублений на зубах (эмалевая гипоплазия) и количество больных анемией. Эти углубления говорят о том, что в детском возрасте организм переболел инфекциями, которые стали расплатой человечества за переход к оседлому образу жизни и, как следствие, к большой скученности. Детский организм при борьбе с инфекциями расходует все свои силы, в том числе и строительные белки. Поэтому переболевшие дети становятся ниже ростом.
Получается, что в раннем железном веке человек стал жить лучше, а значит, дольше. Однако из-за большой скученности населения появилось множество инфекций, которые замедлили развитие длины тела. В результате люди стали меньше ростом, но продолжительность их жизни увеличилась.
Анализ структуры костной ткани показывает, какие продукты составляли основу питания человека. И если узнать о нюансах вкусовых предпочтений каждого отдельного человека пока невозможно, то количество углеводов и белков в рационе вполне определяется.
Оказывается, рацион неандертальцев практически не отличался от рациона гиен и других хищников. Основу его питания составляли белки наземных животных. А вот в эпоху палеолита пища человека была жесткой и грубоволокнистой, она состояла из растительной пищи и жесткого мяса. Об этом говорят здоровые зубы со стертой жевательной поверхностью.
Уже в эпоху неолита на юге Европы появляются первые вегетарианцы. Население внутренних территорий в это время отдает предпочтение мясу пресноводных, а не наземных животных, и чаще ест растительную пищу.
В эпоху бронзы на Ближнем Востоке и в других регионах с теплым климатом появляется традиция консервирования (вяление, сушка, соление). Пищевые новации отразились на состоянии зубов — повсеместно появился кариес. В северных территориях в это время рацион не менялся.
В последующие эпохи питание человека в большей степени начинает зависеть от самого человека, а не от климатических условий.
Болезни
Антропологи подтвердили тезис о том, что «ты есть что ты ешь». Изменения в питании привели и к изменению внешнего вида и продолжительности жизни людей.
Наиболее впечатляющи выводы о жизни скифов. Ученые заметили, что на большинстве скифских черепов с обратной стороны лба есть роговидные наросты (лобный внутренний гиперостоз). Исследовав захоронения скифов, антропологи пришли к выводу, что культурные традиции скифов влияли на «формирование особого гормонального статуса у населения скифской культуры». Роговидные наросты связывают с последствиями изменения гормональной деятельности. Оказалось, что скифское население из-за большого количества мужских гормонов у женщин и их недостаточного количества у мужчин отличалось повышенным жироотложением; женщины становились мужеподобны, толстели, у них начинала расти борода, а мужчины — женоподобны, все жировые отложения у них скапливались в нижней части живота.
Сегодня такое заболевание связывают с эндокринными нарушениями. Возможной его причиной считается калорийное питание с большой долей жиров и углеводов, приводящее к ожирению и диабету.
В древности этим заболеванием могло болеть 4% населения (по археологическим выборкам). Самый ранний случай болезни зафиксирован у неандертальца из пещеры Шанидар. В серии скифского могильника Колбино такие больные — как мужчины, так и женщины — составляют 20%. Любопытно, что у сменивших скифов сарматов лобный гиперостоз чаще встречается у мужчин (8% от всего населения). В позднесредневековых сериях из Великобритании этот синдром встречается у 6% населения. Гормональные изменения практически не отмечаются в древних популяциях, но с конца XIX века встречаются у каждой четвертой женщины и каждого двадцатого мужчины на территории Америки. Сегодня гормональные дисфункции встречаются у 90% женщин.
Соотечественники
В XIII веке на всей Руси жило в два раза меньше народу, чем в современной Москве. Численность населения средней Руси была равна 6 млн человек. В то время на территории Южной Руси на 1 кв. км жило 6 человек, а на севере — лишь 2 человека.
Продолжительность жизни россиянина была невысока — от 32 до 43 лет. На юге и на западе Русской равнины население жило дольше, чем на севере и востоке. Разница в продолжительности жизни объясняется голодом, болезнями, военными нашествиями и эпидемиями. Наименьшая продолжительность жизни была у словен новгородских и кривичей ярославских. Наибольшая — в северо-восточных территориях (Белозерье и Поонежье). Питание на всей Руси было одинаковым.
Самыми высокими из мужчин были московские вятичи (173,3 см) и жители Смоленска (170 см), а самыми низкорослыми — группы словен новгородских (163 см) и Новгорода (164 см). Самые высокие женщины жили в Новгороде (163 см), а самые низкие — в новгородской сельской округе (155 см).
Длина тела и продолжительность жизни
|
Население городов страдало от высокой скученности. С X по XII век семьи жили в однокомнатных домах-полуземлянках. К началу XIII века появились двухкамерные пятистенки и трехкамерные дома, состоящие из избы, сеней и клети. В XIII-XIV веках вместо полуземлянок стали строить однокамерные срубные дома. К XV веку население городов стало тонкокостным (грацильным) из-за плохих бытовых условий. Ведь жители городов голодали чаще сельчан, часто мерзли, страдали из-за высокой плотности населения, плохих гигиенических условий, грязи, массовой зараженности паразитами, инфекций, плохого качества пищи, малодоступности медицинской помощи.
Питание древнерусских горожан состояло из разного рода мучных и крупяных продуктов. Наиболее частыми болезнями мужчин в городах были сифилис и туберкулез, у женщин — воспаления суставов, из-за частого деторождения они страдали от зубочелюстных болезней, нарушения обмена веществ и анемии.
Мужское население Москвы в XV веке отличалось особой агрессивностью. У каждого третьего москвича встречаются черепные травмы. Такой высокий уровень травматизма встречается на Руси только в пограничной зоне домонгольского времени.
Наука, которой 30 лет
Один из первых отечественных археологов граф Уваров в конце XIX века по завершении археологических изысканий ежегодно отпевал и хоронил по православному обряду все человеческие костные останки, будь то скиф или хазар. В советские годы археологи отработали методику, при которой все кости привозились из экспедиций наравне с находками. Благодаря накопившемуся у археологов материалу антропологам удалось создать новые направления в науке. Не прошло еще и 30 лет, а на основании того, что раньше тихо пылились в коробках, уже получены интереснейшие данные.
Продолжительность жизни на Руси в XIV–XVI веках
Обратимся к результатам произведенных В. А. Кучкиным подсчетов продолжительности жизни единственной группы лиц, даты рождения которых в большинстве случаев известны, – московских князей – потомков Даниила Александровича. Историк показал, что средняя продолжительность их жизни была несколько ниже, чем у французских Капетингов – 42–44 года.
Большинство московских великих князей XIV–XVI в. умирало в возрасте от 30 до 50 лет: Даниил Александрович (1261–1303), Юрий Данилович (кон. 70-х или нач. 80-х годов XIII в. – 1325), Семен (1316–1353) и Иван (1326–1359) Ивановичи, Дмитрий Иванович (1350–1389), Василий II (1415–1462), Федор Иванович (1557–1598). Лишь незначительная их часть перешагивала 50-летний рубеж, впрочем, не достигая 60 лет, – Иван Калита (нач. 1280-х – 1340), Василий I (1371–1425), Василий III (1479–1533), Иван IV (1530–1584). Сходным образом дело обстояло и с ближайшими родственниками великих князей – удельными князьями московского дома.
Иван III Васильевич
Долгожителем среди великих князей московских был Иван III (1440–1505). Он прожил 65 лет. Однако важно зафиксировать, что в последние годы жизни он, будучи полупарализованным, управлял страной уже в значительной степени номинально, постепенно передавая властные полномочия своему соправителю – Василию III. Согласно «Слову иному», по мнению Ю. К. Бегунова, появившемуся вскоре после описываемых событий (ок. 1506– 1509 г.), в 1503 г. у Ивана III «отняло… руку и ногу, и глаз». А. А. Зимин полагал, что речь шла о развитии болезни великого князя (под 28 июля этого года летопись сообщала о том, что великий князь «начат изнемогати»). Соответствующие обстоятельства последних лет жизни великого князя, а также отсутствие других московских князей, доживших до его лет, косвенно указывают на то, что Иван III достиг предельного для представителя светской элиты возраста.
Так же как и в странах Западной Европы, судя по всему, продолжительность жизни представителей менее привилегированных слоев была несколько ниже.
Так, согласно археологическим данным (прежде всего, результатам раскопок кладбищ), «средний возраст смерти на территории средневековой Руси характеризуется интервалом от 32,3 до 43,8 лет…
На территории Западной Европы в синхронное время средний возраст смерти колеблется в пределах возрастного интервала 30–34,9 лет». Здесь, конечно, следует учитывать высокую младенческую смертность, которая значительно снижала среднюю продолжительность жизни.
За исключением великих (и в ряде случаев – удельных) князей у нас очень немного информации, позволяющей судить о продолжительности жизни представителей элиты. Как правило, исследователи располагают лишь хронологическим диапазоном, который очерчивают известные источники. Очевидно, что они фиксируют «активный» период жизни того или иного лица, давая сведения о сроке его службы и лишь косвенно о продолжительности жизни. На основе этих источников восстановить продолжительность жизни можно, лишь допустив, что первые упоминания сохранившихся источников фиксируют начало служебной карьеры, а заключительные – ее конец. Если допустить, что служебная карьера могла начинаться в возрасте около 15 лет (возраст верставшихся на службу «новиков»), а в большинстве случаев «активная» (фиксируемая источниками) жизнь редко выходила за рамки 20–30 лет, можно предполагать, что активная жизнь значительной части служилых людей могла заканчиваться в возрасте 35–45 лет. После этого человек мог прожить еще какое-то время, которое, однако, в большинстве случаев в источниках не фиксируется. К числу исключений из этого правила можно отнести князя И. Ф. Мстиславского, который по политическим причинам удалился в Кирилло- Белозерский монастырь в 1585 г. и спустя несколько лет – в 1593 г. – в возрасте примерно 63 лет скончался.
Реконструкция облика неизвестного усопшего скончавшегося в возрасте 35 лет из Новоспасского монастыря. XVI в. Монастырь в XVI в. был усыпальницей боярского рода Захарьиных-Юрьевых-Романовых.
Любопытно отметить, что эти данные хорошо согласуются с представлениями о времени наступления старости, бытовавшими в памятниках древнерусской книжности. Так, согласно трактату Максима Грека «Семь степеней человеческого возраста», старым можно было считать 50-летнего человека. Распространенное на Руси апокрифическое «Сказание, како сотвори Бог Адама» приводит несколько иные цифры, которые дополняют приводимую Максимом Греком, отмечая, что «прообразуя Господь Богъ житие человеческое: …40 летъ – средовечие, 50 летъ – седина, 60 летъ – старость…». Таким образом, вероятно, вывод Ю. Л. Бессмертного о наступлении старости в возрасте от 50 до 60 лет в Западной Европе может быть отнесен и к России.
В свете вышесказанного в настоящий момент можно констатировать, что «среднестатистический» человек, перешагнувший 50- и тем более 60-летний рубеж, в России XVI в. рассматривался как лицо, достигшее весьма преклонного возраста, связанного с наступлением «немощи», резко снижавшей трудоспособность. На это, в частности, прямо указывает содержание одной выходной записи на рукописном Евангелии 1514 г. Писец – Михаил, белый священник («иерей») из Галича, – заканчивая переписку книги, в соответствии с древнерусской писцовой традицией, помещает просьбу не «порицать» его за допущенные ошибки. Основная часть выходной записи свойственна подавляющему большинству выходных записей – нестандартным является ее окончание. Михаил после обычных в таких случаях упоминаний о своей «многогрешности» и неизбежных ошибках отмечает, что извиняющим его обстоятельством является преклонный возраст.
Как он специально подчеркивает, книгу он «при старости бо писах, имыи уже от рожения своего лет шестьдесять и пять». Из текста записи очевидно, что ее потенциальный читатель был осведомлен о состоянии человека, достигшего такого возраста. Как видим, характер упоминания 65-летнего возраста однозначно указывает на то, что он рассматривался как уже весьма преклонный («старость»). Его наступление в XVI в. связывалось с представлением о значительном падении трудоспособности (в данном случае писца, представляющего белое духовенство, бытовые особенности жизни которого не слишком отличались от жизни обычных мирян). Это, в свою очередь, хорошо сочетается с уже отмеченными выше обстоятельствами жизни Ивана III в последние годы его правления.
Судя по всему, как правило, «старость глубокая» и связанная с ней «немощь» наступали между 50 и 60 годами. Во всяком случае, судя по приведенным выше примерам, проживавшие вне монастырских стен лица, перевалившие 60- летний рубеж, рассматривались как нетрудоспособные (вспомним последние годы жизни Ивана III). Об этом прямо пишет галицкий священник Михаил. Редкие исключения из этого правила общей картины не меняли. По-видимому, в монастырях жили дольше – источники сохранили сведения об иноках, проживших 70, 80 и более лет. Однако необходимо помнить, что речь идет о тех, кто прожил в обителях несколько десятилетий и полностью изменил свой образ жизни, подчинив его монастырскому распорядку. Вряд ли это можно отнести к лицам, принявшим постриг в зрелом или пожилом возрасте. Вероятно, в их случае можно говорить о продолжительности жизни, характерной для светских лиц. С относительно невысокой продолжительностью жизни светских лиц и может быть связан испытываемый ими пиетет по отношению к тем, кто прожил 70, 80 и более лет, пиетет, который нашел отражение в ряде памятников литературы (по преимуществу, агиографической).