проблемы школьной жизни глазами учеников
Русская эмиграция
Проблемы современной школы глазами ученика
То, что учителя, согласно последним опросам, практически утратили свою функцию как носителей информации, заставляет серьезно задуматься всех представителей образовательной системы.
Знания теперь черпаются из тех источников, которые могут лучше заинтересовать и детальнее объяснить.
Школу, которую ранее ассоциировали с объектом для социализации, теперь не хотят посещать. Если раньше в школу шли для того что бы учиться, а так же, что возможно для многих было куда главнее первого, заводить друзей, теперь заменяют социальные сети. Для того, что бы получить новых друзей, достаточно зарегистрироваться вконтакте, фейсбуке или на твиттере.
Многие ученики стараются спрятаться в сети, дабы избежать бури эмоций из-за дружбы или вражды в школе. Те дети, которые становятся изгоями в классе очень быстро могут найти себе друзей с одинаковым хобби или взглядами на жизнь вне его.
Ученики все так же должны ходить в школу. Они обязаны отсиживать определенное время, мечтая о том, как они побыстрее пойдут домой, и там займутся любимыми делами.
Школа перестала приносить радость. Теперь годы, которые нужно провести в школе, скорее отбывают как вынужденный период.
Современное кино или СМИ не слишком способствуют поддержанию любви к школе. Они скорее отбивают еще больше желание ходить в нее. Сюжеты, которые смотрят дети скорее отталкивают, чем привлекают.
Родители всерьез начали задумываться над тем, что бы переводить своих отпрысков на домашнее обучение, экстернат или дистанционку.
Во всем этом есть один положительный момент — к нам пришло понимание того, что устарелая система уже никуда не годится.
10 главных недостатков современной общеобразовательной школы
Низкое качество школьного образования привело к тому, что всё больше родителей забирает детей из школы. Что конкретно их не устраивает и каковы основные проблемы российских общеобразовательных школ — читайте в этой статье.
Проблема 1. Отсутствие профильного обучения
Первая проблема современного образования — большинство образовательных программ предполагает равное изучение гуманитарных, точных и естественных наук. Интересы и склонности конкретного ребёнка не учитываются. Каждый предметник считает свою дисциплину главной и старается загрузить учеников по максимуму.
Возможность выбрать какой-либо профиль обычно есть только у старшеклассников, и то не во всех школах. Дети тратят время на ненавистные и ненужные предметы — это существенный недостаток современного школьного образования.
Семейная форма обучения позволяет сфокусироваться на профильных дисциплинах. Например, ученица «Фоксфорда» Есения Прокопьева занимается академическим вокалом и хочет связать жизнь с искусством, поэтому больше внимания уделяет гуманитарному профилю.
«В обычной школе приходилось тратить большую часть дня на предметы, которые мне не пригодятся, — физику, химию, информатику. Онлайн-школа позволяет заниматься любимым делом. В “Фоксфорде” я могу сосредоточиться на дисциплинах, которые мне необходимы, — это русский язык, литература, история и английский язык. Ненужные предметы изучаю по минимуму, лишь для аттестации».
Проблема 2. Гонка за показателями
У каждой школы свой рейтинг. Чем он выше, тем у образовательной организации больше преференций. Рейтинг складывается из многих показателей, в частности «среднего балла» учащихся и результатов ЕГЭ. Из этого вытекает следующая проблема общеобразовательных школ.
Зачастую оценки не коррелируют с реальными знаниями. Более того, у многих школьников отметки порождают комплексы и становятся причиной для буллинга и других проблем обучения в школе. Вот что говорит о пятибалльной системе ученица 8 класса «Фоксфорда» Софья Голова.
«В обычной школе о тебе судят по оценкам. С двоечником никто не хочет общаться. В четвёртом классе у нас была отличница. Всякий раз, когда меня вызывали к доске, и я получала “четыре” или “три”, я думала, что опозорилась, потому что училась хуже неё. Я бы отменила оценки — они только настроение портят и нас портят. Без оценок если задание не даётся сразу, думаешь “Ну буду стараться лучше”, а с оценкой — “Всё, я тупой!”».
Проблема 3. Бюрократия
Формализм пронизывает все сферы школьной жизни — от ведения электронных журналов до пресловутых «четыре клетки вниз две вправо». Ребёнка с первого класса приучают к правилу «Без бумажки ты букашка» и заставляют соблюдать десятки никому не нужных правил, порождая все новые проблемы в области образования.
Наталья Фукс перевела дочь на семейное обучение, чтобы избавить её от давления системы школьного образования. Обучение в онлайн-школе «Фоксфорда» стало для них путешествием на машине времени.
«Качество образования гораздо выше по сравнению с обычной школой. Лии сейчас явно не хватает школьных знаний, приходится догугливать. Причём замечу, что училась Лийка всегда хорошо. Это именно разница в глубине материала. Безумно нравятся преподаватели. Молодые (в основном), весёлые, позитивные, увлечённые, а не измотанные люди! КПД семейного обучения отличается от школьного в десятки раз. Ни одной минуты не тратится на ерунду вроде “Куда сел?!”, “Перестань болтать!”, “А голову ты дома не забыл?”, “Где журнал?”. Никаких снижений оценок за почерк, зачёркивания, клеточки и отступы».
Проблема 4. Разный уровень подготовки учеников
Одни родители сами готовят детей к школе, другие полагают, что это зона ответственности педагогов. Одни дети в три года читают и считают, другие в семь едва складывают слоги и цифры. А потом 30–40 абсолютно разных ребят собираются в одном классе.
Неудивительно, что появляются лидеры и отстающие, и это тоже своего рода проблема современной школы. Классическая школьная система, в отличие от домашней школы, не учитывает интересы ни тех ни других. Быстро схватывающие материал ребята скучают на уроках, а те, кому нужен особый подход, находятся в постоянном стрессе.
Оба ребёнка Ксении Ярыш перешли в «Домашнюю школу Фоксфорда», потому что в государственном лицее не учитывали их индивидуальные особенности — такая проблема обучения есть и в обычных школах, и в гимназиях и лицеях.
«У сына всё пошло не так с первого дня. Что называется, не вписался. Возник конфликт с преподавателем по математике: Саше было трудно решать задачи в быстром темпе и давящей атмосфере (дома он с ними справлялся легко и быстро). В конце третьей четверти сын вовсе отказался решать математику, так как учительница сказала, что у него всё равно ничего не получится».
Проблема 5. Низкая эффективность занятий
Классический школьный урок длится 45 минут. Из них 10–15 уходит на организационные вопросы (все ли на месте, кто дежурный и так далее), ещё 10–15 на проверку и разъяснение домашнего задания. На подачу нового материала остаётся 15–20 минут, при условии, что класс спокойный и никто из учеников не саботирует. Такой режим негативно сказывается на качестве школьного образования.
Елена Янышина перешла в «Домашнюю школу Фоксфорда» потому, что каждый урок в её прежней школе походил на зоопарк. Дети стояли на ушах, а учителя вместо того, чтобы объяснять материал, пытались их успокоить. Получать знания в такой обстановке стало проблемой, и Лена решила попробовать онлайн-школу.
«В “Фоксфорде” я чувствую себя более ответственной. Сама встаю утром, сама сажусь за уроки, сама делаю ДЗ или читаю учебник. Никто тебя не заставляет: либо учишься, либо нет — это твой выбор».
Проблема 6. Большие домашние задания
Всё, что не успели пройти на уроке, переходит в работу на дом.
По СанПину на выполнение домашних заданий в младшей школе должно уходить 1,5-2 часа, в 6 классе — 2,5, в 9-м — 3,5 часа. Реальные цифры гораздо больше. Домашняя работа зачастую настолько объёмна, что за уроками приходится засиживаться допоздна. Особенно если ребёнок несамостоятелен и ждёт, когда мама с папой придут с работы и помогут с заданиями. Эта актуальная проблема современного образования беспокоит многих родителей.
Семейное образование приучает детей к самостоятельности. Особенно быстро учатся распоряжаться своим временем экстерны. Ученик «Фоксфорда» Василий Полторацкий в этом году заканчивает 11 класс, хотя по возрасту должен быть только в 8-м.
«За год экстерната я полностью освоился в самообразовании и начал получать удовольствие от обучения дома. Долой подъёмы в шесть утра и часовые поездки в метро с двумя пересадками! Главное преимущество экстерната в гибком графике. Если сегодня сделал мало, завтра наверстаешь».
Проблема 7. Плохая подготовка молодых учителей
Слабая заинтересованность в результатах обучения проявляется как у молодых, так и у опытных педагогов. Это общая проблема современной системы школьного образования в России.
Первым чтобы получать достойную зарплату, приходится брать больше часов, классное руководство и репетиторство. Качество обучения при этом оставляет желать лучшего. Учителям некогда готовиться к урокам, большая нагрузка неизбежно приводит к физическому и эмоциональному выгоранию.
Очень точно об этой проблеме в системе образования высказалась мама выпускницы «Домашней школы Фоксфорда» Ирина Фомичёва. К слову, сама в прошлом педагог.
«В школе много случайных людей. Сначала они случайно оказываются в педагогическом институте (он часто становится запасным аэродромом для не добравших баллы в топ-вузы), потом также случайно начинают преподавать.
Учитель — это призвание. Но его труд должен оплачиваться достойно. Иначе огонь в глазах быстро погаснет. Молодые педагоги тонут в отчётах и методичках. Канцелярщина и рутина убивают интерес к предмету, не оставляют времени для саморазвития. Добавьте к этому отсутствие материальных стимулов, и вы поймёте, почему на типичных школьных уроках скучно так, что зубы сводит».
Проблема 8. Устаревшие методы работы
Педагоги в возрасте зачастую не могут приспособиться к электронному документообороту, а главное — они не понимают ценностей поколения Z. Поэтому ходят на работу, лишь бы «доработать до пенсии», и порой открыто демонстрируют свою неудовлетворённость жизнью. А ведь таких учителей большинство, и их подход, безусловно, является недостатком современного образования.
В семье ученика «Домашней школы Фоксфорда» Тимофея Кожина решение о переходе на семейное обучение созрело внезапно. Мама опасалась, что сыну отобьют охоту учиться.
«Несмотря на гордое звание лицея, Тим часто сталкивался с враждебным отношением преподавателей. Сыну не нравился формальный подход к объяснению материала, а учителям — его стремление изучить темы глубоко, забегать вперёд. И мы ушли».
Проблема 9. Отсутствие подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
Подготовка к основному и единому государственным экзаменам идёт вразрез с повседневной учебной деятельностью школ. ОГЭ и ЕГЭ — форматные экзамены. Недостаточно разбираться в предмете, от учеников требуются довольно специфические умения: правильно интерпретировать задания, писать ответы в строгом соответствии с критериями оценивания, грамотно заполнять бланки. Основная проблема обучения в школе состоит в том, что на уроках этому не учат — приходится нанимать репетиторов или посещать подготовительные курсы.
В «Домашней школе Фоксфорда» подготовка к ОГЭ и ЕГЭ является частью индивидуальной программы учеников. Например, девятиклассник Вячеслав Костюшко вносит занятия по подготовке к ОГЭ в свой ежедневный план и постепенно просматривает.
«Главное — не бояться и быть честным с собой при подготовке. ОГЭ — это не монстр, а обычная контрольная, только в особом формате. Если посещал занятия и не читерил, всё будет хорошо».
Проблема 10. Внеурочная нагрузка
Современная общеобразовательная школа не выполняет воспитательной функции — только образовательную, но в обязательном порядке должна организовывать внеурочную деятельность обучающихся.
Добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, классных часов, чаепитий и концертов не нравится большинству детей и родителей. Особенно когда у ребёнка есть свои кружки и секции по интересам. И для многих учеников эта проблема в образовании является актуальной.
Дети на семейном обучении отнюдь не страдают от отсутствия социализации. Напротив, свободного времени становится больше. Так, ученик «Домашней школы Фоксфорда» Степан Павловских с трёх лет занимался хореографией, тхэквондо и художкой. А когда пошёл в школу, про кружки пришлось практически забыть — не хватало времени.
«В “Домашней школе Фоксфорда” действительно хорошее расписание. Занятия начинаются в 10:00 или 11:00, в четверг и воскресенье полностью свободные дни, а в субботу всего один урок. Это позволило мне вернуться в художку, а также записаться на самбо и в бассейн. В планах ещё заняться каллиграфией и скорочтением».
Традиционная школьная система имеется массу проблем и недостатков и нуждается в реформировании. Это факт. Недаром разработан новый национальный проект «Образование», который планируется реализовать к 2024 году.
Избавиться от недостатков массовой школы можно уже сейчас. Закажите обратный звонок или заполните форму бесплатной консультации — специалист «Фоксфорда» свяжется с вами и проконсультирует по вопросам семейного и дистанционного обучения.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Три проблемы современной школы: взгляд учеников
Ежедневное посещение школы для многих учеников превращается в нечто очень ненужное и отнимающее драгоценное время. Мы, Иван Ветошкин и Иван Сурвилло, два одиннадцатиклассника, объясняем, почему.
1. Биоритмы не в счёт
Школа совершенно не учитывает тот факт, что у всех людей разные биоритмы. Простейший пример — «совы» и «жаворонки». Как правило, «жаворонки» с большой долей скепсиса относятся к привычкам «сов», считая их хроническими сонями и лентяями. Видимо, эти самые «жаворонки» и постановили начинать занятия в школе рано утром, когда мозг у «сов» ещё не проснулся и не собирается.
Казалось бы, простейшее решение — учёба в две смены. Но это создаст дополнительную нагрузку на учителей, которые и так выматываются.
Предлагаем решить проблему просто: в половине школ начинать занятия утром, в другой половине — часа на два-три позже
Такой вариант, на наш взгляд, спасёт множество учеников от ненавистных ранних подъёмов и позволит повысить продуктивность обучения.
2. Нас постоянно отвлекают
Бесконечные контрольные, диагностики, приходящие «сверху», промежуточные аттестации, ОГЭ, ЕГЭ и иже с ними… За постоянной подготовкой к разнообразным формам контроля качества теряется основной смысл общего образования — передать ученику знания и навыки, необходимые во взрослой жизни. Умение решать тесты и писать контрольные работы — навык весьма сомнительный. В результате из школы выходят профессионалы в области расстановки крестиков в клеточки, совершенно себе не представляющие, кто такой Гумилёв или когда началась Великая Отечественная.
Если же значительно ослабить сторонний контроль, переложив ответственность за усвоение знаний на учеников, возрастёт мотивация к приобретению нужных знаний и автоматическому отсеиванию бесполезных.
3. Большой объём ненужных знаний
Даже когда забывается контроль и начинается реальное обучение, оно практически полностью состоит из заучивания фактов и формальных определений. Практических занятий в школе почти нет. Единственный оплот практики — уроки труда, которые то и дело заменяются профанацией вроде складывания оригами.
Огромные объёмы информации, вбиваемые в наши головы, сегодня есть в интернете. Конечно, на любой вопрос в гугл не полезешь: «база» нужна. Вопрос в том, что считать базой: знания, какие болезни переносят клещи, или их подробное строение?
Современные ученики усваивают огромный багаж знаний, но не имеют представления, как эти знания применить в реальной жизни
Мы знаем, что отвечать на ЕГЭ по обществознанию, но не умеем создавать ИП. Знаем строение того же клеща, но что делать при его укусе — не знаем. Понимаем, что компьютер нужно защищать от вирусов, но антивирус выбирать не умеем.
Хорошее решение — интерактивные проекты вроде Мастерславля или Кидзании, где дети получают полезные знания на практике. Второе, ещё лучше — переработать учебную программу и внедрить эту практику в школьные занятия. К примеру, на уроке обществознания можно разыгрывать сценки вроде «полицейский — нарушитель закона», а на уроке физики больше внимания уделять лабораторным работам.
Понятно, что проблем в современной школе много. Мы выделили три основные с нашей, ученической точки зрения.
Какие выделили бы вы? Пишите в комментариях.
Школьные годы — чудесные? С какими проблемами сталкиваются дети в школах
В преддверии учебного года говорим о проблемах в школе, несовершенствах общеобразовательной системы в России и о том, с какими трудностями может столкнуться любой школьник, начиная с первого класса.
Содержание:
6 основных проблем современной российской школы
Как сказал английский экономист Джон Мейнард Кейнс: «Трудность заключается не столько в создании новых идей, сколько в том, чтобы отойти от старых».
Именно этим и «грешат» сегодняшние общеобразовательные учреждения.
Мы собрали наиболее актуальные проблемы школ в России. Среди них:
1. Недостаток квалифицированных педагогов
Как отмечают директора школ, эта проблема существует уже давно. Действительно, многие педагоги приходят работать не по призванию, а совсем по другим причинам: близость к дому, предпенсионный возраст и т.д.
Если в школу попадает молодой, энергичный педагог, способный заинтересовать детей своим предметом, то его сразу нагружают отчётами, программами и ведением журналов.
Плюс к этому труд учителя до сих пор не имеет достойной оплаты.
Поэтому нетрудно догадаться, что в школах остро стоит кадровая проблема.
Учителя перегружены документацией, им некогда готовиться к урокам. Даже у молодых и амбициозных педагогов быстро наступает физическое и эмоциональное выгорание, и они покидают школу.
2. Устаревшие методики преподавания
Одна из главных проблем современного образования – это потеря детьми интереса к учёбе. Почему это происходит? Во многом из-за того, что подача материала происходит традиционными способами, «по старинке»: учитель долго и нудно объясняет тему из учебника, а затем даёт домашнее задание на закрепление пройденного материала.
Современные школьники не понимают, зачем учить параграфы, если сейчас найдётся ответ на любой вопрос в Интернете. И для чего слушать объяснения учителя, если на YouTube полно интересных видео по изучаемой теме.
3. Чрезмерная загруженность детей
Если мы посмотрим СанПин, то увидим, что учащиеся начальной школы должны тратить на подготовку домашних заданий не более полутора часов. Старшеклассникам же отводится на приготовление уроков не более трёх с половиной часов.
В действительности всё обстоит иначе. Школьникам задают на дом настолько много заданий, что за уроками им приходится засиживаться допоздна.
Кроме того, ученики перегружены всевозможными факультативами, дополнительными уроками и внеурочной деятельностью.
4. Отсутствие индивидуального подхода к ученикам
Случай из практики.
Оля учится в 8 классе. Спокойная, серьёзная и ответственная девочка. Пишет без ошибок, много читает и сочиняет стихи. Учительница литературы постоянно отправляет её работы на конкурсы. Но у Оли есть одна проблема – ей никак не даётся физика. Если параграф из учебника она ещё может зазубрить, то в практических занятиях и лабораторных работах постоянно делает ошибки. Учитель по физике ставит ей двойки и на родительских собраниях постоянно отчитывает девочку за нежелание учиться и постигать преподаваемый им предмет. Оля тяжело переживает свои неудачи и считает себя глупой и никчемной.
Большинство учителей действительно считают преподаваемый ими предмет самым важным и необходимым в жизни. И мало кто из них берёт в расчёт индивидуальные склонности учеников. Есть дети-гуманитарии, которые отдают предпочтение изучению русского языка, литературы и истории. Есть «технари», которые любят копаться в различных механизмах и изучать их устройство. Есть любители препарировать лягушек и рассматривать инфузорий под микроскопом.
Профильное направление появляется только в 10-11 классах, а до этого времени ученикам приходится, несмотря на свои склонности и интересы, успевать по всем предметам, даже по самым нелюбимым и сложным для них.
5. Оторванность школьного обучения от жизни
Процесс обучения в школе – долгий, сложный и, как оказывается, зачастую бесполезный. Знания, полученные на уроках, не находят применения в обычной жизни, и мы благополучно о них забываем.
Вот скажите, кому во взрослом мире пригодились тригонометрические тождества? А химические свойства алканов? А ведь школьники штудируют эти темы в 10-11 классе не один месяц.
Не лучше ли было потратить это время на изучение вопросов кибер-безопасности в Интернете или на овладение умением работать с документацией (будь то трудовой договор или договор о найме жилья)?
Учителя уверены: «Система образования устарела!» Каких уроков в школьной программе не хватает детям? Разбираемся в вопросе.
6. Проблема воспитания подрастающего поколения
Из года в год остаётся неразрешённой дилемма: кто же всё-таки должен воспитывать детей – школа или семья? Родители аргументируют тем, что им некогда заниматься этим процессом, они зарабатывают деньги, чтобы ребёнок был сыт и обут. Педагоги тоже не хотят брать на себя полную ответственность в этом вопросе, говоря о том, что только в семье закладываются фундаментальные основы воспитания.
В результате дети оказываются предоставлены сами себе. Только в 2019 году было зафиксировано 41,5 тысяч преступлений, совершенных несовершеннолетними! Причём дети и подростки всё чаще и чаще совершают действия насильственного характера и особо тяжкие деяния.
И, как всегда, остаётся открытым вопрос: кто в это виноват – семья или школа?
Вот основные проблемы общеобразовательных учреждений в нашей стране.
Есть ли решение у этих проблем? Конечно, есть. Но оно должно, во-первых, приниматься на государственном уровне, а, во-вторых, учитывать мнение всех субъектов образовательного пространства: и учеников, и педагогов, и родителей. Как мы понимаем, сделать это будет довольно непросто. Поэтому в последнее время многие родители стали выбирать для своих детей формат семейного, а не школьного обучения.
Что может ожидать ребёнка в школе и как помочь ему справиться с трудностями?
А теперь давайте поговорим о тех сложностях, которые могут поджидать наших детей прямо на пороге образовательного учреждения.
«Подводные камни» начальной школы
Вот он, счастливый первоклассник с огромным букетом цветов, впервые переступает порог школы, садится за парту и открывает свой первый в жизни учебник. Пока всё кажется ему интересным и необычным: и звонки, и перемены, и домашние задания.
Но проходит месяц-другой, и ребёнку становится скучно. Он не может долго сидеть за партой, постоянно отвлекается и отвлекает других, на вопросы учителя не отвечает и отказывается выходить к доске. Дома только делает вид, что занят приготовлением уроков, а на самом деле играет в компьютер или планшет.
Это явление называется «школьная дезадаптация». Иными словами – неприспособленность ребёнка к школьной жизни: правилам, режиму, домашним заданиям.
Психологи и педагоги отмечают, что в начальной школе таких учеников с каждым годом становится всё больше и больше.
Также среди младших школьников «набирает популярность» учебная несамостоятельность. Ребёнок вроде бы адаптировался к школе, ему нравится учиться, но он не может без помощи родителей сделать домашнее задание, собрать портфель и подготовить на завтра школьную форму. Более того, он даже может не помнить, что ему задали сегодня на дом.
Что советуют психологи:
Психологическое неблагополучие школьников
Всемирная организация здравоохранения каждый год проводит международное исследование среди подростков на тему физического и психического самочувствия. По их данным, с 2014 по 2018 год психологическое благополучие школьников во многих странах значительно снизилось. Дети стали чаще испытывать раздражительность, нервную возбудимость и подавленное настроение.
Причинами плохого самочувствия учеников стали:
Чтобы помочь ребёнку справиться с симптомами психологического неблагополучия, родителям необходимо придерживаться ряда правил:
Не зацикливайтесь на оценках
Мамы и папы всегда, сами того не осознавая, транслируют ребёнку те или иные ожидания от учёбы. Кто-то прямо говорит: «Ты должен учиться на одни пятёрки», а кто-то тяжело вздыхает и качает головой, когда сын или дочь приносит «тройку». Ребёнок начинает сильно переживать, что не может порадовать родителя отличной учёбой, замыкается в себе и начинает «трястись» перед каждой контрольной работой.
Поэтому родителям важно уделять внимание не оценкам ребёнка, а конкретным достижениям: как сын или дочь красиво пишет в тетради, как быстро выучил стихотворение, какой у него получился необычный рисунок. Школьник (и его родители) должны понимать, что дневник с одними пятёрками – это, конечно, хорошо, но в жизни важны именно реальные знания и умения.
Помогите наладить отношения со сверстниками
Если у ребёнка сложились конфликтные отношения с одноклассниками, выслушайте все его жалобы, расспросите о том, что явилось причиной разногласий. Объясните, что необязательно быть со всеми в хороших отношениях, достаточно иметь 1-2 друзей из класса.
Если ситуация усугубляется, и ребёнком стал «изгоем» и «белой вороной», задумайтесь о переводе в другой класс или школу.
Проверьте, как складываются отношения у вашего ребёнка со сверстниками, не обижают ли его дети или взрослые, пока вас нет рядом! Смотрите, где ваш ребёнок находится и где был в течение дня, слушайте, что происходит вокруг, а также дозванивайтесь в любой ситуации с приложением «Где мои дети».
Проведите ревизию кружков и секций
Чрезмерная загруженность ребёнка школьными и внешкольными делами негативно сказывается и на физическом, и на психическом самочувствии. Стоит остановиться на одном кружке или секции, чем водить сына или дочь и на английский язык, и на плавание, и на верховую езду. Всестороннее развитие – это прекрасно, но только когда оно не идёт во вред здоровью.
Узнайте об отношениях ребёнка с педагогами
Конечно, все родители хотят, чтобы учителя в школе по достоинству оценили их ребёнка и сразу заметили, какой он умный и замечательный. Но часто бывает так, что у сына или дочери не складываются отношения с определённым педагогом. Учитель может намеренно занижать оценки, без причины придираться к ученику, публично высмеивать.
Что делать в такой ситуации родителям? Для начала попробуйте «разведать обстановку» и узнать, как учитель относится к другим детям. Возможно, у данного педагога просто такой стиль преподавания или он просто переносит свои личные неурядицы в рабочую обстановку.
Если же всё-таки «мальчиком» или «девочкой для битья» стал именно ваш ребёнок, попробуйте лично поговорить с учителем и выяснить причины такого отношения. Расскажите, что и вы, и ребёнок заинтересованы в изучении предмета и хотите избежать конфликтной ситуации.
Социальное расслоение
Школа – это то место, где в одном классе могут собраться дети из семей с разным материальным положением, разными культурными ценностями и интересами. Нередко эта разница в социальном положении становится серьёзной проблемой как для школьника, так и для его родителей.
Случай из практики
Лена – девочка из небогатой семьи. Мама работает няней в детском саду, папа – охранником в магазине. В детстве Лена донашивала одежду за старшими сестрами и играла старыми игрушками. Когда девочке исполнилось 13 лет, родителям пришлось переехать в другой район, и Лена стала ходить в гимназию.
Оказалось, что в её классе у большинства детей обеспеченные родители, поэтому девочку сразу стали дразнить из-за немодной одежды и отсутствия дорогих гаджетов. Поначалу Лена терпела насмешки одноклассников, но вскоре стала просить у родителей сначала планшет (якобы для учёбы), затем одежду от известных брендов и новый смартфон.
Родители попытались объяснить дочери, что они не могут позволить себе такие дорогие покупки, но девочка ничего не хотела слушать и объявила, что, пока у неё не будет дорогих вещей, школу она посещать не собирается. Родителям Лены пришлось обратиться к школьному психологу, так как они были обескуражены поведением дочери и не знали, что делать в такой ситуации.
Что советуют психологи:
Вопросы безопасности
Каждый родитель, отправляя ребёнка в школу, хочет быть уверен, что с ним ничего не случится. Но реальность такова, что ребёнок может столкнуться с опасностью как по дороге в учебное заведение, так и непосредственно в нём.
Как защитить ребёнка и научить безопасному поведению по дороге в школу?
Что делать в ситуации травли?
Проблема буллинга – самая острая и страшная для современных детей и их родителей. Вместе с психологами и экспертами мы разобрали эту тему «по косточками»: что делать в такой ситуации родителям, куда обращаться, как наладить отношения в коллективе и атмосферу в классе – ответы на эти и другие вопросы ищите в нашем блоге: https://findmykids.org/blog/tag/bulling.
Как вы уже, наверное, поняли, в современном общеобразовательном учреждении действительно много проблем, и некоторые из них могут коснуться и вашего ребёнка. Но именно школа покажет детям мир во всём его многообразии, научит быть самостоятельными и ответственными, поможет найти себя и своё предназначение в жизни.
Поэтому давайте стараться сделать так, чтобы школьные годы вашего сына или дочери действительно были чудесными и оставили после себя только приятные воспоминания.