проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский

Русский космизм. Н. Федоров, К. Циолковский, Л. Чижевский, В. Вернадский

Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца 19 начала 20 в является космическая философия, или русский космизм. Среди истоков возникновения русского космизма можно выделить следующие:

Проблематикой русского космизма активно занимались такие мыслители как Н. Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И, Вернадский, Л. Чижевский.

К.Э. Циолковский основанием своей естественной философии считал познание Вселенной. Он разрабатывал собственную космическую философию (монизм), противопоставляя ее с одной стороны, религиозному дуализму духа и тела, а с другой пессимистическому материализму, игнорирующему вопросы о вселенских целях жизни. Циолковский считает, что жизнь и разум на земле не являются единственными во вселенной. В качестве доказательства этого утверждения он считает достаточным то обстоятельство, что вселенная безгранична. По Циолковскому, в ходе эволюции со временем будет образован союз всех разумных высших существ космоса. Сначала в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем союза союзов и так далее до бесконечности. Нравственная, космическая задача Земли внести свой вклад в совершенствование космоса. Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствование мира земляне могут, лишь покинув землю и выйдя в космос. Поэтому Циолковский видит свою личную задачу в помощи землянам по организации переселения на другие планеты и расселения их по всей вселенной. Он подчеркивал, что суть его космической философии заключается в переселении с Земли и в заселении космоса.

Чижевский был основоположником гелиобиологии, науке о Солнце и его влиянии на земные процессы. Смысл его концепции состоит в том, что на богатом фактическом материале доказывается существование природных и космических ритмов, зависимость биологической и общественной жизни на Земле от пульса космоса. Интересна мысль Чижевского о том, что магнитные возмущения на солнце в силу единства всего существующего в космосе могут серьезно сказываться на проблеме здоровья руководителей государства. Ведь во главе большинства правительств практически большинства стран стоят не молодые люди. Происходящие на земле и в космосе ритмы, влияют на их здоровье и самочувствие. Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что солнце существенно влияет не только на физические (биологические) процессы на Земле, но и на социальные (войны, бунты, революции).

Учение о ноосфере, разработанной Вернадским, представляет собой выдающееся достижение научной мысли. «Вернадский осознал необходимость нового мышления, в условиях, когда человеческая деятельность приняла общепланетарный характер и стала мощной геологической силой, изменяющей биосферу». В этих условиях, по мнению Вернадского, человек должен мыслить и действовать в планетарном, биосферном масштабе. Особенно это относится к научной работе, к ученому, несущему полную ответственность за судьбу биосферы и за будущее человечества.

Ноосферная концепция, основы которой были заложены Вернадским в его работах 30-х и 40-х годов, адресована современности, сегодняшнему дню. Она выражает качественно новую ступень в развитии самого естествознания, его коренного поворота к научному освоению производительных сил природы.

Источник

РУССКИЙ КОСМИЗМ

проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Смотреть фото проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Смотреть картинку проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Картинка про проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Фото проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский

Будущее человечества. Эта тема всегда

рассматривалась с большим интересом в рамках как

восточной, так и европейской философской

традиции. Но во второй половине 20 века резко

сместились акценты: человек стал не только мечтать

о прекрасном грядущем, но и искать оптимальные

способы для его достижения. И на этом пути у него

возник закономерный вопрос: «А возможно ли

будущее в принципе?» Количество ядерного оружия

на планете и вероятность экологического катаклизма

не позволяют дать утвердительный ответ.

Наибольшую актуальность приобрело осмысление

трудностей во взаимоотношениях природы и

человека, а также отношений между людьми.

Благодаря обсуждению этих проблем сложилось

несколько традиций. Космизм в русской философии

является одной из них.

Определение.

Название «космизм русский» возникло в 60-е годы,

когда народ бурно ликовал по поводу освоения

космоса и обращения к практически забытому

наследию К. Э. Циолковского. Тогда оно охватило

собой широкую область русской культуры конца 19 –

начала 20 века. Его наиболее яркими

представителями были: в поэзии – Брюсов, Тютчев;

в музыке – Скрябин; в живописи – Нестеров. А

философское направление формировалось вокруг

идей К. Э. Циолковского (которого поддержали

такие крупные учёные, как В.

Чижевский) и трудов Н. Ф. Фёдорова.

проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Смотреть фото проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Смотреть картинку проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Картинка про проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Фото проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский

В первую очередь философы-космисты размышляли

над дальнейшими перспективами развития

человечества. Конечно, из-за образа жизни и стиля

мышления авторов, их работы очень непохожи. Но,

несмотря на это, у них можно найти много общих

идей, дополняющих и развивающих друг друга и

формирующих целое направление в отечественной

Главная идея.

Космизм русский впервые обосновал идею

объединения всех людей, основываясь не столько на

политических и идеологических причинах, сколько

на нравственных и экологических. Таким образом,

сформировалась важнейшая черта философского

направления – соединение таких несовместимых

ранее проблем, как установление всеобщего

братства, освоение космоса и сохранение

Направления русского космизма.

Их несколько, но главных течений всего пять.

Некоторые из них мы уже упоминали выше. Сейчас

представим вам полный список:

Естественно-научное (Циолковский, Вернадский,

Художественно-поэтическое (Морозов, Сухово-

Кобылин, Брюсов, Одоевский, Тютчев).

Эзотерическое (Рерих). Ноосферное (Шипов,

Родоначальник космизма.

Основателем космизма и его крупнейшим

представителем является Николай Фёдорович

Фёдоров. Он никогда не занимался философией

профессионально. Фёдоров добывал средства на

жизнь сначала преподаванием, а потом работой в

библиотеке. При жизни Николая Фёдоровича было

опубликовано очень мало его работ. Но и этих

изданий хватило для того, чтобы многие философы

и писатели смогли восхищаться его идеями.

Особенно благожелательные отзывы поступали от А.

М. Горького, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

Многие идеи русского космизма были

сформулированы Фёдоровым в его труде

«Философия общего дела». Он считал, что причина

дисгармонии в отношениях природы и человека

кроется в неустройстве жизни последнего. А природа

из-за своей бессознательности выступает в качестве

враждебной силы. Только эту силу можно подчинить

при помощи человеческого разума. Философ считал,

что «люди должны вносить в мир гармонию и

наводить в нём порядок». Благодаря этому эволюция

природы превратится из стихийной в сознательно-

проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Смотреть фото проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Смотреть картинку проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Картинка про проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Фото проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский

Всеобщая регуляция.

Русская философия, русский космизм были бы

немыслимы без идеи Фёдорова об осуществлении

всеобщей регуляции. Она необходима для

преодоления разрыва между природой и человеком.

При этом психофизиологическая регуляция

подразумевает управление нашей внутренней силой.

Внешняя же развёртывается от нашей планеты к

Вселенной и охватывает несколько ступеней:

Метеорическая регуляция (объект – Земля).

Планетарная астрорегуляция (объект – Солнечная

Космическая (объект – Вселенная).

При прохождении этих ступеней человечество

сможет объединить все существующие звёздные

миры. Кстати, русский космизм как философское

направление зародился именно благодаря этой идее.

Так что Николая Фёдоровича можно с уверенностью

Четыре принципа Циолковского.

Существенное влияние на космизм в русской

философии оказал Константин Эдуардович

Циолковский. Он известен как оригинальный

мыслитель, писатель-фантаст и провозвестник

астронавтики и ракетодинамики.

Константин Эдуардович считал, что наш мир можно

объяснить лишь с космической точки зрения.

Будущее мира – это освоение космоса людьми. Вся

наша деятельность должна сосредоточиться на

совершенствовании взаимодействия космоса и

человека. Освобождение разумных организмов от

зависимости в отношении их среды обитания – одна

из главных задач эволюции. Константин Эдуардович

думал, что освоение космоса сможет объединить

людей в цельное государство.

Существует ряд философских принципов, на

которые опирался Циолковский. Русский космизм до

сих пор их исповедует. Таких принципов четыре.

Рассмотрим их в порядке важности:

Панпсихизм (признание чувствительности

Монизм (материя едина, и её свойства одинаковы).

Принцип бесконечности (сила космического

разума и Вселенная бесконечны).

Принцип самоорганизации (Вселенная сама

выстраивает собственную структуру).

Ноосфера Вернадского.

Многие идеи русского космизма были

сформулированы Владимиром Ивановичем

Вернадским. Он был не только выдающимся

естествоиспытателем, но и значительным

мыслителем, а также основателем учения о биосфере

и её переходе в ноосферу.

В. И. Вернадский и другие представители такого

направления, как космизм русский, считали, что с

помощью науки человечество сможет подчинить

себе вселенную и стать ответственным за её судьбу.

Это можно объяснить тем, что «научная работа

станет проявлением геологической деятельности

человека, а это создаст особое состояние биосферы и

подготовит её к переходу в ноосферу». Последнюю

мыслитель понимал как сферу расширения

разумной деятельности людей, направленной на

поддержание жизни на планете в рамках биосферы,

затем в околосолнечном пространстве и в итоге уже

за его пределами. По мнению В. И. Вернадского,

сама эволюция подготовила вступление

человечества в эпоху ноосферы. А главное условие

этого перехода – объединение созидательных

условий для повышения общего уровня

проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Смотреть фото проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Смотреть картинку проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Картинка про проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Фото проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский

Солнечная активность Чижевского.

Русская философия, русский космизм получили

существенный толчок в развитии благодаря работе

Александра Леонидовича Чижевского, в которой

речь шла о влиянии солнечной активности на

историю человечества. Учёный считал, что

революционные потрясения происходили в периоды

наибольшей активности Солнца. Это явление

повторяется с интервалом в 11 лет. В свою очередь,

одиннадцатилетний цикл состоит из 4 периодов:

Минимальная возбудимость (3 года).

Рост возбудимости (2 года).

Максимальный подъём возбудимости (3 года).

Понижение возбудимости (3 года).

Теории Чижевского о влиянии солнечных бурь на

поведение конкретных людей и социальные явления

и сейчас имеют очень широкое распространение.

проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Смотреть фото проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Смотреть картинку проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Картинка про проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Фото проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский

Заключение.

Итак, мы рассмотрели русский космизм как

философское направление. Надо отметить, что

человеку потребовалось много сотен лет для

обретения разумного облика наряду с развитым

осознанием собственной духовности. Проходя

стадии формирования мировоззрения, человеческая

цивилизация открывала новые виды познания,

создавая новые отрасли философских взглядов и

Приглашаю прослушать интервью

Генерал-лейтенанта запаса Алексея Савина.

проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Смотреть фото проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Смотреть картинку проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Картинка про проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Фото проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский

Источник

Философия русского космизма

Введение. Определение понятия «космизм»

Космизм (от греч. ;;;;;; — «упорядоченный мир») — совокупность философских, религиозных, эстетических и естественнонаучных течений, основным положением которой является представление о космосе как о четко структурированной системе и о человеке как о гражданине мира – космополите. Для космизма характерны понятия о микро- и макрокосмосе. Один из главнейших вопросов космизма суть космическое единство всех живых существ.

Подчеркнем, что классификаций направлений космизма весьма условны, так как все космисты были оригинальными мыслителями, создававшими уникальные и независимые системы, подлежащие строгому индивидуальному анализу.

1. Крупнейшие представители русского космизма. Философия отдельных направлений космизма.

1.1. Философия Н.Ф.Фёдорова

Основатель и крупнейший представитель космизма – Николай Фёдорович Фёдоров. Он никогда не занимался философией профессионально, и нам известно совсем немного его прижизненных публикаций. Но и их было достаточно для того, чтобы многие именитые философы и писатели смогли восхищаться его идеями. Особенно благожелательные отзывы поступали от А. М. Горького, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Основные положения русского космизма были сформулированы Фёдоровым в его труде «Философия общего дела». Философ придерживался мнения, что причина дисгармонии в отношениях природы и человека кроется в неустройстве жизни последнего. А природа из-за своей бессознательности выступает в качестве враждебной силы, которую можно подчинить при помощи человеческого разума. Фёдоров считал, что «люди должны вносить в мир гармонию и наводить в нём порядок», вследствие чего эволюция природы превратится из стихийной в сознательно-регулируемую.

Космизм непредставим без идеи Фёдорова об осуществлении всеобщей регуляции, что необходима для преодоления разрыва между природой и человеком. При этом психофизиологическая регуляция подразумевает управление нашей внутренней силой. Внешняя же развёртывается от нашей планеты к Вселенной и охватывает несколько ступеней: метеорическая регуляция (объект – Земля), планетарная астрорегуляция (где объектом является Солнечная система) и, наконец, космическая (объект – Вселенная). При прохождении этих ступеней, по Фёдорову, человечество сможет объединить все существующие звёздные миры.

2.1. Философия К.Э.Циолковского

Константин Эдуардович Циолковский, оказавший существенное влияние на космизм, известен в первую очередь как оригинальный мыслитель, писатель-фантаст и провозвестник астронавтики и ракетодинамики. Будущее мира, считал Константин Эдуардович, это освоение космоса людьми, поэтому вся деятельность человека должна сосредоточиться на совершенствовании его взаимодействия с космосом, а деятельность разумных существ должна быть направлена на совершенствование взаимодействия человека со Вселенной. Он также полагал, что наш мир можно объяснить лишь с космической точки зрения. Одну из важнейших задач эволюции живого он видел в освобождении разумных организмов от зависимости по отношению к среде обитания. Циолковский считал, что освоение космоса объединит людей в единое, непрестанно увеличивающееся государство, которое будет существовать на бескрайних просторах Вселенной.

Циолковский рисовал вполне идиллическую картину: климат будет изменяться по желанию и надобности. Вся земля сделается обитаемой и приносящей великие плоды. Будет полный простор для развития как общественных, так и индивидуальных свойств человека. Техника будущего даст возможность изучить все планеты, несовершенные миры будут ликвидированы и заменены собственным населением. Земля будет отдавать небесным колониям свой избыток людей. В конечном счёте, мы увидим бесконечную Вселенную с бесконечным числом совершенных существ.
Существует четыре философских принципа, на которые опирался Циолковский. Русский космизм до сих пор их исповедует. В первую очередь, это панпсихизм, – признание чувствительности всей Вселенной. Другим принципом является монизм, что зиждется на допущении того, что материя едина и основные свойства ее во Вселенной одинаковы. Согласно этому принципу материальное и духовное начала Вселенной едины, едины также живая и неживая материя, человек и Вселенная. Согласно принципу бесконечности сила космического разума и Вселенная бесконечны, а принцип же самоорганизации заключается в том, что Вселенная сама
выстраивает собственную структуру. Циолковский допускал, что Вселенная имеет первопричину и движется волей, которые находятся вне ее пределов. Однако человек способен подчинить развитие космоса своей воле. Но для этого ему надо завоевать космос, на основе его изучения и подчинения своему разуму.

3.1. Философские концепции В.И.Вернадского

4.1. Космизм А.Л.Чижевского

Судьба основателя космобиологии Александра Леонидовича Чижевского была омрачена арестом в 1942 г, вследствие чего бесследно пропало 150 папок научного материала, а также законченная научная работа “Морфогенез и эволюция с точки зрения теории электронов”. Лишь в 1957 г Чижевский был реабилитирован.
Но вернемся к философии космизма.

Чижевский представлял электрон субстратом природного мира, который зиждется на принципе всеобщего кругообращения. Согласно данному предположению, сему принципу подчиняется существование всего сущего, а его действие проявляет себя наглядно в различных симметриях. Поясним последнее.
Сегодня бытует и переживает популярность гипотеза, которой в свое время придерживался и Чижевский, а именно: история человечества имеет свою периодичность и зависит от солнечной активности. Так, войны и всякого
рода революционные события соответствуют моментам наибольшей солнечной активности, что повторяется периодами с интервалом в одиннадцать лет. Этот одиннадцатилетний цикл подразделяется, в свою очередь, на четыре периода:
1) период минимальной возбудимости (3 года);
2) период роста возбудимости (2 года);
3) период максимального подъема возбудимости (3 года);
4) период снижения возбудимости (3 года).
Данная идея была обоснована Чижевским при помощи объемного приводимого фактического материала. Несмотря на то, что рукописный оригинал работы “О периодичности всемирно-исторического процесса” был утрачен, сохранилось его краткое изложение-истолкование, именуемое “Физические факторы исторического процесса”.

Идеи Чижевского о влиянии солнечных бурь и космических катастроф на социальные явления и поведение отдельных людей имеют сегодня широкое распространение.

2. Русский космизм и философия современности

В данной работе был рассмотрен русский космизм как философское направление. В этой философии четко обозначены два аспекта взаимосвязи человека и космоса: с одной стороны, человек как неотъемлемая часть меняющегося Космоса, зависящая от него как от единого целого во всех своих проявлениях, с другой – человек как фактор эволюции, способный путем создания новых технологий активно воздействовать на окружающий мир, изменяя его (стоит добавить, что окружающий мир в представлении космистов по сути своей неизменен). Если закрыть глаза на тот факт, что на рубеже XIX-XX вв. кризисные последствия технократического отношения к миру еще не дали о себе знать, космисты предупреждали будущие поколения о возможных негативных последствиях вопиющей эксплуатации природы. Космизм повторил печальную судьбу многих философских течений, опережавших свои эпохи по прогрессивным для тех времен идеям, однако в современной ситуации надвигающегося экологического кризиса значение “общего дела” как регуляции отношений человека и Вселенной становится все более приоритетным. Отметим неслучайное совпадение главных принципов философии космизма и главных идей современной научной картины мира. Так, космизм, имеющий общечеловеческое значение, призван подтолкнуть людей к целостному видению мира как единства человека и космоса, используя также различные предвосхищения, глядящие в далекое будущее. Значение космизма в наши дни нельзя умалить: ведь на заре нового тысячелетия, когда человечество обременено поисками принципиально нового типа мышления, учение космизма являет собой особую важность.

Источник

Русский космизм. Н.Ф. Федоров и его последователи.

Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца XIX— началаXXвв. является так называемая космическая философия, или, как чаще ее именуют, русский космизм.

Среди истоков возникновения русского космизма можно выделить следующие:

Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIXв. и новые открытия в различных отраслях знания подтолкнули космистов на гениальные догадки, носящие научно-практический. характер и опирающиеся на науку как средство достижения благородных целей. Так, развитие науки, прогресс человеческого знания позволили Н.Ф. Федорову выразить наде­жду и рассчитывать на будущее воскрешение умерших не только с помощью божественной благодати, aв первую очередь благо­даря научным методам. Быстрое развитие науки и техники по­зволило К.Э. Циолковскому разрабатывать идеи о способах пе­ремещения человека в космическом пространстве.• Исторические корни русского космизма имеют самое не­посредственное отношение к России и национальным особен­ностям русского народа.

Проблематикой русского космизма активно занимались такие мыслители, как Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев, К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, Л. Чижевский.

Космизм Н.Ф. Федорова оказал сильное влияние на творчест­во других представителей русского космизма, в том числе такихвыдающихся ученых-естествоиспытателей, как К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский.

К.Э. Циолковский (1857-1935), выдающийся русский естествоиспытатель, пионер ракетостроения, обладал обширными познаниями и разносторонними интересами как в области естественных на­ук, техники, так и в области философии. Основанием своей «естественной философии» Циолковский считал «познание Вселенной», а также «отречение от рутины, которую дает современная наука». Циолковский полагает, что жизнь и разум на Земле не явля­ются единственными во Вселенной. Правда, в качестве доказа­тельства этого утверждения он считает достаточным то обстоя­тельство, что Вселенная безгранична. Иначе «какой бы смысл имела Вселенная, если бы не была заполнена органическим, ра­зумным, чувствующим миром?» А на основании сравнительной молодости Земли им делается вывод о том, что на других «старших планетах жизнь гораздо более совершенна» По Циолковскому, в ходе эволюции со временем будет обра­зован союз всех разумных высших существ космоса. Сначала — в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем — союза союзов и так далее до бесконечности, так как бесконечна сама Вселенная Идеи Циолковского о единстве разнообразных миров Космоса, его постоянном совершенствовании, включая и самого чело­века, выходе в Космос имеют важный мировоззренческий и гу­манистический смысл.

А.Л. Чижевский (1897-1964) был основоположником науки о Солнце и его влиянии наземные процессы. Ему принадлежит ряд выдающихся открытий в области естественных Hayк. Интересна мысль Чижевского о том, что магнитные воз­мущения на Солнце в силу единства всего существующего в Космосе могут серьезно сказываться на проблеме здоровья руко­водителей государств. Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что Солнце существенно влияет не только на физические (биологические) процессы на Земле, но и на социальные процес­сы. Социальные катаклизмы, происходящие на Земле (войны, бунты, революции) во многом определяются, по мнению Чижев­ского, поведением нашего светила. Многие его идеи нашли свое применение в области космических наук. Они подтверждают неразрывное единство человека и космоса, указывают на их тесное взаимовлияние.

Источник

Русский космизм от Гагарина до Гагарина: почему первым был не Юрий, а Николай

Подчинить себе природу и заселить космос — люди мечтали об этом задолго до первых полетов во внеземное пространство. Таким мечтателем был и философ-визионер XIX столетия Николай Федоров, отец которого по иронии судьбы носил фамилию Гагарин. О том, как Федоров-Гагарин хотел превратить мир в общину и заставить науку воскресить мертвых и отправить их космос, рассказывает философ Кирилл Забелин.

Ровно 60 лет назад — 12 апреля 1961 года — человечество сделало шаг в звездную неизвестность. Старший лейтенант Гагарин скомандовал «Поехали!», и ракета-носитель вывела корабль «Восток-1» на околоземную орбиту.

Читайте также

В 1826 году служащий Коллегии иностранных дел князь Павел Иванович Гагарин (1798–186(?)) выходит в отставку и поселяется в одном из своих имений в Тамбовской губернии. Сюжет складывается почти как в известной повести Карамзина: молодой барин, удалившись от светской суеты, сходится с простой девушкой. Ее даже звали Лизой, Елисаветой. На этом сентиментальная проза заканчивается и начинается проза жизни. У князя Гагарина и Елисаветы родится четверо детей. Самому младшему — Николаю — будет суждено стать ярчайшим философом религиозно-метафизического направления, автором «Философии общего дела» и родоначальником русского космизма, в рамках которого перед человечеством будет поставлена задача прорыва в космос.

проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Смотреть фото проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Смотреть картинку проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Картинка про проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Фото проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский

Через сто лет ее с честью выполнит старший лейтенант Юрий Гагарин. Га-га-рин. История русского космоса могла бы так эффектно закольцеваться на этой знаковой фамилии. В 1962 году, по случаю первого выхода человека в открытый космос, в зарубежной прессе даже была напечатана статья под заголовком «Два Гагарина». Но увы. В силу социальных условностей незаконнорожденный Николай не имел права носить дворянский титул и фамилию своих прямых предков.

Он получит другую фамилию — Федоров, по имени крестного отца, и будет записан в купеческое сословие. Всё это, впрочем, не помешает ему войти в историю русской и мировой мысли в качестве незауряднейшего философа, пророка космической эры, духовного учителя поколения.

Гагарин старший — отец Федорова — вскоре уезжает в Москву, где весной 1830 года венчается с молодой и родовитой барышней Людмилой Ивановной Вырубовой. У них родится еще пятеро детей — уже законных, в силу происхождения матери. В имение князь с новой семьей вернется лишь спустя 19 лет. На тот момент Николай уже будет заканчивать гимназию.

Утрата родного, доброго человека переполняет сердце Николая горечью. С детства он был впечатлительным и болезненно переживал свое двусмысленное положение в доме, равно как и двусмысленное положение человека в мире. Мысли о «небратском» состоянии мира зародились еще тогда. В посмертных записях философа был найден листок с такими строками:

«От детских лет сохранились у меня три воспоминания. Видел я черный, пречерный хлеб, которым, говорили при мне, питались крестьяне в какой-то, вероятно, голодный год. Слышал же я в детстве войны объяснение на мой вопрос об ней, который меня привел в страшное недоумение: на войне люди стреляют друг в друга… Наконец, узнал я не о том, что есть и неродные, и чужие, а что сами родные — не родные, а чужие».

Строки были перечеркнуты — Федорову явно не хотелось оживлять в памяти эти воспоминания. Дальше писать он не стал.

Может быть интересно

Детские откровения и переживания юности вылились в грезы о преодолении коренных пороков социальности. Всё это претворится в мощную философскую программу, которая вызывала чувство солидарности у величайших умов того времени. Вл. Соловьев признавал Федорова своим «отцом духовным». Ф. М. Достоевский писал, что прочел его мысли «как бы за свои». С нескрываемым почтением относился к философу Л. Н. Толстой, хотя позже они и разошлись во взглядах. В период дружбы граф не упускал возможности подшутить над известным книгочеем: как-то раз, приглашенный Федоровым в святая святых Румянцевского музея — в книгохранилище, — Толстой, оглядывая длинные ряды книжных шкафов, задумчиво заметил:

«Эх, динамитцу бы сюда!» На что Федоров, всегда спокойный, вдруг вскипел: «Много я видел на свете глупцов, а такого еще не видал!»

Но это был казус. Характерно скорее другое. Например, запись Толстого в дневнике от 5 октября 1881 года:

«Николай Федорович — святой! Каморка. Исполнять! — Это само собой разумеется. — Не хочет жалованья. Нет белья, нет постели».

В письмах того времени он пишет:

«Ему 60 лет, он нищий, всё отдает, всегда весел и кроток».

«Мне очень тяжело в Москве. Есть здесь и люди. И мне дал бог сойтись с двумя.
Один — это В. Ф. Орлов. Другой — Н. Ф. Федоров».

Николай Федоров действительно жил как аскет. Питался скудно, спал на сундуке. Проработав какое-то время учителем истории и географии в уездных училищах, он пешком отправляется в Москву, где поступает на служение в Чертковскую библиотеку, а затем в библиотеку Румянцевского музея. Благодаря Федорову библиотека становится местом постоянных встреч интеллектуалов. На эту пору и приходится его знакомство со многими выдающимися людьми, которых поражали федоровской стиль жизни и мысли.

«Это был худенький, среднего роста старичок, всегда бедно одетый, необычайно тихий и скромный. Ходил зимой и летом в одном и том же стареньком коротеньком пальто. При большой подвижности умных и проницательных глаз, он весь светился внутренней добротой, доходящей до детской наивности. Если бывают святые, то они должны быть именно такими. Николай Федорович не только органически был неспособен причинить кому-нибудь зло, но я думаю, что и сам он был неуязвим для всякого зла… Отец, обычно пылкий и несдержанный в разговорах, всегда его выслушивал с особенным вниманием и никогда с ним не горячился», — вспоминает сын Льва Николаевича Илья Толстой.

Интересно, что Федоров никому не разрешал себя фотографировать. Лишь раз художник Леонид Пастернак (отец писателя Бориса Пастернака) тайком набросал его портрет.

проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Смотреть фото проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Смотреть картинку проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Картинка про проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Фото проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский

Чем же так пленяла федоровская «Философия общего дела»? В первую очередь тем, что не была отвлеченной рациональной системой. Русское просвещенное общество к тому времени уже порядком подустало и от навязчивого рационализма гегельянского толка, и от материалистических упрощений позитивизма. Прекраснодушные идеалисты 40-х, равно как и радикальные позитивисты и нигилисты 60-х, изжили себя как тип. Федоровский замысел был проектом не только радикального переустройства мира, но и духовного преображения человека в нем.

Читайте также

С одной стороны, Федоров обращался к «учености» мира, признавая науку величайшим достижением. Ее возможности он считал поистине безграничными. Но наука служит не тому хозяину. Она стала рабой производства орудий убийства и эксплуатации. Военное и торгово-промышленное дело присвоило науку, государственный эгоизм извратил ее до неузнаваемости. Науку поселили в грязном цеху как чернорабочую, внушив ей, что это и есть ее подлинная цель и призвание.

Ученое сословие, говорит Федоров, должно сознать себя проводником совсем иных идеалов — идеалов «всеобщеобязательного дела».

«Ученые, разбившие науку на множество отдельных наук, воображают, что гнетущие и обрушивающиеся на нас бедствия находятся в ведомстве специальных знаний, а не составляют общего вопроса для всех, вопроса о неродственном отношении слепой силы к нам, разумным существам, которая ничего от нас, по-видимому, и не требует, кроме того, чего в ней нет, чего ей недостает, т. е. разума правящего, регуляции. Конечно, регуляция невозможна при нашей розни, но рознь потому и существует, что нет общего дела; в регуляции же, в управлении силами слепой природы и заключается то великое дело, которое может и должно стать общим».

Философия Федорова и была философией этого «всеобщеобязательного дела».

Итак, в чем же оно заключается и при чем тут космос?

Эта базовая интуиция была положена в основание федоровской программы и разошлась целым веером позднейших концепций космизма: от естественно-научных до литературно-художественных.

«Мир как неволя и как проект освобождения от неволи»

Мир — очень важное слово для Федорова. «Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т. е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства» — так озаглавлена одна из его работ.

До революции слово «мир» писалось двояко: с «и» восьмеричной и с «i» десятеричной. Был мир, а был мiр.

Мир — согласие, спокойствие, не-война.

А мiр — это род человеческий, общество, народ, вселенная, земной шар. Вся совокупность действующих по наитию природных сил.

«Mip — это то, что существует в настоящее время, когда природа господствует над чувствующим и разумным существом, когда и это чувствующее и разумное существо, рождая, т. е. бессознательно производя новое существо, само стареет и умирает вместо того, чтобы, воссозидая умерших, самому делаться бессмертным, нестареющим, т. е. самовосстановляющимся».

«Мiр есть факт, а мир — проект»

Федоров хорошо понимал, что род — еще не родство. Общество — еще не со-общество. Бытие еще не со-бытие. Вселенная — еще не Космос.

Вселенная — лишь обитаемый мiр, ойкумена, материальная действительность. Она находится во власти неразумных, бесчувственных сил хаоса, не дающих мiру собраться воедино.

проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Смотреть фото проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Смотреть картинку проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Картинка про проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Фото проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский

«Ненавистная раздельность мира и все проистекающие из нее бедствия»

Именно в противоречивом характере «мира» Федоров видит ключ к пониманию «общего дела» человечества. С одной стороны, мiр есть целое, он един и единственен. С другой стороны, в мiре постоянно идет война, он состоит из многого, которое враждует между собой. Целое мира пребывает в вечной расколотости. Нет согласия. Нет мира в мiре. Как вправить этот чудовищных вывих?

Этот проклятый вопрос и послужил исходной точкой «Философии общего дела»:

«Почему мip не мир? почему для одних мир — только вне мipa, a для других нет мира ни в мipe, ни вне мipa?
Почему природа нам не мать, а мачеха или кормилица, отказывающаяся кормить?».

Мiр-род, который не есть мир-согласие, — это хаос.

Мiр в состоянии мира — это космос. Так его понимала еще Античность.

Где-то посередине застрял человек. Космос — осуществленная гармония целого в противоположность хаосу. Гармония, которая снимает противоречие двоемирия.

Мiр должен стать миром

Таков исходный смысл русского космизма, религиозно-метафизической матрицей которого выступает «Философия общего дела». Настоящий мир — это космос, пространство цельности. В это пространство необходимо прорваться. Космос необходимо освоить. Сделать своим.

Всем мiром, всем родом человечество должно совершить рывок и перейти в состояние космичности. Объединить мiр-вселенную и мир-согласие. Мiр-род и мир-не-войну. Но для этого род должен сначала объединиться в себе. Прийти в состояние заветного «братства».

Смерть проделывает дыру в полноте мира, обрекает мир бесконечно рождаться заново

Философский смысл этой интуиции точно раскрывает философ, исследователь русского космизма Федор Гиренок:

«Если всякое настоящее оказывается всего лишь ступенькой к будущему, то вереница этих ступенек никогда не закончится, история не свершится и останется бесконечно не совершенной. История имеет смысл, если она конечна, т. е. выполняется. Только конечное обладает полнотой».

Может быть интересно

Фактическая история мира — история несовершенная, бессмысленная, ложная. Она есть не что иное, как «взаимное истребление, истребление друг друга и самих себя, ограбление или расхищение через эксплуатацию и утилизацию всей внешней природы (т. е. земли)», «собственное вырождение и умирание (т. е. культура)».

Природа — это палач. Она слепа, неразумна и саморазрушительна. Это смертоносная сила, которую необходимо направить усилием разума.

проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Смотреть фото проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Смотреть картинку проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Картинка про проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский. Фото проблемой смысла жизни в русском космизме занимались н федоров л чижевский

«Как ни глубоки причины смертности, смертность не изначальна; она не представляет безусловной необходимости. Слепая сила, в зависимости от которой находится разумное существо, сама может быть управляема разумом».

«Смерть есть свойство, состояние, обусловленное причинами, но не качество, без коего человек перестает быть тем, что он есть и чем должен быть».

Философ убежден, что «смерть есть просто результат или выражение несовершеннолетия, несамостоятельной, несамобытной жизни, неспособности к взаимному восстановлению или поддержанию жизни. Люди еще недоросли, полусущества, но полнота личного бытия, личное совершенство возможно только при совершенстве общем. Совершеннолетие есть и безболезненность, бессмертие».

Он утверждает, что природа должна быть выведена из заблуждения смертности. Духовно — посредством единения людей. Технически — посредством научных свершений.

«Задача человеческого рода, — пишет Федоров, — состоит в обращении всего бессознательного, само собою делающегося, рождающегося в сознательное, светлое, действительное, всеобщее, личное воскрешение».

«Без воскрешения умерших невозможно бессмертие живущих»

«В чувстве скорби первого сына человеческого, сожаления о потере отца зародилась та мировая скорбь о тленности всего, о всеобщей смертности, в которой природа впервые дошла до сознания своего несовершенства и с зарождением которой положено начало обновлению мира, начало эпохи человеческой, в которую мир должен быть воссоздан силами самого человека».

«Воскрешение есть замена похоти рождения сознательным воссозданием»

По мысли Федорова, «сыны» и «дочери человеческие», сознавшие метафизическую греховность рождения и долг перед «отцами», сумеют перевести слепые природные силы из темного русла в светлое.

«Вопрос о силе, заставляющей два пола соединяться в одну плоть для перехода в третье существо посредством рождения, есть вопрос о смерти; это исключительное прилепление к жене, заставляя забывать отцов, вносит политическую и гражданскую вражду в мир и вместе с тем заставляет забывать о Земле как на небе находящемся теле и о небесных телах как о Землях».

Федоров считает забвение «отцов» величайшим пороком памяти человечества. Его термин «патрофикация» буквально означает «отцетворение». По крупицам, по атомам воссоздавая умерших предков, «сыны» отвоюют их у небытия.

«Совершеннолетие сынов человеческих тогда только начнется, когда человечество перейдет от воспитания детей отцами к воскрешению отцов детьми», — писал Бердяев, комментируя учение Федорова.

«Масса человечества из толпы, взаимной толкотни, борьбы превратится в стройную силу, когда она, сельская масса, народ, будет объединением сынов для воскрешения отцов, будет родством, психократиею. Превращение „толпы“ в союз сынов, находящих свое единство в деле отцов, и есть именно объединение, но не слияние. В этом-то деле всех отцов, как одного отца, и становится каждый великим человеком, участником величия этого дела, несравненно более великим, чем все, которые назывались этим именем. Только сын человеческий есть великий человек, есть человек, пришедший в меру возраста Христова; все же так называемые великие люди не достигали этого возраста. Мысль, по которой человек называется сыном человеческим, обнимает весь род, а дело, по которому он так называется, есть обращение слепой смертоносной силы в силу, возвращающую жизнь всем отцам».

В этой высшей точке «Философия общего дела» становится космичной в буквальном смысле этого слова. Собранное воедино человечество должно будет отправиться в космическое пространство, потому что бесчисленные поколения «отцов» невозможно разместить в тесных пределах Земли. Задача выхода в космос физический сливается с задачей выхода в космос метафизический: всем мiром в мир.

Читайте также

Через воскрешение всех поколений «отцов» «сознание будет распространяться на все миры Вселенной. Воскрешение есть превращение Вселенной из хаоса, к которому она идет, в космос, т. е. в благолепие нетления и неразрушимости». Тогда человечество само станет Космосом в его единящей полноте. Тогда оно наконец свершится.

«Общее дело» после Федорова

В числе последователей философа было много ученых естественно-научного толка. Один из самых известных — К. Э. Циолковский, «отец русской космонавтики». Интересно, что уже тогда, в первой трети XX века — Федоров умер в 1903 году, — Циолковский отмечал, как плоско понимают космонавтику современники:

«Многие думают, что я хлопочу о ракете и беспокоюсь о ее судьбе из-за самой ракеты. Это было бы глубочайшей ошибкой. Ракеты для меня только способ, только метод проникновения в глубину космоса, но не самоцель. Недоросшие до такого понимания вещей люди говорят о том, чего не существует, что делает меня каким-то однобоким техником, а не мыслителем…»

Сегодня дело обстоит еще хуже. Мало кто помнит, зачем на самом деле лучшие умы человечества бились над задачей выхода в космос. Почему это вообще было так важно? Из пространства поиска истины и смысла космос сделался просто пространством. Черным вакуумом — безжизненным и бесконечным. Одно слово — space.

Государства «пичкают» этот «спейс» спутниками в безумных гонках вооружений. Коммерсанты придумали «спейс-тревеллинг» и торгуют космосом направо и налево. Общественность же больше волнует, были ли американцы на Луне или какую новую «штуку» запустит в небо Илон Маск. И когда там уже на Марс? Ну, скоро уже?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *