проблема смысла жизни в истории философии

Проблема смысла жизни человека

проблема смысла жизни в истории философии. Смотреть фото проблема смысла жизни в истории философии. Смотреть картинку проблема смысла жизни в истории философии. Картинка про проблема смысла жизни в истории философии. Фото проблема смысла жизни в истории философии проблема смысла жизни в истории философии. Смотреть фото проблема смысла жизни в истории философии. Смотреть картинку проблема смысла жизни в истории философии. Картинка про проблема смысла жизни в истории философии. Фото проблема смысла жизни в истории философии проблема смысла жизни в истории философии. Смотреть фото проблема смысла жизни в истории философии. Смотреть картинку проблема смысла жизни в истории философии. Картинка про проблема смысла жизни в истории философии. Фото проблема смысла жизни в истории философии проблема смысла жизни в истории философии. Смотреть фото проблема смысла жизни в истории философии. Смотреть картинку проблема смысла жизни в истории философии. Картинка про проблема смысла жизни в истории философии. Фото проблема смысла жизни в истории философии

проблема смысла жизни в истории философии. Смотреть фото проблема смысла жизни в истории философии. Смотреть картинку проблема смысла жизни в истории философии. Картинка про проблема смысла жизни в истории философии. Фото проблема смысла жизни в истории философии

проблема смысла жизни в истории философии. Смотреть фото проблема смысла жизни в истории философии. Смотреть картинку проблема смысла жизни в истории философии. Картинка про проблема смысла жизни в истории философии. Фото проблема смысла жизни в истории философии

Смысл жизни, как его трактует философия, не связан с жизнь в потустороннем мире. Смысл жизни понимается на пути познания мира, на пути активного деятельностного к нему отношения. В философии сформировались следующие концепции, обосновывающие смысл жизни:

Человек обладает свободой выбора. Однако, свободу нельзя соотносить с произволом, со своеволием. Свобода выбора человека как личности связана с осознанием ответственности. Человек должен отвечать с найденный и реализованный им смысл жизни, поскольку его осуществление затрагивает жизнь других людей. Ответственность за реализацию своего предназначения человек осознает только в связи с признанием существования другого человека.

проблема смысла жизни в истории философии. Смотреть фото проблема смысла жизни в истории философии. Смотреть картинку проблема смысла жизни в истории философии. Картинка про проблема смысла жизни в истории философии. Фото проблема смысла жизни в истории философии

В истории философии можно выделить несколько ведущих положений, раскрывающих суть смысла жизни:

1. Смысл жизни трансцендентен самой жизни. Это означает, что смысл жизни находится за пределами жизни. Человеческая жизнь приобретает смысл, если человек живет ради других людей, служит интересам семьи, нации, общества. Человек воплощает себя в своих потомках, передает им результаты своей деятельности.

На каждый этапе развития культуры формируется своя позиция в решении вопроса о смысле жизни. Особенно остро вопрос о смысле жизни звучит в эпохи кризисов, в переходные эпохи. Возникает осознание того, что не существует заранее заданного образца смысла жизни, который указывал бы человеку верную тенденции самореализации.

Человек должен развивать свои способности посредством творческой деятельности. Творчество должно получить признание со стороны общества. При этом, творческая деятельность должна приносить личностное удовлетворение. В вопросе о творчестве возникает некий парадокс. Каким содержанием должен быть наполнен смысл жизни, если человек понимает, что он смертен? С конца CC века в философии формируются такие течения как философия жизни, экзистенциализм, которые рассматривают вопросы о ничтожности человека перед смертью, о предопределенности человеческой жизни и деятельности.

Атеизм отрицает идею бессмертия. Жизнь человека конечна, «загробной жизни» не существует. Для того, что жизнедеятельность человека не потеряла своего значения, в атеизме формируется концепция личности, которая включает в себя следующее:

Подведем итоги

1. Проблема человека относится к числу важнейших проблем философии. Проблема человека разрабатывается философской антропологией. Философская антропология отвечает на вопрос: какова сущность человека, каков смысл его жизни.

4. Человек соотносит свою деятельность, поступки с системой общественных ценностей. Возникает вопрос оправдания своей деятельности, соизмерение ее с деятельностью другого человека. Человек задается вопросом о смысле жизни, осознавая его как соотношение свободы и необходимости.

Источник

6 популярных теорий о смысле жизни

проблема смысла жизни в истории философии. Смотреть фото проблема смысла жизни в истории философии. Смотреть картинку проблема смысла жизни в истории философии. Картинка про проблема смысла жизни в истории философии. Фото проблема смысла жизни в истории философии

В чем смысл жизни? Над этим вопросом ученые и философы бились не одно столетие, но так и не смогли прийти к какому-то определенному и единому выводу. Из споров истина не родилась, скорее все ещё сильнее запутались. Это привело к расколу на множество лагерей, в каждом из которых люди по-своему пытались осознать тщетность бытия. И у всех это получилось. А решать, что из этого правильнее и вернее, предоставили тебе и нам. Поэтому мы попытались разобраться в самых популярных учениях различных философов, чтобы все-таки понять, в чем же смысл жизни.

1. Гедонизм

Одно из древнейших учений, которое было направлено на понимание смысла жизни. Основоположником его считается философ Аристипп, живший в одно время с Сократом. Исходя из логики гедонистов, смысл жизни человека заключен в удовольствии, которое является высшим благом. Под удовольствием не стоит понимать только удовлетворение физиологических потребностей — сюда входит все, что может принести человеку это состояние: например, творчество, наука, искусство и тому подобное.

По философии гедонистов, удовольствие, как смысл жизни, является единственной настоящей ценностью, в то время как остальные ценности человека носят исключительно инструментальный характер. То есть предназначены для достижения удовольствия. Интересное учение, хоть и довольно простое.

2. Эвдемонизм

Чаще всего это философское учение, одним из основателей которого был Аристотель, приравнивают к течению гедонизма. Однако между этими двумя вещами есть колоссальная разница, которая заключена в следующем: для эвдемонизма смысл жизни — полное и абсолютное счастье, которое находится намного выше человеческого удовольствия. В некоторых моментах такое понимание главного вопроса человека в чем-то схоже с учением буддизма. Хоть там главной целью становится вырваться из бесконечной цепочки перерождений, но делается это для того, чтобы достигнуть нирваны, так называемого просветления. Это-то просветление и схоже с эвдемонизмом. Согласно учению, счастье заключено в победе духа над телом, который отрицает страх перед Богом, смертью и страданием.

3. Утилитаризм

Суть этого философского подхода к изучению смысла жизни лежит в том, что человек должен извлекать из всего происходящего с ним определенную пользу. От предыдущих двух учений отличается тем, что извлекаемая польза необязательно должна приносить ему удовольствие или счастье. Одним из первых, кто разграничил эти три течения и систематизировал утилитаризм, был философ-моралист Иеремия Бентам. По его словам, смысл человеческой жизни в том, чтобы сделать своё существование максимально комфортным. Правда, человек в аспекте бытия загнан в этические рамки, выход за которые является непозволительным. При столкновении с выбором счастья в свою пользу или пользу окружающих человек должен руководствоваться не своими личными потребностями, а удовлетворением желаний максимального числа окружающих людей. С другой стороны, в основе учения лежит принцип, который провозгласил Кант: относись к окружающим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. То есть смысл сводится к извлечению пользы из событий, которая осчастливит окружающих.

4. Принцип самопожертвования

В ряде некоторых функций это учение о смысле жизни довольно похоже на течение утилитаризма. Однако полностью соотносить эти два понятия нельзя, поскольку имеются кардинальные различия. Если в первом случае человек может (и в некоторых случаях должен) прожить свою жизнь, извлекая из неё максимальную пользу, то здесь главным принципом становится самоотречение, что довольно благородно. Отказ от личной выгоды не только не должен смущать человека, но и обязан стать его смыслом жизни. Отчасти подобные пункты присутствовали в философии стоиков, отчасти это учение родилось из христианства и образа Иисуса Христа. По сути, получается так, что каждый из нас должен принести максимальную пользу другому, отринув личные мотивы. И если все человеческое сообщество приложит максимум усилий для этого, в мире воцарится счастье, радость и гармония, а сосуществование станет настолько приятным, что вряд ли тогда люди откажутся от выполнения такой миссии. Звучит заманчиво, но крайне утопично. Хотя было бы неплохо жить в таком обществе.

5. Экзистенциализм

Это философское течение не только взорвало миллионы мозгов своей жёсткостью и откровенностью, но и стало основным в прошлом веке, плавно перейдя и в наше время. Кьеркегор, Камю, Сартр и многие другие философы активно продвигали эту философию в массы. Суть ее в том, что смысл жизни человека сводится к познанию собственной сущности, которая определяется существованием. Жизнь человека и он сам — открытый проект, который необходимо завершить. Правда, это практически невозможно. Человек сталкивается с разным опытом на протяжении своего существования: бренностью жизни, ее абсурдностью, а также тотальной свободой, которая может оказаться иллюзорной. Исходя из всех этих факторов, человек и выстраивает свою истинную сущность, но под воздействием различных обстоятельств та может меняться. А потому полностью достроить ее не получится, следовательно смысл жизни теряется, снова сводясь к простому существованию. То есть смысл — в обретении недостижимого, что позволяет нам заключить, исходя из этого, что смысла жизни и вовсе не существует. А принимать это или нет, решать только тебе.

6. Прагматизм

Это течение, которое обычно связывают с именем американского философа Чарльза Пирса, основано только на личной выгоде человека. Он не то что может извлекать ее из происходящего и окружающего его — достижение личного счастья приравнивается к смыслу жизни. Отличие от других перечисленных течений в том, что здесь этические рамки не только не устанавливаются, но и должны быть разрушены. Здесь все вопросы переводятся в практическую плоскость, духовное ставится на второй план. Цель человека, какой бы она ни была, какой бы эгоизм им ни двигал, оправдывает средства, которые человек использует для ее достижения. Жёстко, не очень приятно, но надо смириться с тем, что много людей так и живет. Может, поэтому наш мир не всегда такой приятный?

Источник

Проблема смысла жизни в философии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Смысл жизни – это представление о некоторой цели, которую имеет жизнь каждого человеческого существа.

Трансформация представлений о смысле жизни

Представление о смысле жизни тесно связано с представлением человека о самой жизни, ее месте в бытии, а также с отношением к смерти, как к значимой вехе или итогу человеческой жизнедеятельности. Можно выделить два основных подхода к проблеме жизни и смерти – объективистский и субъективистский.

В рамках объективистского подхода вопрос смысла жизни как бы снимается, человек не личность, но лишь один из многих, что проходит жизненный путь предначертанный ему заранее (богом, судьбой, природой), его цель – прожить свою жизнь и умереть, соблюдая определенные, соответствующие мифу этические положения. Жизнь сама по себе не представляется чем-то исключительным, она рядовое событие, человек лишь один из многих.

Именно в рамках субъективистской позиции проблема смысла жизни встает в полный рост. Ведь центральным событием жизни человека становится сама жизнь, ее индивидуальный, неповторимый характер, рост, развитие и реализация личностного потенциала. И вместе с тем, данный подход не способен дать единое, универсальное решение вопроса о смысле жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные подходы к пониманию смысла жизни

Попытки поиска смысла жизни осуществлялись в самых разнообразных философских школах начиная с античности и до наших дней. К числу основных можно отнести:

Гедонистические воззрения сформировались еще в античной философии, у эпикурейцев. Гедонисты находили смысл жизни в наслаждениях, прежде всего интеллектуальных и чувственных. Они полагали что человек может испытывать лишь два переживания – удовольствие и неудовольствие, а потому должен стремится к первому и избегать второго.

Эвдемонизм разрабатывался стоиками. Они полагали что смысл человеческой жизни заключается в достижении счастья, однако находили его не в удовольствии, а в спокойствии. Человек должен сохранять невозмутимость духа и принимать то, что дает ему судьба – в этом наивысшее благо.

Прагматизм складывается в американской философии и понимает благо как практическую пользу. Смысл человеческой жизни в таком случае заключается в наибольшей эффективности, полезности как для себя, так и для общества.

Гуманизм видит главную ценность жизни человека в самом человеке, раскрытии его потенциала, самоактуализациии.

Экзистенциальная философия складывается в начале двадцатого века на основании отрицания рационального видения мира. Экзистенциальные философы понимают мир как хаотическое и иррациональное место, в котором у человека не может быть предназначения, поскольку он изначально предоставлен лишь самому себе. Смысла жизни не существует и в этом есть величайшая ценность и свобода человеческой жизни.

Типы «самовосприятия» человека по Шелеру

Концептуальная попытка обобщить различные стратегии людей по поиску смысла жизни и самоидентификацией с той или иной системой смысловых координат была сделана немецким философом М. Шелером. Всего он выделил пять основным типов личностного самовосприятия:

Первый тип является достаточно традиционным, в нем человек рассматривает собственную жизнь и ее смысл через призму религиозных догматов. Как правило, это приводит к тому, что главной целью и ценностью жизни становится духовный рост, совершенствование человеческой души, для приближения к богу, «очищения» от неких врожденных грехов. На практике подобное совершенствование заключается в неукоснительном соблюдении этических требований конкретной религиозной общины или организации, верность и вера в ее догмы, а также подчинение авторитету ее служителей.

Второй тип связан с представлением о том, что сам человек есть воплощение божественного начала – он венец эволюции, царь природы, проявление высших сил на земле. Человек видит свою задачу во всестороннем развитии и реализации себя, воплощении собственных желаний и потенций.

Третий тип предполагает, что человек не уникален, он смог занять доминирующее положение в природе и мире не благодаря некому предначертанию в виде божественного начал или разума, но лишь благодаря труду, пути постепенной работы над собой и над миром, в основе которой лежит стремление к удовлетворению заложенных природой влечений – к размножению, власти или пропитанию.

Четвертый тип находится в оппозиции к предыдущим. Если с позиции религии, гуманизма и прагматизма человек находится в процессе положительного роста, развития, совершенствования, то данный тип предполагает, что человек напротив отдаляется от наиболее естественного и совершенного способа существования, определяемого традициями, мифом, единством с природой, в сторону искусственной среды обитания образованной научно-техническим прогрессом, которая лишь негативно влияет на человечество. Смысл жизни в свою очередь заключается в возвращении к корням.

Наконец пятый тип человеческой самоориентации заключается в признании позиции, что личность в жизни не детерминирована ничем – ни религией, ни разумом, ни пользой, ни традицией. Человек возник в природе в результате случайности, мутации и естественного отбора, а потому полностью свободен распоряжаться собственной жизнью.

Источник

Проблема смысла жизни в истории философии

Смысл жизни с точки зрения античной философии. Учения Конфуция и его последователей. Философия Моизма, Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Этические воззрения Ян Чжу. Смысл жизни в русской философии: В.В. Зеньковский, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк.

РубрикаФилософия
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления17.02.2014
Размер файла46,7 K

проблема смысла жизни в истории философии. Смотреть фото проблема смысла жизни в истории философии. Смотреть картинку проблема смысла жизни в истории философии. Картинка про проблема смысла жизни в истории философии. Фото проблема смысла жизни в истории философии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Санкт-Петербургский Университет Управления и Экономики

Факультет управления и экономики

«Проблема смысла жизни в истории философии»

По дисциплине «Философия»

Микрюков Олег Андреевич

доцент кафедры философских наук,

Квита Галина Николаевна

Введение

Люди издавна начали задумываться о смысле жизни человека в мире. Главный вопрос, который люди задают сами себе: «Зачем жить?». Каждый рано или поздно задается вопросом, зачем он здесь и какова цель его жизни. Действительно ли он живет для чего-то или же его жизнь ничего не значит для окружающих его людей. Этот вопрос является одним из важнейших вопросов философии, и каждый философ пытался по-своему ответить на этот вопрос, объяснить его со своей точки зрения. И до сих пор единого ответа на него не существует.

Вопрос смысла жизни включает в себя представление о мире, мораль, этику, поведение человека в обществе. И каждый человек определяет для себя свой смысл жизни по-своему, в зависимости от того, что он видит, чему учится, о чем думает. Люди имеют разные представления о ценностях в жизни, о вопросах бытия. В соответствии с этим они выбирают свой жизненный путь. В то время, как один стремится жить в свое удовольствие, другой старается жить не только для себя, но и помогать окружающим.

Человек ищет смысл в жизни, так как это помогает ему определиться с тем, как прожить свою жизнь, чтобы она не была бесполезной, имела какое-либо значение для него самого. Нельзя определить, к чему стремиться, какие цели и задачи ставить перед собой, не определив для себя главной ценности своей жизни, не поняв ее смысла. Только от человека зависит определение этого смысла. Каждый день, в каждой ситуации человек свободен совершать собственный выбор, исходя из своих убеждений. И в жизни каждого человека наступают моменты, когда он задумывается о прожитой жизни, анализирует те или иные события, произошедшие с ним и по воле которых он находится в том месте, куда привел его свой собственный выбор. Он задает себе вопрос: «А стоило ли это тех усилий и что я должен делать дальше, и как я должен это делать». Осознание смысла жизни есть определение своего жизненного направления, своего пути движения к цели, во имя которой, и в соответствии с которой, по мнению человека, он и действовал на протяжении своей жизни.

Смысл жизни для человека это своего рода вера. Цель, к которой он стремится и ради которой живет. Человек без цели в жизни, равно как и человек без веры, едва ли остается человеком в целостном понимании этого слова. У такого человека нету принципов, он действует исходя лишь из своих нынешних желаний, не задумываясь о том, к чему это может привести впоследствии. Фактически этот человек превращается в тень для окружающего мира. Он бесполезен не только для окружающих, но и сам для себя. И наоборот, человек, имеющий цель в жизни, способен на многое. Он точно знает, чего он хочет, и добивается или старается добиться этого разными способами. В данном случае неважно, действует ли он из благих намерений или же нет, но он точно знает, что ему нужно в жизни, и именно осознание этого факта придает ему стимул двигаться дальше. Ведь, если есть к чему стремиться, то можно пережить большое количество жизненных испытаний и прийти к тому, что человек считает необходимым для себя. Дальше проблема заключается в том, чтобы понять, правильно ли человек определил смысл жизни, и не несут ли его убеждения вреда окружающим, но понимание смысла в жизни, как такового, определенно помогает добиваться определенных успехов, и уж точно такая жизнь не может называться прожитой зря.

Целью данного реферата является изучение взглядов разных философов на проблему смысла жизни в истории философии, рассмотрение её с точки зрения различных философских школ и направлений.

Данная тема безусловно является актуальной, так как проблема, изучаемая в данном реферате имеет большое значение в жизни общества в целом и каждого человека в частности.

Смысл жизни с точки зрения античной философии. Древнегреческая философия

В древнегреческой философии вопрос о природе человека, его происхождении и месте в мире занимал значительное место. У истоков антропологического подхода в изучении проблемы человека стояли софисты, которые впервые стали противопоставлять природное и общественное. В их философии ставится важнейшая проблема личности человека.

Эпикур.

Затем антропологическая традиция в древнегреческой философии была забыта и вновь возродилась в учениях Эпикурейцев и Стоиков. Эпикурейцы провозгласили гедонистическое понимание смысла жизни. Позже Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья человека. Он полагал, что каждый человек способен избирать собственный жизненный путь, творить свою судьбу.

Сократ.


Аристотель.


Демокрит.

Настоящее мужество у людей состоит в том, чтобы быть сильнее удовольствий, сильнее своих чувственных желаний и страстей.

Древневосточная философия

Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Начало китайского философского мышления, подобно тому как это было позже в Древней Греции, уходит своими корнями в мифологическое мышление. В китайской мифологии мы встречаемся с обожествлением неба, земли и всей природы как реальностей, образующих среду человеческого существования. Из этой мифологизированной среды выделяется наивысший принцип, который правит миром, сообщает существование вещам. Этот принцип иногда понимается персонифицировано как наивысший правитель (шанди), но чаще он представляется словом «небо» (тянь).

Конфуцианство.

Центральное место среди них принадлежит концепции жэнь (человечность, гуманность, любовь к людям), которая выражает закон идеальных отношений между людьми в семье и государстве в соответствии с правилом «не делай людям того, чего не пожелаешь себе». Особое внимание Конфуций уделяет принципу сяо (сыновняя почтительность и уважение к родителям и старшим), являющемуся основой других добродетелей и самым эффективным методом управления страной, рассматриваемой как «большая семья». Значительное внимание он уделял также таким принципам поведения, как этикет и справедливость.

Даосизм.


Философия Моизма.

Впервые вопрос о человеке как индивиде поставил Ян Чжу. Его воззрения представляют учение о естественности природы, развивающейся в силу необходимости и не знающей над собой божественного творца. Ян Чжу рассматривал человека как часть природы, как самого умного среди животных

По мысли Ян Чжу, первоначальная природа человека чиста. Поэтому главная цель жизни состоит в том, чтобы сохранять свою природу. «Поэтому следует наслаждаться, пока живы, зачем тревожиться о том, что будет после смерти?» Этические воззрения Ян Чжу сводятся к положениям о раскрытии человеком тех свойств, которые заложены в нем от рождения природой. Эти свойства определены и подчинены самопроизвольно и неизбежно действующей естественной силе, на которую духи и небо не могут оказать никакого влияния.

Смысл жизни с точки зрения средневековой философии

В средние века человек рассматривался прежде всего, как часть мирового порядка, установленного Богом. А представление о нем самом, как оно выражено в христианстве, сводится к тому, что человек есть «образ и подобие Бога». Но согласно этой точки зрения в реальности этот человек внутренне раздвоен вследствие его грехопадения, поэтому он рассматривается как единство божественной и человеческой природы, которое находит свое выражение в личности Христа. Поскольку каждый изначально обладает божественной природой, он имеет возможность внутреннего приобщения к божественной «благодати» и тем самым сделаться «сверхчеловеком».

Августин Блаженный.


Фома Аквинский.


Философия Нового Времени

Проблема смысла жизни не может решаться вне связи со всем тем, что принято именовать проблемой личности. Это было ясно многим философам, однако первое наиболее глубокое осознание данной связи можно найти в этике И. Канта. Сам Кант видел сверхзадачу своей философии в объяснении феномена человека и считал, что существенное отличие человека умещается во всем том, что образовывает личность. То обстоятельство, что человек может владеть представлениями о собственном «я», бесконечно возвышает его над всеми другими существами, которые живут на Земле. По утверждению Канта, смысл жизни не вне, а внутри человека. Фактором, образующим смысл жизни, является идея, которая принимает вид этического закона, обязанности, которая доведена до полноты понимания высшего блага, внутренне переживаемого человеком как одухотворенно-приподнятое.

Кант видел смысл жизни человека в развитии его как самоцели, ибо человек «имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу». Однако достигать своего счастья человек может лишь в соответствии с универсальными моральными законами. И. Кант считал, что действие является моральным, если ему можно придать всеобщий характер. По его мнению, люди совершают нравственные поступки рационально, согласуя их с моральным законом. Его смысл состоит в том, что необходимо «всегда относиться ко всему человеческому в себе и в других как к самоцели и никогда не видеть в ней лишь средство». И. Кант настаивал на том, что человека никогда нельзя использовать как средство для достижения чужого счастья.

И. Бентам и Д. Стюарт-Милль.

И.Г. Фихте.


Смысл жизни в русской философии XIX-XX в.в


В.В. Зеньковский.

Зеньковский характеризует дух как полную движения жизнь, как динамическую, пребывающую в постоянном изменении и развитии субстанцию. Это проявляется в активности и творческих проявлениях человека, в его разуме, свободе, способности к раскаянию и надежде на лучшее будущее. Как некий огонь, дающий жизнь, энергию, свет, являющийся источником всякого изменения, дух человека все определяет и все объединяет в человеческой природе.

В.В. Зеньковский полагает, что заданность «креста», «жизненное задание» не осуществляется с железной необходимостью. Смысл задан, но изначально не осуществлен. Свобода человека проявляется в том, что он может осуществить этот смысл, наполнить свою жизнь служением цели, заданной Богом; а может бессознательно или вполне осознанно уклониться от этого осуществления, полагая, что строит свою жизнь совершенно автономно и самостоятельно, а это всегда является иллюзией.

Н.А. Бердяев.


С.Л. Франк.

С. Франк отмечал, что одной из наиболее актуальных проблем современного общества является проблема добра и правды, тесным образом связанная с проблемой смысла жизни. Именно добро и правду Франк причисляет к «дремлющим в нас, скрытым от постороннего взора, но настойчиво требующим своего обнаружения духовным силам, образующим как бы истинное существо нашего «Я»».

Он отмечает, что для человека уже с ранней юности очень важна проблема «духовной значительности» и «осмысленности» жизни, осознание того, что мы родились «не даром». Это, по мысли философа, дает каждому основание думать, что «мы призваны осуществить в мире что-то великое и решающее» и тем самым реализовать себя. Вопрос о смысле жизни сводится им к знаменитому вопросу Чернышевского «Что делать?» Франк считает, что необходимо совершенствоваться в соответствии со своим нравственным идеалом.

конфуций моизм бердяев аквинский


Заключение

Рассмотрев взгляды выдающихся философов человечества мы видим, что проблема смысла человеческого бытия всегда стояла в центре философских исследований. Однако, философы были ограничены уровнем знаний и задач общества, в котором жили. Несмотря на это, все философы и философские течения во все времена в той или иной степени ставили целью смысла жизни человека его внутреннее, духовное развитие, направленное на улучшение своей жизни и жизни других людей.

Так, например, характеризуя древневосточную философию человека, можно отметить, что важнейшей чертой ее является ориентация личности на крайне почтительное и гуманное отношение, как к социальному, так и природному миру. Вместе с тем эта философская традиция ориентирована на совершенствование внутреннего мира человека. Улучшение общественной жизни, порядков, нравов, управления связывается прежде всего с изменением индивида и приспособлением его к обществу, а не с изменением внешнего мира и обстоятельств.

Философия Нового Времени сосредоточила свои взгляды на личном развитии индивида с верой в прогресс, науку и разум с целью познания и увеличения власти над природой.

В русской же философии главное место уделялось человеку и его собственному развитию, осознанию истинного «Я» и осмыслению предназначения его в этом мире.

Подводя итог, мы видим, что человечество на протяжении всей своей истории приближалось к пониманию близости человека к высшему, духовному началу. Ведущие философы всех времен понимали, что такое понимание возможно только при условии самосовершенствования и служения вечным истинам и идеалам, духовной работы над своей душой.

Список литературы

2. Антология мировой философии: В 4-х т. 1969.

3. Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Наука, 1966. Т. 6.

4. В. Франкл. Человек в поисках смысла.

5. Н.Бердяев. О назначении человека.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

Смысл жизни и ее ценность: многообразие понимания. «Идеальные типы» философского самовосприятия человека. Судьба и поиски смысла жизни. Свобода и творчество как экзистенциальные ориентации. Судьба и жизненный путь. Истина и ценность в античной философии.

курсовая работа [38,1 K], добавлен 16.09.2010

Понимание смысла жизни в эпоху Античности, в Новое и Новейшее время. Средневековое понимание этого вопроса. Смысл человеческой жизни в марксистской философии. Религиозное и атеистическое его истолкование в философии. Проблема самореализации человека.

реферат [26,8 K], добавлен 09.02.2013

Смысл жизни в религиозном и материалистическом мировоззрении. Значение духовности в поисках смысла жизни в русской философии. Вопрос о смысле жизни в работах русских философов. Смысл жизни для современного российского общества. Заповедь познания мира.

контрольная работа [39,0 K], добавлен 20.08.2013

Определение конечной цели существования, предназначения человечества и человека как биологического вида. Проблема смысла жизни в русской философии. Русские философы о назначении человека. Религиозно-философское осмысление творчества Достоевского.

реферат [47,3 K], добавлен 18.11.2011

Сущность проблемы смыслы жизни. Мнение древнегреческого философа Аристотеля. Место смысла жизни в философии Средневековья. Познание с помощью разума. Нравственность, сочетаемая с истинным познанием. Нигилистское определение смысла жизни Ф. Ницше.

контрольная работа [20,7 K], добавлен 08.09.2011

Поиск смысла жизни как проблема и жизни личности, и практической философии. Особый интерес поиска смысла жизни у молодежи с учетом особенностей реальной современности. Значение политических манипуляций для потери духовного стремления и личностных поисков.

эссе [12,0 K], добавлен 26.10.2014

История происхождения и дисциплинарный состав философии как научной дисциплины. Понятие, структура и функции религии. Концепции будущего земной жизни. Идея материи в истории философии и естествознания. Смысл жизни человека как философская проблема.

учебное пособие [3,1 M], добавлен 01.04.2013

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *