проблема смысла жизни в философии экзистенциализма
Экзистенциализм о смысле жизни человека
3. Экзистенциализм о смысле жизни человека.
Смыслу жизни посвящен ряд философских концепций. Одной из древнейших является концепция Экклезиаста. В ней подчеркивается ничтожность и суетность человеческой жизни. Жизнь человека, считает Экклезиаст, это бессмыслица, нелепость, вздор, чепуха. Он полагает, что и слагаемые жизни – богатство, власть, любовь, труд – так же бессмысленны, “как погоня за ветром”. Такой пессимистический вывод был сделан Экклезиастом потому, что “один конец ожидает всех”.
По существу Экклезиаст отрицал наличие у человека смысла жизни. В то же время у него имеются любопытные практические наставления для людей: раз небытие человека неизбежно, то остается как можно лучше использовать отпущенный нам короткий срок жизни. В этом случае, по его мнению, обретает положительное значение и творческий труд, и любовь, и богатство.
Пессимистические суждения о смысле жизни высказывал немецкий философ А. Шопенгауэр. Смысл жизни человека он сводит к его страданию. Шопенгауэр имел бы все основания перефразировать известный принцип Декарта “мыслю, следовательно, существую” в положение “страдаю, следовательно, существую”. Согласно теории Шопенгауэра, человеку приходится вести постоянную борьбу с природой, обществом и другими людьми, его окружающими. В ее пользу он приводит соответствующие аргументы. Стихийные силы природы: землетрясения, болезни (микробы, вызывающие их, тоже природа) – наносят человеку громадный ущерб, общество ведет постоянные войны, в которых гибнут тысячи, миллионы людей. А “главный источник самых серьезных зол, постигающих человека, “это сам человек: человек человеку волк”. По мнению Шопенгауэра, человеку присуще множество отрицательных черт: злоба, злорадство, жестокость, эгоизм. Эгоизм необычайно силен, большинство бедствий человека коренятся в нем и им объясняются. Его лозунг – “все для меня и ничего для людей”. Он разделяет людей, обособляет их и делает враждебными друг другу.
В своей работе “О ничтожестве и горестях жизни” Шопенгауэр делает выводы:
– от природных, общественных и людских стихий человек страдает, печалится, лишается покоя и радости,
– жизнь его проходит в беспрерывной борьбе за самое существование, на каждом шагу ему угрожает гибель,
– самое счастливое мгновение человека – это когда он засыпает, самое несчастное мгновение – когда он пробуждается.
Воззрения Шопенгауэра, как известно, явились одним из теоретических источников экзистенциализма. Это течение рассматривает не только сущность человека, но и смысл его жизни. Многие экзистенциалисты полагают, что человеческая жизнь имеет печальный, трагический смысл. Основными чертами жизни, с их точки зрения, являются тревога, страх, отчаяние, ответственность (вина) за свой выбор и т.д. Рассуждения экзистенциалистов обретают пространный вид: человек в муках рождается, в слезах вырастает, в страхе проводит свои дни, в поте лица трудится, в грязи заканчивает свою жизнь, испытав очень много разочарований и горя, чтобы в конце концов предстать перед лицом неминуемой смерти, на которую он был обречен с самой первой минуты своего бытия.
В истории человеческой мысли имеются и противоположные, оптимистические высказывания о жизни, ее смысле. К ним относятся, например, идеи двух наших великих соотечественников А.М. Горького и Л.Н. Толстого. А.М. Горький, как большой знаток жизни, писал: “Неправда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слезы! В ней не только пошлое, но и героическое, не только грязное, но и светлое, чарующее, красивое. В ней есть все, что захочет найти человек!”.
Л.Н. Толстому принадлежат следующие слова: “Нет, этот мир не шутка, не юдоль испытаний только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для всех, которые после нас будут жить в нем”. И еще одна его идея: “На прекрасной земле – прекрасное, созданное для счастья человечество. Вокруг него непреходящий свет и трепет радостной жизни. Жизнь эта со всех сторон окружает человека, надвигается на него, зовет к себе, хлещет в душу бурными потоками кипучей радости и счастья”. Следовательно, для Толстого смысл жизни человека – это сама жизнь, прекрасная и радостная, несущая человеку счастье.
Проблему смысла жизни исследовал З. Фрейд, который пришел к выводу, что нет удовлетворительного ответа на поставленный вопрос. Сам он стремился решить эту проблему в следующем аспекте: каковы цели и смысл жизни людей, если судить об этом на основании их собственного поведения; чего люди требуют от жизни и чего стремятся в ней достичь? И отвечал: люди стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать счастливыми. Он писал, что это стремление имеет две стороны, положительную и отрицательную. Отсутствие боли и неудовольствия, с одной стороны, переживание сильных чувств наслаждения – с другой. “В узком смысле слова под “счастьем” подразумевается только последнее”. Итак, смысл человеческой жизни, по Фрейду, – быть счастливым, получать различного рода наслаждения, удовольствия и избегать болезней и несчастий.
Попутно отметим, что он дает своего рода советы-рекомендации, следуя которым можно быть счастливым. К ним ученый прежде всего относит любовь – возможность любить и быть любимым. При этом Фрейд высоко ставит одну из форм любви – половую, считая ее сильнейшим опытом “потрясающего наслаждения”. Кроме того, он признает, что человек испытывает большое удовольствие, когда наслаждается прекрасным, красотой человеческих форм, природы, художественных творений. Большое значение имеет также радость творчества художника при воплощении образов его фантазии, радость ученого при решении научных проблем и познании истины; удовлетворение человеку приносит и профессиональная деятельность, когда она свободно выбрана человеком.
В том же направлении разрабатывал проблемы смысла жизни и американский философ Э. Фромм, последователь Фрейда. Он писал: “Жизнь должна иметь смысл. Люди тянутся к счастью, истине, справедливости, любви, преданности”.
Среди русских мыслителей предельно масштабно раскрыл эту проблему Ф.М. Достоевский, который разгадывал “тайны” человека во все периоды своей жизни. В своих произведениях он развивал мысль о том, что человек является феноменом не только сложным, но и противоречивым, далеко не познанным. Человек, по его мнению, должен осмыслить себя и свое назначение в мире – быть личностью. Каждый должен оставить в обществе пусть небольшой, но след, отпечаток своей личности. Человеку важно быть нравственным – вот суть смысла жизни, по Достоевскому. Человек обязан быть не просто личностью – его жизнь должна быть идейно насыщенной.
Известный российский философ Ю.Г. Кудрявцев выдвинул оригинальную концепцию смысла жизни человека. В монографии “Три круга Достоевского” он высказывает сомнение в наличии смысла, предписанного существованию человека кем-либо. Его главная идея сводится к следующему.
Каждый человек наполняет свою жизнь своим смыслом. При этом на первый план выдвигается желание общности, чтобы “этот смысл каждый видел в высоком, а не в низком. Под “высоким” он понимает прежде всего нравственность, справедливость, честность, идейность и другие позитивные качества личности. Юрий Григорьевич, как человек и ученый с высокой нравственностью, осуждал людей аморальных, с низкой нравственностью, живущих по принципу “надо ловить минуту и наслаждаться жизнью”. Аморальными он называет и тех, кто считает смыслом своего существования наличие денег, женщин и власти.
Люди обсуждают проблему смысла жизни и на обыденном уровне сознания. Одни видят его в том, чтобы иметь семью, детей, дать им образование, хорошую специальность, вывести их “в люди”. Другие, в частности ветераны Великой Отечественной войны, с большой гордостью говорят о том, что, пройдя через “огонь и воду”, остались живы и внесли свою лепту в победу над фашизмом. И в этом они видят свое счастье, находят смысл своей жизни. А некоторые из молодых людей заявляют о том, что они хотят стать миллионерами и смысл жизни видят в обретении богатств.
Итак, философы и мыслители вкладывают в смысл жизни человека разнообразное содержание: одни отрицают его, считая, что смысла жизни нет (“все суета сует”); другие хотя и признают, но вкладывают в него все негативное, отрицательное (“страдание”, например); третьи признают смысл жизни, подразумевая что-то “положительное” – “счастье”, “нравственность” и т.д.
Для новейшей эпохи с ее глобальными проблемами свойственно обостренное отношение людей к поиску смысла жизни. Так, природа приносит человеку множество страданий и лишений: землетрясения, вулканы, засухи, пожары и т.д. И устройство человеческого общества далеко не только от идеала, но даже от нормального состояния. Постоянные войны, кризисы, безработица, голод, революции, межнациональные конфликты – это такие социальные стихии, которые приводят не только к страданиям, но и к гибели людей.
Признавая смысл жизни, нельзя его сводить к одному какому-либо свойству, хотя и очень важному: “быть нравственным”, “быть личностью”, “быть счастливым”, “быть богатым” и т.д. Такое сложное понятие, как “смысл жизни”, следует рассматривать во взаимосвязи со следующими феноменами: сущность человека (биосоциальная природа и осознание жизнедеятельности), его цели и идеалы, содержание его жизни. По всей видимости, смысл жизни человека многослоен. Он включает в себя нравственность, борьбу с трудностями – природными, социальными, людскими, получение счастья и удовольствия от самого факта человеческого существования. Он требует от человека способствовать сохранению и улучшению окружающей природы, развитию справедливого общества, приносить добро другим людям, постоянно развиваться и совершенствоваться в физическом, умственном, нравственно-эстетическом отношениях, действовать в соответствии с объективными законами мира.
Издревле человек пытался познать себя и определиться, найти свое место в окружающем обществе и в окружающей его социальной среде. (Том обществе и той среде, которая окружала его в соответствующие временные промежутки в каждом непосредственном месте обитания). Однако больше всего эта проблема интересовала философов, которые и посвящали этой проблеме и путям ее разрешения многие годы, а иногда и всю свою жизнь. Проблема смысла жизни теснейшим образом связана с проблемой сущности человека; они во многом переплетаются и часто даже совпадают. И та и другая имеют дело с человеком – высшим феноменом материального мира. Однако до сих пор не найдено единственного четкого ответа на этот глубокий вопрос. Каждая личность, каждый индивид рассматривает эту проблему в своем ракурсе, следовательно и решение он пытается найти непосредственно как можно более сильно соответствующее именно своим моральным, устоям, принципам и вообще мировоззрению. Поэтому-то и сложно каждому иному человеку определиться в этом выборе. Но, естественно, если личность действительно заинтересована в этом, то настоятельно рекомендуется изучить если не все (это просто невозможно), то по крайней мере как можно больше трудов других людей. В процессе оценки очередной работы, индивид осмысливает все изложенное, а позже разделяет осмысленное на то, с чем он согласен, и на то, что он отрицает. Кроме того, в процессе осмысления и рассуждения, человек набирается опыта и возможно даже изменяет какие-то свои принципы и мировоззрение.
1. Гаранина О.Д. Философия. Исторический курс. Учебное пособие. М.:МГТУГА, 2001.
2. История философии. Учебное пособие. Под ред. В,М, Мапельман, Е.М. Пенькова. М.: Приор, 1998.
3. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм//Сумерки богов. М., 1989.
4. Скирбекк. Г. История философии. М.: Владос, 2001.
Реферат на тему: Проблема смысла жизни в экзистенциализме
Содержание:
Введение
Актуализация и расцвет экзистенциализма в 20-70-е гг. ХХ веку способствовали следующие причины:
Философия экзистенциализма распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание экзистенциальные философы:
Яркие представители экзистенциализма
Датский философ Сорен Кьеркегор (1813–1855) считается основоположником экзистенциализма.
Кьеркегор считал, что философия должна обращаться к человеку, его маленьким проблемам, помогать ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помогать человеку сделать внутренний выбор и реализовать свое я.
Философ выделил следующие понятия:
На эстетическом этапе жизнь человека определяется внешним миром. Человек плывет по течению и стремится только к удовольствиям.
На этическом этапе человек делает осознанный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг.
На религиозном этапе человек глубоко осознает свое призвание, полностью усваивает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятствием на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек несет свой крест (уподобляясь Иисусу Христу), преодолевая все страдания и внешние обстоятельства.
Лучшими представителями экзистенциализма ХХ века, которые фактически его создали, были:
Человек приближается к трансцендентности, к абсолюту, высвобождает энергию, реализует себя через так называемые коды трансцендентального:
Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не в простом, второстепенном (например, какую одежду носить сегодня), а в жизненном, судьбоносном, когда решений невозможно избежать (вопросы жизни и смерти, крайности ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Сартр называет такое решение экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит от одного существа к другому.
Согласно Сартру, человеческая свобода абсолютна (то есть не имеет значения). Человек свободен постольку, поскольку может захотеть. Например, заключенный в тюрьме свободен до тех пор, пока он чего-то хочет: сбежать из тюрьмы, посидеть подольше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (при любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).
Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек несет ответственность за все, что он делает, за себя (Все, что со мной происходит, мое).
Альбер Камю (1913-1960) сделал проблему смысла жизни главной проблемой своей экзистенциальной философии.
Камю приводит два основных доказательства абсурдности и несостоятельности жизни.
В результате смысл жизни, согласно Камю, не во внешнем мире (успехах, неудачах, отношениях), а в самом существовании человека.
Существование, согласно Хайдеггеру, есть бытие, к которому человек относит себя, полнота бытия человека конкретными особенностями; его жизнь в том, что ему принадлежит и что для него.
Бытие человека происходит в окружающем мире (философ называется бытием в мире). В свою очередь, бытие в мире состоит из:
Быть с другими засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в такого, как все.
Быть собой одновременно с бытием с другими возможно только в том случае, если Я отличается от других.
Следовательно, человек, желающий оставаться самим собой, должен противостоять другим, защищать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен.
Экзистенциализм о смысле жизни
В настоящее время наблюдается тенденция сбивать с толку центр тяжести философских исследований проблем человека, его жизни в окружающем мире, поисков себя, сохранения уникальности, смысла жизни.
Этот вопрос (человеческая жизнь, его проблемы) может стать в будущем главным вопросом философии, отодвинув на задний план проблему примата и отношений материи и сознания.
Предшественник экзистенциализма, датский философ XIX века Сорен Обу Кьеркегор утверждал, что жизнь полна абсурда, и человек должен создавать свои собственные ценности в безразличном мире.
По словам философа Мартина Хайдеггера, люди были брошены на свет. Экзистенциалисты рассматривают состояние брошенного к существованию до и в контексте любых других концепций или идей, которыми обладают люди, или определений самих себя, которые они создают.
Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: Если мы должны умереть, тогда наша жизнь не имеет смысла, потому что ее проблемы остаются нерешенными, а сам смысл проблем остается неопределенным. Все, что существует, рождается без причина, продолжается в слабости и случайно умирает. Абсурд, что мы родились, абсурдно, что мы умрем
Три стадии человеческого существования, Сорен Обу Кьеркегор
Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования: эстетическую, этическую и религиозную.
Отчаяние. Исходя из догмата первородного греха, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека, одновременно рассматривается как единственный способ прорваться к Богу.
В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.
Отчаяние перед возможным у эстетического человека связано с фактами, не соответствующими ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится заменить свое Я другим Я, имеющим некоторые преимущества: силу, интеллект, красоту и т. д. Отчаяние, возникающее из-за нежелания быть самим собой, ведет к распаду самости. Индивидуальные эстетические удовольствия фрагментарны и лишены единства. В результате Я рассыпается на песок мгновений.
Вопрос смысле и бессмысленности жизни
Эстетическая концепция Карла Ясперса
Основоположник экзистенциализма Мартин Хайдеггер
Таким образом, человек обнаруживает свою способность быть самим собой. Человек сам решает, быть им или нет. Он также может потерять себя или даже никогда не выбрать себя. Таким образом, М. Хайдеггер видит главное экзистенциальное требование человека в том, чтобы быть самим собой, быть верным себе, выбирать себя.
Человеческое существование, как пишет М. Хайдеггер в книге Бытие и время, носит характер события. Быть событием прямо означает быть собой быть реализованным иметь место найти себя. Отсюда простые требования моральной проповеди М. Хайдеггера: познай себя! Сбываться! Свернувшись калачиком! Осознайте свои возможности!
Человек, как неоднократно подчеркивал Хайдеггер, отличается от всех других типов существ (от вещей, средств инструментов естественных образований и процессов) тем, что он модален в непереносимой форме. Это означает, что он мог стать (и всегда может стать) другим, чем он есть в данный момент. Только он один имеет тенденцию быть озабоченным своими нереализованными наклонностями, чтобы спросить, что такое возможность страдания, потому что он не сбылся не имел места не сбылся. Только на этом основании Хайдеггер утверждает, что могут развиваться модальные отношения, такие как долг по отношению к самому себе (именно в этом фундаментальная онтология видит первоисточники всех других типов обязательств) и внутреннее переживание необходимости или судьбоносности отдельного человека. бытие (по мнению Хайдеггера, оно формирует почву для развития всех наших представлений о биографии и истории).
Проблема смысла жизни человека А. Камю
И рано или поздно пробуждение сопровождается последствиями: либо самоубийство, либо восстановление жизненного пути. Таким образом, только благодаря скуке ( тревоге ), в основе которой лежит страх, по мнению А. Камю, настоящее восхождение человека на достойную жизнь обеспечена. По мнению П.С. Гуревича, только в страхе как основной концепции экзистенциалистов человек осознает себя как совершенно свободное существо. В деятельности этого существа мир уникален и обретает смысл. Страх, по мнению экзистенциалистов, возникает из понимания смертности человека с чувством временных рамок и конечности человеческого существования. Чтобы преодолеть страх, человек вооружился надеждой потустороннего мира. Ностальгия по Стремящийся к Абсолюту выражает сущность человеческой драмы, заключает А. Камю. Но Человек А. Камю лишен надежды; он владеет миром, в котором он единственный хозяин.
В своей работе Экзистенциализм есть гуманизм Ж.-П. Сартр объясняет принципы экзистенциализма с точки зрения последовательного атеиста. Этот вид атеизма учит, что даже если нет Бога, то есть по крайней мере одно существо, в котором существование предшествует существующей сущности, прежде чем она может быть определена каким-либо понятием, и это существо является личностью или, согласно Хайдеггеру., человеческая реальность. Он согласен с объединяющим всех экзистенциалистов убеждением в том, что существование предшествует сущности, то есть нужно исходить из субъекта. Это означает, что человек сначала существует, появляется в мире и только потом определяется.
Далее идет ответственность. В Ж.-П. Сартра, человек несет ответственность за то, чем он является: экзистенциализм дает каждому человеку владение своим существом и возлагает на него полную ответственность за существование. Автор подразумевает ответственность не только за индивидуальное существование человека, но и за всех людей. Ответственность помогает понять, что скрыто в Ж.-П. Слова Сартра тревога, заброшенность отчаяние. Тревога всегда сопровождает человека в своих решениях и действиях, так как человек не может избежать чувства полной и глубокой ответственности за свои действия не только к себе, но и всем человечеством. Такой чувство тревоги (в отличие от тревоги, которая ведет к квиетизму бездействия) является, согласно Ж.-П. Сартру, условием действия является частью самого действия, поскольку оно предполагает, что рассматривается множество различных возможностей, из которых должен выбрать один.
Что касается отчаяния, то это означает, что нужно учитывать только то, что зависит от воли человека или суммы вероятностей, которые делают его действие возможным. Тем самым Ж.-П. Сартр предлагал человеку жить и делать то, что он умеет, без всяких иллюзий. Говоря о невозможности найти универсальную сущность, которая была бы человеческой природой, Ж.-П. Сартр говорит о существовании некой общности условий человеческого существования, которая понимается как набор априорных границ, очерчивающих фундаментальную ситуацию во Вселенной. Его отличие от исторической ситуации, которая может претерпевать изменения (например, человек может родиться рабом в языческом обществе феодалом или пролетарием) Ж.-П. Сартр видит в том, что для человека не меняется только потребность в нем быть в мире, быть в нем на работе, быть в нем среди других и быть в нем смертным.
Заключение
Список литературы
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
5)Проблема смысла жизни в философии экзистенциализма
Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Кьеркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.
Согласно философу Мартину Хайдеггеру, люди были «вброшены» в существование. Экзистенциалисты рассматривают состояние «вброшенности» в существование (existence) до и в контексте любых других концепций или идей, которыми люди обладают, или определений самих себя, которые они создают.
Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл»[3].
Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём»
6) Философия ф.Ницше
Философия Ницше не организована в систему. Волю к системе Ницше считал недобросовестной.[5] Его изыскания охватывают всевозможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и так далее. Ницше противопоставляет свою философию классической, тем самым провоцируя переоценку ценностей современного ему общества, подвергая сомнению и вопрошанию все завуалированные религией предрассудки разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, постановки ценностей через себя, а не через религию и общественное мнение. Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка — не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.
Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов», тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни и разложения. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели — цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, мысли которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницше и называет «сверхчеловеком».
В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели — самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы быть способными управлять этим движением.