проблема обретения смысла жизни в годы войны

Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку

Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам

Влияние войны на человека — аргументы ЕГЭ

Тезисы

Аргументы

М. Шолохов, «Судьба человека». Одной из самых известных книг о влиянии войны на человека является рассказ Шолохова — «Судьба человека». Герой идет в бой добровольцем, проявляет смелость и преданность, честь и силу духа, борясь за свободу родины. Однако в финале мы не видим в его глазах того долгожданного счастья, за которое он боролся. Автор описывает их так: «Глаза, словно присыпанные пеплом». Соколов потерял на войне всю семью, пережил лишения и испытания, а когда вернулся, едва нашел в себе силы жить дальше. Воспоминания о борьбе и жестокости постоянного угнетают его, Андрей не может забыть те страшные дни и свои потери. Война повлияла на него отрицательно: выжгла душу, отняв все самое дорогое.

Н. Гоголь, «Тарас Бульба». На войне люди становятся героями для своей страны, но кем они становятся для своей семьи? Это превращение можно проследить в повести «Тарас Бульба». Славный полковник, гордость казачества, дома становится жестоким тираном и грубым мужем. Он совсем не уделяет времени и ласки жене, унижает и бьет ее. Сыновей он тоже хочет отвезти на войну, не дав им и недели отдыха дома. В его мировоззрении есть место только борьбе, мирную жизнь он презирает. Более того, он даже намеревается организовать войну специально, только чтобы сыновья проявили себя на ней. Тарас жесток и мстителен, груб и эгоистичен, но все эти качества в нем воспитала бесконечная Сечь. Он стал таких в ходе боев и стычек, где вся его человечность пропала под гнетом агрессии и насилия.

М. Шолохов, «Тихий Дон». В романе-эпопее главным героем является Григорий Мелехов, все таланты которого растратила бесконечная война. Сначала его, как и других совсем еще молодых казаков, послали на Первую мировую. Именно после первого серьезного ранения он задумался, что их кровь проливают просто так, а сами организаторы бойни сидят в уютных кабинетах и далеко от мест сражений. Их же, простых людей, просто используют. Это открытие неприятно поразило Григория, но дальнейшие события засосали его в водоворот сражений. Гражданская война сделала жизнерадостного и доброго казака злым, жестоким и агрессивным человеком, чья жизнь растоптана непрерывными боями, где не врагов, есть лишь соседи и товарищи. Григорий рано постарел, уже в 40 лет он посидел, а лицо избороздили глубокие морщины — не от прожитых лет, а от пережитого горя. Таково влияние войны на личность.

Б. Пастернак, «Доктор Живаго». В знаменитом романе Б. Пастернака главным героем является Юрий Живаго — жертва войн и переворотов. Судьба героя была пережевана войной: будучи врачом, он был призван на фронт и повидал много горя на своем кратком веку. Его, как полезный ресурс, отбивали для себя то одни, то другие, и в итоге он запутался в жизни, где больше не было традиционных моральных ценностей. Война уничтожила правила игры, и в ходе противостояния белых и красных страдали обычные люди, которые даже не имели убеждений. Юрий потерял семью, не смог удержать и обеспечить обретенную любовь, а потом и вовсе деградировал под влиянием алкоголя. Про таких людей говорят: «Сломался!». Но Живаго сломала именно война.

В. Быков, «Сотников». На войне люди показывают свое истинное лицо, она становится фактором, который позволяет выявить истинную сущность человека. Так, Сотников, обычный учитель, хилый и больной мужчина, которого никто в партизанском отряде не воспринимал всерьёз, стал героем под влиянием окружающих его испытаний и лишений. Они закалили его характер. Он не предал товарищей даже под пытками и до последнего хотел спасти всех тех, с кем его схватили. О себе он даже не думал, в отличие от Рыбака. Гордость отряда, сильный и храбрый, он был примером для многих. Его уважали и любили. Но война сделала его трусом, обнажила самые скверные стороны его характера. Он предал отряд, предал соратника, стал полицаем, чтобы спасти себе жизнь. Война сбросила маски мирной жизни и указала на то, кто и кем является на самом деле.

Б. Васильев, «А зори здесь тихие». В повести рассказываются истории девушек, которые решили идти на фронт по собственной воле. Война повлияла на каждую из них по-своему. Рита пришла в отряд с болью из-за смерти мужа и с местью врагам, которые отняли у нее любимого. Женя потеряла всю семью и решила идти против захватчиков, потому что у нее больше ничего не осталось. Соня очень хотела применить свои знания и быть полезной, чтобы скорее вернуть мирное небо над головой. Галя мечтала о героизме и отваге на поле боя. Лиза хотела преодолеть все невзгоды, чтобы скорее наступил счастливый завтрашний день. Все они были отравлены и убиты войной. Женщины, чье призвание — семья и материнство, вышли на поле боя и пошли против своей мирной природы из-за того, что происходило вокруг. Влияние войны на них пагубное и жестокое.

Л. Толстой, «Война и мир». В романе-эпопее влияние войны на человека описано в судьбе Андрея Болконского. Воспитанный на иллюзиях о славе и отваге на поле боя, он отправляется на фронт, чтобы сотворить ратные подвиги. Но под небом Аустерлица к нему приходит осознание бессмысленности войны. Она представляется ему кровопролитием, лишенным величия и признания. Грязь и кровь — вот что князь видит на олимпе, куда взобрался его бывший кумир — Наполеон. Война помогла Андрею развеять иллюзии и стать более сознательным человеком. Он научился на ней критически мыслить и жалеть жизни солдат, бездумно растрачиваемые и подло проданные правительством. Влияние борьбы в данном случае было скорее позитивным, чем негативным.

Источник

Сочинение 34

Готовое сочинение к варианту №34 сборника «Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ-2021».

проблема обретения смысла жизни в годы войны. Смотреть фото проблема обретения смысла жизни в годы войны. Смотреть картинку проблема обретения смысла жизни в годы войны. Картинка про проблема обретения смысла жизни в годы войны. Фото проблема обретения смысла жизни в годы войны
проблема обретения смысла жизни в годы войны. Смотреть фото проблема обретения смысла жизни в годы войны. Смотреть картинку проблема обретения смысла жизни в годы войны. Картинка про проблема обретения смысла жизни в годы войны. Фото проблема обретения смысла жизни в годы войны

Читая художественный текст, мы зачастую ждём счастливого финала. Но возможен ли такой конец для произведений о войне? В предложенном тексте В.В. Быков поднимает проблему допустимости развлекательных моментов в военной прозе.

По мнению писателя, культура – это «память человечества». Именно поэтому литература, важная составляющая нашего культурного наследия, не может искажать действительность. Серьёзное художественное произведение не описывает войну с парадной стороны, а делает акцент на той разрушительной силе, которой она обладает. Желание развлечь читателя не может быть первостепенной задачей военной прозы.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: развлекательные моменты не относятся к жанру военной литературы, а смешение жанров и забвение высоких задач художественного творчества способно превратить искусство в товар массового потребления.

Нельзя не согласиться с мнением В.В. Быкова. Например, во второй половине XX века появилась так называемая «лейтенантская проза». Авторы таких произведений чаще всего писали от первого лица, не приукрашивая действительность. Война – это кровопролитие и разрушение. Именно такой её увидели писатели-фронтовики.

Таким образом, военная проза должна быть серьёзной и стремиться к достоверности. Она не может быть развлекательной, потому что авторы ориентируются не на массового, а на вдумчивого читателя.

Источник

ПОДЕЛИТЬСЯ

Примерный круг проблем:

Когда для сражавшихся в годы войны людей жизнь обрела смысл?

В чем проявляется избирательность искусства?

Допустимы ли в произведениях о войне развлекательные моменты?

В чем проявляется истинность таланта писателя?

Готовое сочинение ЕГЭ №1

В какой момент солдаты в годы войны обретали смысл жизни? Можно ли утверждать, что молодые воины только после окончания сражений и победы поняли по-настоящему смысл своего существования? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского писателя В. Быкова.

Авторская позиция заключается в следующем: молодые солдаты, познавшие жизнь в форме жестокой борьбы, только после победы над врагом обрели истинный смысл своего существования.

Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, только избавившись от случайного, от сознания состояния между жизнью и смертью, можно по-настоящему понять смысл жизни.

В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» главный герой Андрей Соколов был на войне шофёром, подвозил боевые снаряды, но однажды попал в плен. В жестоких испытаниях он думал о том, как сохранить своё человеческое достоинство перед врагом. После войны, потеряв всех близких, он не знал, для чего ему жить. Только тогда, когда он усыновил бездомного мальчика Ванюшу, он понял, ради кого ему стоит жить.

В заключение хочу подчеркнуть, что военные испытания не проходят бесследно для человека. Важно после жестоких боёв обрести себя и понять смысл своего существования.

Готовое сочинение ЕГЭ №2

Читая художественный текст, мы зачастую ждём счастливого финала. Но возможен ли такой конец для произведений о войне? В предложенном тексте В.В. Быков поднимает проблему допустимости развлекательных моментов в военной прозе.

По мнению писателя, культура – это «память человечества». Именно поэтому литература, важная составляющая нашего культурного наследия, не может искажать действительность. Серьёзное художественное произведение не описывает войну с парадной стороны, а делает акцент на той разрушительной силе, которой она обладает. Желание развлечь читателя не может быть первостепенной задачей военной прозы.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: развлекательные моменты не относятся к жанру военной литературы, а смешение жанров и забвение высоких задач художественного творчества способно превратить искусство в товар массового потребления.

Нельзя не согласиться с мнением В.В. Быкова. Например, во второй половине XX века появилась так называемая «лейтенантская проза». Авторы таких произведений чаще всего писали от первого лица, не приукрашивая действительность. Война – это кровопролитие и разрушение. Именно такой её увидели писатели-фронтовики.

Таким образом, военная проза должна быть серьёзной и стремиться к достоверности. Она не может быть развлекательной, потому что авторы ориентируются не на массового, а на вдумчивого читателя.

Готовое сочинение ЕГЭ №3

Как авторы произведений о войне должны описывать военные события? Собственным мнением по поводу данного вопроса делится советский писатель В.В. Быков, участвующий в Великой Отечественной войне.

Размышляя над проблемой изображения войны в художественных произведениях, автор текста утверждает, что теряется, когда сталкивается с читательским и писательским желанием «счастливых финалов» в произведениях о войне.

В.В. Быков не может согласиться с подобными высказываниями читателей и даже ветеранов: «Ну сколько можно перелопачивать одно трудное да кровавое, ведь были же на войне и веселые моменты, и шутка, и смех». Автор убежден, что описание развлечений в произведениях о войне – это «смешение жанров и особенно забвение высоких задач литературы».

Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: жанру военной литературы не соответствуют развлекательные эпизоды.

С автором текста можно не согласиться. Конечно, важной задачей автора произведения о войне продемонстрировать жестокость и бесчеловечность войны. Но самое важное в произведении о войне – это правда. И в тяжелые военные времена были шутки и веселье, которые и помогали участникам тех событий продолжать бороться с врагом. Нельзя отрицать наличие радостных эпизодов в жизни участника военных событий, так как именно они помогали не сдаваться и идти до конца. В произведении о войне неправильно описывать только развлечения, как и неправильно описывать только жестокости и потери. Важно показать жизнь во время войны со всех сторон, не упуская ни малейшей детали, именно тогда произведение о войне будет максимально правдивым. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к художественному произведению и интернет-изданию.

В главе «Гармонь» поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» показано, что Василий Теркин, несмотря на все военные тяготы, не унывает сам и не дает унывать другим солдатам. Для главного героя, олицетворяющего весь советский народ, дать солдатам повод для веселья – это «время с толком», ему было важно отвлечь участников этих тяжелых событий от всего плохого, с чем они сталкивались каждый день и каждый час. С помощью игры на гармони и песен Василию Теркину удалось ободрить участников военных событий. А.Т. Твардовский, который во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом, показал, что песни отвлекали солдат от военных лишений и трудностей, спасали от страшных мыслей, помогали не падать духом и бороться до самого конца, не теряя надежду на лучшее, на прежние мирные и веселые времена.

В доказательство позиции можно также привести статью «На сенокос ездили как на праздник», опубликованную российским новостным интернет-изданием «Лента. Ру». В статье указано, что в свободное время, которого у участников военных событий было мало, они ходили в клуб, танцевали под гармошку, пели песни, слушали радио, читали книги. В статье указано: «Среди тяжелых военных будней случались и приятные моменты». Это приводит к мысли о том, что если не описывать все то малочисленное приятное и хорошее, что было в военное время, то произведение будет не полностью достоверным.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить: чтобы отразить в произведениях о войне правду, нужно описывать не только тяготы и лишения, но и радостные моменты, которые, хоть и было их очень мало, все же были.

Готовое сочинение ЕГЭ №4

В чём проявляется истинный талант писателя? Ответ на этот вопрос волнует автора текста.

Раскрывая проблему, Быков рассуждает о том, насколько по-разному могут воспринимать войну как писатели, так и её участники (предложения 17-20). Этот пример показывает, что у писателя всегда есть множество вариантов освещения одной и той же темы.

Также следует обратить внимание на мысль, высказанную в предложениях (27-28). Здесь автор рассуждает о восприятии читателем различных персонажей. Так Быков показывает, почему выбор героя так важен для литературного произведения.

Второй пример, дополняя первый, показывает, насколько большое значение для произведения имеет талант автора.

После анализа текста авторская позиция становится очевидной. Автор убежден, что истинный талант писателя заключается в умении раскрыть тему произведения с правильной стороны. По мнению Быкова, для писателя очень важно не только описать те или иные события, а наделить их драмой и художественным значением. Для этого необходимо создать главных героев, чья история будет по-настоящему интересной для читателя.

Я не могу не согласиться с мнением автора. На мой взгляд, интересны в первую очередь произведения тех писателей, которые умеют создавать драму и ставить перед читателем важные вопросы.

Таким произведением является, к примеру, повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Образ Акакия Акакиевича Башмачкина, казалось бы, должен быть невероятно скучным, ведь этот герой, по сути, ничего из себя не представляет. Он – низкий чиновник, который отличается от своих коллег лишь бедностью и неумением постоять за себя. Однако автор ставит этого персонажа в такие обстоятельства и наделяет его такой драмой, что «Шинель» до сих пор считается одним из величайших произведений не только Гоголя, но и русской литературы вообще.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: истинный талант писателя заключается в том, чтобы написать произведение, которое заставит читателя задуматься над действительно важными вещами.

Полный текст ЕГЭ В.В. Быкова об искусстве и войне:

(10)Понятно и в общем объяснимо нередко высказываемое читательское желание счастливых финалов в произведениях. (11)Но вот что касается прозы о войне, то я, например, каждый раз теряюсь, сталкиваясь с выражением подобных желаний. (12)В таких случаях сам по себе возникает вопрос: что же такое литература? (13)И что такое искусство вообще?

(21)Теперь нередко можно услышать от наших читателей, в том числе и ветеранов, суждения вроде: «Ну сколько можно перелопачивать одно трудное да кровавое, ведь были же на войне и весёлые моменты, и шутка, и смех». (22)То есть на первый план выходит желание развлечься. (23)Но ведь во все времена жаждущие развлечений шли на торжища, в скоморошный ряд, но никогда — во храм. (24)Боюсь, что смешение жанров и особенно забвение высоких задач литературы грозят уравнять торжище с храмом, сделать искусство товаром ширпотреба, средством, стоящим в ряду с продукцией мебельщиков — не более.

Источник

Проблема обретения смысла жизни в годы войны. По В. В. Быкову

Проблема обретения смысла жизни в годы войны.

И. П. Цыбулько 2021. Вариант № 34.

В какой момент солдаты в годы войны обретали смысл жизни? Можно ли утверждать, что молодые воины только после окончания сражений и победы поняли по-настоящему смысл своего существования? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского писателя В. Быкова.

Авторская позиция заключается в следующем: молодые солдаты, познавшие жизнь в форме жестокой борьбы, только после победы над врагом обрели истинный смысл своего существования.

Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, только избавившись от случайного, от сознания состояния между жизнью и смертью, можно по-настоящему понять смысл жизни.

В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» главный герой Андрей Соколов был на войне шофёром, подвозил боевые снаряды, но однажды попал в плен. В жестоких испытаниях он думал о том, как сохранить своё человеческое достоинство перед врагом. После войны, потеряв всех близких, он не знал, для чего ему жить. Только тогда, когда он усыновил бездомного мальчика Ванюшу, он понял, ради кого ему стоит жить.

В заключение хочу подчеркнуть, что военные испытания не проходят бесследно для человека. Важно после жестоких боёв обрести себя и понять смысл своего существования.

Текст

Прежде всего от неопределённости нашей судьбы. Впервые за годы войны жизнь обрела для нас смысл и избавилась от власти случайного. Но ведь многие не дожили до этого дня, не дошли до Победы и так и не узнали об окончании этой войны. Погибли в неведении. И никогда не узнают о, может быть, самом важном из всего, что в течение ряда лет занимало на земле умы миллионов людей.

Понятно и в общем объяснимо нередко высказываемое читательское желание счастливых финалов в произведениях. Но вот что касается прозы о войне, то я, например, каждый раз теряюсь, сталкиваясь с выражением подобных желаний. В таких случаях сам по себе возникает вопрос: что же такое литература? И что такое искусство вообще?

Теперь нередко можно услышать от наших читателей, в том числе и ветеранов, суждения вроде: «Ну сколько можно перелопачивать одно трудное да кровавое, ведь были же на войне и весёлые моменты, и шутка, и смех». То есть на первый план выходит желание развлечься. Но ведь во все времена жаждущие развлечений шли на торжища, в скоморошный ряд, но никогда — во храм. Боюсь, что смешение жанров и особенно забвение высоких задач литературы грозят уравнять торжище с храмом, сделать искусство товаром ширпотреба, средством, стоящим в ряду с продукцией мебельщиков — не более.

Я думаю также, что, хотя мы, допустим, и не гениальные писатели, но уж, во всяком случае, квалифицированные читатели. То есть относительно хорошо знаем жизнь, чтобы разбираться в её запутанных эмпиреях, и кое-что смыслим в литературе. И тут возникает любопытный парадокс: почему мы, люди, в силу своего воспитания и образа жизни зачастую далёкие от крестьянских низов, от жизни «неперспективных» деревень, быта древних стариков и старух, мало или вовсе неграмотных отшельников в зачастую никогда не виданной нами дремучей тайге с их размеренным, однообразным и часто примитивным укладом, почему мы частенько с куда большим интересом и участием читаем об их делах и заботах, нежели о блестящих научных или служебных успехах тех, кто гораздо ближе нам по опыту жизни, мировоззрению, мироощущению — высокообразованных жрецов науки, искусства, руководителей, генералов, начальников главков? Почему безграмотный дед на колхозной бахче куда интереснее изъездившего мир дипломата, определяющего судьбы народов, в то время как наш дед не может удовлетворительно определить судьбу единственной своей бурёнки, оставшейся на зиму без сена. О том печаль его, и она нас трогает больше, чем драматические переживания упомянутого дипломата перед уходом на вполне заслуженный отдых с солидной пенсией и статусом пенсионера союзного значения. Почему солдат в окопе для меня как читателя во многих (если не во всех) отношениях предпочтительнее своей судьбой удачливому маршалу в блеске его снаряжения, штаба и его маршальского глубокоумия? Почему так? — хочу я задать вопрос уважаемым коллегам, хотя и предвижу их скорый ответ: всё дело в таланте автора. Да, но не совсем. Истинность таланта великолепно проявляется уже в выборе героя, который и внушает нам вышеизложенные чувства. Исчерпывающий же ответ на этот вопрос мне, однако, неведом.

По В. В. Быкову

Примеры похожих учебных работ

Смысл названия рассказа Шолохова “Судьба человека”

Автономное существование человека в природных условиях

Право на жизнь – основное право человека

Тема смысла жизни и назначения человека в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Источник

Формирование мировоззрения в годы войны по тексту Быкова (ЕГЭ по русскому)

Каждый человек в процессе своего духовного развития сталкивается с трудными жизненными и кризисными состояниями, которые оказывают непосредственное влияние на его мировоззрение. Мне было интересно познакомиться с текстом Василя Владимировича Быкова, в котором поднимается проблема формирования взглядов на жизнь в военные годы. (Почему в экстремальных условиях человек по-новому оценивает свою жизнь?)

Размышляя на данную тему, автор на примере своего персонажа показал нам, как меняется система взглядов, норм и ценностей человека под влиянием войны.

В центре внимания известного советского писателя процесс изменения отношения Глечика к прежним обидам «на мать, отчима», «строгость старшины», «нечуткость товарищей» и многим военным «катаклизмам». В сравнении с гибелью товарищей все прежние огорчения показались герою мелкими, «удивительно никчемными» и ничтожными.

Боль пережитого помогла Глечику переосмыслить былые взгляды на жизнь, нравственные ценности и моральные ориентиры.

«Подсознательно он почувствовал, что стал иным», не оставалось больше места для робости и тихости, «что-то мужественное и твердое входило в его душу». А оказавшись под натиском врага, Глечик осознал как хочет жить. Не важно где, с кем, в каких условиях, главное — жить. И полузабытые воспоминания далекого детства, ожившие в сердце героя, лишь усилили это чувство. Война изменила многое в мировоззрении Глечика, но самое важное — отношение к жизни. Как жаль, что большинство людей осознают всю ценность и прелесть своего существования, уже находясь перед лицом смерти.

Позиция автора мне понятна. Человек по-новому оценивает свою жизнь в момент стрессовых жизненных событий, потому что переживание таких ситуаций оказывает влияние на физическое и психическое здоровье и состояние личности, а также меняет восприятие окружающего мира и своего места в нём.

Я, бесспорно, согласна с позицией Василя Владимировича Быкова, потому что кризисы жизни требуют использования внутренних ресурсов человека, предъявляют требования к его стойкости, стрессоустойчивости и силе духа.

Таким образом, я прихожу к выводу, что трудные ситуации в жизни играют важную роль в процессе формирования мировоззрения человека: учат любить мир, развивают стойкость, самоотверженность и выдержку.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *