призрак цусимы актеры русского дубляжа
Российский дубляж Ghost of Tsushima продемонстрировали на примере недавнего трейлера
На YouTube-канале российского отделения PlayStation появилась дублированная версия сюжетного трейлера Ghost of Tsushima («Призрак Цусимы» в России), показанного на прошлой неделе.
О том, что Ghost of Tsushima будет полностью переведена на русский язык, известно уже давно, однако опубликованный PlayStation Russia ролик — первая демонстрация российского дубляжа.
В комментариях под трейлером пользователи жалуются на качество озвучения и обилие знакомых голосов. По словам одного из недовольных, в видео звучат актёры, исполнившие роли Соколиного глаза, Тора и Дайхардмена.
Кроме того, сегодня Sucker Punch Productions совместно с издательством Dark Horse Books анонсировали The Art of Ghost of Tsushima — артбук по мотивам горячо ожидаемого самурайского экшена.
События Ghost of Tsushima разворачиваются в 1274 году, когда Монгольская империя вторглась на остров Цусима. Чтобы одолеть захватчиков, главному герою Дзину Сакаю придётся постичь новые техники боя, в том числе так называемый путь Призрака.
Релиз Ghost of Tsushima ожидается 26 июня этого года на PS4. Всего для предварительного заказа в России доступно пять изданий: два цифровых (стандартное и расширенное) и три дисковых (стандартное, специальное и коллекционное).
С какой озвучкой вы проходили Ghost of Tsushima?
И сколько раз проходили игру? Вот жду диск с Призраком Цусимы и глядя на трейлеры даже не знаю, с какой озвучкой лучше всего сыграть.
Японская конечно, не знать в 2020 японский, не стыдно?
Ну вообще там такой сюжет и персонажи, что можно и на русской, много не потеряешь. Монголы всё равно на всех языках говорят по монгольски.
Японской. 1 раз прошел
Типа для аутентичности?
Актентияность+там сейю Зоро на озвучке ГГ
C английской, потому что в японской заметные проблемы с липсингом
на пк подожду.
а в Genshin Impact играл на английской. Не на японской же играть хахахахахаха
Думаешь Цусима будет на ПК?
Все когда-нибудь там будем.
Двухсотлетний человек. Ты?
Сони выкатили одну игру для затравки, а уже другие размечтались))
Скорее выкатят блудборн, как раз были слухи об этом.
Комментарий удален по просьбе пользователя
Многое зависит от восприятия и хотя бы поверхностного понимания языка. В моём случае, например, это погружение не работало даже на минимальном уровне. В русском я могу безошибочно узнать даже минимальные перепады настроения, заметить переход от спокойной речи до нажима и скрытой угрозы. И в английском тоже. Но у японского совершенно другая тональность, и всё восприятие актёрской игры сводится до «мужик что-то орёт» и «мужик что-то _сильно_ орёт». Это создаёт только иллюзию того самого погружения, но на самом деле от такого подхода теряешь больше, чем получаешь, т.к. даже самые простые эмоции не всегда можешь понять.
А новую игру+ не пробовали случайно? Благодарю за развернутый ответ 🙂
Нет, не пробовал) Наверняка попробую в будущем, но уже с некстген патчем наверняка) Пока что начали с другом в легенды тамошние играть. Мультиплеер такой же удивительный и увлекательный как основная игра, также очень советую заценить как время придет)
Понял, спасибо, буду выбирать 🙂
В целом все устраивало или голоса были подобраны так себе? Просто по трейлерам особо не поймёшь
О,а у тебя диск остался?
Включил сначала русскую озвучку.
Через пару минут ради прикола поставил японскую озвучку с русскими сабами.
С японской озвучкой и закончил игру.
Английской. Знаю язык и на ней единственной есть синхронизация движения губ.
Дин там отлично озвучен.
Благодарю за информацию 😉
Английская озвучка с рус сабами.
С английской, к сожалению японская просто кошмарно дублирована
Диск взял на релизе, не ещё не играл (либо буду играть на пс4, если решу взять Коробку, либо на пс5).
Хочу играть на японском, с субтитрами проблем нет. Все последние проекты, кроме анчартедов (из-за неудобных субтитров и динамики, не успеваешь перевести в голове то что тараторят) играл на английском.
На русской первое прохождение, а на 2 японская+ включенный Куросава мод
Русская, она очень приличная здесь. Но нг+ буду на японском проходить.
Так что да, тут ру озвучку можно спокойно брать. Сакер Панчи опять пляшут гдет в нулевых по работе с персонажами, а наш дубляж за это время вырос достаточно, чтобы в подобных играх вообще не жалеть о выборе ру версии.
Все понял, благодарю за подробный ответ 🙂
Я проходил с японской озвучкой. Она очень кайфовая тут: брутальная и не анимешная. Получилось аутентично
И в итоге выбрал русскую? 🙂
Похуй с какой. Они все хуевые. Даже оригинал.
Русская, само собой.
Добротный дубляж, не затасканные голоса (кроме нескольких), господин Симура с японским акцентом вообще бесподобен. Ну и, это не RDR2 и не Mass Effect, где если не всё, то многое держится именно на игре актёров и их харизме: история в Цусиме звёзд с неба не хватает — она просто хорошая, не более.
Понял, спасибо за ответ 😉
Оригинал (английская). На японской не подогнан липсинк.
Озвучка японская. Среднее время прохождения на howlongtobeat глянь
Обзор Ghost of Tsushima: Director’s Cut. Затягивающий кровавый трип по острову Ики, но за какую цену?
Ghost of Tsushima — один из лучших эксклюзивов PlayStation за последние пару лет, который во многом остался в тени из-за того, что вышел меньше, чем через месяц после The Last of Us: Part 2. Игра про конфликт Элли и Эбби смогла собрать урожай из рекордного по любым меркам количества наград «Игра года», а приключения Дзина Сакая будто бы остались не у дел, несмотря на тёплый приём у геймеров. Поэтому нет ничего странного в том, что Sony Interactive Entertainment приняла решение выпустить ту же самую игру ещё раз — уже в виде GOTY-издания с графическими улучшениями, поддержкой DualSense и толикой нового контента.
Регион новый, а проблемы старые.
Первые слухи о новом DLC появились задолго до анонса, и в них игру называли Ghost of Ikishima — в честь бандитского острова Ики, который разрешают посетить в ходе прохождения дополнения, чтобы расправиться с кое-какими призраками прошлого. Сразу же стоит сказать о том, что принципиально нового опыта для игроков в Ghost of Tsushima: Director’s Cut вы не найдете — это по-прежнему та же самая, хорошо знакомая история, которую люди без консолей PlayStation из зависти называют «Assassins Creed’ом в Японии», а те, у кого консоль есть, инвестируют десятки часов в зачистку «точек интереса» на карте оккупированной монголами Цусимы.
К слову, об инвестициях: авторы предложили PS4-игрокам доплатить 10 долларов за патч для PS5-версии, который содержит улучшения визуальной части, трехмерное аудио со стереонаушниками, и японский липсинк. Нет ничего удивительного в том, что игроки ринулись на Metacritic массово занижать оценки за то, что, по их мнению, должно быть предоставлено бесплатно.
Заплатить придется и за новый регион Ики. Геймерам на PlayStation 4 предложат отдать 20 долларов и 30 долларов на PS5. Ики — остров преступников и пиратов, где царит беззаконие, и в этом смысле он резко контрастирует с цивилизованной (до нашествия монголов) Цусимой. У главного героя с этим надежно защищенным островом связана личная драма.
Ладно, давайте без спойлеров, ограничимся лишь тем, что одного из родственников главного героя убили на острове Ики, и связанная с этим травма до сих пор не зажила. А усугубляет болячку новая злодейка по прозвищу Орлица (Eagle в оригинале). Эта волшебница сводит людей с ума, а к самураю смогла пробраться в голову на расстоянии, посылая ему «телепатические» монологи, в которых развивает чувство вины и расшатывает психику нашего героя.
Лисички уже не в моде! Вместо них на Ики мы будем искать и тискать котиков
Дополнение предлагает набор из сюжетных миссий, которые можно всего-то завершить за четыре часа, новую цепочку сайд-квестов и парочку новых «мифических историй», прохождение которых дает доступ к легендарным артефактам. Использовать их придётся на всё тех же монгольских солдатах и японских коллаборационистов из основной игры — среди новых типов врагов были замечены лишь боевые шаманы, которые своими молитвами и песнопениями усиливают остальных врагов.
Графика на PS5 радует глаз, но игра все равно ощущается визуально устаревшей — особенно при сравнении с главным конкурентом в виде «Вальгаллы»
Контент хоть и получится качественным, но для 30-долларового бандла его преступно мало. И в этом смысле Ghost of Tsushima: Director’s Cut больше ориентировано на новую аудиторию — ту, которая не заметила или не смогла купить обычную GoT, заслоненную массивным блокбастером от Нила Дракманна. Даже покупка абсолютно новой версии Director’s Cut с нуля куда выгоднее и дешевле, чем покупка платного улучшения с новым контентом, а это на что-то да намекает. Пожалуй, в первую очередь новое DLC рассчитано либо на совсем новую аудиторию, которая только знакомится с вендеттой Сакая, освободителя Цусимы, либо на совсем уж хардкорных фанатов, готовых переплачивать за 4-5 часов контента, по сути, необязательного для основной сюжетки.
Релизный трейлер игры:
Sucker Punch Productions провела значительную работу над ошибками, выпустив «ультимативную» версию своего хита про средневековую оккупированную Японию. Досталось всем и понемногу: появилась мини-ветка для прокачки навыков на лошади, поддержка умных сенсоров DualSense, передающей вибрации от топота копыт, колоритный антагонист-телепат и новый регион, плотно заряженный сайд-активностями. С одной стороны — всем бы играм такую пост-релизную поддержку. А с другой — не слишком ли дорого просить 30 долларов за крутую, но преступно короткую порцию сюжета и контент, которого игрокам вдоволь предоставили в основной игре? В зависимости от ответа вам и решать, стоит ли Director’s Cut ваших кровных денег. В любом случае, немного обидно, что на релизе всего этого в «Цусиме» не было.
Ghost of Tsushima: рецензия
Оглавление
Жанр | Боевик-приключение |
Разработчик | Sucker Punch Productions (США) |
Издатель | Sony Interactive Entertainment (Япония) |
Платформа | PlayStation Network |
Локализация | Текст + озвучка |
Дата выхода | 17 июля 2020 года |
Вероломные захватчики вторгаются на родную землю и в считанные дни устанавливают на ней свои порядки; сопротивление сломлено, выжившие из разоренных селений обречены на гибель от голода, болезни и ненастий; только одному воину по силам дать отпор, сплотить людей и выдворить непрошенных гостей. Но прежде стоит познать мир, отточить навыки и совершить сотни тысяч мелочей…
реклама
Очередная история про героя, которому предписано спасти свой народ? Верно, да не совсем. В обзоре «Призрака Цусимы» мы разберёмся, за счёт чего сие творение запомнится на долгие годы. И запомнится ли…
本物の武士は翻訳者を使わない
Студия Sucker Punch подобна олимпийскому Мишке — как открыла программу по-настоящему громких эксклюзивов PS4 своей Infamous: Second Son в марте 2014 года, так и закрыла её отчётной новинкой. Всегда грустно от понимания, что эпоха уходит, а вместе с ней и надежды получить нечто необычайное — остаётся лишь подвести итоги, перевернуть страницу и вернуться к фазе томительного ожидания.
Для многих выход игры с плашкой «только на PlayStation» сродни началу той самой Олимпиады. Как ни крути, тоже событие! И послевкусие бывает схожим: или радуешься триумфу любимцев, или с лёгкой горечью смотришь церемонию закрытия, утешаясь мыслями, что повезёт в другой раз. Этим летом Sony выступила дважды, но в обоих случаях общественность запомнит именно выступления, а не результат.
Создатели Ghost of Tsushima сделали то, чего от Ubisoft и её Assassin’s Creed ждали несколько лет: выбрали местом действия феодальную Японию. В XIII веке единоличным правителем страны был сёгун: с его подачи для главенства в регионах назначались дзито, а тем в свою очередь подчинялись самураи — землевладельцы, и по совместительству воины, защищавшие границы страны и собственных угодий.
Миг нужды настал в 1274 году, когда на родину саке и катаны напали монголы. И если «большой земле» повезло отбиться не без помощи стихии, то архипелаг Цусима пал под натиском налётчиков. После первого контакта выжил один Дзин — молодой самурай из клана Сакай. На плечи юнца и возложена задача сперва спасти из плена родного дядю, а затем и освободить от чужаков весь остров.
Но это лишь верхушка айсберга. Помимо монголов герою предстоит бороться ещё и с личным кодексом чести: сходить с пути бусидо и разить недруга исподтишка ради всеобщего блага. Душевные терзания раскрываются отнюдь не в одной сцене, чем грешил перезапуск Tomb Raider, а переходят в полноценную сюжетную арку, что выливается в одну из самых красивых развязок последних лет.
реклама
Творцы пытались вобрать всё лучшее из самурайских фильмов прошлого. Впечатляющие декорации с качающейся от ветра травой, в меру аутентичные сражения, пафосные речи перед битвой — при желании «Призрака» можно смонтировать в красивый многочасовой сериал. Есть даже чёрно-белый фильтр экрана, названный в честь небезызвестного режиссёра, но проходить с ним всю игру вы вряд ли захотите.
Без логических дыр всё же не обошлось. Хотун-хан зачем-то заигрывается в дипломата вместо того, чтобы продолжать экспансию, пока предание о вторжении ещё свежо; мудрый наставник одержим кодексом чести,… но готов подставить невинного во спасение ученика; поступки соратников главного героя иной раз объясняются лишь стремлением сценариста развести вас на чувства или застать врасплох.
Игру тяжело назвать военно-историческим аттракционом. На протяжении всего пути вы дерётесь с небольшими отрядами монголов, спасаете заложников, да проникаете на охраняемую территорию. Яркие постановочные эпизоды вроде осады Ярикавы или сожжения монгольского флота весьма редки, а фирменная эстетика передаётся за счёт умиротворяющих диалогов или скачек на фоне цветущих лугов.
Больше о сюжетной части и сказать нечего. Рассказ получился максимально «мягким» — показанные события не разделят поклонников на два лагеря и не станут предметом ожесточённых споров. Временами кажется, будто авторы намеренно сдерживали себя, опасаясь прыгнуть выше головы и произвести фурор, и выложились ровно настолько, чтобы повествование не выглядело скучным и банальным.
Стремление угодить всем ощущается и в меню выбора локализации. Дубляж, английская озвучка с субтитрами, или же японская для полноты погружения — каждый найдёт сочетание по вкусу. Наши актёры потрудились на славу (особенно хорош Илья Исаев в роли господина Симуры — даже акцент не забыт!), а вот к переводу текста есть вопросы — подпись «Крестьянин(-ка)» вообще может стать местным мемом.
想像上のナイル川はどうなったのだろうか
«Призрака Цусимы» принято сравнивать с Assassin’s Creed, и не без оснований. Но стоит уточнить, что это правильный перезапуск франшизы Ubisoft; смелая фантазия на тему, как бы выглядела сага про убийц и их кредо, останься она сюжетно-ориентированным боевиком без притязаний на изнурительную прокачку, микротранзакции, повторяемые активности и прочие характерные черты MMO и игр-сервисов.
Всю кампанию можно пройти, не отвлекаясь на необязательные занятия, словно это прямое как палка приключение. Дзин Сакай, подобно Байеку из Сивы, обучается новым уловкам и крепчает по ходу странствий, но больше всего благ приносит продвижение по сюжету, а залог победы в бою — ваша реакция и мастерство. Кропотливое изучение мира позволит разве что выдержать в стычке один-два лишних удара.
Побочные задания проработаны не хуже основных, но не ждите уровня «Ведьмака» или Kingdome Come. Эти поручения не зря прозвали «Историями Цусимы», поскольку их цель — получше раскрыть мир и персонажей второго плана; последним посвящены продолжительные арки длиною в несколько глав, которые можно проходить по мере приключения, а степень их завершения отразится на нескольких важных сценах.
Обширный мир поделён на три региона. Юг насыщен нагорьями, лугами и лесами, в центральной части царят болота и бамбуковые заросли, а север встречает снегами и замёрзшими озёрами. Тут и там попадаются деревушки и живописные места. К сожалению, отличия между областями сугубо внешние: самураю не страшен холод, а буйная растительность маскирует одинаково хорошо в любой части острова.
реклама
На точки интереса Sucker Punch не поскупились. Укреплённые форты и лагеря монголов, захваченные поселения, святилища, тренировочные площадки, столпы чести, лисьи норы, маяки, горячие источники, места для сложения хокку, поединки — историю Дзина легко пробежать часов за двадцать, но на освоение всей карты уйдёт ещё два раза по столько, а если предаваться созерцанию видов, и того больше.
Нашлось место даже гибриду гробниц и вышек из небезызвестной трилогии про Эцио Аудиторе. По миру в труднодоступных местах разбросаны святилища, и чтобы добраться до наград, Дзину предстоит проявить чудеса акробатики и наблюдательности, ведь важно не только пройти импровизированную полосу препятствий, иногда с чередой прыжков, но и сориентироваться среди извилистых тропок и горных расщелин.
реклама
Больше всего хлопот с твердынями: устраивать там геноцид необязательно — только найти и подобрать знамёна, а порой сделать ещё что-то (выпустить ворон из клеток, отыскать железо), затем поджечь запасы пороха и сразить предводителя в схватке один на один. На практике всё равно проще предварительно избавиться от захватчиков, ведь тогда местоположение ключевых предметов будет указано маркерами.
この行には意味はありません
Поначалу игра даже на средней сложности может показаться неподатливой, поскольку драки завязаны на стремительных выпадах и своевременном переключении между боевыми стилями, а герой — не чета Григору Клигану, чтобы стоять под градом ударов: три-четыре тычка, и ваши самурайские полномочия заканчиваются. Так что кувырки и парирование — не просто лучшая, а чуть ли не единственная тактика.
реклама
Основной аргумент протагониста в бою — несуществующая на момент событий игры катана. Врагов можно или подлавливать контратакой, или сперва пробивать защиту парочкой сильных ударов. Бойцов ближнего боя четыре вида — мечники, щитовики, копейщики, тяжеловесы, и каждого лучше встречать, приняв соответствующую стойку. Получаются эдакие камень-ножницы-бумага, точнее, камень-вода-ветер-луна.
Не помереть в затяжном сражении помогают ячейки решимости. Восполняются они за счёт тихих убийств, а также в открытом бою (но медленнее), а расходуются для исцеления — своего рода адреналин, конвертируемый в здоровье. Во второй половине откроется стойка призрака — режим ярости, позволяющий зарезать до трёх бойцов за «присест», но накопить заряд нелегко, и строить от этого тактику не получится.
Отыгрывать синоби скучновато — очень уж беспомощны монголы против ударов из тени. Разить со спины уместно разве что предводителей, чтобы мгновенно заполнить шкалу призрака, но их ещё поди разбери среди прочих. Куда потешнее начать схватку с противоборства: вызвать оппонента (позже двух и больше) на дуэль и в ходе незамысловатой мини-игры на реакцию сразить одним взмахом меча.
реклама
Самое суровое из местных испытаний — поединки. Толпу несложно проредить бомбами, а в крайнем случае и отступить никто не запрещает, зато в битвах с боссом лицом к лицу «грязные» уловки недоступны: в вашем распоряжении лишь катана и навыки фехтования. Правда, типы «дуэлянтов» повторяются, так что если однажды сдюжили вожака со щитом, остальные с таким же щитом врасплох уже не застанут.
Самураи не зарабатывают опыт, а укрепляют легенду — завершая задания и отвоёвывая территории. Очки техники позволяют открыть новые боевые приёмы и усилить вспомогательные средства, скажем, научиться замедлять время при стрельбе из лука и замечать недругов в режиме слуха на большем расстоянии. При должном усердии к концу игры освоите почти всё, поэтому зацикливаться на выборе не стоит.
реклама
«Призрак Цусимы» — крепкий эксклюзив второго эшелона. Традиционная песочница с акцентом на сюжет и прорвой необязательных развлечений, созданная словно по учебнику согласно строгим правилам. В этом её как преимущество, так и недостаток, ведь то, что правильно, не несёт в себе новизны. Такая игра вряд ли «продаст» вам консоль, но в связке с другими проектами способна склонить чашу весов в нужную сторону.
За семь лет Sucker Punch заметно выросли. Сумели обуздать чарующую эпоху, которую многие почему-то обходили стороной. Поднаторели в постановке, повествовании и проработке окружения. Внедрили в привычные механики ряд элегантных решений вроде навигации по ветру и птичек-проводников. Хочется верить, что в новом поколении студия выступит уже в авангарде и сумеет по-настоящему удивить.
Ghost of Tsushima — рецензия Disgusting Men
За «Цусиму» обидно. Когда игру анонсировали в 2017-м, она мгновенно стала одним из самых ожидаемых эксклюзивов для PS4. А когда ее масштабно показывали в последний раз — на шоу State of Play в этом году — она окончательно растворилась в тени The Last of Us 2. Дескать, вот «Одни из нас» — действительно последний весомый эксклюзив уходящей платформы, а «Цусима» — что-то такое себе, рескин Assassin’s Creed на самурайскую тему. Такое мнение можно было услышать часто — его высказывал и я, но в душе все же надеялся. И не зря.
«Призрак Цусимы» — это и вправду Assassin’s Creed.
В центре — хорошо знакомые по играм Ubisoft механики. Вот вам укутанный туманом войны открытый мир, вот вам вопросительные знаки на карте. Что же они прячут? Повышающие здоровье горячие источники, тренировочные площадки для укрепления «стамины», сайдквесты на пять минут, вражеские форпосты, маяки-вышки. Между этими точками — вражеские патрули, пленники у разбойников в лесу и все в таком духе.
Подобные игры — это уже отдельный жанр, окончательно оформившийся в уходящем поколении, со своей армией поклонников. Открытые миры в стиле Ubisoft легко любить, хотя в силу величины ими пресыщаешься — нужно делать перерывы. Между тем, в этом году таких миров будет два — нордический (через несколько месяцев выйдет «Вальгалла»), и самурайский.
Несмотря на аналогию, «Призрак Цусимы» умеет красиво преподносить знакомые опенворлд-механики и отлично встраивает их в сеттинг.
Ghost of Tsushima — это дзен. Это путешествие вовсе не по Цусиме, а по всей древней Японии, сконцентрированной в рамках одного острова. Это игра, которая максимально раскрывается, когда ты не суетишься. Не просто не спешишь — а буквально наслаждаешься каждой минутой, систематически задерживаешься на красоте освещенной закатным солнцем синей гортензии. В этом Ghost of Tsushima близка с Red Dead Redemption 2 и немного с Breath of the Wild — если ловишь этот неспешный вайб и можешь позволить себе не рашить игру, то и удовольствия будет в разы больше. Такая медитативность — не случайный эффект, а продуманный ход разработчиков. И они сделали все, чтобы ее не нарушать.
Так, в «Цусиме» нет GPS: стрелочка над головой героя не появится, тропинки не заиграют неоновыми огнями. Направлять вас будет ветер — смотрите, куда наклонились травинки, туда вам и надо! Если отметить точку на карте, ветер будет направлять к ней. А если нет… то куда-нибудь еще — кто знает, где ты окажешься. Точно так же в интересные места героя могут привести певчие птички, а вражеский лагерь можно засечь по зареву и поднимающемуся на горизонте дыму. И так мир игры исследовать куда интереснее — на бумаге звучит туповато, а на деле это правда работает. Так «Цусима» раскрывается и освежает привычный открытый мир, как тот самый путеводный ветерок.
Но можно и по старинке рашить вопросительные знаки — отключить их, к сожалению, нельзя. Я вообще не советую специально отвлекаться на второстепенные активности. Хватайте только то, что под руку попадется и проходите квесты — добивать игру после завершения сюжета приятнее и удобнее.
Основа дзена «Призрака Цусимы» — чудовищно красивая природа.
Тут «Цусима» может посоревноваться и с Horizon, и с Death Stranding, и с The Last of Us 2. Природа в Ghost of Tsushima прекрасна во всех своих проявлениях. Цветочные поля, бамбуковые рощи и лиственные леса, горы, теплые и заснеженные пляжи, речушки и величественные озера, закаты над морем и рассветы на холмах. И удивляет тут не только красота, но и разнообразие всех этих «биомов». Так разработчики сделали густой, очень мрачный и темный лес со зловеще изогнутыми, переплетенными деревьями для единственного крошечного участка в перешейке между двумя частями Цусимы — сумасшествие!
Причем не сказать, что картинка в «Цусиме» очень уж реалистичная — в жизни нет такого мощного контраста и настолько идеального баланса цветов. Да и Луна на самом-то деле не светит как прожектор, но и черт с ней — главное, что в результате красиво. В этом контексте черно-белый «Режим Куросавы», доступный в игре, выглядит как оскорбление для нее же — убийство чудесной работы с цветом.
Но главное техническое чудо — частицы. Плывущая по воздуху пыльца, опадающие красные и рыжие листья в золотом лесу, хлещущий по лицу ливень и густой туман, заполняющий долину — лепестки сакуры, в конце концов! Все настолько детально и плотно, что кажется, на это и уходит половина всех ресурсов движка. Если картинку в целом пришлось подрезать, чтобы сохранить эту визуальную мощь — то пусть.
И всем этим можно и нужно наслаждаться в фоторежиме, в «Цусиме» он — отдельная механика.
Помимо стандартных вещей, вроде фильтров и экспозиции, в фоторежиме «Цусимы» можно настроить погоду, облачность, направление и скорость ветра. Можно наполнить сцену частицами и задать их плотность — среди вариантов не только разноцветные листья и сакура, но и разные птицы, бабочки и светлячки. Да тут даже анимацию окружения можно включить, чтобы все эти листики продолжали летать в застывшем мгновении, а трава красиво колыхалась на ветру. Если и этого мало — выбирайте фоновую музыку и настраивайте пролет камеры, чтобы в итоге записать эффектный ролик, демонстрирующий природу. Весь этот процесс сродни медитации.
«Призрак Цусимы» — это японская клюква, но в этом нет ничего плохого.
Разработчики не отрицают, что историчность их слабо волновала. Как и ландшафты настоящий Цусимы — это лишь источник вдохновения. Поэтому виртуальная Цусима — это срез Японии, какой ее представляют обыватели. С пагодами и сакурой. С благородными самураями, помешанными на чести. С дуэлями, которые предвещает долгая, напряженная игра в гляделки. С шутками про сакэ и бедными крестьянами, живущими в лачугах из говна и палок. С храмами Инари и статуями Будды. В «Цусиме» можно даже хокку складывать, правда, в русской версии собрать что-то осмысленное зачастую нереально.
Да и выбранному историческому периоду Камакура в игре мало что соответствует. Доматываться можно и к одежде персонажей, и к их оружию. Только зачем? Клюква — это не всегда плохо. Здесь она создает нужную атмосферу, сгущает ее. Да и сами японцы едва ли обидятся — все стереотипы на месте, но стереотипы-то хорошие.
На основе этой клюквы разработчики смогли написать неплохой сюжет.
Вторжение Монгольской империи — это лишь бэкграунд, нужный для того, чтобы разыграть семейную драму. Главный герой — Дзин Сакай, самурай из прославленного рода. Он трагически потерял мать и отца, воспитывал его лорд Симура, местный родзю — фактически глава Цусимы. После нападения монголов и самоубийственной попытки их отбросить, Дзин Сакай чудом остается жив, а Симура оказывался в плену у выдуманного Хотун-хана. Так что завязка классическая — нужно собрать команду супергероев, чтобы спасти дядю.
И это отличная команда. Одержимая местью воительница, потерявшая все; хитрый торговец-обманщик; мастер лука, невольно воспитавший чудовище и теперь охотящийся за ним; странствующий воин-монах и воровка с братом-кузнецом. Компашка в духе старых партийных RPG. А ведь у каждого спутника еще и персональная цепочка квестов есть, которая тянется через весь сюжет игры — и это это самые интересные и драматичные сайды в игре. Каждую цепочку без проблем можно было бы растянуть на целую игру. С множеством драматичных поворотов, и моралью — разве что диалоги местами туповаты.
В центре основного сюжета игры — отказ от идеалистических представлений о самурайской чести.
Когда Дзин Сакай режет глотки и бьет в спину — он теряет доверие собственного дяди, рискует титулом самурая и потенциально навлекает на себя гнев сёгуна. Самурай должен смотреть врагу в глаза, но что делать, если этих глаз — десятки тысяч? Люди Цусимы потихоньку забывают, кто такой лорд Сакай, зато узнают о мстительном Призраке, безжалостно карающем врагов Японии. Превращение Сакая в Призрака и его сложные отношения с дядей — вот о чем «Призрак Цусимы». Это, конечно, театральщина, но по меркам ближайших конкурентов написана она хорошо и под конец может даже выдавить слезу.
Почти все в «Цусиме» хорошо, кроме геймплея — он просто нормальный.
И тут я не про захват вышек и форпостов, а про поножовщину и подлые удары из кустов. Потому что чем бы ты не занимался и куда бы ни шел, все равно дело закончится дракой. Разработчики с самых ранних этапов твердили, что вдохновлялись Куросавой и хотели передать чувство тех самых дуэлей на катанах — когда все решал один взмах.
После начинается довольно стандартная боевка из современных экшен-игр. Можно блокировать, можно парировать, а немного прокачавшись — и перекатываться. У врагов есть неблокируемые атаки, копья и щиты — а еще их обычно прикрывают раздражающие лучники. Тут уж один взмах ничего не решает. Даже на средней сложности большая часть врагов — губки, особенно те, что пожирнее. Чтобы завалить мужика с алебардой, его нужно рубануть раз шесть, при этом ранами он не покроется и медленнее двигаться не станет. И это все не так уж плохо, но очень уж стандартно — ощущения от сражений не сильно отличаются от драк в какой-нибудь Shadow of Mordor.
Разнообразие вносят стойки и инструменты синоби.
Со стойками сложно: их нужно открывать, убивая военачальников монголов, потом нужно время на освоение. Всего их четыре: стойка камня против мечников; стойка воды против врагов со щитами; стойка ветра для копейщиков; стойка луны для жирных врагов. У каждой свои легкие и тяжелые атаки и они действительно помогают быстрее и эффективнее убивать соответствующих врагов. Вот только сложно жонглировать ими, когда на тебя летит десяток монголов и кто там в этой толпе только не смешался… Впрочем, умение быстро выбрать и применить нужную стойку — и есть высший пилотаж в «Цусиме».
А чтобы стало совсем круто, нужно использовать лук (со временем его можно еще заряжать огненными и взрывными стрелами), швырять кунай, дымовые бомбы. Со всем этим очень легко запутаться в кнопках и тогда драки могут смотреться неуклюже. Но если ловкости хватит — выходит крутое кино про ниндзю-самурая. Особенно если его еще и приодеть по стилю: выбор костюмов тут широкий. Жалко, что открываются синоби-инструменты долго — если не закрывать сайды и вопросительные знаки, то есть риск только к самому финалу открыть все игрушки героя.
Ну а стелс я как полноценный геймплей все же не рассматриваю — просто возможность избавиться от парочки врагов в начале штурма. Враги в «Цусиме» слепые, тупые и дольше минуты помнить не в состоянии. Вся тактичность ограничена прятками в высокой траве и под домами, да швырянием отвлекающих колокольчиков, которые тоже еще надо открыть. Игра вообще любит прятать за прокачкой навыки, которые стоило бы открывать сразу — еще одна беда, преследующая жанр.
Забавно, но до релиза Ghost of Tsushima я сравнивал ее с Assassin’s Creed в негативном ключе. А теперь сравниваю в позитивном. Это отличный самурайский экшен в открытом мире и идеальная Assassin’s Creed: Japan — лучше и сама Ubisoft бы не сделала. В игре хватает косяков, но все же ей как-то удается не раздражать, а обволакивать своей атмосферой и даже расслаблять. Может, и не шедевр, но достойное закрытие эры PS4.