признаки усадьбы блай актеры
Сериал «Призраки усадьбы Блай»: сюжет, актеры, интересные факты
Для любителей пощекотать собственные нервы жутковато-мистическими историями осень 2020 года не прошла впустую — стриминговый сервис Netflix презентовал сериал «Призраки усадьбы Блай», снятый режиссером Майком Флэнаганом по повести Генри Джеймса «Поворот винта». Дата выхода этого в высшей степени занимательного проекта пришлась на 9 октября. О сюжете хоррора, актерах и их ролях, а также о связанных с новым шоу любопытных фактах — в материале 24СМИ.
Сюжет
Фильмы ужасов неоднократно убеждали зрителей в том, что выбирать в качестве места проживания пользующийся не лучшей славой особняк, чьи стены помнят тайны былых обитателей, — вариант, мягко говоря, не самый разумный. Потому что в подобном случае существует ненулевой шанс познакомиться с теми потусторонними силами, что призраками прошлого намекают живым — любая ошибка стоить может жизни.
Однако герои истории, которую рассказывает сериал «Призраки усадьбы Блай», волею случая оказываются обитателями именно такого поместья. Теперь молодой гувернантке, прибывшей из-за океана в Англию, дабы восстановиться после душевной травмы, а также оставленным ей на попечение сиротам предстоит не только разобраться в собственных проблемах. Им потребуется еще и разгадать тайны, что скрывает их новый дом, ведь только это позволит остаться в живых.
Актеры и роли
Главные роли в сериале исполнили следующие актеры:
Виктория Педретти — Дэни Клейтон, молодая американка, приехавшая в Великобританию для того, чтобы оставить позади личную драму — из-за своей нетрадиционной ориентации девушка расторгла помолвку с женихом. Сопровождавшая расставание ссора закончилась для уже бывшего избранника героини печально — молодой человек погиб под колесами грузовика. Дэни винит себя в произошедшем и старается справиться с переживаниями на новом месте.
Клейтон устраивается гувернанткой к состоятельному столичному лорду Генри Уингрейву, который поручает заботе девушки двоих своих племянников-сирот и поселяет в загородном поместье Блай. Вот только дом хранит слишком много тайн, а населяющие его призраки не прочь поделиться «сокровенным» с новыми постояльцами. Пусть даже такое знакомство окажется для еще живых смертельно опасным.
Генри Томас — Генри Уингрейв, богатый лондонский лорд, на попечении которого после гибели родного брата и его супруги остались двое юных племянников — Майлз и Флора. Не горя желанием заниматься воспитанием ребят, мужчина предпочел в итоге нанять для этих целей гувернантку — подходящую кандидатуру Уингрейв находит в лице бегущей от чувства вины Дэни Клейтон.
Бенджамин Эван Эйнсворт — Майлз, племянник лорда Уингрейва, оставшийся сиротой после гибели родителей. По ряду причин исключен из школы и отправлен домой. Дэни Клейтон удивляет странность мальчика — время от времени тот начинает рассуждать не по годам разумно, словно в теле ребенка скрывается взрослый человек.
Амели Беа Смит — Флора, сестра Майлза, как и мальчик, оставленная на попечение гувернантки. Спокойная и милая девочка тоже порой заставляет свою воспитательницу понервничать — кажется, что юная Уингрейв видит за спиной Дэни нечто такое, что недоступно взору простых людей.
Также в сериале снимались: Оливер Джексон-Коэн, Кэтрин Паркер, Т’Ниа Миллер, Амелия Ив и Кейт Сигел в роли Виолы Уиллоуби.
Интересные факты
1. Сериал «Призраки усадьбы Блай» представляет собой продолжение сверхъестественной антологии режиссера Майка Флэнагана, начатой в 2018 году 10-серийным шоу «Призраки дома на холме». Первая часть проекта базировалась на вышедшем в 1959 году одноименном романе Шерли Джексон. А вот злоключения постояльцев поместья Блай основаны на творчестве писателя Генри Джеймса, творившего на рубеже XIX–XX столетий.
2. Хотя создатели хоррор-проекта заявляли о том, что вдохновлялись они в работе в первую очередь романом Джеймса «Поворот винта», внимательный зритель без труда обнаружит в эпизодах сериала отсылки и к другим произведениям американо-английского автора, немало внимания в своих работах уделявшего мистике и психологии.
3. Критики еще до выхода проекта уже успели окрестить сериал «Призраки усадьбы Блай» лучшим хоррором года. Но зрители подобную уверенность не разделили, поставив куда более низкие оценки на Metacritic и Rotten Tomatoes, а также отметив ряд недостатков шоу. Среди таковых: явный перекос в психологию и недостаток в действительности страшных моментов, скучное и растянутое повествование, а также выпячивание на первый план трендовых повесток вместо проработки сюжета.
Сериал «Призраки усадьбы Блай» — трейлер:
Грустные «Призраки усадьбы Блай»: печаль сильнее страха
1987 год. Дэни устраивается няней к Флоре и Майлзу — сиротам, оставшимся на попечении у своего дяди Генри, адвоката, работающего в Лондоне. Кажется, дети ему малоинтересны: он просит Дэни не звонить ему по «пустякам», то есть если никто не умирает.
Новая няня должна поселиться в шикарной усадьбе, где при желании можно было бы разместить несколько семей, но большинство комнат пустует. Кроме Дэни и детей там живет домработница Ханна Гроуз, а повар Оуэн и садовница Джейми составляют им компанию днем.
Дэни, сбежавшая из Америки подальше от тяжелой психологической травмы, предложению только рада. Ее не смущает, что предыдущая няня утопилась при загадочных обстоятельствах. Но, как водится в подобных историях, все не так просто.
Непросто и тем, кто ждет психологического хоррора, как в предыдущей части антологии — «Призраки дома на холме». Шоураннер Майк Флэнеган, который на этот раз доверил режиссуру большей части эпизодов другим постановщикам, не стремится пугать. Вместо этого он показывает мистическую драму, героям которой сложно принять своих демонов — как в буквальном, так и в переносном смысле.
Сериал иногда почти физически тяжело смотреть. Не потому что он плох, совсем наоборот. Просто отчаяние, которое льется с экрана, слишком сильно, и от него никуда не деться.
Смерть как травма
Первое заметное отличие «Усадьбы Блай» от своего предшественника — камерность. Действие редко выбирается за пределы дома, куда переезжает Дэни. Там, где раньше было размашистое повествование с точки зрения разных персонажей, — относительно небольшая группа главных героев. С одной стороны, это позволяет изучить их подробнее, с другой — повышает концентрацию диалогов, что сильно бьет по динамике.
Сериал ориентирован в первую очередь на текст, что подчеркивает закадровый голос. Вся история подается в виде рассказа безымянной женщины на дорогой, но несколько старомодной свадебной вечеринке. Это, с одной стороны, дань уважения «Повороту винта», повести Генри Джеймса, у которой «Усадьба Блай» берет центральный сюжет, с другой — предсказуемый, но от того не менее изящный способ добавить истории контекст.
«Поворот винта» невероятно популярен среди кинематографистов. Эту классическую готическую повесть, опубликованную на пороге XX века, уже экранизировали бесчисленное количество раз, но Флэнегана не интересует прямая адаптация. Он не только перенес историю в 80-е, но и добавил элементы других произведений Генри Джеймса, дополнив оригинальными деталями.
Что в сериале не пошло «под нож» — так это основная декорация. Большая усадьба Блай — традиционно загадочное и отталкивающее место, несмотря на всю роскошь убранства. Она по большей части безжизненна и как будто отдаляет происходящее от простого зрителя. Слишком уж богемную жизнь вела семья Майлза и Флоры, раз могла позволить себе такое жилище. Впрочем, все это условности готического по происхождению сюжета. Чтобы его полноценно развернуть, нужно место, где можно расселить всех призраков.
Правда, призраков в прямом смысле слова здесь долго не выпускают. Грязные следы на полу, тревожные просьбы Флоры не выходить ночью из комнаты и ее странный кукольный домик — вот и все, что поначалу выдает в сериале мистическую подоплеку. А вот метафорических призраков хватает.
При желании можно провести параллели с «Американской истории ужасов». Ее шоураннер Райан Мёрфи из похожей концепции делал кэмповый балаган, тогда как Флэнеган выжимает пронзительную мистическую драму. Каждый хорош по-своему, но «Призраки усадьбы Блай» трогают все-таки больше.
Сериал Призраки усадьбы Блай
Идейное продолжение «Призрака дома на холме»
В «Призраке дома на холме» Майк Флэнаган вольно экранизировал одноименную книгу Ширли Джексон. Вместо продолжения этой истории режиссер и сценарист решил сделать идейный сиквел и адаптировать другую литературную классику американского хоррора о доме с привидениями — роман Генри Джеймса «Поворот винта». В центре сюжета — молодая няня, которую нанимает состоятельный лорд для своих малолетних племянников. Вскоре после прибытия няня приходит к выводу, что в усадьбе водятся привидения.
«Призраки усадьбы Блай» почти наверняка разочаруют фанатов предыдущего сезона антологии Флэнагана — это не слишком страшный сериал. Однако это не недостаток, а особенность: вместо хоррора шоураннер решил сделать готико-романтическую драму об утрате. Флэнаган замахнулся высоко, и поэтому не все получилось идеально (сериал мог и не быть настолько медлительным), однако это работа, достойная просмотра. Кроме того, на «Призраков усадьбы Блай» нужно обратить внимание как на смелую попытку смешать в одном произведении сразу несколько идей и мотивов творчества Генри Джеймса несколько идей и мотивов творчества Генри Джеймса.
Актеры
Сезон 1 (последний сезон)
Рецензия «Афиши» на фильм «Призраки усадьбы Блай»
Призраков все меньше, трагичной любви все больше
Дэни Клейтон (Виктория Педретти) прибывает из субурбии Америки в Лондон, явно нервничает, чуть не попадает под колеса, но сразу же оказывается на собеседовании у представительного лорда в клетчатом костюме-тройке, незаметно подливающего в чай виски. Работа гувернантки в загородном имении Блай на первый взгляд кажется пустяковой: тишина пасторальной идиллии, два чудесных ребенка, нуждающихся в воспитании, приятные коллеги — смотрительница миссис Гроуз, обаятельный повар Оуэн и поначалу молчаливая садовница Джейми. Но есть нюансы: после трагедии в Индии дети остались сиротами, предыдущая воспитательница мисс Джессел бросилась в озеро, да и в целом на приусадебной территории будто бы не все ладно. Плюс ко всему Дэни не умеет заваривать кофе, а чай вообще не признает.
Важно уточнить, «Призраки Блай» — не второй сезон «Призраков на холме», а скорее антология в стиле «Американских историй» или «Фарго», хотя многое тут может запутать. Артисты Виктория Педретти и Оливер Джексон-Коэн, исполняющие второплановые роли в 2018-м, здесь добрались до ключевых позиций; снова в кадре Генри Томас (роль Генри Вингрейва) и Карла Гуджино (рассказчица); нашлось место и жене Майка Флэнагана Кейт Сигел (роль Виолы Ллойд).
Это не какая‑то запутанная вселенная персонажей, как у Стивена Кинга, или заезженная поза, просто режиссер Флэнаган так привык поступать всю карьеру. Начав с нежной истории о фантомах и жути («Отсутствие»), он последовательно продолжает дело до сих пор, превратившись за десять лет в самого прилежного и методичного хоррормейкера момента (семь фильмов и два сериала), готового адаптировать хоть любую книгу, хоть сложную продюсерскую блажь («Доктор Сон»). В итоге студия, скорее всего, получит фирменную работу Майка, всегда примерную и тщательную в деталях: проект не без явных удач, творческих находок и всегда исключительного исполнительского и технического мастерства.
Совершенный трудоголик-многостаночник Флэнаган выдумывал сценарии ко всем своим лентам, часть из них спродюсировал, все смонтировал, на заре, естественно, вставал за камеру и создавал музыкальные партии. Учитывая путь постановщика, такая сугубо прикладная актерская преемственность не должна удивлять: он прекрасно знает этих людей, хорошо представляет их диапазон, наверняка под них пишутся сразу несколько ролей. С тем же Генри Томасом Майкл неразлучен с «Уиджи», Гуджино — частая гостья в фильмографии американца, Катрин Паркер присутствует в титрах с дебютного «Отсутствия», плодотворное сотрудничество с дуэтом композиторов The Newton Brothers началось с «Окулуса», там же впервые появилась Сигел, супруга Флэнагана.
Если «Призраков на холме» Флэнаган ставил лично и привычно все сделал сам, то на «Призраках Блай» он уже вполне шоураннер. Стартовая серия на правах создателя за ним, остальные эпизоды отданы другим заметным деятелям в области страха. Например, Кирану Фою — автору пробирающей насквозь параноидальной «Цитадели» и «Синистера-2». Или Лиаму Гэвину, проводившему лихой оккультный обряд в «Песни дьявола». Также в составе Э.Л.Кац — любитель черной комедии, заявивший о себе разговорным криминальным чиллером «Дешевый трепет».
При всем количестве замечательных людей на площадке «Призраки Блай» выглядят чересчур вымученной затеей: строго говоря, ставшие народными «Призраки на холме» тоже были спорным и далеко не самым лучшим кино в каталоге Флэнагана. Это абсолютно безопасные серии без шага в сторону с заранее считываемым удовольствием, где каждый кивок важен, каждый объезд камерой вовсе не зря. Все, что можно представить в таком сериале, здесь обязательно будет: вал коммерческого ужаса, обрушившийся на публику в последние лет пять усилиями вездесущего продюсера Джейсона Блума, представлен в полном объеме. Тропы и жанровые клише сложены так, как все привыкли, нарратив — как все любят. Будто проходная и совсем необязательная книга Стивена Кинга, с которым того же Флэнагана теперь нередко сравнивают. Став режиссером Кинга, Майк с «Доктором Сном» угодил и писателю, и без паясничества вышел на откровенный диалог со Стэнли Кубриком, представив отточенные ходы современного хоррормейкинга; кажется, даже понравился обычному зрителю, который видел комнату 237 и девочек-близняшек только в мемах.
Но модернист Флэнаган чересчур нарочит для сериального формата, слишком буквален для девяти часов. Два сезона «Призраков» — откровенное буквоедство ради буквоедства, словно придуманное не опрятным режиссером на пике формы, а знаменитыми алгоритмами «Нетфликса». Весь эфир не покидает ощущение, что эту готику запросто можно ужать до 120 минут, ничего не потеряв в качестве. В «Призраках Блай» не настолько мощная история, способная удерживать у телевизора, и довольно вялые персонажи-функции, раскрывающиеся через назойливые флешбэки с бесконечным монтажом на действии. Спасают положение разве что самоотверженная Педретти, как раз запустившая карьеру с дилогии, и хитро щурящийся Джексон-Коэн, продолжающий свою роль из «Человека-невидимки».
Лишь на пятом фрагменте появляется какая‑то жизнь и интрига, но от нее ничего не остается к концу: в предпоследнем сегменте таймлайн сдвинется на несколько веков назад, чтобы окончательно раскрыть все карты — каждое зло должно иметь свое прошлое и оправданную логику плакатного сказа. Страшилка с призраками оборачивается скорбным романом о невозможной любви, а вся жанровая составляющая тонет под мелодраматичными ходами, предсказуемым поведением, понятными взглядами и умолчаниями. Весь богатый технический арсенал Флэнагана и его коллег, все их профессиональные рефлексы и врожденный темпоритм нужны только для того, чтобы в очередной раз напомнить: любовь зла, а сердцу не прикажешь. Входную дверь стоит держать открытой: призраки имеют свойство возвращаться, когда их не очень-то и ждешь. Как и новые сезоны популярных стриминговых сервисов.
Ненадежный пересказчик
Татьяна Алешичева о том, как Майк Фланаган подселил к призракам Генри Джеймса своих собственных
На платформе Netflix вышел сериал «Призраки усадьбы Блай». Формально это, с одной стороны, продолжение «Призраков дома на холме», хотя две части никак между собой не связаны, и с другой — экранизация «Поворота винта» Генри Джеймса, хоть и вывернутая наизнанку
Мистическую повесть Генри Джеймса экранизировали много раз, но наиболее удачным считается фильм Джека Клейтона «Невинные» (1961), который Мартин Скорсезе включил в десятку самых страшных хорроров всех времен. Создатель «Призраков усадьбы Блай», мастеровитый постановщик фильмов ужасов Майк Фланаган отдает должное «Невинным», цитируя самый жуткий фрагмент фильма — сцену, где бедная гувернантка усадьбы Блай видит в оконном стекле призрак дворецкого Питера Квинта, его «бледное, навеки проклятое лицо». На этом сходство кончается: сериал Фланагана — это даже не хоррор. И если в повести речь шла о том, что проникнувшее в мир зло необоримо, то Фланаган, очевидно, придерживается иного мнения. Он не поддается искушению поиграть в историю с ненадежным рассказчиком и представить видевшую призраков гувернантку свихнувшейся бедняжкой, которой все это примстилось. Более того — гувернантка тут вообще не рассказчик, хоть и основное действующее лицо.
Действие начинается в 1987 году. Юная меланхоличная американка (Виктория Педретти), перебравшаяся в Лондон, претендует на должность гувернантки в отдаленном поместье Блай, где двое детей-сирот живут в обществе экономки, повара и садовницы. Девушку зовут мисс Дани Клейтон (у героини Джеймса имени не было, так что отдать дань уважения режиссеру «Невинных» сам бог велел), и она явно не в ладу с собой. То же можно сказать и про ее нанимателя Генри Вингрейва (Генри Томас) — он настаивает, чтобы гувернантка десятилетнего Майлза и восьмилетней Флоры ни в коем случае не звонила ему, что бы ни случилось в поместье.
А случиться, судя по всему, может все что угодно: в первую очередь тревогу вызывает Майлз, которого, как выяснится чуть позже, отчислили из интерната за нанесенное однокласснику увечье и осквернение церкви. Сам же он и объясняет свои эскапады: люди, мол, похожи на закрытые комнаты, и к каждому нужно подбирать ключи — вот он и подбирал ключи к педагогам и соученикам посредством диких поступков. Этой мудрости он набрался от бывшего помощника Вингрейва по имени Питер Квинт (Оливер Джексон-Коэн), который сбежал с деньгами босса, а заодно разбил сердце предыдущей гувернантке Ребекке, отчего она утопилась в озере. Но Майлз все равно благоговеет перед Квинтом и его заветами и постоянно подстраивает новой гувернантке злые каверзы. А вот его младшая сестра Флора ведет себя совсем иначе: кажется, она пытается от чего-то уберечь мисс Клейтон.
Здесь Фланаган походя, будто случайно, затрагивает важную тему, не имеющую отношения к классической повести: кто тут за кем присматривает? Флора видит все передвижения обитателей поместья, будто в отражении, в своем кукольном домике, и она всегда начеку. Когда взрослые подавлены и слишком заняты собой, за ними присматривают дети, беря на себя несвойственную им функцию, потому что больше некому.
По мере того как сериал все глубже погружается в персональные истории каждого героя, он совершенно отрывается от повести Джеймса. По сценарию Фланагана старушка-мать усадебного повара страдает деменцией. В пятой серии, которая поначалу кажется вполне автономной, главной героиней и ненадежным рассказчиком становится экономка усадьбы Ханна (Т’Ниа Миллер), попавшая в ловушку злых сил странного дома. Ее история, как и остальные, имеет мистическую подоплеку, но трудно отделаться от ощущения, что Фланаган попросту экранизировал саму деменцию: вот сознание Грейс распадается на осколки, она застревает в нем, бесконечно проигрывая в гаснущей памяти одни и те же события, пытается уцепиться за реальность и напомнить себе, кто она такая и на каком она свете.
В девятой серии Фланаган раскрывает наконец тайну усадьбы Блай, и этот финальный эпизод и в самом деле можно смотреть как самостоятельный фильм. Это дивной красоты готическая новелла про осиротевших сестер, решивших во что бы то ни стало сохранить за собой наследную усадьбу. Одна из них ради этого выходит замуж, и начинается история злого соперничества двух женщин, запертых в мире, где правят мужчины, как в ловушке, без права выбирать свою судьбу. Тут и рождается то самое зло, которое веками будет преследовать новых обитателей усадьбы Блай. Максимально далеко уведя свою историю от канвы Генри Джеймса, Фланаган и закончит ее по-своему, увязав воедино множество узелков, им самим же и завязанных. От классической истории тут осталось немного, но на ее месте выросла совершенно новая. Но пусть сам Генри Джеймс является призраком в окне у Фланагана и грозит ему пальцем, а мы не будем — история вышла превосходная.
Как «Призраки усадьбы Блай» перенесли на экран «Поворот винта» Генри Джеймса — и не только его
Два года назад Майк Флэнаган весьма вольно экранизировал роман Ширли Джексон «Призрак дома на холме» в сериале для Netflix. Для следующей части, «Призраков усадьбы Блай», он нырнул еще глубже — за вдохновившей саму Джексон повестью Генри Джеймса «Поворот винта». Оба произведения рассказывают о призраках и ненадежных рассказчиках (вернее — рассказчицах). Повесть Джеймса считается одним из первых литературных произведений, где был использован этот прием. Однако «Призраки усадьбы Блай» вобрали в себя сюжетные элементы и темы и из других произведений Генри Джеймса.
Netflix
Американец, проживший всю жизнь в Европе, Джеймс — признанный классик англоязычной литературы. Объем научных работ по его произведениям сравним разве что с количеством исследований Шекспира. И вместе с этим в России он почти неизвестен: у нас его переводили мало и неохотно. Возможно, ответ кроется в том, что Джеймс — автор утонченный и многословный, и потому не самый легкий для перевода и для чтения. Большинство читателей наверняка согласятся с Джеком Лондоном, который, как-то начав читать вслух «Крылья голубки», захлопнул книгу через несколько минут и спросил : «Кто-нибудь из вас понял, о чем эта белиберда?»
Джеймс всегда любил истории о призраках, но его раздражала их однообразность. В свои сверхъестественные рассказы он вплетал такой заряд психологизма, что сами призраки отлетали на второй план. Мистические произведения Джеймса прежде всего о людях, и экранизация Флэнагана это полностью передает.
Hulton Archive/Getty Images
Серии в «Призраках усадьбы Блай» названы в честь рассказов Джеймса. Это просто отсылки или же нечто большее? Скорее, второе, но каждый эпизод требует своего уточнения. Для начала, однако, освежим в памяти содержание литературного первоисточника, послужившего основой для завязки сериала.
Итак, внимание — СПОЙЛЕРЫ.
«ПОВОРОТ ВИНТА»
В повести Джеймса человек по имени Дуглас на званом вечере читает вслух перед гостями дневник безымянной гувернантки. В нем она рассказывает, как по приглашению некоего состоятельного лорда отправляется в загородную резиденцию Блай за тем, чтобы ухаживать за племянниками — Майлзом и его младшей сестрой Флорой. Родители детей погибли, а сам лорд не испытывает ни малейшего желания растить детей. В усадьбе гувернантка сближается с экономкой миссис Гроуз, которая рассказывает мрачную историю: предыдущая гувернантка мисс Джессел трагически погибла вместе с ее любовником, лакеем по имени Питер Квинт. Вскоре главной героине начинают видеться их призраки, которые, по ее убеждению, замыслили нечто недоброе в отношении детей.
Завязка самой известной книги Джеймса перекочевала в сериал практически без изменений. Есть даже и своя рассказчица (Карла Гуджино), подобно мистеру Дугласу, повествующая историю перед аудиторией. Впрочем, количество подогнанных под нужды Флэнагана деталей настолько велико, что «Призраки усадьбы Блай» все равно становятся отдельным от книги произведением. Большая часть изменений позаимствована из других рассказов Джеймса, так что их мы еще разберем подробнее.
Флэнаган перенес время действия из XIX века в 80-е годы века XX-го. Но, пожалуй, куда существеннее исчезновение двойственности происходящего. Литературные критики и читатели многие годы бились друг с другом в поисках ответа — действительно ли в реальности гувернантка столкнулась с призраками или это все было ее воспаленное воображение? Похожий вопрос задавался и в книге Ширли Джексон «Призрак дома на холме». И любопытно, что в обоих случаях Флэнаган не оставляет пространства для трактовок: призраки в его историях реальны.
Перед тем, как перейти к поэпизодному разбору экранизации, необходим небольшой дисклеймер: ниже будут даваться русские названия только тех произведений Джеймса, что переведены на русский язык. Хотя надеемся, что в связи с выходом сериала на русский переведут и то, что ранее игнорировали.
Эпизод 1 — «The Great Good Place»
Netflix
В одноименном рассказе Джеймса главный герой — писатель, угнетенный огромным количеством работы. Однажды он переносится в Отличное место — некое подобие рая, в абстрактном описании которого угадывается нечто вроде курорта. Рассказ — реакция на тяжесть индустриального мира (он был опубликован в 1900 году) с его культом продуктивности, перенаселенностью и избытком ежеминутных впечатлений. Спустя сто лет проблема не исчезла, но в контексте сериала нам намного важнее сам мотив побега. В повести Джеймс, говоря о причинах, почему гувернантка отправилась в Блай, намекает на ее сексуальное вожделение к лорду. А главная героиня сериала, молодая учительница Дэни (Виктория Педретти), пытается сбежать от травмы, подробности которой зритель узнает позднее. В вакансии гувернантки племянников Генри Уингрейва (Генри Томас) она находит Отличное место. Вот только она не подозревает, что там водятся призраки еще хлеще.
Эпизод 2 — «Ученик» («Pupil»)
Netflix
Как и в «Повороте винта», в сериале Майлз (Бен Эйнсуорт) оказывается исключен из школы. Однако в повести причина остается за кадром, а Флэнаган расширяет хронометраж продолжительным флэшбеком, показывающим, почему мальчика отправили домой. Убийство птицы, драка со школьником и сквернословие — все это можно домыслить и в «Повороте винта». А вот отношения Майлза с его учителем, отцом Стэком (Джим Пиддок), как подсказывает название эпизода, Флэнаган подсмотрел из рассказа Джеймса «Ученик». В нем молодой бессребреник Пембертон устраивается на подработку к семье неприятных американцев. Впрочем, он привязывается к своему смышленому не по годам ученику Моргану, с которым, как и в сериале, обсуждают вопросы морали. В финале несчастный мальчик умирает от остановки сердца — к слову, как и Майлз в «Повороте винта». Джеймс с детьми не церемонился.
Эпизоды 3 и 7 — «Two Faces»
Netflix
Два эпизода сериала раскрывают отношения двух возлюбленных — помощника Уингрейва Питера Квинта (Оливер Джексон-Коэн) и учительницы Ребекки Джессел (Тахира Шариф). И здесь провести параллель между эпизодом и рассказом, подарившим ему свое название, становится проблематично.
Главная героиня у Джеймса — влиятельная миссис Грэнтем. Ее бывший любовник, британский лорд, самонадеянно приводит к ней свою новую жену, молодую и наивную немку, ожидая, что ее научат, как подобает выглядеть и вести себя в высшем обществе. Миссис Грэнтем соглашается — вот только она вовсе не планирует помогать девушке. Это очень короткая история о любви и мести, в которой нет и намека на призраков. Почему Флэнаган использует ее название?
Самый простой ответ кроется в отклонениях от сюжета «Поворота винта». В повести их роман описывался исключительно с осуждающей позиции: в обществе того времени связь между лакеем и леди (позиция гувернантки не была открыта для всех слоев общества) была под запретом. В сериале такой проблемы нет, однако и Питер, и Ребекка остро ощущают классовую границу между собой и семейством Уингрейв. Для Ребекки проблема стеклянного потолка еще и усугубляется ее гендером и темным цветом кожи. Название «Два лица» в рассказе намекает на двуличность миссис Грэнтем, в сериале — на то, как представители низшего класса вынуждены скрывать настоящих себя от хозяев.
Можно провести и такую тематическую параллель. Линия Питера и Ребекки в сериале параллельна любовным отношениям Дэни и садовницы Джейми (Амелия Ив): это сравнение нужно Флэнагану, чтобы разграничить настоящую любовь и собственничество. Понимание любви Питера не отличается от понимания миссис Грэнтем — они хотят обладать, и готовы ради этого на любую подлость.
Эпизод 4 — The Way It Came
Netflix
В четвертом эпизоде мы наконец узнаем, что именно терзало Дэни. Она была помолвлена со своим женихом Эдмундом (Роби Аттал), который погиб после ссоры под колесами грузовика. Пара поругалась из-за того, что Дэни решила отменить свадьбу (как окажется позднее, она лесбиянка). И теперь чувство вины материализовалась у нее в виде призрака Эдмунда, который всюду с ней.
Название эпизода позаимствовано из рассказа Джеймса, в котором есть и расстроенная свадьба, и сложные любовные отношения — и даже призраки. Рассказчица — невеста молодого человека, который дружит по переписке с другой женщиной, знакомой рассказчицы. У друзей по переписке есть необычная связь — оба видели призраков своих родителей за несколько мгновений до их смерти. На этом их общее не заканчивается, и рассказчица начинает понемногу ревновать. После смерти подруги по переписке мужчина отменяет помолвку к горькому сожалению рассказчицы.
Однако у всей линии с Эдмундом есть еще один источник — на это намекает его имя. В «Сэре Эдмунде Орме» вынесенный в название призрак — обманутый жених Шарлотты Марден, который после своей смерти преследует бывшую возлюбленную и всех людей, что имели несчастье увлечься девушкой. Призрак пропадает сразу после того, как она соглашается на предложение рассказчика выйти за него замуж. С такой же резкостью исчезает и сериальный Эдмунд — сразу после того, как Дэни решается взглянуть своему страху в лицо.
Эпизод 5 — «The Altar of Dead»
Netflix
Пятый эпизод — сольный выход темнокожей экономки Ханны Косгроу (Т’Ниа Миллер). В «Повороте винта» эта героиня по большому счету нужна была для того, чтобы безымянной гувернантке было, с кем делиться своей паранойей. В «Призраках усадьбы Блай» ее роль существенно расширена: ей приписали роман с поваром Оуэном (Рахул Коли)… и превратили в призрака. Внимательный зритель и сам должен был догадаться об этом, однако менее трагическим от этого эпизод не становится.
В сериале Ханна ставит свечки по погибшим в часовенке на территории усадьбы. Этот алтарь мертвых — прямая отсылка к одноименному рассказу Генри Джеймса. В нем главный герой, немолодой и разбитый мужчина, ставит свечки по каждому умершему, что встречались в его жизни. Однажды он сближается с женщиной, которая таким же образом почитает своего мертвого — человека, который по совпадению глубоко ненавистен главному герою.
В пятом эпизоде тоже важна тема сближающего горя: Дэни находит свое утешение в объятиях садовницы Джейми, а только что потерявший мать Оуэн — в Ханне. Однако они оба не знают, что бездыханное тело Ханны лежит на дне колодца. В «Алтаре мертвых» главный герой тоже обретает надежду на счастливый исход слишком поздно, умирая на руках возлюбленной.
Эпизод 6 — «Веселый уголок» («The Jolly Corner»)
Netflix
В рассказе «Веселый уголок» главный герой после 33-летнего отъезда возвращается в Нью-Йорк. Осмотр родного гнезда, которое он про себя называет «веселым уголком», пробуждает в нем идею о существовании лучшей версии себя. Его альтер-эго — это человек, который не уехал за рубеж и стал миллионером. Рыская по апартаментам в поисках двойника, он находит его — и теряет сознание от ужаса.
В шестом эпизоде сериала со своим двойником сталкивается дядя Флоры (Амели Смит) и Майлза Генри Уингрейв. Он начинает видеть его после известия о смерти брата и его жены, с которой у Генри был роман. Флэнаган так и не объясняет, что это — еще один призрак или перевозбужденное алкогольной интоксикацией и чувством вины воображение Генри. Но, по крайней мере, понятно, чем он вдохновлялся, когда придумал Генри двойника.
Эпизод 8 — «The Romance of Certain Old Clothes»
Netflix
Одноименный рассказ — второй по значимости источник вдохновения для сериала. Сюжетный костяк рассказа Джеймса, как и в случае с «Поворотом винта», перенесен более-менее точно. Две сестры — старшая Пердита и младшая Виола — остаются одни после смерти отца. Девушкам во что бы то ни стало надо найти мужа, но их красота привлекает исключительно нахлебников. Они обе влюбляются в Артура Ллойда и договариваются, что дадут молодому человеку самому выбрать. Артур выбирает Пердиту — что, вопреки обещанию, вызывает у Виолы ревность. Вскоре Пердита умирает во время родов, но перед смертью она берет обещание с Артура, что тот спрячет в сундуке ее лучшие наряды и отдаст их дочери, когда та повзрослеет. После смерти сестры Виола сближается с Артуром, и они женятся. Ряд финансовых неурядиц выбивает семью из колеи, и Виола требует, чтобы платья наконец продали. Артур нехотя соглашается, отдает ключ и спустя некоторое время находит труп жены рядом с открытым сундуком и со следами страшных увечий.
За исключением пары деталей (Виола в сериале стала старшей сестрой и умирает от пневмонии, а не от родов) Флэнаган точно следует тексту, так что ценители Джеймса должны радоваться, что им достались сразу две экранизации по цене одной. Кроме того, сценарий идет дальше и вплетает историю сестер в «Призраков усадьбы Блая», создавая нечто вроде джеймсианской мифологии.
Еще одна милая деталь. В зависимости от издания существуют две версии фамилии сестер: Уиллоуби и Уингрейв. Первая в сериале досталась все тем же сестрам, вторая — следующим обитателям Блая, семейству Генри и его племянников.
Эпизод 9 — «Зверь в чаще» («The Beast in the Jungle»)
Netflix
В финальной серии Дэни спасает обитателей Блая, позволяя мстительному призраку Виолы (жена Флэнагана, Кейт Сигел), войти в свое тело. Дэни полностью контролирует себя, но только пока: девушка чувствует в себе присутствие Виолы, уподобляя ее «зверю в чаще» (или в джунглях — это слово использовано в переводе Netflix), ждущего момента, чтобы подавить свою жертву.
В одноименном рассказе речь идет о молодом человеке, остро чувствующем над собой печать рока: он убежден, что его судьбе предназначено ужасное, катастрофическое событие, ожидающее своего момента, как «зверь в чаще». Он отталкивает от себя влюбленную в него женщину, не желая делить с ней будущее горе. Только стоя на ее могиле, он понимает истинную сущность своего «зверя».
Рассказ Джеймса — история о зря потраченной жизни. Однако «зверь» Дэни — вполне себе реален. Ее борьба не бессмысленна, потому что героиня борется за свое и чужое счастье.
В интервью Майк Флэнаган рассказывает, что сценарий предыдущего сезона «Призраков» начался с вопроса: «Что такое призрак?». В «Усадьбе Блай» призраки — воплощение памяти о погибших, чувствах горечи и сожаления, оставшихся после их ухода. Эти эмоции — частые спутники прозы Джеймса, который любил заканчивать свои истории на не самой приятной ноте. Однако Флэнаган завершает историю на свой, более позитивный лад: в его вселенной не все призраки приносят с собой тьму.