признаки кочевого образа жизни

Кочевники

признаки кочевого образа жизни. Смотреть фото признаки кочевого образа жизни. Смотреть картинку признаки кочевого образа жизни. Картинка про признаки кочевого образа жизни. Фото признаки кочевого образа жизни

признаки кочевого образа жизни. Смотреть фото признаки кочевого образа жизни. Смотреть картинку признаки кочевого образа жизни. Картинка про признаки кочевого образа жизни. Фото признаки кочевого образа жизни

признаки кочевого образа жизни. Смотреть фото признаки кочевого образа жизни. Смотреть картинку признаки кочевого образа жизни. Картинка про признаки кочевого образа жизни. Фото признаки кочевого образа жизни

признаки кочевого образа жизни. Смотреть фото признаки кочевого образа жизни. Смотреть картинку признаки кочевого образа жизни. Картинка про признаки кочевого образа жизни. Фото признаки кочевого образа жизни

Коче́вники — люди, временно или постоянно ведущие кочевой образ жизни, люди без определенного места жительства. Средства к существованию кочевники могут получать из самых разных источников — кочевое скотоводство, торговля, различные ремесла, рыболовство, охота, различные виды искусства (музыка, театр), наемный труд или даже грабеж или военные завоевания. Если рассматривать большие промежутки времени, то каждая семья и народ так или иначе переезжает с места на место, ведут кочевой образ жизни, то есть могут классифицироваться как кочевники.

В современном мире, в связи с существенными изменениями в хозяйстве и жизни общества появилось и достаточно часто употребляется понятие неокочевники, то есть современные, успешные люди, ведущие кочевой или полукочевой образ жизни в современных условиях. По роду занятий многие из них являются программистами, коммивояжерами, менеджерами, преподавателями, учеными, политиками, спортсменами, артистами, шоуменами, сезонными работниками и т. д.. См. также фрилансеры.

признаки кочевого образа жизни. Смотреть фото признаки кочевого образа жизни. Смотреть картинку признаки кочевого образа жизни. Картинка про признаки кочевого образа жизни. Фото признаки кочевого образа жизни

признаки кочевого образа жизни. Смотреть фото признаки кочевого образа жизни. Смотреть картинку признаки кочевого образа жизни. Картинка про признаки кочевого образа жизни. Фото признаки кочевого образа жизни

Содержание

Кочевые народы

Кочевы́е наро́ды — мигрирующие народы, живущие за счёт скотоводства. Некоторые кочевые народы, кроме того, занимаются охотой или, как некоторые морские кочевники в юго-восточной Азии, — рыболовством. Термин кочевье используется в славянском переводе Библии применительно к станицам измаильтян (Быт.25:16)

Этимология слова

Слово «кочевник» происходит из тюркского слова «Кош», что означает аул находящийся в пути в процессе откочевки. Данное слово и поныне имеется, к примеру, в казахском языке. В Республике Казахстан в настоящее время имеется государственная программа по переселению — Нурлы кош.

Определение

Далеко не все скотоводы являются кочевниками. Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками:

Кочевники обитали в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности (в Монголии, например, земли пригодные для земледелия составляют 2 %, в Туркменистане — 3 %, в Казахстане — 13 % и т. д.). Главной пищей номадов были различные виды молочных продуктов, реже мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран (джут), эпидемии (эпизоотии) могли за одну ночь лишить номада всех средств существования. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи — каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота.

Быт и культура кочевников

Поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространенным типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных, легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер). Домашняя утварь у номадов была немногочисленна, а посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха. Явление «всадничества» (то есть наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле. Кочевники никогда не существовали изолированно от земледельческого мира. Они нуждались в продукции земледелия и ремесла. Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), культовое отношение к скоту — главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь в виду, что так называемых «чистых» кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголов и некоторых др. народов евразийских степей).

Происхождение кочевничества

Вопрос о происхождении кочевничества до настоящего времени не имеет однозначного истолкования. Ещё в новое время была выдвинута концепция происхождения скотоводства в обществах охотников. Согласно другой, более популярной сейчас точке зрения, кочевничество сформировалось как альтернатива земледелию в неблагоприятных зонах Старого Света, куда была вытеснена часть населения с производящим хозяйством. Последние были вынуждены адаптироваться к новым условиям и специализироваться на скотоводстве. Существуют и другие точки зрения. Не менее дискуссионен вопрос времени сложения кочевничества. Часть исследователей склоны считать, что кочевничество сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций ещё в IV—III тыс. до н. э. Некоторые даже склонны отмечать следы номадизма в Леванте на рубеже IX—VIII тыс. до н. э. Другие полагают, что здесь ещё рано говорить о настоящем кочевничестве. Даже доместикация лошади (Украина, IV тыс. до н. э.) и появление колесниц (II тыс. до н. э.) ещё не говорят о переходе от комплексной земледельческо-скотоводческой экономики к настоящему кочевничеству. По мнению этой группы ученых переход к номадизму произошёл не ранее рубежа II—I тыс. до н. э. в евразийских степях.

Классификация кочевничества

Существует большое количество различных классификаций кочевничества. Наиболее распространенные схемы основаны на выявлении степени оседлости и экономической деятельности:

В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания:

В географическом контексте можно говорить о шести больших зонах, где распространено кочевничество.

Расцвет кочевничества

Расцвет кочевничества связан с периодом возникновения «кочевых империй» или «имперских конфедераций» (середина I тыс. до н. э. — сер. II тыс. н. э.). Эти империи возникали по соседству со сложившимися земледельческими цивилизациями и зависели от поступаемой оттуда продукции. В одних случаях кочевники вымогали подарки и дань на расстоянии (скифы, хунну, тюрки и др.). В других они подчиняли земледельцев и взимали дань (Золотая Орда). В третьих они завоевывали земледельцев и переселялись на их территорию, сливаясь с местным населением (авары, булгары и др.). Кроме-того, вдоль маршрутов шёлкового пути проходившего также и по землям кочевников, возникали стационарные поселения с караван-сараями. Известны несколько крупных миграций так называемых «пастушеских» народов и позднее кочевников-скотоводов (индоевропейцы, гунны, авары, тюрки, кидани и половцы, монголы, калмыки и др.).

Модернизация и упадок

В обыденном сознании превалирует точка зрения, что кочевники были только источником агрессии и грабежей. В реальности существовал широкий спектр различных форм контактов между оседлым и степным миром, от военного противостояния и завоеваний до мирных торговых контактов. Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению мало пригодных для жилья территорий. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и др. инновации. Многие общества номадов внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. Однако, обладая огромным военным потенциалом, номады также оказали существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает — даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям.

Кочевничество и оседлый образ жизни

Производительность труда в условиях пасторализма значительно выше чем в ранних аграрных обществах. Это позволяло высвободить большую часть мужского населения от необходимости тратить время на поиски пропитания и, при отсутствии других альтернатив (таких как например монашество) позволяло направить её на военные действия. Высокая производительность труда однако достигается малоинтенсивным (экстенсивным) использованием пастбищ и требует всё новых угодий которые необходимо отвоевывать у соседей. Огромные армии кочевников которые были собраны из ненужных в повседневном хозястве мужчин значительно более боеспособны, чем мобилизованные крестьяне не имевшие военных навыков. Поэтому несмотря на примитивность социального устройства кочевников они представляли большую угрозу ранним цивилизациям с которыми они зачастую находились в антагонистических отношениях. Примером тех огромных усилий которые были направленны на борьбу оседлых народов с кочевниками является великая китайская стена, которая как известно не была эффективным барьером от вторжений кочевых народов в Китай. Однако оседлый образ жизни конечно имеет свои преимущества перед кочевым и возникновение городов- крепостей и прочих культурных центров со временем дало возможность оседлым народам успешно противостоять набегам кочевников которые никогда не смогли полностью уничтожить оседлые народы. Однако набеги кочевников иногда приводили к крушению или значительному ослаблению высокоразвитых цивилизаций- например крушению западной Римской империи которая пала под натиском «варваров» во время «великого переселения народов». Однако несмотря на постоянные потери от набегов кочевников ранние цивилизации которые были вынужденны постоянно изыскивать новые способы защиты себя от постоянной угрозы уничтожения, получали также и стимул к развитию государственности, что дало евразийским цивилизациям значительное преимущество перед доколумбовыми американскими, где независимый пасторализм не существал (или точнее полукочевые горные племена разводившие небольших животных из семейства верблюдовых не имели такого военного потенциала как евразийские коневоды). Империи Инков и Атцеков находясь на уровне медного века были горазбо более примитивными и хрупкими, чем европейские государства и были без значительных трудностей покоренны небольшими отрядами европейских авантюристов.

Источник

Признаки кочевого образа жизни

признаки кочевого образа жизни. Смотреть фото признаки кочевого образа жизни. Смотреть картинку признаки кочевого образа жизни. Картинка про признаки кочевого образа жизни. Фото признаки кочевого образа жизни

Начиная с 90-х годов, региональные органы власти и кочевые родовые общины объединили свои усилия по расширению возможностей качественного образования посредством изменения структуры, содержания обучения и воспитания детей коренных малочисленных народов. В настоящее время в законодательстве Республики Саха (Якутия) закреплены условия, способствующие обеспечению права и доступности образования на Севере: обязательность общего среднего образования, выбор языка обучения, реализация общеобразовательных программ этнонационального компонента, меры социальной поддержки педагогических работников и т.д. [3].

Большое значение в контексте обозначенной проблемы имеет принятие нормативно-правовых актов на уровне Российской Федерации, в числе которых можно назвать Федеральные законы «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (1999 г.), «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2000 г.). Анализ данных документов позволяет сделать вывод о том, что касаются они в основном защиты традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, а также участия представителей КМНС в управлении государством.

С этих позиций основными направлениями деятельности Министерства образования Республики Саха (Якутия) являются:

В настоящее время сельская малокомплектная и кочевая школа становятся социально-педагогическим институтом семейного и общественного воспитания, т.е. «школой жизни», транслятором духовной и материальной культуры коренных народов, воспитания детей патриотами и хозяевами Севера, их социокультурного развития в суровой, но родной природной стихии. Такая школа будет способствовать социальной ориентации молодежи в деле сохранения и развития традиционных отраслей народного хозяйства Севера как важнейшее условие социально-экономического и национально-культурного процветания коренных народов Севера.

Здание кочевого типа школы соответствует требованиям среднего кочевого жилья в виде чума, яранги и небольшого передвижного домика на санях, палатки-юрты (утепленной), предназначенных для частого перемещения оленеводов и промысловиков. В данном случае школьное здание рассчитано на 10-15 учащихся начальных классов и становится одним из объектов кочевого поселения в рамках 2-3 оленьих стад или промысловых бригад.

Здание стационарно-кочевого типа школы соответствует требованиям стационарного кочевого жилья производственно-жилой базы (опорной базы), предназначенной для обслуживания 3-5 оленьих стад. Стационарный характер деятельности школы определяется тем, что оленстада могут обитать на данной территории от 3-4 месяцев до 1-2 и более лет. Затем снова возникает необходимость более отдаленного перемещения по маршрутам традиционного кочевья. Школьное здание рассчитано на 20-30 учащихся начальной и неполной средней (базовой) школы.

Внутреннее оборудование и оснащение школы начинается с создания классов-кабинетов для учебных занятий. Их количество в зависимости от типа школы колеблется от 4 до 8 кабинетов. В их составе должны быть компьютерный класс, лингафонный кабинет, видеодвойка, видеокамера, встроенные шкафы и полки, киноустановка, диапроектор, эпидиаскоп, магнитофоны, комплекты учебно-наглядных пособий, множительные аппараты, необходимое количество по классам и кабинетам ученических столов, стульев частично сборного или складного типа и т.д.

Предусматриваются дополнительные помещения: пищеблок, столовая, для художественного творчества, хореографии, игры; актовый зал, спортивный зал, библиотека, учительская, кабинет директора, медпункт, туалет, душ, бассейн, производственный цех для занятий по традиционным отраслям хозяйства и промыслов, интернет-связь, компактный спутниковый радиотелевизионный приемник и др.

С учетом того, что здание школы передвижное и состоит из отдельных легких сборных корпусов, соединенных между собой сквозными проходами или общим арочным покрытием, внутренние объемно-планировочные решения могут быть оптимально вариативными. Наряду с этим учитывается специфика организации цикла учебного года и учебно-практических занятий с учетом местных природно-климатических условий Севера.

Исходным документом для научно обоснованного проектирования деятельности кочевой школы может служить проект ее стандартизации как особого типа и мобильной формы организации школьной сети в условиях Севера, разработанный НИИ национальных школ РС(Я). В частности, живой интерес представляют использованные авторами проекта материалы: «Самая северная школа для самой северной ребятни» (Выставка «Архитектура России». М., 2000. № 4).

Развитие кочевых школ республики должно быть организовано на уровне государственного протекционизма. При всех жизненных ситуациях они обязаны работать наравне, скорее всего, даже лучше, чем обычные массовые школы. Их проектирование должно быть осуществлено не на основе остаточного принципа, а с точки зрения самого смелого предвидения.

Исходя из специфики жизненных реалий, социально-экономической закономерности малокомплектности северных школ России (75 % содержания образования), региональный компонент (25 % содержания образования) должны быть соответственно пересмотрены и переосмыслены в сторону переориентации вектора развития образования на вариативное решение локальных проблем с учетом самобытной жизни и деятельности, природно-климатических, национально-региональных особенностей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Таким образом, социализация детей, ведущих кочевой образ жизни с родителями, в условиях внедрения идей ФГОС нового поколения становится особо актуальной и созвучной, предоставляя широкие возможности в соблюдении, реализации и защиты прав семей с детьми.

Рецензенты:

Данилов Д.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Барахсанова Е.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Источник

КОЧЕВНИЧЕСТВО (НОМАДИЗМ)

Кочевничество (номадизм) — особый вид хозяйственной деятельности и связанный с ним тип общества, когда большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством.

В некоторых случаях кочевниками называют всех, кто ведет подвижный образ жизни (бродячих охотников-собирателей) или мигрирующие группы населения, например цыгане. Далеко не все скотоводы являются кочевниками. Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками: 1) экстенсивное скотоводство как главный вид хозяйственной деятельности; 2) периодические перекочевки большей части населения и скота; 3) особая материальная культура, тип общества и мировоззрение обитателей степи.

Кочевники жили в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является оптимальным видом хозяйственной деятельности. Главной их пищей были различные виды молочных продуктов, реже — мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран (джут), эпидемии скота (эпизоотии) могли за одну ночь лишить кочевника всех средств существования. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи — каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота. Поскольку животным постоянно требуются новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространенным типом жилищ у кочевников являлись различные варианты разборных, легко переносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер). Домашняя утварь у номадов была немногочисленна, а посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха. Явление «всадничества» (т. е. наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле. Кочевники никогда не существовали изолированно от земледельческого мира. Они нуждались в продукции земледелия и ремесла.

Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков. Это в свою очередь нашло отражение как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), в культовом отношение к скоту — главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь в виду, что так называемых чистых кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголы и некоторые другие народов евразийских степей).

Вопрос о происхождении К. до настоящего времени не имеет однозначного ответа. Еще в Новое время была выдвинута концепция происхождения скотоводства в обществах охотников. Согласно другой точке зрения, К. сформировалось как альтернатива земледелию в засушливых зонах Старого Света, куда была вытеснена часть населения с производящим хозяйством. Споры вызывает и вопрос о времени сложения К. Некоторые фиксируют следы номадизма в Леванте в IX—VIII тысячелетиях до н. э. Часть исследователей считает, что К. сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций в IV—III тысячелетиях до н. э. Другие полагают, что переход к классическому К. произошел не ранее рубежа II—I тысячелетий до н. э. в евразийских степях.

Существует большое количество различных классификаций К. Наиболее распространенные схемы основаны на выявлении степени оседлости и основы экономической деятельности: кочевое, полукочевое и полуоседлое (когда земледелие уже преобладает) хозяйство, отгонное (когда часть населения живет, кочуя со скотом), яйлажное (от тюркс. «яйлаг» — летнее пастбище в горах). В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания: вертикальное (горы — равнины) и горизонтальное, которое может быть широтным, меридиональным, круговым и т. д. В географическом контексте можно говорить о шести больших зонах, где распространено К.: 1) евразийские степи, где разводят «пять видов скота» (лошадь, крупный рогатый скот, овца, коза, верблюд), однако наиболее важным животным считается конь (тюрки, монголы, буряты, казахи, кыргызы и др.). Кочевники этой зоны создали могущественные степные державы (скифы, хунну, тюрки, монголы и др.); 2) Ближний Восток, где номады разводят мелкий рогатый скот, а в качестве транспорта используют лошадей, верблюдов и ослов (бахтияры, бассери, пуштуны и др.); 3) Аравийская пустыня и Сахара, где преобладают верблюдоводы (бедуины, туареги и др.); 4) Вост. Африка, саванны к югу от Сахары, где обитают народы, разводящие крупный рогатый скот (нуэры, динка, масаи и др.); 5) высокогорные плато Внутренней Азии (Тибет, Памир) и Южн. Америки (Анды), где местное население специализируется на разведении таких животных, как як, лама, альпака и др.; 6) северные, в основном субарктические зоны, где население занимается оленеводством (саамы, чукчи, эвенки и др.).

Расцвет К. связан с периодом возникновения «кочевых империй» или «имперских конфедераций» (середина I тысячелетия до н. э. — середина II тысячелетия н. э.). Эти империи возникали по соседству со сложившимися земледельческими цивилизациями и зависели от поступавшей оттуда продукции. В одних случаях кочевники вымогали подарки и дань на расстоянии (скифы, хунну, тюрки и др.). В других они подчиняли земледельцев и взимали дань (Золотая Орда). Завоевывая земледельцев, они могли переселяться на их территорию, сливаясь с местным населением (авары, болгары и другие).

В обыденном сознании превалирует точка зрения, будто кочевники являлись только источником агрессии и грабежей. В реальности существовал широкий спектр различных форм контактов между оседлым и степным миром — от военного противостояния и завоеваний до мирных торговых контактов. Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению малопригодных для жизни территорий. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и другие инновации. Многие общества номадов внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. Однако, обладая огромным военным потенциалом, номады также оказали существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации.

Лит.: Андрианов Б. В. Неоседлое население мира. М., 1985; Барфилд Т. Опасная граница: кочевые империи и Китай. СПб., 2008; Крадин Н. Н. Кочевники Евразии. Алматы, 2007; Масанов Н. Э. Кочевая цивилизация казахов. М.–Алматы, 1995; Хазанов А. М. Кочевники и внешний мир. 4-е изд. СПб., 2008; Humphrey C., Sneath D. The End of Nomadism? Durham, 1999; Salzman P. Pastoralists: Equality, Hierarchy, and the State. Boulder, 2004.

Источник

Кочевой образ жизни

КОЧЕВНИКИ и КОЧЕВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — (nomands and nomadism) люди или общества, например, бедуины пустынь Северной Африки, отличающиеся непостоянством местожительства и перемещающиеся с места на место в поисках продовольствия либо пастбищ. Кочевой образ жизни может относиться к… … Большой толковый социологический словарь

ОБРАЗ ЖИЗНИ — философско социологич. категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берётся в единстве с условиями жизни. Даёт возможность комплексно, во взаимосвязи… … Философская энциклопедия

КОЧЕВОЙ — КОЧЕВОЙ, кочевая, кочевое. 1. Не имеющий оседлости, кочующий с места на место. Кочевые племена. Кочевая птица. 2. Состоящий в кочевках (во 2 знач.), ант. оседлый. Кочевой образ жизни. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Кочевой — прил. 1. Переходящий с места на место со своим жильем, имуществом, ведущий неоседлый образ жизни. 2. Связанный с образом жизни кочующих народов; кочевнический. 3. Свойственный кочевнику, характерный для него. 4. перен. Связанный с частой… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Кочевники — Запрос «Кочевник» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Скифы. Рельеф чаши из Кургана Куль Оба (Эрмитаж) … Википедия

Кавказский край * — Границы, состав, пространство, численность и плотность населения. Природа и рельеф. Воды, морские берега, реки, озера, искусственное орошение. Климатические условия. Растительность, леса, животный мир, рыболовство. Этнографический состав… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Кавказский край — Границы, состав, пространство, численность и плотность населения. Природа и рельеф. Воды, морские берега, реки, озера, искусственное орошение. Климатические условия. Растительность, леса, животный мир, рыболовство. Этнографический состав… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Сибирь — I. Географический очерк страны. II. Климат. III. Население. IV. Этнографический очерк населения Сибири. V. Землевладение. VI. Источники благосостояния сельского населения (земледелие, скотоводство, промыслы). VII. Промышленность, торговля и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *