приведите три примера проявления общественного прогресса в различных сферах жизни общества
Приведите три примера проявления общественного прогресса в различных сферах жизни общества
Проиллюстрируйте примерами любые три критерия социального прогресса. В каждом случае сначала укажите критерий, а затем. приведите пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
В правильном ответе могут быть приведены примеры:
1) Развитие науки и техники. Например, изобретение двигателя внутреннего сгорания позволило внедрить в жизнь автомобили и другие транспортные средства, что облегчило и ускорило передвижение людей;
2) Расширение степени свободы человека в обществе. Например, отмена крепостного права в Российской империи освободила миллионы крестьян от личной зависимости, наделила их правами и свободами;
3) Совершенствование нравственности. Например, в XX веке большая часть государств отказались от практики смертной казни, что свидетельствует о гуманизации общественного сознания.
Могут быть приведены другие примеры.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Названы и проиллюстрированы примерами три критерия | 3 |
Названы два-три критерия, два из которых проиллюстрированы примерами | 2 |
Названы один-три критерия, один из которых проиллюстрирован примером(-ами). ИЛИ Названы только три критерия. ИЛИ Критерии явно не названы, приведены примеры трёх критериев | 1 |
Названы только один-два критерия. ИЛИ Приведены только один-три примера. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. Приведите три примера проявления общественного прогресса в различных сферах жизни обществаАвтор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование. Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Саморазвитие общества и человека имеет определённый вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса. В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса. Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире. Соответственно, регресс поднимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе. В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «новом небе и новой земле». В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности. Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы. В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории всё более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворённости жизнью и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении. ЕГЭ «общество и человек» задание № 26 на примерахЕГЭ «общество и человек» задание № 26 на примерах Раскройте на двух примерах теоретическое положение о сущности творческой деятельности. Пояснение. В ответе должно быть дано теоретическое положение о сущности творческой деятельности как деятельности, создающей нечто качественно новое, и приведены два соответствующих примера: 1) примеры качественно новых целей деятельности (например, создание искусственного спутника Земли); 2) примеры качественно новых средств деятельности, способов достижения целей (например, новые способы решения задачи по физике); 3) примеры качественно новых результатов деятельности (например, компьютерная презентация с использованием новых программных возможностей). С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности. Пояснение. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе могут быть приведены следующие примеры: 1) экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих большой урон природе; 2) быстрый рост народонаселения в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств; 3) низкий социально-экономический уровень ряда развивающихся стран, отсутствие развитых систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких, как СПИД. Покажите на трех примерах тесную связь общества и природы. Пояснение. Правильный ответ может содержать примеры: 1) природные условия обусловливают занятия людей (например, рыболовство у жителей прибрежных территорий); 2) полезные ископаемые, их наличие или отсутствие, их разработка во многом определяют состояние экономического развития (например, положение стран, экспортеров нефти); 3) природные катаклизмы могут нанести огромный ущерб обществу (например, разрушения в связи с землетрясениями, цунами). С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры. Пояснение. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе могут быть приведены следующие примеры: 1) сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений; 2) использование в качестве рекламных слоганов названий произведений литературной классики или цитат из них; 3) использование мотивов народного творчества в таком жанре массовой лирической песни, как романс. Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере. Пояснение. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). Могут быть названы любые три проявления роли средств массовой коммуникации на общественную жизнь и приведены соответствующие им примеры, например: 1) представление массовой аудитории актуальной информации о различных сторонах жизни современного общества (газеты, телевидение освещают важнейшие события внутренней и внешней политики, экономических, социальных, культурных процессов и явлений); 2) участие в формировании общественного сознания личности и социальных групп, общественного мнения и социальных стереотипов (средства массовой коммуникации способствуют формированию отрицательного общественного мнения в отношении международного терроризма); 3) возможность использования средств массовой коммуникации в манипулировании и управлении общественным сознанием (газеты и телевидение нередко используются как каналы манипуляции мнением граждан в период проведения избирательных кампаний); 4) участие средств массовой информации в социализации индивида (через средства массовой коммуникации индивид принимает социальные нормы, существующие в обществе); 5) ознакомление общества и индивида с достижениями культуры и искусства, особенностями различных культур (средства массовой коммуникации постоянно сообщают о кинематографических, книжных новинках, театральных премьерах и т. д.). Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем современности. Пояснение. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). Могут быть приведены любые три примера взаимосвязи глобальных проблем современности, например: 1) угроза экологического кризиса заставляет развитые в экономическом отношении страны современного мира переводить вредные, экологически опасные производства в страны «третьего мира», что обостряет проблему «Север — Юг»; 3) демографическая проблема в современном мире выступает прежде всего как проблема бурного демографического роста стран «третьего мира», который увеличивает их отставание от развитых в экономическом отношении стран. Раскройте на примере изучения любого школьного предмета три основные характеристики учения как вида деятельности. Пояснение. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе могут быть указаны и конкретизированы следующие характеристики учения как вида деятельности: — наличие субъектов деятельности (учащихся и учителя); — наличие объекта деятельности (изучаемого предмета); — нацеленность на приобретение новых знаний и умений; — использование комплекса методов учения (решение задач, лабораторная работа и др.) и преподавания (проблемный метод, лекция и др.); — использование средств обучения (учебник, атлас, рабочая тетрадь). Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны. Пояснение. Могут быть приведены следующие примеры: 2) из-за обострения проблемы обеспечения сырьём и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война); 3) бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации). Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера её осуществления. Пояснение. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) проявления социальной функции науки, например: — социальное развитие и управление; Могут быть названы другие проявления. 2) примеры, допустим: — демографы, анализируя динамику численности и состава населения страны, вносят коррективы в социальные программы правительства; — экономисты анализируют текущие экономические показатели страны, динамику развития внутреннего и мирового рынков, полученные данные ложатся в основу разработки бюджета страны на следующий год правительством; — учёные-экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и будущие контуры человеческого общества. Могут быть приведены иные уместные примеры Приведите три примера технического прогресса в современном обществе. Пояснение. В правильном ответе могут быть приведены примеры: 1)создание приборов и оборудования, позволяющих фиксировать происходящее на больших расстояниях от него; 2)создание средств нападения дальнего действия; 3)строительство межпланетных кораблей и организация научных исследований на других планетах. Из курса обществознания вам известно понятие противоречивости общественного прогресса. Конкретизируйте его с помощью трех примеров. Пояснение. Правильный ответ должен содержать примеры, допустим: — свидетельством прогресса является развитие производства, его расширение и интенсификация, но рост производства увеличил нагрузки на природную среду (истощаются ресурсы, изменяется экологическая ситуация); — транспорт — необходимая часть жизни человека, удобное средство передвижения, доступное в любом месте; но транспортные средства способствуют загрязнению почвы, воздуха, Мирового океана; — новые и продвинутые технологии дают возможность развиваться миру науки, но они же ставят под угрозу существование самого человечества. Могут быть приведены другие примеры противоречивости прогресса. В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей, в развитии личности — стремление к удовлетворению культурных потребностей. Конкретизируйте данное положение, подобрав по два примера удовлетворения потребностей, ведущих к развитию индивида и личности. Пояснение. Естественный потребности: потребности в пище, отдыхе, жилище, воспроизводстве рода, одежде. Без их удовлетворения человек (человечество) погибнет. Примерами удовлетворения потребностей, ведущих к развитию индивида могут быть: поиск новых съедобных растений; изобретение разных способов приготовления пищи; изготовление теплой одежды в холодном климате и т.д. Приведите три примера проявления человека как личности. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы. Приведены три примера проявления человека как личности, допустим: — школьник, поставив себе задачу поступить в университет, начал усиленно готовиться к экзаменам, отложив традиционную воскресную игру в футбол с друзьями, просмотр развлекательных телевизионных передач, продемонстрировав нацеленность на поступление; — человек, оказавшийся на берегу реки весной, бросился спасать рыбака, провалившегося под лед; — несмотря на атеистическое воспитание в школе, скептическое отношение к религии родителей, Дмитрий И. принял крещение, стал посещать богослужения в храме С помощью трех примеров покажите роль образования в жизни человека. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы. Приведены примеры, показывающие роль образования в жизни человека, допустим 1) образование позволяет человеку получить престижную профессию, высокооплачиваемую работу ( Николай И. закончил технический вуз и пошел работать инженером-электронщиком) 2) образование дает человеку формирует знания, умения, компетенции (рабочий Н. в 20-е гг смог поступить на рабфак и впоследствии стать ученым) 3) образование духовно, нравственно развивает человека (обучаясь в музыкальной и художественной школах Василий Н. вырос образованным и культурным человеком, хорошо разбирается в музыке, посещает выставки и концерты классической музыки); Известно, что на развитие личности, её взгляды и устремления оказывает влияние социальное окружение. Приведите три примера такого влияния. В каждом случае опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека. Пояснение. Правильный ответ должен содержать примеры влияния, допустим: 1) влияние образа жизни людей, образующих круг общения, знакомых, приятелей (в окружении Сергея А. все бросили курить и подшучивали над ним из-за того, что он никак не может преодолеть себя и тоже перестать курить; через полгода Сергей тоже стал некурящим); 2) влияние образа жизни семьи (в семье Дмитрия Г. все играют на музыкальных инструментах, и он тоже учился музыке, окончил музыкальную школу); 3) влияние профессиональных занятий родителей (Алексей А. работает на сталелитейном комбинате. Он унаследовал свою профессию от отца, а отец – от деда. Настоящая профессиональная династия сталеваров) С помощью трех примеров проиллюстрируйте протекание процесса социализации человека. Пояснение. Можно привести следующие примеры: примеры протекания процесса социализации человека: — в детстве ребенок общаясь с родителями, слушаясь бабушку начинает понимать иерархию в группе, осваивает нормы поведения и взаимоотношений; — играя в школе в «войну», один из детей стал командиром, осваивая таким образом роль лидера; — подросток, решил стать футболистом, нашел себе кумира в лице известного спортсмена, интересуется его жизнью, купил футболку с его именем, старается во всем ему подражать. Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие процесс социализации. Назовите любые две функции науки (научных знаний) и приведите по одному примеру осуществления каждой из них. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Приведены две функции науки, проиллюстрированные примерами: -производственная (ученые разработали новую модель буровой установки и организовали ее производство) — прогностическая (экологи предупредили об опасности исчезновения ряда животных, в связи со строительством производственного комплекса) Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Раскройте на примере последствия удовлетворения одной подлинно и одной мнимой потребности. В каждом случае вначале приведите конкретный пример потребности, а затем опишите последствия ее удовлетворения. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: — подлинными потребностями являются, например: потребности в пище, трудовой деятельности. — мнимыми потребностями являются, например: потребности в курении, алкоголе. указаны последствия их удовлетворения: — удовлетворение подлинных потребностей побуждает человека к активной жизни, способствует его самосовершенствованию без нанесения ущерба другим людям, природе. — удовлетворение мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Укажите любые три функции общения, проиллюстрировав каждую из них конкретным примером. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы. Указаны три функции общения и приведены примеры их иллюстрирующие, допустим: 1) функция передачи информации (коммуникативная) (например, друзья по переписке в социальной сети «Одноклассники» рассказали друг другу о проведенном летнем отдыхе и новых впечатлениях от поездок); 2) функция взаимоприятия, взаимопонимания (перцептивная) (например, оказавшись вместе в командировке, представители разных конфессий смогли найти много общего в своих взглядах, преодолеть былые стереотипы, мешающие пониманию); 3) функция совместной деятельности, взаимодействия (интерактивная) (например, коллеги по работе в фирме сообща выработали предложения по преодолению кризисной ситуации и осуществили их в практической деятельности, добившись увеличения прибыли). Могут быть приведены другие примеры Все формы и направления культуры тесно связаны между собою. Продукты элитарной культуры вполне могут стать частью культуры массовой. Так же связаны между собой культуры массовая и народная. Проиллюстрируйте любыми тремя примерами взаимосвязь и взаимодействие между различными формами культуры. (Сначала запишите иллюстрируемую взаимосвязь, затем конкретный пример.) Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы. Приведены проиллюстрированные примерами взаимосвязи между различными формами культуры, допустим: 1) связи между народной и массовой культурой (например, сюжеты и мотивы старинных русских былин стали основой для создания мультипликационных фильмов о трёх богатырях; мелодии народной ирландской музыки используются в творчестве рок-группы Ю-ту; народный орнамент и этнический стиль в одежде широко используются современными модельерами и т. д.); 2) связи между элитарной и массовой культурой (например, камерная классическая музыка может исполняться в популярной аранжировке; оперные арии часто исполняются на концертах поп-певцами и т. д.); 3) связи между народной и элитарной культурой (например, многие стихотворения великих поэтов прошлого и современности содержат фольклорные мотивы (творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Бродского), композиторы используют фольклорные мотивы при создании классических произведений (творчество М. Глинки)). Искусство является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции, выполняемые искусством, и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы. Указаны три функции искусства и иллюстрирующие их примеры, допустим: 2) компенсаторная (утешительная): люди посредством искусства обретают утешение, психологический комфорт, поддержку (например, поэзия И. Бродского помогла женщине обрести уверенность в себе, найти ответы на жизненные вопросы); 3) коммуникативная: произведения искусства помогают людям общаться, находить общие интересы (например, посетив выставку современной живописи, молодой человек нашёл новых друзей и единомышленников); 4) воспитательная: искусство прививает эстетические чувства, формирует культуру поведения (например, читая книги, посещая картинные галереи, музыкальные концерты, молодой человек обрёл чувство прекрасного, освоил способы поведения в обществе). Приведите три признака постиндустриального (информационного) общества, проиллюстрировав каждый из них конкретным примером. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы. Указаны три признака информационного общества и иллюстрирующие их примеры, допустим: 1) расширение производства малосерийных изделий (например, вместо массового стандартизированного производства многие производители сегодня стремятся удовлетворить максимально разнообразные запросы потребителей, ориентируются на особый спрос, подтверждение: разнообразие моделей сотовых телефонов); 2) увеличение численности занятых в сфере услуг (например, благодаря новым технологиям и изменениям в характере труда высвобождается время, которое человек готов потратить на своё здоровье и досуг, больше людей организуют спа-салоны, фитнес-клубы, работают в туризме); 3) многие люди сегодня стремятся покинуть мегаполисы, стремясь жить за городом (например, специалисты могут работать на домашнем компьютере, пересылая выполненные работы по Интернету). Мораль является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции морали и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы. Указаны три функции морали и иллюстрирующие их примеры, допустим: может быть приведён конкретный пример: ученики старшего класса школы помогают младшим школьникам перейти улицу. может быть приведен конкретный пример: во время войны сознание моральной правоты помогло советским людям победить фашистов. может быть приведен конкретный пример: ученик, глядя, как его одноклассник подложил кнопку на стул учительнице, понял, что это нехорошо, и кнопку убрал. Назовите и проиллюстрируйте примерами три положительных последствия процесса глобализации. Пояснение. В правильном ответе могут быть указаны следующие последствия и примеры: — Глобализация имеет чистый положительный эффект на мировую экономику. Освобождение от правил, которые препятствуют глобализации позволят деньгам двигаться более свободно. — Общий уровень образования увеличится в связи с требованиями глобализации. Коммуникационные технологии делают мир теснее. — Глобализация упрощает для людей доступ к информации, одновременно увеличивая количество новой, интересующей, доступной информации для каждого жителя планеты. — Когда-то, ограниченная юрисдикция была помехой в преследовании преступников находящихся в другой стране. Уже сейчас из-за международных судов, эти преступники больше не могут запросить политического убежища в зарубежной стране, они будут выдворены и страны или предоставлены правосудию в котором они совершили преступление. С помощью трёх примеров покажите проявление роли образования в жизни современного общества. В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите роль, которую он иллюстрирует. Пояснение. В правильном ответе могут быть указаны: — передача знаний подрастающему поколению. (Ученики в школе получают необходимый минимум знаний) — воспитание (Учреждения образования закладывают основы личности); — подготовка кадров (Профессиональное образование готовит кадры для экономики) Индийский эксперт по проблемам нищеты и голода Амартия Сен, бывший ранее профессором Гарвардского университета, стал лауреатом Нобелевской премии в области экономики за вклад в развитие экономической теории благосостояния. Учёный изучал распределение ресурсов в обществе. Какую функцию науки иллюстрирует его деятельность? Назовите любые иные две функции науки и проиллюстрируйте каждую из них примером. Пояснение. В правильном ответе могут быть следующие элементы: 1) названа социальная функция науки; 2) другие функции науки: Назовите любые два отличия научного познания от житейского (обыденного) познания и проиллюстрируйте каждое из этих отличий примером. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1. Названы два отличия научного познания от житейского (обыденного). -Для научного познания характерны специальные методы исследования. -Для описания научных фактов, формулирования теорий в науке используется специальный язык. 2. Проиллюстрированы примером. — Для изучения бактерий в микробиологии могут использоваться такие методы, как наблюдение и описание и эксперимент, в результате которого накапливается эмпирический материал, необходимый для дальнейшего исследования. — В физике такие понятия как масса, скорость, время и др. имеют специальные, строго определенные обозначения, используемые в формулах, при описании процессов. С помощью трёх примеров покажите роль образования в развитии личности. В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите роль, которую он иллюстрирует. Пояснение. 1. Отличная учеба в университете и блестящая защита дипломной работы позволили студенту А. поступить в аспирантуру и продолжить заниматься наукой. Образование определяет социальный статус человека. 2. Знания и навыки, полученные за период обучения в школе и университете сформировали у человека широкий кругозор, позволили ему читать научную литературу, принимать участие в дискуссиях по сложным вопросам. Образование формирует интеллект человека. 3. Изучение истории Отечественной войны 1812 г., посещение с классом музея-заповедника «Бородинское поле» позволило учащимся гордится подвигами своих предков. Образование помогает индивиду определять свою гражданскую позицию, быть патриотом Родины. Приведите три примера проявления общественного прогресса в различных сферах жизни общества. Пояснение. Правильный ответ может содержать примеры: 1) рост производительности труда и объёмов произведённой в стране Z продукции; 2) установление демократического политического режима в стране Z вместо авторитарного режима; 3) обновление учебного процесса в стране Z, его компьютеризация, техническое переоснащение; 4) развитие науки и техники и их превращение в мощный фактор социального развития (новая бытовая техника, средства связи, транспорт и т.п.); 5) модернизация современного киноискусства (новые возможности передачи звука и изображения). Назовите и проиллюстрируйте примерами три отличительных признака научного познания. Пояснение. В правильном ответе должны быть названы и проиллюстрированы примерами три отличительных признака научного познания: 1) воспроизводимость и проверяемость полученных знаний (пример: учёный-физик, проведя эксперимент, то есть создав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии повторить его и убедиться в его истинности); 2) объективность (пример: выводы, которые делает учёный-историк, изучая значение деятельности политического деятеля, не должны зависеть от его симпатии или антипатии к этому деятелю); 3) логическая взаимосвязь различных элементов научного знания (учёный-экономист выдвигает гипотезу о механизмах международного экономического сотрудничества, основываясь на ранее доказанных теориях в сфере экономики и других наук) Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, подтвердите тремя примерами идею о том, что человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три принципа современной образовательной политики в РФ. Пояснение. В правильном ответе должны быть названы принципы и приведены соответствующие примеры, допустим: 1) гуманистический характер образования (например, во многих субъектах РФ образовательные организации оборудуются c учётом потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья, внедряются программы инклюзивного образования); 2) право личности на свободное развитие (например, большинство организаций общего образования предлагают большую программу дополнительных занятий, кружков, секций и т. п.); 3) общедоступность образования (например, в РФ общее образование‚ среднее профессиональное образование и высшее образование (на конкурсной основе), а также значительное число услуг дополнительного образования бесплатны для граждан); Приведите три примера влияния современной науки на развитие общества. Пояснение. Могут быть приведены следующие примеры: 1) регулярно публикуемые известными рейтинговыми агентствами кредитные рейтинги стран (созданные учёными-экономистами) непосредственно влияют на деловую активность, инвестиционную привлекательность национальных экономик, деятельность национальных правительств; 2) создание учёными различных видов биотоплива позволяет обществу экономить невозобновимые природные ресурсы; 3) достижения медицины и фармакологии позволили увеличить продолжительность и качество жизни людей. Приведите любые примеры трёх профессий, для которых умение вести диалог, умно спорить является жизненно необходимым. Для каждой профессии поясните значимость этого умения. Пояснение. В правильном ответе должны быть названы профессии и даны пояснения, например: 1) журналист (некоторые журналисты работают в жанре ток-шоу, круглого стола и т. п., берут интервью); Могут быть приведены примеры других профессий, даны другие объяснения Какие институты (организации, группы), кроме семьи, участвуют в социализации личности? Назовите любые три института (организации, группы) и приведите пример влияния каждого из них на социализацию личности. Пояснение. В правильном ответе должны быть названы институты (организации, группы) и приведены соответствующие примеры, допустим: 1) школа (первоклассник учится соблюдать дисциплину в классе, выполнять домашние задания); 2) компания друзей (от друзей человек узнаёт о важных событиях, новинках музыки и кино, получает житейскую информацию); 3) СМИ (распространяя информацию о различных событиях в стране и мире, публичных персонах, СМИ влияют на формирование общественного и индивидуального сознания). Назовите и проиллюстрируйте примерами две особенности эмпирического уровня научного познания. Пояснение. В ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие особенности эмпирического уровня научного познания, допустим: 1) направленность на объект познания (или преобладание чувственного познания). Например, учёный непосредственно или опосредованно (через систему приборов и специальных устройств) вступает в контакт с изучаемым объектом, производя над ним ряд операций: собирает факты, обобщает, описывает данные, полученные в ходе наблюдения или эксперимента, т.е. классифицирует и систематизирует знания, полученные с помощью чувственно-практического опыта; 2) исследуемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений, поэтому открываемые на этом уровне эмпирические законы не объясняют природы и механизма связей, существующих между явлениями. Например, исследуя особенности электрического тока, Г. Ом вывел закон, который устанавливает зависимость силы тока от напряжения и сопротивления. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции общего образования. Пояснение. В правильном ответе должны быть названы функции и приведены соответствующие примеры: 1) обучение основам наук (например, на уроках астрономии Иван изучил строение Солнечной системы); 2) освоение социальных норм (например, Анна научилась не опаздывать, соблюдать дисциплину во время урока, вежливо общаться с учителями и одноклассниками); 3) развитие способности общаться и взаимодействовать с другими людьми (например, на уроке технологии девочки совместно варили суп); 4) профессиональная ориентация (например, Ирина хотела стать врачом, но увлеклась физикой и продолжила обучение в техническом университете). Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три свойства (признака, черты) социального прогресса. 1) переход к более высокому уровню развития (например, от аграрного к индустриальному обществу); 2) применим как ко всему обществу, так и к отдельным его элементам (например, активизация крестьян-предпринимателей в крепостнической России XVIII B.); 3) противоречивость результатов (одним из результатов прорыва в области ядерной физики стало создание атомной бомбы); 4) неодинаковые темпы и типы изменений разных элементов системы (например, в России начала ХХ в. экономика городов активно развивалась, происходила монополизация, а деревня оставалась полуфеодальной) Российское искусство и наука обогатили мировую культуру. На примере трёх конкретных деятелей культуры (или произведений, достижений) проиллюстрируйте это положение (приведите пример и дайте краткий комментарий к нему). Пояснение. Правильный ответ должен содержать три примера с пояснениями, допустим: 1) созданная Д.И. Менделеевым Периодическая таблица элементов стала основой развития мировой химической науки; 2) произведения А.С. Пушкина переведены на языки многих народов мира, экранизированы в разных странах; 3) балеты П.И. Чайковского Идут на сценах театров разных стран мира. Проиллюстрируйте примерами любые три критерия социального прогресса. В каждом случае сначала укажите критерий, а затем. приведите пример. Пояснение. В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие критерии общественного прогресса: 1) совершенствование средств связи (например, следующая последовательность развития: непосредственная коммуникация, знаковое письмо, радиосвязь, всемирная паутина, мобильная связь); 2) уровень организации производства как условие повышения производительности труда (например, следующая последовательность развития: отделение производства от семейно-хозяйственной сферы, возникновение крупного общественного производства, разукрупнение предприятий, сочетание «работы на дому и работы в офисе»); 3) степень свободы человека в обществе (например, следующая последовательность развития: скованность сословными рамками феодального общества — борьба за права личности в период становления буржуазного общества — становление гражданского общества в наш Проиллюстрируйте тремя примерами утверждение о том, что знания облегчают восприятие произведений искусства. Пояснение. Утверждение может быть проиллюстрировано следующими примерами: 1) знания о верованиях древних греков позволяют лучше понять архитектуру храмов, скульптуру Древней Греции; 2) человек, не знающий хотя бы основных фактов о Бородинской битве, не поймёт стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»; 3) памятники, посвящённые историческим событиям (например, 1000-летию Российской государственности в Великом Новгороде), непонятны без знания истории Проиллюстрируйте двумя примерами утверждение о том, что: а) человек является творением культуры; б) человек является творцом культуры. (Всего в правильном полном ответе должно быть четыре примера.) Пояснение. В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) два примера, иллюстрирующие утверждение а), допустим: — мировоззрение человека формируется под влиянием образования, науки, религии и т. п.; — человек говорит на определённом, выученном, языке, действует с учётом социальных норм; 2) два примера, иллюстрирующие утверждение б), допустим: — группа учёных открыла и описала новую элементарную частицу, что способствовало развитию науки; — писатель создал новый роман. Назовите три особенности научного познания и проиллюстрируйте каждую из них примером. Пояснение. В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие особенности: 1) нацеленность на обнаружение объективных законов действительности (например, законы Кеплера, Архимеда); 2) целенаправленный и преимущественно рациональный путь познания со специфическими методами (например, сознательное выдвижение учёными гипотез, их проверка в ходе научного эксперимента, систематизация и анализ результатов); 3) доказательность, обоснованность полученных результатов (например, доказательства теорем в математике) В современном обществе массовая культура выполняет функцию социализации индивида. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами различные проявления данной функции. Пояснение. Могут быть приведены такие примеры: 1) яркая навязчивая реклама, транслирующая «образцы» поведения «хороших родителей», «заботливых бабушек», «умных детей», оказала влияние на поведение Ивана Ф.; 2) ставшие популярными телесериалы, герои которых являются представителями определённых социальных групп (студенты, врачи, работники правоохранительных органов и т.п.), формируют представления молодёжи об образе жизни и о тех социальных ролях, которые им только предстоит освоить; 3) для определённых групп населения участники ток-шоу заменяют ближайшее окружение, и транслируемые ими модели поведения формируют ценностные ориентиры зрителей; 4) просмотр молодёжных иностранных фильмов позволил молодым людям сформировать представления об особенностях культуры их сверстников, что в определённой мере облегчило общение во время туристической поездки. Могут быть приведены другие примеры. Сформулируйте два положения о роли практики в познании мира и каждое из них проиллюстрируйте соответствующим примером. Пояснение. Правильный ответ должен содержать два положения, каждое из которых проиллюстрировано соответствующим примером, допустим: 1) запросы практики служат стимулом развития тех или иных областей знания (например, развитие земледелия стимулировало необходимость накопления агротехнических знаний); 2) в ряде случаев практика выступает критерием истины (например, гипотеза о том, что Земля имеет форму шара, подтвердилась кругосветными путешествиями).
|