приведите три примера проявления общественного прогресса в различных сферах жизни общества

Приведите три примера проявления общественного прогресса в различных сферах жизни общества

Проиллюстрируйте примерами любые три критерия социального прогресса. В каждом случае сначала укажите критерий, а затем. приведите пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

В правильном ответе могут быть приведены примеры:

1) Развитие науки и техники. Например, изобретение двигателя внутреннего сгорания позволило внедрить в жизнь автомобили и другие транспортные средства, что облегчило и ускорило передвижение людей;

2) Расширение степени свободы человека в обществе. Например, отмена крепостного права в Российской империи освободила миллионы крестьян от личной зависимости, наделила их правами и свободами;

3) Совершенствование нравственности. Например, в XX веке большая часть государств отказались от практики смертной казни, что свидетельствует о гуманизации общественного сознания.

Могут быть приведены другие примеры.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Названы и проиллюстрированы примерами три критерия3
Названы два-три критерия, два из которых проиллюстрированы примерами2
Названы один-три критерия, один из которых проиллюстрирован примером(-ами).

ИЛИ Названы только три критерия.

ИЛИ Критерии явно не названы, приведены примеры трёх критериев

1
Названы только один-два критерия.

ИЛИ Приведены только один-три примера.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Источник

Приведите три примера проявления общественного прогресса в различных сферах жизни общества

Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Саморазвитие общества и человека имеет определённый вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса.

В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса.

Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире.

Соответственно, регресс поднимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе.

В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «новом небе и новой земле». В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности. Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы.

В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории всё более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворённости жизнью и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении.

Источник

ЕГЭ «общество и человек» задание № 26 на примерах

ЕГЭ «общество и человек» задание № 26 на примерах

Раскройте на двух примерах теоретическое положение о сущности творческой деятельности.

Пояснение.

В ответе должно быть дано теоретическое положение о сущности творческой деятельности как деятельности, создающей нечто качественно новое, и приведены два соответствующих примера:

1) примеры качественно новых целей деятельности (например, создание искусственного спутника Земли);

2) примеры качественно новых средств деятельности, способов достижения целей (например, новые способы решения задачи по физике);

3) примеры качественно новых результатов деятельности (например, компьютерная презентация с использованием новых программных возможностей).

С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие примеры:

1) экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих большой урон природе;

2) быстрый рост народонаселения в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств;

3) низкий социально-экономический уровень ряда развивающихся стран, отсутствие развитых систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких, как СПИД.

Покажите на трех примерах тесную связь общества и природы.

Пояснение.

Правильный ответ может содержать примеры:

1) природные условия обусловливают занятия людей (например, рыболовство у жителей прибрежных территорий);

2) полезные ископаемые, их наличие или отсутствие, их разработка во многом определяют состояние экономического развития (например, положение стран, экспортеров нефти);

3) природные катаклизмы могут нанести огромный ущерб обществу (например, разрушения в связи с землетрясениями, цунами).

С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие примеры:

1) сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений;

2) использование в качестве рекламных слоганов названий произведений литературной классики или цитат из них;

3) использование мотивов народного творчества в таком жанре массовой лирической песни, как романс.

Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

Могут быть названы любые три проявления роли средств массовой коммуникации на

общественную жизнь и приведены соответствующие им примеры, например:

1) представление массовой аудитории актуальной информации о различных сторонах жизни современного общества (газеты, телевидение освещают важнейшие события внутренней и внешней политики, экономических, социальных, культурных процессов и явлений);

2) участие в формировании общественного сознания личности и социальных групп, общественного мнения и социальных стереотипов (средства массовой коммуникации способствуют формированию отрицательного общественного мнения в отношении международного терроризма);

3) возможность использования средств массовой коммуникации в манипулировании и управлении общественным сознанием (газеты и телевидение нередко используются как каналы манипуляции мнением граждан в период проведения избирательных кампаний);

4) участие средств массовой информации в социализации индивида (через средства массовой коммуникации индивид принимает социальные нормы, существующие в обществе);

5) ознакомление общества и индивида с достижениями культуры и искусства, особенностями различных культур (средства массовой коммуникации постоянно сообщают о кинематографических, книжных новинках, театральных премьерах и т. д.).

Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем современности.

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

Могут быть приведены любые три примера взаимосвязи глобальных проблем современности, например:

1) угроза экологического кризиса заставляет развитые в экономическом отношении страны современного мира переводить вредные, экологически опасные производства в страны «третьего мира», что обостряет проблему «Север — Юг»;

3) демографическая проблема в современном мире выступает прежде всего как проблема бурного демографического роста стран «третьего мира», который увеличивает их отставание от развитых в экономическом отношении стран.

Раскройте на при­ме­ре изучения лю­бо­го школьного пред­ме­та три ос­нов­ные характеристики уче­ния как вида деятельности.

Пояснение.

Содержание вер­но­го ответа (допускаются иные фор­му­ли­ров­ки ответа, не ис­ка­жа­ю­щие его смысла).

В от­ве­те могут быть ука­за­ны и кон­кре­ти­зи­ро­ва­ны следующие ха­рак­те­ри­сти­ки учения как вида деятельности:

— наличие субъ­ек­тов деятельности (учащихся и учителя);

— наличие объ­ек­та деятельности (изучаемого предмета);

— нацеленность на при­об­ре­те­ние новых зна­ний и умений;

— использование ком­плек­са методов уче­ния (решение задач, ла­бо­ра­тор­ная работа и др.) и пре­по­да­ва­ния (проблемный метод, лек­ция и др.);

— использование средств обучения (учебник, атлас, ра­бо­чая тетрадь).

Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

Пояснение.

Могут быть приведены следующие примеры:

2) из-за обострения проблемы обеспечения сырьём и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война);

3) бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации).

Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера её осуществления.

Пояснение.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) проявления социальной функции науки, например:

— социальное развитие и управление;

Могут быть названы другие проявления.

2) примеры, допустим:

— демографы, анализируя динамику численности и состава населения страны, вносят коррективы в социальные программы правительства;

— экономисты анализируют текущие экономические показатели страны, динамику развития внутреннего и мирового рынков, полученные данные ложатся в основу разработки бюджета страны на следующий год правительством;

— учёные-экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и будущие контуры человеческого общества. Могут быть приведены иные уместные примеры

Приведите три примера технического прогресса в современном обществе.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть приведены примеры:

1)создание приборов и оборудования, позволяющих фиксировать происходящее на больших расстояниях от него;

2)создание средств нападения дальнего действия;

3)строительство межпланетных кораблей и организация научных исследований на других планетах.

Из курса обществознания вам известно понятие противоречивости общественного прогресса. Конкретизируйте его с помощью трех примеров.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать примеры, допустим:

— свидетельством прогресса является развитие производства, его расширение и интенсификация, но рост производства увеличил нагрузки на природную среду (истощаются ресурсы, изменяется экологическая ситуация);

— транспорт — необходимая часть жизни человека, удобное средство передвижения, доступное в любом месте; но транспортные средства способствуют загрязнению почвы, воздуха, Мирового океана;

— новые и продвинутые технологии дают возможность развиваться миру науки, но они же ставят под угрозу существование самого человечества.

Могут быть приведены другие примеры противоречивости прогресса.

В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей, в развитии личности — стремление к удовлетворению культурных потребностей. Конкретизируйте данное положение, подобрав по два примера удовлетворения потребностей, ведущих к развитию индивида и личности.

Пояснение.

Естественный потребности: потребности в пище, отдыхе, жилище, воспроизводстве рода, одежде. Без их удовлетворения человек (человечество) погибнет.

Примерами удовлетворения потребностей, ведущих к развитию индивида могут быть: поиск новых съедобных растений; изобретение разных способов приготовления пищи; изготовление теплой одежды в холодном климате и т.д.

Приведите три примера проявления человека как личности.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Приведены три примера проявления человека как личности, допустим:

— школьник, поставив себе задачу поступить в университет, начал усиленно готовиться к экзаменам, отложив традиционную воскресную игру в футбол с друзьями, просмотр развлекательных телевизионных передач, продемонстрировав нацеленность на поступление;

— человек, оказавшийся на берегу реки весной, бросился спасать рыбака, провалившегося под лед;

— несмотря на атеистическое воспитание в школе, скептическое отношение к религии родителей, Дмитрий И. принял крещение, стал посещать богослужения в храме

С помощью трех примеров покажите роль образования в жизни человека.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Приведены примеры, показывающие роль образования в жизни человека, допустим

1) образование позволяет человеку получить престижную профессию, высокооплачиваемую работу ( Николай И. закончил технический вуз и пошел работать инженером-электронщиком)

2) образование дает человеку формирует знания, умения, компетенции (рабочий Н. в 20-е гг смог поступить на рабфак и впоследствии стать ученым)

3) образование духовно, нравственно развивает человека (обучаясь в музыкальной и художественной школах Василий Н. вырос образованным и культурным человеком, хорошо разбирается в музыке, посещает выставки и концерты классической музыки);

Известно, что на развитие личности, её взгляды и устремления оказывает влияние социальное окружение. Приведите три примера такого влияния. В каждом случае опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать примеры влияния, допустим:

1) влияние образа жизни людей, образующих круг общения, знакомых, приятелей (в окружении Сергея А. все бросили курить и подшучивали над ним из-за того, что он никак не может преодолеть себя и тоже перестать курить; через полгода Сергей тоже стал некурящим);

2) влияние образа жизни семьи (в семье Дмитрия Г. все играют на музыкальных инструментах, и он тоже учился музыке, окончил музыкальную школу);

3) влияние профессиональных занятий родителей (Алексей А. работает на сталелитейном комбинате. Он унаследовал свою профессию от отца, а отец – от деда. Настоящая профессиональная династия сталеваров)

С помощью трех примеров проиллюстрируйте протекание процесса социализации человека.

Пояснение.

Можно привести следующие примеры:

примеры протекания процесса социализации человека:

— в детстве ребенок общаясь с родителями, слушаясь бабушку начинает понимать иерархию в группе, осваивает нормы поведения и взаимоотношений;

— играя в школе в «войну», один из детей стал командиром, осваивая таким образом роль лидера;

— подросток, решил стать футболистом, нашел себе кумира в лице известного спортсмена, интересуется его жизнью, купил футболку с его именем, старается во всем ему подражать.

Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие процесс социализации.

Назовите любые две функции науки (научных знаний) и приведите по одному примеру осуществления каждой из них.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Приведены две функции науки, проиллюстрированные примерами:

-производственная (ученые разработали новую модель буровой установки и организовали ее производство)

— прогностическая (экологи предупредили об опасности исчезновения ряда животных, в связи со строительством производственного комплекса)

Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Раскройте на примере последствия удовлетворения одной подлинно и одной мнимой потребности. В каждом случае вначале приведите конкретный пример потребности, а затем опишите последствия ее удовлетворения.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

— под­лин­ны­ми потребностями являются, например: по­треб­но­сти в пище, тру­до­вой деятельности.

— мни­мы­ми потребностями являются, например: по­треб­но­сти в курении, алкоголе.

указаны по­след­ствия их удовлетворения:

— удо­вле­тво­ре­ние подлинных по­треб­но­стей побуждает че­ло­ве­ка к ак­тив­ной жизни, спо­соб­ству­ет его са­мо­со­вер­шен­ство­ва­нию без на­не­се­ния ущерба дру­гим людям, природе.

— удо­вле­тво­ре­ние мнимых по­треб­но­стей ведет к фи­зи­че­ской и ду­хов­ной деградации личности, на­но­сит ущерб при­ро­де и обществу.

Укажите любые три функции общения, проиллюстрировав каждую из них конкретным примером.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Указаны три функции общения и приведены примеры их иллюстрирующие, допустим:

1) функция передачи информации (коммуникативная) (например, друзья по переписке в социальной сети «Одноклассники» рассказали друг другу о проведенном летнем отдыхе и новых впечатлениях от поездок);

2) функция взаимоприятия, взаимопонимания (перцептивная) (например, оказавшись вместе в командировке, представители разных конфессий смогли найти много общего в своих взглядах, преодолеть былые стереотипы, мешающие пониманию);

3) функция совместной деятельности, взаимодействия (интерактивная) (например, коллеги по работе в фирме сообща выработали предложения по преодолению кризисной ситуации и осуществили их в практической деятельности, добившись увеличения прибыли).

Могут быть приведены другие примеры

Все формы и на­прав­ле­ния культуры тесно свя­за­ны между собою. Про­дук­ты элитарной куль­ту­ры вполне могут стать ча­стью культуры массовой. Так же свя­за­ны между собой куль­ту­ры массовая и народная.

Проиллюстрируйте лю­бы­ми тремя при­ме­ра­ми взаимосвязь и вза­и­мо­дей­ствие между раз­лич­ны­ми формами культуры. (Сначала за­пи­ши­те иллюстрируемую взаимосвязь, затем кон­крет­ный пример.)

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

Приведены про­ил­лю­стри­ро­ван­ные примерами вза­и­мо­свя­зи между раз­лич­ны­ми формами культуры, допустим:

1) связи между на­род­ной и мас­со­вой культурой (например, сю­же­ты и мо­ти­вы старинных рус­ских былин стали ос­но­вой для со­зда­ния мультипликационных филь­мов о трёх богатырях; ме­ло­дии народной ир­ланд­ской музыки ис­поль­зу­ют­ся в твор­че­стве рок-группы Ю-ту; на­род­ный орнамент и эт­ни­че­ский стиль в одеж­де широко ис­поль­зу­ют­ся современными мо­де­лье­ра­ми и т. д.);

2) связи между эли­тар­ной и мас­со­вой культурой (например, ка­мер­ная классическая му­зы­ка может ис­пол­нять­ся в по­пу­ляр­ной аранжировке; опер­ные арии часто ис­пол­ня­ют­ся на кон­цер­тах поп-певцами и т. д.);

3) связи между на­род­ной и эли­тар­ной культурой (например, мно­гие стихотворения ве­ли­ких поэтов про­шло­го и со­вре­мен­но­сти содержат фольк­лор­ные мотивы (творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Бродского), ком­по­зи­то­ры используют фольк­лор­ные мотивы при со­зда­нии классических про­из­ве­де­ний (творчество М. Глинки)).

Искусство яв­ля­ет­ся значимой для об­ще­ства и его раз­ви­тия частью ду­хов­ной культуры, ока­зы­ва­ет влияние на все сферы об­ще­ствен­ной жизни. Ука­жи­те любые три функции, вы­пол­ня­е­мые искусством, и про­ил­лю­стри­руй­те каждую из них кон­крет­ным примером.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

Указаны три функ­ции искусства и ил­лю­стри­ру­ю­щие их примеры, допустим:

2) компенсаторная (утешительная): люди по­сред­ством искусства об­ре­та­ют утешение, пси­хо­ло­ги­че­ский комфорт, под­держ­ку (например, по­э­зия И. Брод­ско­го помогла жен­щи­не обрести уве­рен­ность в себе, найти от­ве­ты на жиз­нен­ные вопросы);

3) коммуникативная: про­из­ве­де­ния искусства по­мо­га­ют людям общаться, на­хо­дить общие ин­те­ре­сы (например, по­се­тив выставку со­вре­мен­ной живописи, мо­ло­дой человек нашёл новых дру­зей и единомышленников);

4) воспитательная: ис­кус­ство прививает эс­те­ти­че­ские чувства, фор­ми­ру­ет культуру по­ве­де­ния (например, читая книги, по­се­щая картинные галереи, му­зы­каль­ные концерты, мо­ло­дой человек обрёл чув­ство прекрасного, осво­ил способы по­ве­де­ния в обществе).

Приведите три при­зна­ка постиндустриального (информационного) общества, про­ил­лю­стри­ро­вав каждый из них кон­крет­ным примером.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

Указаны три при­зна­ка информационного об­ще­ства и ил­лю­стри­ру­ю­щие их примеры, допустим:

1) расширение про­из­вод­ства малосерийных из­де­лий (например, вме­сто массового стан­дар­ти­зи­ро­ван­но­го производства мно­гие производители се­год­ня стремятся удо­вле­тво­рить максимально раз­но­об­раз­ные запросы потребителей, ори­ен­ти­ру­ют­ся на осо­бый спрос, подтверждение: раз­но­об­ра­зие моделей со­то­вых телефонов); 2) увеличение чис­лен­но­сти занятых в сфере услуг (например, бла­го­да­ря новым тех­но­ло­ги­ям и из­ме­не­ни­ям в ха­рак­те­ре труда вы­сво­бож­да­ет­ся время, ко­то­рое человек готов по­тра­тить на своё здо­ро­вье и досуг, боль­ше людей ор­га­ни­зу­ют спа-салоны, фитнес-клубы, ра­бо­та­ют в туризме);

3) многие люди се­год­ня стремятся по­ки­нуть мегаполисы, стре­мясь жить за го­ро­дом (например, спе­ци­а­ли­сты могут ра­бо­тать на до­маш­нем компьютере, пе­ре­сы­лая выполненные ра­бо­ты по Интернету).

Мораль яв­ля­ет­ся значимой для об­ще­ства и его раз­ви­тия частью ду­хов­ной культуры, ока­зы­ва­ет влияние на все сферы об­ще­ствен­ной жизни. Ука­жи­те любые три функ­ции морали и про­ил­лю­стри­руй­те каждую из них кон­крет­ным примером.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

Указаны три функ­ции морали и ил­лю­стри­ру­ю­щие их примеры, допустим:

может быть приведён кон­крет­ный пример: уче­ни­ки старшего клас­са школы по­мо­га­ют младшим школь­ни­кам перейти улицу.

может быть при­ве­ден конкретный пример: во время войны со­зна­ние моральной право­ты помогло со­вет­ским людям по­бе­дить фашистов.

может быть при­ве­ден конкретный пример: ученик, глядя, как его од­но­класс­ник подложил кноп­ку на стул учительнице, понял, что это нехорошо, и кноп­ку убрал.

Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми три по­ло­жи­тель­ных по­след­ствия про­цес­са глобализации.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие по­след­ствия и примеры:

— Гло­ба­ли­за­ция имеет чи­стый по­ло­жи­тель­ный эф­фект на ми­ро­вую экономику. Осво­бож­де­ние от правил, ко­то­рые пре­пят­ству­ют гло­ба­ли­за­ции поз­во­лят день­гам дви­гать­ся более свободно.

— Общий уро­вень об­ра­зо­ва­ния уве­ли­чит­ся в связи с тре­бо­ва­ни­я­ми глобализации. Ком­му­ни­ка­ци­он­ные тех­но­ло­гии де­ла­ют мир теснее.

— Гло­ба­ли­за­ция упро­ща­ет для людей до­ступ к информации, од­но­вре­мен­но уве­ли­чи­вая ко­ли­че­ство новой, интересующей, до­ступ­ной ин­фор­ма­ции для каж­до­го жи­те­ля планеты.

— Когда-то, огра­ни­чен­ная юрис­дик­ция была по­ме­хой в пре­сле­до­ва­нии пре­ступ­ни­ков на­хо­дя­щих­ся в дру­гой стране. Уже сей­час из-за меж­ду­на­род­ных судов, эти пре­ступ­ни­ки боль­ше не могут за­про­сить по­ли­ти­че­ско­го убе­жи­ща в за­ру­беж­ной стране, они будут вы­дво­ре­ны и стра­ны или предо­став­ле­ны пра­во­су­дию в ко­то­ром они со­вер­ши­ли преступление.

С по­мо­щью трёх при­ме­ров по­ка­жи­те про­яв­ле­ние роли об­ра­зо­ва­ния в жизни со­вре­мен­но­го общества. В каж­дом слу­чае сна­ча­ла при­ве­ди­те пример, а затем ука­жи­те роль, ко­то­рую он иллюстрирует.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть указаны:

— пе­ре­да­ча зна­ний под­рас­та­ю­ще­му поколению. (Ученики в школе по­лу­ча­ют не­об­хо­ди­мый ми­ни­мум знаний)

— вос­пи­та­ние (Учреждения об­ра­зо­ва­ния за­кла­ды­ва­ют ос­но­вы личности);

— под­го­тов­ка кад­ров (Профессиональное об­ра­зо­ва­ние го­то­вит кадры для экономики)

Индийский экс­перт по про­бле­мам ни­ще­ты и го­ло­да Амар­тия Сен, быв­ший ранее про­фес­со­ром Гар­вард­ско­го университета, стал ла­у­ре­а­том Но­бе­лев­ской пре­мии в об­ла­сти эко­но­ми­ки за вклад в раз­ви­тие эко­но­ми­че­ской тео­рии благосостояния. Учёный изу­чал рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов в обществе. Какую функ­цию науки ил­лю­стри­ру­ет его деятельность? На­зо­ви­те любые иные две функ­ции науки и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дую из них примером.

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе могут быть сле­ду­ю­щие элементы:

1) названа со­ци­аль­ная функция науки;

2) другие функ­ции науки:

Назовите любые два от­ли­чия на­уч­но­го по­зна­ния от жи­тей­ско­го (обыденного) по­зна­ния и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дое из этих от­ли­чий примером.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

1. На­зва­ны два от­ли­чия научного по­зна­ния от жи­тей­ско­го (обыденного).

-Для на­уч­но­го познания ха­рак­тер­ны специальные ме­то­ды исследования.

-Для опи­са­ния научных фактов, фор­му­ли­ро­ва­ния теорий в науке ис­поль­зу­ет­ся специальный язык.

2. Про­ил­лю­стри­ро­ва­ны примером.

— Для изу­че­ния бактерий в мик­ро­био­ло­гии могут ис­поль­зо­вать­ся такие методы, как на­блю­де­ние и опи­са­ние и эксперимент, в ре­зуль­та­те которого на­кап­ли­ва­ет­ся эмпирический материал, не­об­хо­ди­мый для даль­ней­ше­го исследования.

— В фи­зи­ке такие по­ня­тия как масса, скорость, время и др. имеют специальные, стро­го определенные обозначения, ис­поль­зу­е­мые в формулах, при опи­са­нии процессов.

С по­мо­щью трёх при­ме­ров по­ка­жи­те роль об­ра­зо­ва­ния в раз­ви­тии личности. В каж­дом слу­чае сна­ча­ла при­ве­ди­те пример, а затем ука­жи­те роль, ко­то­рую он иллюстрирует.

Пояснение.

1. От­лич­ная учеба в уни­вер­си­те­те и бле­стя­щая за­щи­та ди­плом­ной ра­бо­ты поз­во­ли­ли сту­ден­ту А. по­сту­пить в ас­пи­ран­ту­ру и про­дол­жить за­ни­мать­ся наукой. Об­ра­зо­ва­ние опре­де­ля­ет со­ци­аль­ный ста­тус человека.

2. Зна­ния и навыки, по­лу­чен­ные за пе­ри­од обу­че­ния в школе и уни­вер­си­те­те сфор­ми­ро­ва­ли у че­ло­ве­ка ши­ро­кий кругозор, поз­во­ли­ли ему чи­тать на­уч­ную литературу, при­ни­мать уча­стие в дис­кус­си­ях по слож­ным вопросам. Об­ра­зо­ва­ние фор­ми­ру­ет ин­тел­лект человека.

3. Изу­че­ние ис­то­рии Оте­че­ствен­ной войны 1812 г., по­се­ще­ние с клас­сом музея-заповедника «Бородинское поле» поз­во­ли­ло уча­щим­ся гор­дит­ся по­дви­га­ми своих предков. Об­ра­зо­ва­ние помогает ин­ди­ви­ду определять свою граж­дан­скую позицию, быть пат­ри­о­том Родины.

Приведите три при­ме­ра про­яв­ле­ния об­ще­ствен­но­го про­грес­са в раз­лич­ных сфе­рах жизни общества.

Пояснение.

Правильный ответ может со­дер­жать примеры:

1) рост про­из­во­ди­тель­но­сти труда и объёмов произведённой в стра­не Z продукции;

2) уста­нов­ле­ние де­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма в стра­не Z вме­сто ав­то­ри­тар­но­го режима;

3) об­нов­ле­ние учеб­но­го про­цес­са в стра­не Z, его компьютеризация, тех­ни­че­ское переоснащение;

4) раз­ви­тие науки и тех­ни­ки и их пре­вра­ще­ние в мощ­ный фак­тор со­ци­аль­но­го раз­ви­тия (новая бы­то­вая техника, сред­ства связи, транс­порт и т.п.);

5) мо­дер­ни­за­ция со­вре­мен­но­го ки­но­ис­кус­ства (новые воз­мож­но­сти пе­ре­да­чи звука и изображения).

Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми три от­ли­чи­тель­ных при­зна­ка на­уч­но­го познания.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны при­ме­ра­ми три от­ли­чи­тель­ных при­зна­ка на­уч­но­го познания:

1) вос­про­из­во­ди­мость и про­ве­ря­е­мость по­лу­чен­ных зна­ний (пример: учёный-физик, про­ве­дя эксперимент, то есть со­здав условия, в ко­то­рых по­лу­чен какой-либо на­уч­ный результат, дол­жен быть в со­сто­я­нии по­вто­рить его и убе­дить­ся в его истинности);

2) объ­ек­тив­ность (пример: выводы, ко­то­рые де­ла­ет учёный-историк, изу­чая зна­че­ние де­я­тель­но­сти по­ли­ти­че­ско­го деятеля, не долж­ны за­ви­сеть от его сим­па­тии или ан­ти­па­тии к этому деятелю);

3) ло­ги­че­ская вза­и­мо­связь раз­лич­ных эле­мен­тов на­уч­но­го зна­ния (учёный-экономист вы­дви­га­ет ги­по­те­зу о ме­ха­низ­мах меж­ду­на­род­но­го эко­но­ми­че­ско­го сотрудничества, ос­но­вы­ва­ясь на ранее до­ка­зан­ных тео­ри­ях в сфере эко­но­ми­ки и дру­гих наук)

Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, подтвердите тремя примерами идею о том, что человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение.

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три принципа современной образовательной политики в РФ.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы принципы и приведены соответствующие примеры, допустим:

1) гуманистический характер образования (например, во многих субъектах РФ образовательные организации оборудуются c учётом потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья, внедряются программы инклюзивного образования);

2) право личности на свободное развитие (например, большинство организаций общего образования предлагают большую программу дополнительных занятий, кружков, секций и т. п.);

3) общедоступность образования (например, в РФ общее образование‚ среднее профессиональное образование и высшее образование (на конкурсной основе), а также значительное число услуг дополнительного образования бесплатны для граждан);

Приведите три примера влияния современной науки на развитие общества.

Пояснение.

Могут быть приведены следующие примеры:

1) регулярно публикуемые известными рейтинговыми агентствами кредитные рейтинги стран (созданные учёными-экономистами) непосредственно влияют на деловую активность, инвестиционную привлекательность национальных экономик, деятельность национальных правительств;

2) создание учёными различных видов биотоплива позволяет обществу экономить невозобновимые природные ресурсы;

3) достижения медицины и фармакологии позволили увеличить продолжительность и качество жизни людей.

Приведите любые примеры трёх профессий, для которых умение вести диалог, умно спорить является жизненно необходимым. Для каждой профессии поясните значимость этого умения.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы профессии и даны пояснения, например:

1) журналист (некоторые журналисты работают в жанре ток-шоу, круглого стола и т. п., берут интервью);

Могут быть приведены примеры других профессий, даны другие объяснения

Какие институты (организации, группы), кроме семьи, участвуют в социализации личности? Назовите любые три института (организации, группы) и приведите пример влияния каждого из них на социализацию личности.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы институты (организации, группы) и приведены соответствующие примеры, допустим:

1) школа (первоклассник учится соблюдать дисциплину в классе, выполнять домашние задания);

2) компания друзей (от друзей человек узнаёт о важных событиях, новинках музыки и кино, получает житейскую информацию);

3) СМИ (распространяя информацию о различных событиях в стране и мире, публичных персонах, СМИ влияют на формирование общественного и индивидуального сознания).

Назовите и проиллюстрируйте примерами две особенности эмпирического уровня научного познания.

Пояснение.

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие особенности эмпирического уровня научного познания, допустим:

1) направленность на объект познания (или преобладание чувственного познания). Например, учёный непосредственно или опосредованно (через систему приборов и специальных устройств) вступает в контакт с изучаемым объектом, производя над ним ряд операций: собирает факты, обобщает, описывает данные, полученные в ходе наблюдения или эксперимента, т.е. классифицирует и систематизирует знания, полученные с помощью чувственно-практического опыта;

2) исследуемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений, поэтому открываемые на этом уровне эмпирические законы не объясняют природы и механизма связей, существующих между явлениями. Например, исследуя особенности электрического тока, Г. Ом вывел закон, который устанавливает зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции общего образования.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы функции и приведены соответствующие примеры:

1) обучение основам наук (например, на уроках астрономии Иван изучил строение Солнечной системы);

2) освоение социальных норм (например, Анна научилась не опаздывать, соблюдать дисциплину во время урока, вежливо общаться с учителями и одноклассниками);

3) развитие способности общаться и взаимодействовать с другими людьми (например, на уроке технологии девочки совместно варили суп);

4) профессиональная ориентация (например, Ирина хотела стать врачом, но увлеклась физикой и продолжила обучение в техническом университете).

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три свойства (признака, черты) социального прогресса.

1) переход к более высокому уровню развития (например, от аграрного к индустриальному обществу);

2) применим как ко всему обществу, так и к отдельным его элементам (например, активизация крестьян-предпринимателей в крепостнической России XVIII B.);

3) противоречивость результатов (одним из результатов прорыва в области ядерной физики стало создание атомной бомбы);

4) неодинаковые темпы и типы изменений разных элементов системы (например, в России начала ХХ в. экономика городов активно развивалась, происходила монополизация, а деревня оставалась полуфеодальной)

Российское искусство и наука обогатили мировую культуру. На примере трёх конкретных деятелей культуры (или произведений, достижений) проиллюстрируйте это положение (приведите пример и дайте краткий комментарий к нему).

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать три примера с пояснениями, допустим:

1) созданная Д.И. Менделеевым Периодическая таблица элементов стала основой развития мировой химической науки;

2) произведения А.С. Пушкина переведены на языки многих народов мира, экранизированы в разных странах;

3) балеты П.И. Чайковского Идут на сценах театров разных стран мира.

Проиллюстрируйте примерами любые три критерия социального прогресса. В каждом случае сначала укажите критерий, а затем. приведите пример.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие критерии общественного прогресса:

1) совершенствование средств связи (например, следующая последовательность развития: непосредственная коммуникация, знаковое письмо, радиосвязь, всемирная паутина, мобильная связь);

2) уровень организации производства как условие повышения производительности труда (например, следующая последовательность развития: отделение производства от семейно-хозяйственной сферы, возникновение крупного общественного производства, разукрупнение предприятий, сочетание «работы на дому и работы в офисе»);

3) степень свободы человека в обществе (например, следующая последовательность развития: скованность сословными рамками феодального общества — борьба за права личности в период становления буржуазного общества — становление гражданского общества в наш

Проиллюстрируйте тремя примерами утверждение о том, что знания облегчают восприятие произведений искусства.

Пояснение.

Утверждение может быть проиллюстрировано следующими примерами:

1) знания о верованиях древних греков позволяют лучше понять архитектуру храмов, скульптуру Древней Греции;

2) человек, не знающий хотя бы основных фактов о Бородинской битве, не поймёт стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»;

3) памятники, посвящённые историческим событиям (например, 1000-летию Российской государственности в Великом Новгороде), непонятны без знания истории

Проиллюстрируйте двумя примерами утверждение о том, что: а) человек является творением культуры; б) человек является творцом культуры.

(Всего в правильном полном ответе должно быть четыре примера.)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) два примера, иллюстрирующие утверждение а), допустим:

— мировоззрение человека формируется под влиянием образования, науки, религии и т. п.;

— человек говорит на определённом, выученном, языке, действует с учётом социальных норм;

2) два примера, иллюстрирующие утверждение б), допустим:

— группа учёных открыла и описала новую элементарную частицу, что способствовало развитию науки;

— писатель создал новый роман.

Назовите три особенности научного познания и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие особенности:

1) нацеленность на обнаружение объективных законов действительности (например, законы Кеплера, Архимеда);

2) целенаправленный и преимущественно рациональный путь познания со специфическими методами (например, сознательное выдвижение учёными гипотез, их проверка в ходе научного эксперимента, систематизация и анализ результатов);

3) доказательность, обоснованность полученных результатов (например, доказательства теорем в математике)

В современном обществе массовая культура выполняет функцию социализации индивида. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами различные проявления данной функции.

Пояснение.

Могут быть приведены такие примеры:

1) яркая навязчивая реклама, транслирующая «образцы» поведения «хороших родителей», «заботливых бабушек», «умных детей», оказала влияние на поведение Ивана Ф.;

2) ставшие популярными телесериалы, герои которых являются представителями определённых социальных групп (студенты, врачи, работники правоохранительных органов и т.п.), формируют представления молодёжи об образе жизни и о тех социальных ролях, которые им только предстоит освоить;

3) для определённых групп населения участники ток-шоу заменяют ближайшее окружение, и транслируемые ими модели поведения формируют ценностные ориентиры зрителей;

4) просмотр молодёжных иностранных фильмов позволил молодым людям сформировать представления об особенностях культуры их сверстников, что в определённой мере облегчило общение во время туристической поездки.

Могут быть приведены другие примеры.

Сформулируйте два положения о роли практики в познании мира и каждое из них проиллюстрируйте соответствующим примером.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать два положения, каждое из которых проиллюстрировано соответствующим примером, допустим:

1) запросы практики служат стимулом развития тех или иных областей знания (например, развитие земледелия стимулировало необходимость накопления агротехнических знаний);

2) в ряде случаев практика выступает критерием истины (например, гипотеза о том, что Земля имеет форму шара, подтвердилась кругосветными путешествиями).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *