приведите примеры влияния рельефа на жизнь людей
Человек и рельеф. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Антропогенный фактор рельефообразования.
Человек и рельеф земной поверхности оказывают всестороненнее врздействие друг на друга. Еще с древних времен рельеф определял различные виды деятельности человека, от него зависел характер поселений, миграций. В настоящее время, несмотря на технический прогресс, рельеф продолжает оказывать различное возлдействие на человека и его деятельность. От рельефа и геологического строения территории зависят особенности прокладки и строительства различных инженерных сооружеий, добыча полезных ископаемых. Велика экологическая роль современного рельефа и рельефообразующих процессов. Так, например, с рельефом связано распределение и миграция загрязняющих веществ. Большое значение имеют опасные и неблагоприятные геомрфологические процессы. Некоторые из котрых причиняю существенный вред человеку и объектам его хозяйственной деятельности.
Необходимо обратить внимание и на другую сторону вопроса – антропогенный фактор в рельефообразовании.
Человек может преобразовывать рельеф земной поверхности непосредственно (делая насыпь, вырывая котлован) или воздействуя на природные процессы рельефообразования — ускоряя или (реже) замедляя их. Формы рельефа, созданные человеком, называются антропогенными (от греч. a’ntro–pos — человек и -ge’–nes — рождающий, рожденный).
Прямое воздействие человека на рельеф более всего проявляется в районах разработки полезных ископаемых. Подземная добыча сопровождается выносом на поверхность большого количества пустой породы и образованием отвалов, обычно имеющих коническую форму — терриконов (лат.; буквально — земляные конусы). Многочисленные терриконы создают характерный ландшафт угледобывающих районов.
При открытой добыче полезных ископаемых обычно сначала создаются значительные отвалы вскрыши — породы, залегающей выше того слоя, который содержит полезное ископаемое; разработка продуктивного слоя идет путем выкапывания обширных понижений — карьеров, рельеф которых очень сложен, он определяется геологическим строением (участки с незначительным содержанием полезного ископаемого могут оставаться нетронутыми), необходимостью предохранить стенки карьера от обваливания, создать рельеф, удобный для подъезда транспорт.
Значительные изменения рельефа производятся при транспортном, промышленном и гражданском строительстве. Под сооружения выравниваются площадки, для дорог создаются насыпи и выемки.
Сельское хозяйство оказывает непосредственное влияние на рельеф преимущественно в горных районах тропиков. Здесь широко распространено террасирование склонов для создания горизонтальных площадок.
Косвенное влияние человека на рельеф ранее всего стало ощущаться в сельскохозяйственных районах. Вырубка лесов и распашка склонов, особенно неправильная, сверху вниз, создавали условия для бурного роста оврагов. Строительство зданий и инженерных сооружений, создавая дополнительные нагрузки на склоны, способствует возникновению или усилению оползней.
В районах подземной добычи полезных ископаемых могут наблюдаться обширные просадки грунта, так как в отработанных шахтах и штольнях происходят обвалы.
Водохранилища создаются в естественных понижениях рельефа. Но вода, создав свободную поверхность на новом уровне, начинает переработку берегов водохранилищ. Активизируются овражная эрозия, плоскостной смыв, оползни. Одновременно с этим повышается базис эрозии у рек, впадающих в водохранилище, в их руслах происходит накопление аллювия. Ниже плотины водохранилища нередко усиливается эрозия, так как водный поток меньше загружен наносами, значительная часть которых откладывается в стоячей воде водохранилища. Пройдут еще десятки лет, прежде чем придут в соответствие возникший водоем и форма склонов его берегов, новый режим водотоков и форма их русел.
Воздействие человека испытывают не только экзогенные, но и эндогенные процессы. Большие водохранилища — это массы воды, обладающие колоссальным весом: каждый кубический километр воды имеет вес 1 миллиард тонн, а, например, Братское водохранилище содержит более 169 км3 воды. Под тяжестью воды земная кора прогибается, причем в сейсмоопасных районах увеличивается вероятность землетрясений.
ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК – то или иное действие человека (его общественных, экономических и социальных институтов), осуществляемое на границе устойчивости природной или природно-антропогенной геоморфологической системы. Это действие (осознанное или неосознанное) предпринимается в условиях неопределенности, что в конкретной ситуации приводит к той или иной форме риска. Риск порождается наличием и ощущением опасности — в данном случае идущей от того или иного геоморфологического объекта (геоморфологическая опасность. Риск связывается с активными действиями и функционированием субъекта опасности — человека. В экологической геоморфологии разрабатывается система принципов методов выявления и картографирования опасных геоморфологических процессов и объектов, прогноза их развития, методов предупреждения, защиты и управления опасными процессами с тем, чтобы уменьшить степень и стоимость риска.
Презентация по географии на тему «Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человечества»
Физическая география 3.1. Литосфера
Школа: КГУ «Азатская неполная средняя школа»
ФИО учителя: Тохтанова Рухия Махмутовна
Количество присутствующих: отсутствующих:
Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человечества
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
8.3.1.10 – с дополнительным охватом местного компонента оценивает влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человечества
Объяснить, как рельеф влияет на жизнь и хозяйственную деятельность человека
Анализировать влияние рельефа на размещение и хозяйственную деятельность людей
Оценить влияние рельефа местности на жизнь и хозяйственную деятельность человека
Используя текст учебника и тематические карты, на примере своей местности объясняет изменение рельефа под воздействием хозяйственной деятельности человека
На примере своей местности анализирует влияние рельефа на размещение и хозяйственную деятельность людей
На примере своей местности оценивает влияние рельефа местности на жизнь и хозяйственную деятельность населения
Уровень мыслительных навыков
Понимание, анализ, оценка
Используют терминологию в устной и письменной форме.
Лексика и терминология по отношению к предмету:
размещение населения мира
Урок направлен на развитие умения использовать приобретенные знания на практике основанные на национальной идее «Мәңгілік ел». На развитие сплоченности, умение работать в группе, ответственности, познавательной и интеллектуальной активности,
История: расселение людей с древних времен. Биология
8.3.1.2., 8.3.1.3 формы рельефа.
7 класс раздел: Литосфера
Запланированная деятельность на уроке
Приветствие учащихся. Объединение в группы. Учащиеся объединяются в группы по жребию. На доске прикреплены стикеры разных цветов, на обратной стороне стикеров написаны слова: Горы, Равнины, Склон, Рельеф. В соответствии с этими словами учащиеся объединяются в группы.
Психологический настрой (Притча)
«Когда-то давно жил мудрец. Люди считали, что он знает все. Как то один человек решил доказать, что мудрец знает не все. Он поймал бабочку, зажал ее в ладонях и спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: «Скажет живая – я ее сожму и убью, скажет мертвая – выпущу”, а мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках”.
Итак, ребята как вы думаете, о чем гласит притча?
А если все в наших руках то давайте перейдем к уроку, приложим все свои усилия и получим новые знания, а для начала повторим
ФО: Две звезды, одно пожелания. Взаимооценка.
Звучит тихая музыка
Мяч для пинг понга
Задания на понимание
Вызов. На доске вывешены картины с изображением хозяйственной деятельности человека: По данным рисункам учащиеся формулирует тему урока. Совместно с учащимися определяются цели урока и критерии оценивания.
Используя текст учебника, объясните и проанализируйте как рельеф воздействует на жизнь и деятельность людей (на примере нашей местности)
Алгоритм выполнения задания
— частью какой горной системы (равнины) является наша местность
— как влияет данный рельеф на жизнь людей этой местности
— как данный рельеф влияет на хозяйственную деятельность населения местности
Сформулируйте не менее 5 умозаключений о влиянии рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей с применением следующих характеристик: «благоприятно», «неблагоприятно», «выгодно», «невыгодно», «дорого», «дешево», «безопасно», «опасно».
— используя текст учебника и тематические карты, объясняет изменение рельефа под воздействием хозяйственной деятельности человека
— анализирует полученные сведения и с применением данных характеристик формулирует не менее 5 умозаключений о влиянии рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека
ФО: взамооценивание по дескрипторам. Группы по часовой стрелке передают свои работы и по дескрипторам оценивают друг друга.
Обратная связь: как вы оценили работу группы?
Почему вы так оценили работу группы?
Что вам помогло в оценивании?
Цель обратной связи : определить на каком этапе усвоения ученик, для устранения пробелов.
(И) Задание: Скрипт в формате «Речь для лифта». Ученики в течение 5 минут должны подготовить бизнес идею, где должны дать оценку хозяйственного использования рельефа нашей местности
— составляет бизнес идею, с оценкой хоз. использования рельефа местности
— использует терминологию по теме
ФО. Взаимооценка по дескрипторам. Учащиеся в парах меняются работами и по дескрипторам оценивают работы.
Ученик, который выдержал все критерии, выступает перед классом
и в течение одной минуты объясняет суть и привлекательность своей идеи классу
ФО: прием «Большой палец»
1. Большой палец руки направлен вверх – убедил.
2. Большой палец руки направлен в сторону – есть сомнения.
3. Большой палец направлен вниз – я не уверен.
Обратная связь: Посмотрев на сигналы, предложу некоторым учащимся высказаться:
Что именно тебя убедило в выступлении ученика?
В чем именно ты сомневаешься?
Что именно тебе не понятно?
Цель обратной связи: понять, происходят ли изменения в понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по дальнейшей работе.
картины с изображением хозяйственной деятельности человека
Как влияет рельеф на жизнь и хозяйственную деятельность человека?
Обсуждение вопроса:
Рельеф существенно влияет на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Исторически население всегда тяготело к равнинам. Это вполне объяснимо. Здесь проще вести хозяйство, легче строить здания и дороги. Многие равнины почти полностью распаханы. Жизнь человека в горах протекает в сложных, порой экстремальных условиях. Это связано со значительными абсолютными высотами, сложным рельефом и климатом. Поэтому горы отличает более слабая освоенность территории по сравнению с равнинами. Горам присуща своеобразная барьерная роль. Она проявляется как в природе, так и в жизни людей.
В нашей стране влияние человека на литосферу проявляется в виде изменения рельефа при строительстве и ведении сельского хозяйства; изъятия минерального сырья при добыче полезных ископаемых; формировании искусственных форм рельефа.
Человек и рельеф земной поверхности оказывают всестороннее воздействие друг на друга. Еще с древних времен рельеф определял различные виды деятельности человека, от него зависел характер поселений, миграций. В настоящее время, несмотря на технический прогресс, рельеф продолжает оказывать различное воздействие на человека и его деятельность. От рельефа и геологического строения территории зависят особенности прокладки и строительства различных инженерных сооружений, добыча полезных ископаемых. Велика экологическая роль современного рельефа и рельефообразующих процессов. Так, например, с рельефом связано распределение и миграция загрязняющих веществ. Большое значение имеют опасные и неблагоприятные геомрфологические процессы. Некоторые из которых причиняют существенный вред человеку и объектам его хозяйственной деятельности.
Необходимо обратить внимание и на другую сторону вопроса – антропогенный фактор в рельефообразовании.
Человек может преобразовывать рельеф земной поверхности непосредственно (делая насыпь, вырывая котлован) или воздействуя на природные процессы рельефообразования — ускоряя или замедляя их. Формы рельефа, созданные человеком, называются антропогенными.
Прямое воздействие человека на рельеф более всего проявляется в районах разработки полезных ископаемых. Косвенное влияние человека на рельеф ранее всего стало ощущаться в сельскохозяйственных районах. Вырубка лесов и распашка склонов, особенно неправильная, сверху вниз, создавали условия для бурного роста оврагов.
Приведите примеры влияния рельефа на жизнь людей?
Приведите примеры влияния рельефа на жизнь людей.
Приведите примеры влияния особенностей рельефа на размещение населения россии и его хозяйственную деятельность?
Приведите примеры влияния особенностей рельефа на размещение населения россии и его хозяйственную деятельность.
Приведите примеры влияния рельефа на реки?
Приведите примеры влияния рельефа на реки.
Примеры влияние человека на рельеф?
Примеры влияние человека на рельеф.
Как влияет рельеф на жизнь и хозяйственную деятельность человека?
Как влияет рельеф на жизнь и хозяйственную деятельность человека?
Приведите примеры влияния человека на литосферу в нашей стране.
Приведите примеры влияния рельефа на жизнь людей?
Приведите примеры влияния рельефа на жизнь людей!
Приведите конкретные примеры влияния рельефа на другие компоненты природы?
Приведите конкретные примеры влияния рельефа на другие компоненты природы?
Приведите примеры антропогенного рельефа?
Приведите примеры антропогенного рельефа.
1 Почему высокие горы не мешают считать Землю шарообразным телом?
1 Почему высокие горы не мешают считать Землю шарообразным телом.
2 Приведите примеры влияния рельефа на жизнь людей.
Почему высокие горы находятся в евразии.
Приведите примеры влияния рельефа на различные виды хозяйственной деятельности людей?
Приведите примеры влияния рельефа на различные виды хозяйственной деятельности людей?
Ещё с древних времён от вида рельефа зависела хозяйственная деятельность человека.
Так на равнинной территории проще вести сельское хозяйство, заниматься земледелием и животноводством, чем в горной местности.
Поэтому люди довольно плотно заселили равнинные территории : появились большие города и сёла, автомагистрали, аэропорты, было проложено множество железных дорог, возле морей появились портовые сооружения.
Активно ведётся добыча полезных ископаемых, хорошо развита промышленность и сфера услуг.
В горной местности преобладают небольшие поселения : сёла, деревни, станицы, хутора, кишлаки, аулы.
Здесь преобладает выпасное животноводство.
Также кроме разработок полезных ископаемых в настоящее время появились горнолыжные курорты, спортивные и туристические базы.
Может ли хозяйственная деятельность человека способствовать таянию льда ледников и многолетней мерзлоты?
Может ли хозяйственная деятельность человека способствовать таянию льда ледников и многолетней мерзлоты?
Приведите примеры таких видов хозяйственной деятельности.
Приведите пример роли Солнца в жизни и хозяйственной деятельности людей?
Приведите пример роли Солнца в жизни и хозяйственной деятельности людей?
Какое влияние оказывает рельеф на жизнь и хозяйственную деятельность человека?
Какое влияние оказывает рельеф на жизнь и хозяйственную деятельность человека?
Каким образом человек изменяет рельеф в результаты своей деятельности?
Приведите примеры положтельного и отрицательного влияня хозяйственной деятельности населиния на природу евразии?
Приведите примеры положтельного и отрицательного влияня хозяйственной деятельности населиния на природу евразии.
Приведите примеры положительного и отрицательного влияния хозяйственной деятельности населения на природу в Евразии?
Приведите примеры положительного и отрицательного влияния хозяйственной деятельности населения на природу в Евразии.
Пример Приведите примеры влияния рельефа на жизни людей?
Пример Приведите примеры влияния рельефа на жизни людей.
Какие виды хозяйственной деятельности оказывают влияние на рельеф?
Какие виды хозяйственной деятельности оказывают влияние на рельеф?
Приведите примеры влияния особенностей рельефа и климата на жизнь людей?
Приведите примеры влияния особенностей рельефа и климата на жизнь людей.
Приведите примеры влияния особенностей рельефа на размещение населения России и его хозяйственную деятельность?
Приведите примеры влияния особенностей рельефа на размещение населения России и его хозяйственную деятельность.
Где ты вы предпочли жить на равнина или в горах почему.