притчи интересные и мудрые о смысле жизни мусульманские
Арабские притчи. Истина
Арабские притчи. Истина
Истина
За высокими горами, за дремучим лесом жила царица Истина.
Рассказами о ней был полон весь мир.
Её не видел никто, но все любили. О ней говорили пророки, о ней пели поэты. При мысли
о ней кровь загоралась в жилах. Ею грезили во сне.
Одним она являлась в грёзах в виде девушки с золотистыми волосами, ласковой, доб-
рой и нежной. Другим грезилась чернокудрая красавица, страстная и грозная. Это зависело от песен поэтов.
– Видел ли ты, как в солнечный день, словно море, золотыми волнами ходит спелая нива? Таковы волосы царицы Истины. Расплавленным золотом льются они по обнажённым плечам и спине и касаются её ног. Как васильки в спелой пшенице горят её глаза. Встань тёмной ночью и дождись, как зарозовеет на востоке первое облачко, предвестник утра. Ты увидишь цвет её щёк. Как вечный цветок, цветет и не отцветает улыбка на её коралловых устах. Всем и всегда улыбается Истина, которая живёт там, за высокими горами, за дремучим лесом.
– Как тёмная ночь черны волны её благоухающих волос. Как молния блещут глаза. Бледно прекрасное лицо. Только избраннику улыбнётся она, черноокая, чернокудрая, грозная красавица, которая живёт там, за дремучим лесом, за высокими горами.
И юный витязь Хазир решил увидеть царицу Истину.
Там за крутыми горами, там за чащей непроходимого леса, – пели все песни, – стоит дворец из небесной лазури, с колоннами из облаков. Счастлив смелый, которого не испугают высокие горы, кто пройдёт через дремучий лес. Счастлив он, когда достигнет лазурного дворца, усталый, измученный, и упадёт на ступени и споёт призывную песнь. Выйдет к нему обнажённая красавица. Аллах только раз видел такую красоту! Восторгом и счастьем наполнится сердце юноши. Чудные мысли закипят в его голове, чудные слова – на его устах. Лес расступится перед ним, горы склонят свои вершины и сравняются с землёй на его пути. Он вернётся в мир и расскажет о красоте царицы Истины. И, слушая его вдохновенную повесть о её красоте, все, сколько есть на свете людей, – все полюбят Истину. Её одну. Она одна будет царицей земли, и золотой век настанет в её царстве. Счастлив, счастлив тот, кто увидит её!
Хазир решил ехать и увидеть Истину.
И, поклонившись товарищам, женщинам и старым витязям, собравшимся полюбоваться на молодца, сказал:
– Пожелайте мне доброго пути! Я еду, чтобы увидеть царицу Истину и взглянуть в её очи. Вернусь и расскажу об её красоте.
Сказал, дал шпоры своему коню и поскакал. Вихрем нёсся конь по горам, крутился по тропинкам, по которым и козочке проскакать бы с трудом, распластавшись по воздуху, перелетал через пропасти.
И через неделю, на усталом и измученном коне, витязь Хазир подъезжал к опушке дремучего леса.
На опушке стояли кельи, а среди них жужжали на пчельнике золотые пчёлы.
Тут жили мудрецы, удалившиеся от земли, и думали о небесном. Они звались: Первые стражи Истины.
– Будь благословен каждый приход юноши к мудрецам! Небо благословляло тебя, когда ты седлал своего коня!
Хазир соскочил с седла, преклонил колена перед мудрым старцем и ответил:
– Мысли – седины ума. Приветствую седины твоих волос и твоёго ума.
Старику понравился учтивый ответ, и он сказал:
– Небо уже благословило твоё намерение: ты благополучно прибыл к нам через горы.
Разве ты правил на этих козьих тропинках? Архангел вёл под уздцы твою лошадь. Ангелы сво- ими крыльями поддерживали твоёго коня, когда он, распластавшись в воздухе, словно белый орёл, перелетал через бездонные пропасти. Какое доброе намерение привело тебя сюда?
– Я еду, чтоб увидеть царицу Истину. Весь мир полон песен о ней. Одни поют, что волосы её светлы, как золото пшеницы, другие, – что черны как ночь. Но все сходятся в одном: что царица прекрасна. Я хочу увидеть её, чтоб потом рассказать людям о её красоте. Пусть все, сколько есть людей на свете, полюбят её.
– Доброе намерение! Доброе намерение! – похвалил мудрец. – И ты не мог поступить лучше, как явившись за этим к нам. Оставь твоёго коня, войди в эту келью, и мы расскажем тебе всё про красоту царицы Истины. Твой конь пока отдохнёт, и, вернувшись в мир, ты смо- жешь рассказать людям всё про красоту царицы.
– А ты видел Истину? – воскликнул юноша, с завистью глядя на старика.
Мудрый старец улыбнулся и пожал плечами.
– Мы живём на опушке леса, а Истина живёт вон там, за дремучей чащей. Дорога туда
трудна, опасна, почти невозможна. Да и зачем нам, мудрым, делать эту дорогу и предпринимать напрасные труды? Зачем нам идти смотреть Истину, когда мы и так знаем, какова она? Мы мудры, мы знаем. Пойдём, и я расскажу тебе о царице все подробности!
Но Хазир поклонился и вдел ногу в стремя:
– Благодарю тебя, мудрый старик! Но я сам хочу увидеть Истину. Своими глазами!
Он был уже на коне.
Мудрец даже затрясся от негодования.
– Ни с места! – крикнул он. – Как? Что? Ты не веришь в мудрость? Ты не веришь в
знание? Ты смеешь думать, что мы можем ошибаться? Смеешь не доверять нам, мудрецам! Мальчишка, щенок, молокосос!
Но Хазир взмахнул шёлковой плёткой.
– Прочь с дороги! Не то я оскорблю тебя плёткой, которой не оскорблял даже коня! Мудрецы шарахнулись в стороны, и Хазир помчался на отдохнувшем коне.
Вдогонку ему раздавались напутствия мудрецов:
– Чтоб ты сгинул, негодяй! Пусть небо накажет тебя за дерзость! Помни, мальчишка,
в час смерти: кто оскорбляет одного мудрого, оскорбляет весь мир! Чтоб тебе сломать шею, мерзавец!
Хазир мчался на своём коне. Лес становился всё гуще и выше. Кудрявые кустарники перешли в дубраву. Через день пути, в тенистой, прохладной дубраве, Хазир выехал к храму. Это была великолепная мечеть, какую редко сподобливался видеть кто из смертных. Вней жили дервиши, которые смиренно звали себя: Псами Истины. И которых звали другие: Верными стражами.
Когда молчаливая дубрава проснулась от топота коня, навстречу витязю вышли дервиши, с верховным муллой во главе.
– Пусть будет благословен всякий, кто приходит к храму Аллаха, – сказал мулла, – тот, кто приходит в юности, благословен на всю жизнь!
– Благословен! – подтвердили хором дервиши.
Хазир проворно соскочил с коня, глубоко поклонился мулле и дервишам.
– Молитесь за путника! – сказал он.
– Откуда и куда держишь путь? – спросил мулла.
– Еду для того, чтобы, вернувшись в мир, рассказать людям о красоте Истины.
И Хазир рассказал мулле и дервишам про свою встречу с мудрецами.
Дервиши рассмеялись, когда он рассказал, как он должен был плёткой пригрозить муд-
рецам, и верховный мулла сказал:
– Не иначе, как сам Аллах внушил тебе мысль поднять плетку! Ты хорошо сделал, что
приехал к нам. Что могли сказать тебе мудрецы про Истину? То, до чего они дошли своим умом! Выдумки! А мы имеем все сведения о царице Истине, полученные прямо с неба. Мы расскажем тебе всё, что знаем, и ты будешь иметь сведения самые верные. Мы скажем тебе всё, что сказано о царице Истине в наших священных книгах.
Хазир поклонился и сказал:
– Благодарю тебя, отец. Но я поехал не для того, чтоб слушать чужие рассказы или читать, что пишется в священных книгах. Это я мог сделать и дома. Не стоило трудить ни себя, ни лошадь.
Мулла нахмурился слегка и сказал:
– Ну, ну! Не упрямься, мой мальчик! Ведь я знаю тебя давно. Я знал тебя, когда ещё жил в мире, когда ты был совсем маленьким, и часто держал тебя на коленях. Я ведь и отца твоёго Гафиза знал, и деда твоёго Аммелека тоже знал отлично. Славный человек был твой дед Аммелек. Он тоже подумывал о царице Истине. У него в доме лежал Коран. Но он даже и не раскрывал Корана, – он довольствовался тем, что ему рассказывали об Истине дервиши. Он знал, что в Коране написано, должно быть, то же самое, – ну, и довольно. К чему ж ещё читать книгу! Твой отец Гафиз тоже был очень хороший человек, но этот был помудрёнее. Как задумается, бывало, об Истине, возьмёт сам Коран и прочтёт. Прочтёт и успокоится. Ну, а ты ещё дальше пошёл. Ишь ты какой. Тебе и книги мало. К нам порасспросить приехал. Молодец, хвалю, хвалю! Идём, готов рассказать тебе всё, что знаю. Готов!
– Отец мой пошёл дальше, чем дед. Я – дальше, чем отец. Значит, сын мой пойдёт ещё дальше, чем я? И сам, своими глазами захочет увидеть Истину? Не так ли надо думать?
– Кто знает! Кто знает! Всё может быть! Человек не деревцо. Смотришь на побег – не знаешь, что вырастет: дуб, сосна или ясень.
Хазир сидел уж на коне.
– Ну, так вот что! – сказал он. – Зачем же оставлять сыну то, что могу сделать я сам? И он тронул лошадь. Мулла схватил его за повод.
– Стой, нечестивец! Как же ты смеешь после всего, что я сказал, продолжать путь? А, неверная собака! Так ты смеешь, значит, не верить ни нам, ни Корану!
Но Хазир дал шпоры своему коню. Конь взвился, и мулла отлетел в сторону. Одним
прыжком Хазир был уже в чаще, а вслед ему неслись проклятия муллы, крики и вой дервишей.
– Будь проклят, нечестивец! Будь проклят, гнусный оскорбитель! Кого ты оскорбил, оскорбляя нас? Пусть раскалённые гвозди впиваются в копыта твоей лошади при каждом её шаге! Ты едешь на гибель!
– Пусть разлезется твой живот! Пусть выползут, как гадины, как змеи, твои внутренно-
сти! – выли дервиши, катаясь по земле.
Хазир продолжал путь. А путь становился всё труднее и труднее. Лес всё чаще, и чаща
всё непроходимее. Пробираться приходилось уж шагом, да и то с большим трудом. Как вдруг раздался крик:
– Остановись!
И, взглянув вперёд, Хазир увидел воина, который стоял с натянутым луком, готовый спустить дрожащую стрелу с тугой тетивы. Хазир остановил коня.
– Кто такой? Куда едешь? Откуда? И зачем держишь путь? – спросил воин.
– А ты что за человек? – переспросил его, в свою очередь, Хазир. – И по какому праву спрашиваешь? И для какой надобности?
– А спрашиваю я по такому праву и для такой надобности, – отвечал воин, – что я воин великого падишаха. А приставлен я с товарищами и с начальниками для того, чтоб охранять священный лес. Понял? Ты находишься на заставе, которая называется «заставой Истины», – ибо она устроена для охраны царицы Истины!
Тогда Хазир рассказал воину, куда и зачем он едет. Услыхав, что витязь держит путь к лазурному дворцу Истины, воин позвал своих товарищей и предводителей.
– Благодарю тебя! – отвечал Хазир. – Но я отправился затем, чтобы видеть её своими глазами.
– Эге! – сказал предводитель. – Да мы, брат, не мудрецы тебе, не муллы и не дервиши! Мы разговаривать много не умеем. Слезай-ка с коня, живо, без разговоров!
И предводитель взялся за саблю. Воины тоже понаклонили копья. Конь испуганно насто- рожил уши, захрапел и попятился.
Но Хазир вонзил ему шпоры в бока, пригнулся в луке и, засвистав над головой кривою саблей, крикнул:
– Прочь с дороги, кому жизнь ещё мила!
За ним только раздались крики и вой.
Хазир уже летел сквозь густую чащу.
А вершины деревьев всё плотней и плотней смыкались над головой. Скоро стало так
темно, что и днём царила в лесу ночь. Колючие кустарники плотной стеной преграждали дорогу.
Обессилевший и измученный благородный конь уж терпеливо выносил удары плетки и, наконец, пал. Хазир пошёл пешком пробираться через лес. Колючий кустарник рвал и драл на нём одежду. Среди тьмы дремучего леса он слышал рёв и грохот водопадов, переплывал бурные реки и выбивался из сил в борьбе с лесными потоками, холодными, как лёд, бешеными, как звери.
Не зная, когда кончался день, когда начиналась ночь, он брёл и, засыпая на мокрой и холодной земле, истерзанный и окровавленный, он слышал кругом в лесной чаще вой шакалов, гиен и рёв тигров.
Так неделю брёл он по лесу и вдруг зашатался: ему показалось, что молния ослепила его.
Прямо из тёмной, непроходимой чащи он вышел на поляну, залитую ослепительным солнечным светом.
Сзади чёрной стеной стоял дремучий бор, а посреди поляны, покрытой цветами, стоял дворец, словно сделанный из небесной лазури. Ступени к нему сверкали, как сверкает снег на вершинах гор. Солнечный свет обвил лазурь и, как паутиной, одел её тонкими золотыми чёрточками дивных стихов из Корана.
Но роса, которая брильянтами покрывала благоухающие цветы, освежила его.
Он поднялся, снова полный сил, он не чувствовал более боли от ссадин и ран, не чувствовал усталости ни в руках, ни в ногах. Хазир запел:
– Я пришёл к тебе чрез дремучий лес, чрез густую чащу, чрез высокие горы, чрез широкие реки. И в непроглядной тьме дремучего бора мне светло было, как днём. Сплетавшиеся верхушки деревьев казались мне ласковым небом, и звёзды горели для меня в их ветвях. Рев водопадов казался мне журчаньем ручейков, и вой шакалов песнью звучал в моих ушах. В проклятиях врагов я слышал добрые голоса друзей, и острые кустарники казались мне мягким, нежным пухом. Ведь я думал о тебе! Я шёл к тебе! Выйди же, выйди, царица снов моей души!
И, услыхав тихий звук медленных шагов, Хазир даже зажмурился: он боялся, что ослепнет от вида чудной красавицы.
Он стоял с сильно бьющимся сердцем, и когда набрался смелости и открыл глаза, – перед ним была голая старуха. Кожа её, коричневая и покрытая морщинами, висела складками. Седые волосы свалялись в космы. Глаза слезились. Сгорбленная, она едва держалась, опираясь на клюку. Хазир с отвращением отшатнулся.
– Я – Истина! – сказала она.
И так как остолбеневший Хазир не мог пошевелить языком, она печально улыбнулась беззубым ртом и сказала:
– А ты думал найти красавицу? Да, я была такой! В первый день создания мира. Сам Аллах только раз видел такую красоту! Но ведь с тех пор века веков промчались за веками. Я стара, как мир, я много страдала, а от этого не делаются прекраснее, мой витязь! Не делаются!
Хазир чувствовал, что он сходит с ума.
– О, эти песни про златокудрую, про чернокудрую красавицу! – простонал он. – Что я скажу теперь, когда вернусь? Все знают, что я ушёл, чтоб видеть красавицу! Все знают Хазира, – Хазир не вернётся живой, не исполнив своего слова! У меня спросят, – спросят: «Какие у неё кудри, – золотые, как спелая пшеница, или тёмные, как ночь? Как васильки или как молнии горят её глаза?» А я!
Я отвечу: «Её седые волосы, как свалявшиеся комья шерсти, её красные глаза слезятся»…
– Да, да, да! – прервала его Истина. – Ты скажешь всё это! Ты скажешь, что коричневая кожа складками висит на искривлённых костях, что глубоко провалился чёрный, беззубый рот! – И все с отвращением отвернутся от этой безобразной Истины. Никто уж больше никогда не будет любить меня! Грезить чудной красавицей! Ни в чьих жилах не загорится кровь при мысли обо мне. Весь мир, – весь мир отвернётся от меня.
Хазир стоял перед нею с безумным взглядом, схватившись за голову:
– Что ж мне сказать? Что ж мне сказать?
Истина упала перед ним на колении, протягивая к нем уруки, сказала умоляющим голосом:
igorolin
Игорь Олин
Кого из нас сегодня выхватят морлоки?
Лучшие притчи о смысле жизни, жизненных проблемах и жизненных целях
Один человек в детстве был очень дружен со стариком–соседом.
Но время шло, появился колледж и увлечения, затем работа и личная жизнь. Каждую минуту молодой мужчина был занят, и у него не было времени ни вспомнить о прошлом, ни даже побыть с близкими.
Однажды он узнал, что сосед умер – и неожиданно вспомнил: старик многому научил его, стараясь заменить мальчику погибшего отца. Ощутив свою вину, он приехал на похороны.
Вечером, после погребения, мужчина зашёл в опустевший дом покойного. Всё было так, как и много лет назад…
Вот только маленькая золотая коробочка, в которой, по словам старика, хранилась самая ценная для него вещь, исчезла со стола. Подумав, что её забрал кто-то из немногочисленных родственников, мужчина покинул дом.
Однако через две недели он получил посылку. Увидев на ней имя соседа, мужчина вздрогнул и открыл коробку.
Внутри лежала та самая золотая коробочка. В ней оказались карманные золотые часы с гравировкой: «Спасибо за время, что проводил со мной».
И он понял — самым ценным для старика было время, проведённое со своим маленьким другом.
С тех пор мужчина старался как можно больше времени уделять жене и сыну.
Жизнь измеряется не количеством вдохов. Она измеряется количеством моментов, которые заставляют нас задержать дыхание. Время утекает от нас каждую секунду. И его нужно тратить прямо сейчас.
Следы на песке (христианская притча).
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе? Господь отвечал:
— Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.
Управляя самолётом на одном из маршрутов, пилот обратился к своему другу-напарнику:
— Взгляни вниз на это прекрасное озеро. Я родился неподалёку от него, вон там моя деревня.
Он указал на маленькую деревушку, которая, точно на насесте, расположилась на холмах неподалёку от озера, и заметил:
— Я родился там. Ребёнком я часто сидел у озера и ловил рыбу. Рыбная ловля была моим любимым занятием. Но в то время, когда я был ребёнком, ловящим рыбу в озере, в небе всегда летали самолёты. Они пролетали над моей головой, и я мечтал о том дне, когда я смогу сам стать пилотом и управлять самолётом. Это было моей единственной мечтой. Теперь она исполнилась.
И теперь я каждый раз смотрю вниз на это озеро и мечтаю о том времени, когда я уйду на пенсию и снова отправлюсь ловить рыбу. Ведь моё озеро так прекрасно…
… В действительности, не столь важно КЕМ вы являетесь, как тот факт, есть ли КТО-ТО, кто будет вас по-настоящему ценить за то, какой вы есть, кто примет и полюбит вас без каких-либо оговорок. Ведь тот, кто идет К вам, в то время как весь мир уходит ОТ вас, и есть – настоящий Друг.
Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.
Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.
Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
— Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.
А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.
Наиболее счастливые люди — это не те, которые имеют всё лучшее, но те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.
Твой крест (христианская притча).
Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у него:
— Можно, я выберу себе иной крест?
Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит:
— Выбирай.
Зашёл человек в хранилище, посмотрел и удивился: «Каких только здесь нет крестов — и маленькие, и большие, и средние, и тяжёлые, и лёгкие». Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и, наконец, нашёл маленький-маленький, лёгонький-лёгонький крестик, подошёл к Богу и говорит:
— Боже, можно мне взять этот?
— Можно, — ответил Бог. — Это твой собственный и есть.
Стакан в вытянутой руке.
Профессор начал свой урок с того, что взял в руку стакан с небольшим количеством воды. Он поднял его таким образом, чтобы все его увидели, и спросил студентов:
— Как вы думаете, сколько весит этот стакан?
— 50 грамм, 100 грамм, 125 грамм, — отвечали студенты.
— Я действительно не узнаю, пока не взвешу его, — сказал профессор, — но мой вопрос таков: что бы произошло, если я бы его держал, как сейчас, в течение нескольких минут?
— Ничего, — сказали студенты.
— Хорошо, а что бы случилось, если я бы его держал, как сейчас, в течение часа? — спросил профессор.
— Ваша рука начала бы болеть, — сказал один из студентов.
— Вы правы, ну а что бы произошло, если бы я его держал весь день?
— Ваша рука бы онемела, у вас было бы сильное мышечное расстройство и паралич, и на всякий случай пришлось бы поехать в больницу.
— Очень хорошо. Но пока мы тут обсуждали, изменился ли вес стакана? — спросил профессор.
— Нет.
— А что же заставляет болеть руку и вызывает мышечное расстройство?
Студенты были озадачены.
— Что мне надо сделать, чтобы всё это исправить? — снова спросил профессор.
— Поставьте стакан, — сказал один из студентов.
— Точно! — сказал профессор. — С жизненными проблемами всегда так. Только подумай о них несколько минут и они с тобой. Подумай о них подольше, и они начнут зудеть. Если думать ещё дольше, они тебя парализуют. Ты ничего не сможешь сделать.
Важно думать о проблемах в жизни, но ещё важней уметь отложить их: на конец рабочего дня, на следующий день. Так ты не устаёшь, просыпаешься каждый день свежий и сильный. И ты можешь управлять любой проблемой, любого рода вызовом, идущим с тобой по пути.
Всё в твоих руках (восточная притча)
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Хрупкие подарки (притча от М.Широчкиной).
Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?
Мусульманские рассказы, притчи и многое интересн
Мусульманские рассказы, притчи и многое интересн запись закреплена
Торопливо сгущались сумерки… Холодная ночь пустыни постепенно вступала в свои права… Поэтому запоздавшие, не успевшие вернуться в город путники, спешно готовили ночлег, искали хворост для костра, стреножили коней… Путников было трое. Взрослый мужчина, молодой удалец и юноша… Удалец всё никак не хотел позволить взрослому принимать участие в приготовлениях и всё пытался уговорить того отдохнуть.
Показать полностью. Относился к нему с большим уважением и любовью, заботясь о нём, как младший брат о старшем. По сути, так оно и было. Они были двоюродными братьями. И не только.
– О, Посланник Аллаха, отдохни! Не стоит тебе беспокоиться! – говорил он.
Однако тот, к кому он так обращался, улыбаясь доброй и приветливой улыбкой, ничего не отвечая, продолжал принимать равное участие в общих приготовлениях к ночлегу. Когда костер был разожжен и усталые путники улеглись вокруг него, молодой удалец завёл неторопливый разговор, уставших телом, но счастливых сердцем, людей.
– Да, весь день промотались по пустыне, но так и не нашли этих верблюдов… А ведь это красные верблюды! – сказал он с некой ноткой сожаления в голосе.
А суть была в том, что ещё ранним утром три верблюдицы красной масти отбились от каравана, и теперь путники искали их. Ведь красные верблюды особо ценились. Однако на его восклицание тот, кого он называл Посланником Аллаха, всё с той же приветливой и мудрой улыбкой, ответил:
– О, сын моего дяди! Не тревожь свое сердце. Если через тебя Аллах приведет хотя бы одного человека к Истине, это дороже всех красных верблюдов мира! *
– Но кого же мы здесь приведем к Истине? – воскликнул Али.
Пророк улыбнулся и кивнул на юношу, который внимательно их слушал, устремив взгляд на костер.
Али улыбнулся в ответ и сказал:
– Так он же и так в Истине, он же в Исламе. И он следует твоему пути, о Посланник Аллаха! Чему же ещё ты хотел его сегодня обучить?
Пророк, разворошив костёр палкой, улёгся поудобней, левую руку закинув на лоб, и задумчиво смотрел на звёзды. Потом неторопливо проговорил:
– Тому, чье сердце открыто познанию, всегда есть чему учиться и нет пределов, достигнув которых человек может сказать, что он постиг всё. Каждый день нас чему-либо учит, но, если только мы открыты сердцем.
Али молча кивнул, соглашаясь с Посланником Аллаха.
– Он взрослеет – продолжал Посланник Аллаха – и вскорости ему надлежит стать деревом, в тени которого многие смогут найти помощь и поддержку на пути. И для того, чтобы быть в состоянии дать людям эту поддержку, ему надлежит знать ещё… Некоторые важные истины, касающиеся женщин, которыми я и хотел поделиться с нашим юным другом вдали от городской суеты.
И потому, о сын моего дяди, не недооценивай этого юнца! С его помощью мы отправим письмо в будущие века. Мактуб для наших последователей, которым придется очень сложно к концу времён. А через него мы отправим им послание, услышав и приняв которое, наши последователи с легкостью смогут пройти все сложности того, воистину, ужасного времени.
Али неторопливо протянул:
– Дааа… Женщины… С ними невозможно, но и без них невозможно.
Посланник Аллаха, улыбнувшись, сказал:
– Женщина – это доверенность от Аллаха! И это шкатулка с драгоценностью. В лоне женщин находится милость… благость.* То, что с некоторыми из них бывает невыносимо, это да. Но разве мы не встречали и подобного среди мужчин? Если человеком управляет шайтан, то поверь, неважно — мужчина это или женщина, — с ними действительно сложно жить. Они являются рабами Иблиса, а это делает их заведомо мёртвыми. Сложно и неприятно общаться с мертвецами. Поэтому суть не в том, это женщина или мужчина. Суть лишь в том, с чем живёт человек внутри, в своём сердце. С Любовью и Благодарностью к Аллаху или с суетой, властолюбием и сластолюбием от Иблиса, завистью, ненавистью…
– Да, конечно, это так.
– И потом – продолжил Пророк, – у женщин эти проявления сложнее только потому, что у них больше внутренней силы. И поэтому, если женщина подвластна своему шайтану (а ведь при каждом человеке есть шайтан), то через них эти проявления усиливаются.
– О, Посланник Аллаха! И при тебе есть шайтан? –
спросил юноша.
– Да – просто ответил Пророк. – Но Аллах дал мне сил побороть его и он подчиняется мне. *
– Следовательно, каждый человек может подчинить его?
– Конечно! Так и должно быть! И это и есть суть поклонения Всевышнему! Это и есть Ислам!
Когда в сердце человека царит лишь только Любовь к Аллаху. Любовь и Уважение, и Почтение к Аллаху. А шайтану там нет места. Шайтан выполняет лишь то, что велит ему человек. Ведь он всего лишь инструмент. Инструмент, возомнивший себя хозяином.
– Так вот – продолжил Пророк, – когда некоторые из наших мужчин говорят, что у женщин куриные мозги и что они ничего не соображают. А разве не бывает таких же мужчин? Быть может у них и не куриные мозги, но мозги обезьяны ничуть не лучше. Так что, это не имеет никакого отношения к сути того, что я хочу вам поведать. А суть проста. И прежде всего суть в том, что каждая женщина способна даровать жизнь! Как жизнь нашему телу, так и Жизнь нашему Духу! И поэтому каждая женщина – это подарок! Подарок от Аллаха! Каждая женщина, которая раскрывает в себе источник Любви к Аллаху – она есть подарок, который украшает эту жизнь. Ведь по сути, они – цветы этой жизни. Цветы, которые украшают эту пустыню. Пророк поднял руку со лба и сделал рукой обводящий бескрайние просторы пустыни жест. Вот эта мирская жизнь – она всего лишь пустыня, но в ней нам даны цветы, цветы, которые услаждают не только наш взор, но и наполняют силой наши сердца. Эти цветы – это женщины! И потому каждый настоящий фатан* обязан быть молодцом, удальцом, защищающим женщину! Который оберегает женщин и который помогает им раскрыться в своей сути.
– Да, ведь женщина – это рейхан*, а мужчина – это кахраман!* – нараспев, словно что-то вспоминая, сказал Али.
– И не только, – продолжил Пророк. – Женщина – это мать! Рай находится под ногами ваших матерей! Причём, женщина – мать не только для тела, но и мать, которая своей внутренней силой способна помогать нашему Духу становиться сильным. Помогая мужчинам быть живыми на этом пути, а задача мужчин оберегать эти цветы, чтобы этот источник питал их. И вот такая взаимосвязь, и вот такая гармония, задуманная Всевышним Аллахом! Вы не застали времён джахилии, времён невежества… В те времена именно девочек живьём закапывали невежественные люди. Иблис настолько властвовал в их головах, что они совершали это святотатство. А ведь когда в доме рождается девочка Всевышний Аллах посылает туда ангелов, а они приветствуют: «Мир вам обитатели этого дома!». Затем ангелы покрывают родившуюся девочку своими крыльями, поглаживают головку и говорят: «Как она слаба и беспомощна, и вышла из слабого тела. Если отец будет растить ее, то до Судного Дня ему будет помощь от Аллаха.*
Воистину, это на самом деле благодать и подарок этому дому, в котором родилась девочка. И потому лучший из мусульман тот, кто лучше всего относится к своей жене и дочерям.