присутствие бога в жизни человека

«Насколько велика наша радость, настолько крепка наша связь с Богом»

Из поучений старца Эмилиана

5 октября, в день рождения греческого старца Эмилиана (Вафидиса), мы публикуем отрывок из книги «Жить в присутствии Бога», опубликованной издательством Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник».

Изречения старца Эмилиана представляют собой замечательный путеводитель и руководство для самопознания, для восхождения по лествице добродетелей. Его советам может последовать всякий христианин, совершающий подвиг во имя освобождения от своего «я» и обретения свободы чад Божиих (ср. Рим. 8, 21).

Человек духовный всегда мирен

присутствие бога в жизни человека. Смотреть фото присутствие бога в жизни человека. Смотреть картинку присутствие бога в жизни человека. Картинка про присутствие бога в жизни человека. Фото присутствие бога в жизни человекаАрхимандрит Эмилиан (Вафидис) Естественное состояние, в котором должен жить человек,– это безмятежность, духовная радость и мир. Человек не создан ни для скорбей, ни для боли. Скорби посылаются нам Богом, потому что Он желает возвести нас из нашего убожества на духовную высоту, дать нам успокоение от браней, радость и духовное веселие. Как же мы относимся к встречающимся нам трудностям? Например, у нас есть немощь: нам хочется быть радостными, но вместо этого мы легко поддаемся унынию. Из-за этого мы огорчаемся. Конечно, наша скорбь не по Богу, она эгоистична: нам хочется ощущать радость, но мы не можем. Мы смотрим на свои немощи по-земному. Помните, как апостол Павел подобным образом просил Господа избавить его от болезни? Что же ответил ему Бог? Довольно для тебя благодати Моей (ср. 2 Кор. 12, 9). Бог как бы возразил на просьбу апостола: «Неужели ты не понимаешь? Если Я заберу у тебя эту немощь, то ты можешь погибнуть. А с этой болезнью ты пойдешь прямо на небо». И наш характер, и наши немощи, и все наши скорби и трудности оказываются для нас самыми лучшими проводниками на пути к небу.

Наши скорби и трудности оказываются для нас самыми лучшими проводниками на пути к небу

присутствие бога в жизни человека. Смотреть фото присутствие бога в жизни человека. Смотреть картинку присутствие бога в жизни человека. Картинка про присутствие бога в жизни человека. Фото присутствие бога в жизни человека

Тот, кто легко приходит в смятение и не имеет мира, еще не стал духовным человеком

Мир Христов – глубинное чувство цельности человеческого существа. Оно возникает, прежде всего, благодаря полному единению и согласию трех сил души: мыслительной, желательной и раздражительной. Святой мир колеблется, когда колеблются силы души, когда теряется равновесие между ними. И это показывает, что человек уклонился с правильного пути в своей духовной жизни, что он уже не пламенеет любовью к Богу и не ощущает Его присутствия. Иными словами, в нем нет внутренней гармонии и единения с Богом. Человек, потерявший душевный мир, потерял и Бога, потому что Божественная благодать уже не может коснуться его сердца, и сам он не способен стать жилищем Божества. И происходит это потому, что владычественное начало, дух человека, призванный соединиться с Богом и привести к обо́жению всего человека, находится в разладе с прочими силами души. Тот, кто легко приходит в смятение и не имеет мира, еще не стал духовным человеком. Его душа увлекается земными наслаждениями, дух погрязает в них и впадает в плотское состояние. Такой человек, хотя создан парить в высоте, подобно орлу, ниспал на землю и пресмыкается, словно червь. Представьте, что орел не может взлететь и ходит по земле, в грязи. Может ли он не тосковать по небесным просторам? Может ли жить как ни в чем не бывало? [2]

Основа духовной жизни – радость

Человек, не испытывающий радости, уклонился с правильного духовного пути

Источник

Присутствие Божие

Прису́тствие Бо́жие – 1) реаль­ное при­сут­ствие Бога в мире как бес­пре­дель­ного вез­де­су­щего Духа; 2) живое ощу­ще­ние бытия Божьего, пред­сто­я­ния Богу лицом к лицу, сооб­ща­е­мое чело­веку дей­ствием Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Сотво­рив мир, Бог сопри­сут­ствует Своему тво­ре­нию, объ­емля его Своими дей­стви­ями. Венцу тво­ре­ния, чело­веку дана воз­мож­ность ощу­тить Боже­ствен­ное при­сут­ствие, испы­тать пред­сто­я­ние Богу лицом к лицу. Ощу­ще­ние Боже­ствен­ного при­сут­ствия – неотъ­ем­ле­мая часть духов­ного опыта Бого­по­зна­ния, осно­ва­ние обще­ния чело­века с Богом. Ощу­ще­ние Боже­ствен­ного при­сут­ствия есть Божий дар. Этот дар таин­ственно рас­кры­ва­ется в духов­ном опыте, будучи плодом дей­ствия бла­го­дати Свя­того Духа. Усло­вие полу­че­ния этого дара – иска­ние Бога.

Вели­чай­шая раз­ница быть в при­сут­ствии Гос­пода и пред­сто­ять Гос­поду или вооб­ра­жать Гос­пода.

Ощу­ще­ние при­сут­ствия Божия, страх Божий, — суть дары Божии, дары вели­кой цены, дары пер­во­на­чаль­ные и основ­ные, залоги даров высших и вечных. Без пред­ва­ри­тель­ного полу­че­ния их пода­я­ние после­ду­ю­щих даров невоз­можно.

Высо­кое состо­я­ние — ощу­ще­ние при­сут­ствия Божия! Им удер­жи­ва­ется ум от беседы с чуж­дыми помыс­лами, наве­ту­ю­щими молитву; по при­чине его обильно ощу­ща­ется ничто­же­ство чело­века; по при­чине его явля­ется осо­бен­ная бди­тель­ность над собой, хра­ня­щая чело­века от согре­ше­ний, даже само­ма­лей­ших.
свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов

Источник

Присутствие Бога в нашей жизни

Некоторые думают, что если Бог не производит прямого вмешательства в дела народов и в жизнь отдельных людей, то Он не существует.

Раньше Бог имел непосредственное общение с людьми

Раньше Бог непосредственно общался с людьми. Бог прохаживался в саду Эдемском и разговаривал лично с Адамом. Он явился Моисею на горе Синае и позволил увидеть Его сзади, а непосредственно лица Его он не мог видеть. Когда люди уклонились в грех, Он навел потоп на землю. Он уничтожил города за их грехи. Но защитил Даниила от львов и сохранил трех еврейских юношей и огненной печи. Он повелел киту проглотить Иону, когда тот не послушал Его, Он разделил Красное Море и реку Иордан на две части так, что сыны Израилевы прошли через них, как по суше. Христос и Его апостолы изгоняли бесов, воскрешали мертвых, открывали глаза слепым и исцеляли больных.

В настоящее время Бог не вмешивается непосредственно в жизнь людей

Сегодня мы не видим, чтобы Бог проявлял Свою силу видимым образом Верующие так же болеют и умирают, как и неверующие. Злые люди часто преуспевают во зле без видимого препятствия со стороны Бога. Бог не посылает града для поражения одной армии и не дает победы другой.

Прямое вмешательство — это не единственный способ Божьего воздействия Если Бог существует, почему Он не проявляет прямого воздействия на события в мире? Мы должны понимать, что прямое вмешательство Бога не является единственным способом проявления Его могущества. Прямое воздействие Бога, такое, например, как физическое наказание или временная награда, может давать быстрый, но временный результат — такой, как прекращение войны или удовлетворение каких-то физических потребностей, однако люди имеют не только физические потребности, но и моральные, эмоциональные, духовные и другие.

Для возрастания необходимо времяКак происходит интеллектуальный рост человека? Путем насильственного введения в него знания? Нет, но путем обучения и познания. Как восстанавливается душевное равновесие человека после какого-нибудь бедствия, разочарования или потери близкого человека? На все это требуется время, и душевная травма не может быть исцелена немедленно какими-то физическими средствами. Как прививаются принципы честности, искренности, бережливости, трудолюбия и настойчивости? Постепенно, путем обучения и воспитания в течение длительного периода на трудной до роге учебы и опыта. Как человек добывает пищу? Ему приносят ее ангелы прямо с неба? Нет, человек должен посеять, обработать и ждать, когда посеянное вырастет, и тогда собирать урожай. Так что неразумно делать заключение, что Бога нет лишь на том основании, что Он не удовлетворяет все наши потребности непосредственно без нашего участия.

Убеждение более эффективно, чем сила Почему мы должны думать, что Бога нет лишь на том основании, что он не проявляст Своего могущества видимым образом, например, подавая голос с неба или применяя физическое воздействие на людей, или каким-то другим способом’? Необходимо помнить, что метод убеждения более эффективен, чем применение силы. Мы должны помнить, что Бог более эффективно управляет людскими сердцами при помощи любви, убеждения и при помощи внешне кажущегося естественного развития событий.

Каким образом Бог являет Себя людям.

Бог хотел явить Себя людям. Когда Бог явил Себя народу Израильскому на горе Синае видимым образом в облаке и громе, это произвело на них большое впечатление, но вскорости об этом забыли. Бог захотел послать Сына Своего на землю, чтобы Он жил среди людей. Но как Он это сделал’? Он опустил Его прямо с неба и это сопровождалось криками архангелов и сотрясением неба и земли? Нет, Бог избрал для этого другой путь — путь рождения младенца. И как это случилось? Сверхъестественным было только зачатие во чреве Марии, остальные же события происходили по тем законам природы, которые Бог заложил в нее еще при сотворении мира. Бог наблюдал за всем, что происходило без видимых проявлений сверхъестественных сил.

Христос родился в Вифлееме в силу естественных обстоятельств. Еще задолго до рождения Христа Бог предсказал через пророков, что он родится в городе Вифлееме. Но как это все произошло? Мария, мать Иисуса Христа, жила в городе Назарете, далеко на север от Вифлеема. Бог.мог найти какую-нибудь деву в городе Вифлееме и призвать ее быть матерью Иисуса, но Он не сделал этого. Он явился деве, жившей за сотни километров от Вифлеема.

Как же Бог собирался в таком случае доставить ее в Вифлеем, где по пророчеству должен был родиться Христос? Он собирался каким-то сверхъестественным способом доставить ее туда? Вовсе нет. Но вот римская власть издает декрет о переписи населения, в соответствии с которым каждый должен явиться в свой родной город для прохождения переписи. Ничто другое не заставило бы Иосифа взять свою жену, которой приближалось время родить, и пуститься в долгий путь пешком или на осле. И когда Иосиф и Мария пошли в Вифлеем, они вовсе не думали, что они выполняют пророчество Божье. Когда правительство Рима издало декрет о переписи, оно не предполагало, что это по внушению Бога, для того, чтобы Христос мог родиться в Вифлееме. Все это казалось стечением естественных обстоятельств, но когда мы читаем Священное Писание сегодня, то мы можем видеть, что во всем этом был удивительный Промысел Божий. Бог предусмотрительно управлял всеми этими обстоятельствами более эффективно, чем если бы Он проявлял какое-то сверхъестественное воздействие.

«Полнота времени» осуществляется посредством естественных событий

В Божьих планах было, чтобы Христос родился, когда придет полнота времени /Гал.4:4/. Бог сказал Валтасару через пророка Даниила, что царство его будет отнято у него его подчиненными. И это было сделано персами во время пира в Вавилоне точно так, как это было возвещено Богом посредством кисти, писавшей на стене. После этого Бог возвестил, что другой царь восстанет, который будет царствовать на всей земле. Это предсказание исполнилось во время царствования Александра Македонского. Как это произошло? По прямому вмешательству Бога? По естественным законам, но, несомненно, по закону, который был провозглашен Даниилом, когда он сказал: «…над царством человеческим в ладычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет» /Дан.5:21/.

Наконец, был построен город на семи холмах, и его цари управляли несколькими империями. Много лет назад Бог сказал: «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовек не разрушится…. но оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» /Дан.2:44/.

Персидский царь, который завоевал Вавилон, Александр Македонский и римские цари не знали и не сознавали, что они управляют царствами только по предопределению Бога небесного, но все они приготовили язык, цивилизацию и культуру для полноты времени, когда должен был родиться Спаситель мира.

И все эти события не были делом случая. Все они от начала и до наших дней и даже до последнего времени были предначертаны Провидением Божьим. В Откр.19:16 сказано, что Христос есть «Царь царей и Господь господствующих», а в Откр.1:5 говорится, что Он есть владыка царей земных. В Еф.1:21 сказано, что Бог посадил Христа «одесную Себя на небесах, превыше высокого начальства и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в этом веке, но и в будущем». В Дан.2:21 говорится, что Бог низлагает царей и поставляет царей.

Некоторые правители на земле сознают это, а другие-нет. Такие правители полагаются на собственную силу, но Бог говорит: «Не спасется царь множеством воинства, исполина не защитит великая сила» /Пс.32:16/. Псалмопевец Давид сказал: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» /Пс.126:1/.

Правителей часто свергают их приближенные, и эти правители обвиняют тех, которые замышляют переворот, но им следовало бы знать, что во всем этом есть рука Господня, как написано в Рим.13:1: «…ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены». А во Вт.32:39 сказано: «Видите ныне, что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю; и никто не избавит от руки Моей».

Источник

Новое в блогах

Божественная благодать – это и есть присутствие Бога в человеческой жизни и истории

Первосвятитель

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы слышали слова апостола Павла, сказанные им в Послании к Ефесянам: «Благодатью вы спасены через веру, но сие не от вас, Божий дар, да никто не похвалится» (см.: Еф. 2, 8 – 9). Эти слова несут в себе, может быть, самую важную идею, которая была открыта Новым Заветом, – о том, что человек спасается не своей собственной силой, не своими подвигами, не силой разума, не силой воли и даже не силой веры, а только благодатью Божией.

Что же такое благодать? Как мы не можем, в силу своей ограниченности, увидеть, почувствовать, понять до конца, Кто есть Бог, и познаем Господа лишь настолько, насколько Он Сам пожелал Себя открыть через слово Свое, через Божественное откровение, так никогда мы не поймем и того, чтó есть благодать. Как Бог непознаваем для нас во всей Его полноте, так и благодать Божия не может быть до конца понята человеком.

Размышляя на эту тему, преподобный (Макарий Египетский, V в. – Прим. ред.) учит: благодать там, где разум, благодать там, где святость, благодать там, где добрая воля. То есть благодать осуществляется таким образом, что приносит человеку добро, благость, мир, утешение, любовь. Именно по этим признакам присутствия Божественной благодати люди опознают, что́ есть благодать, а тем самым опытно познают, как Бог открывает Себя людям.

Другими словами, Божественная благодать – это и есть присутствие Бога в человеческой жизни и человеческой истории; это сила Божия, это свет Божий, восприятие которого даруется нам через наш духовный опыт. А где и как мы можем этот опыт обрести? В первую очередь, мы обретаем его тогда, когда обращаем свое сердце к Богу и когда Господь Сам идет нам навстречу. Это происходит всякий раз, когда мы совершаем Божественную Евхаристию, когда мы, преломляя и благословляя хлеб и вино по заповеди Самого Спасителя, творим в Его воспоминание таинство Его Плоти и Крови. И Господь, через прикосновение к Его Телу и Крови, дарует нам Божественную благодать, которая должна несомненно отзываться в нашем сердце, преобразуя наш разум, нашу волю, наши чувства. А когда это происходит, тогда мы и чувствуем Божественное присутствие в своей жизни.

Каждый верующий человек, в той или иной мере, переживает особое душевное и духовное состояние, когда он приобщается Тела и Крови Спасителя, когда он с искренней молитвой обращается к Богу и когда Господь отвечает ему на молитвы. Каждому по-разному дано все это почувствовать и понять, но именно этот живой религиозный опыт, живой опыт веры, и дает нам возможность увидеть, почувствовать Божественную благодать, а значит, и присутствие Божие в нашей жизни.

А если бы люди были лишены такого чувства, то и веры бы никакой не существовало, потому что вера основывается на реальном опыте людей. Если бы не было духовного опыта соприкосновения с Божественным, то не было бы веры, – это совершенно очевидно. Как бы ни объясняли люди, далекие от веры, сам феномен веры в Бога, вера, вне зависимости от этих зачастую совершенно ложных и ограниченных объяснений, есть реальность нашей жизни. И как важно, чтобы мы, верующие люди, никогда эту реальность не утратили! Как важно, чтобы все большее число людей сомневающихся, а то и отвергающих по тем или иным причинам веру, в какой-то момент почувствовали присутствие в их жизни Божественной благодати, почувствовали прикосновение к ним Самого Бога – ведь только тогда и возгорится в них пламень веры!

Но Господь являет нам Себя не в громе или молнии, но в легком дуновении ветра (см.: 3 Цар. 19, 11–12). Он являет Себя в легком прикосновении к нам Божественной благодати. Поэтому очень важно так настроить свой «приемник», то есть свой разум и свое сердце, чтобы иметь возможность воспринять этот тихий, но жизненно важный сигнал с Неба, чтобы мы могли действительно узреть Бога чистотою своего сердца (см.: Мф. 5, 8), почувствовать прикосновение Его Божественной благодати.

Тогда отступает всякое неверие. Тогда не требуется никаких доказательств, которыми в определенные эпохи занимались философы и богословы, пытаясь умозрительно обосновать факт Божиего присутствия в нашей жизни и само бытие Божие. Не требуется никаких доказательств, когда человек не верит, а знает, что Бог есть, потому что испытал прикосновение к себе силы Божией, Божественной благодати.

Как же добиться того, чтобы сколь можно больше людей пережили этот опыт встречи с Божественной благодатью и уверовали? На этот вопрос, наверное, нет простого ответа. Каждого Господь ведет своим путем, и здесь ключевое слово – «каждого». Однако не каждый улавливает сигналы свыше, и не каждый откликается на Божий призыв. Один по жестокосердию и по ограниченности разума своего не почувствовал Божий сигнал, другой заранее вбил себе в голову, что никаких сигналов быть не может, потому что Бог не существует. И волны, которые идут от нашего Творца и обнимают собой всю вселенную и каждого человека, проходят мимо таких людей, потому что поймать такую волну, почувствовать ее можно только в том случае, если мы настраиваем на нее свой внутренний «приемник».

В нынешнее время большинство людей постепенно обретают то понимание хода истории, которое способно помочь достичь того, о чем я только что сказал, – увидеть Бога в своей жизни. Мы живем в трудное время, время очень серьезных испытаний. Человечество на протяжении последних двухсот, а то и трехсот лет жило верой в прогресс. Люди были убеждены, что по мере возрастания знаний, образования, науки все, что связано с верой, будет вытесняться на обочину жизни, а потом и вовсе исчезнет. Почему? А потому что человек будет всемогущим и сможет, опираясь на свой разум, творить чудеса, решать любые проблемы. Так люди думали и в XVIII веке, и в XIX, и в XX, пока опыт жизни не показал абсолютному большинству внимательных наблюдателей: как бы ни развивалась наука, как бы ни развивались человеческие знания, всегда остается пространство, где человек неспособен определять порядок вещей и порядок событий, где отступают и знания, и власть, и сила.

Может быть, и мы сегодня переживаем то время, когда становится очевидной неспособность рода человеческого справляться с пришедшей к нам напастью. Конечно, разум и воля человеческая помогут найти ответ на постигший всех нас вызов пандемии, так что в конце концов она прекратится. Верим, что так оно и будет. Но ведь это не означает, что впереди род человеческий не ждет множество иных проблем, на которые наш разум неспособен будет ответить так, чтобы избежать новых больших проблем, трудностей, опасностей. А потому опора на Господа, вера в Бога, молитва о ниспослании благодати являются непременным условием подлинного преодоления людьми тех проблем, которые перед ними возникают. Сопрягая духовное с материальным, человеческий разум – с силой веры, привлекая молитву и благодать Божию, мы сможем укрепить Божественной силой свои человеческие силы и получить возможность справляться с теми проблемами, которые кажутся неразрешимыми, но которые человек способен преодолеть, оплодотворяя свой разум и силу Божественной благодатью. Аминь.

присутствие бога в жизни человека. Смотреть фото присутствие бога в жизни человека. Смотреть картинку присутствие бога в жизни человека. Картинка про присутствие бога в жизни человека. Фото присутствие бога в жизни человека Кирилл Владимиров # написал комментарий 9 декабря 2020, 20:35 «Если бы не было духовного опыта соприкосновения с Божественным, то не было бы веры, – это совершенно очевидно».

«Тогда отступает всякое неверие. Тогда не требуется никаких доказательств, которыми в определенные эпохи занимались философы и богословы, пытаясь умозрительно обосновать факт Божиего присутствия в нашей жизни и само бытие Божие. Не требуется никаких доказательств, когда человек не верит, а знает, что Бог есть, потому что испытал прикосновение к себе силы Божией, Божественной благодати».

Источник

Встреча человека с Богом

«Неуже­ли тот свет, кото­рый меня согре­вал всю жизнь, есть лишь отблеск Вели­ко­го Света!»

«Верую!»

Мно­го лет назад, когда я толь­ко при­шел в цер­ковь, в жиз­ни про­изо­шел такой слу­чай. Мы с това­ри­щем отпра­ви­лись в сту­ден­че­ское обще­жи­тие к зна­ко­мой сту­дент­ке, кото­рая толь­ко при­бли­жа­лась к обре­те­нию веры. Завя­зал­ся раз­го­вор о рели­гии, и подру­га спро­си­ла: «Зачем вы ходи­те в храм?» В этом вопро­се не содер­жа­лось ни кол­ко­сти, ни насмеш­ки. Она и прав­ду хоте­ла понять. Тогда това­рищ отве­тил: «Не надо нас счи­тать глу­пы­ми — если бы мы ниче­го в хра­ме не чув­ство­ва­ли, не ходи­ли бы туда». Сло­ва уди­ви­ли меня, пото­му, что в тот момент я ниче­го не чув­ство­вал в хра­ме. Толь­ко спу­стя вре­мя Бог появил­ся в моей жиз­ни как несо­мнен­ная реаль­ность, при­шло то, что на Афоне назы­ва­ют «чув­ством Бога». Но и здесь всё при­хо­ди­ло постепенно.

Атеистическое наследие

Если чело­век нико­гда не испы­ты­вал уве­рен­но­сти, что Бог есть, то разо­брать­ся логи­че­ски – «есть Он или нет?» – очень слож­но. При­чём, если уве­рен­но­сти не было, то серд­це, ско­рее, убе­дит­ся в том, что Бога нет. «Нет» пото­му, что я Его «не чув­ствую». А то, что гово­рят дру­гие, – их боль­ная фан­та­зия. Так чело­век ста­но­вит­ся ате­и­стом. Одна­ко, ате­изм не даёт отве­та на вопрос: «Что мне нуж­но сде­лать, что­бы убе­дить­ся, что Бога нет?». Един­ствен­ным осмыс­лен­ным и логи­че­ским отве­том мог­ло бы быть: нуж­но прой­ти путём рели­гии и на лич­ном опы­те узнать, есть ли Бог?

Одна совет­ская девоч­ка по име­ни Оль­га в дет­ском саду игра­ла с дру­ги­ми детьми. Они обсуж­да­ли какие у Бога, гла­за, уши, руки. Глу­по шути­ли по это­му пово­ду. Но при этом у них было чув­ство глу­бо­ко непра­виль­но­го поступ­ка, кото­рое рож­да­ет­ся, когда дела­ешь что-то очень нехо­ро­шее. Дети эти были нево­цер­ко­в­лён­ны­ми и дома нико­му из них о Боге не говорили.

Детям не надо рас­ска­зы­вать, что Бог есть – они Его и так ощу­ща­ют, пото­му что их серд­ца ещё не ослеп­ле­ны гре­хом. Один пяти­лет­ний маль­чик счи­тал себя ком­му­ни­стом. Пра­ба­буш­ка рас­ска­за­ла ему, что Бог есть, и пока­за­ла ико­ны. Он же, посколь­ку «был ком­му­ни­стом», очень разо­злил­ся, пошел в свою ком­на­ту, встал на чет­ве­рень­ки и начал бегать по кру­гу и кри­чать: «Бога нет, Бога нет! Бога нет. ». Но при этом у него было чув­ство, что надо бегать быст­рее, что­бы Бог в него мол­нией не запустил…

И дей­стви­тель­но то, что Бог есть, мож­но понять даже вгля­ды­ва­ясь в мир. Ясно, что такая кра­со­та не мог­ла воз­ник­нуть сама по себе. Но есть вопрос: какое отно­ше­ние име­ет Бог к моей лич­ной жиз­ни? Как гово­рил Клайв Лью­ис: «Какое отно­ше­ние то, что Он умер и вос­крес име­ет лич­но ко мне?»

Здесь мож­но ска­зать, что душа чело­ве­ка тос­ку­ет. Тос­ку­ет даже когда у него есть всё. Душа чело­ве­ка очень вели­ка и её невоз­мож­но насы­тить ни день­га­ми, ни веща­ми, ни удовольствиями.

Душа тос­ку­ет о насто­я­щей люб­ви. Сама исто­рия пока­зы­ва­ет, что без Бога это жела­ние удо­вле­тво­рить невоз­мож­но. Хотя боль­шин­ство людей Бога не чув­ству­ет, но те из них, кто Его ощу­тил, гово­рят удив­лён­но: «Неуже­ли тот свет, кото­рый меня согре­вал всю жизнь, есть лишь отблеск Вели­ко­го Света!»

С точ­ки зре­ния пра­во­сла­вия Бог дей­ству­ет в жиз­ни каж­до­го кон­крет­но­го чело­ве­ка, все­гда, все­це­ло и посто­ян­но, а не с того момен­та, как ты об этом поду­мал и не толь­ко в древ­но­сти. И узнать, что Бог явля­ет­ся участ­ни­ком нашей жиз­ни мы можем через лич­ную молит­ву. Я видел в жиз­ни свя­щен­ни­ков, кото­рые, молясь, обща­лись с Богом и пере­да­ва­ли свой настрой свя­то­сти дру­гим. Видел и тех свя­щен­ни­ков, для кото­рых бого­слу­же­ние было все­го лишь обря­дом, они не чув­ство­ва­ли Его. Конеч­ный смысл служ­бы в хра­ме – живая встре­ча людей с Хри­стом и после­ду­ю­щая жизнь с Ним, в кото­рой посто­ян­но рас­ши­ря­ешь в серд­це место для Него. Для обре­те­ния Его в церк­ви есть всё. Цер­ковь и служ­ба стро­ят­ся вокруг при­ча­стия – кото­рое и есть Его обретение.

Когда-то, когда я начи­нал ходить в храм, я тоже ниче­го не чув­ство­вал в служ­бе. Но я гово­рил себе, что самые луч­шие люди зем­ли испы­ты­ва­ли в служ­бе пол­но­ту бла­жен­ства. Ходил и читал бого­слу­жеб­ные кни­ги. И спу­стя года два при­шло живое чув­ство Бога, кото­рое с года­ми толь­ко воз­рас­та­ло. Но как имен­но оно при­шло? – это и для меня тайна.

“Дух дышит, где хочет, и голос его слы­шишь, а не зна­ешь, отку­да при­хо­дит и куда ухо­дит: так быва­ет со вся­ким, рож­ден­ным от Духа”, – так Хри­стос гово­рил Нико­ди­му. Сей­час, спу­стя годы, вижу, что мне помог­ли обре­сти чув­ство Бога частое при­ча­стие и доб­рые дела. Кро­ме того, обре­те­нию «чув­ства Бога» помо­га­ет вни­ма­тель­ная молитва.

Приобрёл опыт – поделись с другими

Одна моя хоро­шая подру­га по име­ни Оль­га рас­ска­зы­ва­ла, как при­дя в храм дол­гое вре­мя ниче­го не ощу­ща­ла, а на бого­слу­же­нии совсем не пони­ма­ла про­ис­хо­дя­ще­го. Пони­ма­ние при­шло к ней через чте­ние книг по литур­ги­че­ско­му бого­сло­вию, а чув­ство Бога через частое (несколь­ко раз в неде­лю) посе­ще­ние хра­мо­вой службы.

Молит­вы по молит­во­сло­ву — это толь­ко часть молит­вен­ной прак­ти­ки. Нам очень важ­но гово­рить с Богом сво­и­ми сло­ва­ми, чем боль­ше, тем луч­ше – об этом мож­но про­честь у свя­тых отцов, а молит­во­слов толь­ко помо­га­ет настро­ить душу на пра­виль­ный (пра­вед­ный) лад. Это подоб­но тому, когда ребе­нок, обу­ча­ясь музы­ке, игра­ет клас­си­ку, а сам импро­ви­зи­ру­ет. Клас­си­ка при­об­ща­ет его душу к высо­те, помо­га­ет импро­ви­за­ции и после­ду­ю­ще­му сочи­не­нию соб­ствен­ной музыки.

Стра­да­ние про­хо­дит, а его опыт навсе­гда оста­ёт­ся. Леон Блуа.

Бла­жен­ны те души, кото­рые ищут пере­жить «реаль­ность Бога». Бог для них – сокро­ви­ще серд­ца. Стра­да­ние так же есть место встре­чи чело­ве­ка и Бога. Это опыт встре­чи с Небом, так как испы­тан­ная боль дела­ет душу чут­кой к истине.

Вера – это при­сут­ствие Бога в чело­ве­ке, а не толь­ко дове­рие исто­ри­че­ским фак­там, каса­ю­щим­ся рели­гии. Насколь­ко Дух Свя­той напол­ня­ет серд­це, настоль­ко чело­век ощу­ща­ет реаль­ность суще­ство­ва­ния духов­но­го мира.

Вера даётся за чистоту жизни

Одна­жды я спро­сил стар­ца Илия Оптин­ско­го (Нозд­ри­на): «Как научить­ся верить?». Он отве­тил: «Вера даёт­ся за чисто­ту жиз­ни». Бог при­хо­дит по мере наше­го очи­ще­ния от зла. К это­му откры­тию при­хо­ди­ли не толь­ко подвиж­ни­ки. Фран­цуз­ский мате­ма­тик Блез Пас­каль сове­то­вал дру­гу умно­жать веру умень­ше­ни­ем гре­хов, а не уве­ли­че­ни­ем доказательств.

Если бы я спро­сил само­го себя, как не сой­ти с пути веры, то дал бы себе три сове­та. Пер­вый – нахо­дить вре­мя для часто­го посе­ще­ния литур­гии и часто­го при­ча­стия. Я при­шел в храм почти 14 лет назад и не имел ника­ко­го живо­го ощу­ще­ния Божье­го при­сут­ствия. Как, впро­чем, и все мои дру­зья. Девуш­ка Оль­га гово­ри­ла мне, что при­хо­ди­ла в храм как к сосед­ке без вся­ко­го живо­го чув­ства Гос­по­да в серд­це. Я понял, что не смо­гу «жить Богом» без его помо­щи. Тогда я стал при­ча­щать­ся каж­дое вос­кре­се­нье. Но и тогда чув­ство «при­сут­ствия Бога» при­шло не сра­зу. Я верил, и оно при­шло, и Бог стал явью, а не фило­соф­ской кате­го­ри­ей, как это быва­ло рань­ше. Хри­стос не скры­ва­ет­ся от нас и в ответ на наши уси­лия выхо­дит навстречу.

Вто­рой совет – все­гда пом­нить, что все люди вокруг нас ост­ро нуж­да­ют­ся в люб­ви и забо­те. Бук­валь­но в том же хра­ме, где мы сто­им, есть десят­ки ста­ру­шек, кото­рые дав­но не верят, что кому-то нуж­ны на зем­ле. Подой­ди­те к одной из них, заго­во­ри­те, про­во­ди­те до дома. Нач­ни­те ей помо­гать хотя бы раз в неде­лю. А, если вам это труд­но – дай­те ей немно­го денег. Ско­ро вы узна­е­те, что в хра­ме или нет, или почти нет ни одной ста­руш­ки, кото­рая бы не нуж­да­лась в забо­те и хоро­шо пита­лась. По скром­но­сти они не захо­тят у вас ниче­го брать – всё рав­но давай­те. Радуй­те дру­гих, и Бог сра­зу же обра­ду­ет вас той бла­го­дат­ной радо­стью, кото­рую мож­но не узнать даже, про­хо­див в храм два­дцать лет, если ты не живёшь для других.

Свя­той Нико­лай Серб­ский гово­рил, что если бы моло­дой чело­век спро­сил его: «Как спа­сти свою душу?» – он бы посо­ве­то­вал толь­ко взять на себя забо­ту хотя бы об одном несчаст­ном человеке.

Один мой зна­ко­мый в хра­ме про­тя­нул одной груст­ной ста­руш­ке 20 гри­вен. Она рас­цве­ла, пре­об­ра­зи­лась. На её лице появи­лась радость. Она пла­ка­ла и обни­ма­ла это­го чело­ве­ка, спра­ши­ва­ла, как зовут его и чле­нов его семьи. С тех пор она на каж­дой служ­бе под­хо­ди­ла к нему, обни­ма­ла и радо­ва­лась, что нуж­на ему. А боль­ше это­го нет ниче­го на свете…

И тре­тий совет – обще­ние с людь­ми глу­бо­кой веры. В таких людях живёт Бог, и мы ощу­тим Его, обща­ясь с ними. Рядом с подвиж­ни­ком даже воз­дух зве­нит от при­сут­ствия Свя­то­го Духа и небо сра­зу ста­но­вит­ся реаль­ным и близ­ким. Не всем посчаст­ли­вит­ся встре­тить свя­то­го в жиз­ни, но мы можем читать жития свя­тых. Таких жиз­не­опи­са­ний теперь мно­го, и они все доступ­ны в Интернете.

Я слы­шал об одной про­те­стант­ке, кото­рая при­ня­ла пра­во­сла­вие толь­ко пото­му, что про­чла кни­гу стар­ца Софро­ния о Силу­ане Афон­ском. Читая она «явно ощу­ти­ла свет, схо­дя­щий со стра­ниц на душу» – дру­гих дока­за­тельств ей уже не надо.

Дела и молитва

Бог позна­ёт­ся опыт­но дела­ми и молит­вой. Путём дея­тель­ной помо­щи дру­го­му. В Евро­пе был слу­чай, когда чело­век хотел спрыг­нуть с моста и его уви­дел пра­во­слав­ный священник.

Он ска­зал само­убий­це – «вам ведь теперь день­ги не будут нуж­ны – пой­ди­те раз­дай­те ваши день­ги нищим, а потом воз­вра­щай­тесь и спрыг­ни­те с моста». Моло­дой чело­век согла­сил­ся и раз­дал день­ги. Когда он это сде­лал, то сно­ва ощу­тил жела­ние жить.

Откры­ва­ет­ся Бог и в молит­ве. При­ве­ду по это­му пово­ду исто­рию, кото­рую рас­ска­за­ла Еле­на Ред­ко­ка­ша, пре­по­да­вав­шая в пятом клас­се уро­ки хри­сти­ан­ской этики.

На уро­ке одна девоч­ка ска­за­ла ей: «я рань­ше не вери­ла, а теперь силь­но верю в Бога». Лена спро­си­ла её: «Поче­му?». Девоч­ка рас­ска­за­ла, одна­жды, роди­те­ли ушли куда-то в гости оста­вив её одну. Она боя­лась, а тут в доме неожи­дан­но погас свет. Она очень испу­га­лась и ска­за­ла так: «Гос­по­ди, если Ты есть, пусть свет зажжёт­ся». И свет тот­час зажегся.

У одних людей встре­ча с Богом про­хо­дит ярко, у дру­гих тихо и почти незаметно.

Чело­век ходил в храм, но не имел «чув­ства Бога». Тогда он ска­зал себе – «свя­тые испы­ты­ва­ли на служ­бе пол­но­ту радо­сти и обре­та­ли под­лин­ный смысл бытия». И он, дове­рив­шись опы­ту свя­тых, стал ходить на служ­бу ниче­го при этом не ощу­щая. А спу­стя несколь­ко лет он с удив­ле­ни­ем заме­тил, что «ощу­ща­ет Бога» внут­ри и рядом. Когда это чув­ство при­шло – он и не заметил.

Самое уди­ви­тель­ное в пра­во­сла­вии – «живое бого­об­ще­ние с Живым Богом». Не выду­ман­ные пере­жи­ва­ния, а живое обще­ние, кото­рое напол­ня­ет душу миром и радо­стью. И в доб­рых делах мы встре­ча­ем­ся с Богом, и в цер­ков­ных таин­ствах, и в молитве.

Молит­ва – это встре­ча с Богом Живым. Пра­во­сла­вие даёт чело­ве­ку непо­сред­ствен­ный «доступ» к Богу. Если, допу­стим, мусуль­ма­нин, вни­ма­тель­ный к себе, гово­рит, что у него нет чув­ства, что его кто-то слы­шит (как гово­рил это буду­щий пра­во­слав­ный индо­не­зи­ец Бам­банг Дви Бъято­ро), то «пра­во­слав­ные живут в чув­стве при­сут­ствия Бога, ощу­ща­ют Его при­сут­ствие в молит­ве». Ниче­го подоб­но­го нет вне православия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *