присутствие бога в жизни человека
«Насколько велика наша радость, настолько крепка наша связь с Богом»
Из поучений старца Эмилиана
5 октября, в день рождения греческого старца Эмилиана (Вафидиса), мы публикуем отрывок из книги «Жить в присутствии Бога», опубликованной издательством Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник».
Изречения старца Эмилиана представляют собой замечательный путеводитель и руководство для самопознания, для восхождения по лествице добродетелей. Его советам может последовать всякий христианин, совершающий подвиг во имя освобождения от своего «я» и обретения свободы чад Божиих (ср. Рим. 8, 21).
Человек духовный всегда мирен
Архимандрит Эмилиан (Вафидис) Естественное состояние, в котором должен жить человек,– это безмятежность, духовная радость и мир. Человек не создан ни для скорбей, ни для боли. Скорби посылаются нам Богом, потому что Он желает возвести нас из нашего убожества на духовную высоту, дать нам успокоение от браней, радость и духовное веселие. Как же мы относимся к встречающимся нам трудностям? Например, у нас есть немощь: нам хочется быть радостными, но вместо этого мы легко поддаемся унынию. Из-за этого мы огорчаемся. Конечно, наша скорбь не по Богу, она эгоистична: нам хочется ощущать радость, но мы не можем. Мы смотрим на свои немощи по-земному. Помните, как апостол Павел подобным образом просил Господа избавить его от болезни? Что же ответил ему Бог? Довольно для тебя благодати Моей (ср. 2 Кор. 12, 9). Бог как бы возразил на просьбу апостола: «Неужели ты не понимаешь? Если Я заберу у тебя эту немощь, то ты можешь погибнуть. А с этой болезнью ты пойдешь прямо на небо». И наш характер, и наши немощи, и все наши скорби и трудности оказываются для нас самыми лучшими проводниками на пути к небу.
Наши скорби и трудности оказываются для нас самыми лучшими проводниками на пути к небу
Тот, кто легко приходит в смятение и не имеет мира, еще не стал духовным человеком
Мир Христов – глубинное чувство цельности человеческого существа. Оно возникает, прежде всего, благодаря полному единению и согласию трех сил души: мыслительной, желательной и раздражительной. Святой мир колеблется, когда колеблются силы души, когда теряется равновесие между ними. И это показывает, что человек уклонился с правильного пути в своей духовной жизни, что он уже не пламенеет любовью к Богу и не ощущает Его присутствия. Иными словами, в нем нет внутренней гармонии и единения с Богом. Человек, потерявший душевный мир, потерял и Бога, потому что Божественная благодать уже не может коснуться его сердца, и сам он не способен стать жилищем Божества. И происходит это потому, что владычественное начало, дух человека, призванный соединиться с Богом и привести к обо́жению всего человека, находится в разладе с прочими силами души. Тот, кто легко приходит в смятение и не имеет мира, еще не стал духовным человеком. Его душа увлекается земными наслаждениями, дух погрязает в них и впадает в плотское состояние. Такой человек, хотя создан парить в высоте, подобно орлу, ниспал на землю и пресмыкается, словно червь. Представьте, что орел не может взлететь и ходит по земле, в грязи. Может ли он не тосковать по небесным просторам? Может ли жить как ни в чем не бывало? [2]
Основа духовной жизни – радость
Человек, не испытывающий радости, уклонился с правильного духовного пути
Присутствие Божие
Прису́тствие Бо́жие – 1) реальное присутствие Бога в мире как беспредельного вездесущего Духа; 2) живое ощущение бытия Божьего, предстояния Богу лицом к лицу, сообщаемое человеку действием Божественной благодати.
Сотворив мир, Бог соприсутствует Своему творению, объемля его Своими действиями. Венцу творения, человеку дана возможность ощутить Божественное присутствие, испытать предстояние Богу лицом к лицу. Ощущение Божественного присутствия – неотъемлемая часть духовного опыта Богопознания, основание общения человека с Богом. Ощущение Божественного присутствия есть Божий дар. Этот дар таинственно раскрывается в духовном опыте, будучи плодом действия благодати Святого Духа. Условие получения этого дара – искание Бога.
Величайшая разница быть в присутствии Господа и предстоять Господу или воображать Господа.
Ощущение присутствия Божия, страх Божий, — суть дары Божии, дары великой цены, дары первоначальные и основные, залоги даров высших и вечных. Без предварительного получения их подаяние последующих даров невозможно.
Высокое состояние — ощущение присутствия Божия! Им удерживается ум от беседы с чуждыми помыслами, наветующими молитву; по причине его обильно ощущается ничтожество человека; по причине его является особенная бдительность над собой, хранящая человека от согрешений, даже самомалейших.
святитель Игнатий Брянчанинов
Присутствие Бога в нашей жизни
Некоторые думают, что если Бог не производит прямого вмешательства в дела народов и в жизнь отдельных людей, то Он не существует.
Раньше Бог имел непосредственное общение с людьми
Раньше Бог непосредственно общался с людьми. Бог прохаживался в саду Эдемском и разговаривал лично с Адамом. Он явился Моисею на горе Синае и позволил увидеть Его сзади, а непосредственно лица Его он не мог видеть. Когда люди уклонились в грех, Он навел потоп на землю. Он уничтожил города за их грехи. Но защитил Даниила от львов и сохранил трех еврейских юношей и огненной печи. Он повелел киту проглотить Иону, когда тот не послушал Его, Он разделил Красное Море и реку Иордан на две части так, что сыны Израилевы прошли через них, как по суше. Христос и Его апостолы изгоняли бесов, воскрешали мертвых, открывали глаза слепым и исцеляли больных.
В настоящее время Бог не вмешивается непосредственно в жизнь людей
Сегодня мы не видим, чтобы Бог проявлял Свою силу видимым образом Верующие так же болеют и умирают, как и неверующие. Злые люди часто преуспевают во зле без видимого препятствия со стороны Бога. Бог не посылает града для поражения одной армии и не дает победы другой.
Прямое вмешательство — это не единственный способ Божьего воздействия Если Бог существует, почему Он не проявляет прямого воздействия на события в мире? Мы должны понимать, что прямое вмешательство Бога не является единственным способом проявления Его могущества. Прямое воздействие Бога, такое, например, как физическое наказание или временная награда, может давать быстрый, но временный результат — такой, как прекращение войны или удовлетворение каких-то физических потребностей, однако люди имеют не только физические потребности, но и моральные, эмоциональные, духовные и другие.
Для возрастания необходимо времяКак происходит интеллектуальный рост человека? Путем насильственного введения в него знания? Нет, но путем обучения и познания. Как восстанавливается душевное равновесие человека после какого-нибудь бедствия, разочарования или потери близкого человека? На все это требуется время, и душевная травма не может быть исцелена немедленно какими-то физическими средствами. Как прививаются принципы честности, искренности, бережливости, трудолюбия и настойчивости? Постепенно, путем обучения и воспитания в течение длительного периода на трудной до роге учебы и опыта. Как человек добывает пищу? Ему приносят ее ангелы прямо с неба? Нет, человек должен посеять, обработать и ждать, когда посеянное вырастет, и тогда собирать урожай. Так что неразумно делать заключение, что Бога нет лишь на том основании, что Он не удовлетворяет все наши потребности непосредственно без нашего участия.
Убеждение более эффективно, чем сила Почему мы должны думать, что Бога нет лишь на том основании, что он не проявляст Своего могущества видимым образом, например, подавая голос с неба или применяя физическое воздействие на людей, или каким-то другим способом’? Необходимо помнить, что метод убеждения более эффективен, чем применение силы. Мы должны помнить, что Бог более эффективно управляет людскими сердцами при помощи любви, убеждения и при помощи внешне кажущегося естественного развития событий.
Каким образом Бог являет Себя людям.
Бог хотел явить Себя людям. Когда Бог явил Себя народу Израильскому на горе Синае видимым образом в облаке и громе, это произвело на них большое впечатление, но вскорости об этом забыли. Бог захотел послать Сына Своего на землю, чтобы Он жил среди людей. Но как Он это сделал’? Он опустил Его прямо с неба и это сопровождалось криками архангелов и сотрясением неба и земли? Нет, Бог избрал для этого другой путь — путь рождения младенца. И как это случилось? Сверхъестественным было только зачатие во чреве Марии, остальные же события происходили по тем законам природы, которые Бог заложил в нее еще при сотворении мира. Бог наблюдал за всем, что происходило без видимых проявлений сверхъестественных сил.
Христос родился в Вифлееме в силу естественных обстоятельств. Еще задолго до рождения Христа Бог предсказал через пророков, что он родится в городе Вифлееме. Но как это все произошло? Мария, мать Иисуса Христа, жила в городе Назарете, далеко на север от Вифлеема. Бог.мог найти какую-нибудь деву в городе Вифлееме и призвать ее быть матерью Иисуса, но Он не сделал этого. Он явился деве, жившей за сотни километров от Вифлеема.
Как же Бог собирался в таком случае доставить ее в Вифлеем, где по пророчеству должен был родиться Христос? Он собирался каким-то сверхъестественным способом доставить ее туда? Вовсе нет. Но вот римская власть издает декрет о переписи населения, в соответствии с которым каждый должен явиться в свой родной город для прохождения переписи. Ничто другое не заставило бы Иосифа взять свою жену, которой приближалось время родить, и пуститься в долгий путь пешком или на осле. И когда Иосиф и Мария пошли в Вифлеем, они вовсе не думали, что они выполняют пророчество Божье. Когда правительство Рима издало декрет о переписи, оно не предполагало, что это по внушению Бога, для того, чтобы Христос мог родиться в Вифлееме. Все это казалось стечением естественных обстоятельств, но когда мы читаем Священное Писание сегодня, то мы можем видеть, что во всем этом был удивительный Промысел Божий. Бог предусмотрительно управлял всеми этими обстоятельствами более эффективно, чем если бы Он проявлял какое-то сверхъестественное воздействие.
«Полнота времени» осуществляется посредством естественных событий
В Божьих планах было, чтобы Христос родился, когда придет полнота времени /Гал.4:4/. Бог сказал Валтасару через пророка Даниила, что царство его будет отнято у него его подчиненными. И это было сделано персами во время пира в Вавилоне точно так, как это было возвещено Богом посредством кисти, писавшей на стене. После этого Бог возвестил, что другой царь восстанет, который будет царствовать на всей земле. Это предсказание исполнилось во время царствования Александра Македонского. Как это произошло? По прямому вмешательству Бога? По естественным законам, но, несомненно, по закону, который был провозглашен Даниилом, когда он сказал: «…над царством человеческим в ладычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет» /Дан.5:21/.
Наконец, был построен город на семи холмах, и его цари управляли несколькими империями. Много лет назад Бог сказал: «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовек не разрушится…. но оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» /Дан.2:44/.
Персидский царь, который завоевал Вавилон, Александр Македонский и римские цари не знали и не сознавали, что они управляют царствами только по предопределению Бога небесного, но все они приготовили язык, цивилизацию и культуру для полноты времени, когда должен был родиться Спаситель мира.
И все эти события не были делом случая. Все они от начала и до наших дней и даже до последнего времени были предначертаны Провидением Божьим. В Откр.19:16 сказано, что Христос есть «Царь царей и Господь господствующих», а в Откр.1:5 говорится, что Он есть владыка царей земных. В Еф.1:21 сказано, что Бог посадил Христа «одесную Себя на небесах, превыше высокого начальства и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в этом веке, но и в будущем». В Дан.2:21 говорится, что Бог низлагает царей и поставляет царей.
Некоторые правители на земле сознают это, а другие-нет. Такие правители полагаются на собственную силу, но Бог говорит: «Не спасется царь множеством воинства, исполина не защитит великая сила» /Пс.32:16/. Псалмопевец Давид сказал: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» /Пс.126:1/.
Правителей часто свергают их приближенные, и эти правители обвиняют тех, которые замышляют переворот, но им следовало бы знать, что во всем этом есть рука Господня, как написано в Рим.13:1: «…ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены». А во Вт.32:39 сказано: «Видите ныне, что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю; и никто не избавит от руки Моей».
Новое в блогах
Божественная благодать – это и есть присутствие Бога в человеческой жизни и истории
Первосвятитель
– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы слышали слова апостола Павла, сказанные им в Послании к Ефесянам: «Благодатью вы спасены через веру, но сие не от вас, Божий дар, да никто не похвалится» (см.: Еф. 2, 8 – 9). Эти слова несут в себе, может быть, самую важную идею, которая была открыта Новым Заветом, – о том, что человек спасается не своей собственной силой, не своими подвигами, не силой разума, не силой воли и даже не силой веры, а только благодатью Божией.
Что же такое благодать? Как мы не можем, в силу своей ограниченности, увидеть, почувствовать, понять до конца, Кто есть Бог, и познаем Господа лишь настолько, насколько Он Сам пожелал Себя открыть через слово Свое, через Божественное откровение, так никогда мы не поймем и того, чтó есть благодать. Как Бог непознаваем для нас во всей Его полноте, так и благодать Божия не может быть до конца понята человеком.
Размышляя на эту тему, преподобный (Макарий Египетский, V в. – Прим. ред.) учит: благодать там, где разум, благодать там, где святость, благодать там, где добрая воля. То есть благодать осуществляется таким образом, что приносит человеку добро, благость, мир, утешение, любовь. Именно по этим признакам присутствия Божественной благодати люди опознают, что́ есть благодать, а тем самым опытно познают, как Бог открывает Себя людям.
Другими словами, Божественная благодать – это и есть присутствие Бога в человеческой жизни и человеческой истории; это сила Божия, это свет Божий, восприятие которого даруется нам через наш духовный опыт. А где и как мы можем этот опыт обрести? В первую очередь, мы обретаем его тогда, когда обращаем свое сердце к Богу и когда Господь Сам идет нам навстречу. Это происходит всякий раз, когда мы совершаем Божественную Евхаристию, когда мы, преломляя и благословляя хлеб и вино по заповеди Самого Спасителя, творим в Его воспоминание таинство Его Плоти и Крови. И Господь, через прикосновение к Его Телу и Крови, дарует нам Божественную благодать, которая должна несомненно отзываться в нашем сердце, преобразуя наш разум, нашу волю, наши чувства. А когда это происходит, тогда мы и чувствуем Божественное присутствие в своей жизни.
Каждый верующий человек, в той или иной мере, переживает особое душевное и духовное состояние, когда он приобщается Тела и Крови Спасителя, когда он с искренней молитвой обращается к Богу и когда Господь отвечает ему на молитвы. Каждому по-разному дано все это почувствовать и понять, но именно этот живой религиозный опыт, живой опыт веры, и дает нам возможность увидеть, почувствовать Божественную благодать, а значит, и присутствие Божие в нашей жизни.
А если бы люди были лишены такого чувства, то и веры бы никакой не существовало, потому что вера основывается на реальном опыте людей. Если бы не было духовного опыта соприкосновения с Божественным, то не было бы веры, – это совершенно очевидно. Как бы ни объясняли люди, далекие от веры, сам феномен веры в Бога, вера, вне зависимости от этих зачастую совершенно ложных и ограниченных объяснений, есть реальность нашей жизни. И как важно, чтобы мы, верующие люди, никогда эту реальность не утратили! Как важно, чтобы все большее число людей сомневающихся, а то и отвергающих по тем или иным причинам веру, в какой-то момент почувствовали присутствие в их жизни Божественной благодати, почувствовали прикосновение к ним Самого Бога – ведь только тогда и возгорится в них пламень веры!
Но Господь являет нам Себя не в громе или молнии, но в легком дуновении ветра (см.: 3 Цар. 19, 11–12). Он являет Себя в легком прикосновении к нам Божественной благодати. Поэтому очень важно так настроить свой «приемник», то есть свой разум и свое сердце, чтобы иметь возможность воспринять этот тихий, но жизненно важный сигнал с Неба, чтобы мы могли действительно узреть Бога чистотою своего сердца (см.: Мф. 5, 8), почувствовать прикосновение Его Божественной благодати.
Тогда отступает всякое неверие. Тогда не требуется никаких доказательств, которыми в определенные эпохи занимались философы и богословы, пытаясь умозрительно обосновать факт Божиего присутствия в нашей жизни и само бытие Божие. Не требуется никаких доказательств, когда человек не верит, а знает, что Бог есть, потому что испытал прикосновение к себе силы Божией, Божественной благодати.
Как же добиться того, чтобы сколь можно больше людей пережили этот опыт встречи с Божественной благодатью и уверовали? На этот вопрос, наверное, нет простого ответа. Каждого Господь ведет своим путем, и здесь ключевое слово – «каждого». Однако не каждый улавливает сигналы свыше, и не каждый откликается на Божий призыв. Один по жестокосердию и по ограниченности разума своего не почувствовал Божий сигнал, другой заранее вбил себе в голову, что никаких сигналов быть не может, потому что Бог не существует. И волны, которые идут от нашего Творца и обнимают собой всю вселенную и каждого человека, проходят мимо таких людей, потому что поймать такую волну, почувствовать ее можно только в том случае, если мы настраиваем на нее свой внутренний «приемник».
В нынешнее время большинство людей постепенно обретают то понимание хода истории, которое способно помочь достичь того, о чем я только что сказал, – увидеть Бога в своей жизни. Мы живем в трудное время, время очень серьезных испытаний. Человечество на протяжении последних двухсот, а то и трехсот лет жило верой в прогресс. Люди были убеждены, что по мере возрастания знаний, образования, науки все, что связано с верой, будет вытесняться на обочину жизни, а потом и вовсе исчезнет. Почему? А потому что человек будет всемогущим и сможет, опираясь на свой разум, творить чудеса, решать любые проблемы. Так люди думали и в XVIII веке, и в XIX, и в XX, пока опыт жизни не показал абсолютному большинству внимательных наблюдателей: как бы ни развивалась наука, как бы ни развивались человеческие знания, всегда остается пространство, где человек неспособен определять порядок вещей и порядок событий, где отступают и знания, и власть, и сила.
Может быть, и мы сегодня переживаем то время, когда становится очевидной неспособность рода человеческого справляться с пришедшей к нам напастью. Конечно, разум и воля человеческая помогут найти ответ на постигший всех нас вызов пандемии, так что в конце концов она прекратится. Верим, что так оно и будет. Но ведь это не означает, что впереди род человеческий не ждет множество иных проблем, на которые наш разум неспособен будет ответить так, чтобы избежать новых больших проблем, трудностей, опасностей. А потому опора на Господа, вера в Бога, молитва о ниспослании благодати являются непременным условием подлинного преодоления людьми тех проблем, которые перед ними возникают. Сопрягая духовное с материальным, человеческий разум – с силой веры, привлекая молитву и благодать Божию, мы сможем укрепить Божественной силой свои человеческие силы и получить возможность справляться с теми проблемами, которые кажутся неразрешимыми, но которые человек способен преодолеть, оплодотворяя свой разум и силу Божественной благодатью. Аминь.
Кирилл Владимиров # написал комментарий 9 декабря 2020, 20:35 «Если бы не было духовного опыта соприкосновения с Божественным, то не было бы веры, – это совершенно очевидно».
«Тогда отступает всякое неверие. Тогда не требуется никаких доказательств, которыми в определенные эпохи занимались философы и богословы, пытаясь умозрительно обосновать факт Божиего присутствия в нашей жизни и само бытие Божие. Не требуется никаких доказательств, когда человек не верит, а знает, что Бог есть, потому что испытал прикосновение к себе силы Божией, Божественной благодати».
Встреча человека с Богом
«Неужели тот свет, который меня согревал всю жизнь, есть лишь отблеск Великого Света!»
«Верую!»
Много лет назад, когда я только пришел в церковь, в жизни произошел такой случай. Мы с товарищем отправились в студенческое общежитие к знакомой студентке, которая только приближалась к обретению веры. Завязался разговор о религии, и подруга спросила: «Зачем вы ходите в храм?» В этом вопросе не содержалось ни колкости, ни насмешки. Она и правду хотела понять. Тогда товарищ ответил: «Не надо нас считать глупыми — если бы мы ничего в храме не чувствовали, не ходили бы туда». Слова удивили меня, потому, что в тот момент я ничего не чувствовал в храме. Только спустя время Бог появился в моей жизни как несомненная реальность, пришло то, что на Афоне называют «чувством Бога». Но и здесь всё приходило постепенно.
Атеистическое наследие
Если человек никогда не испытывал уверенности, что Бог есть, то разобраться логически – «есть Он или нет?» – очень сложно. Причём, если уверенности не было, то сердце, скорее, убедится в том, что Бога нет. «Нет» потому, что я Его «не чувствую». А то, что говорят другие, – их больная фантазия. Так человек становится атеистом. Однако, атеизм не даёт ответа на вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы убедиться, что Бога нет?». Единственным осмысленным и логическим ответом могло бы быть: нужно пройти путём религии и на личном опыте узнать, есть ли Бог?
Одна советская девочка по имени Ольга в детском саду играла с другими детьми. Они обсуждали какие у Бога, глаза, уши, руки. Глупо шутили по этому поводу. Но при этом у них было чувство глубоко неправильного поступка, которое рождается, когда делаешь что-то очень нехорошее. Дети эти были невоцерковлёнными и дома никому из них о Боге не говорили.
Детям не надо рассказывать, что Бог есть – они Его и так ощущают, потому что их сердца ещё не ослеплены грехом. Один пятилетний мальчик считал себя коммунистом. Прабабушка рассказала ему, что Бог есть, и показала иконы. Он же, поскольку «был коммунистом», очень разозлился, пошел в свою комнату, встал на четвереньки и начал бегать по кругу и кричать: «Бога нет, Бога нет! Бога нет. ». Но при этом у него было чувство, что надо бегать быстрее, чтобы Бог в него молнией не запустил…
И действительно то, что Бог есть, можно понять даже вглядываясь в мир. Ясно, что такая красота не могла возникнуть сама по себе. Но есть вопрос: какое отношение имеет Бог к моей личной жизни? Как говорил Клайв Льюис: «Какое отношение то, что Он умер и воскрес имеет лично ко мне?»
Здесь можно сказать, что душа человека тоскует. Тоскует даже когда у него есть всё. Душа человека очень велика и её невозможно насытить ни деньгами, ни вещами, ни удовольствиями.
Душа тоскует о настоящей любви. Сама история показывает, что без Бога это желание удовлетворить невозможно. Хотя большинство людей Бога не чувствует, но те из них, кто Его ощутил, говорят удивлённо: «Неужели тот свет, который меня согревал всю жизнь, есть лишь отблеск Великого Света!»
С точки зрения православия Бог действует в жизни каждого конкретного человека, всегда, всецело и постоянно, а не с того момента, как ты об этом подумал и не только в древности. И узнать, что Бог является участником нашей жизни мы можем через личную молитву. Я видел в жизни священников, которые, молясь, общались с Богом и передавали свой настрой святости другим. Видел и тех священников, для которых богослужение было всего лишь обрядом, они не чувствовали Его. Конечный смысл службы в храме – живая встреча людей с Христом и последующая жизнь с Ним, в которой постоянно расширяешь в сердце место для Него. Для обретения Его в церкви есть всё. Церковь и служба строятся вокруг причастия – которое и есть Его обретение.
Когда-то, когда я начинал ходить в храм, я тоже ничего не чувствовал в службе. Но я говорил себе, что самые лучшие люди земли испытывали в службе полноту блаженства. Ходил и читал богослужебные книги. И спустя года два пришло живое чувство Бога, которое с годами только возрастало. Но как именно оно пришло? – это и для меня тайна.
“Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа”, – так Христос говорил Никодиму. Сейчас, спустя годы, вижу, что мне помогли обрести чувство Бога частое причастие и добрые дела. Кроме того, обретению «чувства Бога» помогает внимательная молитва.
Приобрёл опыт – поделись с другими
Одна моя хорошая подруга по имени Ольга рассказывала, как придя в храм долгое время ничего не ощущала, а на богослужении совсем не понимала происходящего. Понимание пришло к ней через чтение книг по литургическому богословию, а чувство Бога через частое (несколько раз в неделю) посещение храмовой службы.
Молитвы по молитвослову — это только часть молитвенной практики. Нам очень важно говорить с Богом своими словами, чем больше, тем лучше – об этом можно прочесть у святых отцов, а молитвослов только помогает настроить душу на правильный (праведный) лад. Это подобно тому, когда ребенок, обучаясь музыке, играет классику, а сам импровизирует. Классика приобщает его душу к высоте, помогает импровизации и последующему сочинению собственной музыки.
Страдание проходит, а его опыт навсегда остаётся. Леон Блуа.
Блаженны те души, которые ищут пережить «реальность Бога». Бог для них – сокровище сердца. Страдание так же есть место встречи человека и Бога. Это опыт встречи с Небом, так как испытанная боль делает душу чуткой к истине.
Вера – это присутствие Бога в человеке, а не только доверие историческим фактам, касающимся религии. Насколько Дух Святой наполняет сердце, настолько человек ощущает реальность существования духовного мира.
Вера даётся за чистоту жизни
Однажды я спросил старца Илия Оптинского (Ноздрина): «Как научиться верить?». Он ответил: «Вера даётся за чистоту жизни». Бог приходит по мере нашего очищения от зла. К этому открытию приходили не только подвижники. Французский математик Блез Паскаль советовал другу умножать веру уменьшением грехов, а не увеличением доказательств.
Если бы я спросил самого себя, как не сойти с пути веры, то дал бы себе три совета. Первый – находить время для частого посещения литургии и частого причастия. Я пришел в храм почти 14 лет назад и не имел никакого живого ощущения Божьего присутствия. Как, впрочем, и все мои друзья. Девушка Ольга говорила мне, что приходила в храм как к соседке без всякого живого чувства Господа в сердце. Я понял, что не смогу «жить Богом» без его помощи. Тогда я стал причащаться каждое воскресенье. Но и тогда чувство «присутствия Бога» пришло не сразу. Я верил, и оно пришло, и Бог стал явью, а не философской категорией, как это бывало раньше. Христос не скрывается от нас и в ответ на наши усилия выходит навстречу.
Второй совет – всегда помнить, что все люди вокруг нас остро нуждаются в любви и заботе. Буквально в том же храме, где мы стоим, есть десятки старушек, которые давно не верят, что кому-то нужны на земле. Подойдите к одной из них, заговорите, проводите до дома. Начните ей помогать хотя бы раз в неделю. А, если вам это трудно – дайте ей немного денег. Скоро вы узнаете, что в храме или нет, или почти нет ни одной старушки, которая бы не нуждалась в заботе и хорошо питалась. По скромности они не захотят у вас ничего брать – всё равно давайте. Радуйте других, и Бог сразу же обрадует вас той благодатной радостью, которую можно не узнать даже, проходив в храм двадцать лет, если ты не живёшь для других.
Святой Николай Сербский говорил, что если бы молодой человек спросил его: «Как спасти свою душу?» – он бы посоветовал только взять на себя заботу хотя бы об одном несчастном человеке.
Один мой знакомый в храме протянул одной грустной старушке 20 гривен. Она расцвела, преобразилась. На её лице появилась радость. Она плакала и обнимала этого человека, спрашивала, как зовут его и членов его семьи. С тех пор она на каждой службе подходила к нему, обнимала и радовалась, что нужна ему. А больше этого нет ничего на свете…
И третий совет – общение с людьми глубокой веры. В таких людях живёт Бог, и мы ощутим Его, общаясь с ними. Рядом с подвижником даже воздух звенит от присутствия Святого Духа и небо сразу становится реальным и близким. Не всем посчастливится встретить святого в жизни, но мы можем читать жития святых. Таких жизнеописаний теперь много, и они все доступны в Интернете.
Я слышал об одной протестантке, которая приняла православие только потому, что прочла книгу старца Софрония о Силуане Афонском. Читая она «явно ощутила свет, сходящий со страниц на душу» – других доказательств ей уже не надо.
Дела и молитва
Бог познаётся опытно делами и молитвой. Путём деятельной помощи другому. В Европе был случай, когда человек хотел спрыгнуть с моста и его увидел православный священник.
Он сказал самоубийце – «вам ведь теперь деньги не будут нужны – пойдите раздайте ваши деньги нищим, а потом возвращайтесь и спрыгните с моста». Молодой человек согласился и раздал деньги. Когда он это сделал, то снова ощутил желание жить.
Открывается Бог и в молитве. Приведу по этому поводу историю, которую рассказала Елена Редкокаша, преподававшая в пятом классе уроки христианской этики.
На уроке одна девочка сказала ей: «я раньше не верила, а теперь сильно верю в Бога». Лена спросила её: «Почему?». Девочка рассказала, однажды, родители ушли куда-то в гости оставив её одну. Она боялась, а тут в доме неожиданно погас свет. Она очень испугалась и сказала так: «Господи, если Ты есть, пусть свет зажжётся». И свет тотчас зажегся.
У одних людей встреча с Богом проходит ярко, у других тихо и почти незаметно.
Человек ходил в храм, но не имел «чувства Бога». Тогда он сказал себе – «святые испытывали на службе полноту радости и обретали подлинный смысл бытия». И он, доверившись опыту святых, стал ходить на службу ничего при этом не ощущая. А спустя несколько лет он с удивлением заметил, что «ощущает Бога» внутри и рядом. Когда это чувство пришло – он и не заметил.
Самое удивительное в православии – «живое богообщение с Живым Богом». Не выдуманные переживания, а живое общение, которое наполняет душу миром и радостью. И в добрых делах мы встречаемся с Богом, и в церковных таинствах, и в молитве.
Молитва – это встреча с Богом Живым. Православие даёт человеку непосредственный «доступ» к Богу. Если, допустим, мусульманин, внимательный к себе, говорит, что у него нет чувства, что его кто-то слышит (как говорил это будущий православный индонезиец Бамбанг Дви Бъяторо), то «православные живут в чувстве присутствия Бога, ощущают Его присутствие в молитве». Ничего подобного нет вне православия.