пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли

ПРИСТАНЬ (2011)

Спектакль в 2 действиях по мотивам произведений Б. Брехта, И. Бунина, Ф. Достоевского, Ф. Дюрренматта, А. Миллера, А. Пушкина, Э. де Филиппо

3 часа 50 минут c 1 антрактом

Лауреат Театральной премии «МК» Сезон-2011 / 2012 в номинации «Лучший спектакль»
Лауреат театральной премии «Звезда театрала» в номинации «Лучший актерский ансамбль», 2012
Лауреат Премии Фонда Станиславского в номинации «Событие сезона», 2012
Лауреат театральной премии «Гвоздь сезона» (сезон 2011 — 2012 года)
Лауреат Специальной премии жюри драматического театра «Золотая маска» (сезон 2011 — 2012 года)

К 90-летию Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова

Юбилейный спектакль «Пристань» — не традиционная акция к 90-летию Театра. Это скорее потребность воздать должное уважение и восхищение актерам, посвятившим всю свою творческую жизнь одному театру — Вахтанговскому. Их служение составило его историю и славу. Что есть юбилей? Это берег, пристань, к которой швартуется театр — корабль. На его борту время от времени начертаны даты 60, 70, 80 и, наконец, 90. Кто его пассажиры сегодня? Актеры разных возрастов, дарований, амплуа. Они — команда, а на капитанский мостик 13 ноября 2011 года вышли лидеры, чье мастерство и виртуозное лицедейство стало легендой: Юлия Борисова, Людмила Максакова, Владимир Этуш, Юрий Яковлев, Василий Лановой, Вячеслав Шалевич, Галина Коновалова, Ирина Купченко, Евгений Князев. В этом спектакле — бенефисе у каждого своя тема, свой герой, своя исповедь. Творческая жизнь прожита в театре, который стал для них храмом, а юбилейный спектакль — мессой в память тех его строителей, кто сегодня не с нами, и тех, кто по праву является гордостью Вахтанговцев.

Это месса для молодых, продолжающих дело корифеев. Это месса для всех прихожан — зрителей. Это подношение театра — будущему.

Уважаемые зрители, предложенная вашему вниманию программа спектакля не является окончательной. Театр оставляет за собой право исполнять не все части в один вечер, менять последовательность частей, а также вносить коррективы в состав исполнителей.

Источник

Спектакль «Пристань» в театре им. Вахтангова

пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Смотреть фото пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Смотреть картинку пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Картинка про пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Фото пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли

На сцене театра имени Вахтангова вот уже несколько лет существует пристань, куда время от времени причаливают всем кораблям корабли: Юлия Борисова, Владимир Этуш, Василий Лановой, Людмила Максакова, Сергей Маковецкий, Ирина Купченко, Евгений Князев… Корифеи, звезды, легенды, без которых невозможно представить историю российского театра. Совсем недавно вместе с ними швартовались корабли Юрия Яковлева, Владислава Шалевича, Галины Коноваловой. Но они уже в ином измерении, продолжая свой путь в тех неведомых водах, откуда нет возврата.

«Пристань» — это спектакль-посвящение памяти людей и истории Вахтанговского театра. Придумал этот возвышенный и романтичный спектакль к 90-летию театра его художественный руководитель Римас Туминас. «Это наша память, это месса для молодых, продолжающих дело корифеев, — объясняет он. — Это месса и для всех прихожан — зрителей. Все мы пассажиры в этой жизни. Есть территория, которая объединяет нас на миг, и мы думаем, что жизнь вечна, прекрасна, но… но… Эта пристань и есть та территория, может быть, театральная, где раскрываются мимолетные судьбы. Мы уходим, и закрывается занавес».

«Пристань» можно назвать вечером бенефисов, хотя в нем занято около полусотни артистов. Великие артисты, отдавшие свой талант и жизнь служению родному Вахтанговскому, выходят на сцену каждый в своем амплуа. Для каждого была найдена именно та пьеса из мировой классики, в которой он может максимально раскрыть свою индивидуальность. Вот Юлия Борисова — главная героиня мини-спектакля «Визит дамы» по пьесе Фридриха Дюрренмата. Она истинная Дама, в подобающих нарядах, окруженная всеобщим восхищением. Ее героиня по имени Клара возвращается в город своей юности, с которым связаны не лучшие воспоминания: предательство возлюбленного и как следствие путь на панель. Но у судьбы на каждого свои планы — и вот уже она обладательница миллионного наследства, с молодым мужем вернулась в свой город с единственной целью — восстановить попранную справедливость. Неважно, какими средствами. Важно, на что готовы пойти горожане ради больших денег. Юлия Борисова блистательна в этой роли, впрочем, а в какой она не была блистательна? Невольно вспомнишь ее Клеопатру в дуэте с Михаилом Ульяновым в спектакле сорокалетней давности «Антоний и Клеопатра». В ней и сейчас столько юношеского задора, такая энергия льется со сцены в зрительный зал, что невозможно поверить в возраст этой актрисы.

пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Смотреть фото пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Смотреть картинку пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Картинка про пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Фото пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли

Для Владимира Этуша, которого называют старейшиной российской сцены, создатели спектакля выбрали отрывок из драмы Артура Миллера «Цена». Его герой, старый антиквар по имени Соломон, торгуется с клиентом не ради денег — хотя и не уступит ни цента. Одинокий 90-летний старик рад тому, что оказался опять востребованным, при этом ведет себя как истинный хозяин положения. Он пришел оценить мебель не ради заработка, а ради того, чтобы почувствовать себя живым, поиграть еще в этой жизни. И какое же счастье слышать знакомые интонации любимого артиста, который кажется абсолютно адекватным своему герою. Для Владимира Этуша, как, впрочем, и для любого возрастного артиста, жить значит играть, выходить на сцену и купаться в любви благодарного зрителя.

пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Смотреть фото пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Смотреть картинку пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Картинка про пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Фото пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли

Людмиле Максаковой до его возраста еще далеко. Но по режиссерской задумке ей досталась роль неистовой старухи, которая так увлеклась игрой в рулетку, что за ночь спустила все свое состояние, оставив ни с чем ожидающих ее смерти наследники. Бабуленька Людмилы Максаковой в отрывке «Игрок» по Достоевскому стремительно выкатывает на сцену в кресле-коляске, в черной папахе с торчащим пером — и взрывает все пространство вокруг.

пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Смотреть фото пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Смотреть картинку пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Картинка про пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Фото пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли

Вместе со старейшинами на сцену выходят представители среднего поколения, давно завоевавшие любовь публики не только на сцене, но и в кино. Например, потрясающий дуэт — Ирина Купченко и Евгениий Князев в миниатюре «Филумена Мартурано» по Эдуардо де Филиппо. Да и в массовке можно увидеть артистов, давно уже ставших знаменитыми. Невероятные костюмы артистов, которые для всех героев придумал главный художник театра Максим Обрезков, добавляют зрелищности этому захватывающему спектаклю.

Над спектаклем работали несколько режиссеров, у каждого свой почерк. Но получился он целостным во многом благодаря стихам Пушкина, которые проходят через него сквозным сюжетом. Читает их Василий Лановой. Ну, а как он умеет это делать — не надо и рассказывать. И еще декорациям. На сцене выстроен настоящий Храм искусства (сценография Адомаса Яцковскиса). Чем-то он напоминает внутренне пространство собора с уходящими ввысь колоннами — не зря ведь Туминас называет «Пристань» мессой. В финале звучит торжественная музыка, словно перенося зрителей в пространство реального храма. Во всю ширь сцены развевается белое полотнище — парус, на котором появляются лица великих режиссеров и артистов, всю свою жизнь служивших этому театру — от Евгения Вахтангова и Рубена Симонова до Михаила Ульянова. Корабль плывет, парус опускается — и перед публикой предстает нынешнее поколение вахтанговцев, где есть место каждому — и корифеям, и совсем молодым. Они — команда, у которой славное прошлое и большое будущее.

Источник

«Пристань» памяти

Театр Вахтангова отпраздновал 90-летие

Премьера театр

Московский театр имени Вахтангова отпраздновал свое 90-летие премьерой созданного под руководством Римаса Туминаса спектакля «Пристань», в котором на сцену вышли прославленные ветераны вахтанговской труппы. На приуроченной к юбилею премьере умилялся и грустил РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

О традициях юбилейных торжеств в спектакле «Пристань» напоминает только финал, когда сцену закрывает белый экран-парус, а на него проецируются фотографии знаменитых актеров, когда-то игравших на этих подмостках,— и появление каждого из ликов зал встречает благодарными аплодисментами. Идея худрука театра Римаса Туминаса, однако, состояла в том, чтобы аплодисменты достались не теням прошлого, а в первую очередь вахтанговцам, которые остаются на сцене своего родного театра. Многие из них в силу понятных причин, наверное, не смогли бы сейчас «вытянуть» на себе главную роль в большом спектакле — а неглавные им и предлагать совестно — но фрагмент или несколько сцен сыграть не просто могут, но так могут, что только диву даешься.

Новый спектакль придуман не просто благородно, но и весьма хитро: по сути дела, это спектакль-концерт, состоящий из отрывков. Всего их девять, в день юбилея было сыграно восемь, но легко вообразить представление «Пристани», состоящее из семи или шести частей (тем более что восьмичастная композиция длилась четыре часа). Программка сделана в виде набора открыток, который можно легко тасовать. Так же легко тасовать и фрагменты спектакля — никакой сколько-нибудь важной сквозной мысли в этой композиции, где Пушкин соседствует с Эдуардо Де Филиппо, а Брехт с Буниным, не прочитывается. Водная тематика, заданная в названии, дает о себе знать лишь изредка возникающими звуками волн. Пристань — это, конечно, сам Театр имени Вахтангова, об архитектуре которого напоминает декорация Адомаса Яцовскиса, почти не меняющаяся весь вечер: высокие стены, колонны, деревянные скамьи, театральная люстра и темнота сценической глуби.

пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Смотреть фото пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Смотреть картинку пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Картинка про пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Фото пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли

Фото: Стас Владимиров, Коммерсантъ

Сборный вечер бенефисов — не тот случай, когда уместно обсуждать работу постановщика, тем более что над спектаклем работала целая режиссерская команда и авторство того или иного фрагмента осталось анонимным. К тому же, когда речь идет о немолодых мастерах сцены, вряд ли стоит ожидать поразительных метаморфоз — и неудивительно, что, скажем, Василий Лановой читает Пушкина столь же звонко и радостно, как две или три эпохи тому назад. Понятно, что главное в этом спектакле — сам факт встречи публики с любимыми актерами. И как бы ни менялся набор «Пристани», четыре фрагмента из показанных в день 90-летия кажутся особенно ценными.

Два из них все-таки просятся быть развернутыми в целые спектакли — «Цена» Артура Миллера и «Визит дамы» Фридриха Дюрренматта. Когда Юлия Борисова первый раз появляется в роли миллионерши Клары Цаханассьян, приехавшей в родной город, чтобы в обмен на большие деньги получить жизнь своего давнего возлюбленного, зал буквально замирает от восхищения. Принцесса Турандот предстает действующей и властной королевой — эксцентричной и загадочной, точено-изящной и в то же самое время величественной. Остается только досадовать, что предыдущая премьера в родном театре у Борисовой была еще в прошлом веке. Наверное, поэтому в первом своем эпизоде актриса кажется немного скованной, но, когда в роли наступает драматический перелом, темперамент и тонкость Борисовой, соединяясь, срабатывают столь сильно, что стыдишь самого себя, минуту назад непроизвольно высчитывавшего возраст актрисы.

пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Смотреть фото пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Смотреть картинку пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Картинка про пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Фото пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли

Фото: Стас Владимиров, Коммерсантъ

Владимир Этуш и его герой — продавец мебели Грегори Соломон из «Цены» — ровесники. «Мне почти 90»,— эту реплику Этуш адресует непосредственно зрительному залу, буквально взрывающемуся овацией. В зал кидаются и многие другие реплики Соломона — ироничного и мудрого старого еврея, философствующего коммерсанта, вроде бы уставшего от жизни, но не перестающего наслаждаться каждой ее секундой. И если игра Юлии Борисовой напоминает об аристократизме и возвышенном благородстве вахтанговской традиции, то игра Владимира Этуша — о ее лукавстве, о масках и шутовстве.

пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Смотреть фото пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Смотреть картинку пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Картинка про пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Фото пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли

Фото: Стас Владимиров, Коммерсантъ

Наконец, не отрывки из пьес, а два коротких рассказа Бунина. Один — малоизвестный, «Благосклонное участие», сыгранный 95-летней Галиной Коноваловой — актрисой, никогда не входившей в число вахтанговских знаменитостей. Лишь десятый десяток лет принес ей всеобщее почитание и заметные новые роли. Конечно, зрители смотрят на нее как на диковинку: женщина, которая старше своего академического театра, буквально порхает по сцене в туфлях на каблуках, демонстрирует изящные ножки и приглашает оценить свое декольте, жонглирует текстом так, как будто импровизирует, меняет наряды буквально на глазах у зрителей и не забывает с ними кокетничать. В рассказ про всеми забытую старую актрису, трепетно готовящуюся к выступлению на благотворительном вечере, Галина Коновалова примешивает изрядную долю самоиронии — и тем самым избавляет публику от неудобства, которое деликатные зрители должны были бы испытывать на «Благосклонном участии».

Когда, опираясь на трость, на сцене появляется Юрий Яковлев, зал словно превращается в единое целое, сжимающееся от любви к этому чудесному актеру и в тревоге за него. Кажется, из всех физических средств выразительности у него теперь есть один только голос. «Темные аллеи» Бунина Яковлев играет своим голосом, в бархатных складках которого отыскиваются и горечь от невозвратности прошлого, и строгое приятие судьбы, и удивление от невозможности понять высший промысел, и какая-то завидная любезность расставания с земным. Когда рассказ закончен, герой медленно уходит в глубину сцены, и на фоне открывшегося светлого задника его черная фигурка, точно готовясь взлететь, вдруг начинает легко пританцовывать — а на прощание он, не обернувшись, взмахивает тростью. «Все проходит, да не все забывается»,— сказано у Бунина. Вот и этот танец-уход Юрия Яковлева не забудется никогда.

Источник

Билеты на Пристань

пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Смотреть фото пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Смотреть картинку пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Картинка про пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Фото пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли

Вячеслав Шалевич (Галилео Галилей)Олег Макаров (Андреа Сарти)
Анна Антонова (Вирджиния, дочь Галилея)Федор Воронцов (Монах и Стражник)
Юлия Борисова (Клара Цаханассьян)
Василий Симонов (Её седьмой муж)Александр Галевский (Дворецкий)
Владислав Гандрабура (Тоби, громила)Евгений Косырев (Роби, громила)
Михаил Васьков (Коби, спец)Андрей Зарецкий (Лоби, спец)
Евгений Карельских (Альфред Илл)Нина Нехлопоченко (Его жена)
Юрий Шлыков (Бургомистр)Олег Форостенко / Юрий Красков (Священник)
Алексей Кузнецов (Учитель)Виктор Зозулин (Врач)
Рубен Симонов / Александр Павлов (Полицейский)Анатолий Меньщиков (Начальник поезда)
Владимир Этуш (Грегори Соломон)Александр Рыщенков (Виктор Франк)
Вера Новикова (Эстер Франк)Ирина Купченко (Филумена Мартурано)
Евгений Князев (Доменико Сориано)Артур Иванов (Умберто)
Дмитрий Соломыкин (Риккардо)Валерий Ушаков / Леонид Бичевин (Микеле)
Александр Павлов / Олег Форостенко (Альфредо Аморозо, священник)Ольга Чиповская (Розалия Солимене, служанка)
Юрий Красков (Ночелла, адвокат)Людмила Максакова (Бабуленька)
Дмитрий Соломыкин (Алексей Иванович, учитель)Артур Иванов (Генерал, зять Бабуленьки)
Кирилл Рубцов (Де Грие, француз)Анастасия Васильева / Мария Волкова (Мадемуазель Бланш, француженка)
Анатолий Меньщиков (Потапыч, камердинер)Екатерина Крамзина (Марфа, горничная)
Федор Воронцов (Крупье)Валерий Ушаков (Мистер Астлей, англичанин)

Купить билеты на спектакль Пристань

вы можете самостоятельно в кассах площадки или оформить заказ на сайте

Достать билеты на Пристань во время премьерного показа было практически невозможно. Но этот уникальный спектакль останется в репертуаре театра, и столичные зрители смогут увидеть замечательных актеров вахтанговской труппы в этом грандиозном юбилейном представлении.

К 90-летию Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас создал необычный юбилейный спектакль Пристань, состоящий из бенефисов звезд легендарного московского театра. Нынешние мастера, составляющие золотой фонд Театра Вахтангова, играют роли, сыгранные когда-то своими великими предшественниками, но которые они по разным причинам не смогли воплотить на сцене.

Спектакль Пристань в Театре Вахтангова удивляет своим разнообразием. В него вошли отрывки из произведений Достоевского, Уильяма Шекспира, Ивана Бунина, Пушкина, Бертольда Брехта, Фридриха Дюрренматта, Эдуардо де Филиппо и Артура Миллера.

Художественный руководитель театра Римас Туминас не пытался соединять эти фрагменты, подчеркивая, что это представление – не режиссерское высказывание, а парад великих артистов, преподносящих публике свой талант в отдельных номерах, каждый из которых становится потрясающим мини-спектаклем, заставляющим публику замереть в восторге.

Билеты на спектакль Пристань в Театре Вахтангова подарят встречу с прославленными артистами одного из самых известных московских театров. Целая плеяда звезд старшего поколения выйдет на сцену, чтобы сыграть роли, о которых они мечтали на протяжении всей своей актерской карьеры. Теперь они смогли воплотить свои мечты на представлении, посвященном 90-летию своего родного театра.

Источник

Реквием Римаса Туминаса

К юбилею вахтанговской сцены худрук театра поставил для его стариков-корифеев спектакль с многозначным названием «Пристань»

© Александр Куров / ИТАР-ТАСС

пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Смотреть фото пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Смотреть картинку пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Картинка про пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Фото пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли

Сцена из спектакля «Пристань»

Сидя в зале Вахтанговского театра на спектакле «Пристань», поставленном Римасом Туминасом к девяностолетию театра, я припомнил историю, рассказанную Лоренсом Оливье в его автобиографии.

Читать!

Году в 1925-м юный Оливье случайно подслушал за кулисами разговор двух пожилых актеров. Они вспоминали о ком-то, кого почтительно называли «Старик». Помнишь, что делал Старик в четвертом акте «Купца»? А в финале «Ричарда»? Или его пауза в «Почте»? Оливье понял, что речь шла о Генри Ирвинге, и тут же поклялся, что когда-нибудь он сам станет Стариком и о нем будут говорить с тем же почтением и восторгом.

В театральном лексиконе «старики» – нечто большее, чем артисты почтенного возраста, прослужившие на подмостках лет по пятьдесят или более того. В каждой труппе были старые актеры, но мало где были «старики». Старики-корифеи, водители толпы хоревтов, живая легенда театра, воплощенная память о великих и навсегда ушедших театральных временах. Они – средоточие лучших, прекраснейших черт каждой нации. Я своими глазами видел (мне было лет шесть), как, встретив на улице Горького Василия Ивановича Качалова, идущего в Художественный театр из своего Брюсова переулка, люди останавливались, снимали шляпы и почтительнейше кланялись тому, кто самим своим существованием среди них доказывал, что не все еще иссохло в русской культуре и русской жизни. В том, как они приветствовали актера, не было ни фанатического экстаза неистовых поклонников, ни любопытства обывателей, повстречавшихся со знаменитостью – будет что рассказать соседям. В глазах прохожих светилось то, что можно назвать благоговением.

© Александр Куров / ИТАР-ТАСС

пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Смотреть фото пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Смотреть картинку пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Картинка про пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли. Фото пристань спектакль театра вахтангова содержание актеры и роли

Сцена из спектакля «Пристань»

С годами лиц пенсионного возраста в наших театрах становилось все больше, а «стариков» все меньше. Проблема не столько для геронтологов, сколько для историков культуры.

Где снег минувших лет? Где «старики» теперь? Они давно стали если не вовсе ушедшей, то уходящей натурой, вымирающим племенем великанов. Не только в силу неотменимых законов природы, но более всего – по причине перемен, происходящих в театре и в самом обществе: об этом писалось и говорилось довольно.

«Старики» исчезают или вовсе исчезли оттого, что нынешний театр и нынешнее общество не нуждаются в них. Это не хорошо и не дурно: просто это так и иначе быть не может. Кому нужен Ирвинг в век Марталера?

Читать текст полностью «Пристань» ничем не напоминает традиционные юбилеи. Вместо привычной на вахтанговских и всех прочих театральных торжествах легкокрылой (и порядком утомившей) мелодии из «Турандот» со сцены слышится сотрясающая вселенную трагическая поступь Miserere Латенаса – всечеловеческой молитвы о спасении, звучавшей в финале «Макбета» Някрошюса. О ком рыдает эта музыка, какие утраты оплакивает, чью память славит? В финале на трепещущем белом полотнище одно за другим нам явлены лица (теперь уже лики) ушедших в мир иной вахтанговцев. Все они здесь, начиная с самого Учителя: Куза, Глазунов, Щукин, Горюнов, Симоновы (Рубен и Евгений), Орочко, Львова, Мансурова, Шихматов, Гриценко, Ульянов. Прекрасные, озаренные талантом лица, счастливые судьбы (даже если горестные, все равно – счастливые).

Один за другим нынешние вахтанговские корифеи поднимаются на сцену, чтобы сыграть желанную несыгранную роль, роль – несбывшуюся мечту. Это не значит, что у героев юбилея нет актерского будущего. Кто-то из них, вероятно, еще сыграет не одну роль. Туминас прощается не с Шалевичем или Этушем, а с изумительным поколением вахтанговских стариков. За немногими исключениями (Максакова), им нечего делать в его театре.

Весь путь этого поколения, от самых первых его шагов, прошел у меня на глазах. Я помню, как в Москве заговорили об Этуше после его уморительно смешного Лаунса в «Двух веронцах», как впервые прогремело имя Юлии Борисовой, сыгравшей в инсценировке «На золотом дне» по Мамину-Сибиряку, как они – Ульянов, Греков, Борисова, Шалевич, Гунченко, Яковлев, Гриценко, молодые, светившиеся талантом, полные свежих сил, – всей гурьбой высыпали на сцену в спектакле, ставшем дебютом поколения – наивном и прекрасном «Городе на заре». Именно как поколение они тогда покорили Москву. И на много лет остались ее любимцами.

Сцена из спектакля «Пристань»

Актеров многочисленных своих театров Москва любила всей душой, но очень по-разному. Вахтанговцев – с особенной нежностью. Никто лучше их не умел украсить унылые или жуткие будни, сообщить жизни дух элегантного праздника (кто искуснее вахтанговцев умел носить галстуки-бабочки или умопомрачительно изящные платья?); никто не был способен с таким искусством заставить верить, что мир хорош, прекрасен и полон всякого рода приятностей, которым нужно уметь радоваться. Что все страхи напрасны, все тяготы в конце концов минуют – и вообще все обойдется и само собой устроится наилучшим образом. Во времена всяческих испытаний, в изобилии посланных стране историей, люди нуждались именно в таком послании. Но только до поры до времени. Украшение реальности, как это не раз бывало, обращалось в ее приукрашивание. Спектакли арбатского театра начинали напоминать роскошные изделия кондитерского искусства. Бывали исключения (постановки Петра Фоменко, некоторые работы Владимира Мирзоева), но их было немного.

Актеры ульяновского поколения были и остались мастерами, но их блистательного искусства не мог не коснуться царивший в театре дух эстетической замкнутости. Как бы длинен ни был список сыгранных ими ролей, в итоге они сделали на сцене своего любимого театра гораздо меньше того, что, судя по размаху и глубине их дарований, рождены были сделать.

И вот теперь, обремененные летами и славой, ставшие Стариками в ирвинговском значении этого слова, вахтанговские корифеи вышли на сцену, чтобы сыграть свои заветные (кто знает, может быть, последние) роли в спектакле с многосмысленным названием «Пристань». Василий Лановой читает Пушкина, Вячеслав Шалевич играет Брехта, Людмила Максакова – Достоевского, Юлия Борисова – Дюрренматта, Владимир Этуш (восхитительно!) – Артура Миллера, Галина Коновалова и Юрий Яковлев – Бунина.

Кульминацией всего вечера был, без сомнения, Юрий Яковлев в «Темных аллеях». Вы вдруг понимали, что такое великий актер в подлинном, а не в масскультно заезженном смысле, как неотразимо прост и прекрасен, как чист и свят может быть театр, обращенный к человеческому сердцу. Навсегда запомним последний жест уходящего в неведомое пространство старика. Обернулся на полдороге, бросил взгляд в темноту зала, на секунду приостановился, поднял трость, и снова двинулся туда, в глубину подмостков, в неведомое пространство вечности, решимся сказать – в бессмертие. Тут была не столько боль несбывшегося счастья, сколько спокойная готовность примириться с посланной свыше судьбой, прощальная мудрость шекспировского Просперо. Вас посещала не только тоска о том, что прекрасное поколение близится к неотвратимому исходу (дай всем им Бог здоровья), но более всего благодарность за свет, который они столько лет нам дарили и продолжают дарить.

Ну что же: Римас Туминас коленопреклоненно признался в любви к великим вахтанговским старикам и великой вахтанговской школе. Долг признательности исполнен с достоинством и безукоризненным вкусом. Однако долгие проводы – лишние слезы. Не век же оплакивать уход уходящих. Туминас сделал своим старикам царский подарок, но одновременно подвел решительную черту под историей прошедших десятилетий.

Теперь худрука ждет нелегкая задача – продолжать дело, которое он с успехом начал: вывести театр из тупика, открыть в вахтанговской традиции то, что связывает ее с режиссерским театром современности. <-tsr->Не разрывая нить, тянущуюся от «Принцессы Турандот», помнить, что Вахтангов – это не только беззаботно-ироническая игра со старинными масками, но и трагические гротески «Эрика ХIV». Уже сделанное на новой для него сцене («Троил и Крессида», «Дядя Ваня») доказывает, что, несмотря ни на что, цель эта может быть достигнута. Прежде всего потому, что очень уж хороши вахтанговские актеры разных поколений. Нелепо сомневаться в возможностях труппы, в которой есть Маковецкий, Суханов или, например, Лидия Вележева (для меня, совестно признаться, было некоторой неожиданностью, что Вележева сыграла чуть ли не на равных с Яковлевым: вот что значит быть на сцене рядом со Стариком).

Туминас поставил спектакль-элегию, спектакль-прощание со стариками вахтанговского театра и тем самым – с великим театром прошлых времен, театром-мессией и спасителем человечества. Этот театр был неотразимо прекрасен, но возврата к нему нет. ​

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *