приоритет жизни и здоровья человека это

Приоритет охраны жизни и здоровья человека

Приоритет в экологическом праве отдается человеку, его здоровью, жизни, их охране от вредного воздействия окружающей природной среды в силу техногенных и отрицательных антропогенных воздействий. В этом плане осуществляются меры по предупреждению таких воздействий и по быстрому реагированию на них в целях ликвидации их последствий. Все остальные, в том числе вышеуказанные принципы, должны работать на охрану здоровья и жизни человека.

Указанный принцип приобрел конституционный характер: согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Как и другие принципы экологического права, это предписание имеет прямое действие, может стать доводом, аргументом в судебном, арбитражном, административном споре, быть положено в основу административного и судебного решения, что и происходит порой на практике.

Согласно ст. 41 Конституции в России финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регулируются отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Отношения в области охраны окружающей среды в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, регулирует законодательство РФ об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Из вышеуказанных законодательных постулатов вытекают и остальные принципы охраны окружающей среды, тесно связанные между собой.

Сочетание экологии и экономики

Встает важный вопрос о возможности или невозможности приоритета экологии над экономикой или экологических интересов над экономическими. Конечно, полная отмена индустриального развития и воздействия на природу невозможна, но так вопрос не ставится и не может ставиться (но словам профессора В. В. Петрова – это «экологический утопизм»). Однако совершенно недопустимо и невозможно индустриальное развитие без учета требований экологической безопасности (по словам того же автора – это был бы «экономический экстремизм»).

Решение вопроса находится где-то «в середине». В Законе он определен в виде разумного, научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства. Предполагалась формулировка о приоритете экологических интересов над экономическими при их научно обоснованном сочетании. На первый взгляд – обоснованная и приемлемая, но не выполнимая в современных условиях.

Имеются в виду запрет отдельных видов производства, внедрение прогрессивных новейших технологий и устройств (безотходных, малоотходных, замкнутого, повторного водоснабжения, очистных сооружений), восстановление лесов, повышение плодородия почв – все это требует материальных, финансовых затрат, ложится тяжелым бременем на бюджеты, доходы, уменьшает прибыль от производства. Экология и экономика, имеющие один фонетический корень, не могут не противостоять друг другу, по крайней мере, в обозримой перспективе.

В этом плане важны итоги и решения конференций в Рио-де-Жанейро (1992), Йоханнесбурге (2002) и конференции «Рио+20» (2013), ибо они сформулированы именно по указанным направлениям. В России все же на первом месте в настоящее время стоят экономические интересы (видимо, в связи с экономическими реформами, современным уровнем развития предпринимательства и отсутствием средств), а экологические – пока на втором месте. Их разумного сочетания пока нет, а экология и ее проблемы постоянно отступают перед требованиями экономики.

Рациональное использование природных ресурсов

Длительное время велась дискуссия – что важней: рациональное использование природных ресурсов или их охрана от загрязнений, защита природной среды. В определенной степени спор представляется схоластичным: в ходе потребления природных ресурсов следует осуществлять их охрану; лучшим способом защиты природы является рациональность ее потребления.

Необходимость сочетания экологии и экономики должна предполагать рациональность и эффективность природопользования в интересах формирования и функционирования социального государства, ставящего своими конституционными задачами обеспечение достойной жизни человека, благоприятные условия проживания настоящего и будущих поколений.

Рациональное использование природных ресурсов предполагает учет законов природы (которые являются объективными, не носят волевого характера, не зависят от желаний людей, даже облеченных большой властью) и потенциальных возможностей окружающей среды (которые не безграничны, обладают верхним пределом, могут испытывать опасные перегрузки).

Рационализм природопользования заключается в том, чтобы постоянно поддерживать такое состояние, когда возможно оптимальное воспроизводство природных ресурсов, не допускаются необратимые последствия для окружающей среды. А они наступают в виде исчезновения некоторых видов животных и растений, усыхания Аральского моря, драматических последствий чернобыльской катастрофы, наводнения на Дальнем Востоке.

В ст. 358 УК «Экоцид» предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет за массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

Источник

Приоритет жизни и здоровья человека это

Значение принципов

Ряд законоположений может рассматриваться в качестве принципов, под которыми понимаются общие исходные идеи, руководящие начала, основные правила поведения. Задача исследователя состоит в том, чтобы были сформулированы и закреплены лишь основные принципы, т. е. те, которые могут помочь правоприменению, укреплению экологического правопорядка.

К принципам вообще и к принципам использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в частности отношение разное. Одни считают наличие принципов в законе его недостатком, многословием, расплывчатостью, а сами принципы называют простыми словами, декларациями, не несущими даже смысловой нагрузки.

Другие не согласны с таким мнением: принципы — это основополагающие начала, основные положения, подходы к решению вопроса, мероприятию, к содержанию, концепции, целям и задачам его. Даже в науке принципы играют огромную роль. На основе принципов речь идет именно о принципиальных подходах к решению любых проблем. Тем более, будучи закреплены законом, они становятся «законными», «законодательными», обязательными.

Даже различные термины и понятия нуждаются в толковании. Бывает доктринальное (научное) толкование их, оно необходимо. Оно может быть субъективным. Когда же понятия и термины включаются в закон (в преамбулу или даже в статью), они имеют официальное принципиальное значение. По такому пути идет законотворчество Российской Федерации в последнее время: в законах даются перечни таких терминов и понятий и их раскрытие, толкование. Тем большее значение это имеет для принципов. Принципы становятся «каркасом», на котором зиждется, строится все «здание» права и осуществляется вся многогранная деятельность в области экологических отношений[16].

Приоритет охраны жизни и здоровья человека

Необходимо подчеркнуть следующие основные моменты, касающиеся принципов: их приоритеты и гарантии. Приоритет в экологическом праве отдается человеку, его здоровью, жизни, их охране от вредного воздействия окружающей природной среды в силу техногенных и антропогенных отрицательных воздействий. В этом плане осуществляются меры по предупреждению таких воздействий и по быстрому реагированию на них в целях ликвидации их последствий.

Сама охрана окружающей среды не является самоцелью — ее главная задача заключается в обеспечении реальных гарантий прав человека и гражданина на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду, экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.

Указанный принцип приобрел характер конституционного: согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Как и другие принципы экологического права, это предписание имеет прямое действие, может стать доводом, аргументом в споре, может быть положено в основу административного и судебного решения, что и происходит на практике.

Не случайно приоритет человека назван первым среди других принципов в Законе РФ об охране окружающей природной среды 1991 г. Жизнь и здоровье человека — основная цель охраны окружающей природной среды, всего экологического права. Из этого законодательного постулата вытекают и остальные принципы охраны окружающей среды, тесно связанные между собой.

Сочетание экологии и экономики

Встает важный вопрос о возможности или невозможности приоритета экологии над экономикой, или экологических интересов над экономическими. Конечно, полная отмена индустриального развития и воздействия на природу невозможна, но так вопрос не ставится и не может ставиться (по словам профессора В. В. Петрова, это экологический утопизм). С другой стороны, совершенно недопустимо и невозможно индустриальное развитие без учета требований экологической безопасности (по словам того же автора, это экономический экстремизм).

Решение вопроса находится где-то «в середине». Закон нашел его в виде разумного, научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов. Правда, в законах об охране природной среды Казахстана (СНГ) и Якутии (РФ) говорится о приоритете экологических интересов над экономическими при их научно обоснованном сочетании. На первый взгляд противоречивая формулировка. Но она компромиссная и демонстрирует большую заботу об учете экологических интересов.

См. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». М.: Норма, 1997. С. 17.

Источник

Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека в ходе использования и охраны земель: вопросы теории и практики

Рыженков Анатолий Яковлевич, профессор кафедры гражданского права и процесса Калмыцкого государственного университета, доктор юридических наук, профессор.

Ключевые слова: принцип, охрана жизни и здоровья, суд, собственность, регламент.

Principle of Priority of Human Life and Health Protection in the Course of Land Use and Protection: Issues of Theory and Practice

Ryzhenkov Anatoly Ya., Professor of the Department of Civil Law and Procedure of the Kalmyk State University, Doctor of Law, Professor.

Key words: principle, protection of life and health, court, property, regulations.

Закрепленный в ст. 1 Земельного кодекса РФ принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека означает, что при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Принцип «приоритета охраны жизни и здоровья человека» необходимо рассматривать в совокупности с иными законодательными актами, что позволяет исследовать его в самых различных межотраслевых контекстах:

а) вопросы охраны жизни и здоровья человека вытекают из норм Конституции РФ, предполагающей охрану труда и здоровья людей (ст. 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, причем в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека (ст. 41), и т.д.;

б) данный принцип находится в тесной связи с нормами градостроительного законодательства, которое прямо не называет приоритетом «охрану жизни и здоровья человека», но косвенно упоминает эту ценность в ряде статей и определений Градостроительного кодекса РФ и, самое главное, содержит ряд процедур учета этих интересов в градостроительной деятельности.

Необходимо упомянуть две такие правовые конструкции, направленные на реализацию исследуемого принципа: существование зон с особыми условиями использования территорий (охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и т.д.) и механизм зонирования территорий, предполагающий установление территориальных зон со специальными градостроительными регламентами. Именно документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки) устанавливают запрет на постройку или эксплуатацию промышленных экологически опасных объектов вне специально установленных территориальных зон, в связи с чем такое строительство в жилой зоне невозможно.

Мичурин Е.А. Пределы и ограничения права собственности // Власть закона. 2012. N 2. С. 92.

в) данный принцип находится в самой тесной взаимосвязи с принципами экологического права. Непосредственно сам Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» исследуемый принцип прямо не упоминает, хотя в нем и содержатся (ст. 3) принципы «соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду», «обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека», а также принцип обязательности проведения «проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан». При этом обратим внимание, что исследуемый принцип прямо упоминается в ряде специальных актов экологического законодательства: «обеспечение приоритета охраны жизни и здоровья граждан, защиты окружающей среды» является одним из общих принципов обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия; «приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколений, окружающей среды от негативного воздействия радиоактивных отходов» является одним из основных принципов государственной системы обращения с радиоактивными отходами; принцип приоритета «охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений» является одним из основных принципов государственного управления в области охраны атмосферного воздуха.

«Точкой пересечения» исследуемого принципа с принципами и нормами экологического законодательства являются нормы главы 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», устанавливающие требования к отдельным видам деятельности. Среди них можно выделить, например, требования о том, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Наконец, третьей сферой пересечения исследуемого принципа и экологического законодательства является установление в целях охраны земель, жизни и здоровья человека, специальных санитарных, охранных и иных зон.

Зоны с особыми условиями использования территории, границы которых отражаются в градостроительной документации, предусмотрены также и в экологическом законодательстве, определяющем содержательную часть запретов на определенные виды деятельности в некоторых из них. Наиболее типичным видом таких зон являются охранные зоны, необходимость которых объясняется задачами защиты окружающей среды или ее отдельных объектов от негативного воздействия. С целью охраны этих объектов вокруг них устанавливается пространственный барьер. Его площадь и режим зависят от назначения объекта, ради которого зона создается. При этом объект может как быть источником негативного воздействия, так и сам подлежать охране.

См.: Золотова О.А. Правовое регулирование режима земель охранных зон: основные вопросы судебной практики // Судья. 2015. N 9; http://отрасли-права.рф/article/18748.

Данные ограничения прав на земельные участки, установленные в целях охраны земель, жизни и здоровья граждан, часто рассматриваются в судах:

Таким образом, исследуемый принцип, имеющий ярко выраженный межотраслевой и оценочный характер, широко представлен как в законодательстве, так и в судебной практике, однако до настоящего времени официального толкования его структурных элементов («такие решения», «такие виды деятельности», «больших затрат») нет. Вместе с тем анализ законодательства и судебной практики позволяет сделать вывод о том, что реализация данного принципа обеспечивается путем установления экологических и градостроительных пределов и ограничений деятельности хозяйствующих субъектов, позволяющих снизить реальные или потенциальные угрозы в виде негативного воздействия экономической деятельности на здоровье граждан.

Источник

§ 1. Основные положения

§ 1. Основные положения

(значение принципов; приоритет охраны жизни и здоровья человека; сочетание экологии и экономики; рациональное использование ресурсов)

Использование природных ресурсов и охрана окружающей среды основываются на различных законоположениях, касающихся устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды), сочетания рационального использования и охраны природного ресурса и его части в границах территорий отдельных субъектов Российской Федерации (например, сочетание бассейнового и административно-территориального принципов) и всей страны в целом, разграничения функций управления в области использования и охраны природных ресурсов и функций их хозяйственного использования, что только и может обеспечить предупреждение деградации окружающей среды в целом и др.

Значение принципов

Ряд законоположений может рассматриваться в качестве принципов, под которыми понимаются общие исходные идеи, руководящие начала, основные правила поведения. Задача исследователя состоит в том, чтобы были сформулированы и закреплены лишь основные принципы, т. е. те, которые могут помочь правоприменению, укреплению экологического правопорядка.

К принципам вообще и к принципам использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в частности отношение разное. Одни считают наличие принципов в законе его недостатком, многословием, расплывчатостью, а сами принципы называют простыми словами, декларациями, не несущими даже смысловой нагрузки.

Другие не согласны с таким мнением: принципы — это основополагающие начала, основные положения, подходы к решению вопроса, мероприятию, к содержанию, концепции, целям и задачам его. Даже в науке принципы играют огромную роль. На основе принципов речь идет именно о принципиальных подходах к решению любых проблем. Тем более, будучи закреплены законом, они становятся «законными», «законодательными», обязательными.

Даже различные термины и понятия нуждаются в толковании. Бывает доктринальное (научное) толкование их, оно необходимо. Оно может быть субъективным. Когда же понятия и термины включаются в закон (в преамбулу или даже в статью), они имеют официальное принципиальное значение. По такому пути идет законотворчество Российской Федерации в последнее время: в законах даются перечни таких терминов и понятий и их раскрытие, толкование. Тем большее значение это имеет для принципов. Принципы становятся «каркасом», на котором зиждется, строится все «здание» права и осуществляется вся многогранная деятельность в области экологических отношений[16].

Приоритет охраны жизни и здоровья человека

Необходимо подчеркнуть следующие основные моменты, касающиеся принципов: их приоритеты и гарантии. Приоритет в экологическом праве отдается человеку, его здоровью, жизни, их охране от вредного воздействия окружающей природной среды в силу техногенных и антропогенных отрицательных воздействий. В этом плане осуществляются меры по предупреждению таких воздействий и по быстрому реагированию на них в целях ликвидации их последствий.

Сама охрана окружающей среды не является самоцелью — ее главная задача заключается в обеспечении реальных гарантий прав человека и гражданина на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду, экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.

Указанный принцип приобрел характер конституционного: согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Как и другие принципы экологического права, это предписание имеет прямое действие, может стать доводом, аргументом в споре, может быть положено в основу административного и судебного решения, что и происходит на практике.

Не случайно приоритет человека назван первым среди других принципов в Законе РФ об охране окружающей природной среды 1991 г. Жизнь и здоровье человека — основная цель охраны окружающей природной среды, всего экологического права. Из этого законодательного постулата вытекают и остальные принципы охраны окружающей среды, тесно связанные между собой.

Сочетание экологии и экономики

Встает важный вопрос о возможности или невозможности приоритета экологии над экономикой, или экологических интересов над экономическими. Конечно, полная отмена индустриального развития и воздействия на природу невозможна, но так вопрос не ставится и не может ставиться (по словам профессора В. В. Петрова, это экологический утопизм). С другой стороны, совершенно недопустимо и невозможно индустриальное развитие без учета требований экологической безопасности (по словам того же автора, это экономический экстремизм).

Решение вопроса находится где-то «в середине». Закон нашел его в виде разумного, научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов. Правда, в законах об охране природной среды Казахстана (СНГ) и Якутии (РФ) говорится о приоритете экологических интересов над экономическими при их научно обоснованном сочетании. На первый взгляд противоречивая формулировка. Но она компромиссная и демонстрирует большую заботу об учете экологических интересов.

Здесь можно иметь в виду запрет отдельных видов производства, внедрение прогрессивных новейших технологий и устройств (безотходных, малоотходных, замкнутого, повторного водоснабжения, очистных сооружений), лесовосстановление, повышение плодородия почв. В этом плане важны итоги и решения конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.), ибо они сформулированы именно по указанным направлениям.

Бывший Президент США Буш заявил, что Америка посадит 1 млрд. деревьев; Премьер Австралии также заявил, что его страна посадит 1 млрд. деревьев. Германия прекратила производство и использование в холодильниках газа фреона — разрушителя озонового слоя. В России все же на первом месте стоят экономические интересы (видимо, в связи с отсутствием средств), а экологические интересы — на втором месте; их разумного сочетания пока нет.

Рациональное использование ресурсов

Длительное время велась дискуссия: что важнее — рациональное использование природных ресурсов или их охрана от загрязнений, защита природной среды. В определенной степени спор представлялся схоластичным: в ходе потребления природных ресурсов должна осуществляться их охрана; лучшим способом защиты природы является рациональность ее потребления.

Рациональное использование природных ресурсов предполагает учет законов природы (которые являются объективными, не носят волевого характера, не зависят от желаний людей, даже облеченных большой властью) и потенциальных возможностей окружающей среды (которые небезграничны, обладают верхним пределом, могут испытывать опасные перегрузки).

Рационализм природопользования заключается в том, чтобы постоянно поддерживать такое состояние, когда возможно оптимальное воспроизводство природных ресурсов, когда не допускаются необратимые последствия для окружающей среды. А они наступают в виде исчезновения некоторых видов животных и растений, усыхания Аральского моря, драматических последствий чернобыльской катастрофы.

Законом запрещается разработка и реализация народнохозяйственных проектов, связанных с нарушением или разрушением высокопродуктивных естественных экологических систем и природного равновесия, неблагоприятными изменениями климата и озонового слоя Земли, уничтожением генетического фонда растений и животных, наступлением других необратимых последствий для здоровья человека, окружающей природной среды[17].

Статьей 358 «Экоцид» УК РФ предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет за массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *