приобщаем малышей к народной культуре третий год жизни соответствует фгос до
«Приобщение детей третьего года жизни к истокам русской народной культуры» (из опыта работы)
Галина Ковалева
«Приобщение детей третьего года жизни к истокам русской народной культуры» (из опыта работы)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Радость» общеразвивающего вида»
Приобщение детей третьего года жизни к истокам русской народной культуры
Из опыта работы воспитателя
Ковалёвой Галины Юрьевны
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относиться и к прошлому нашего народа. Большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с историей и культурой родного народа. Педагоги нашего детского сада решили, что приобщать детей к истокам русской народной культуры надо начинать с раннего детства.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.
Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем.
С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений
детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей.
Народное творчество – богатый материал для воспитания, обучения и развития детей.
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни детей раннего возраста.
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».
Устное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Приобщая детей к истокам русской народной культурымы ставили перед собой следующие задачи:
— Знакомить детей с устным народным творчеством.
— Учить внимательно слушать и запоминать русские народные песенки, сказки, потешки.
— Воспитывать желание слушать народную музыку, подпевать, выполнять простейшие плясовые движения.
— Знакомить с народными игрушками (ванькой-встанькой, волчком, матрёшкой, дымковской, богородской и др., а также с предметами народного быта.
— Формировать элементарные представления о народных праздниках
— Знакомить с народными подвижными играми, привлекать к участию в народных забавах.
— Воспитывать дружеские чувства и гуманное взаимоотношения между детьми.
— Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т. д.
— Воспитывать любовь к родной природе.
Воспитание интереса и любви к русской народной культурепроисходит по двум направлениям:
— приобщение детей к истокам русской народной культуры в организованной образовательной деятельности.
— при проведении режимных процессов.
Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво.Поэтому при чтении произведений используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.
Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала.
Используем малые формы фольклора в разных видах деятельности.
На конструировании строим домик (избушку,обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет».
«Ладушки-ладушки испечем оладушки».
Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.
Для выполнения этих задач подобрали серию потешек, пестушек, попевок, прибауток. При подборе обращали внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях.
Кулачки сложили, Кулачками били: Тук-тук, тук да тук, Тук-тук, тук да тук. (стучим кулачками друг о друга)
Ладушки-ладошки, Хлопали в ладошки, Хлопали в ладошки, (хлопаем в ладоши) Отдохнем немножко. (руки на колени).
Так, во время умывания используем потешку «Чистая водичка, моет Егору личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.
Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть,произносим:
Ешь кашку сладеньку».
Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду.Таким детям ласково поем песенку: «Ах ты душечка, ах ты душечка,
Ах ты белая моя подушечка,
На тебя ложусь щекой,
За тебя держусь рукой».
Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего поднимают,приговаривает: «Не плачь, не плачь, куплю калач».
В режимных моментах используем фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Жмурки» и др.
Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных тестов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.
Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о животных, птицах и их повадках.
Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного творчества.
Прикреплённые файлы:
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами театрализованной деятельности» Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает.
Конспект занятия по приобщению детей третьего года жизни к истокам русской народной культуры Конспект занятия по приобщению детей третьего года жизни к истокам русской народной культуры. Подготовила и провела воспитатель первой младшей.
Опыт работы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры Приобщение дошкольников к русской народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности,.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры «Шутку шутить-людей насмешить» Тема: «Шутку шутить- людей насмешить». Цель: знакомство с потешным фольклором. Составление детьми рассказа. Загадывание загадок о весенних.
Фотоотчет. Приобщение к истокам русской народной культуры «Знакомство с русской печью» (вторая младшая группа) А вот и печь, во всей красе. Стол с домашней утварью. Дети в избу пришли, а Хозяюшка их встречает, в гости приглашает. Заходите, гости.
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы: Рудометова Н. В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 347» г. Пермь Актуальность.
Проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Актуальность. «Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполняется чувством изящного, пусть народная поэзия действует.
Результативность опыта «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» В своем опыте я сконцентрировала внимание на проблеме приобщения детей к истокам русской народной культуры. Помогала каждому ребенку обрести.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами театрализованной деятельности Театральный кружок «В гостях у сказки»ПДО по театрализованной деятельности Л. В. Пронская «Приобщайте детей к истокам русской народной культуры.
Приобщаем малышей к народной культуре. Третий год жизни. Соответствует ФГОС ДО. Лыкова И.А.
Автор | Лыкова И. А. |
Серия | Программа ФГОС ДО «Теремок» |
Производитель | Цветной мир издательский дом |
Год издания | 2021 |
Число страниц | 88 |
Вес | 100 г |
ISBN | 9785431003073 |
Бесплатная доставка заказов от 2000 рублей. Подробнее
Мало в интернет-магазине
Показать в розничных магазинах
Автор | Лыкова И. А. |
Серия | Программа ФГОС ДО «Теремок» |
Производитель | Цветной мир издательский дом |
Год издания | 2021 |
Число страниц | 88 |
Вес | 100 г |
ISBN | 9785431003073 |
Артикул | V098358/9785431003073 |
Приобщаем малышей к народной культуре. Третий год жизни. Соответствует ФГОС ДО. Лыкова И.А.
Методическое пособие представляет систему интегрированных занятий для приобщения детей третьего года жизни к народной культуре. В каждом сценарии спроектировано доступное возрасту содержание: фольклор (потешки, русские народные сказки, заклички), декоративно-прикладное искусство (изделия традиционных промыслов), народные игры и игрушки, музыкальный фольклор, национальная кухня, элементы национального костюма, народный календарь, народные праздники (Рождество.
Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить.
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни, от первых шагов до старости. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.
Значение приобщения детей младшего возраста к истокам народной культуры:
— формирование положительного отношения к окружающему миру;
— формирование положительных эмоций;
— развитие речи, внимания и мышления;
— формирование эстетических представлений;
— развитие первоначальных представлений о добре и зле, о том, что хорошо, а что – плохо.
Познание человеком достижений народной культуры, как отмечали К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности.
Работая над данной темой, мы стараемся формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к окружающему миру, восхищение красотой предметов, изготовленных народными умельцами, интерес к красоте поэтического слова. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.
Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты и любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Основная цель в данном направлении: формирование у детей младшего дошкольного возраста положительных эмоций, интереса к окружающему миру через ознакомление с народно-прикладным искусством и художественным словом.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Вводить в мир художественного слова через знакомство с устным народным творчеством: сказки, потешки, песенки, заклички.
2. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, народным играм.
3. Побуждать эмоциональную отзывчивость к красоте окружающего мира, развивать умение видеть красоту в природе, предметах декоративно-прикладного искусства, музыке.
Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Необходимое условие приобщение детей к народной культуре – организация развивающей среды.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
Основная задача – возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания.Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные: макеты, народные игрушки, предметы русского быта (деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т. д.). Дети с удовольствием рассматривают вещи и играют с народными игрушками, примеряют сарафаны, кокошники, качают в зыбке куклу, сами толкут в ступе зерно.
В группе есть разнообразные виды театров (пальчиковые, перчаточные, Бибабо и др., художественные книги (сказки, песенки, потешки, с помощью которых происходит целостное восприятие произведений разных жанров, усвоение их содержания и формирование эмоциональной отзывчивости у детей.
Второе условие –организация образовательного процесса:
— совместная образовательная деятельность и режимные моменты;
— организация самостоятельной деятельности детей;
— взаимодействие с родителями.
Третье условие –выбор содержания:
— малые фольклорные формы (потешки, загадки, считалки, песенки, заклички, короткие сказки);
— народные промыслы (матрёшки, богородские игрушки);
— народные игры (подвижные, хороводные, пальчиковые, игры-упражнения);
— общение с природой (наблюдения, прогулки).
Основной формой организации работы с детьми является непосредственно- образовательная деятельность. Занятия проводятся фронтально, подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации НОД.
Наиболее интересными формами работы по приобщению малышей к народной культуре мы считаем:
1. Использование фольклора в организованной образовательной деятельности, в познавательно-речевых, игровых и продуктивных ее видах.
Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например, на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству (выполняем упражнения под потешки, также при умывании, когда просыпаемся и при выполнении многих других ежедневных действий. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, напевность и музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
2. Рассматривание народных игрушек.
Большое значение в формировании интереса к окружающему миру оказывает знакомство с народными игрушками, предметами народных мастеров. В младшем возрасте мы знакомим детей с матрёшкой и богородской игрушкой. Это могут быть мини-занятия, предметно-манипулятивные игры, используются игрушки и в организованной деятельности.
3. Театрализованная деятельность.
Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет театрализованная деятельность. Уже с младшего дошкольного возраста через театр учим воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения.
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями, пальчиковые игры, подвижные народные игры. Продолжительность игры небольшая.
5. Развлечения, праздники.
Одной из главных форм приобщения дошкольников к народной культуре являются праздники и развлечения. Песенки, заклички, игры, театрализованные представления стимулируют интерес детей, усиливают их впечатление и переживание, обогащают художественное и эстетическое восприятие.
Как правило,все формы работы проводятся в комплексе: показ театрализованных представлений сопровождается чтением потешек, пением песенок, пальчиковыми играми; в познавательно-речевых занятиях используются предметно-манипулятивные действия с игрушками, игры-показы, чтение сказок, потешек, подвижные игры.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, формирует положительное отношение друг к другу.Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении праздников, в совместной деятельности, в изготовлении атрибутов к изобразительным играм, театрализованной деятельности, в украшении группы к русским народным праздникам, Рождеству, Новому году, Масленице. Папы и мамы, дедушки и бабушки наших воспитанников участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
В заключении хочу отметить, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребёнка, но и наполняет жизнь яркими впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, красивыми предметами народно-прикладного искусства.
Приобщение детей к истокам русской и армянской народной культуры Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески.
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Приобщение детей к истокам русской народной культуры «Путешествие на златогривой чудо-тройке» Цель: создание условий для знакомства детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном.
Образовательный проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 17 «Олимпик» ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Приобщение детей к.
Перспективный план работы с детьми по проекту «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Перспективный план работы с детьми по проекту Октябрь 2 неделя «Мои добрые поступки» Беседа Социально – коммуникативное развитие Углубить.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Игра-драматизация русской сказки «Коза-дереза» Игра-драматизация русской народной сказки «Коза-Дереза» Действующие лица: Сказочница Старик Старуха Дочка Коза-Дереза Зайчик Петушок козочки.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры «Всякому мила своя сторона» (русская народная пословица) Каждому человеку и каждому народу чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы.
Программа кружка по приобщение детей к истокам русской народной культуры «СВЕТЛЯЧОК» (приобщение детей к истокам русской народной культуры) Руководитель: Митрошина И. Н. МАДОУ д/с «Колосок» д. Гришина Слобода Жуковского.
Конспект родительского собрания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Смотрим в будущее, но не забываем прошлое.
Творческий проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере праздника Осенины» Творческий проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере праздника «Осенины». СОДЕРЖАНИЕ 1. Тема проекта 2.