принципы жизни в доме кабанихи

Правила жизни в доме кабановых гроза. Нравы дома Кабановых в драме Островского «Гроза

В драме Островского «Гроза» широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Олицитворением этих нравов является дом Кабановых.

Познакомимся с его представителями.

Этого порядка, который поддерживает на людях: добрый сын, послушная невестка. Даже сетует: «Ничего-то не знают, никакого порядка… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». В доме же царит настоящий произвол. Кабаниха деспотична, груба с крестьянами, «поедом ест» домашних и не терпит возражений. Ее воле полностью подчинен сын, этого ждет она и от невестки.

Рядом с Кабанихой, которая изо дня в день «точит всех своих домашних, как ржа железо», выступает купец Дикой, чье имя ассоциируется с дикой силой. Дикой не только «точит и пилит» членов

От него страдают и мужики, которых он обманывает при расчете, и, конечно, покупатели, а также его конторщик Кудряш, непокорный и дерзкий парень, готовый кулаками проучить «ругателя» в темном переулке.

Нравы дома Кабановых доводят Катерину до самоубийства.

Катерина как воплощение чистой, сильной и светлой народной души

Жизнь Катерины в доме Кабановых. Любовь Катерины и Бориса

В доме Кабановых Катерина, которой присущи мечтательность и романтичность, чувствует себя совершенно чужой. Унизительные упрёки свекрови, привыкшей держать всех домочадцев в страхе, атмосфера тирании, лжи и лицемерия угнетают девушку. Однако сама Катерина, являющаяся по натуре человеком сильным, цельным, знает, что терпению её есть предел: «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Слова Варвары о том, что без обмана в этом доме не выжить, вызывают у Катерины резкое неприятие. Героиня противостоит «тёмному царству», его порядки не сломили в ней волю к жизни, счастью, не заставили её уподобиться другим жителям дома Кабановых и самой начать лицемерить и лгать на каждом шагу.

принципы жизни в доме кабанихи. Смотреть фото принципы жизни в доме кабанихи. Смотреть картинку принципы жизни в доме кабанихи. Картинка про принципы жизни в доме кабанихи. Фото принципы жизни в доме кабанихи

По-новому раскрывается образ Катерины в пьесе «Гроза», когда девушка делает попытку вырваться прочь из «опостылевшего» мира. Она не умеет и не желает любить так, как это делают жители «тёмного царства», ей важна свобода, открытость, «честное» счастье. В то время, как Борис убеждает её, что их любовь останется тайной, Катерина желает, чтобы об этом знали все, чтобы все видели. Тихону, своему мужу, однако пробудившееся в её сердце светлое чувство кажется ей И как раз в этот момент читатель сталкивается лицом к лицу с трагедией её страданиями и муками. С этого момента происходит конфликт Катерины не только с окружающим миром, но и с самой собой. Ей трудно сделать выбор между любовью и долгом, она силится запретить себе любить и быть счастливой. Однако борьба с собственными чувствами не по силам хрупкой Катерине.

Уклад и законы, царящие в окружающем девушку мире, давят на неё. Она стремится покаяться в содеянном, очистить свою душу. Увидев на стене в церкви картину «Страшный суд», Катерина не выдерживает, падает на колени и начинает прилюдно каяться в грехе. Однако даже это не приносит девушке желанного облегчения. Другие герои драмы «Гроза» Островского не способны поддержать её, даже любимый человек. На просьбы Катерины забрать её отсюда Борис отвечает отказом. Этот человек не является героем, он просто не способен защитить ни самого себя, ни возлюбленную.

принципы жизни в доме кабанихи. Смотреть фото принципы жизни в доме кабанихи. Смотреть картинку принципы жизни в доме кабанихи. Картинка про принципы жизни в доме кабанихи. Фото принципы жизни в доме кабанихи

Кабанова, или как ее называют – Кабаниха – одна из главных героинь в пьесе Островского «Гроза». Марфа Игнатьевна является богатой купчихой, а также вдовой. У нее двое детей: сын Тихон и дочь Варвара. В ее доме сын Тихон проживает вместе со своей женой Катериной.

Писатель не зря наделяет главу семейства таким странным прозвищем. Оно полностью передает характер героини. Оценив ее действия, можно с уверенностью назвать ее бессердечной.

Самым большим ее проступком является то, что сына своего она вырастила безвольным и бесхарактерным человеком. Он не может и шага ступить, не спросив ее. Таким образом, он не может и даже не пытается защитить свою жену от нападок свекрови. Со стороны же Кабанихи читатель видит обыкновенную ревность к собственному сыну.

Ее образ противоречив: она верит в Бога, но творит зло, подает милостыню, но обижает своих близких. Она умело играет на глазах окружающих: прикидывается непонимающей, называет себя старой и изможденной, но вместе с тем полна решимости поучать других.

Естественно, что образ Кабановой – это прототип Екатерины, ее противоположность. Хотя, общее между ними всё-таки есть. Они обе уважают старину, но понимают ее по-разному. Для свекрови старина – это то, что должно подчинять молодежь. Ее установка говорит о том, что старые люди должны приказывать, а молодые беспрекословно подчиняться. У Катерины же другие представления. Для нее старина – это любовь и забота к ближнему, это милосердие и сострадание не только в отношении пожилых людей, но и ко всем окружающим. Катерина является жертвой Кабанихи, которая терпит издевательства и ругань, в то время как Варвара лишь делает вид, что слушает мать, придерживаясь на самом деле только своих взглядов.

После прочтения пьесы читатель осознает, что именно Кабаниха способствовала гибели Катерины. Она угрожала, что сведет счеты со своей жизнью, явно убегая от нападков свекрови. Может, Кабаниха и не желала такой развязки, но желание сломить невестку в любом случае преобладало. Как итог, семья Кабановой рушится. Дочь обвинила мать в гибели Катерины и ушла из дома, Тихон же впадает в запой.

2 вариант

Всем нам известна драматическая пьеса Островского «Гроза», в которой есть интересная героиня – Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова).

Кабаниха представлена в образе богатой купчихи. Марфа Игнатьевна является давно овдовевшей женщиной.

Эту женщину можно охарактеризовать как любительницу показывать свою силу. Власть и сила духа – главные черты образа Кабанихи.

От всех Марфа Игнатьевна требует обязательного подчинения, в том числе и от родных. Она практически всегда недовольна ими. Ежедневно их ругает и воспитывает, особенно недовольна своим сыном и Катериной. От людей Кабаниха требует выполнять обряды и чины. Она считает, что семейный порядок важно поддерживать в страхе.

Кабаниха любит заниматься разными делами и основные интересы выражаются в выполнении установленных порядков.

Кабаниха и Катерина имеют небольшую схожесть в том, что обе не способны к примирению слабым чертам характера. Вторая схожесть выражается в религиозности, обе почитают её, при этом не веря в прощение. На этом схожесть черты характеров их заканчивается.

Различия в характерах выражаются тем, что она одухотворена и мечтательница, вторая любительница соблюдения порядков в мелочах. Для Катерины на первом месте стоит – любовь и воля, у Кабанихи – выполнение приказов.

Кабаниха чувствует себя блюстительницей порядка, считая, что с её кончиной в мире и дома наступит хаос. Никто не сомневается, что у барыни властный характер, который она периодическим всем показывает.

Сама Кабаниха, сколько бы не ругала своих детей за то, что они непослушны, никогда не жалуется на них. Поэтому, когда невестка открыто при людях признается, для нее это неприемлемо и оказывается страшным ударом по её самолюбию, к которому добавился бунт сына, кроме этих неприятностей добавляется еще одно – побег дочери из родного дома.

В заключение хочется отметить, что образ Марфы Игнатьевны олицетворяет патриархальный уклад жизни. Она утверждает, что не её дело хорошо это или плохо, но соблюдать его нужно.

Развязка пьесы трагична: Катерина погибает, сын бунтует, дочь убегает из дома. Со всеми происходящими событиями в пьесе мир Кабанихи рушится, вместе с ним и она.

Сочинение на тему Кабаниха

Одной из главных героинь в произведении «Гроза» является Марфа Игнатьевна Кабанова. В народе все ее называли Кабанихой. Богатая купчиха и вдова имела двоих детей, Варвару и Тихона, который имел в женах Екатерину. Она была типичным представителем старшего поколения, который любит давать наставления и читать нотации. Для нее самым главным приоритетом в жизни было соблюдать установленные в обществе обычаи и порядки. Она не любила своих детей, держала весь дом в страхе, и часто обижала людей.

Автор пьесы описывает свою героиню как грозную, строгую, злую, жестокую и бессердечную женщину. Она не пренебрегала тем, чтобы проявлять лицемерие. На людях она старалась вести себя порядочно. Помогала бедным, но в то же время обижала родных детей и свою невестку Екатерину. Она нередко уходила ото всех, чтобы помолиться Богу. Но это не помогало ей жить святой жизнью. Ее дети считали, что выжить в доме их матери можно только одним способом, научиться обманывать. Своего Сына Марфа Игнатьевна предпочитала держать в страхе. Часто ревновала его к молодой жене. В своих наставлениях она не раз повторяла, чтобы молодые люди уважали стариков. На самом деле она имела только себя. Ей не так важно было, чтобы слушались других. Просто ей нравилось держать всех в страхе и чувствовать, что она держит все в своих руках. Кабаниха строго соблюдала традиции и заставляла молодежь делать то же самое.

Героиня была весьма суровой женщиной. Часто можно было услышать, как она бранит и критикует всех вокруг. В ее характере можно было наблюдать деспотизм, который являлся результатом ее слепого доверия сложившимся обычаям. Суровость ее выражалась и в отношении к собственной невестке. Каждое слово Екатерины она обрывала и делала ядовитые замечания. Она осуждала невестку за то, что та ласково обращалась со своим мужем. По ее мнению, женщина должна бояться мужа настолько, чтобы чувствовать себя его рабою.

Александр Николаевич Островский написал свою пьесу «Гроза» в 1859 году. В центре сюжета находится конфронтация между поколениями. Старшее поколение всегда держалось на старых нравах, опытах и обычаях. Они отказывались понимать молодых. А те, напротив, никогда не стремились следовать установленным веками традициям. Поэтому старшие пытались перевоспитать их волю Данная проблема, которую описал в своей пьесе Островский навсегда останется значимой, пока существуют отцы и дети. Родители желают, чтобы дети были похожи на них, и следовали их путями.

Несколько интересных сочинений

Князь Николай Болконский – очень заметный персонаж романа Льва Толстого «Война и мир». Это один из тех героев, который на первый взгляд кажется угрюмым и «сухим» человеком, но который постепенно раскрывается

Главными героями сказки являются мальчик Кай и девочка Герда. Это названые брат и сестра, очень привязанные друг к другу. Дети бедны, однако наделены чистыми сердцами

Понятие «свобода» находит свое отражение в творчестве многих поэтов, в том числе и у Александра Сергеевича Пушкина. Отметим, что Пушкин ее возводит в Абсолют, он исследует разные виды свободы, сопоставляет их содержание.

Быков написал огромное количество разных произведений. Большинство его произведений были написаны про войну и описание людей, которые находятся в этих условиях. Многие думают, что подвиг является не важным элементом.

Источник

Нравы дома Кабановых в драме Островского Гроза (сочинение)

Перед нами предстаёт город Калинов. Нравы в этом городе подчиненны, властолюбивым хозяевам, которые проживают за высокими стенами и любят лишь управлять людьми, которые им подчинены. В тот же самый момент, бедняки, проживающие в данном городе, просто вынуждены целыми днями, работать на своих господ.

Особенно выделяется в этом произведении семья Кабановых, в который процветает патриархальное купечество, власть в этом доме принадлежит, Марфе Игнатьевне, матери семейства. За её скверный характер, а также за схожесть с фамилией, люди прозвали её Кабаниха. Произнеся данное слово, становится понятно что, данный человек не является приятным для общения. Кабаниха является главной в своём доме, её решение не поддаются спору, она является очень властной, жестокой и деспотичной госпожой. Она является старовером, не признаёт и не верит во что-либо новое, она считает что всегда права.

Она любит и заботится о своих детях, Однако делает это как может и далеко не всегда поступает, так как они хотят. Она считает что она способна дать им лучшее и лишь она может принять верное решение касаемо их жизни, она не верит, что они способны жить самостоятельно, без её советов и нравоучений.

У неё есть двое детей, Тихон и Варвара. Сын является покладистым и никогда не противоречит воли матери, у него не хватает характера и силы воли противостоять ей. Он искренне любит свою жену, но он совершенно неспособен пойти против матери, Марфы Игнатьевны.

Его сестра Варвара, также пытается обойти свою мать, настолько она этого хочет что даже научилась обманывать её. А когда наступает момент, её мать узнает всю правду, о том что она глядя ей в глаза лгала, она ни капли не задумываясь о ней, сбегает из дому.

Кабановы в произведении

Все события произведения происходят в городе Калинов. Здесь проживает огромное количество властных господ, которые никогда в жизни не работали, а вот всю работу за них выполняют бедные люди. Властные и богатые люди выстроили высокие стены для того чтобы никто не смог к ним пробраться и выкрасть из их дома что-нибудь.

Но больше всего из всего этого общества выделяется семья Кабановых. И всеми остальными членами семьи командует Марфа, она является матерью. В этом городе ее никто не может переносить, а все, потому что у нее ужасный характер. И все тайно называют ее просто Кабаниха. Из этого прозвища становится понятно их отношение к этой женщине. Вот только ей до этого совершенно нет дела и меняться она не собирается, ведь ее все устраивает. Кроме этого она командует всем домом и все выполняют все, что она им прикажет, даже если они не согласны с ней. Она считает, что все, что она делает, это является правильным решением и спору это все не подлежит.

Она больше всего на свете любит своих детей, но ей не всегда удается находиться рядом с ними, ведь нужно выполнять еще и другую работу, которая не терпит отложений. Кроме этого они порой обижаются на нее, а все из-за того, что она все делает как нужно ей, и совсем не считается ни с чьим мнением.

У нее есть двое детей. Девочку зовут Варвара. Она старается всегда и во всем обмануть свою мать для того чтобы сделать так как нужно ей, а не как навязывает им мать. Но рано или поздно мать обо всем узнает и в этом случае, чтобы не слушать наставления матери она решает просто уходить на время из дома, а немного погодя возвращаться назад.

А вот ее брат по имени Тихон является тихим и спокойным парнем, который выполняет все, что хочется матери и никогда ни в чем ей не перечит. У него уже есть жена, но все равно мнение и решение матери является главным.

Жена Тихона со всем этим не согласна, кроме этого она не умеет обманывать и выполнять все, что ей прикажут, молча и тихо. Поэтому между ними постоянно происходят разные ссоры и ругани. Иногда мать Тихона просит сделать кому-то какую-то гадость, и это она не может выполнить. Кроме этого ее муж постоянно ей изменяет и если раньше она просто об этом не знала, то теперь не знает, как с этим жить. И поэтому решает просто распрощаться с этим миром, в надежде на то, что в ином мире все будет совсем по-другому. Муж не признается в своих изменах и поэтому старается разными способами отговорить жену от этой идеи.


Нравы дома Кабановых в драме А.Н.Островского «Гроза»

Содержание

Главное действующее лицо в семье Кабановых – мать, богатая вдова Марфа Игнатьевна. Именно она диктует в семье свои порядки и командует домочадцами. Не случайно и ее фамилия – Кабанова.

В этой женщине есть что-то животное: она необразованна, но властна, жестока и упряма, требует, чтобы ей все подчинялись, чтили устои домостроя и соблюдали его традиции. Марфа Игнатьевна – сильная женщина.

Марфа Игнатьевна Кабанова — поборница старого мира. Уже само имя рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище «Кабаниха» дополняет эту неприятную картину. Кабаниха живет по старинке, в соответствии со строгим порядком. Но она соблюдает только видимость этого порядка, который поддерживает на людях: добрый сын, послушная невестка. Даже сетует: «Ничего-то не знают, никакого порядка… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». В доме же царит настоящий произвол.

Тихон считает, что отношения между мужчиной и женщиной в семье должны строиться на принципах любви и взаимопонимания, а не на подчинении одного другому. И все же он не может ослушаться властной матери и заступиться за любимую женщину. Поэтому Тихон и ищет утешение в пьянстве. Мать своим властным характером подавляет в нем мужчину, делая слабым и беззащитным. Тихон не готов исполнять роль мужа, защитника, заботиться о семейном благополучии. Поэтому в глазах Катерины он ничтожество, а не муж. Она и не любит его, а лишь жалеет, терпит.

Поэтому самоубийство Катерины – это закономерность. Она не может жить под гнетом Кабанихи и простить предательство Борису. Эта трагедия всколыхнула тихую жизнь провинциального города, и даже робкий безвольный Тихон начинает протестовать против матери: «Маменька, это вы ее погубили! Вы, вы, вы… »

На примере семьи Кабановых мы видим, что отношения в семье нельзя строить по принципу подчинения слабых сильному, домостроевские устои разрушаются, власть самодержцев проходит.

Последняя блюстительница порядка

Образ Кабанихи является воплощением староверия, каких-то средневековых устоев. Купчиха страдает от того, что ее мир потихоньку рушится. Она видит, что молодежь не поддерживает ее, не уважает старые законы, мыслит по-новому. Женщину переполняют какие-то апокалиптические ожидания, она не понимает, что же будет, когда все старожилы вымрут, и некому будет противостоять всему современному. Дом Кабановых является чуть ли не последним оплотом, где почитаются догмы старины.

Характеристика Кабанихи не вызывает жалости к этой героине, хоть в конце пьесы пострадала не только Катерина, но и ее свекровь. Для купчихи страшным ударом было публичное признание невестки, бунт сына и побег из дому дочери. Но эта женщина так и не поняла, что своим непринятием современного мира она привела к гибели Катерину, испортила жизнь Варваре и подтолкнула к пьянству Тихона. От властвования Кабанихи никому не стало лучше. Но этого ей не понять, ведь купчиха даже после стольких несчастий продолжает настаивать на своем.

Образ “темного царства” в произведении “Гроза” воплощает провинциальный город Калинов. Бедняки в нем вынуждены круглосуточно работать, богатые люди предпочитают проводить время за высокими заборами и “поедом есть” всех, кто находится в состоянии зависимости от них. Нравы патриархального купечества олицетворяет семья Кабановых.

Марфу Игнатьевну, зажиточную купчиху, называют не иначе как “Кабаниха”. Это прозвище создает впечатление чего-то неприятного. У героини нелегкий характер. Она деспотична, властолюбива.

Кабаниха не признает ничего нового и верит в силу обрядов. Она по-своему любит детей, но считает их неспособными самостоятельно сделать выбор. Марфа Игнатьевна не терпит возражений. Сын Тихон пытается как можно чаще бывать вне дома, чтобы не испытывать на себе ее влияния, а дочь Варвара учится обманывать. Только Катерина, невестка Кабанихи, не может ни притворяться, ни куда-то уходить. Она верит в лучшее и не выносит жестоких нравов, царящих в семье.

Тихона читатели могут запомнить только как сына Кабанихи – именно такое описание дает ему автор в начале произведения. Герой обладает слабым характером. Его стремление

Уйти из-под контроля выражается в загулах вдали от дома. Тихон любит жену и не хочет причинять ей боль. Он находится не в ладах с собой и не может сделать выбор между властной матерью и Катериной. Кабанов выступает против Марфы Игнатьевны, когда становится уже поздно: его жена уходит из жизни.

Характер Варвары Кабановой можно описать ее именем: “варвар, чужеземец”. Пока героине удается обманывать мать, она не вступает в открытый конфликт. “Лишь бы все шито да крыто было” – такое правило справедливо для дома Кабановых. Как только тайное становится явным, и Кабаниха пытается ограничить свободу дочери, Варвара сбегает. Можно не сомневаться, что ее умение приспосабливаться к обстоятельствам окажется полезным.

Катерина так и не смогла стать частью семьи Кабановых. Большую часть времени она проводит в воспоминаниях о прошлом. Молодая женщина мечтает летать, как птица, быть свободной. Ничто не в силах удержать ее в “темном царстве”: Борис не проходит испытание любовью, Тихон не смеет возразить матери… В жизни Катерины начинается гроза. Она умирает, оставшись гордой и независимой.

Таким образом, семья Кабановых в пьесе представлена несколькими характерными образами. Похожих людей можно найти в разных городах. Островский дает исчерпывающую характеристику патриархального мира и людей, которые в нем живут.

Сочинения по темам:

На вопрос расскажите о семье кабановых заданный автором Ўиа Юля Юиа Юля

[гуру] Семья — составная часть любого общества. Исключением не является и город Калинов, и потому общественная жизнь здесь построена на тех же принципах, что и семейная. Наиболее полно Островский представляет нам семью Кабановых, во главе, в центре, на вершине которой помещается Марфа Игнатьевна Кабанова, богатая купчиха, с ее патриархальным воспитанием и моралью. Далее располагаются другие члены ее семьи: дочь Варвара, девушка своенравная, хитрая, не привыкшая подчиняться даже матери; сын Тихон, в котором всякие проявления живой человеческой души настолько задавлены постоянным (с рождения) владычеством матери, что противостоять ее тирании он не может; невестка Катерина, женщина кроткая, но тонко чувствующая, эмоциональная. В драме Островского “Гроза” стихийная любовь главной героини ставит ее против невежественного калиновского общества, живущего по отмирающим домостроевским законам, и, в том числе, против семьи Кабановых. И это общество, и эта семья отторгают Катерину как чуждое явление, нарушающее все законы и порядки, а потому угрожающее этому обществу. Да и сама героиня, являясь порождением этого самого общества, не может простить себе “такого греха” и потому идет на самоубийство. Грустен конец этой драмы. “Но в Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, — писал Н. А. Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве”, — протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной…

Источник

Характеристика Кабанихи из пьесы Гроза кратко, образ с цитатами героини Марфы Игнатьевны для сочинения в таблице

принципы жизни в доме кабанихи. Смотреть фото принципы жизни в доме кабанихи. Смотреть картинку принципы жизни в доме кабанихи. Картинка про принципы жизни в доме кабанихи. Фото принципы жизни в доме кабанихи

Одной из главных героинь пьесы А. Н. Островского «Гроза» является Марфа Кабанова, олицетворяющая собой русское купечество. Деспотичная, грубая, невежественная, она принадлежит к отрицательным персонажам пьесы, возглавляя когорту «тёмного царства». Характеристика Кабанихи имеет большое значение, поскольку наглядно демонстрирует всю лживость и лицемерие прогнивших патриархальных устоев, заглушающих в человеке всё живое, настоящее.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Полное имя — Марфа Игнатьевна Кабанова.

Возраст — не указан, женщина средних лет.

Род занятий — без определённого рода деятельности.

Семья — сын Тихон, дочь Варвара, невестка Катерина.

Социальное положение — купчиха.

Происхождение — родом из купеческого семейства.

Воспитание — воспитана в духе патриархальных устоев.

Образование — отсутствует.

Внешность — немолодая женщина.

Характер — сварливая, деспотичная, властная, холодная, самоуверенная, жадная, религиозная, защитница патриархальных устоев.

Положительные черты — отсутствуют.

Отрицательные черты — властная, злая, лицемерная, безжалостная, деспотичная.

Произведение — «Гроза».

Автор — А. Н. Островский.

Цитатная характеристика

Описание Кабанихи с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Полное имя Кабанихи — Марфа Петровна Кабанова. Это богатая купчиха, вдова.

«Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова».

Источник: Действующие лица

Кабанова — близкая подруга и кума купца Дикого.

«Что это ты, кум, бродишь так поздно?»

Источник: Действие третье, явление 2

Черты характера и поступки

Кабанова — лицемерная женщина, которая под видом благочестия способна на самые безнравственные поступки, особенно по отношению к членам своей семьи.

«Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…»

Источник: Действие первое, явление 1

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Источник: Действие первое, явление 3

В доме Кабанихи так устроено, что без обмана и лицемерия невозможно спокойно прожить.

«…ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Источник: Действие второе, явление 2

Кабанова привыкла держать детей в страхе и полном подчинении. Особую власть она имеет над старшим сыном Тихоном.

«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»

Источник: Действие первое, явление 5

«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».

Источник: Действие первое, явление 5

«Кабанова (строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. (С улыбкой.) Оно все лучше, как приказано-то».

Источник: Действие второе, явление 3

«Кабанов (подходя к матери). Прощайте, маменька!

Кабанова (жестом показывая в землю). В ноги, в ноги!

Кабанов кланяется в ноги, потом целуется с матерью».

Источник: Действие второе, явление 5

«У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано».

Источник: Действие второе, явление 2

Кабанова держит всех домочадцев в ежовых рукавицах, делая их глубоко несчастными людьми.

«Кулигин. Маменька-то у вас больно крута.

Кабанов. Ну да. Она-то всему и причина».

Источник: Действие пятое, явление 1

Кабанова упрекает сына в том, что тот много времени уделяет молодой жене. Она боится потерять власть над Тихоном и ловко манипулирует им.

«Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».

Источник: Действие первое, явление 5

Кабановой ничего не стоит обидеть человека. Она не видит в этом ничего предосудительного.

«Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?

Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.

Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»

Источник: Действие первое, явление 5

Кабаниха демонстративно религиозна, однако её набожность никак не влияет на тяжёлый, деспотичный характер.

«Ну, я богу молиться пойду, не мешайте мне».

Источник: Действие второе, явление 7

Кабанова не готова отказываться от власти над детьми. Она уверена, что поступает правильно, как испокон веков поступали все предки.

«Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших».

Источник: Действие первое, явление 5

Кабанова не сомневается, что в браке жена должна бояться мужа. В противном случае в доме не будет порядка.

«Кабанова. Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?

Кабанов. Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит.

Кабанова. Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?»

Источник: Действие первое, явление 5

При виде Катерины, которая обняла Тихона перед разлукой, Кабаниху одолевает ярость. Она считает, что верная жена должна демонстрировать не любовь и нежность, а полную покорность главе дома.

«Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»

Источник: Действие второе, явление 5

«Кабанова. Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего.

Катерина. Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!

Кабанова. Хитрость-то невеликая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее; а то, видно, на словах только».

Источник: Действие второе, явление 7

Силу и опору общества Кабанова видит в стариках, которые могут научить молодёжь давно заведенным порядкам. Без них, по мнению героини, быстро наступит хаос.

«Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям… Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».

Источник: Действие второе, явление 6

«Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».

Источник: Действие четвертое, явление 5

«Кабанова. Без тебя есть кому. Прокляну, коли пойдешь!

Кабанов (падая на колени). Хоть взглянуть-то мне на нее!

Кабанова. Вытащат — взглянешь».

Источник: Действие пятое, явление 6

Кабанова. Не пущу, и не думай! Из-за нее да себя губить, стоит ли она того! Мало она нам страму-то наделала, еще что затеяла!»

Источник: Действие пятое, явление 6

Характеристика Кабанихи другими героями

Кабанов

Тихон привык во всём и всегда слушаться свою мать.

«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»

Источник: Действие первое, явление 5

«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».

Источник: Действие первое, явление 5

Тихон считает, что в смерти Катерины виновата его мать, которая буквально заела невестку вечными упреками и руганью.

«Кабанов. Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…

Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь? Забыл, с кем говоришь?

Кабанов. Вы ее погубили! Вы! Вы!»

Источник: Действие пятое, явление 7

Варвара

Варвара знает, как матери тяжело отпускать от себя Тихона, оставить полностью без своего жесткого контроля.

«У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано».

Источник: Действие второе, явление 2

Варвара вынуждена подчиняться неписаным правилам, которые установила Кабаниха в своём доме, и постоянно лгать и изворачиваться.

«…ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Источник: Действие второе, явление 2

Варвару раздражает, что мать к месту и не к месту читает наставления.

«Варвара (про себя). Нашла место наставления читать».

Источник: Действие первое, явление 5

Подробная характеристика Варвары.

Катерина

Катерина подтверждает, что и она сама, и Тихон с почтением относятся к Кабановой, как она того и требует от своих детей.

«Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».

Источник: Действие первое, явление 5

Катерине тяжело живётся с грубой Кабановой, которой ничего не стоит обидеть, унизить человека.

«Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?

Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.

Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»

Источник: Действие первое, явление 5

Жёсткий, властный, деспотичный норов Кабанихи становится причиной того, что Катерина морально подавлена.

«Кабы не свекровь. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны».

Источник: Действие второе, явление 10

Подробная характеристика Катерины.

Кулигин

Кулигин считает, что Кабанова — лицемерная женщина, которая пытается создать образ доброй, милосердной женщины, но сама при этом постоянно изводит своих близких.

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Источник: Действие первое, явление 3

Кулигин прекрасно знает, какой крутой нрав у Кабанихи.

«Кулигин. Маменька-то у вас больно крута».

Источник: Действие пятое, явление 1

Подробная характеристика Кулигина.

Кудряш

Кудряш соглашается, что Кабаниха отличается тяжёлым и деспотичным характером, но совершает плохие поступки под видом благочестия.

«Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…»

Источник: Действие первое, явление 1

Подробная характеристика Кудряша.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Кабанихи вместе!

Биография

Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, живущая в провинциальном городе Калинове. После смерти супруга в одиночку занималась воспитанием двух детей, старшего сына Тихона и младшей дочери Варвары.

После женитьбы Тихона в большом доме Кабановых поселилась его супруга, Катерина. Кабаниха сразу невзлюбила невестку, к которой испытывала сильную ревность и ничем не прикрытую ненависть. Старания Катерины понравиться свекрови не приносили положительных результатов.

Конфликт между Кабанихой и Катериной обострился с отъездом Тихона. По мнению Кабановой, невестка не проявляла должного почтения и уважения к мужу, а тот, в свою очередь, был слишком слабым и мягким.

После отъезда Тихона Кабаниха с удвоенным вниманием принялась следить за Катериной, и от неё не скрылось тяжёлое душевное состояние женщины. Катерина, не выдержав тяжелой атмосферы дома, призналась Тихону и его матери в совершенной измене. Эта новость стала для Кабанихи поводом для ещё большей тирании по отношению к невестке.

Образ Кабанихи

Марфа Кабанова — это абсолютно отрицательный персонаж в пьесе А. Н. Островского «Гроза», в котором нет ни одного положительного качества. С первых строк женщина предстает лицемерной ханжой, привыкшей к полному подчинению и почитанию. Демонстративно помогая страждущим, она всячески измывается над своими близкими. Крутой нрав Кабанихи отмечают не только члены её семьи, но даже совершенно посторонние люди.

Кабаниха является ярой защитницей патриархальных устоев. Она не приемлет ничего нового и считает, что нужно жить по правилам, по закону, то есть во всём слушаться старших, подчиняться им, даже если их видение жизни не соответствует твоему.

Для Кабанихи очень важно впечатление, которое производит она и члены её семьи на окружающих. Именно потому в доме царит лицемерие, ложь, страх, ненависть. Искреннее проявление чувств для неё совершенно неприемлемо, она считает это чем-то неприличным.

Марфа Кабанова не сомневается, что крепкая семья должна быть построена на страхе. Она постоянно внушает сыну, что Катерина должна бояться его, всячески выказывать почтение. Кабанова не в состоянии понять, что отношения между мужем и женой могут строиться на любви и взаимном уважении и потому всячески мешает окрепнуть союзу Тихона и Катерины.

Кабаниха — религиозная женщина, однако её вера только напоказ. Она много и усердно молится, регулярно посещает церковь, раздаёт милостыню, однако в её душе нет Бога. Кабановой ничего не стоит обидеть человека, нагрубить ему, проявить жестокость и равнодушие.

Циничность и бессердечность Кабанихи особенно остро проявляется в последнем действии пьесы, когда она не пускает Тихона взглянуть на тело погибшей Катерины и не даёт попрощаться с ней, угрожая материнским проклятием.

Речевая характеристика Кабанихи

Кабанова — необразованная, невежественная женщина, которая в своем разговоре использует просторечные слова и выражения, также часто встречаются пословицы и поговорки: «Никому не закажешь говорить», «Не заступайся, матушка, не обижу небось!», «…у меня об вас сердце болит», «Чужая душа — потемки». Её речь максимально проста и понятна для восприятия.

Кабанова способна оскорблять даже самых близких людей, не особенно выбирая выражения: «Дурак! (Вздыхает.) Что с дураком и говорить! Только грех один!», «Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж?»

Кабаниха — религиозная женщина, и в её речи часто проскальзывают выражения церковно-житейского характера: «Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!», «Полно, полно, не божись! Грех!»

Размеренный характер речи Кабанихи придают повторы просторечных слов, словосочетаний: «…кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «…что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…»

5 фактов о Кабанихе

Вывод

Марфа Кабанова является одним из ключевых женских образов в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Она символизирует собой невежество, жестокость, тиранию, требующую от окружающих полного подчинения. Суровая и беспощадная, она собственноручно разрушает судьбы своих детей.

Роль героини заключается в том, чтобы продемонстрировать косность и отсталость провинциального общества. Цитатная характеристика Кабанихи позволит лучше подготовиться к уроку по литературе в 10 классе, кратко составить доклад или написать сочинение на заданную тему.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *