принципы жизни преображенского братства

Принципы жизни Преображенского братства

Устремим все свое внимание, всю свободу своего сердца и ума на дарованную нам благодать возрождения.
Еп. Михаил (Грибановский)

I. Основные принципы жизни Преображенского братства

Церковность

Личностность

Неформальный и нефункциональный подход к каждому человеку; помощь в раскрытии его личных даров через обретение им свободы от «духа века сего» с его стремлением к самовыражению, накопительству и потребительству; преодоление индивидуализма и самозамкнутости; невозможность в решении главнейших жизненных вопросов переступить хотя бы через одного человека.

Неиерархичность

Невозможность «ставить себя выше других в церкви, а тем более – выше церкви, или претендовать особым образом выражать церковь» (протопр. Николай Афанасьев); недопустимость создания параллельной иерархии, но не отрицание принципа старшинства и иерархии мистической («выше тот, кто ближе к Богу», а старший тот, кого избрал для этого Бог).

Ответственность

Всё, что делается и сделано, проверять в Духе Святом и «многом совете», обязательно исправляя, лично или совместно, свои ошибки и грехи; ответственность за всех в общине и братстве и за всё в себе и в церкви.

Служение

Полагание всего своего времени, всех своих сил и средств на исполнение заповеди о любви к Богу и ближнему в подражание Христу, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф 20:28); служение от избытка сердца именно теми дарами, какие мы получили от Духа Святого в Церкви – в братстве, общинах и лично.

Непрестанное обновление и целостное воцерковление жизни

Возрастание во Христе по действию Духа Святого, чтобы дать возможность Богу «творить всё новое» (Откр 21:5), а самим не быть «тромбом» в теле Церкви, сохраняя способность не только быстро и точно реагировать на всё значимое в церкви и обществе, но восполнять недостающее и даже быть «впереди времени» (в соответствии со святоотеческим принципом «Церковь всегда обновляется»).

Ответственность «меньшего» за «большее» в церкви

Мирное и непримиримое противостояние злу

Стремление адекватно реагировать на всякое угашение духа и искажение смысла, на всякую неправду как в церкви (фундаментализм, модернизм, клерикализм, конформизм, политизация), так и в обществе (индивидуализм, разделение, потребительство, агрессивность, коррупцию, мафиозность), и при этом ничего не бояться, будучи готовыми даже к страданию за Христа в любое время. Никого не осуждать, не критикантствовать, бороться только «словом и житием».

Воспитание детей ради целожизненного служения

Подготовка детей, прежде всего собственным примером, к качественному и целожизненному служению, предполагающему внутренний настрой, при котором человек не держится за себя и свое, а готов делиться с близкими и ближними дарами любви. Воспитание своих и братских детей для «Царства Небесного и правды Его».

Борьба за человека и его свободу, за церковь и ее соборность

Борьба за человека не как борьба за что-то для человека, но за него самого как личность. Борьба в церкви не против кого-то, но за то, чтобы на первом месте в ней был Христос. «Потому что борьба у нас не против крови и плоти, но против начал, против властей, против повелителей этого мира тьмы, против злых духов на небесах» (Еф 6:12). Созидание общины, обращенной к личности и этим порождающей возможность соборности; и созидание братства, обращенного к соборности и этим поддерживающего развитие личности.

Братство стремится следовать Евангелию во всем, не считаясь со сложившимися обратными традициями, привычками, внешним или внутренним сопротивлением любого рода, в том числе и со стороны «здравого смысла».

II. Из этого следует:

1. Единая жизнь братьев и сестёр во Христе, включая жизнь в общинах и группах, малых и большом братствах, основанная на общении, братской агапической (всеобъемлющей) и дружеской любви и личном иночестве.

Это может выражаться, в частности, в иноческой по духу постоянной и трезвенной совместной обращенности ко Христу для обретения единства «закона веры», «закона молитвы» и «закона жизни»; в регулярных домашних и иных встречах для совместной молитвы, чтения Писания и духовной беседы и общения; в братских трапезах после совместного причастия (агапах); во взаимопомощи, делах милосердия и в совместном братском трудовом служении; в паломничествах и т.п.

2. Свидетельство о спасении и преображении во Христе, «благовестие Царства» словом, делом и жизнью.

Братство участвует в широкой и всесторонней миссии церкви по собиранию и научению людей, искренне ищущих путь к Богу. Члены братства стремятся свидетельствовать о христианской вере и жизни в общинно-братском духе.

Братство прилагает усилия для распространения в церкви практики обязательного научения перед крещением, т.е. возрождения в церкви катехумената и проведения полноценной катехизации перед крещением для некрещеных, а также для тех, кто «был крещен без подготовки, формально, не сподобившись «родиться свыше» (Ин.3:7)».1

Братство всемерно способствует расширению и углублению духовного просвещения, в частности, духовного образования христиан всех возрастов. Каждый член братства в нормальном случае осознает христианское просвещение и ученичество как дар Божий и, значит, как свою духовную обязанность.

3. Стремление к простоте и открытости во Христе и созидание христианского единства

Члены братства не замыкаются в себе и своей традиции, но ищут истину везде и, где бы ее ни нашли, принимают её, воцерковляя.

Братство не находится в формальной зависимости от государственных, общественных и официально-церковных учреждений, но прилагает усилия для поиска адекватных форм церковно-общественного диалога и поддержки христианской общественности.

4. Участие в евхаристическом и литургическом возрождении

Братство содействует полному выявлению в церкви литургической и общецерковной (соборной и личностной) природы всех таинств, начиная с крещения и евхаристии, стремясь к тому, чтобы таинства в церкви не могли восприниматься как частные требы и профессиональное дело одних священнослужителей, но как плод общего служения всего народа Божьего по его дару царственного священства (1 Пет 2:9).

Братство поддерживает перевод богослужения на национальные языки (прежде всего русский) и тем самым их воцерковление во исполнение слов сщмч. протопр. Александра Хотовицкого: «Из достоинства славянской речи еще не следует отрицание перевода книг, а равно богослужения и молитв на русский язык, ибо таким образом мы бережем золотник, а теряем пуд».

5. Ответственность за народ, общество и страну

Братство осуществляет свою деятельность вне политики, понимаемой как борьба за власть и свои привилегии, но осознает свою ответственность за церковь, общество и страну, народ и его историю. Ответственность братства за жизнь общества проявляется в четырех основных сферах:

Братство стремится явить христианский образ отношений как внутри церкви, так и внутри общества и его институтов, включая семью и государство.

Для этого члены братства призваны трезвенно разбираться в общественной ситуации: уметь отличать факты от мифов и пропаганды, не выносить поспешных суждений и решений, «не играть в чужие игры» и т.п.

Мы считаем пророческими и актуальными для всех нас слова, произнесенные еще в конце XIX века еп. Таврическим Михаилом (Грибановским):

«Всюду, где только можно, насаждать царство любви и гармонического развития личности в Духе при помощи Христа. В этом, в сущности, разрешается все православие, все его догматы, вся этика, все таинства, все обряды, вся жизнь. В разъяснении православия в этом смысле – теоретическая задача наша. В проведении такого православия в жизнь частную, семейную, общественную и государственную – вся наша практическая задача. В братском союзе сочувствующих и отдающихся всецело этой задаче людей – самый верный задаток обновления православно-русской жизни. Придется ли их (эти идеалы – ред.) осуществлять легальным путем или путем протеста сверху или снизу – все равно наше дело не рассуждать о том, что неизвестно, но быть готовым к нему».

[1] Из приветствия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II организаторам, участникам и гостям круглого стола «Катехизация в современной Церкви: вопросы, опыт, пути развития», проведенного Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи 29 ноября 2007 г.

Источник

Jahnus live review

+ ПРИНЦИПЫ ЖИЗНИ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО БРАТСТВА +

принципы жизни преображенского братства. Смотреть фото принципы жизни преображенского братства. Смотреть картинку принципы жизни преображенского братства. Картинка про принципы жизни преображенского братства. Фото принципы жизни преображенского братства

1. Участие в евхаристическом возрождении и литургическом служении.
2. Созидание общинности и стремление к полноте церковной жизни.
3. Участие в миссии, катехизации и духовном просвещении.
4. Открытость и стремление к христианскому единству.
5. Критическое отношение к искажениям церковной традиции.

1. Участие в евхаристическом возрождении и литургическом служении

Члены Братства понимают, что все таинства имеют литургическую основу и не могут рассматриваться как частные требы. Поэтому Евхаристия осознается как общее сослужение клириков и мирян в Церкви по дару царственного священства народа Божьего (1 Пет 2:9), как источник личностного преображения и единства во Христе.

Члены Братства считают жизненно важным для нашей Церкви как можно более полное участие мирян в богослужении. Для этого желательно чтение предстоятелем так называемых «тайных» молитв вслух, чтение Писания лицом к народу последовательно на церковнославянском и русском языках или только по-русски с обязательной проповедью после него, открытие царских врат на все время богослужения, по возможности пение всеми прихожанами вместе с хором богослужебных песнопений.

Члены Братства стремятся к полноте евхаристического общения, проявляющегося, в частности, в нормальном случае в еженедельном участии в Евхаристии и причащении.

2. Созидание общинности и стремление к полноте церковной жизни

Члены Братства стремятся к воцерковлению всей своей жизни. Члены Братства свидетельствуют о необходимости и возможности служения Богу и Его делу в мире («литургии после литургии»). Это может выражаться, в частности, во взаимопомощи, делах милосердия, регулярных домашних встречах для совместной молитвы, чтения Писания и братских трапез (агап).

Члены Братства стремятся к максимальному раскрытию личности каждого в церкви. Члены Братства видят путь к полноте воцерковления своей жизни в созидании общин, то есть малых групп, основанных на полной воцерковленности, внутренней неиерархичности (1Пет 5:5), взаимной ответственности и единстве во Христе их членов.

Братство признает общецерковную значимость общинной жизни, поддерживает утверждение в церкви общинности и выступает против духа закрытости и сектантства в любых его проявлениях.

3. Участие в миссии, катехизации и духовном просвещении

Братство считает своей важнейшей задачей участие в широкой и всесторонней миссии церкви по собиранию и научению людей, ищущих путь к Богу. Члены Братства стремятся свидетельствовать своим словом и личным примером о христианской вере и жизни и участвовать в меру своих сил в миссионерской деятельности.

Члены Братства считают желательными и практически возможными возрождение в церкви катехумената и проведение полной катехизации перед крещением для некрещенных, а также для тех, кто был крещен, но не научен.

Братство всемерно способствует расширению и углублению системы духовного образования для христиан всех возрастов. Каждый член Братства осознает христианское просвещение и ученичество как свою духовную обязанность, право и дар Божий.

4. Открытость и стремление к христианскому единству

Члены Братства относятся с уважением и любовью ко всем проявлениям истины и правды вне каноническо-юридических границ церкви (Ин. 3:8, Деян 10:34-35).

5. Отношение к искажениям церковной традиции

Comments:

Новый извод 2008 года (От ПБ к ПСМБ)

Принципы жизни Преображенского содружества малых братств.

«Устремим все свое внимание,
всю свободу своего сердца и ума
на дарованную нам благодать возрождения».
+ Еп. Михаил (Грибановский)

I. Основные принципы жизни Преображенского братства

Личностность
Неформальный и нефункциональный подход к каждому человеку; помощь в раскрытии его личных даров через обретение им свободы от «духа века сего» с его стремлением к самовыражению, накопительству и потребительству; преодоление индивидуализма и самозамкнутости; невозможность в решении главнейших жизненных вопросов переступить хотя бы через одного человека.

Неиерархичность
Невозможность «ставить себя выше других в церкви, а тем более — выше церкви, или претендовать особым образом выражать церковь» (протопр. Николай Афанасьев); недопустимость создания параллельной иерархии, но не отрицание принципа старшинства и иерархии мистической («выше тот, кто ближе к Богу»).

Ответственность
Всё, что делается и сделано, проверять в Духе Святом и «многом совете», обязательно исправляя, лично или совместно, свои ошибки и грехи; ответственность за всех и за всё в себе, в общине, братстве и в Церкви.

Служение
Полагание всего своего времени, всех своих сил и средств на исполнение заповеди о любви к Богу и ближнему в подражание Христу, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф 20:28); служение именно теми дарами, какие мы получили от Духа Святого в братстве, в общинах и лично.

Непрестанное обновление и целостное воцерковление жизни
Возрастание во Христе по действию Духа Святого, чтобы дать возможность Богу «творить всё новое» (Откр 21:5), а самим не быть «тромбом» в теле церкви, сохраняя способность не только быстро и точно реагировать на всё значимое в церкви и обществе, но восполнять недостающее и даже быть «впереди времени» (в соответствии со святоотеческим принципом «Церковь всегда обновляется»).

II. Из этого вытекает:

2. Свидетельство о спасении во Христе, «благовестие Царства» словом, делом и жизнью.
Братство участвует в широкой и всесторонней миссии церкви по собиранию и научению людей, искренне ищущих путь к Богу. Члены братства стремятся свидетельствовать о христианской вере и жизни в общинно-братском духе, прежде всего лично участвуя в миссионерском и катехизационном служении.
Братство прилагает усилия для распространения в церкви практики обязательного научения перед крещением, т.е. возрождения в церкви катехумената и проведения полноценной катехизации перед крещением для некрещеных, а также для тех, кто «был крещен без подготовки, формально, не сподобившись «родиться свыше» (Ин.3:7)». [1]
Братство всемерно способствует расширению и углублению духовного просвещения, в частности, духовного образования христиан всех возрастов. Каждый член братства в нормальном случае осознает христианское просвещение и ученичество как дар Божий и, значит, как свою духовную обязанность.

[1] Из приветствия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II организаторам, участникам и гостям круглого стола «Катехизация в современной Церкви: вопросы, опыт, пути развития», проведенного Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи 29 ноября 2007 г.

Источник

Принципы и приоритеты жизни Крестовоздвиженского трудового братства

«Церковное самосознание», или сознательная церковность

Главное дело Братства, по мнению Н.Н. Неплюева, заключалось в достижении церковного самосознания и установления честных отношений к Богу и Церкви. Именно в этом заключался «дух дела братства, его программа и цель» [Неплюев. Беседы о Братстве, С. 284].

Н.Н. Неплюев писал: «Исправлять нашу жизнь на лоне церкви, братски призывать моих братьев мирян быть верными заветам Главы Церкви и честно осуществлять в жизни церковную правду братства, я считаю долгом веры, любви и совести, моей обязанностью перед Богом, Церковью и людьми» [Неплюев. Собр.соч., Т. 4, С. 5]. Поэтому основополагающим принципом жизни Крестовоздвиженского братства была сознательная церковность, или «церковное самосознание», как говорил Неплюев.

В «Беседах о братстве» (глава «Церковное самосознание») Н.Н. Неплюев пишет: «Что такое церковное самосознание? Это сознательное отношение к Церкви и Главе ее – Христу Спасителю, сознательное отношение к вере и жизни по вере на лоне Церкви, сознательное отношение к самому себе как члену Церкви, к своим правам и обязанностям в ней. Для церковного самосознания не требуется быть ученым богословом, но обязательно требуется сознавать себя живым членом Церкви, не только принадлежащим к ней по названию, но и любящим ее, живущим с нею одной жизнью, радующимся ее радостями, скорбящим ее скорбью» [Неплюев. Беседы о Братстве, С. 278].

Церковному самосознанию соответствует определенное христианское мировоззрение и жизнь. Неплюев перечисляет ряд признаков, по которым можно определить наличие церковного самосознания.

1. «Человек, обладающий церковным самосознанием, будет всеми силами души стремиться жить с Богом, будет жаждать благодати Его» [Неплюев. Беседы о Братстве, С. 279].

3. «Третий признак – искреннее стремление согласовать свои желания и симпатии с верой…» [Неплюев. Беседы о Братстве, С. 280].

4. «Четвертый признак – искреннее стремление к честной жизни по вере, к стройной гармонии всей жизни во всей ее совокупности с верой, к честному осуществлению вечной истины правды воли Божьей в жизни: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф 6:10)» [Неплюев. Беседы о Братстве, С. 280].

«Неестественно при наличии церковного самосознания, понимая волю Божью и любя ее, не желать возможно скорейшего и возможно полнейшего осуществления ее на земле, мириться бессрочно с тем, что какая-либо область жизни не согласована с верой, не работать честно на дело стройной организации жизни, непременно всей жизни, во всей ее совокупности, на основе веры, действующей любовью. Если всё это не составляет насущной потребности нашей совести, мы еще не доросли до церковного самосознания, не можем быть живыми членами Церкви, мы чужды духу ее; ее радости не будут нашими радостями, от ее скорбей не сожмется сердце наше» [Неплюев. Беседы о Братстве, С. 280-281].

Любовь к Богу и братолюбие

Созидание христианского братства невозможно без веры и любви к Богу. Братское домостроительство есть дело Божие, а членство в братстве – это призвание от Господа, поэтому имеет значение не то, насколько немощен тот или иной человек, поскольку нет такой немощи, перед которой Господь оказался бы бессильным. Важно, насколько каждый человек, выбравший путь Братства, устойчив в желании отдавать свою жизнь под водительство Божие.

По мысли Неплюева, священной обязанностью братолюбия является труд, а «трудолюбие – честным подвигом принятия на себя возможно большей части тяжести общего креста» [Неплюев. Отчеты, Ч.1, С. 101].

Добровольная дисциплина любви

Кроме трудовой профессиональной деятельности, Неплюев говорил о необходимости и важности труда духовного – добровольной дисциплины любви. Это – ключевое для Н.Н. Неплюева понятие. Добровольная дисциплина любви должна основываться на любви к Братству и братьям, на понимании ее необходимости для блага общего дела. Это заключалось в признании общей для всех братчиков иерархии ценностей: служение Богу воплощается в устроении Трудового братства, которому необходимо подчинить свои личные и семейные интересы. Добровольная дисциплина любви была направлена на единство Братства, на преодоление неизбежных разногласий и конфликтов. Важно, решая трудный вопрос, не упираться в свое «я», в свои симпатии и предпочтения, а ограничить себя, посмотреть на ситуацию более широко, в контексте братском и церковном.

Добровольная дисциплина любви – духовный выбор, который должен сделать каждый член братства. Добровольность не означает слепой покорности. Напротив, требуется понимание того, что в христианском братстве необходимо ограничить себя, свой индивидуализм. Нужна победа духа над самим собой. А это невозможно вне духовной свободы и сознательной решимости ограничивать себя ради Бога и созидания дела Божьего. Более того, такая победа над самим собой не может совершиться раз и навсегда, ее необходимо совершать вновь и вновь каждый день своей жизни.

«Братское самосознание не допускает ни дисциплины страха, ни дисциплины корысти, тем более требует оно сознательной и добровольной дисциплины смиренной любви. В этой сознательной дисциплине смиренной любви к Богу, Его делу братства трудового и к властям братства – залог порядка и стройной гармонии братской жизни, главное отличие, непроходимая пропасть между христианским братством и анархической общиной» [Неплюев. Беседы о Братстве, С. 302].

Несение общего креста

Братское домостроительство – дело Божье, поэтому созидание Братства является совместным дружным несением общего креста. Каждый член Братства будет или вносить свой вклад в несение общего креста, или устраиваться поудобнее на кресте, когда его несут другие. Во втором случае неизбежно сползание на периферию братской жизни. Если человек не находит применения своим дарам и силам, он не может жить полноценно и радостно, такая жизнь не будет его устраивать и он будет искать возможности реализоваться в другом месте.

«Дело Братства трудового как дело стройной организации жизни, отношений и всех родов труда на основе веры, действующей любовью, дело разумного осуществления правды Божьей в жизни только и может быть делом Божьим или совсем не быть. Мы обязаны сознавать это. Это краеугольный камень братского самосознания и честного отношения к делу, благоговейного отношения к нему, глубокого убеждения в том, что мы должны возвышаться до дела, а не его принижать до уровня немощей наших, что мы со смирением должны принять на себя крест братства трудового и радостно нести его вослед Христу, а не усесться на нем поудобнее, тем более не влачить его за собой по прихотям похотей наших» [Неплюев. Беседы о Братстве, С. 300].

«…мы на себе должны нести крест Братства Трудового, а не на кресте Братства Трудового устраивать личное благополучие свое, увеличивая тяжесть креста для других, грубое себялюбие наше, желание украсть славу и радости Братства Трудового при полном отсутствии готовности на самопожертвование» [Неплюев. Отчеты, Ч. 1, С. 79].

«…каждый из нас на пути созидания Братства Трудового, в общем деле несения общего креста, может быть великой силой в руке Божьей, облегчая общее бремя, принимая на себя большую долю креста, или тормозом, увеличивая скорби и тяготу всех, возлагая на братьев и ту долю тяжести, которая должна была быть его заботой, его трудом» [Неплюев. Отчеты, Ч. 1, С. 45].

«Не может работать на дело наше тот, кто себе хочет угождать, а не на Бога работать, отвергнуться себя, взять крест и идти за Христом. Такой человек может более или менее долгое время жить в Братстве, даже приносить Братству временную пользу, честно исполняя то специальное дело, которое на него Братством возложено, но он никогда не станет твердой опорой Братства, созидающим элементом в нем» [Неплюев. Отчеты, Ч. 1, С. 51].

Приоритеты: распространение братского движения

«О. Николай Опоцкий приехал к нам перед праздниками. Он провёл с нами все Рождественские праздники и уехал 8 января. С ним приехали три сестры из Братства, которое было в процессе создания в Велебицах, под названием Преображения Господня. Скоро состоится открытие этого Братства; первая семья Братства будет посвящена святому апостолу Иоанну Богослову (евангелисту)» [Рукопись Грасье, П. 13, Л. 22].

«Со всех сторон поступает информация, что в различных уголках России зажигаются очаги насущной необходимости братского единения между людьми. Из столицы мы получаем вести, что священники загораются обновлённым духом веры в добро и в истину живого и живительного Евангелия» [Рукопись Грасье, П. 13, Л. 22].

Российский государственный исторический архив (РГИА)
Ф. 468. – Кабинет Его Императорского Величества МИДв:
РГИА, дело 1895 года = Дело Кабинета Его Императорского Величества административного отдела II департамента. По ходатайству представителя Крестовоздвиженского трудового братства. в м. Янполь Черниговской губ. о принятии братства под Высочайшее Государя Императора покровительство. 1 января – 12 июля 1895. / РГИА. Ф. 468. Оп.42 (II д/п, 1895 г.).
Архив г. Шалон-ан-Шампань (бывш. Шалон-на-Марне; Франция)

Рукопись Грасье = Рукопись аббата Альбера Грасье о Н.Н. Неплюеве (машинопись, фр.яз.) // Архив г. Шалон-ан-Шампань. – 310 л.

Источники и литература:

1. Неплюев. Беседы о Братстве = Неплюев Н.Н. Беседы о Трудовом братстве. Частное ответное письмо священнику Иванову. 2-е изд., исправл. М.: Культурно-просветительский центр «Преображение», 2011. – 392 с.

2. Неплюев. Собр.соч. = Неплюев Н.Н. Собрание сочинений: В 5 т. Санкт-Петербург: тип. и лит. В.А. Тиханова, 1901–1908.

3. Неплюев. Отчеты, Ч. 1 = Неплюев Н.Н. Отчеты блюстителя о жизни Трудового братства. Ч. 1. М.: Межрегиональная общественная организация «Культурно-просветительский центр «Преображение», 2011. – 224 с.

4. Неплюев. Отчеты, Ч. 2 = Неплюев Н.Н. Отчеты блюстителя о жизни Трудового братства. Ч. 2. М.: Межрегиональная общественная организация «Культурно-просветительский центр «Преображение», 2011. – 336 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *