принцип жизни тибетских монахов
Секреты долголетия тибетских монахов
Ученые, изучая феномен долголетия, пришли к удивительным выводам. Оказывается, продолжительность жизни на 25 % зависит от генетики и на 75 % — от здоровья и состояния организма. Иными словами, на этот фактор можно повлиять. И хотя универсального рецепта продления человеческой жизни не существует, многие пытаются узнать секреты вечной молодости и долголетия тибетских монахов, а потом применяют полученные знания на практике. Удивительно, но это работает!
Отшельники-долгожители мало общаются с мирскими людьми, поэтому не так просто узнать от них секреты долголетия тибетских монахов. Но при желании мы можем понаблюдать за их бытом и образом жизни, а потом сделать выводы. Тибетские монахи живут высоко в горах, где разреженный экологически чистый воздух увеличивает выносливость организма и укрепляет иммунитет. Чистая вода, холодные обливания, солнечные ванны, режим дня в соответствии с биологическими ритмами, с ранним подъемом и ранним отходом ко сну, физический труд, близость к природе, спокойствие и умиротворенность — все это, несомненно, продлевает жизнь. Кроме того, монахи очень мало едят, занимаются гимнастикой, не имеют вредных привычек и отличаются позитивным жизненным настроем. Они не ссорятся, не злятся, не раздражаются, радуются каждому дню и благословляют сложности жизни — именно эти принципы и лежат в основе буддизма.
«Один из секретов продления молодости и долголетия тибетских монахов заключается в эликсире молодости, рецепт которого может быть разным. Обычно в его состав входят лекарственные травы и другие природные ингредиенты. Очень хорошо зарекомендовал себя следующий рецепт. Измельчите по 100 г березовых почек, ромашки, зверобоя и бессмертника, возьмите столовую ложку этих сухих растений, залейте половиной литра кипятка и дайте настояться. Через 20 минут процедите жидкость через ткань и растворите в стакане ароматного отвара чайную ложку настоящего меда с пасеки. Выпейте чай вечером после ужина и после до самого утра не ешьте и не пейте. Утром подогрейте на паровой бане оставшийся отвар и снова выпейте с чайной ложкой меда. Повторяйте эти процедуры каждый день, пока не закончится травяная смесь».
Тибетский эликсир молодости очищает организм от токсинов и лишнего жира, нормализует обмен веществ, делает сосуды эластичными, укрепляет сердце, омолаживает все органы и даже восстанавливает зрение. Рекомендуется повторять терапию с эликсиром каждые три месяца, и результаты не заставят себя долго ждать!
Упражнения для долголетия тибетские монахи делают каждый день, поэтому до глубокой старости они сохраняют гибкость позвоночника. А позвоночник — основа нашего здоровья, ведь к нему тянутся нервные окончания от всех органов и мышц. Кроме того, тибетская гимнастика, даже если ее выполнять в течение пяти минут, стимулирует обмен веществ, дает бодрость телу и духу, омолаживает органы и системы организма, снимает стресс и нормализует энергетику.
«Особенно хороша тибетская гимнастика „Пять жемчужин“. Она не только избавляет от болезней и лишнего веса, но и приводит в порядок гормональную систему, тонизирует организм, дарит радость жизни и устраняет беспокойство. Этот комплекс из пяти упражнений подходит для очень занятых людей, у которых нет времени посещать спортзал».
Если «Пять жемчужин» кажутся для вас слишком сложной гимнастикой, попробуйте упражнения, которые можно делать утром, не вставая с постели. Например, растирайте ладони друг о друга, пока они не станут горячими, — это активизирует находящиеся в них биологически активные точки. Потом надавливайте на глазные яблоки, после чего, сцепив пальцы на затылке, прижимайте ладони к ушам. Очень хорошие упражнения — массаж лба и темени сложенными друг на друга ладонями, вращение кистями и стопами, растирание ступней. Только помните, что тибетская гимнастика имеет некоторые противопоказания, поэтому сначала обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом.
Еще один рецепт долголетия тибетских монахов заключается в особенностях питания. Интересно, что редкие монахи являются вегетарианцами, но практически все соблюдают принципы раздельного питания. Они никогда не смешивают белки и углеводы, стараясь есть во время приема пищи только одно блюдо. А еще тибетские монахи считают, что излишества в еде и склонность к гурманству приводят к болезням и ожирению. Для них вполне привычно ограничиться в обед только овощами, а потом пойти поработать. Вечером они тоже умеренны в еде: их ужин — несколько фруктов или хлеб, при этом во время трапезы они не спешат и тщательно пережевывают пищу.
Жители Тибета не пьют кофе, стараются каждый день съедать сырое яйцо и готовят цампу — смесь из соленого тибетского чая, молока яка, масла и ячменной муки. В ней много железа, поэтому анемия монахам не грозит. По вкусу цампа напоминает кашу из молотого геркулеса.
Национальный тибетский хлеб напоминает лаваш, хотя популярен и паровой хлеб, похожий на размоченные сухари.
Кстати, соленый тибетский чай «ча суйма» готовится из пуэра, который варится в молоке, а потом взбивается с топленым маслом яка и солью. Многие тибетцы носят соленый чай с собой в термосе и постоянно его пьют в течение дня.
«Ча суйма» согревает и восстанавливает силы, хорошо насыщает и питает организм ценными витаминами и микроэлементами, снимает усталость и тонизирует организм. Долголетие тибетских монахов — следствие их диеты, с этим не поспоришь!
Тибетские монахи и древнее учение Тибета
Ж изнь тибетских монахов — тайна за семью печатями. Она полностью посвящена поиску истины. Про тибетских монахов говорят, что они знают практики, которые позволяют лишь за одно воплощение достичь состояния Будды. Они носят в своих сумках человеческий череп, чтобы всегда помнить о непостоянстве и близости смерти. Тибетские монахи устойчивы к холоду, могут даже в лютые морозы ходить в тонкой хлопковой одежде, месяцами обходятся без пищи, знают всё о тибетских мандалах, могут переносить своё сознание в тела других живых существ. Носители тайных практик «шести йог Наропы», они легко путешествуют по мирам, которые не доступны простым смертным. Что из этого правда, а что вымысел? Быть может, это лишь мифы, которыми часто наполнены различные религиозные течения? Действительно ли тибетские монахи — это люди, которые преодолели ограничения тела и сознания и способны творить чудеса?
Тибетский монах: совершенство отречения
Тибетские монахи известны своей отрешённостью от материального мира. В труде Шантидэвы довольно подробно описана философия и практики тибетских монахов. Как пишет великий философ: «чувственные наслаждения подобны мёду на лезвии бритвы». В своих медитативных практиках они один за другим проходят все восемь уровней Дхьяны (медитации), в ходе которых постепенно постигают три аспекта бытия: непостоянство, безличностность и неудовлетворённость.
На первых уровнях Дхьяны сохраняются некоторые ментальные формации. После освоения четвёртого уровня медитирующий направляет своё внимание на непостоянство всех феноменов, и окружающий мир буквально начинает расщепляться на атомы в сознании адепта. На этом этапе достигается состояние «осознания отсутствия всего». Теоретическое понимание этого явления подробно описано бодхисаттвой Авалокитешварой в «Сутре Сердца».
Именно понимание иллюзорности и непостоянства всех вещей и явлений позволяет тибетским монахам достигать совершенства отречения. И секрет их отрешённости прост: они следуют правилам не просто потому, что эти правила описаны в древних текстах, а потому, что сами на практическом уровне поняли природу непостоянства вещей и явлений. Это осознание разрушает все привязанности. Однако формальный кодекс поведения монаха всё же существует.
Тибетское учение «Шесть йог Наропы»
Квинтэссенцией тибетских практик является комплекс тайных наставлений «Шесть йог Наропы». Это шесть практик, каждая из которых позволяет проработать отдельный аспект личности на энергетическом, физическом и духовном уровне. Первой из практик является практика «Туммо»: практикующий выполняет волевую пранаяму с задержками дыхания на вдохе и на выдохе, с соответствующими энергетическими «замками» и визуализациями (преимущественно огня и света) в своём теле. Существуют три уровня освоения практики: Малый Ветер, Средний Ветер и Великий Ветер. В ходе практики монах визуализирует движение энергии по каналам, тем самым очищая их, а также концентрируется на образах огня и света, что позволяет запустить процесс выработки тепла физическим телом. Наиболее сложным для выполнения является последний уровень. Выполняются подряд три задержки дыхания на вдохе с «замками», затем три задержки дыхания на выдохе с «замками», и всё это сопровождается визуализацией пылающего огнём тела, а затем —пустотности. Одним словом, практика далеко не для каждого.
Эта довольно сложная практика совмещает в себе дыхание, волевые задержки дыхания, визуализацию, энергетические замки и так далее. Но и результат от неё можно получить довольно серьёзный: монахи, освоившие уровень «Великий Ветер», становятся полностью нечувствительными к холоду. Прошедшие все ступени посвящения в данную практику выдерживают экзамен: энергией своего тела нужно высушить на морозе за 10 минут 14 мокрых полотенец. Это норматив на «отлично». В идеале монах способен даже силой энергии своего тела обогреть помещение не хуже, чем печь.
И это только первая из «Шести йог Наропы». Также монахи осваивают йогу сновидений, благодаря которой, уходя в сон с концентрацией на том или ином образе в определённой части тела (допустим, на красном лотосе в районе горла или на белом солнце в межбровье), они способны путешествовать в глубинах подсознания, прорабатывая свои внутренние проблемы и ограничения. К примеру, засыпание с концентрацией на образе чёрного солнца в районе промежности позволяет встретиться во сне со своими страхами и преодолеть их, ведь во сне шагнуть навстречу страху гораздо проще. Также монахи осваивают йогу иллюзорного тела и, самое невероятное, йогу переноса сознания, которая позволяет перемещать своё сознание в тело другого живого существа. А практика Бигу Шичи позволяет достичь уровня энергетического питания. В процессе данной практики выполняется довольно простая визуализация: пупок раскрывается в цветок лотоса, и практикующий визуализирует процесс питания через пупок. Сама визуализация довольно простая, но эффект питания энергией достигается через совершенство концентрации. А его тибетские монахи обретают благодаря одной из самых начальных практик, к примеру, концентрации на точке на стене. Задача данной практики — научиться неотрывно концентрироваться на объекте. Что же касается правил питания для монахов, то, в первую очередь, оно должно не нарушать принцип ахимсы — ненасилия.
Чтобы хотя бы примерно понять, какой сложности медитативные практики выполняют тибетские монахи, можно ознакомиться с таким текстом, как «Постижение деяний и Дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость». Всё, что там описывается, — всё это необходимо себе представлять лишь силой своего воображения.
Так или иначе все практики дают монахам определённые сиддхи — сверхспособности. Так, к примеру, искусство Панлунмень позволяет достичь устойчивости тела по отношению к внешним повреждениям. Тибетские монахи ранее часто подвергались нападениям как организованных армий, так и просто случайных разбойников. Именно поэтому боевые искусства и различные методы тренировки физического тела среди них также популярны. Но конечная цель всех практик — это, разумеется, обретение состояния Будды. А высшая сверхспособность — это сострадание ко всем живым существам.
Тибетские монахи — это в первую очередь практики: сколько живут, столько практикуют. Тайное учение Тибета позволяет достичь состояния Будды всего за одну жизнь, и жизнь посвящается только этой цели.
Тибетская философия: мир — иллюзия
Тибетская философия ничем не отличается от классического учения буддийских монахов. Основа этой философии — первая проповедь Будды о том, что есть страдание и каков способ его прекратить, а также наставления, которые даны в «Сутре Сердца», «Алмазной Сутре» и многих других сутрах Праджняпарамиты.
Философия тибетского буддизма довольно ёмко и понятно изложена в философском трактате монаха Шантидэвы «Путь Бодхисаттвы». Легенда гласит, что, когда он читал свой текст перед монахами, его тело воспарило над полом, а сам он вошёл в состояние самадхи.
В данном трактате описывается, как монаху следует воспринимать окружающий мир, как относиться к себе, к живым существам, к миру. «Все страхи, а также все беспредельные страдания берут начало в уме… Тигров, львов, больших слонов, медведей, змей и недругов всех мастей — всех можно укротить, укротив лишь свой ум», — пишет Шантидэва.
В последних главах он даёт конкретные практики аналитической медитации, направленные, например, на разрушение иллюзорности привлекательности женского тела, на осознание причинно-следственных связей и так далее.
Буддийский монах: путь к Нирване
Каким должен быть буддийский монах? Согласно первой проповеди Будды, цель пути — Нирвана. Однако в «Сутре о цветке лотоса чудесной дхармы» говорится, что учение Будды дано только бодхисаттвам, то есть тем, кто, имея возможность уйти в Нирвану, остаются в Сансаре ради блага живых существ. И существуют разные школы, каждая из которых придерживается той или иной концепции. Поэтому единое представление о том, каким путём идут буддийские монахи, сформировать сложно. Одно можно сказать наверняка: буддийские монахи — это отрешённые странники, которые приходят в этот мир как в школу суровых уроков, чтобы достичь духовно-нравственной чистоты, освободиться от оков материального мира и по возможности помочь в этом другим. А путеводной звездой каждого буддийского монаха остаётся сострадание к живым существам, а всё остальное — последствия этого.
Правила жизни тибетских монахов
Рассуждая о жизни и её составляющих, разумный и действительно развивающийся человек, несомненно, придёт к выводу, что она состоит не только из повседневных дел, решения насущных проблем, суеты рабочих дней и отдыха в подходящее для этого время. По-настоящему полноценная жизнь подразумевает проявление внимания ко всем аспектам своего бытия. И сугубо материалистическое мировоззрение практически никогда не даёт человеку того, чего он на самом деле желает, пусть даже и редко задумывается об этом: ощущения глубинного счастья и гармонии, крепкого здоровья и долголетия, радости бытия и удовлетворения от каждого прожитого дня, духовного развития и личностного роста во всех его проявлениях.
Сегодня мы поговорим о том, как относятся к жизни действительно духовно развитые люди одной из самых таинственных и загадочных стран всех времён – монахи Тибета. Для удобства восприятия информация преподнесена в виде простых рекомендаций и разделена на два блока, каждый из которых касается отдельного аспекта жизни.
Физическая и повседневная жизнь
То, как мы действуем в каждодневной жизни, является основой нашей личности. Наши действия формируют наши привычки, убеждения, видение мира и понимание вещей. Они делают из нас тех, кто мы есть сегодня. Чтобы повседневная жизнь человека была гармонична и всегда наполнена положительной энергией, он должен придерживаться нескольких простых правил:
Духовная жизнь
Духовный аспект жизни человека играет такую же важную роль, как и физический. Без понимания этого, согласно, тибетским монахам, человеку будут сопутствовать неудачи, страдания, потери и боль. Итак, правила духовной жизни:
Эта информация ни в коей мере не претендует на то чтобы быть всеобъемлющей и не раскрывает всю глубинную суть мировоззрения и верований тибетских монахов. В действительности всё это имеет многовековую историю и всевозможные особенности. Но одним лишь глазком коснувшись мировоззрения этих людей, мы можем провести параллели с нашей повседневностью и увидеть, насколько современный цивилизованный и образованный человек может быть далёк от того образа жизни, который позволил бы ему обрести себя и прийти к гармоничному существованию. Описанные правила очень просты. Возможно, именно по этой причине многим людям так сложно их придерживаться.
Ниже мы предлагаем вам пройти небольшой опрос, который позволит понять, есть ли среди наших читателей люди, которые стремятся к духовной и осознанной жизни, или даже те, кто и сам придерживается правил жизни тибетских монахов.
Аскеза и айфоны: как живут тибетские монахи
В тибетские монастыри принимают с шести лет, а уже к 21 году можно получить статус гелонга – просвещенного монаха. И если в начале пути необходимо исполнять всего на три заповеди больше, чем обычный мирянин, то по завершении обучения нужно помнить и соблюдать более 250 обетов. Монахиням еще сложнее – у них заповедей 350.
Юных тибетцев, вставших на путь просветления, в первую очередь спрашивают, есть ли какие-либо обстоятельства, которые могут им в этом помешать. Пройдя проверку, новоприбывший должен выбрать себе двух учителей: один из них будет отвечать за обучение основам буддизма, а другой – за выполнение подопечным общественных обязанностей в монастыре. После этого будущего монаха стригут практически налысо, оставляя лишь небольшой клок волос в районе темени. Его сбреют, когда настоятель монастыря одобрит принятие неофита в общину.
Распорядок дня в монастыре определяется простой формулой: восемь часов духовных практик, восемь часов физического труда и упражнений и восемь часов на отдых, еду и сон. День монахов начинается в шесть часов утра с молитвы, которая длится два-три часа. После скромного завтрака — еще один час молитв. Дальше послушники изучают религиозные тексты, занимаются повседневной работой, физическими упражнениями и горловым пением.
Жизнь тибетских монахов
История тибетского учения, или как его ещё называют — «ламаизма», начинается далеко в 6-7 веке н.э. Однако, несмотря на столь внушительный временной промежуток, оно не разгадано до конца и по сей день. Частично причиной этому служит приверженность учеников к молчанию. Но об этом чуть позже. Нам же, как непосвящённым в суть мировоззрения, дано лишь приоткрыть сию завесу.
Тибетская философия жизни
Имея много общего с классическим буддизмом, тибетское учение ориентировано на освобождение от земных страданий. Чтобы суметь дойти до конца, вступившему на столь нелёгкий путь, надлежит понять устройство мироздания. И здесь есть два варианта:
Какой бы из них ни предпочёл ученик, завершить восхождение к вершинам самосовершенствования, можно лишь практикуя философские догматы в дне сегодняшнем.
Физическая и повседневная жизнь
Проживание вдали от суетного мира даёт ламаистам невероятно трезвый ум и светлое сознание. Один день плавно перетекает в другой и зиждется на следующих принципах:
Духовная жизнь
Многие, познавшие бытовое благополучие сходятся в том, что счастье зиждется на несколько иных «трёх китах». Согласно тибетскому учению, следует выстроить гармоничную взаимосвязь между функционированием тела и души. Помочь в этом могут следующие наставления:
Как медитируют тибетские монахи
Техническое оборудование XXI в. позволило профессору нью-йоркского университета Зорану Йосиповичу провести исследования работы мозга во время медитации. Эти эксперименты показали, что состояние гармонии было достигнуто в момент активизации внешней и внутренней сети. Внешняя отвечает за связь с миром, а внутренняя – с самим собой.
До исследования профессора считалось, что занимаясь повседневными делами, человек использует внешнюю сеть. Внутренняя – работает в состоянии покоя. И что мозг способен лишь к попеременной их работе.
Однако, стало понятно, что «единение с миром» постигается только активизацией обеих систем. Владение этим навыком требует приложения недюжих усилий и достаточно продолжительного времени.
Первое, чему нужно обучиться тибетскому ученику – расслабляться. Лучшим показателем освоения практики является умение падать без последствий.
Следующий шаг – погружение в медитацию. Важно принять правильную позу и освободить сознание от мыслей.
Медитация – состояние при полном расслаблении, при котором энергия как бы стоит на месте и не стремится ни в будущее, ни в прошлое. Она окутывает и наполняет силой. Тело и ум как будто погружаются в тепло. И оно настолько переполняет человека, что переходит в состояние благодарности всему и всем, здесь и сейчас. Медитация бывает:
Тренировки обычно проходят в тишине горных вершин, с заранее подготовленными запасами еды.
Как питаются монахи
Несмотря на мировой тренд последнего времени вести ЗОЖ (Здоровый образ жизни) и придерживаться ПП (Правильного питания) – тибетская философия отталкивается от несколько иных принципов:
Но вся эта система рушится, если посмотреть правде в глаза. Питание монахов ужасно, лишь по той простой причине, что Тибет не является землёй обетованной, и там просто не растут все необходимые для качественного питания овощи и фрукты. То, что их меню состоит из 1-2 блюд в день, в которое входит всего 1-2 ингредиента просто не может полноценно насытить организм. И надо отдать должное — воздуху и образу жизни, благодаря которым, тибетские монахи умудряются дотянуть до 40 лет.
Продолжительность жизни
Мало кто знает о превратностях судьбы в становлении мировоззрения. Но слово «долголетие» — это первое, что приходит на ум, когда слышишь «Тибет». Ламам приписывают жизнь до 100 и более лет. Иначе и быть не может, ведь они владеют тайнами тибетской медицины. Только стоит учесть, что сколько уникальной бы она не была, ко всемогущим её всё-таки не отнести.
Наиболее известна таблица продолжительности жизни тибетских далай-лам, которая ярче других показывает, что в среднем они живут 43-45 лет. К самым долгожителям можно отнести лишь I Далай-ламу, что прожил в 14 в. до возраста 83 лет и умер от старости и XIV, который живёт до сих пор. И вот он-то возможно и доживёт до 100 лет, поскольку в силу политической неразберихи с Китаем, Далай-лама на данный момент проживает на территории Индии.
Что же касается простых жителей Тибета, то по официальным данным их средняя продолжительность жизни составляет 60-65 лет. Однако всего 100 лет назад этот показатель был ещё ниже и составлял Сверхспособности или выдумки?
Вопрос левитации тибетских практиков, пожалуй, мы всё-таки оставим на Ваше усмотрение. Поскольку нет никаких доказательств, подтверждающих существование данного явления. Впрочем — как нет и стопроцентного опровержения.
Лучше вспомним те сверхспособности, которые удалось зафиксировать научным исследователям:
Правда и у этих чудес есть свои опровержения. Поэтому верить или нет – исключительно Ваш выбор.
Напоследок
Как написано ранее, одним из принципов жизнедеятельности ламаистов является принятие реальности, а не подмена желаемого на действительное. Следуя этому правилу, стоит заметить, что далеко не каждому дано закончить обучение тибетскому буддизму. Ибо путь долог и тяжёл. Но – если все жители планеты позаимствуют, хотя бы крупицу крупиц из этого учения, наш мир станет в разы лучше.